ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
Открытые инновации:
обзор теории и практики на основе анализа литературы 2003-2010 гг.
В настоящее время теме открытых инноваций уделяется все большее внимание как зарубежными, так и отечественными теоретиками и практиками инновационного менеджмента. В подтверждение тому, растет количество публикаций, затрагивающих проблемы и перспективы концепции открытых инноваций в современных условиях. В связи с этим, цель настоящей статьи заключается в выявлении как ключевых, так и наименее изученных, но, возможно, в будущем перспективных, направлений исследований открытых инноваций.
Ключевые слова: открытые инновации, количественный и качественный анализ, «дерево исследований».
Введение
Как известно, развитие любой научной теории базируется на обобщении и систематизации полученных результатов и проведенных исследований. Концепция открытых инноваций не исключение. Однако, до настоящего времени, не проведено ее всестороннего ретроспективного анализа.
В связи с этим, обозначенная выше цель статьи является актуальной и представляет большой исследовательский интерес. Достижение поставленной цели реализуется через всесторонний обзор теории и практики открытых инноваций на основе анализа литературы: книг, научных статей, материалов конференций.
Основные приемы и методы, которыми пользуется автор, описаны в «методологии исследования». Среди них такие, как: обзор, классификация и структурирование публикаций по сферам и географическому признаку, определение их количественной динамики, формирование «дерева исследований открытых инноваций».
Применение обозначенных методов, позволило автору получить как количественные, так и качественные результаты.
Далее перейдем к рассмотрению методологии и результатов исследования.
Методология исследования
Для того, чтобы обозначить методологию исследования, необходимо ответить на два взаимосвязанных
Н. Н. Герасимова,
магистрант кафедры менеджмента и маркетинга Нижегородского государственного архитектурностроительного университета
e-mail: [email protected]
вопроса: «Что исследовалось?» и «Как исследовалось?». Начнем с ответа на первый вопрос.
В целях получения максимально полной и объективной информации об основных направлениях исследований и достигнутых научных результатах теоретиков и практиков инновационного менеджмента в сфере открытых инноваций, автором проанализировано около 240 публикаций по обозначенной теме. Среди них книги профессора Harvard Business School Г. Чесбро, впервые сформулировавшего теоретические основы концепции открытых инноваций:
• «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий» (Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology, 2003);
• «Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент» (Open Business Models: How to Thrive in the New Innovation Landscape, 2006);
• «Открытые инновации. Исследование новой парадигмы» (Open Innovation: Researching a New Paradigm, 2006);
• «Открытые инновации в сфере услуг» (Open Services Innovation: Rethinking Your Business to Grow and Compete in a New, 2011).
К основным зарубежным периодическим изданиям, уделяющим значительное внимание теме открытых инноваций, относятся такие журналы, как R&D Management, MIT Sloan Management Review, Technovation, Harvard Business Review, International Journal of Innovation Management, Research-Technology Management.
Также можно выделить следующие зарубежные периодические издания, содержащие публикации в
области открытых инноваций: Strategic Management Journal, InternationalJournal of Technology Management, European Management Review, California Management Review, European Journal of Innovation Management, International Journal of Technology Intelligence and Planning, International Journal of Intellectual Property Management, International Journal of Management Reviews, Research Policy, Journal of Product Innovation Management, Creativity and Innovation Management, Journal of Customer Behaviour, International Journal of Technology Transfer and Commercialisation. В России это журнал «Инновации».
Далее перейдем к рассмотрению вопроса: «Как исследовалось?»
Во-первых, автор статьи провел поисковое исследование среди отечественных и зарубежных периодических изданий на предмет содержания в них публикаций и специальных выпусков по интересующей теме.
Так, журнал «Инновации» содержит ряд статей и специальный выпуск, посвященный теме открытых инноваций (№ 1, 2008; № 11, 2009; № 7, спецвыпуск, 2010).
Журнал R&D Management выпустил три специальных выпуска по обозначенной теме (№ 3, 2006; Open R&D and Open Innovation, № 4, 2009; The Future of Open Innovation, № 3, 2010).
Научный журнал Technovation также содержит большое количество публикаций, посвященных вопросам открытых инноваций (№ 7, 2004; № 8, 2008; № 6-7, 2009; № 7-8, 2010; № 11-12, 2010; № 1, 2011).
Кроме того, № 1, 2, 4, 2009 и № 4, 6, 2010 научного издания International Journal of Innovation Management посвящены исследованиям в сфере открытых инноваций.
В таком издании, как Research-Technology Management № 4, 2003; № 1, 4, 2004; № 4, 2005; № 2, 3, 2006; № 1, 2, 2007; № 3, 2008; № 1, 2009 и № 3, 5, 2010 содержат статьи по теме открытых инноваций.
Таким образом, автором сформирована база исследований в области открытых инноваций, содержащая статьи более чем 20 зарубежных и отечественных периодических изданий, посвященных проблемам инновационного менеджмента.
Во-вторых, автором рассмотрены материалы докладов одной из наиболее крупных и популярных в кругах профессионалов инновационного менеджмента конференции ISPIM1. Это международная ежегодная конференция, которая собирает большое количество исследователей со всего мира. Так, тема открытых инноваций занимает видное место в программах конференций ISPIM 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг. Следует отметить, что на 21 конференции ISPIM-2010 на тему «Динамика инноваций», направлению открытых
1 International Society for Professional Innovation Management, ISPIM (Международное общество профессионального инновационного менеджмента).
инноваций было посвящено самое большое количество сессий, дважды превышающее такие другие не менее важные направления, как управление инновациями, персонал в сфере инноваций, региональные инновации [3].
Таким образом, автором сформирована «база данных» в сфере открытых инноваций, содержащая около 240 публикаций по обозначенной теме в период с 2003 по 2011 гг.
В-третьих, для выявления основных направлений исследований и определения достигнутых научных результатов в области открытых инноваций, автор анализирует и, на этой основе, классифицирует статьи из сформированной «базы данных». Основным признаком классификации является принадлежность к таким сферам деятельности, как:
• государственное и региональное управление инновациями,
• инновационный бизнес,
• инфраструктурное обеспечение инноваций,
• кросс-культурное взаимодействие и глобальная экономика,
• информационные ресурсы и технологии,
• образование и инновации,
• социальная сфера,
• человеческие ресурсы,
• исследование особенностей и границ применимости открытых инноваций,
• открытые инновации и другие концепции современного менеджмента.
При этом, такую сферу исследования как «инновационный бизнес», (так как она содержит наибольшее количество публикаций в области открытых инноваций) автор статьи классифицирует более детально. Основным признаком классификации в данном случае, является принадлежность к следующим областям управления:
• стратегией,
• персоналом,
• НИОКР,
• конкурентоспособностью,
• интеллектуальной собственностью,
• отношениями с внешним окружением (потребителями, поставщиками, посредниками).
Таким образом, каждая публикация из сформированной «базы данных» в области открытых инноваций отнесена к той или иной классификационной группе, что дает возможность увидеть структуру и процентное соотношение исследований темы открытых инноваций по различным сферам.
В-четвертых, для определения количественной динамики исследований в сфере открытых инноваций, все публикации распределены по годам их издания.
Так, широкое распространение концепция открытых инноваций получила в 2003 г., когда в США вышла первая книга Г. Чесбро, посвященная новой теории «Открытые инновации. Новый путь создания
ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
и использования технологий». Однако, как показало проведенное исследование, ряд авторов обращался к проблеме необходимости объединения инновационных усилий, кооперации и взаимодействия между различными субъектами инновационной деятельности в гораздо в более раннее время.
Так, например, в 1973 г. японский исследователь M. Uenohara (Nippon Electric Co) в журнале R&D Management (№ 2, 1973) опубликовал статью «Симбиотическая конкуренция: перспективы развития открытого ноу-хау рынка» («Symbiotic competition: future trends of the open know-how market»). Затем, в 1986 г. в журнале Management science (№ 7) публикуется статья американского исследователя Э. вон Хиппеля (Eric von Hippel) «Ведущие пользователи: источник концепций новых продуктов» («Lead Users: A Source of Novel Product Concepts»). Кроме того, в 1988 г. выходит книга Э. вон Хиппеля «Источники инноваций» («The Sources of Innovation», Oxford University Press), центральной идеей которой являются отношения компаний с их внешним окружением: потребителями, поставщиками, посредниками, конкурентами.
Также исследование показало, что в 2002 г. в различных изданиях опубликовано достаточно большое количество научных статей по темам, прямо или косвенно относящимся к сфере открытых инноваций. К таким публикациям, например, относятся:
• Н. Франке, М. Шрайбер «Бизнес-возможности инструментов пользовательских инноваций» (Nikolaus Frankea, Martin Schreierb «Entrepreneurial opportunities with toolkits for user innovation and design» (№ 4, International Journal on Media Management, 2002),
• Э. вон Хиппель, Р. Кац «Переход к рассмотрению потребителей как источников инноваций» (Eric von Hippel, Ralph Katz «Shifting Innovation to Users via Toolkits» (№7, Management science, 2002),
• Э. вон Хиппель, С. Томке «Потребители как инноваторы: новый способ создания ценности» (Stefan Thomke, Eric von Hippel «Customers as Innovators: A New Way to Create Value» (№80, Harvard Business Review, 2002).
Таким образом, распределение статей по открытым инновациям по годам их публикаций, дает возможность проследить количественную динамику исследований в сфере открытых инноваций в ретроспективе, и сделать, на этой основе, перспективный прогноз динамики будущих исследований.
В-пятых, в целях выявления наиболее активных стран в отношении развития концепции открытых инноваций, автор классифицирует все публикации сформированной «базы данных» по географическому признаку. Как показало исследование, можно выделить порядка 30 стран, ученые которых работают в направлении изучения и развития открытых инноваций.
Такая классификация позволит определить: не только страны, ученые которых сделали набольший
вклад в становление и развитие концепции открытых инноваций, но и страны, которые только начали исследовать это направление.
В-шестых, на основе классификации публикаций в области открытых инноваций по признаку сферы исследования и географическому признаку, автор формирует «дерево исследований открытых инноваций» для каждой страны, в которой общее количество статей по теме открытых инноваций составило не менее десяти. Такими странами стали Австрия, Бельгия, Финляндия, Германия, Италия, Нидерланды, Швейцария, Россия, Великобритания и США.
«Дерево исследований открытых инноваций» представляет собой модель, основанную на определении тематических сфер, в рамках которых ведется исследовательская деятельность в области открытых инноваций в различных странах мира. Она позволяет определить ключевые направления и специфику развития открытых инноваций по географическому признаку.
Представленная методология позволила выявить и сформировать результаты исследования. Далее, перейдем к представлению полученных результатов.
Результаты исследования
Полученные автором результаты исследования можно условно поделить на две категории: количественные и качественные. Начнем с представления первой категории.
Рассмотрим динамику исследований в сфере открытых инноваций в период с 2003 по 2010 гг. (рис 1).
Из представленной диаграммы видно, что в период с 2003 по 2005 гг. количество публикаций в области открытых инноваций составляло не более 10. В следующие периоды это количество постепенно возрастает и достигает своего максимума в 2010 г.
Такое увеличение числа научных публикаций в сфере открытых инноваций можно связать как с изданием научными журналами, посвященными вопросам инновационного менеджмента, специальных выпусков по теме открытых инноваций, так и возросшей популярностью этой темы на международных научных
Кол-во 90 '
80 70 60 50 40 30 20 10
0
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 годы
-- число публикаций по годам
Рис. 1. Динамика исследований в сфере открытых инноваций в период с 2003 по 2010 гг.
Таблица 1
Количественное распределение исследований открытых инноваций по сферам и годам в период с 2003 по 2010 гг.
Год Количество исследований по сферам Ито-
Государствен-ное и региональное управление инновациями Инфраструктурное обеспечение инноваций Кросс-культурное взаимодействие и глобальная экономика Инфор-маци-онные ресурсы и технологии Иннова- ционный бизнес Образование и инновации Исследование особенностей и границ применимости открытых инноваций Соци- альная сфера Открытые инновации и другие концепции современного менеджмента Челове- ческие ресурсы го
2003 1 7 8
2004 4 4
2005 5 2 7
2006 2 14 4 20
2007 2 6 1 1 10
2008 7 1 14 1 6 2 1 32
2009 3 4 3 3 18 25 4 4 64
2010 8 4 1 4 33 4 20 1 2 77
Ито- го 11 20 4 8 101 6 57 1 8 6 222
конференциях. Все это говорит об актуальности и соответствии концепции открытых инноваций современным тенденциям теории и практики инновационного менеджмента.
Представив динамику исследований в сфере открытых инноваций в период с 2003 по 2010 гг., можно проанализировать, какие именно тематические сферы интересовали теоретиков и практиков инновационного менеджмента в данный временной отрезок, и как менялись эти интересы. Количественное распределение
исследований открытых инноваций по тематическим сферам и годам представлено в табл. 1.
Выполненный выше анализ демонстрирует как качественное, так и количественное изменение интересов исследовательского сообщества открытых инноваций.
Далее рассмотрим выявленную автором структуру исследований открытых инноваций по тематическим сферам, обозначенным ранее в пункте методология (рис. 2).
Рис. 2. Структура исследований открытых инноваций по тематическим сферам
ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
Рис. 3. Структура исследований открытых инноваций внутри сферы «инновационный бизнес»
Рис. 4. Распределение исследований открытых инноваций по странам
Структурирование исследований открытых инноваций по сферам, позволяет как выявить основные и наиболее развитые области открытых инноваций, так и определить перспективные и недостаточно изученные.
Исходя из рис. 2 можно сделать вывод, что наибольший исследовательский интерес представляют такие сферы, как «инновационный бизнес» (46,6%), «исследование особенностей и границ применимости открытых инноваций» (26%), «инфраструктурное обеспечение инноваций» (8,4%). В свою очередь, наименее изучены такие направления открытых инноваций, как «социальная сфера» (0,4%), «кросс-культурное взаимодействие и глобальная экономика» (1,7%), «человеческие ресурсы» и «образование и инновации» (2,5%).
Рассмотрев общую структуру исследований открытых инноваций по всем тематическим сферам, автор определяет структуру направления «инновационный бизнес» как наиболее изученного и максимально представленного (46,6%). Рис. 3 отражает структуру исследований открытых инноваций внутри сферы «инновационный бизнес».
Из рис. 3 видно, что наибольшее количество научных публикаций внутри сферы «инновационный бизнес» посвящено теме управления отношениями с внешним окружением (46,3%), т. е. с клиентами, поставщиками, посредниками, элементами инновационной инфраструктуры, университетами, старт-ап компаниями и научно-исследовательскими организациями. Наименьшее количество научных статей внутри сферы «инновационный бизнес» посвящено теме управления персоналом (2,8%).
Проанализировав структуру исследований открытых инноваций по сферам, автор переходит к определению их географической принадлежности.
Как показало проведенное исследование, ученые 30 стран мира работают в направлении изучения и развития концепции открытых инноваций. К этим странам относятся: Австрия, Австралия, Бельгия, Бразилия, Канада, Китай, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Голландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Россия, Сингапур, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Тайвань, Таиланд, Турция, Великобритания, США.
Далее на рис. 4 представим распределение исследований открытых инноваций среди стран, общее количество публикаций в которых за исследуемый период (2002-2010 гг.) составило более десяти.
Распределение показало, что наибольшее количество исследований открытых инновация проводится в США (19,8%), Германии (15,5%), Нидерландах (7,9%) и Финляндии (7,3%).
Если говорить о странах с минимальным количеством публикаций в области открытых инноваций на момент проведения исследования, то к ним можно отнести Ирландию (0,4%), Словению (0,4%), Таиланд (0,3%), Турцию (0,4%), Сингапур (0,4%).
Итак, были рассмотрены количественные результаты проведенного автором исследования, отражающие динамику публикаций в области открытых инноваций в период с 2003 по 2010 гг., их структуру и распределение по сферам и странам. Далее перейдем к рассмотрению качественных результатов исследования.
К качественным результатам исследования автор относит классификацию публикаций в области от-
Рис. 5. «Дерево исследований открытых инноваций» в Австрии
крытых инноваций по признаку сферы исследования и географическому признаку, и формирование, на этой основе, «дерева исследований открытых инноваций» для каждой из стран, наиболее активно принимавших участие в процессах становления и продолжающих развитие концепции открытых инноваций. Далее представим полученные результаты.
Отличительной особенностью сформированных «деревьев исследований открытых инноваций» является их кросс-культурный характер. Авторы большого количества статей — это исследователи из различных стран мира. В связи с этим, составной частью «дерева исследований» какой-либо страны может оказаться совместная публикация. В этом случае, за основу в исследовании принят первый автор.
Выводы
1. Все большее количество теоретиков и практиков называют концепцию открытых инноваций одним
Бельгия
Рис. 6. «Дерево исследований открытых инноваций» в Бельгии
из наиболее эффективных способов обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества на современном рынке. Открытые инновации уже используются в развитии компаний, университетов и целых стран. В связи с этим, растет и число исследований, посвященных данной тематике. Автором проанализировано 240 публикаций в области открытых инноваций, получены новые количественные и качественные результаты.
2. Обзор теории и практики открытых инноваций на основе анализа литературы за период 20032010 гг. позволяет выделить несколько основных областей развития знаний.
Управление отношениями с внешним окружением компаний. Установление эффективных взаимосвязей компаний с внешней средой: потребителями, поставщиками, конкурентами, инновационными посредниками, другими инновационно ориентированными хозяйствующими субъектами, связанными с компанией по горизонтали, определяет их конкурентоспособное
ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
Рис. 7. «Дерево исследований открытых инноваций» в Германии
инновационное развитие. Основные исследовательские вопросы в этой сфере связаны, прежде всего, с ролью и интеграцией потребителей в инновационный процесс, интерактивной разработкой новых продуктов, созданием партнерств и сетей совместных исследований и разработок, взаимодействием с инновационными посредниками, поставщиками, университетами, поиском новых источников инноваций.
Управление НИОКР. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки являются важнейшим этапом инновационного процесса компаний, определяющим идею нового продукта, его свойства и параметры. В этой связи, основные направления исследований посвящены решению таких задач, как эффективное использование, внешний и внутренний поиск новых технологий.
Управление конкурентоспособностью. В сфере управления конкурентоспособностью, наибольшее исследовательское внимание уделяется вопросам эффективных бизнес-моделей открытых инноваций, корпоративной инновационности, моделей И&Б конкуренции, использования открытых инноваций в малых и средних компаниях.
Управление интеллектуальной собственностью. В настоящее время интеллектуальная собственность становится основным стратегическим активом компаний. Она охраняется в большинстве стран мира, являясь одним из наиболее мощных стимуляторов прогресса во многих отраслях развития общества — научно-технического, культурного. В связи с этим, международный менеджмент инноваций посвящает свои исследования таким темам, как осуществление
Рис. 8. «Дерево исследований открытых инноваций» в Финляндии
Рис. 9. «Дерево исследований открытых инноваций» в Италии
ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
Рис. 10. «Дерево исследований открытых инноваций» в Нидерландах
внешней коммерциализации, прямого и обратного трансфера технологий, анализ частно-коллективной модели инновационной деятельности, особенности управления интеллектуальной собственностью в государственных и частных исследовательских центрах.
Стратегическое управление. Формулировка стратегии и определение ее инструментария являются ядром системы управления и важным условием конкурентоспособного развития компаний.
В этой связи, сфера стратегического управления исследуется теоретиками и практиками инновационного менеджмента с позиций разработки специализированных стратегий поиска знаний во внешней среде, сравнения внешне и внутренне ориентированных инновационных стратегий, анализа и применения стратегий технологического трансфера и внешнего лицензирования.
Исследование особенностей и границ применимости открытых инноваций. Ключевые исследовательские направления в этой сфере связаны с такими темами, как: типология, фазы применения и критический анализ открытых инноваций, барьеры на пути к инновационной открытости, факторы, способствующие использованию концепции открытых инноваций на практике, ранние последователи в низкотехнологичных отраслях, формирование и развитие, тенденции и перспективы открытых инноваций.
Инфраструктурное обеспечение инноваций. Современное развитие как мировой, так и российской экономики характеризуется возрастанием роли применяемых на практике инноваций. Внедрение предприятиями новейших технологий в производство во многом зависит от состояния существующей инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. В этой связи,
Рис. 11. «Дерево исследований открытых инноваций» в Великобритании
исследования мирового инновационного сообщества лежат в следующих областях: формирование сетей открытых инноваций и открытой инновационной инфраструктуры, взаимодействие с инновационными посредниками, создание научных парков, технополисов и коллективных исследовательских центров.
Государственное и региональное управление инновациями. Актуальные исследовательские вопросы в данной сфере связаны с формированием и развитием международной, национальной и региональной открытых инновационных систем, движением интеллектуального капитала и инновационно-технологическим развитием региона в условиях открытой экономики, созданием региональной открытой инновационной платформы.
Информационные ресурсы и технологии исследуются теоретиками и практиками инновационного менеджмента в сфере открытых инноваций преимущественно в рамках таких тем, как создание открытых информационных систем, преимущества и недостатки программного обеспечения с открытым исходным
кодом, цели создания и типология легальных и криминальных онлайн-сообществ.
3. В целом, выявленные автором направления исследований открытых инноваций позволяют иметь более комплексное представление о мировых тенденциях открытых инноваций, а также определяют специфику их развития по географическому признаку. Обозначенные выше основные темы исследований способствует пониманию направлений развития мировой теории и практики открытых инноваций.
4. Однако, существуют менее изученные, но не менее интересные и перспективные сферы исследований открытых инноваций, такие как кросс-культурное взаимодействие и глобальная экономика, образование и инновации, открытые инновации и другие концепции современного инновационного менеджмента, человеческие ресурсы, социальная сфера.
Таким образом, проведенное автором исследование позволяет сформировать как комплексное представле-
ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
Рис. 12. «Дерево исследований открытых инноваций» в России
ние об основных полученных научных результатах и тенденциях развития концепции открытых инноваций, так и выявить менее изученные ее области, требующие более детальной проработки.
Список использованных источников
1. Г. Чесбро. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий/Пер. с англ. М.: Поколение, 2007.
2. Г. Чесбро. Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент/Пер. с англ. М.: Поколение, 2007.
3. В. Ванхавербеке, М. Торкелли, А. Трифилова. «Открытые инновации»: Scio me nihil 8аге//Инновации, № 7, 2010.
4. А. А. Трифилова. «Открытые инновации» — парадигма современного инновационного менеджмента//Инновации, № 1, 2008.
5. А. А. Трифилова, В. Ванхавербеке. «Формирование и развитие теории открытых инноваций»//Инновации, № 1, 2008.
6. М. Торккели, К. Кок, И. Савицкая. Инновационный менеджмент в России и концепция «Open innovation»: первые результаты исследования//Инновации, № 11, 2009.
7. Н. Н. Герасимова. «Инновационное взаимодействие» как принцип реализации открытых инноваций//Инновации, № 11, 2009.
8. H. Chesbrough, W. Vanhaverbeke, J. West. Open Innovation: Researching a New Paradigm. Oxford University Press, 2006.
9. H. Chesbrough. The era of Open innovation//Sloan Management Review, № 3, 2003.
10. H. Chesbrough. The Logic of Open innovation: Managing Intellectual Property//California Management Review, vol. 45,
2003.
11. J. West, S. Gallagher. Challenges of open innovation: the paradox of firm investment in open-source software//R&D Management, 36, 2006.
12. K. Laursen, A. Salter. Open for innovation: The role of opennessin explaining innovation perdormance among U. K. manufacturing firms//Strategic Management Review, 27, 2006.
13. K. Laursen, A. Salter. My precious: The role of appropriability strategies in shaping innovative performance//Duid Working Paper, January, 2, 2005.
14. J.-F. Christensen, M. N. Olsen, J. S. Kjaer. The industrial dynamics of Open innovation — Evidence from the transformation of consumer electronics//Research Policy, 34, 1533-1549.
Рис. 13. «Дерево исследований открытых инноваций» в США
ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011
Рис. 14. «Дерево исследований открытых инноваций» в Швеции
15. P. Herzog, J. Leker. Open vs. closed innovation — different cultures for different strategies, ISPIM, 2008.
16. J. Saarinen. Evolution of openness — open innovation in historical perspective, ISPIM, 2008.
17. H. Chesbrough, W. Vanhaverbeke, J. West. Open Innovation:
Researching a New Paradigm. Oxford: Oxford University Press, eds. 2006.
18. H. Chesbrough, K. Schwartz. Innovating Business Models with CoDevelopment Partnerships//Research-Technology Management, Vol. 50, No. 1, January-February, 2007.
19. E. Enkel, O. Gassmann. Creative imitation: exploring the case of cross-industry innovation , R&D Management, 40(3), 2010.
20. K. Fichter. Innovation communities: the role of networks of promotors in Open Innovation, R&D Management, 39(4), 2009.
21. O. Gassmann. «Opening up the innovation process: towards an agenda»//R&D Management, 36, 3 (June), 2006.
22. J. Hagedoorn, N. Roijakkers, H. van Kranenburg. Inter-firm R&D networks: the importance of strategic network capabilities for high-tech partnership formation//British Journal of Management, 17, 2006.
23. P. Herzog, J. Leker. Open and closed innovation — Different innovation cultures for different strategies//International Journal of Technology Management, 52 (3/4), 2010.
24. K. Laursen, M. I. Leone, S. Torrisi. Technological exploration through licensing: New insights from the licensee’s point of view// Industrial and Corporate Change, Vol. 19 (3), 2010.
25. C. Lettl, C. Herstatt, H. G. Gemuenden. Learning from users for radical innovation//International Journal of Technology Management, Vol. 33 (1), 2006.
26. U. Lichtenthaler. Intellectual Property and Open Innovation: An Empirical Analysis//International Journal of Technology Management, 52 (3/4), 2010.
27. N. Franke, F. Piller. Toolkits for user innovation and design: exploring user interaction and value creation in the watch market// Journal of Product Innovation Management, 21, 6 (November):
2004.
28. V. Lazzarotti, R. Manzini. Different modes of open innovation: A theoretical framework and an empirical study//International Journal of Innovation Management, 13 (4), 2009.
29. W. Vanhaverbeke, V. Van de Vrande, H. Chesbrough. Understanding the advantages of open innovation practices in corporate venturing in terms of real options//Creativity and Innovation Management, 17 (4), 2008.
30. E. Von Hippel. Lead Users: an innovation source of novel product concepts//Management Science, 32 (7), 1986.
Open innovation: the analysis of theory and practice based on literature review 2003-2010s N. N. Gerasimova, Institute of economics, management and law, chair of «Management and Marketing».
Today the open innovation concept has been spread worldwide. The numbers of studies in the open innovation sphere are growing rapidly. The goal of this investigation is to explore the main areas of open innovation knowledge development.
Keywords: open innovation, qualitative and quantitative analysis, «tree of studies».