Научная статья на тему '«Открытые инновации» - парадигма современного инновационного менеджмента'

«Открытые инновации» - парадигма современного инновационного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3749
2834
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифилова Анна Александровна

В 2003 г. в Гарварде вышла книга Генри Чесбро «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий». О концепции, описанной Чесбро, одновременно начинают говорить многие теоретики и практики инновационного менеджмента. Труд признается самой лучшей книгой по инновациям и журнал Scientific American называет Чесбро в числе 50 самых передовых лидеров технологий и бизнеса 2003 г. Книга быстро приобретает популярность, а понятие «открытые инновации», введенное Генри Чесбро, становится темой международных конференций и основой научных трудов. В 2006 г. в Гарварде издается вторая книга Генри Чесбро «Открытые бизнес модели. Как преуспеть в новом инновационном окружении». В этом же году в Оксфорде выпускается первый сборник научных трудов «Открытые инновации. Исследование новой парадигмы». О чем эти книги и почему они стали бестселлерами?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Open innovations» - the modern paradigm of innovation management

In 2003, Harvard University published a book by Henry Chesbro «Open Innovation. New way to create and use technologies». On the concept described Chesbro, simultaneously begin to say, many theorists and practitioners of innovation management. Labor recognizes the best book on innovation and the journal Scientific American calls Chesbro among the 50 most advanced technologies and business leaders of the 2003 book is rapidly gaining popularity and the notion of «open innovation», introduced by Henry Chesbro, becomes the subject of international conferences and the basis of scientific studies. In 2006 at Harvard published a second book, Henry Chesbro «Open business model. How to succeed in the new innovation environment ». In the same year at Oxford, produced the first collection of scientific papers «Open Innovation. Investigation of a new paradigm ». What these books and why they have become best sellers?

Текст научной работы на тему ««Открытые инновации» - парадигма современного инновационного менеджмента»

«Открытые инновации»

парадигма современного инновационного менеджмента

А. А. Трифилова

д. э. н., зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Нижегородского государственного архитектурно-строительного

университета (ННГАСУ)

В 2003 г. в Гарварде вышла книга Генри Чесбро «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий». О концепции, описанной Чесбро, одновременно начинают говорить многие теоретики и практики инновационного менеджмента. Труд признается самой лучшей книгой по инновациям и журнал Scientific American называет Чесбро в числе 50 самых передовых лидеров технологий и бизнеса 2003 г. Книга быстро приобретает популярность, а понятие «откры-

тые инновации», введенное Генри Чесбро, становится темой международных конференций и основой научных трудов. В 2006 г. в Гарварде издается вторая книга Генри Чесбро «Открытые бизнес модели. Как преуспеть в новом инновационном окружении». В этом же году в Оксфорде выпускается первый сборник научных трудов «Открытые инновации. Исследование новой парадигмы». О чем эти книги и почему они стали бестселлерами?

Книга 1: H. Chesbrough (2003) «Open Innovation. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology», Harvard Business School Press, ISBN 1-57851-837-7

На русский язык название книги можно перевести как «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий». Генри Чесбро обращает свой труд, прежде всего, к менеджерам инновационно-ориентированных предприятий, пытаясь на примерах таких компаний, как Xerox, Intel, IBM, Lucent, показать новые подходы к управлению инновациями. То, что предлагает автор — это во многом организационная инновация, которая отвечает на вопрос о том, как управлять «инновациями инновационно»? Именно такую формулировку использует Джон Браун, из компании Xerox, в предисловие к изданию, призывая всех, кто связан с инновационным

менеджментом, прочитать труд Генри Чесбро.

Во введении к монографии автор показывает принципы, на которых предприятия строили управление нововведениями в прошлом, в эпоху «закрытых инноваций». Так Чесбро называет методы управления инновациями, на основе которых компании действовали в двадцатом веке. Это было время, когда предприятия пытались решить все трудности инновацион-

ных процессов своими силами. С нарастанием процессов экономической интеграции, интернационализации хозяйственной деятельности, развитием глобализации и появлением новых информационнокоммуникационных возможностей, прежде всего, Интернета, прошлые устои начинают изживать себя. Старые подходы Чесбро противопоставляет новым современным основам эффективной инновационной деятельности, на которых уже развиваются некоторые передовые компании. Новые подходы Чесбро называет «открытыми инновациями», подразумевая при этом, что при управлении инновационными процессами организациям не следует замыкаться на внутренней среде. Сравнивая особенности инновационной деятельности, осуществляемой на принципах открытости и закрытости (табл. 1), Чесбро демонстрирует контрасты старых и новых подходов к разработке и реализации инноваций.

Наряду со сравнительным описанием старых устоев и новых подходов к реализации нововведений, Чесбро приводит схему открытых и закрытых инноваций, ставшую уже всемирно известной (рис. 1). Автор использует тоннель для описания инновационного процесса, сплошные и прерывистые границы которого наглядно демонстрируют сущность вчерашних и сегодняшних основ инновационной деятельности. По мнению автора, в настоящее время бизнес вступает в новый этап инновационной деятельности, когда источники инновационного потенциала компаний находятся за их пределами. Несмотря на то, что для производства ядерных реакторов и авиадвигателей есть веские причины оставаться закрытыми, многие отрасли промышленности находятся в процессе трансформации между двумя парадигмами. Речь прежде всего идет об автомобильной, биотехнологи-

Foreworo by John Seely Brown

HENRY CHESBROUGH

OPEN

INNOVATION

The New Imperative For Creating and Profiting From Technology

HARVARD BUSINESS SCHOOL PRESS

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

Таблица 1

Сравнение принципов закрытых и открытых инноваций (источник: [2])

Принципы закрытых инноваций Принципы открытых инноваций

Ведущие специалисты в нашей области работают на нас Не все ведущие специалисты в нашей области работают на нас. Мы должны работать с ведущими специалистами внутри и за пределами нашей компании

Чтобы получить прибыль от НИОКР, мы должны сами найти идею, разработать ее и вывести на рынок На рынке есть много инновационных идей, которые могут принести прибыль. Отделу НИОКР необходимо позаботиться о том, чтобы часть этой прибыли досталась нашей компании

Если мы сами сделаем открытие, мы первыми выведем его на рынок Нам не нужно быть первооткрывателями, чтобы получить прибыль от открытий

Компания, которая первая выводит инновацию, считается лидером рынка Построить наиболее оптимальную бизнес-модель намного эффективнее, чем первым выйти на рынок

Если мы создадим самое большое количество и самые лучшие инновации в нашей отрасли, мы будем лидерами Если мы сможем наилучшим образом использовать внутренние и внешние инновации, мы будем лидерами

Мы должны контролировать нашу интеллектуальную собственность, чтобы конкуренты не воспользовались нашими идеями Мы должны получать прибыль от того, что другие будут пользоваться нашей интеллектуальной собственностью, а мы, в свою очередь, должны приобретать чужую интеллектуальную собственность, если это будет способствовать развитию нашей бизнес-модели

ческой, фармацевтической, медицинской, компьютерной, коммуникативной отраслях, а также о сферах программного обеспечения, банковских и страховых услуг, производства потребительских товаров, и, даже, военной техники и систем коммуникаций. Центр формирования инноваций в этих секторах экономики смещается с центральных НИОКР лабораторий в старт-ап компании, получающие все большее распространение, а также в университеты и другие организации-посредники инноваций. Обобщая, Чес-бро, спрашивает читателя, трансформируются ли инновационные процессы и в Вашем бизнесе тоже? —

Рис. 1. Процессы реализации закрытых и открытых инноваций: а — концепция закрытых инноваций, используемая при управлении промышленными НИОКР; б — концепция открытых инноваций, используемая при управлении промышленными НИОКР (источник: [2])

и добавляет, что в этом случае его книга может оказаться особенно полезной.

В первой главе «Xerox PARC: достижения и недостатки закрытых инноваций», Чесбро, описывая опыт корпорации Xerox по взаимодействию с исследовательским центром Palo Alto (Palo Alto Research Center), раскрывает преимущества открытых инноваций перед закрытыми. На примере нескольких технологий автор показывает, как отвергнутые Xerox инновации нашли эффективное применение за пределами предприятия, несмотря на то, что в родительской компании их сочли неподходящими для бизнеса.

Во второй «Парадигма закрытых инноваций» и третьей «Парадигма открытых инноваций» главах книги, модели закрытых и открытых инноваций исследуются Чесбро более детально. При этом особое внимание автор уделяет вопросу о том, как без помощи центральных лабораторий промышленных предприятий, имеющих ключевое значение для инноваций в прошлом, происходит диффузия технологий в настоящее время на основе объединения усилий университетов, национальных лабораторий, старт-ап компаний, поставщиков, потребителей, отраслевых консорциумов. Кроме этого, в третьей главе Чесбро также призывает организации задуматься о том, что они допускают серьезные ошибки, замыкаясь на внутренней среде. Это приводит к тому, что многие компании растрачивают свои ресурсы, порой просто дублируя инновационные разработки. Скрывая результаты проведенных исследований, организации недополучают значительную долю прибыли, в отличие от тех компаний, которые идут то, что позволяют другим предприятиям использовать свои технологии. Чесбро напоминает, что неиспользуемые инновации со временем теряют свою привлекательность. Принцип, распространенный в период закрытых инноваций, когда компании предпочитали складывать неиспользуемые технологии на полку, Чесбро называет «нафталинным». Сегодня нельзя относиться к идеям и людям, которые их создали, как к «складским запасам компании». Огромный риск таится для тех, кто откладывает внедрение разработок «до лучших

времен для бизнеса» и состоит в том, что они раз и навсегда могут потерять и людей и инновационные идеи, которые те разработали для компании.

В четвертой главе «Бизнес модели» Чесбро выдвигает тезис о важности бизнес модели для коммерциализации новаций, подчеркивая, что у технологий нет врожденной рыночной привлекательности. В последующих главах «От закрытых к открытым инновациям», «Открытые инновации», «Создание новых компаний на основе внутренних технологий», автор иллюстрирует на конкретных примерах как одни и те же технологии, вышедшие на рынок под разными бизнес моделями, приносят компаниям разные доходы. Восьмая глава «Бизнес модели и управление интеллектуальной собственностью», в свою очередь, описывает управление интеллектуальной собственностью, при котором компании становятся активными продавцами и покупателями технологий. Это требует пересмотра политики в сфере охраны нематериальных активов, а именно, переориентации с защиты от конкурентов на получение прибыли от использования собственных разработок компании сторонними предприятиями. В девятой, заключительной главе «Преодолевая переход», Чесбро исследует процессы перевода компаний от политики закрытой инновационной деятельности к открытым инновациям.

На первую книгу Чесбро написано множество рецензий, все они положительные. В одной из них, опубликованной в R&D Management [1] Джеф Батлер, редактор журнала, отмечает, что менеджеры должны быть счастливы, что Чесбро собрал свои наблюдения, грамотно их интерпретировал, обосновал актуальность и сумел популяризировать предлагаемую им теорию открытых инноваций.

Книга 2: H. Chesbrough (2006) «Open Business Models. How to Thrive in the New Innovation Landscape», Harvard Business School Press, ISBN 1-4221-0427-3

Название этой книги можно перевести как «Открытые бизнес модели. Как преуспеть в новом инновационном окружении». Если в первой книге Чесбро описывает модель открытых инноваций, то во второй — он показывает менеджерам, каким образом продвигаемая им организационная инновация может принести реальный доход компаниям. Свой второй труд, как и первый, Генри Чесбро обращает в основном к менеджерам инновационно ориентированных компаний, давая читателям ответы на вопрос о том, как заработать деньги в эру открытых инноваций. Чесбро выдвигает и обосновывает тезис о том, что для этого компаниям, прежде всего, следует по-новому управлять интел-

лектуальной собственностью и вести инновационные процессы более открыто. Развивая свои мысли, в этом издании Чесбро предлагает своеобразный диагностический инструмент, позволяющий оценить текущую бизнес модель компании. По мнению автора, формирование новой, открытой бизнес модели должно стать прерогативой высших менеджеров компании, особенно, тех, которые задействованы в управлении маркетингом, интеллектуальной собственностью, финансами и развитии новых продуктов. Чес-бро дает рекомендации высшим менеджерам по тому, как преодолеть барьеры на пути создания более открытой модели бизнеса. Особую роль при этом, по исследованиям Чесбро, могут сыграть посредники инноваций. Весь описываемый материал излагается в восьми главах.

В первой главе «Зачем нужно раскрыть бизнес модели» Чесбро объясняет почему именно открытые инновации обладают наибольшей экономической привлекательностью в современном мире — мире широкого распространения новых знаний, появления посредников инноваций и сокращения жизненного цикла товаров. Чесбро подчеркивает, что рынки знаний и инноваций существуют давно, но до недавнего времени они были во многом неэффективными. Информационные технологии радикально изменили ситуацию, способствуя формированию и развитию рынка идей. На примерах химической и фармацевтической отрасли, а также сферы развлечений автор показывает, как рынок новых идей способствует продвижению инноваций в этих областях экономики.

Если первая глава раскрывает преимущества открытых бизнес моделей, то вторая «На пути к открытым инновациям» — фокусируется на их недостатках. Анализ практики показывает, что внедрение открытых бизнес моделей не является легкой задачей. Многие компании сталкиваются с рядом трудностей и, прежде всего, со значительными расходами. Поэтому последующие главы книги «Новая среда для бизнес моделей» и «Воздействие сильной интеллектуальной собственности на бизнес модель» — посвящены обобщению возможных трудностей и описанию путей по их преодоления.

Пятая глава «Схема продвижения вашей бизнес модели» развивает теорию открытых бизнес моделей на основе системы, состоящей из шести ступеней «открытости» компаний. Система позволяет оценить текущую модель бизнеса и определить дальнейшие шаги компании на пути к большей открытости.

Следующая глава «Посредники инноваций» представляет новых игроков на рынке инноваций и вводит новое понятие «innovation intermediaries». Посредники инноваций — это организации поддержки инновационной деятельности, которые возникли благодаря развитию рынка интеллектуальной собственности. Их основная миссия заключается в обеспечении доступа к мировым инновационным ресурсам и формировании своего рода глобального общества поставщиков (провайдеров) инноваций. Чесб-ро приводит несколько примеров, как при помощи таких провайдеров обеспечивается приток внешних

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

Таблица 2

Посредники инноваций и их основные функции (источник: [3])

Посредник Фокус Функции

InnoCentive Онлайновый портал обмена информацией Рынок трансфера технологий, агент на рынке инноваций

Nine Sigma Запрос предложений по e-mail Агент на рынке инноваций

Big Idea Group Разработчик концепта Агент на рынке инноваций, со-разработчик

Innovation Xchange Членство в инновационном обществе Брокер

Shanghai Silicon IP Exchange База данных легально приобретенной интеллектуальной собственности в области полупроводников Брокер

Ocean Tomo Банк, приобретающий интеллектуальную собственность Формирование спроса на рынке

идей в компании и осуществляется отток избыточных внутренних знаний из предприятий (табл. 2).

Главы седьмая «Бизнес модели, построенные на управлении интеллектуальной собственностью» и последняя восьмая «Перемещение оттуда сюда» также сфокусированы на примерах из практики, подтверждающих состоятельность и перспективность теории открытых инноваций.

Книга 3: H. Chesbrough, W. Vanhaverbeke,

J. West (2006) «Open Innovation. Researching

a New Paradigm», Oxford University Press, ISBN 978-0-19-929072-7

Весной 2003 г. в Гарварде вышла первая книга Генри Чесбро. Осенью этого же года, спустя несколько месяцев после выхода издания в свет, возникла идея написать совместный труд с несколькими учеными, которых заинтересовала новая теория. Это произошло, когда Вим Ванхавербеке предложил организовать симпозиум, посвященный открытым инновациям, в рамках конференции Академии менеджмента 2004 г.1. Ответственными редакторами издания стали Чесбро, Ванхавербеке и Вест. Они распределили проведение исследований по трем основным уровням: внутри фирмы, между фирмами и в рамках общего экономического окружения. Всего в сборник вошли труды пятнадцати ученых, которые представляют четырнадцать университетов из пяти разных стран. Главные редакторы попытались интегрировать отдельные компоненты и модули, над которыми работали все ученые, в целостную систему, описывающую парадигму открытых инноваций. Так, появилась третья книга Генри Чесбро «Открытые инновации. Исследование новой парадигмы», написанная им в соавторстве с представителями академической среды. Отличие этого издания от других подобных томов,

1 Более подробно см. далее в журнале интервью с Вимом Ванхавербеке на тему «Формирование и развитие теории открытых инноваций».

публикуемых академиками в соавторстве, состоит в том, что главы книги были написаны специально под это издание, а не просто скомпилированы готовые научные труды, как это обычно практикуется.

Часть первая «Фирмы, реализующие открытые инновации» включает работы Г. Чесбро, Дж. Кристенсена, Дж. О’Коннора, Дж. Веста и С. Галлагера. Их исследования, сводятся к пяти основным темам:

1) основное значение бизнес моделей;

2) роль внешних технологий в продвижении бизнес

моделей;

3) проблемы выявления, оценки и интеграции знаний;

4) роль старт-ап компаний и новых участников инновационной деятельности;

5) роль интеллектуальной собственности.

В частности, Дж. О’Коннор исследует вопрос о том, каким образом фирмы, специализирующиеся на базисных, прорывных нововведениях могут использовать отдельные аспекты теории открытых инноваций. При этом выводы, которые делает Дж. О’Коннор по результатам своих исследований, затрагивают в той или иной степени каждую из обозначенных выше тем.

Вторая часть «Организации, контролирующие открытые инновации» включает работы Дж. Веста, К. Фабрицио, Т. Симсое, С. Грахама и Д. Мовери. Здесь рассматриваются вопросы взаимодействия политики университетов в области патентования и «открытой науки», конфликтов между системой патентования и «открытыми стандартами», а также влияния патентов на индустрию программного обеспечения в целом и «открытых поставщиков» компьютерных программ, в частности.

Третья часть «Сети, формирующие открытые инновации» содержит в себе работы В. Ванхавербе-ке, К. Симарда, Дж. Веста и М. Глуда. Авторы приходят к выводам о том, что теория открытых инноваций применима как в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, так и в коммерциализации агбиотех (agbiotech) инноваций. Ученые приводят доказательства тому, что открытые инновации используются в изобилии фармацевтическими предприятиями и старт-ап компаниями в ряде других отраслей. Изученный опыт показывает, что при реализации концепции открытых инноваций, как правило, появляется одна компания-инициатор, которая объединяет вокруг себя группу предприятий для совместной разработки новых системных инноваций или коммерциализации принципиально новых продуктов. Для развития взаимосвязей компании-партнеры, как правило, устанавливают режим взаимодействия во вновь сформированной инновационной сети.

Четвертая часть, «Заключение», написанная Джоэлом Вестом, Вимом Ванхавербеке и Генри Чесбро, показывает пути дальнейшего развития теории открытых инноваций на основе классификации исследований на индивидуальном и организационном уровне, а также в рамках инновационных сетей, различных отраслей промышленности и секторов экономики.

Обобщая представление этих трех изданий в теории открытых инноваций, которые широко обсуждаются и поддерживаются в мире теоретиками и практиками в области инновационного менеджмента, важно упомянуть о том, что ОЭСР2 совместно с Министерством экономического развития Голландии, понимая важность концепции открытых инноваций для продвижения новых технологий провели 6 декабря 2006 г. однодневную конференцию на тему «Глобализация и открытые инновации». В повестку дня были включены следующие темы: рост открытых инноваций в глобальной бизнес среде; примеры открытых инноваций из опыта компаний; использование новой теории при формировании политики в области науки, техники и инноваций. Наряду с профессорами Генри Чесбро и Вимом Ванхавербеке, в конференции участвовали профессор Эрик вон Хип-пель, Нидерландский консультационный совет по политике в области науки и инноваций, Норвежский инновационный центр, Японская организация новой энергии и промышленных технологий, Лиссабонский совет, Nokia, Tibotec и представители многих других компаний и организаций. Иначе говоря, не только теоретики и практики инновационного менеджмента, но и структуры уровня государственного управления, активно обсуждают в мире парадигму открытых инноваций.

По общему мнению, понятие «открытые инновации», введенное Генри Чесбро не просто очередное

2 Organization for Economic Cooperation and Development — Организация экономического сотрудничества и развития, (ООН).

«популярное словечко» с коротким жизненным циклом или новая технология типа «тотального менеджмента качества», «реинжиниринга бизнес процессов» или «популярная литература» типа «как повысить эффективность инновационной деятельности в компании» [1]. Теория Чесбро — это не очередное вложение в НИОКР или изменение качества инновационных затрат. Его труды — это обобщение назревших перемен. Все о чем говорит Чесбро — это уже существующая практика, на которую важно обратить внимание. Его теория не требует внесения кардинальных перемен и структурных изменений в управление компаниями. Многие компании уже функционируют на принципах открытых инноваций, сами того не осознавая. Отсюда, Чесбро и его соавторы стремятся лишь показать обозначившиеся мировые тенденции с тем, чтобы в дальнейшем развитие в области инновационного менеджмента проходило более системно, с учетом концепции, которая строится согласно принципам эволюционного развития международного экономического окружения.

Те, специалисты, которые уже занимаются применением теории открытых инноваций на практике, считают, что каждый, кто связан с инновационным и стратегическим менеджментом должен обратить внимание на эту перспективную область исследования. Молодые ученые, в свою очередь, тоже найдут для себя много новых интересных аспектов для проведения исследований, в направлении, обозначенном Чес-бро и его коллегами. При этом с сожалением следует констатировать, что на сегодняшний день тема открытых инноваций еще не получила широкого обсуждения в отечественной научной среде и предпринимательской практике.

Литература

1. J. Butler. Book Review//R&D Management, Vol. 13, Number 3, 2004.

2. H. Chesbrough. Open Innovation. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology, 2003.

3. H. Chesbrough. Open Business Models. How to Thrive in the New Innovation Landscape, 2006.

fjj|1 Дом деловой книги

8000

книг по экономике, бизнесу и праву

www.bpressa.ru

Санкт-Петербург Лиговский пр., 99 Тел. (812) 764-5069

Обслуживание организаций

Тел./факс: (812) 764-7482;

764-5601; 764-5700 e-mail: bp@bizpressa.spb.ru

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.