3. Николаев Г.М. Быстрота реакции на движущийся объект и ее значимость в спорте / Г.М. Николаев // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - Т. 15., № 1. - Ч. 2. - С. 239- 40.
4. Новикова Е.И. Влияние возраста и пола на латерализацию сенсомоторных функций учащихся / Е.И. Новикова // Физиология человека. - 2013. - Т. 13., № 1. - С. 143-150.
REFERENCES
1. Bliznjuk, A.A. and Maluka, M.V. (2016), "Psychophysiological criteria for the special performance of highly qualified boxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 11( 141), pp. 270-275.
2. Nehoroshkova, A.N., Gribanov, A.V. and Deputat, I.S. (2015), "Sensomotor Reactions in Psychophysiological Research", Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Life Sciences, No. 1, pp. 38- 8.
3. Nikolaev, G.M. (2018) "The speed of reaction to a moving object and its importance in sports", Student Science and the XXI Century, Vol 15, No 1, pp. 239-240.
4. Novikova, E.I. (2013) "Influence of age and sex on lateralization of sensorimotor functions of students", Human physiology, Vol. 13, pp. 143-150.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.07.2021
УДК 796.011
ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В
РОССИИ
Александр Владимирович Починкин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Олегович Зайцев, старший преподаватель, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
История формирования правовой системы физической культуры и спорта в России представляет собой довольно сложный и запутанный процесс. Он проходил через несколько эпох и государственных образований на территории нашей страны. Несколько раз этот процесс прерывался и начинался заново, что создает дополнительные сложности для его изучения. Статья помогает понять специфику функционирования современной модели российской физической культуры и спорта через анализ основных этапов ее формирования. Рассматривая современное состояние спортивного права в России необходимо заниматься изучением огромного количества документов. Структурирование нормативно-правовых актов и других источников права позволят лучше понимать их роль и место в современном физкультурно-спортивном движении. Практическая значимость исследования состоит в оптимизации процесса преподавания правовых дисциплин в сфере физической культуры и спорта.
Ключевые слова: спортивное право, физическая культура, спорт, нормативно-правовые акты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p300-307
EVOLUTION OF THE LEGAL SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN
RUSSIA
Alexander Vladimirovich Pochinkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Olegovich Zaitsev, the senior teacher, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka
Abstract
The history of the formation of the legal system of physical culture and sports in Russia is rather complex and confusing process. It passed through the several eras and state formations on the territory of our country. Several times this process was interrupted and started over again, which creates additional
difficulties for its study. The article helps to understand the specifics of the functioning of the modern model of Russian physical culture and sports through the analysis of the main stages of its formation. Considering the current state of sports law in Russia, it is necessary to study a huge number of documents. Structuring of normative legal acts and other sources of law will make it possible to better understand their role and place in the modern physical culture and sports movement. The practical significance of the research lies in the optimization of the process of teaching legal disciplines in the field of physical culture and sports.
Keywords: sports law, physical culture, sports, normative legal acts.
Формирование правовых основ физической культуры на территории нашей страны можно отнести к середине XVIII в. Именно этим периодом датируется первый известный документ в данной сфере. Это был Указ царя из династии Романовых - Алексея Михайловича (1629-1676), датируемый 1648 г. Указ наложил запрет на многие народные развлечения, включая физические игры и забавы. Исключение было сделано только для охоты. Причиной данного строгого запрета послужила сильная религиозность самого царя. В тот период церковь выступала против народных игрищ и других физических упражнений, поскольку усматривала в них языческие традиции. Она проповедовала смирение и аскетизм, а занятия физическими упражнениями объявляла греховным делом. В качестве наказания за неисполнения данного указа предписывалось «ослушников бить батогами и ссылать в крайние города»[3].
Дальнейшее развитие правовая регламентация физической культуры получила во время правления сына Алексея Михайловича, первого русского императора - Петра I. Царь-реформатор занимался преобразованиями во многих сферах жизни российского общества, в том числе и в сфере физической культуры. При Петре I. физические упражнения стали частью образовательного процесса во многих созданных царем образовательных и воспитательных заведениях. В дворянских учебных заведениях были введены для изучения фехтование, гребное и парусное дело, верховая езда, танцы, а также борьба и игры с мячом. Таким образом, в России впервые возникла целенаправленная система физического воспитания на государственной основе.
В период правления императрицы Екатерины I в России появился первый регламент самого популярного народного развлечения - кулачных боев [3]. В последующие годы регламентация занятий физическими упражнениями со стороны государства продолжалась.
Со второй половины XIX в. начинается процесс зарождения и развития многих видов спорта. Среди них самыми популярными были: плавание, гимнастика, стрельба, конный спорт. По этим и многим другим видам спорта проводятся национальные чемпионаты, возникают физкультурно-спортивные организации. Российские спортсмены начинают участвовать в международных соревнованиях, а во многих международных спортивных организациях появляются представители нашей страны. Бурное развитие правовой системы физической культуры и спорта было приостановлено с началом Первой мировой войны.
Следующий этап в развитии спортивного права в нашей стране связан с началом гражданской войны. Для нужд Красной армии требовались физически подготовленные новобранцы, прошедшие первичное военное обучение. С целью повысить боеспособность мобилизационного резерва возникло Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной армии (1918 г.) [4]. Это был один из первых органов государственного управления физической культурой и спортом. Через специальный отдел он занимался улучшением физической подготовленности населения для службы в рядах Красной армии.
После окончания гражданской войны начался процесс реформирования структур управления страной, который затронул и сферу физической культуры. В 1923 году возник Высший совет физической культуры (ВСФК), который имел свои отделы в республиках и городах. В 1930 году этот орган был преобразован во Всесоюзный совет физической
культуры при ЦИК СССР. В последующем реформирование органов управления физической культурой и спортом в СССР продолжилось.
В Конституции СССР 1936 г. было закреплено право граждан на создание различных общественных организаций, в том числе и спортивных обществ. В течение 19351936 гг. в СССР была создана система из 64 ДСО.
Базовыми документами по физической культуре и спорту в этот период были следующие Постановления правящей партии: «О задачах партии в области физической культуры» (1925), «О физкультурном движении» (1929), «О ходе выполнения Комитетом по делам ФКиС директивных указаний партии и правительства о развитии массово-физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов» (1948), «О мерах по дальнейшему развитию ФКиС» (1966) и другие.
В Конституции 1977 г. было закреплено право граждан на создание объединений (ст. 51), в том числе в области физической культуры и спорта, помимо которой основными актами нормативного регулирования ФКиС были Законы СССР и отдельных республик. Среди них можно выделить: «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» (ст.ст.96 и 98), «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», «Основы водного законодательства» и др. На уровне отдельных республик также принимались нормативно-правовые акты по вопросам управления и развития сферы ФКиС и, в соответствии со своей компетенцией, обеспечивали их реализацию на своей территории.
Особый вклад в развитие правовой системы функционирования физической культуры и спорта вносили совместные Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Эти документы являлись руководствами на всех уровнях управления, а также для государственных и общественных физкультурно-спортивных организаций. За исполнением данных Постановлений следили соответствующие партийные и государственные органы.
Систему управления физической культурой и спортом в СССР составляли органы государственной власти, их подразделения на различных уровнях. Ключевое место в данной системе занимали министерства, ведомства, предприятия, отделы и управления исполкомов. Центральным органом управления физической культурой и спортом был Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Он являлся постоянно действующим союзно-республиканским органом по управлению сферой ФКиС.
В СССР долгое время отсутствовало понятие «профессиональный спорт» [5]. Спортсмены, которые фактически были профессиональными спортсменами, юридически не имели такого статуса. Особенно выделялись спортсмены, участвовавшие в Олимпийских играх. Все они числились рабочими, студентами или военнослужащими, однако большую часть времени проводили на тренировках. Состояние дел поменялось только в 1988 г. с принятием постановления Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от «О совершенствовании управления футболом, другими видами спорта и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта». Благодаря этим документам в нашей стране появилось правовое обоснование профессионального спорта и его организационных составляющих.
Предпосылки к созданию современной российской правовой системы физической культуры и спорта возникли последние годы существования СССР. Еще в 1989 появился проект «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о физической культуре и спорте», а в следующем году «Основы законодательства СССР по вопросам физической культуры и спорта». В 1991 г. в СССР появляется новая форма трудовых отношений в сфере спорта - контракт [2]. Эта специфическая форма трудового договора была введена постановлением Совета министров СССР от 8 января 1991 г. № 14 «О дополнительных мерах по экономической деятельности в области спорта», в котором были определены основные особенности контрактных отношений спортсменов, тренеров и иных специали-
стов сборных команд СССР, а также оговаривался срок перехода на такие отношения - с 1 января 1991 г.
В 1991 году в СССР начались дезинтеграционные процессы, которые привели к его распаду. Так называемый «парад суверенитетов», последовательное объявление независимости союзными республиками, завершился 5 сентября 1991 года. V съезд народных депутатов СССР постановил признать независимость бывших союзных республик и закрепил за ними все права международных субъектов. Новые независимые республики получили право стать членами ООН, стать участниками других международные организаций и объединений, включая спортивные. Официально о роспуске СССР было объявлено 8 декабря 1991 г. В местечке Белая Вежа представителями трех стран - России, Украины и Белоруссии, было принято заявление о создании СНГ и прекращении существования СССР как субъекта международного права. После этого начался процесс расформирования всесоюзной системы государственного управления, в том числе и в сфере физической культуры и спорта.
С образованием независимой России был начат процесс оформления современной правовой структуры отрасли. Очень важным событием для этого процесса стало принятие 27 апреля 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» [1]. Фактически, это был первый документ подобного рода в истории нашей страны. Значение этого документа заключалось в том, что, по своей сути, это была единая концепция отечественной системы физической культуры и спорта. В последующем подобные нормативно-правовые акты были приняты и в регионах РФ.
Одним из основополагающих нормативных документов в сфере ФКиС является Конституция РФ, которая представляет собой акт высшей юридической силы и устанавливает основы государственного строя России, систему государственного управления и местного самоуправления, основные права и свободы человека и гражданина. Действующая Конституция РФ была принята в декабре 1993 г. на Всенародном голосовании (референдуме). Основные положения, касающиеся сферы физической культуры и спорта, содержатся в ст. 41. Данная статья касается охраны здоровья граждан. При этом, здоровье -это не просто отсутствие болезней, а комплексное состояние полного социального благополучия, которое включает и возможность укреплять здоровье средствами физической культуры. Также согласно этой статье Конституции государство должно финансировать программы по развитию физической культуры и спорта.
К значимым источникам правового регулирования физической культуры и спорта можно отнести и Трудовой кодекс РФ (гл. 54.1), Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др. Законодательную базу в данной сфере дополняют федеральные законы: «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «Об общественных объединениях» и некоторые другие [1]. В каждом регионе РФ существуют свои законодательные акты, регулирующие вопросы организации, управления и финансирования физической культуры и спорта.
Еще одной составляющей системы российского права в области ФКиС являются подзаконные нормативно-правовые акты. К ним относят Указы и Распоряжения Президента РФ, предназначение которых на время до принятия соответствующих федеральных законов убрать пробелы в законодательстве. В данной категории документов можно отметить: Указ Президента РФ) «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта», Указ Президента РФ «О протекционистской политике Российской Федерации в области физической культуры и спорта» и др. Постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения Министерства спорта РФ и других ведомств, уточняют и дополняют основные нормативно-правовые документы в области ФКиС. Все вышеперечисленные нормативные документы являются фундаментальными для отрасли и относятся к базовым документам, определяющим стратегическое
развитие физической культуры и спорта в нашей стране.
В 90-е годы XX в. развитие правового регулирования в России заметно отставало от развития социальных, экономических и других аспектов жизни страны. Фактически, законодательные инициативы того времени просто закрепляли уже сложившуюся к моменту их принятия ситуацию.
Значительным вкладом в усовершенствование российской законодательной базы ФКиС стал федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятый в 1999 г[1]. Текст закона был неполным и содержал множество противоречий, как внутри самого документа, так и с иными нормативными актами в других отраслях. Несмотря на существенные изменения в бюджетном, налоговом и других законодательствах, кардинальных изменений в Закон не вносилось. Поэтому содержащиеся в нем нормы было практически невозможно реализовать на практике. В связи с этим было принято решение разработать новый отраслевой закон в области физической культуры и спорта. Им стал Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Этот документ окончательно вступил в силу весной 2008 г.
Несмотря на недостаточную проработанность, закон 1999 года помог в урегулировании многих актуальных вопросов, таких как: формы и методы государственной поддержки отрасли, вопросы регулирования и финансирования физкультурно-спортивных организаций, возможности льготной поддержки на содержание спортивных объектов, способы пропаганды физической культуры и спорта и других. е важные аспекты. Помимо этого, в Законе впервые вводились понятия «профессиональные спорт» и «спортсмен-профессионал», что способствовало лучшему функционированию этой области спорта.
В течении периода построения современного российского общества содержание средства спортивного права подверглось кардинальным преобразованиям. Была переработана система управления, появились новые формы экономического взаимодействия между субъектами физической культуры и спорта. Эти взаимодействия носили как вертикальный, так и горизонтальный характер. Возникли новые правила государственного координирования сферы ФКиС на всех уровнях управления и самоуправления. За это время изменился и сам спорт, что отразилось в изменении правовых норм международных спортивных организаций. Все эти изменения потребовали отражения в российском законодательстве, что привело к реформированию правовой системы физической культуры и спорта в России.
В 2016 году Министерство спорта РФ разработало проект Закона о профессиональном спорте. Работа над законопроектом началась по распоряжению Президента РФ В. Путина. Целью данного законопроекта было установление государственного регулирования уже сложившейся сферы профессионального спорта и определение основных субъектов в этой области.
О необходимости принятия данного закона ученые, политики и специалисты в области спорта говорили давно. В ноябре 2016 года Госдума во втором и третьем чтениях приняла правительственный законопроект, который получил название Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта» от 22.11.2016 №396-ФЗ. В Федеральный закон №329 ФЗ была добавлена статья 19.1. «Особенности регулирования деятельности в области профессионального спорта».
На современное состояние спортивного права в России оказывает влияние ряд факторов: процесс становления и развития профессионального спорта, активная коммерциализация отрасли, возрастающая роль СМИ в процессе популяризации спорта и другие факторы. В физкультурно-спортивных правоотношениях важную роль играют нормы гражданского, административного, трудового, налогового, уголовного и др. отраслей права.
Нормативно-правовые акты в сфере ФКиС, для лучшего понимания их места в современной системе российского спортивного права, можно разделить на несколько групп. В качестве основы классификации предлагается использовать их функциональную принадлежность. Можно выделить шесть групп правовых документов.
Базовые нормативно-правовые акты. Это ключевые документы, представляющие собой фундамент правовой базы физической культуры и спорта. Они обладают достаточной юридической силой и приняты соответствующими органами государственной власти в рамках своей компетенции. Большую часть этих нормативных актов составляют Законы, Указы и Распоряжения Президента РФ. К основным федеральным законам относят: Конституция РФ, «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте», федеральные отраслевые законы «О физической культуре и спорте Российской Федерации», федеральные законы, связанные с проведением в России крупных международных спортивных соревнований, как то: Зимние Олимпийские игры 2014 года, Чемпионат мира по футболу-2018.
К Указам Президента РФ можно отнести следующие нормативно-правовые акты: «О Всероссийском Олимпийском комитете», «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в РФ», «О протекционистской политике Российской Федерации в области физической культуры и спорта», «О стипендиях Президента РФ спортсменам - членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам», «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта» , «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и др. [1].
К этой группе также можно отнести отдельные положения Гражданского кодекса РФ и главу 54.1 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ: "О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 2020 годы» «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года», «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта», «О Министерстве спорта Российской Федерации» и др.[1].
Отдельно следует упомянуть о принятых Правительством Стратегиях развития отрасли: «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» (2009 г.), «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» (2020 г.). Эти постановления декларируют основные цели и методы развития физической культуры и спорта в нашей стране на соответствующие периоды.
Сюда же можно добавить не отраслевые федеральные законы, имеющие большое значение для функционирования физической культуры и спорта: «Об общественных объединениях», «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об образовании», «О средствах массовой информации», «О рекламе». Нормативные акты субъектов РФ (например, Законы «О физической культуре и спорте в городе Москве», «О физической культуре и спорте в Московской области») также можно отнести к данной функциональной группе [1].
Специальные нормативно-правовые акты. Документы, входящие в эту группу, принимаются органами специальной компетенции и определяют правовой статус, условия функционирования и взаимодействия друг с другом организаций физкультурно-спортивной направленности. В первую очередь, это документы национальных спортивных организаций (например, Министерства спорта РФ, спортивных федераций) не относящиеся к уставным.
«Уставные» нормативно-правовые акты. В эту группу входят учредительные и основополагающие документы физкультурно-спортивных организаций. По законодательству России для создания любой организации и ее последующей регистрации, а в случае федерации по спорту - еще и аккредитации, необходимо наличие уставных документов. Они регулируют основные направления деятельности организации: ее цели и задачи, ее символику, регламентацию участников, организационную структуру и органы управления, финансирование и хозяйственную деятельность. Уставы физкультурно-спортивных организаций должны быть составлены в соответствии с законодательством РФ, требованиями органов государственной власти и, в случае необходимости, в соответствии с международными правовыми документами. Нормативно-паровые акты этой группы дополняют и расширяют правовую регламентацию нормативных актов из первой и второй групп.
«Трудовые» нормативно-правовые акты. К этой группе относятся документы, регулирующие трудовые (контрактные) отношения спортсменов, тренеров и других работников сферы ФКиС. В эту группу входят федеральные, региональные, территориальные и локальные акты. Они определяют особенности заключения трудовых договоров, регулируют переходы (трансферты), работу несовершеннолетних спортсменов, дополнительные гарантии спортивным работникам.
Соревновательные нормативно-правовые акты. Нормы, содержащиеся в этих документах, регламентируют организацию и проведение соревнований. Это положения и регламенты, календарные планы, правила соревнований. Важность подобных нормативно-правовых актов выражается в нескольких аспектах:
• регламенты соревнования и правила регулируют соревновательную деятельность спортсменов и тренеров по достижению необходимого спортивного результата;
• эти правовые нормы закрепляют условия допуска к участию в соревнованиях;
• соревновательные правовые нормы определяют календари соревнований, места их проведения,
• эти правовые нормы устанавливают спортивные санкции к спортсменам и тренерам;
• эти правовые нормы регулируют и внесоревновательную деятельность спортсменов и тренеров (например, требование соблюдения процедуры прохождения допинг-контроля).
Международные нормативно-правовые акты. В этой группе собраны документы международного спортивного движения. Любой участник международных спортивных соревнований обязан принимать и разделять положения основополагающих нормативных актов данного соревнования. К ним относится: Олимпийская хартия, Антидопинговый кодекс ВАДА, уставы международных спортивных федераций и др. Важными источниками международного спортивного права являются межгосударственные декларации и конвенции, а также межгосударственные договоры и соглашения. Эти документы, координируют усилия стран по развитию физической культуры и спорта.
Один из этих документов - «Акт Родченкова», названный так по фамилии Г.М. Родченкова, который возглавлял «Антидопинговый центр» в России (2006-2015 гг.), а затем эмигрировал в США и стал информатором ВАДА. Его показания привели к масштабному скандалу и массовым дисквалификациям российских атлетов. «Акт Род-ченкова» - следствие этого скандала, данный документ предусматривает ответственность (в том числе и уголовную) за сговор с целью использования допинговых средств в соревнованиях, в которых участвуют спортсмены США. Акт был подписан президентом США Д. Трампом в 2019 году.
Предлагаемая в статье классификация нормативно-правовых документов сферы физической культуры и спорта позволяет лучше разобраться в огромном количестве правовых актов. Данный подход был апробирован при чтении курса «Правовые основе про-
фессиональной деятельности» в Московской государственной академии физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте : учебник / С. В. Алексеев. — Москва : Спорт, 2017. - 672 c.
2. Алексеев С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте : учебник / С.В. Алексеев ; под ред. П.В. Крашенинникова. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ: Закон и право, 2014. --641 с.
3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов вузов / Б.Р. Голощапов. - 9-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 310 с.
4. Мельникова, Н.Ю. История физической культуры и спорта : учебник / Н. Ю. Мельникова, А.В. Трескин ; под ред. Н. Ю. Мельникова. 2-е изд. - Москва : Спорт, 2017. — 432 c.
5. Митусова, Е.Д. Правовые основы и образовательная политика в сфере физической культуры и спорта / Е.Д. Митусова, А.А. Передельский. - Москва : Теория и практика физической культуры и спорта, 2010. 143 с.
6. Починкин, А. В. Правовые основы физической культуры и спорта : учебное пособие / А. В. Починкин ; Московская государственная академия физической культуры. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Малаховка, 2010. - 171 с.
REFERENCES
1. Alekseev, S.V. (2017), Legal bases of professional activity in sports, Sport, Moscow.
2. Alekseev, S.V. and Krasheninnikov, P.V. (2014), Sports law. Labor relations in sports, 2nd ed., UNITY: Law and Law, Moscow.
3. Goloshchapov, B. R. (2012), History of physical culture and sports, 9nd ed., Academia, Moscow.
4. Melnikov, N.J. and Treskin, A.V. (2017), History of physical culture and sport, 2nd ed., Sports, Moscow.
5. Mitusova, E.D. and Peredelsky, A.A.n(2010), Legal framework and educational policy in the sphere of physical culture and sports, Theory and practice of physical culture and Sports, Moscow.
6. Pochinkin, A.V. (2010), The legal foundations of physical culture and sports, 2nd ed., Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2021
УДК 796.011.3
ГИРЕВОЙ СПОРТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Игорь Евгеньевич Прокофьев, заместитель директора спортивного клуба, Андрей Юрьевич Кравцов, доцент, заслуженный мастер спорта, Валентин Иванович Лаври-ненко, старший преподаватель, Сергей Николаевич Александров, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Аннотация
Одно из ведущих мест в структуре физической подготовленности старших школьников по праву должно уделяться силовой подготовке, в том числе, и потому, что сила является одним из базовых качеств, а высокий уровень её развития во многом способствует потенциалу совершенствования ряда других двигательных качеств и должному уровню физической подготовленности обучающихся в целом. Несмотря на это, как показали проведенные нами исследования, направленные на изучение уровня силовой подготовленности юношей 16-17 лет, реальный уровень их подготовленности по данному направлению значительно ниже нормативных показателей, что, в свою очередь, позволяет утверждать о низком уровне эффективности учебного процесса по предмету «физическая культура». В результате этого мы провели экспериментальное исследование, целью