кая, зарегламентированная кадровая система муниципальной службы не позволяет быстро реагировать на динамичные изменения. В этой связи подготовка управленческих кадров для органов местного самоуправления сопряжена с большой ответственностью в части формирования востребованных компетенций и развития компетентности муниципальных служащих, отвечающей современным реалиям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Казанцева О. Л. Стимулирование муниципальных служащих как средство повышения престижа муниципальной службы // ЫБ: Административное право и практика администрирования. 2016. №2. С.10-20.
2. Казанцева О. Л. К вопросу об эффективности стимулирования муниципальных служащих (на примере г. Барнаула) // Известия Алт. гос. ун-та. 2017. № 3 (94). С. 51-55.
3. Василевский М. О современных проблемах государственной и муниципальной службы в области кадровой политики // Самоуправление. 2012. № 11. С. 28-30.
4. Еремин С. Г. О задачах и организации работы кадровой службы в муниципальном образовании // Актуальные вопросы науки. 2018. № 36. С. 65-67.
5. Магомедов К. О. Кадровая коррупция в органах государственного и муниципального управления // Государственная служба. 2014. № 4 (90). С. 15-20.
6. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. ст. 1152.
7. Таева Н. Е. Направления совершенствования системы государственной и муниципальной службы в сфере оказания государственных и муниципальных услуг (нормативное регулирование) // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6. С. 1121-1128.
УДК 34:796 (470) ББК 67+75
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИИ*
Е. Ю. Коваленко
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) Н. В. Тыдыкова
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Приведено исследование истории развития законодательства о физической культуре и спорте в России в рамках дореволюционного, советского и современного периодов. Называются основные нормативные акты каждого периода и дается их оценка. Описываемые тенденции законодательства связываются с основными событиями каждого периода. Отмечается, что в дореволюционный период развитие этой области было продиктовано нуждами армии в физически подготовленных кадрах. Термины «физическая культура» и «спорт» не использовались. В советский период развитие спорта также носит милитаристскую природу, но в физкультурном движении еще и утверждено господство коммунистической идеологии. Законодательство о физической культуре и спорте того периода опирается исключительно на жесткие организационно-административные формы управления и строгое регламентирование. Подробно анализируется генезис законодательства с 1991 г. по настоящее время. Отмечается социальная направленность его развития в тот период и сложности в реализации некоторых положений. Авторы приходят к выводу о том, что за исследованный период накопился боль-
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01 1-00053 А «Правовое регулирование спортивных отношений в Российской Федерации» / Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 20-01 1 -00053 А „Legal regulation of sports relations in the Russian Federation".
шой объем действующего правового материала, который в настоящее время имеет разрозненный характер и требует систематизации. Обосновывается необходимость создания Спортивного кодекса, что привело бы к формированию и признанию со стороны специалистов и общественности новой отрасли — спортивного права.
Ключевые слова: история развития законодательства, дореволюционный период, советский период, физическая культура, спорт, спортивное право.
THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN RUSSIA
E. Y. Kovalenko
Altai State University (Barnaul, Russia) N. V. Tydykova
Altai State University (Barnaul, Russia)
The article provides a study of the history of the development of legislation on physical culture and sports in Russia in the pre-revolutionary, Soviet and modern periods. The main normative acts of each period are named, and their assessment is given. The described legislative trends are associated with the main events of each period. It is noted that in the pre-revolutionary period the development of this area was dictated by the needs of the army in physically trained personnel. The terms "physical culture" and "sport" were not used. In the Soviet period, the development of sports also bears a militaristic nature, but the dominance of the communist ideology was also confirmed in the physical culture movement. Legislation on physical culture and sports of that period is based on extremely rigid organizational and administrative forms of management and strict regulation. The genesis of legislation from 1991 to the present is analyzed in detail. The social orientation of its development during that period and the difficulties in the implementation of some provisions are noted. The authors come to the conclusion that during the period under study, a large amount of effective legal material has accumulated, which currently has a scattered character and requires systematization. The necessity of the creation of the Sports Code, which would lead to the formation of a new branch — sports law, is substantiated.
Keywords: history of development of legislation, pre-revolutionary period, Soviet period, physical culture, sport, sports law.
Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2021)1.4
В настоящее время в Российской Федерации огромное внимание уделяется вопросам развития физической культуры и спорта. Именно сейчас законодательство в этой области переживает серьезное развитие. В первую очередь это связано с динамикой других социальных, политических и экономических сфер. Однако современное его состояние обусловлено длительным периодом становления. Поэтому одним из факторов построения гармоничного законодательства о физкультуре и спорте является изучение и осмысление его исторических аспектов. Это позволит понять причины существующих проблем, учесть негативный опыт для предотвращения новых и продолжить качественную работу в рамках актуальных тенденций. Для того чтобы системно представить весь массив исторических данных, рассмотрим вопрос в рамках трех временных промежутков: дореволюционного, советского и современного.
Начало регламентации вопросов спорта в России в дореволюционный период было обусловлено нуждами армии в физически развитых кадрах. Например, в период Петра I в системе дворянского образования появилось телесное воспитание. Терминов «физическая культура» и «спорт» тогда, конечно же, не было. В период правления Екатерины I в 1726 г. был регламентирован популярный в те годы кулачный бой.
1899 г. ознаменовался принятием ряда регламентирующих документов. Среди них «Правила для обучения гимнастике в войсках» и «Правила для обучения употреблению в бою штыка». В силу по-
требности в разностороннем физическом развитии солдат в тот период были приняты и другие акты соответствующей направленности. В 1912 г. был создан Российский Олимпийский комитет [1, с. 12].
Неудивительно, что именно военное ведомство приняло участие в создании Российского Олимпийского комитета, а также в подготовке команды России к Играм V Олимпиады в Стокгольме, в организации Первой и Второй Российских Олимпиад. Указом Николая II в 1912 г. «О создании канцелярии Главнокомандующего за физическим развитием народонаселения Российской империи» впервые в России был создан управляющий орган в рассматриваемой области [2, с. 5].
В конце XIX — начале XX в. спорт прочно входит в жизнь армии. Представители военного ведомства приглашаются для участия в международных соревнованиях по стрельбе, конному спорту, фехтованию, гимнастике, легкой атлетике. В это же время интенсивно создаются Всероссийские союзы по видам спорта, система учебно-тренировочных сборов, нормативы физического развития. В годы Первой мировой войны были созданы военно-спортивные клубы.
Что касается спорта в детской возрастной группе, то единственным доступным вариантом были подвижные игры и закаливание, а в некоторых учебных заведениях был урок гимнастики. Кстати, имеются и теоретико-методологические работы о физической культуре и спорте того времени [3, с. 32]. Только с 1926 г. уроки физической культуры стали обязательными в общеобразовательных школах повышенного типа, и была разработана единая программа предмета. Однако далеко не все школы имели возможность работать в рамках этой программы из-за нехватки спортивного инвентаря и учителей с соответствующими навыками [4, с. 46]. Студенческий спорт развивался несколько быстрее, и первые упоминания о студенческих спортивных кружках относятся к 1908 г. [5, с. 130].
Следующую историческую эпоху определим периодом после Октября 1917 г. В этот период было утверждено господство коммунистической идеологии в физкультурном движении России. Принципиально важной чертой развития законодательства в первые годы советской власти была кодификация. Но так как международное спортивное движение начинает формироваться лишь в 20-х гг. XX в., кодификации спортивного законодательства тогда не произошло.
В этот период развитие спорта носит милитаристскую направленность, что обусловлено нуждами войны. Одним из первых правовых актов того периода является Декрет Совета Народных Комиссаров «Об организации при волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным и морским делам гимнастических и стрелковых обществ и о введении всеобщего военного обучения трудового народа» от 8 апреля 1918 г. Только после Второй мировой войны получил развитие спорт высших достижений [6].
В этот период был принят целый ряд важных документов. Среди них Декрет ВЦИК РСФСР от 27 июня 1923 г. «Об образовании Высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР». На них возлагалось управление в сфере физического воспитания. К функциям Высшего совета относились: разработка положений о соревнованиях, программ, справочников, уставов, проведение соревнований между различными организациями. Следующим документом, определяющим пути развития советской физической культуры, стало Постановление ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры». Оно провозглашало физическую культуру как неотъемлемую часть общеполитического, культурного воспитания и образования, оздоровления. Четырьмя годами позже Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 г. «О физкультурном движении» призывало ликвидировать разнобой в физкультурной работе. А 1 апреля 1930 г. было принято Постановление «Об учреждении Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР (ВСФК)», который наделялся правами государственного органа руководства и контроля в области физической культуры. Этим шагом была создана единая общесоюзная система государственного управления физкультурным движением в СССР [7, с. 182].
Серьезное значение отводилось физическому воспитанию и спорту в высших учебных заведениях СССР. В 1929 г. физическое воспитание определено обязательным предметом.
Немаловажную роль имеет постановление Совнаркома РСФСР от 12 января 1930 г., предоставившее культурно-просветительским учреждениям профсоюзов право получать земельные и водные участки для развития массовой физкультуры и спорта и возложившее на них обязанность по их содержанию в исправном состоянии [8, с. 4].
В 1936 г. была принята Конституция СССР. Она закрепила право трудящихся на создание спортивных общественных организаций. Примечательно, что сама Конституция использовала термин
«спорт». Образован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР [9, с. 95].
В 30-х гг. повсеместно на производственных предприятиях и в учреждениях создавались физкультурные коллективы. Это позволило приблизить физкультурный коллектив к партийным, комсомольским и профсоюзным структурам. В целом законодательство о физической культуре и спорте 30-х гг. опирается исключительно на жесткие организационно-административные формы управления и строгое регламентирование.
Постановлением Совнаркома СССР от 26 ноября 1939 г. были утверждены Положение и нормы нового комплекса ГТО [10]. Среди молодежи престижной считалась сдача норм ГТО, в этот же период популярность получили значки «Альпинист СССР», «Ворошиловский всадник», «Ворошиловский стрелок», «Готов к противовоздушной и химической обороне», «Готов к санитарной обороне», «Парашютист СССР», «Турист СССР» и др. [11, с. 191]. Современными исследователями в области истории спорта советского периода ГТО определяется как один из ключевых концептов массового сознания той эпохи, оценивается положительно и ассоциируется с хорошей физической подготовленностью и высокими моральными качествами молодежи [12, с. 197].
Важную роль в повышении спортивного мастерства молодежи имело введение в 1935-1937 гг. «Единой всесоюзной спортивной классификации». Ее положения предусматривали для юношей и девушек юношеские разряды, для взрослых спортсменов — 1-й, 2-й и 3-й спортивные разряды и звание «Мастер спорта СССР» [8, с. 5]. Политика по сохранению здоровья населения в те годы носила массовый характер, велась пропаганда здорового образа жизни, расширялись сети спортивных кружков и секций, проводились массовые спортивные мероприятия.
Политическая действительность начала 40-х гг. потребовала мобилизации военных сил. Для того чтобы началась подготовка гранатометчиков, десантников-лыжников, конников, мотоциклистов, пловцов и специалистов по рукопашному бою, Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР 25 июня 1941 г. издал Указ «О работе физкультурных организаций по военной подготовке». [1, с. 14].
17 сентября 1941 г. Государственный комитет обороны издал Постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», которым вводилось обязательное военное обучение мужчин от 16 до 50 лет без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Программа обучения включала в себя строевую подготовку, овладение винтовкой, пулеметом, минометом и ручной гранатой, обучение методам противохимической защиты, рытью окопов и маскировке, а также на тактическую подготовку одиночного бойца и отделения [13, с. 185].
Но даже во время Великой отечественной войны спорт не терял своего значения и как социально-культурной практики, а после ее окончания роль спорта получила еще и политическое значение [14, с. 37]. Восстановление народного хозяйства планировалось осуществлять в том числе и через спорт. В сентябре 1945 г. СНК СССР принял Постановление «Об оказании помощи комитетам по делам физической культуры и спорта и улучшении их работы», которое предполагало освобождение всех спортивных сооружений, занятых не по назначению в военный период.
На фоне бюрократической системы и господства командных методов в послевоенные годы органы руководства в сфере физической культуры и спорта ликвидировались и заменялись новыми множество раз, менялись их руководители. По оценкам некоторых специалистов, в период с 1953 по 1993 г., т. е. за 40 лет, наименование и структура органов менялась около 20 раз [15, с. 14]. Такой подход создавал существенные трудности для развития спортивной отрасли. Основной линией политики в области физической культуры и спорта в 50-е гг. была демонстрация преимуществ социалистического строя, поэтому особое внимание уделялось профессиональному спорту, задачей которого были достижения в большом спорте. При таких условиях среди физкультурных работников стала процветать фальсификация, что в дальнейшем привело к застойным явлениям в развитии массового физкультурно-спортивного движения.
В 60-е гг. политика в области физической культуры и спорта была направлена на улучшение существующего состояния. Так, Постановление от 11 августа 1966 г. «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» предполагало повышение квалификации преподавателей, тренеров и других специалистов по физической культуре, а также было направлено на укрепление материаль-
но-технической базы физкультурного движения и переход на государственное управление физической культурой и спортом.
17 января 1972 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР утвержден новый комплекс «Готов труду и обороне СССР» [16, с. 36].
С помощью актов управления реализовывались решения КПСС и деятельность Советского государства по развитию физической культуры и спорта. Большое значение имели совместные постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР по вопросам физической культуры и спорта. Например, Постановление от 17 октября 1968 г. «Об улучшении руководства физической культурой и спортом», от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта», которые одновременно были и партийной директивой, ввиду чего их исполнение контролировалось со стороны государственных и партийных органов.
Конституция 1978 г. закрепляла положение о том, что государство содействует развитию массовой физической культуры и спорта и поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья.
Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» от 11 сентября 1981 г. расширялась сеть спортивных клубов и комплексов по месту жительства, ставилась задача по увеличению сети пунктов проката и магазинов по торговле спортивным инвентарем и товарами для туризма, а также по увеличению объемов их производства [17].
В 1983 г. на местном уровне решением соответствующих исполкомов Советов народных депутатов началось создание культурно-спортивных комплексов (КСК), в состав которых входили клубы, спортивные школы, Дома культуры, библиотеки, музеи, Дворцы пионеров и школьников, парки, стадионы и другие спортивные сооружения. [2, с. 45].
Советом министров СССР 28 марта 1983 г. № 245 было принято Постановление «О порядке проведения массовых спортивных мероприятий в стране». В частности, в нем были закреплены задачи по созданию обстановки высокой требовательности, дисциплины и принципиальности в коллективах предприятий и учреждений, участвующих в подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий, и улучшению воспитательной работы со зрителями, особенно с молодежью и подростками [18]. В этот же период принят целый ряд документов, направленных на профилактику травматизма в спорте, обеспечение норм санитарии и гигиены в спортивной деятельности.
В целом законодательство этого периода можно оценить положительно, так как сделаны шаги к индустриализации спорта, созданы правовые предпосылки к строительству спортсооружений, урегулирована научно-исследовательская деятельность по проблемам спорта. Было создано множество спортивных школ, возросло качество управления физической культурой и спортом, внедрялись инновационные подходы, популярность спорта была высокой.
Следующий исторический этап начался в 1991 г., когда СССР прекратил свое существование, и продолжается по настоящее время. Экономическая нестабильность и проводимые реформы того периода существенно повлияли и на состояние спортивной отрасли страны.
27 апреля 1993 г. были приняты Основы законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте». В этом документе были закреплены права граждан в области физической культуры и спорта и их государственные гарантии, закреплены основы системы физической культуры, профессионального спорта, решен вопрос о ресурсном обеспечении физической культуры и спорта [19]. Положения Основ законодательства «О физической культуре и спорте» были достаточно прогрессивными и носили социальный характер. В частности, были установлены меры социальной защиты для граждан, занимающихся физической культурой, для ряда категорий установлены льготы, предусмотрены дополнительные гарантии и компенсации спортсмену, выступающему в составе сборной команды Российской Федерации, и многое другое. В этом документе затронут, но детально не проработан и вопрос допинга.
Так как субъектам Федерации была предоставлена возможность самостоятельного решения многих вопросов, начался процесс принятия регионами своих законов о физической культуре и спорте.
Серьезной проблемой для развития физической культуры и спорта в то время стали проблемы финансирования, что было обусловлено не столько недостатком законодательства, сколько экономической ситуацией в стране.
На смену Основам законодательства «О физической культуре и спорте» пришел Федеральный закон «О физической культуре и спорте» 1999 г. В нем получил существенное усиление значения Олимпийский комитет. В законе обращает на себя внимание попытка решить вопрос финансирования. В частности, на руководителей санаториев и курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз возложена обязанность по созданию условий для использования в процессе лечения и отдыха граждан различных компонентов физической культуры в целях укрепления их здоровья, профилактики и лечения заболеваний. Организации, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, при исчислении им налога, подлежащего уплате в соответствующий региональный бюджет или местный бюджет, могли освобождаться от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также на проведение массовых спортивных мероприятий, если соответствующее решение было принято [20]. Но вместе с тем новый федеральный закон утратил ряд положений предыдущих Основ законодательства, наличие которых, по оценкам исследователей, было бы полезным и целесообразным для развития спорта [21, с. 175]. Этот закон действовал сравнительно недолгий период, так как в связи с рядом изменений в правовой действительности перестал отвечать требованиям времени.
В 2007 г. был принят новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте», который и действует до настоящего момента с некоторыми изменениями [22]. В нем появились новые понятия: массовый спорт, национальные виды спорта, паралимпийское и сурдлимпийское движения, спорт высших достижений, спортивные сооружения, спортивная федерация. Наряду с достоинствами современные специалисты отмечают и ряд недостатков этого закона, требующих коррекции [см., например, 23, с. 124].
Однако этим законом действующее федеральное законодательство РФ не ограничивается. К нормативным актам, непосредственно регулирующим вопросы физической культуры и спорта, можно отнести: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие физической культуры и спорта"», Постановление Правительства РФ от 23.12.2019 № 1767 «О Совете при Правительстве Российской Федерации по развитию физической культуры и массового спорта», Всероссийский реестр видов спорта, Приказ Мин-спорта России от 24.08.2018 № 739 «Об утверждении порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения», Приказ Минспорттуризма РФ от 13.05.2009 № 293 «Об утверждении Порядка проведения допинг-контроля», Приказ Минтруда России от 28.03.2019 № 191н «Об утверждении профессионального стандарта „Тренер"» и ряд других актов.
Кроме того, огромное количество нормативных актов другой тематики содержит нормы, так или иначе относящиеся к рассматриваемой области. Например, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ и другие. В субъектах РФ приняты свои законы, регулирующие вопросы физической культуры и спорта на уровне этих субъектов. Кстати, по оценкам специалистов, такие законы во многом просто дублируют положения федерального закона и имеют другие недостатки [см., например, 24, с. 83; 25, с. 59.].
Основной тенденцией развития законодательства в области физической культуры и спорта последних лет является приведение в соответствие с требованиями норм международного права. Например, детализация регулирования таких вопросов, как: спорт в системе образования, безопасность участников и зрителей при проведении спортивных мероприятий, предотвращение допинга, недопустимость дискриминации в спорте, закрепление принципов глобализма и сохранения окружающей среды, популяризация спорта [26, с. 59].
Весь существующий на сегодняшний день массив законодательства в области физической культуры и спорта является разрозненным. Хотя объем правового регулирования уже позволяет говорить о спортивном праве как отрасли права, науке и учебной дисциплине [см., например, 27, с. 91]. Для многих специалистов очевидна необходимость кодификации в области спортивного права, которая позволит не только систематизировать имеющиеся нормативные правовые акты в этой области, но и заполнить пробелы правового регулирования [28, с. 173].
Таким образом, долгая история развития законодательства в области физической культуры и спорта в России привела к накоплению большого объема правового материала, который требует
систематизации. Поэтому следующим шагом была бы целесообразна кодификация этого законодательства, которая привела бы к формированию новой отрасли — спортивное право.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Чесноков А. Н. Российское законодательство о физической культуре и спорте: история и современность : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 24с.
2. Зуев В. Н. Нормативно-правовые акты в регуляции управления отечественной сферой физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2002. № 7.
3. Смирнов М. А. Физическая культура в Российской империи конца XIX — начала XX в. в отечественной историографии // Вестник Вятского гос. ун-та. 2013. № 2-1. С. 31-38.
4. Бахтина И. Л., Попов М. В., Протасова Э. Е. Физическое воспитание школьников в 19201930-е гг. и введение комплекса ГТО и БГТО (на материалах Урала) // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 45-50.
5. Напреенков А. А. Студенческий спорт в России: практика организации первых кружков // Ученые записки. 2014. №6 (112). С.129-134.
6. Хлистун Ю. В., Братановский С. Н. Комментарий к Федеральному закону от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Специально для системы ГАРАНТ, 2011) // ЭПС «Система Гарант».
7. Тонков Е. Е., Донец Р. В. Развитие законодательного закрепления гарантий физкультуры и спорта // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия, социология, право. 2013. № 2 (145). С. 181-188.
8. Лазарев С. Е. Советское законодательство 1930-х годов о физкультуре и спорте и его актуальность в наши дни // Гражданин и право. 2016. № 9. С. 3-8.
9. Глушаченко С. Б., Донец Р. В. Публичные гарантии реализации конституционного права на занятие физической культурой и спортом: исторический опыт и современность // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия, социология, право. 2012. № 8 С. 94-98.
10. О введении нового физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» : Постановление СНК СССР от 26.11.1939 № 1955 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Григоркевич А. А., Сактаганова З. Г. История влияния комплекса ГТО на жизнь и здоровье советского человека в повседневности городов Советского Союза // Актуальные проблемы современности. 2019. № 1 (23). С. 189-193.
12. Миронова С. П. ГТО как социокультурная доминанта советской эпохи: положительная когнитивная оценка // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51 (3). С. 197-204.
13. Стряпихина А. А. Политика советского правительства в области физической культуры и спорта в годы Великой отечественной войны (по материалам газеты «Красный спорт») // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 184-186.
14. Шевелева Л. А. Особенности спортивного профессионализма в Советском Союзе // Человек в мире культуры. 2015. № 3. С. 36-45.
15. Медведев С. А. Теоретико-правовые аспекты функционирования физической культуры и спорта в Российском государстве : автореф. ... канд. юрид. Наук. Волгоград, 2006. 23 с.
16. Медведев С. А. Теоретико-правовые аспекты функционирования физической культуры и спорта в Российском государстве : дис. ... канд. юрид. наук. Майкоп, 2006. 235 с.
17. О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта : Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 11.09.1981 // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_10897. htm.
18. О порядке проведения массовых спортивных мероприятий в стране : Постановление Совета министров СССР // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ ussr/usr_10897. htm.
19. О физической культуре и спорте : Основы законодательства Российской Федерации. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=3119#h506.
20. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ (ред. от 30.06.2007) // СПС «Консультант Плюс».
21. Ратушная Я. Ю. Законодательная база проведения государственной политики в области развития физической культуры и спорта (1991-2007 гг.) // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2012. № 7. С.173-176.
22. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ // ЭПС «Система Гарант».
23. Иванов В. Д., Бардина М. Ю. Правовое регулирование физкультуры и спорта в Российской Федерации // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. № 2. Т. 4. С. 122-127.
24. Коваленко Е. Ю., Шавандина О. А. Правовое регулирование спортивных отношений в Алтайском крае: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений : сб. материалов X Междунар. научно-практич. конф., посвящ. 50-летию Уральского гос. ун-та физической культуры. Челябинск, 2020. С. 80-85.
25. Галиева Е. Б., Аникина Ю. М. Формирование регионального законодательства о физической культуре и спорте // Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений : сб. материалов X Междунар. научно-практич. конф., посвящ. 50-летию Уральского гос. ун-та физической культуры. Челябинск, 2020. С. 56-60.
26. Коваленко Е. Ю., Тыдыкова Н. В., Кусаинова А. К. Отражение международных норм в российском федеральном и региональном законодательстве о физической культуре и спорте // Российско-азиатский правовой журнал. 2020. № 4. С. 56-60.
27. Драничникова Н. В., Захарова С. А., Сергеев А. Б. Проблемы развития спортивного права в России // Социум и власть. 2012. № 5 (37). С. 91-95.
28. Круглов В. В. Проблемы и перспективы кодификации спортивного законодательства России // Право. Журнал ВШЭ. 2017. № 4. С. 173 (165-176).
УДК 343.24 ББК 67.408
ЗАМЕНА УСЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ НА РЕАЛЬНОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. А. Коренная
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Рассмотрены вопросы о возможности отмены условного наказания на реальное лишение свободы для лиц, совершивших так называемые предпринимательские преступления. Тема работы приобретает особую актуальность в начале 2021 г., так как исключительно юридическая тема замены условного лишения свободы на реальное стала одной из самых обсуждаемых в прессе в связи с задержанием медийного политика, называющего себя главным оппозиционером России. В начале исследования автор определяет системообразующие признаки категории «преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности». Далее рассмотрены процедурные и содержательные аспекты замены условного осуждения. Автор приходит к выводу о возможности применения по аналогии уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего процедурные вопросы замены наказаний, не связанных с лишением свободы, на более строгий вид наказания в связи с отсутствием в уголовно-исполнительном законодательстве специальной нормы о возможности принудительного привода и задержания лица, условно осужденного, при наличии оснований для назначения реального наказания. Также автор рассматривает содержательную составляющую подобной категории дел и приходит к выводу о необходимости системного подхо-