Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КУЗБАССЕ (1985-2008 ГГ.)'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КУЗБАССЕ (1985-2008 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / CONSTITUTION / LEGAL REGULATION / LEGISLATIVE BASE / SOVIET PERIOD / POST-SOVIET PERIOD / KEMEROVO REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казьмин Владимир Николаевич, Казьмина Маргарита Васильевна, Юзупкина Евгения Сергеевна

Предметом анализа являются особенности законодательного регулирования физкультуры и спорта в разные исторические периоды. Цель - выявление характерных черт и особенностей нормативно-правовой базы советского и постсоветского периодов для использования этого опыта в современных условиях. При написании данной работы использованы следующие методологические принципы. Принцип научности, предполагающий использование широкого круга опубликованных и неопубликованных, в том числе архивных документов, научной литературы, которая позволяет определить уровень состояния изученности темы. Принцип историзма, позволяющий выявить состояние правового регулирования в различные исторические эпохи, особенности и характер произошедших изменений. Главным методом при раскрытии содержания темы является сравнительно-юридический. Он позволяет выявить характер правовой базы, ее содержание в советский период и качественные изменения, которые произошли в связи с изменением общественно-политической системы. Использованная методологическая база позволила выделить ряд этапов в развитии правовой базы физической культуры и спорта в Кемеровской области. Первый - середина 1980-х гг. - начало 1990-х гг. - время действия советских норм права. Второй - с начала и до конца 1990-х гг. - переходный, когда в масштабе России шел активный процесс поиска нормативно-правового регулирования отрасли от основ законодательства (1993) до принятия Закона (1999). Третий - первое десятилетие 2000-х гг., когда законодательство вышло на новый уровень с вступлением в силу в 2008 г. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и принятием аналогичного документа в Кузбассе. В этой связи можно говорить о формировании спортивного права как системы правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях. Результаты и выводы проведенного исследования могут быть востребованы при выработке нормативно-правовой базы федеральными и региональными органами законодательной власти, научным сообществом, юристами, занимающимися вопросами спортивного и физкультурного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Казьмин Владимир Николаевич, Казьмина Маргарита Васильевна, Юзупкина Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR REGULATING PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN KUZBASS (1985-2008)

The paper features legislative regulation of physical education and sports in different historical periods. The research objective was to describe the legal framework of the Soviet and post-Soviet periods in order to use the experience in modern conditions. The study was based on the following scientific principles and methods. The principle of scientific research made it possible to use of a wide range of published and unpublished archival documents and scientific sources. The principle of historicism allowed the authors to identify the state of legal regulation in various historical epochs, as well as the nature of the changes they underwent. The comparative legal method helped identify the nature of the legal framework, its content in the Soviet period, and the qualitative changes that occurred after the collapse of the Soviet Union. As a result, the authors identified a number of stages in the development of the legal framework in question. The period of the Soviet legal norms lasted from the mid 1980s to early 1990s. During the transitional period of the 1990s, Russia was actively searching for legal regulation: the basic legislation was adopted in 1993, and the Law itself entered into force in 1999. The third period began when the state law on physical education and sport was adopted in 2008. Soon after that, a similar document was released in Kuzbass. In this regard, the development of sports law is a system of legal norms that regulate relations in the field of physical education and sports at the Federal and regional levels. The results of the research can be used in the development of the regulatory framework by Federal and regional legislative bodies, the scientific community, and lawyers involved in sports and physical education law.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КУЗБАССЕ (1985-2008 ГГ.)»

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-161-167

оригинальная статья УДК 342.951:796"1985/2008"

Законодательная база регулирования физкультуры и спорта в Кузбассе (1985-2008 гг.)

Владимир Н. Казьмин а Маргарита В. Казьмина а; Евгения С. Юзупкина ь

а Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово ь Губернаторский многопрофильный лицей-интернат, Россия, г. Кемерово @ [email protected]

Поступила в редакцию 15.06.2020. Принята к печати 06.07.2020.

Аннотация: Предметом анализа являются особенности законодательного регулирования физкультуры и спорта в разные исторические периоды. Цель - выявление характерных черт и особенностей нормативно-правовой базы советского и постсоветского периодов для использования этого опыта в современных условиях. При написании данной работы использованы следующие методологические принципы. Принцип научности, предполагающий использование широкого круга опубликованных и неопубликованных, в том числе архивных документов, научной литературы, которая позволяет определить уровень состояния изученности темы. Принцип историзма, позволяющий выявить состояние правового регулирования в различные исторические эпохи, особенности и характер произошедших изменений. Главным методом при раскрытии содержания темы является сравнительно-юридический. Он позволяет выявить характер правовой базы, ее содержание в советский период и качественные изменения, которые произошли в связи с изменением общественно-политической системы. Использованная методологическая база позволила выделить ряд этапов в развитии правовой базы физической культуры и спорта в Кемеровской области. Первый - середина 1980-х гг. - начало 1990-х гг. - время действия советских норм права. Второй - с начала и до конца 1990-х гг. - переходный, когда в масштабе России шел активный процесс поиска нормативно-правового регулирования отрасли от основ законодательства (1993) до принятия Закона (1999). Третий - первое десятилетие 2000-х гг., когда законодательство вышло на новый уровень с вступлением в силу в 2008 г. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и принятием аналогичного документа в Кузбассе. В этой связи можно говорить о формировании спортивного права как системы правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях. Результаты и выводы проведенного исследования могут быть востребованы при выработке нормативно-правовой базы федеральными и региональными органами законодательной власти, научным сообществом, юристами, занимающимися вопросами спортивного и физкультурного права.

Ключевые слова: конституция, правовое регулирование, законодательная база, советский период, постсоветский период, Кемеровская область

Для цитирования: Казьмин В. Н., Казьмина М. В., Юзупкина Е. С. Законодательная база регулирования физкультуры и спорта в Кузбассе (1985-2008 гг.) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 2. С. 161-167. БО!: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-2-161-167

Введение

Период 1985-2008 гг. актуален и интересен своей спецификой. Он характеризуется переходом от социалистической системы к рыночной модели развития. Данное обстоятельство коренным образом повлияло на жизнь российского общества в целом и привело к существенным изменениям в развитии физической культуры и спорта (ФКиС).

Система ФКиС, действовавшая в середине 1980-х гг., вывела советский спорт на уровень высших мировых показателей, а также решала вопросы организации физического воспитания населения и массового спортивного движения. Однако в 1990-е гг. в связи с началом перехода к рынку обострилась проблема правового обеспечения функционирования ФКиС в новых условиях.

Проблеме федерального регулирования правовой базы ФКиС посвящен ряд работ. С. Н. Братановский [1],

П. А. Виноградов [2; 3], А. П. Душанин [2-4], Е. Б. Галиева [5], В. А. Голов [6], Л. Е. Давидсон [7] рассмотрели этот вопрос в контексте государственной политики в области ФКиС. В статьях С. В. Алексеева и Р. Г. Гостева [8], Н. А. Жабина [9; 10], В. Н. Зуева [11], И. С. Кузнецова [12], Л. В. Чхутиашвили [13] проанализированы отдельные аспекты правовой базы ФКиС на разных хронологических этапах в современной России. Региональным аспектам заявленной темы частично посвящены работы Т. В. Сарычевой [14; 15] и Ю. Д. Якубова [16].

Специальных работ, посвященных законодательному регулированию ФКиС в Кемеровской области (Кузбассе) в 1985-2008 гг., нет. Однако период 1991-2007 гг. в контексте государственной политики в области ФКиС исследовала Я. Ю. Ратушная [17] и пришла к заключению, что применительно к указанной хронологии можно выделить

самостоятельный этап в становлении государственной политики в области ФКиС РФ. Я. Ю. Ратушная показала в том числе как изменялась законодательная база в сфере ФКиС Кузбасса.

На наш взгляд, такое утверждение носит дискуссионный характер. Применительно к Кемеровской области логично выделить 1991-2008 гг., т. к. в апреле 2008 г. Советом народных депутатов региона был принят закон «О физической культуре и спорте в Кемеровской области»1, регламентирующий основные положения в рамках субъекта РФ. Этим документом было завершено оформление законодательной базы ФКиС в регионе. На наш взгляд, в периоде 1991-2008 гг. логично выделить два этапа, границей между которыми является конец 1990-х гг. Кроме того, важно обратиться к выявлению отличительных черт в развитии законодательной базы ФКиС в советский и постсоветский периоды.

Правовое регулирование физкультуры и спорта в советский период

Проблема правового регулирования ФКиС в советский период имела свою специфику. Первоначально базовым документом этого периода являлась Программа КПСС, принятая в 1961 г., ставившая цель построения коммунизма в стране. В ней говорилось о необходимости воспитания гармонично развитой личности. Одной из сторон воспитания такой личности считалось физическое здоровье, необходимое для полноценного труда и защиты Отечества. Этим и определялись основные задачи в сфере физического воспитания и спорта2.

Конкретизировала цели и задачи в этой сфере принятая в 1977 г. Конституция СССР, в которой был сформулирован ряд статей по развитию ФКиС. В частности, указывалось на ответственность государства за развитие ФКиС. Возможность заниматься этим видом деятельности провозглашалась конституционным правом советского человека3. Данное право также было закреплено в ст. 49 Основ законодательства СССР.

Конституция СССР наделяла правом исполнительный орган (Совет Министров СССР) создавать ведомственные структуры по различным направлениям социальной деятельности. В области ФКиС таким органом стал Спорткомитет СССР. Этот орган должен был координировать и руководить вопросами ФКиС в стране. Он был наделен по отношению к спортивным организациям и другим структурам распорядительными и управленческими полномочиями.

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-161-167

Свои функции Спорткомитет СССР реализовывал через республиканские комитеты, которые в свою очередь руководили ФКиС через комитеты при исполкомах местных Советов народных депутатов. Республиканские и местные комитеты в пределах предоставленных им прав организовывали развитие ФКиС на соответствующих территориях, в том числе Кузбасса. Таким образом, была создана четкая централизованная система управления и соподчиненности.

Следует отметить, что свое особое место в организационно-управленческой структуре на территориях имели советы коллективов по развитию физической культуры, работавшие совместно с общественными организациями4.

4 июня 1990 г. был принят закон «О предприятиях в СССР». В его четвертой главе «Управление предприятием и самоуправление» в ст. 17 отмечалось, что в коллективном договоре регулируются вопросы социального развития коллектива и здоровья его членов5.

Для нас интересна ст. 36, где отмечалось, что предприятие имеет право на строго добровольной основе как принимать участие в формировании внебюджетных целевых финансовых фондов республик и местных Советов народных депутатов, так и участвовать в работе по комплексному экономическому и социальному развитию территории, проводимой местным Советом народных депутатов, за счет средств местного бюджета6. Это привело к тому, что произошло прекращение или сокращение финансирования ФКиС на предприятиях страны, в том числе в Кузбассе.

Правовое регулирование в постсоветский период

Необходимость изменений правовых актов в сфере ФКиС возникла после распада Советского Союза. Особо нуждалась в правовом регулировании система управления ФКиС РФ. На это был направлен Указ Президента РФ № 546 от 1 июня 1992 г., где говорилось о создании Координационного совета по ФКиС при Председателе Правительства РФ7. На Координационный совет возлагались следующие обязанности: разработка и проведение государственной политики в области физического воспитания и спорта; координация деятельности государственных, общественных и спортивных организаций. Для формирования материальной базы ФКиС создавался Национальный фонд спорта. Правительство должно было предоставить льготы в налогообложении указанному Фонду.

Важной вехой в правовом регулировании проблем ФКиС стало принятие Верховным Советом РФ 23 апреля 1993 г.

1 О физической культуре и спорте. Закон Кемеровской области от 25.04.2008 № 30-ОЗ // Кузбасс. 29.04.2008. № 76.

2 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 12.10.1977. № 41. Ст. 617.

3 Там же.

4 ГАКО. Ф. Р-411. Оп. 1. Д. 764. Л. 29.

5 О предприятиях в СССР. Закон СССР от 04.06.1990 № 1529-1 (прекратил действие) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 20.06.1990. № 25. Ст. 460.

6 ГАКО. Ф. П-75. Оп. 63. Д. 102. Л. 127.

7 О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в РФ. Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 546 (с изм. и доп.) //

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 11.06.1992. № 23. Ст. 1278.

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-161-167

закона «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте»8.

Базовые установки этого закона были включены в принятую в 1993 г. Конституцию РФ. В целом ряде статей закреплялись права граждан России на охрану здоровья. В том числе ст. 41 указывала: «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию»9.

Мы должны отметить определенную преемственность Конституций 1977 г. и 1993 г. в вопросах роли ФКиС в укреплении здоровья народа. Правда, есть и отличительная особенность в Конституции РФ 1993 г. Кроме возможности привлечения частной собственности, в ней отмечалось, что регулирование общих вопросов ФКиС относится к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Детализация, принципы и основные направления работы органов управления ФКиС содержались в законе «Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта». Здесь четко выделялась компетенция государственных органов управления ФКиС; роль и место государственных программ, спортивных федерации-вопросы финансирования; значение пропаганды среди населения с помощью средств массовой информации.

Мы солидарны с мнением авторитетных специалистов в области спортивного права С. В. Алексеевым и Р. Г. Гостевым [8] о межотраслевом характере этого закона. Действительно, данный закон состоит из комплекса статей из гражданского, налогового, земельного, трудового права.

Новый уровень развития правовых основ ФКиС показывает закон от 29 апреля 1999 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»10. В структурном плане закон состоял из 7 глав, которые включали 44 статьи. Он отразил реальное положение состояния ФКиС в РФ в конце ХХ в. Однако новая политическая и социальная реальность потребовала изменений подходов к проблеме физического воспитания и спорта, что нашло выражение в принятом 4 декабря 2007 г. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»11.

В данном законе наблюдается определенная преемственность с предыдущими правовыми актами в вопросе государственного регулирования. В то же время он был направлен на совершенствование законодательной базы в соответствии с новыми условиями социально-экономического развития страны. Закон четко определял содержание компетенций

и распределение их между государством и спортивными организациями. Не обошел он вниманием и материальные условия развития ФКиС. С точки зрения законодательной техники в нем четко определялись объекты и субъекты регулирования, характер отношений между ними. Особое внимание в законе уделялось определению полномочий Олимпийского комитета России, Параолимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России. Наряду с функциями, которые они должны были выполнять, достаточно конкретно определялись источники финансирования, в том числе не только за счет государства, но и с привлечением средств бизнеса и граждан. Достоинством данного закона являлось установление четких юридических норм, которые регулировали правоотношения между разнообразными субъектами в сфере ФКиС.

Наличие законодательной базы позволило Правительству РФ определить конкретные меры по развитию ФКиС в регионах страны. В частности, этой проблеме был посвящен специальный раздел в принятой Правительством РФ 17 ноября 2008 г. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В разделе «Развитие физической культуры и спорта» определялась главная цель - способствовать и создавать все необходимые условия для здорового образа жизни граждан12.

В указанной концепции содержались и основные направления развития ФКиС в стране. Приоритет отдавался системе массового привлечения народа к занятиям физкультурой. Для этого ставилась задача строить объекты физкультуры по месту жительства на дворовых территориях. Создание спортивных секций и клубов должно было стимулировать привлечение к занятиям детей.

Развитие ФКиС требовало также обращения внимания на подготовку кадров. Для этого организовывался специальный фонд и новая система оплаты труда за качество работы. Денежные средства выделялись как из бюджетных средств государства, так и коммерческими организациями.

Приоритетное значение для пропаганды ФКиС отводилось средствам массовой пропаганды. Это, прежде всего, относилось к печатным спортивным изданиям, телевидению, которые должны были квалифицированно освещать соревнования разного уровня.

Другим важным направлением в Концепции считалась необходимость повышения эффективности выступлений наших спортсменов на международных соревнованиях. После развала советской системы подготовки и управления спортом многие достижения тренерских и спортивных школ были утрачены.

8 Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте. Закон от 23.04.1993. № 4868-1 (с изм. и доп.) (утратил силу) // Ведомости ВС РФ. 03.06.1993. № 22. Ст. 784.

9 Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) (с поправками).

10 О физической культуре и спорте в РФ. ФЗ от 29.04.1999 № 80-ФЗ (с изм. и доп.) (утратил силу) // СЗ РФ. 03.05.1999. № 18. Ст. 2206.

11 О физической культуре и спорте в РФ. ФЗ от 04.12.2007 № 329-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 10.12.2007. № 50. Ст. 6242.

12 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 24.11.2008. № 47. Ст. 5489.

В документе указывалось на то, что надо учитывать прежние достижения спортивных организаций, но главным является задача модернизации всех сторон спортивной отрасли. Модернизация предполагала: подготовку тренерских кадров, знающих современные методики подготовки спортсменов; создание спортивной инфраструктуры, способной обеспечить высокие результаты спортсменам по разным видам спорта на международных соревнованиях и олимпиадах; материальное стимулирование спортсменов за высокие спортивные результаты.

Таким образом, федеральное российское законодательство и органы власти создали предпосылки регионам для законотворческой деятельности в области ФКиС.

Правовое регулирование физкультуры и спорта в Кузбассе

Отправной точкой в регулировании проблем ФКиС в Кузбассе следует считать вторую половину 90-х гг. ХХ в. В это время департамент ФКиС неоднократно вносил свои предложения по данной проблеме в проекты предлагаемых центральной властью реформ. Самим департаментом был разработан проект закона о развитии спорта, физкультуры и туризма в регионе13.

Важным для создания нормативно-правовой базы области стал 1997 г., когда администрация региона приняла целый ряд постановлений, направленных на развитие и привлечение жителей Кузбасса к спортивно-массовым мероприятиям.

Например, Кузбасс известен в России своей школой бокса, которой в 1997 г. исполнилось 50 лет. Достижения кузбасского боксера Юрия Арбочакова являются достоянием не только страны, но и получили широкую известность и признание во всем мире. В связи с юбилейными событиями администрация области приняла ряд нормативно-правовых документов по проведению мероприятий и турниров, которые способствовали популяризации и пропаганде данного вида спорта. Неслучайно, что боксерская школа региона до настоящего времени находится в числе лидеров в стране.

Анализ источников по данной теме показывает, что наблюдался процесс достаточно тесного взаимодействия административных органов с законодательными структурами, оперативность в решении проблем, возникавших в сфере ФКиС. Особенно это характерно при разработке комплексных региональных программ.

Комплексные региональные программы в структурном и содержательном плане, как правило, включали разделы о перспективах и направлениях деятельности в сфере ФКиС. Это, например, характеризует программу

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-161-167

«Качество жизни», включавшую меры по развитию ФКиС на территориях Кузбасса14.

При составлении комплексных программ развития региона осуществлялся дифференцированный подход по развитию ФКиС среди разных возрастных категорий населения. Например, в программу «Дети Кузбасса» было включено положение о необходимости физического развития ребенка начиная с детского сада и до получения аттестата зрелости. Конкретные мероприятия этой программы по физическому развитию были закреплены в специальном разделе «Здоровое поколение».

В программе «Молодежь Кузбасса», принятой в 2002 г., не только определялись мероприятия по развитию ФКиС, но и были обозначены источники финансирования, в том числе за счет поддержки Российской физкультурно-спортивной организации «Юность России»15.

Также в законе о бюджете Кемеровской области выделялись средства на реализацию целевой федеральной программы по развитию ФКиС на перспективу 2006-2015 гг.16 В целом необходимо констатировать усиление законодательной деятельности в сфере ФКиС с началом XXI в. как на федеральном, так и региональном уровнях.

В сентябре 2006 г. в Кузбассе был принят закон «О физической культуре и спорте», который в связи с особым вниманием к проблемам ФКиС со стороны федеральных и региональных властей дорабатылся и уточнялся17. Однако задачи в сфере ФКиС требовали более четкого правого регулирования на федеральном и региональном уровнях. В этой связи в Кузбассе в апреле 2008 г. был принят новый закон «О физической культуре и спорте». В структурном плане он состоял из пяти глав. Кратко остановимся на их характеристике.

Первая глава носила теоретико-методологический характер, в ней формулировались общие положения о задачах конкретных организаций, связанных с организацией ФКиС в регионе. Далее были определены принципы, на которых должна строиться работа в области. К ним относились доступность для всех групп населения; формирование здорового образа жизни.

Во второй главе определялись полномочия и функции структур власти Кузбасса в вопросах ФКиС. Законодательный орган, Совет народных депутатов, был уполномочен регулировать вопросы права, финансирования и контроля выполнения решений в этой сфере.

Администрация области должна была разрабатывать программы развития, финансового обеспечения, организации порядка проведения спортивных и физкультурных

13 ГАКО. Ф. Р-411. Оп. 1. Д. 992. Л. 5.

14 ГАКО. Ф. Р-411. Оп. 1. Д. 944. Л. 3-4.

15 Об областном бюджете на 2002 год. Закон Кемеровской области от 19.12.2001 № 128-ОЗ // Кузбасс. 21.12.2001. № 237; Об областном бюджете на 2003 год. Закон Кемеровской области от 23.12.2002 № 109-ОЗ. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/990303493 (дата обращения: 11.01.2018); Об областном бюджете на 2004 год. Закон Кемеровской области от 09.12.2003 № 63-ОЗ. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/990304187 (дата обращения: 11.01.2018); Об областном бюджете на 2005 год. Закон Кемеровской области от 10.12.2004 № 91-ОЗ. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/412809950 (дата обращения: 11.01.2018).

16 Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг.». Утв. постановлением Правительства РФ от 11.01.2006 № 7.

17 О физической культуре и спорте. Закон Кемеровской области от 17.10.2006 № 126-ОЗ // Кузбасс. 20.10.2006. № 197.

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-161-167

мероприятий, материального обеспечения команд, обеспечения безопасности при проведении соревнований и др.

В законе указывалось, что администрация области берет на себя обязательство вместе с региональными спортивными федерациями обеспечить условия для подготовки и участия команд и спортсменов Кузбасса в соревнованиях международного и всероссийского уровней. Актуальным в принятом законе являлось и положение о необходимости создания условий для занятий ФКиС такой категории населения, как инвалиды.

Третья глава закона была посвящена организационным вопросам. В ней конкретно определялись принципы деятельности спортивных федераций; формирования команд, отстаивающих честь области; меры по реализации комплекса ГТО.

Заключительные главы закона рассматривали проблемы источников финансирования ФКиС. Кроме бюджетного финансирования предоставлялась возможность привлечения разнообразных источников, включая участие бизнеса. Существенной мерой материальной поддержки ФКиС являлось предоставление организациям, связанным с ФКиС, льгот по налогам. Учитывался в законе и социальный аспект, в частности, предоставлялась возможность бесплатных занятий на государственных спортивных объектах детям малоимущих и многодетных семей, сиротам и инвалидам18.

Следует отметить, что в сфере законодательного регулирования ФКиС Кузбасс являлся одним из лидеров в стране. Это констатируют и видные специалисты в области спортивного права С. В. Алексеев, Р. Г. Гостев. Они считают, что только к 2013 г. подобные законы существовали в большинстве регионов страны [8].

Выводы

В советский период регулирование сферы ФКиС осуществлялось на основе конституционных гарантий и решений высших партийных и государственных органов. Специальная нормативно-правовая база не разрабатывалась и не применялась.

Смена общественно-политической системы и новых экономических отношений потребовала правового регулирования всех сфер жизни общества, в том числе вопросов ФКиС. Первые правовые документы в этом направлении носили в основном декларативный характер.

Ситуация в лучшую сторону существенно изменилась лишь с 2008 г. с вступлением в действие закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». На этой основе постепенно формируется спортивное право, где определяются правовые нормы по регулированию ФКиС в стране. Спортивное право становится частью общенационального права.

Свой путь по правовому регулированию прошли регионы, в том числе и Кузбасс. Основываясь на общероссийском законодательстве, они учли прежний опыт и специфику региональной спортивно-массовой деятельности. Особенностями законодательного регулирования в Кемеровской области было взаимодействие с федеральными органами РФ, разработка региональных целевых программ, где существенное внимание уделялось законодательному регулированию проблем ФКиС.

Заключение

Правовое регулирование ФКиС в указанных хронологических рамках прошло сложный путь в связи с кардинальными (революционными) переменами общественно-политического устройства государства и общества. В советский период ФКиС рассматривалась как составная часть всестороннего развития личности. Это законодательно закреплялось в Конституциях СССР и союзных республик. Для решения этой задачи была построена жесткая система регулирования, управления и финансирования.

Разрушение этой системы в начале 90-х гг. ХХ в. привело к относительно длительному периоду хаотизации и неуправляемости, отсутствию четких правовых регуляторов. Только в начале 2000-х гг. начинает формироваться федеральная правовая база, которая отражает характер новых рыночных отношений в этой сфере.

Созданная федеральная правовая система позволяет и региональным законодательным структурам, в том числе Кузбасса, исходя из своих особенностей и традиций, разработать собственные программы развития ФКиС. Доказательством этому является содержательная часть регионального закона 2008 г. «О физической культуре и спорте», где в полной мере проявился комплексный подход к развитию ФКиС. Опыт и наработки кузбасских законодателей в дальнейшем были использованы другими субъектами РФ.

Литература

1. Братановский С. Н. Управление физической культурой и спортом в условиях реформ: Организационно-правовые проблемы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. 49 с.

2. Виноградов П. А., Душанин А. П. Органы управления развития физкультуры и спорта на федеральном уровне // Теория и практика физической культуры. 1997. № 1. С. 42-45.

3. Душанин А. П., Виноградов П. А. Анализ правовой базы физкультуры и спорта в России // Теория и практика физической культуры. 2000. № 6. С. 59-62.

4. Душанин А. П. Государственное управление физической культурой и спортом в Российской Федерации: Организационно-правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 22 с.

18 О физической культуре и спорте. Закон Кемеровской области от 25.04.2008 № 30-03. &атья распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-161-167

5. Галиева Е. Б. Система государственного управления физической культурой и спортом // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2017. № 2. С. 34-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Голов В. А. Функции и социально-политическая деятельность государства в сфере физической культуры и спорта // Фундаментальные исследования. 2007. № 3. С. 41-43.

7. Давидсон Л. Е. Система органов государственного руководства физической культурой и спортом в Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 1. С. 13-19.

8. Алексеев С. В., Гостев Р. Г. Предпосылки возникновения и развития спортивного права в Российской Федерации // Культура физическая и здоровье. 2013. № 4. С. 8-15.

9. Жабин Н. А. Развитие нормативной базы Российской Федерации в области управления физической культуры и спортом // Административное право и процесс. 2011. № 8. С. 47-50.

10. Жабин Н. А. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта: актуальные вопросы административно-правового статуса // Юридический мир. 2012. № 2. С. 46-48.

11. Зуев В. Н. Законотворчество о физической культуре и спорте на уровне субъекта РФ // Теория и практика физической культуры. 2001. № 3. С. 41-46.

12. Кузнецов И. С. Спортивное право России как отрасль российского законодательства // Спорт: экономика, право, управление. 2004. № 4. С. 2-4.

13. Чхутиашвили Л. В. К вопросу совершенствования спортивного законодательства // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 3. С. 32-33.

14. Сарычева Т. В. Становление и развитие советской системы физической культуры в Западной Сибири (1920-1991 гг.): дис. ... д-ра ист. наук. Томск, 2017. 1000 с.

15. Сарычева Т. В. Советская система физической культуры как социокультурный феномен XX века (на примере Западной Сибири, 1920-1991 гг.). Томск: Печатная мануфактура, 2019. 695 с.

16. Якубов Ю. Д. Основные проблемы региональной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. № 1. С. 242-250.

17. Ратушная Я. Ю. Государственная политика по развитию физической культуры и спорта в Кемеровской области: 1991-2007 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2012. 28 с.

original article

Legal Framework for Regulating Physical Education and Sports in Kuzbass (1985-2008)

Vladimir N. Kazmin a Margarita V. Kazmina a; Evgeniya S. Yuzupkina b

a Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

b The Governor's Multidisciplinary Boarding School, Russia, Kemerovo @ [email protected]

Received 15.06.2020. Accepted 06.07.2020.

Abstract: The paper features legislative regulation of physical education and sports in different historical periods. The research objective was to describe the legal framework of the Soviet and post-Soviet periods in order to use the experience in modern conditions. The study was based on the following scientific principles and methods. The principle of scientific research made it possible to use of a wide range of published and unpublished archival documents and scientific sources. The principle of historicism allowed the authors to identify the state of legal regulation in various historical epochs, as well as the nature of the changes they underwent. The comparative legal method helped identify the nature of the legal framework, its content in the Soviet period, and the qualitative changes that occurred after the collapse of the Soviet Union. As a result, the authors identified a number of stages in the development of the legal framework in question. The period of the Soviet legal norms lasted from the mid 1980s to early 1990s. During the transitional period of the 1990s, Russia was actively searching for legal regulation: the basic legislation was adopted in 1993, and the Law itself entered into force in 1999. The third period began when the state law on physical education and sport was adopted in 2008. Soon after that, a similar document was released in Kuzbass. In this regard, the development of sports law is a system of legal norms that regulate relations in the field of physical education and sports at the Federal and regional levels. The results of the research can be used in the development of the regulatory framework by Federal and regional legislative bodies, the scientific community, and lawyers involved in sports and physical education law.

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-2-161-167

Keywords: Constitution, legal regulation, legislative base, soviet period, post-Soviet period, Kemerovo region

For citation: Kazmin V. N., Kazmina M. V., Yuzupkina E. S. Legal Framework for Regulating Physical Education and Sports in Kuzbass (1985-2008). Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2020, 4(2): 161-167. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-2-161-167

References

1. Bratanovskii S. N. Management of physical education and sports in the conditions of reforms: Organizational and legal problems. Dr. Jurispr. Sci. Diss. Abstr. Moscow, 1997, 49. (In Russ.)

2. Vinogradov P. A., Dushanin A. P. Management bodies of physical culture and sport development at the Federal level. Theory and practice of physical culture, 1997, (1): 42-45. (In Russ.)

3. Dushanin A. P., Vinogradov P. A. Analysis of the legal framework of physical culture and sport in Russia. Theory and practice of physical culture, 2000, (6): 59-62. (In Russ.)

4. Dushanin A. P. State management of physical culture and sports in the Russian Federation: Organizational and legal issues. Cand. Jurispr. Sci. Diss. Abstr. Moscow, 2000, 22. (In Russ.)

5. Galieva E. B. Public administration physical culture and sports. Nauchno-sportivnyj vestnik Urala i Sibiri, 2017, (2): 34-39. (In Russ.)

6. Golov V. A. Functions and socio-political activity of the state in the sphere of physical culture and sport. Fundamental research, 2007, (3): 41-43. (In Russ.)

7. Davidson L. E. System of state management bodies of physical culture and sports in the Russian Federation. Sport: Economy, law, management, 2009, (1): 13-19. (In Russ.)

8. Alekseev S. V., Gostev R. G. Prerequisites of origination and development of sports law in the Russian Federation. Physical Culture and Health, 2013, (4): 8-15. (In Russ.)

9. Zhabin N. A. Development of the regulatory framework of the Russian Federation in the field of physical culture and sports management. Administrative law and Procedure, 2011, (8): 47-50. (In Russ.)

10. Zhabin N. A. Federal Executive authority in the field of physical culture and sport: actual issues of administrative and legal status. Legal world, 2012, (2): 46-48. (In Russ.)

11. Zuev V. N. Lawmaking on physical culture and sport at the level of the subject of the Russian Federation. Theory and practice of physical culture, 2001, (3): 41-46. (In Russ.)

12. Kuznetsov I. S. Sports law of Russia as a branch of Russian legislation. Sport: Economy, law, management, 2004, (4): 2-4. (In Russ.)

13. Chkhutiashvili L. V. On the issue of improving sports legislation. Sport: Economy, law, management, 2012, (3): 32-33. (In Russ.)

14. Sarycheva T. V. Formation and development of the Soviet system of physical culture in Western Siberia (1920-1991). Dr. Hist. Sci. Diss. Tomsk, 2017, 1000. (In Russ.)

15. Sarycheva T. V. The Soviet system of physical culture as a socio-cultural phenomenon of the XX century (the case of Western Siberia, 1920-1991). Tomsk: Pechatnaia manufaktura, 2019, 695. (I n Russ.)

16. Yakubov Yu. D. Major problems of regional sport policy in the Russian Federation. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2014, 156(1): 242-250. (In Russ.)

17. Ratushnaya Ya. Yu. The State policy on development of physical culture and sports of the Kemerovo region: 1991-2007. Cand. Hist. Sci. Diss. Abstr. Kemerovo, 2012, 28. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.