• По ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА» («ЛАЗАРЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2022») •
i
I
М.Н. Кобзарь-Фролова, M.N. Kobzar-Frolova,
доктор юридических наук, Doctor of Law, Professor,
профессор, заведующий сектором Head of the Sector of Administrative
административного права Law and Administrative Process
и административного процесса of the Institute of State and Law
Института государства of the RAS
и права РАН [email protected]
DOI:
.а ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ
го «ГРАЖДАНИН - АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ»
| В ТРУДАХ Б. М. ЛАЗАРЕВА
Аннотация: Борис Михайлович Лазарев - ученый, теоретик административно
О ного права, посвятивший жизнь развитию академической науки административного ® права. За свою недолгую жизнь он выпустил и оставил нашему поколению труды, которые многие годы не теряют актуальности и значения. Вызывает неподдельный интерес вышедшая по редакцией Б.М. Лазарева монография «Гражданин и аппарат управления СССР», в которой ученый, опираясь на труды своих коллег, описывает некоторые периоды развития и эволюционирования науки административного права I— и административного законодательства, неоднократно подчеркивая, что главная за-С^ дача административного законодательства - это обеспечение прав и свобод человека. О
С Ключевые слова: административное право, административное законодатель-
ство, права и свободы человека, гарантии, органы государственного управления,
щ аппарат управления, общественный порядок, компетенция.
0
1 EVOLUTION OF LEGAL RELATIONS
14
CITIZEN - MANAGEMENT APPARATUS IN THE WORKS OF B.M. LAZAREV
Abstract: Boris Mikhailovich Lazarev is a scientist, theorist of administrative law, who devoted his whole life to the development of the academic science of administrative law.
During his short life, the scientist released and left to our generation works that have not „ lost their relevance and significance for many years. Of genuine interest is the monograph 'V edited by B.M. Lazarev "The citizen and the administrative apparatus of the USSR", in which the scientist, relying on the works of his colleagues, describes some periods of development and evolution of the science of administrative law and administrative legislation, repeatedly emphasizing that the main task administrative legislation is the provision of human rights andfreedoms.
Keywords: administrative law, administrative legislation, human rights andfreedoms, guarantees, government bodies, management apparatus, public order, competence.
Борис Михайлович Лазарев (1930-1995) - видный советский, российский ученый-административист, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Он пришел в Институт государства и права на должность младшего научного сотрудника в 1960 г. после окончания аспирантуры Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и всю свою жизнь | прослужил науке административного права в стенах Института госу- § дарства и права (далее - Институт). |
О)
Вклад, который внес Б.М. Лазарев в науку административного §
права и науку административного процесса, его научное наследие яв- §
ляются актуальными и в наше время и служат основой для научных ис- | следований ученых-современников. В Институте до сих пор хранятся:
личное заявление Бориса Михайловича о приеме на работу в Институт -5
на должность младшего научного сотрудника, короткий листок авто- Л
биографии, написанный ровным почерком, диплом кандидата наук |
№ МЮР 000163 Б.М. Лазарева (1962), списки научных трудов, приказ I
о назначении Б.М. Лазарева заведующим сектором административ- |
ного права и правовых проблем АСУ (1975), приказ о возложении "§
обязанностей руководителя Центра публичного права (1991) и другие |
документы. Именно по инициативе Б. М. Лазарева с 1977 г. сектор стал |
носить название сектора административного права, в котором вместе |
с Борисом Михайловичем развивали науку административного права «
и науку административного процесса лучшие в то время администра- |
тивисты страны: И. Л. Бачило, Г. А. Дорохова, А. Е. Лунев, В. И. Ремнев, щ
Ю.А. Розенбаум, М.И. Пискотин, Н.Г. Салищева, Л.А. Сергиенко, р
Н.Ю. Хаманева, Е.В. Шорина, Ц.А. Ямпольская и др. ^
За свою недолгую жизнь Б.М. Лазарев сумел выпустить более 1
100 научных трудов, наиболее значимыми из которых являются моно- | графии «Компетенция органов управления» (1972), ставшая проектом
диссертации на соискание ученой степени доктора юридических 15
наук, «Формы советского государственного управления» (1983), ^
«Управленческие процедуры» (1985), «Государственное управление 1
на этапе перестройки» (1988) и, конечно же, выпущенная в 2002 г., ?
уже после смерти ученого, его соратниками (Н.Г. Салищевой и др.) |
по черновикам Б.М. Лазарева монография «Можно ли было сохранить ^
СССР (правовое исследование)». § Отдавая
дань памяти ученому и его заслугам, в Институте | государства и права ежегодно проводятся научные конференции.
Конференция, проведенная в 2022 г., была посвящена обсуждению актуальных проблем, новейших тенденций и перспектив развития административного права и административного процесса в условиях новых конституционных реалий и вызовов современности, их осмыслению с позиции академических традиций. По итогам конференции уже традиционно издается сборник научных трудов. В своих научных статьях многие авторы неизменно обращаются к наследию Б. М. Лазарева.
Одной из примечательных работ является коллективная монография, выпущенная под общей редакцией Б.М. Лазарева в 1982 г. «Гражданин и аппарат управления СССР» [1]. Соавторами в данной работе выступили такие видные деятели науки, как А. П. Алехин, Д.Н. Бахрах, А.Е. Лунев, В. А. Малых, Ю. А. Розенбаум, Н.Г. Салищева, А.П. Шергин, В.А. Юсупов и др. Монография была .а переиздана в 1984 г.
В своих трудах Борис Михайлович много внимания уделял вопросам взаимоотношений гражданина и государства, гражданина и орга-№ нов публичной власти. Так, в коллективной монографии «Гражданин о5 и аппарат управления СССР», где ученый задал тон всем участникам, § лично написав введение и первую главу, Борис Михайлович отмечал, 2 что проблемы правового положения гражданина в публичной сфере, особенно в сфере защиты его прав от незаконных действий админи-— страции, весьма интересны для ученых-административистов и многие § из них посвящают свои труды данным вопросам. Однако проблемы 5 правового положения гражданина в публичной сфере обычно рассма-§ триваются на основе общей посылки о свободах человека, вопреки ^ тем обязанностям, что навязывает ему государство. Такая трактовка темы имела объективные основания в буржуазном обществе как ре-о ально существующие противоречия публичных и частных интересов ^ и отчуждение личности при эксплуататорском строе. С В отличие от буржуазного общества социализм предполагает широкие права и свободы граждан, которые не только провозглашаются, 16 но и наполняются новым социальным содержанием, обеспеченным ^ материальными гарантиями. В целях обеспечения гарантий прав (V и свобод граждан государством принимаются законодательные акты, ® содержащие нормы о правах и свободах. На первых порах становления ^ советского государства особое значение имело принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г. Опираясь на труды В.И. Ленина, Б.М. Лазарев указывал на то, что советское государство начинает свою деятельность не с юридического закрепления правового статуса гражданина, а с изменения условий жизни
трудящихся, их реального положения. Таким образом, законодательно было положено начало устранению разрыва между провозглашением прав и свобод и реальной их реализацией гражданами России [1, с. 4].
В первых же декретах советской власти провозглашалась идея связанности органов государства законом и обязанность граждан соблюдать законы. В 1918 г. на VI Всероссийском съезде Советов было принято постановление «О точном соблюдении законов», согласно которому не только граждане, но и должностные лица призывались
к строжайшему соблюдению законов РСФСР и издаваемых централь- |
ной властью постановлений, положений и распоряжений. Кроме §
того, законодательно устанавливались меры защиты прав граждан |
О)
от незаконных действий администрации. Например, указанным по- §
становлением в обязанность всем должностным лицам советских §
учреждений вменялось составление соответствующего краткого про- | токола по требованию любого гражданина, равно как и запрещалась
волокита, учинение должностным лицом препятствий в законных -5
притязаниях гражданина [1; 2, с. 275]. ^
В 1919 г. на съезде РКП(б) была принята программа, в которой |
особо подчеркивалось, что социалистическое государство не только I
|
предоставляет трудящимся широкие права, но и заинтересовано |
в максимально полной их реализации. В программе ставилась за- "§
дача по вовлечению все более широких масс трудящегося населения |
в пользование демократическими правами и свободами и расширению |
материальной возможности этого [1; 3]. |
Одним из принципов нового, социалистического, государства «
стало участие трудящихся в государственном управлении. Гражданин, |
принадлежащий к трудящимся классам, наделялся правом участия щ
в голосовании и выборах, тем самым подтверждалось его право уча- р
стия в государственном управлении. ^
В 1921-1922 гг. были годами, когда сущность административного 1
законодательства претерпела большие изменения, затронувшие в пер- | вую очередь сферу прав и обязанностей граждан. Это было связано
с тем, что с 1921 г. советское государство взяло курс на более полную 17
и детальную регламентацию деятельности органов государственного ^
управления. Были отменены введенные в годы Гражданской войны р
ограничения свободы передвижения, закреплена свобода выбора |
места работы и рода занятий. Было запрещено выселять граждан |
в административном порядке из жилых помещений, резко ограниче- ^
но применение в административном порядке арестов, конфискаций, ^
штрафов и реквизиций. Органам государственного управления запре- | щалось вмешиваться в судебные тяжбы. По инициативе В.И. Ленина
был учрежден прокурорский надзор за деятельностью всех звеньев аппарата управления, кроме СНК РСФСР
Постановлением III Всесоюзного съезда Советов (1923) «О советском строительстве» были утверждены мероприятия по укреплению законности, цель которых состояла в усилении борьбы с административным произволом, взяточничеством, грубым и невнимательным отношением к гражданам, фактами злоупотребления власти и др. Наложение административных штрафов стало возможным только в силу решения уполномоченного органа, а их размеры могли быть установлены только в законодательном порядке.
Со ссылкой на труды В.И. Ленина Б.М. Лазарев писал, что аппарат советского государственного управления должен действовать так, чтобы обеспечивались как общие, так и индивидуальные интересы. Защиту прав граждан от нарушений В. И. Ленин рассматривал „о как требование, обращенное ко всем советским органам, особенно к их руководителям. По его мнению, они должны оказывать содействие гражданам в реализации их прав, «научить их (и помочь им) воеватъ а за свое право по всем правилам закона» [1; 4]. § Б.М. Лазарев подчеркивал, что курс ВКП(б) на укрепление социа-§ листической законности встретил яростное сопротивление со стороны 2 Троцкого и его сторонников, которые выступали за «казарменный коммунизм» [1, с. 7]. Всякую демократию они объявляли буржуаз-— ной. Образцом законности для них были армейские порядки. Они § требовали «огосударствления профсоюзов», превращения их в оргазм ны массового принуждения по отношению к рабочим. Человек, как § утверждал Троцкий, по природе своей есть довольно-таки ленивое ^ животное, которое нужно заставлять работать и выполнять приказы
путем революционного насилия [1]. О Далее Б.М. Лазарев писал о том, что требование В.И. Ленина ^ оказывать содействие гражданам в реализации их прав поставило С перед учеными-административистами Советской России задачу теоретической разработки административно-правовых проблем статуса 18 гражданина первого в мире социалистического государства, проблем ^ взаимоотношения гражданина с органами государственного управле-(V ния. Борис Михайлович сетовал на то, что эта задача тогда не была ® выполнена. Ученых-административистов, стоявших на марксистских ^ позициях, было очень мало, а та часть старой интеллигенции, которая пошла на службу советской власти, долго не могла осмыслить советское административное законодательство и те принципы, которые лежали в его основе [1, с. 7-8]. Такие прогрессивные русские административисты дореволюционной России, как А. Елистратов,
В. Кобалевский, главным в административном праве считали регулирование взаимоотношений гражданина с публичными службами. Они явно недооценивали значения административно-правовых норм, которые регулируют устройство и функционирование аппарата государственного управления, норм, которые определяют правовой статус предприятий, учреждений и организаций, и др. Когда после революции выдвинулась проблема организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, дореволюционные административисты оказались неспособными дать ответы | на теоретические вопросы правового регулирования советского го- §
сударственного управления. В большинстве работ первых советских |
0}
административистов советское государственное право рассматрива- §
лось как особый вид буржуазного права, допускающий отдельные §
элементы товарных отношений, отсюда делался общий вывод, будто |
право не имеет перспектив развития в Советском государстве, право I,
все шире заменяется боевыми приказами, а законность должна усту- ||
пить место революционной целесообразности. Труды о субъективных ;§
|
правах граждан считались многими теоретиками-юристами архаизмом 1
или проявлением буржуазного индивидуализма. Так, А. Малицкий I
|
заявлял, что «носителем прав является не индивид, не личность, | а государство» [1; 5]. Н.П. Карадже-Искров в 1927 г. писал: «Наше щ государство не склонно выдвигать па первый план личность. Наоборот, | оно рассматривает отдельных лиц как средство для достижения своих | целей... у нас личность не является чем-то самоценным. Она есть | лишь винтик огромной машины. Поэтому и обеспечение ее прав стоит « на втором плане» [1; 6, с. 39]. -3
Одной из первых достойных работ, где анализировались нормы Щ советского административного права о гражданине с учетом практики р их применения, Б. М. Лазаревым была признана книга М. Д. Загряцкого ^ «Административная юстиция и право жалобы в теории и законода- 1 тельстве», выпущенная в 1924 г. |
Продолжая свой исторический опус о положении личности в обществе, Б.М. Лазарев отмечал, что в начале 1930-х гг. наука 19 административного права вообще перестала существовать, причем ^ официально. Автором настоящей работы ранее анализировались | и приводились причины такого явления [7, с. 77-85]. К их числу отне- ? сены, например, неразвитость и отсутствие научных работ по теории | советского государственного права; однобокое - в сторону наиболее ^ устоявшейся и популярной в те годы управленческой теории, разрабо- ^ танной лично В. И. Ульяновым (Лениным), и ограниченное рамками | науки управления развитие теории административного права; широ-
кое использование государственным партийным аппаратом методов политических репрессий и внесудебной расправы (за исследования в области административного права отдельные ученые не только подвергались гонениям, но и были вынуждены надолго покинуть университеты или даже на время прекратить заниматься наукой вообще, например И. И. Евтихиев); формирование к началу XX в. таких наук, как финансовое, земельное, трудовое право и «отпочковывание», «растаскивание» норм административного права по новым отраслям.
Тем не менее отрасль административного права, по утверждению Б. М. Лазарева, продолжала развиваться. Развитие шло в первую очередь по пути расширения социально-экономических и политических прав советских людей. Данный процесс был связан с успехами в создании материально-технической базы социализма, в развитии народного образования, культуры, науки, здравоохранения. Законодательно „о вводились разрешительные меры и различные административные го меры ограничительного характера, направленные на укрепление общественного порядка и общественной безопасности. Получал раз-№ витие институт административной ответственности. При всем этом § наблюдалось снижение общественного контроля за работой аппарата § управления [1, с. 8].
2 Лишь в 1938 г. наука административного права была «восста-^ новлена в правах». Положительным фактором к тому послужило — принятие Конституции СССР 1936 г., провозгласившей построение § основ социализма [1, с. 9]. Важнейшие стратегические ориентиры 5 развития союзного государства, заложенные в Конституции 1936 г., § предопределили новые направления фундаментальных академиче-^ ских исследований в Институте государственного права АН СССР (ныне Институт государства и права Российской академии наук). о В 1936 г. перед Институтом была поставлена задача определить пред-^ мет науки советского административного права, а позже, в 1937 г., С - занять лидирующие позиции в разработке основ академической фундаментальной науки административного права. К реализации 20 этих задач Институт привлек А. И. Елистратова, С. М. Берцинского, ^ А. Ф. Евтихиева и некоторых других ученых [7, с. 77-85]. Так, начали СЧ публиковаться работы, в которых речь шла о том, что субъектом ад® министративного права выступет гражданин, причем такой, который ^ не только обладает обязанностями и правами, но и может защищать их от нарушений со стороны администрации, что права советского гражданина направлены как на удовлетворение его личных интересов, так и на достижение целей социалистического государства, что для реализации прав граждан необходима четкая работа аппарата управ-
ления и что гражданин обладает правом на участие в государственном управлении [8; 9, с. 111-129]. Тем самым был сделан принципиально важный шаг в разработке теоретических проблем правового статуса советского гражданина, его взаимоотношений с органами государственного управления.
В 1948 г., т.е. после Великой Отечественной войны, вышла книга Л.Е. Лунева, С.С. Студеникина и Ц.А. Ямпольской «Социалистическая законность в советском государственном управлении» [10], где законность связывалась с защитой прав граждан, предусмотренных админи- | стративно-правовыми нормами, а также с выполнением гражданами § их обязанностей в сфере управления. Эта работа представляет интерес | в первую очередь потому, что авторами была предложена дефиниция § административного усмотрения. Административное усмотрение § определено или как право администрации самостоятельно оценивать 1 обстановку и решать вопросы на основании и во исполнение законов, I выбирая один из допускаемых им вариантов, в целях, предписываемых || законом. Отдельное место получило рассмотрение вопроса о гаран- ^ тиях законности и праве гражданина на жалобу [10, с. 37]. ц
Послевоенное налаживание жизни в 50-х гг. прошлого столе- I
|
ния, энтузиазм советских граждан опосредовали широкое внимание |
к проблемам правового статуса гражданина. Среди работ админи- "§
стративистов того времени Б.М. Лазарев особо выделил статью |
Ц.А. Ямпольской «О субъективных правах граждан и их гарантиях» |
[11, с. 166-167] и главу о гражданине как субъекте административного | права в ее докторской диссертации [12]. Он признавал, что в этих «
работах, написанных с позиций общей теории государства и права, го- -3 сударственного и административного права, был сделан значительный Щ
шаг вперед в исследовании вопроса о статусе гражданина и его взаи- р
моотношениях с органами государственного управления [1, с. 9-10]. ^
50-60-е гг. ХХ в. были отмечены выходом работ Г. И. Петрова, |
в которых большое внимание уделялось административно-правовым | отношениям с участием граждан. В них автор высказал положения,
которые до сих пор остаются дискуссионными (например, тезис 21
о возможности существования административно-правовых отно- ^
шений и без участия органа управления). В учебнике по советскому р административному праву впервые появилась глава, где была дана |
общая характеристика статуса гражданина как субъекта советского ||
административного права [13; 14]. ^
В годы хрущевской оттепели, а точнее в 1966 г., была защищена ^ кандидатская диссертация А. М. Абесадзе «Субъективные права | граждан СССР в сфере государственного управления и их админи-
стративно-правовая охрана» [15]. В работе Альберта Михайловича Б.М. Лазарев признал ценным понимание автором того, что административное право регулирует многие стороны бытового и иного обслуживания граждан, в результате чего у гражданина имеются соответствующие субъективные права. Между тем Борис Михайлович отметил ошибочность позиции диссертанта в том, что эти права он причислил к разряду «субъективных прав в сфере управления» [1, с. 10]. Высоко оценил Б.М. Лазарев вышедшее в 1968 г. учебное пособие В.В. Малькова «Административное законодательство о правах и обязанностях советских граждан» [16], в котором, по убеждению Бориса Михайловича, автор удачно продемонстрировал, как нормы действовавших тогда конституций детализируются в административном законодательстве. И второе ценное, что выделил Б.М. Лазарев в указанной работе В.В. Малькова, - это то, что им впервые обозначена „о роль административных гарантий прав советских граждан. Кроме го того, автор ввел отдельную главу о роли общественности в охране прав граждан.
а Наиболее широко, по мнению Б. М. Лазарева, исследования § ученых-административистов по вопросам статуса гражданина и ох-§ раны прав граждан развернулись в конце 1960-х - начале 1970-х гг. 2 Б. М. Лазарев писал: «Если постараться дать их общую характеристи-^ ку, то придется констатировать, что главное внимание в этих работах — уделялось: во-первых, проблеме участия граждан в государственном § управлении (здесь особо следует отметить работы Ю. М. Козлова), во-^ вторых, проблеме административной ответственности граждан (труды § А. Е. Лунева, Д. Н. Бахраха, И. А. Галагана, О. М. Якубы, Л. Л. Попова, с А. П. Шергина, И. И. Веремеенко, М. С. Студеникиной и др.), в-третьих, проблемам охраны прав граждан: право жалобы, гарантии прав о гражданина как участника юрисдикционного административного ^ процесса (работы В.И. Ремнева, Н.Г. Салищевой и т.д.)». При этом С ученый отметил, что проблемы содержания самих прав и обязанностей граждан, предусмотренных нормами административного права, 22 и проблемы взаимоотношений гражданина с органами государства, ^ с предприятиями, учреждениями и организациями в различных от-СЧ раслях управления, хозяйства и социально-культурной деятельности ® остались в стороне интересов ученых-административистов и были ^ наименее разработанными. Главное внимание уделялось деятельности аппарата государственного управления, его устройству, компетенции различных его звеньев. Проблема же отношений граждан с органами управления чаще всего стоит на втором плане. Он также подчеркнул, что исследователи пишут о полномочиях органов управления,
о структуре различных органов, например здравоохранения, и в то же время обходят молчанием вопросы прав граждан, в том числе в сфере здравоохранения. Не пишут о том, как должна быть оказана медицинская помощь, какие медицинские действия совершаются при согласии больного, какие в обязательном порядке, а какие принудительно. В результате подобного подхода нередко из поля зрения ученых исчезают те нормы административного права, которые непосредственно связаны с обеспечением прав человека. А это и есть тот пробел в науке административного права, который нужно было | восполнить [1, с. 10-11]. §
Большое значение для решения вопросов взаимоотношения граж- | дан и аппарата управления имело принятие Конституции СССР 1977 г., § которая, по мнению Б. М. Лазарева, значительно расширила круг прав § и свобод советских граждан, определила их основные обязанности, | укрепила гарантии прав и свобод. Права граждан наполнились более I богатым содержанием [1, с. 11]. ||
Послевоенные проблемы неразвитости правовых отношений ;§ «гражданин - аппарат управления» Б. М. Лазарев связывал с тем, ц
что долгое время государству приходилось сосредоточивать свои I
|
ресурсы и усилия на решении первоочередных задач, на том, от чего | зависело само его существование. Советские люди преодолевали по- "§ рой неимоверные трудности, шли сознательно на огромные жертвы | во имя будущего страны. Только в конце 1960-х - начале 1970-х гг. | государство получило возможность более полно проявлять заботу | об условиях труда и отдыха граждан, решать вопросы образования, * здравоохранения, жилищных условий граждан и другие социальные | вопросы. Щ Б.М. Лазарев выразил убежденность в том, что с принятием р Конституции 1977 г. возросла роль административного законода- ^ тельства в реализации конституционных положений, поскольку | нормы административного законодательства конкретизируют статьи | Конституции об основных правах и обязанностях граждан, устанавливают порядок их реализации, детально очерчивают их гарантии, 23 наконец, дополняют разнообразными правами и обязанностями, ^ не упомянутыми в Конституции. «Очень часто даже невозможно р указать ту грань, где нормы государственного права о граждани- | не "перерастают" в нормы административного права», - отмечал | Б.М. Лазарев [1, с. 12]. Нормы административного права, как из- ^ вестно, устанавливают компетенцию и порядок деятельности органов ^ государственного управления, а именно с этими органами граждане | наиболее часто вступают во взаимоотношения, реализуя свои права,
обязанности и законные интересы. Между тем уместно оговориться, что сам Б.М. Лазарев в диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, посвященной теоретическим вопросам компетенции органов советского государственного управления [17], которую он защитил в 1974 г., не обращался к вопросам обеспечения прав и законных интересов граждан. Он подробно рассматривал принципы разграничения компетенции между представительными и исполнительными органами государственной власти, функции органов управления (прогнозирование, организацию, регулирование, руководство, учет, контроль) и другие вопросы.
В 1980-х гг. Борис Михайлович продолжал много работать. Совместно с соратниками и коллегами он выпускал такие широко известные монографии, как «Управленческие процедуры» (1985), «Государственное управление на этапе перестройки» (1988), и др. „о Финальной его работой, к сожалению, незаконченной, вышедшей го после его ухода из жизни в 2002 г., стала монография «Можно ли было сохранить СССР (правовое исследование)» [18]. Эта книга была а завершена коллегой Бориса Михайловича Надеждой Георгиевной § Салищевой, при помощи рукописей, которые были переданы родео ными ученого. Данная работа стала плодом многолетнего труда 2 Бориса Михайловича. В ней нашли отражение историко-правовые ^ вопросы развития Российского государства и права начиная с реформ — Временного правительства, очерки о государственном устройстве § царской России, размышления о проблемах создания Советской 5 республики и ее первой Конституции, оценка перестройки конца § 1980-х - начала 1990-х гг. и размышления ученого о перспективах ^ российской демократии.
Труды Б.М. Лазарева не теряют своей актуальности и в наши о дни. В его работах можно найти ответы на многие вопросы не только
g из прошлого, но и из настоящего.
Список литературы:
24 1. Гражданин и аппарат управления СССР / [А.П. Алехин, К.С. Будаева,
Н.Ф. Лопатина и др.] ; отв. ред. Б.М. Лазарев. - М. : Наука, 1982. - 269 с. ^ 2. Глезерман, Г.Е. Исторический материализм и развитие социали-
О стического общества / Г. Е. Глезерман. - 2-е изд., доп. - М. : Политиздат, «V 1973. - 349 с.
Су 3. Патюлин, В.А. Интересы государства и граждан при социализме /
В.А. Патюлин // Советское государство и право. - 1972. - № 5. - С. 20-29.
4. Письмо Ленина В.И. к профессору Адоратскому. - URL: https://studme. org/89656/pravo/uprazdnenie_traditsionnoy_rossiyskoy_advokatury_dekretom_ sude_noyabrya_1917_sozdanie_sovetskoy_advokatu
5. Малицкий, А. Советская конституция / А. Малицкий. - Харьков, 1924.
- ЦКЬ: https://www.ЫЫюfond.ш/view.aspx?id=893862
6. Карадже-Искров, Н.П. Новейшая эволюция административного права / Н.П. Карадже-Искров. - Иркутск : Издат. бюро Иркут. гос. ун-та, 1927 (тип. изд-ва «Власть труда»). - 39 с.
7. Кобзарь-Фролова, М.Н. От государственного права до административного права и административного процесса: путь длиною в 85 лет / М.Н. Кобзарь-Фролова // Государство и право. - 2021. - № 10. - С. 77-85.
8. Студеникин, С.С. О рационализации госаппарата / С.С. Студеникин
// Вопросы советского строительства : сб. ст. / под ред. А. Алымова, | Н. Челяпова ; Ком. акад. Ин-т сов. строительства и права. - М. : Власть со- | ветов, 1934 (Л. : Тип. «Коминтерн»). а
9. Петров, Г. Советское административное право : учебник / Г. Петров, £ С. Студеникин, С. Чугунов. - М. : Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. - 431 с. §
10. Социалистическая законность в советском государственном управ- § лении / А.Е. Лунев, С.С. Студеникин, Ц.А. Ямпольская ; под общ. ред. | С.С. Студеникина. - М. : Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948. - 136 с. £
11. Ямпольская, Ц. А. О субъективных правах граждан и их гаран- 1 тиях. / Ц.А. Ямпольская // Вопросы советского государственного права. |
- М. : Изд-во АН СССР, 1959. - С. 145-226. |
12. Ямпольская, Ц.А. Субъекты советского административного права : I автореф. дис. ... д-ра юрид наук / Ц.А. Ямпольская. - М., 1958. - 38 с. а
13. Петров, Г.И. Советские административно-правовые отношения / Ц Г.И. Петров // Учен. записки Ленингр. юрид. ин-та им. М.И. Калинина / редкол. : Н.И. Бутин (отв. ред.) и др. - Л., 1954. - Вып. 6.
14. Петров, Г.И. Советское административное право. Часть общая / Г.И. Петров. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 304 с.
15. Абесадзе, А. М. Субъективные права граждан СССР в сфере государ- | ственного управления и их административно-правовая охрана : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.М. Абесадзе; Тбилис. гос. ун-т. - Тбилиси : Изд-во Тбилис. ун-та, 1966. - 28 с.
16. Мальков, В.В. Административное законодательство о правах и обязанностях советских граждан : учеб. пособие. - М. : Знание, 1968. - 79 с.
17. Лазарев, Б.М. Теоретические вопросы компетенции органов со- | ветского государственного управления: автореф. дис. ... д-ра юрид наук / ® Б.М. Лазарев. - М. : Ин-т сов. права АН СССР, 1974. - 40 с. |
18. Лазарев, Б.М. Можно ли было сохранить СССР (правовое исследо- 25 вание) / Б.М. Лазарев. - М. : Юрист, 2002. - 351 с. _
I
X
3
|
I
|