Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛАРУСИ И ГРУЗИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛАРУСИ И ГРУЗИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Православная Церковь / Беларусь / Грузия / государственноконфессиональные отношения / конкордатная модель / конкордат / светское государство / The article compares evolution of the Orthodox Church position in Belarus and Georgia. Based on consideration of stages and the main direction of development / the ways of further evolution of relations between two states and Orthodox Church are predicted. The conclusion is formulated about the preservation of the current model of relations between the state and Orthodox Church in Belarus and Georgia in the medium term.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Вячеслав Александрович Долин

В статье сопоставляется эволюция положения Православной Церкви в Беларуси и Грузии. На основе рассмотрения этапов и магистрального направления развития отношений двух государств с Православной Церковью прогнозируются пути дальнейшей эволюции взаимоотношений. Формулируется вывод о сохранении в среднесрочной перспективе актуальной модели отношений государства и православия в Беларуси и Грузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SITUATION OF THE ORTHODOX CHURCH IN BELARUS AND GEORGIA: COMPARATIVE ANALYSIS

The article compares evolution of the Orthodox Church position in Belarus and Georgia. Based on consideration of stages and the main direction of development, the ways of further evolution of relations between two states and Orthodox Church are predicted. The conclusion is formulated about the preservation of the current model of relations between the state and Orthodox Church in Belarus and Georgia in the medium term.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛАРУСИ И ГРУЗИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

Ипатьевский вестник. 2023. №2 (22). С. 130-140 Ipatievsky vestnik. 2023. №. 2 (22). Р. 130-140

ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья УДК 281.97

DOI: 10.24412/2309-5164-2023-2-130-140

Эволюция положения Православной Церкви в Беларуси и Грузии: сравнительный анализ

Вячеслав Александрович Долин, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, г. Белгород, Россия, v.a.dolin@mail.ru СЖСШ: 0000-0001-7106-0623

Аннотация. В статье сопоставляется эволюция положения Православной Церкви в Беларуси и Грузии. На основе рассмотрения этапов и магистрального направления развития отношений двух государств с Православной Церковью прогнозируются пути дальнейшей эволюции взаимоотношений. Формулируется вывод о сохранении в среднесрочной перспективе актуальной модели отношений государства и православия в Беларуси и Грузии.

Ключевые слова: Православная Церковь, Беларусь, Грузия, государственно-конфессиональные отношения, конкордатная модель, конкордат, светское государство

Для цитирования: Долин В. А. Эволюция положения Православной Церкви в Беларуси и Грузии: сравнительный анализ // Ипатьевский вестник. 2023. № 2. С. 130-140 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-2-130-140

CHURCH-HISTORICAL STUDIES

Scientific article

The Situation of the Orthodox Church in Belarus and Georgia: comparative analysis

© Долин В. А., 2023. 130

Долин Вячеслав Александрович, кандидат философских наук, г. Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина /

Dolin Vyacheslav Aleksandrovich PhD in Philosophy Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russia named after I.D. Putilin

Vyacheslav Aleksandrovich Dolin, Belgorod Law Institute of the Ministryof Interior Affairs of Russia named after I. D. Putilin, Belgorod, Russia,

v.a.dolin@mail.ru ORCID: 0000-0001-7106-0623

Abstract. The article compares evolution of the Orthodox Church position in Belarus and Georgia. Based on consideration of stages and the main direction of development, the ways of further evolution of relations between two states and Orthodox Church are predicted. The conclusion is formulated about the preservation of the current model of relations between the state and Orthodox Church in Belarus and Georgia in the medium term.

Keywords: Orthodox Church, Belarus, Georgia, state-confessional relations, concordate model, concordate, secular state

For citation: Dolin V. A. The situation of the Orthodox Church in Belarus and Georgia: comparative analysis // Ipatievsky vestnik. 2023. № . 2. Р. 130-140 (In Russian). https://doi.org/10.24412/2309-5164-2023-2-130-140

ПОСЛЕ распада СССР на территории Европы возникают новые государства с православным большинством (Республика Беларусь, Грузия, Молдова, Россия и Украина), каждое из которых формирует собственную модель государственно-конфессиональных отношений1. Важным элементом каждой из моделей выступают отношения с Православной Церковью как доминирующей по численности конфессией. Среди постсоветских государств с православным большинством наибольший исследовательский интерес вызывают Республика Беларусь и Грузия как государства с юридически закрепленным привилегированным статусом Православной Церкви2. Поскольку данный статус является результатом развития, актуален вопрос о становлении и перспективах развития отношений государства и Православной Церкви в Беларуси и Грузии.

Объект статьи — эволюция положения Православной Церкви в Беларуси и Грузии, ее предмет — сравнительный анализ эволюции положения Православной Церкви в Беларуси и Грузии. Рассмотрение предмета статьи предполагает решение трех исследовательских задач: 1) описание эволюции правового статуса Православной Церкви в Беларуси и Грузии; 2) сравнительный анализ двух траекторий развития и описание магистрального направления развития отношений Беларуси и Грузии с Православной Церковью; 3) оценка перспектив дальнейшей эволюции положения Православной Церкви в Беларуси и Грузии.

Методологическую основу исследования составляют две группы представлений. Во-первых, разграничение в рамках континуального подхода принципов

1 См. подробнее: Малахов В. С., Летняков Д. Э. Религиозная политика постсоветских государств: между «эффектом колеи» и «правительностью» // Полис. Политические исследования. 2021. № 4. С. 163-175.

2 См., например: Яровой А., Яровая И. М. Грузинский конкордат и система конкордатного права // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2016. № 4. С. 121-126; Кузьмитович Е. С. От диалога к сотрудничеству: государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь // Вестник Белорусского национального технического университета. 2010. № 4. С. 80-84.

светскости (secularity) как гибкого государственно-церковного сотрудничества и секуляризма как жесткой установки на двусторонний нейтралитет, а также рассмотрение «...диапазона дискурса, отстаивающего альтернативные позиции в данный момент времени в конкретной стране»1. Во-вторых, представления о конкордатной модели государственно-конфессиональных отношений, предполагающей социальное партнерство государства и религии как равных субъектов на основе двустороннего соглашения (их совокупности). Термин «конкордат» понимается в статье в широком значении: как «.заключение договора между каждой религиозной организацией и государством», по которому каждая сторона получает права и возлагает на себя обязательства2.

Начнем с описания эволюции правового статуса Православной Церкви в Беларуси и Грузии (первая исследовательская задача). Ее решение предполагает рассмотрение положений о государственно-конфессиональных отношениях в первой редакции Конституции двух государств и выделение основных этапов формирования правового статуса Православной Церкви в Беларуси и Грузии.

В первоначальной редакции Конституции Республики Беларусь (1994 год) требование равенства религий усиливается запретом на установление «.преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим»3.

На первом этапе формирования правового статуса Православной Церкви в Беларуси (1996 год) конституционно закрепляется положение о дифференциации статуса религий: «Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» (ч. 2 ст. 16 Конституции РБ)4.

На втором этапе формирования правового статуса Православной Церкви в Беларуси (2002 год) происходит закрепление в профильном законе градационного списка традиционных религий (по значимости и вкладу в историко-культурное своеобразие страны)5:

• православие (определяющая роль «.в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций.»);

1 Durham C.W. (Jr.) Religious Freedom in a Worldwide Setting: Comparative Reflections // Pontificia Accademia delle scienze sociali: 17th Plenary Session. Vatican City, 2011. Р. 359-389.

2 Лагода Е. А. Конкордатная система как модель правового регулирования государственно-церковных отношений // Общество: политика, экономика, право. 2010. № 2. С. 59.

3 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII: первоначальная редакция [Электронный ресурс] // Викитека. — URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_Рес-публики_Беларусь/Первоначальная_редакция (Дата обращения: 28.11.2022).

4 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] // Pravo.by: Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. — URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (Дата обращения: 28.10.2022).

5 Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 года № 137-3 «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» [Электронный ресурс] // БЕЛ3АКОН.net — URL: https://belzakon.net/3аконодательство/3а-кон_РБ/2002/1161 (Дата обращения: 28.10.2022).

• католицизм (признание его «духовной, культурной и исторической роли...»);

• лютеранство, иудаизм и ислам (признание их «неотделимости от общей истории народа.»).

Завершением второго этапа является «Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» (2003 год)1 (далее — «Соглашение ...», БПЦ), образно названное «белорусский конкордат»2. БПЦ признается «.одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа» (п. 1 ст. 1 «Соглашения ...»). В документе перечислены приоритетные направления сотрудничества государства и Православной Церкви в социальной и духовно-культурной сферах, но без государственных функций (ст. 3 «Соглашения ...»). Ст. 4 документа декларирует, что «.Соглашение заключается во имя общественного блага и не имеет целью ущемление в правах каких-либо конфессий или граждан»3.

Перейдем к рассмотрению эволюции правового статуса Православной Церкви в Грузии. В ст. 8 исходного текста Конституции Грузии (1995 год) зафиксировано, что государство «.наряду со свободой убеждений и вероисповедания признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной церкви в истории Грузии и ее независимость от государства»4. Ст. 16 Конституции Грузии (1995 год) закрепляет «.право на свободу убеждений, вероисповедания и совести»5 (п. 1), ограничение которого возможно исключительно на основе закона и «.в целях обеспечения необходимой в демократическом обществе общественной безопасности, здравоохранения или защиты прав других лиц»6 (п. 2). Запрещается преследование граждан по религиозным основаниям, а также принуждение высказывать мнение о них (п. 3 ст. 16)7.

На первом этапе формирования правового статуса Православной Церкви в Грузии (2002 год) ст. 9 Конституции (в более ранних редакциях — ст. 8) дополняется положением о заключении конституционного соглашения (конкордата) между Грузией и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной церковью (далее — ГПЦ), которое подписано 14 октября 2002 г..8

1 Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 года [Электронный ресурс] // Официальный портал Белорусской Православной церкви. — URL: http://exarchate.by/resource/Dir0009/Dir0015/index.html (Дата обращения: 28.10.2022).

2 Филарет, митр. Государство и Церковь: основы и перспективы сотрудничества // Проблемы управления. 2006. № 3 (20). С. 7-11.

3 Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 года.

4 Конституция Грузии // Ведомости Парламента Грузии. 1995. №№ 31-33. Ст. 668.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью [Электронный ресурс] // Русская Православная

Второй этап формирования правового статуса Православной Церкви в Грузии (2011 год) связан с внесением Парламентом страны поправок в Гражданский кодекс (далее — ГК Грузии) \ согласно которым любая религиозная организация может зарегистрироваться в качестве юридического лица публичного права (далее — ЮЛПП) и в рамках данного статуса вести независимую от государства публичную деятельность (в политике, просветительской и культурной деятельности, социальной и иных сферах).

Выделенные этапы эволюции являются основой для осуществления сравнительного анализа двух траекторий развития и описания магистрального направления развития отношений Беларуси и Грузии с Православной Церковью (вторая исследовательская задача). Методологическую основу сравнительного анализа составляет рассмотрение универсальных характеристик развития: исходные условия, направленность, степень конфликтности, результат.

Исходные условия развития в Беларуси и Грузии одинаковые — светская модель государственно-конфессиональных отношений, но отличающаяся по фундирующему принципу: секуляризм с максимальным разделением государства и Церкви для Беларуси (первая редакция Конституции РБ 1994 года) и светскость с признанием особой роли Православной Церкви в истории страны для Грузии (первая редакция Конституции Грузии 1995 года).

Направленность развития в Беларуси и Грузии определяется плавным расширением привилегий Православной Церкви, хотя для Грузии характерен слегка более быстрый темп, чем для Беларуси. Кульминацией процесса становится подписание разноуровневых (по положению в правовой системе) документов о привилегированном статусе Православной Церкви («Соглашение ...» в Беларуси и конституционное соглашение (конкордат) в Грузии), после чего развитие отношений с православием в двух странах переходит в инерционную фазу. В итоге в Беларуси расширение привилегий Православной Церкви реализуется непрерывно (однонаправленное развитие), а в Грузии — с внезапной (относительно предшествующего направления развития) и индуцированной извне попыткой нивелировать ее в 2011 г. в результате расширения прав иных религиозных организаций в ГК Грузии (разнонаправленное развитие).

Так, согласно первой редакции изменений ГК Грузии 2011 года, на статус ЮЛПП могли претендовать лишь пять религиозных организаций, которые «имеют тесные исторические связи с Грузией» (Армянская Апостольская Церковь, Римская Католическая Церковь, Евангелистская Баптистская церковь, мусульманская община и иудейская община)2. Однако вторая и окончательная редакция поправок в ГК Грузии закрепляет компромисс, в соответствии с которым правом на получение статуса ЮЛПП наделены две категории религиозных объединений: «имеющие историческую связь с Грузией, или те ., которые пользу-

Церковь: Официальный сайт Московского Патриархата. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/318741.html (Дата обращения: 04.02.2022).

1 Ованнисян И. В Грузии окончательно приняты поправки в Гражданский кодекс, касающиеся религиозных организаций, 06.07.2011 [Электронный ресурс] // Радио Азатутюн на русском. — URL: https://rus.azatutyun.am/a/24256919.html (Дата обращения: 16.11.2022).

2 Ованнисян И. Указ. соч.

ются таким статусом в странах Совета Европы»1. Поскольку данное изменение внесено под давлением Ватикана, стран Запада, а также Армении и представителей Армянской Апостольской Церкви2, его законодательное утверждение вызывает многотысячные протесты православных верующих.

В Беларуси и Грузии также различается степень конфликтности развития. Однонаправленность развития отношений с Православной Церковью в Беларуси обеспечивает относительную бесконфликтность процесса. Разнонаправленное развитие государственно-конфессиональных отношений в Грузии становится причиной его конфликтогенности (в явной или латентной формах).

Закономерно отличается и результат развития. Для Беларуси характерна постепенная стабилизация результатов изменений в рамках светской модели государственно-конфессиональных отношений, что подтверждается двумя фактами. Первый из них — неизменность конфессионального состава, когда сохраняется общая численность верующих (в их расширенном понимании), а динамика осуществляется за счет изменений между основными конфессиональными типами (верующие в Бога — верующие в сверхъестественные силы — неопределившиеся — неверующие)3. Второй факт связан с отсутствием в Беларуси (в отличие от Грузии) крупных религиозно мотивированных протестов.

С другой стороны, в Грузии при сохранении светской модели государственно-конфессиональных отношений достигнуто неустойчивое равновесие контртенденций: продолжающееся постепенное расширение привилегий Православной Церкви в рамках конституционного соглашения (конкордата) частично нивелируется закреплением формального равенства религий.

Синтез результатов рассмотрения универсальных характеристик динамики государственно-конфессиональных отношений позволяет описать магистральные направления развития отношений Беларуси и Грузии с Православной Церковью. Для Беларуси характерен плавный и бесконфликтный рост привилегий Православной Церкви на основе «Соглашения.» в рамках стабильно функционирующей светской модели государственно-конфессиональных отношений (однонаправленное развитие). В Грузии же плавный и слегка более быстрый рост привилегий Православной Церкви в рамках конституционного соглашения (конкордата) после 2011 года сохраняется, но становится конфликтогенным в результате внезапного закрепления формального равенства религий и, как следствие, перехода светской модели государственно-конфессиональных отношений в режим неустойчивого функционирования (разнонаправленное развитие).

Полученные результаты позволяют перейти к оценке перспектив эволюции положения Православной Церкви в Беларуси и Грузии (третья исследовательская задача). Характерный для Беларуси плавный и бесконфликтный рост привилегий Православной Церкви потенциально может завершиться заключением

1 Там же.

2 Там же.

3 Шкурова Е. В. Опыт исследований религиозности в белорусской среде: социологические подходы // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2019. № 2. С. 146.

конституционного соглашения (конкордата). БПЦ рассматривает подобный результат как весьма желательный: «.в Беларуси сложились все необходимые предпосылки для дальнейшего становления конструктивных и плодотворных церковно-государственных отношений. Мы находимся лишь в начале пути.»1. Более того, опыт Грузии свидетельствует о возможности бесконфликтного оформления конституционного соглашения (конкордата)2.

Для объективной оценки перспективы заключения в Беларуси конституционного соглашения (конкордата) с православием важно осознавать различие религиозности населения двух стран. Если в Беларуси лишь 8-10% населения (без учета конфессиональной принадлежности) являются активными верующими3, то в Грузии 17% населения регулярно (каждое воскресенье и по крупным праздникам) посещают церковь, 40% ежедневно молятся, а 50% считают религию «очень важной составляющей» своей жизни4. В итоге показатели религиозности в Беларуси свидетельствуют о потенциально невысокой заинтересованности в подписании конституционного соглашения с православием.

Данный вывод не противоречит отнесению Беларуси к варианту I «амбивалентного секуляризма». Амбивалентность последнего проявляется «.в отсутствии четкой и последовательной государственной линии в управлении религией»5, а признаками варианта I в ее рамках являются фактические привилегии конфессиям при их юридическом равенстве, а также стремление к поддержанию «конфессионального баланса» в понимании элит6.

Разнонаправленность развития государственно-конфессиональных отношений в Грузии требует рассмотрения соотношения в их рамках «секуля-ристского» и «православно-конкордатного» векторов.

В концептуальном аспекте (с позиций континуального подхода) очевидно, что характерные для современной Грузии принцип светскости (монопольный до 2011 года) и принцип секуляризма (нормативно закреплен с 2011 года) находятся на противоположных участках континуума7. Иначе говоря, для современной Грузии характерен широкий диапазон альтернатив в сфере государственно-конфессиональных отношений. Более того, принципы светскости и секуляризма соответствуют разным группам государств

1 Филарет, митр. Государство и Церковь: основы и перспективы сотрудничества // Проблемы управления (Минск). 2006. № 3 (20). С. 11.

2 Ковалев Е.А. «Конкордатная» модель государственно-церковных отношений: историко-правовой и зарубежный опыт // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. С. 87.

3 Щёкин Н. С. Диалог Церкви и государства: современные формы взаимодействия // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2018. № 7. С. 133.

4 Лебедев П. Грузия и Румыния остаются самыми религиозными среди православных стран в Европе, 25.05.2018 [Электронный ресурс] // Седмица.Ии: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — URL: https://sedmitza.ru/text/8119285.html (Дата обращения: 04.02.2022).

5 Малахов В.С., Летняков Д. Э. Указ. соч. С. 172.

6 Там же. — С. 172.

7 Durham C.W. (Jr.) Op. cit.

(с «определенной идентификацией религии и государства» и «разделения религии и государства» соответственно)1. В итоге континуальный подход объясняет причины конфликтного сосуществования двух принципов развития государственно-конфессиональных отношений в Грузии.

В практическом аспекте «православно-конкордатный» вектор развития сохраняет значение до настоящего времени. Вынужденный характер нормативного закрепления принципа секуляризма в ГК Грузии 2011 года с избытком компенсируется усилением реализации принципа светскости (в форме количественного и качественного расширения привилегий ГПЦ). Так, по итогам 2014-2016 гг. выявлены «.системные недостатки в политике, которая часто приводит к нарушению принципов свободы вероисповедания и светскости и создает дискриминационную атмосферу для недоминирующих религиозных групп»2. Кроме того, с 2021 года, согласно ст. 15 Лесного кодекса Грузии, часть государственных лесов передается в собственность ГПЦ3 (прилегающие к церквям и монастырям или расположенные рядом).

Приведенные факты подтверждают относительное преобладание «православно-конкордатного» вектора над «секуляристским», нежели противоположный вариант или равную реализацию двух тенденций. Данный вывод соответствует отнесению Грузии к варианту II «амбивалентного секуляризма» (статус «национальной церкви» для доминирующей конфессии; отсутствие баланса в религиозной политике)4. В результате наиболее вероятным сценарием эволюции государственно-конфессиональных отношений в Грузии является динамическое равновесие «секуляристского» и «православно-конкордатного» направлений, но с преобладанием последнего.

На основании проведенного анализа выглядит обоснованным вывод о сохранении в среднесрочной перспективе (в пределах трех - шести лет) актуальных моделей отношений государства и Православной Церкви в Беларуси и Грузии. Факторами неопределенности для долгосрочного прогнозирования являются как геополитическая ситуация в мире (начавшаяся в феврале 2022 года специальная военная операция России на территории Украины), так и состояние вселенского православия (раскол в 2018-2020 годах в результате признания Константинопольским патриархом автокефалии Православной церкви Украины; создание двух экзархатов РПЦ на канонической территории Александрийского патриархата в декабре 2021 года). Итоги специальной военной операции России на территории Украины способны повлиять на авторитет православия в мире и, как следствие, могут инициировать процессы трансформации модели отношений государства и Православной Церкви в Беларуси и Грузии.

1 Op. cit.

2 Mikeladze T. (ed.) Freedom of religion: critique of discriminatory and nonsecular state policy. — Tbilisi: Human Rights Education and Monitoring Center, 2016. — P. 7.

3 Лесной кодекс Грузии: закон Грузии от 22.05.2020 № 5949 (ред. 15.12.2021) [Электронный ресурс] // Законодательный вестник Грузии: официальный сайт. — URL: https://matsne.gov.ge/ ru/document/view/4874066?publication=2 (Дата обращения: 21.11.2022).

4 Малахов В.С., Летняков Д. Э. Указ. соч. — С. 172.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 года № 137-3 «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» [Электронный ресурс] // БЕЛЗАКОН.пеГ. — Режим доступа: Ьир5://Ьекакоп.пе1:/3аконодательство/3акон_РБ/2002/1161 (Дата обращения: 28.10.2022).

2. Ковалев Е.А. «Конкордатная» модель государственно-церковных отношений: историко-правовой и зарубежный опыт // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. С. 84-91.

3. Конституция Грузии // Ведомости Парламента Грузии. 1995. №№ 31-33. Ст. 668.

4. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII: первоначальная редакция [Электронный ресурс] // Викитека. — Режим доступа: Ь::р5://ги.'тк15оигсе.о^/'тк1/Конституция_Республики_Беларусь/Первоначаль-ная_редакция (Дата обращения: 28.11.2022).

5. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] // Pravo.by: Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. — Режим доступа https://pravo.by/ pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (Дата обращения: 28.10.2022).

6. Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского Патриархата. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/318741.html (Дата обращения: 04.02.2022).

7. Кузьмитович Е. С. От диалога к сотрудничеству: государственно-конфессиональные отношения в республике Беларусь // Вестник Белорусского национального технического университета. 2010. № 4. С. 80-84.

8. Лагода Е. А. Конкордатная система как модель правового регулирования государственно-церковных отношений // Общество: политика, экономика, право. 2010. № 2. С. 57-60.

9. Лебедев П. Грузия и Румыния остаются самыми религиозными среди православных стран в Европе, 25.05.2018 [Электронный ресурс] // Седмица. RU: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Режим доступа: https://sedmitza.ru/text/8119285.html (Дата обращения: 04.02.2022).

10. Лесной кодекс Грузии: закон Грузии от 22.05.2020 № 5949 (ред. 15.12.2021) [Электронный ресурс] // Законодательный вестник Грузии: официальный сайт. — Режим доуступа: https://matsne.gov.ge/ru/document/ view/4874066?publication=2 (Дата обращения: 21.11.2022).

11. Малахов В.С., Летняков Д. Э. Религиозная политика постсоветских государств: между «эффектом колеи» и «правительностью» // Полис. Политические исследования. 2021. № 4. С. 163-175.

12. Ованнисян И. В Грузии окончательно приняты поправки в Гражданский кодекс, касающиеся религиозных организаций, 06.07.2011 [Электронный ресурс] // Радио Азатутюн на русском. — Режим доступа: https://rus.azatutyun. am/a/24256919.html (Дата обращения: 16.11.2022).

13. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 года [Электронный ресурс] // Официальный портал Белорусской Православной Церкви. — Режим доступа: http://exarchate.by/resource/Dir0009/Dir0015/index.html (Дата обращения: 28.10.2022).

14. Филарет, митрополит. Государство и церковь: основы и перспективы сотрудничества // Проблемы управления (Минск). 2006. № 3(20). С. 7-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Шкурова Е. В. Опыт исследований религиозности в белорусской среде: социологические подходы // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2019. № 2. С. 139-148.

16. Щёкин Н. С. Диалог Церкви и государства: современные формы взаимодействия // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2018. № 7. С. 128-135.

17. Яровой А., Яровая И. М. Грузинский конкордат и система конкордатного права // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2016. № 4. С. 121-126.

18. Durham C.W. (Jr.) Religious Freedom in a Worldwide Setting: Comparative Reflections // Pontificia Accademia delle scienze sociali: 17th Plenary Session. — Vatican City, 2011. — Р. 359-389.

19. Mikeladze T. (ed.) Freedom of religion: critique of discriminatory and nonsecular state policy. — Tbilisi: Human Rights Education and Monitoring Center, 2016. — 134 p.

REFERENSES

1. Zakon Respubliki Belarus' ot 31 oktyabrya 2002 goda № 137-Z «O vnesenii izmenenii i dopolnenii v zakon Respubliki Belarus' «O svobode sovesti i religioznykh or-ganizatsiyakh» // БЕЛЗАКОН.net — URL: https://belzakon.net/Законодательство/ Закон_РБ/2002/1161 (data obrashcheniya: 28.10.2022). (In Russian).

2. Kovalev E.A. «Konkordatnaja» model' gosudarstvenno-cerkovnyh otnoshenij: istoriko-pravovoj i zarubezhnyj opyt // Voprosy rossijskoj justicii. — 2020. — № 9. — S. 84-91. (In Russian).

3. Konstitutsiya Gruzii // Vedomosti Parlamenta Gruzii. — 1995.—№№ 31-33. — st. 668. (In Russian).

4. Konstitutsiya Respubliki Belarus' ot 15 marta 1994 g. № 2875-XII: pervo-nachal'naya redaktsiya // Vikiteka. — URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Консти-туция_Республики_Беларусь/Первоначальная_редакция (data obrashcheniya: 28.11.2022). (In Russian).

5. Konstitutsiya Respubliki Belarus' ot 15 marta 1994 goda (s izmeneniyami i dopolneniyami, prinyatymi na respublikanskikh referendumakh 24 noyabrya 1996 g. i 17 oktyabrya 2004 g.) // Pravo.by: Natsional'nyi pravovoi internet-portal Respubliki Belarus'. — URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/ konstitutsiya-respubliki-belarus/ (data obrashcheniya: 28.10.2022). (In Russian).

6. Konstitutsionnoe soglashenie mezhdu Gruzinskim gosudarstvom i Gruzinskoi Apostol'skoi Avtokefal'noi Pravoslavnoi Tserkov'yu // Russkaya pravoslavnaya tserkov': Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/318741.html (data obrashcheniya: 04.02.2022). (In Russian).

7. Kuz'mitovich E. S. Ot dialoga k sotrudnichestvu: gosudarstvenno-kon-fessional'nye otnosheniya v respublike Belarus' // Vestnik Belorusskogo natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta. — 2010. — № 4. — S. 80-84. (In Russian).

8. Lagoda E. A. Konkordatnaya sistema kak model' pravovogo regulirovaniya gosudarstvenno-tserkovnykh otnoshenii // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. — 2010. — № 2. — S. 57-60. (In Russian).

9. Lebedev P. Gruziya i Rumyniya ostayutsya samymi religioznymi sredi pravo-slavnykh stran v Evrope, 25.05.2018 // Sedmitsa.RU: Tserkovno-nauchnyi tsentr «Pra-voslavnaya Entsiklopediya». — URL: https://sedmitza.ru/text/8119285.html (data ob-rashcheniya: 04.02.2022). (In Russian).

10. Lesnoi kodeks Gruzii: zakon Gruzii ot 22.05.2020 № 5949 (red. 15.12.2021) // Zakonodatel'nyi vestnik Gruzii: ofitsial'nyi sait. — URL: https://matsne.gov.ge/ru/ document/view/4874066?publication=2 (дата обращения: 21.11.2022). (In Russian).

11. Malakhov V.S., Letnyakov D. E. Religioznaya politika postsovetskikh gosudarstv: mezhdu «effektom kolei» i «pravitel'nost'yu» // Polis. Politicheskie issledovaniya. — 2021. — № 4. — S. 163-175. — DOI: 10.17976/jpps/2021.04.12. (In Russian).

12. Ovannisyan I. V Gruzii okonchatel'no prinyaty popravki v Grazhdanskii kodeks, kasayushchiesya religioznykh organizatsii, 06.07.2011 // Radio Azatutyun na russkom. — URL: https://rus.azatutyun.am/a/24256919.html (data obrashcheniya: 16.11.2022). (In Russian).

13. Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu Respublikoi Belarus' i Belorusskoi Pravo-slavnoi Tserkov'yu ot 12 iyunya 2003 goda // Ofitsial'nyi portal Belorusskoi Pravoslavnoi tserkvi. — URL: http://exarchate.by/resource/Dir0009/Dir0015/index.html (data obrashcheniya: 28.10.2022). (In Russian).

14. Filaret, mitropolit. Gosudarstvo i tserkov': osnovy i perspektivy sotrudnichestva // Problemy upravleniya (Minsk). — 2006. — № 3 (20). — S. 7-11. (In Russian).

15. Shkurova E. V. Opyt issledovanii religioznosti v belorusskoi srede: sotsio-logicheskie podkhody // Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsi-ologiya. — 2019. — № 2. — S. 139-148. (In Russian).

16. Shchekin N. S. Dialog tserkvi i gosudarstva: sovremennye formy vzaimodeistviya // Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E: Pedagogicheskie nauki. — 2018. — № 7. — S. 128-135. (In Russian).

17. Yarovoi A., Yarovaya I. M. Gruzinskii konkordat i sistema konkordatnogo prava // Trudy Belgorodskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii (s missionerskoi napravlennost'yu). — 2016. — № 4. — S. 121-126. (In Russian).

18. Durham C.W. (Jr.) Religious Freedom in a Worldwide Setting: Comparative Reflections // Pontificia Accademia delle scienze sociali: 17th Plenary Session. — Vatican City, 2011. — Р. 359-389.

19. Mikeladze T. (ed.) Freedom of religion: critique of discriminatory and nonsecu-lar state policy. — Tbilisi: Human Rights Education and Monitoring Center, 2016. — 134 p.

Статья поступила в редакцию 11.10.2022; одобрена после рецензирования: 27.10.2022; принята к публикации 11.11.2022.

The article was submitted 11.10.2022; approved after reviewing: 27.10.2022; accepted for publication 11.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.