Научная статья на тему 'Грузинский конкордат и система конкордатного права'

Грузинский конкордат и система конкордатного права Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
227
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКОРДАТНОЕ ПРАВО / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / ГОСУДАРСТВО / STATE / ГРУЗИЯ / GEORGIA / АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГРУЗИИ / THE APOSTOLIC AUTOCEPHALOUS ORTHODOX CHURCH OF GEORGIA / КОНКОРДАТ / CONCORDAT / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CHURCH-STATE RELATIONS / CONCORDAT LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яровой Александр, Яровая И.М.

В статье рассматривается вопрос о формах церковно-государственных отношений в православной Грузии. Затрагиваются вопросы восстановления суверенитета Грузии, дополнение в Конституции 2002г., согласно которому между государством Грузия и Автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии устанавливаются конкордатные отношения. Раскрывается термин «конкордат». Делается вывод о том, что система конкордата является наиболее универсальной моделью правового регулирования государственно-церковных отношений не только в Католической Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Georgian concordat and the system of concordat law

In the article a question about forms of Church-state relations in the Orthodox Georgia is examined. Questions of restoration of the sovereignty of Georgia are mentioned, as well as the addition to Constitution of 2002, according to which concordat relationship between the State of Georgia and the Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church have been established. The term of "concordat" is explained. It is concluded, that the concordat system is the most universal model of legal regulation of Church-state relations, not only in the Catholic Church.

Текст научной работы на тему «Грузинский конкордат и система конкордатного права»

2. Вересаев В.В. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. Пушкин в жизни. - М.: Правда,

1990.

3. Григорьев Аполлон. Литературная критика. - М., 1967.

4. Грузинский А.Е. И.С. Тургенев (личность и творчество). - М., 1918.

5. Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. -Тула: 2001.

6. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (истоки замысла, трагический смысл конфликта) //Тургенев И.С. «Отцы и дети». Роман. - М., 1996.

7. Лебедев Ю.В. Художественный мир А.С. Пушкина и русская мысль // Филология и школа. Выпуск 1. - М., 2003.

8. Осипов А.И. Посмертная жизнь. - М., 2007.

9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 9-ти т. - М., 1954.

10. Страхов Н.Н. Литературная критика. - М., 1984.

11. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28-ми т. Письма в 13 т. - Т. 4. - М.; Л., 1964.

12. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28-ми т. Сочинения в 15 т. - Т. 8. - М.; Л., 1964.

13. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28-ми т. Письма в 13 т. - Т. 1.- М.;. Л., 1964.

14. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Творения. - М.: Отчий дом, 1994.

Грузинский конкордат и система конкордатного права

УДК 26/28

Протоиерей Александр Яровой, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики и богословия БДС (с м/н),

Яровая И.М. Россия, г.Белгород dubovoeh@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о формах церковно-государственных отношений в православной Грузии. Затрагиваются вопросы восстановления суверенитета Грузии, дополнение в Конституции 2002г., согласно которому между государством Грузия и Автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии устанавливаются конкордатные отношения. Раскрывается термин «конкордат». Делается вывод о том, что система конкордата является наиболее универсальной моделью правового

регулирования государственно-церковных отношений не только в Католической Церкви.

Ключевые слова: конкордатное право; Церковь; государство; Грузия; Автокефальная Православная Апостольская Церковь Грузии; конкордат; государственно-церковные отношения.

Georgian concordat and the system of concordat law

Archpriest Alexander Yarovoj theology Ph.D., assistant professor of the department of Bible study and theology of the BOS (with m/o) Russia, Belgorod dubovoeh@yandex.ru

Annotation. In the article a question about forms of Church-state relations in the Orthodox Georgia is examined. Questions of restoration of the sovereignty of Georgia are mentioned, as well as the addition to Constitution of 2002, according to which concordat relationship between the State of Georgia and the Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church have been established. The term of "concordat" is explained. It is concluded, that the concordat system is the most universal model of legal regulation of Church-state relations, not only in the Catholic Church.

Key words: concordat law; the Church; state; Georgia; the Apostolic Autocephalous Orthodox Church of Georgia; concordat; Church-state relations.

Рассмотрение института конкордатного права вызывает сегодня интерес не только с точки зрения узкого круга специалистов канонического права, но и для любого человека, интересующегося или сталкивающегося с формами взаимодействия государства и церкви. Интересно наблюдать, какие формы сегодня приобретают церковно-государственные отношения не только в странах, где преобладают нехристианские конфессии или христианская, но не православная вера, но на сегодняшний день очень разная картина церковно-государственных отношений даже в странах, где преобладает

140

православное население. Из постсоветских стран особый интерес в этом плане для изучения, и не только для изучения, а и для извлечения полезного опыта, вызывает Грузия.

Я не ставлю здесь целью раскрыть политическое становление независимости Грузии в современном периоде, хотя, конечно, можно провести и параллели со становлением православного самосознания церкви и грузинского народа как такового. Ограничусь тем, что напомню, что Грузия объявила бойкот знаменитому референдуму от 17 марта 1991 года о распаде СССР и назначила на 31 марта референдум по поводу восстановления своего суверенитета. Грузины должны были ответить на вопрос: «Желаете ли вы восстановления независимости на основании Акта независимости 26 мая 1918 года?» [1, 136-137]. На основании результатов референдума 9 апреля 1991 года было объявлено о восстановлении суверенитета Грузии. Конечно, всё здесь не могло пройти гладко. В ответ на объявление независимости руководство СССР, а после его распада -Российской Федерации активно поддерживало абхазский и осетинский сепаратизм. Конфликт, как мы знаем, движется и до сегодняшнего дня. Была свергнута власть Звиада Гамсахурдиа, что по времени совпало с распадом Советского Союза. В Грузии вспыхнула гражданская война, а потом ещё более громкий конфликт с Россией. Э. Шеварднадзе, пришедший к власти после свержения З. Гамсахурдиа, смирился с существованием сепаратистских режимов Абхазии и Южной Осетии [2].

Возвращаясь к теме, 30 марта 2002 года грузинский парламент внес в Конституцию дополнение, согласно которому между государством Грузия и Автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии устанавливаются конкордатные отношения, которые будут регулироваться специальным Конституционным соглашением.

Здесь считаю нужным раскрыть термин «конкордат». Конкордат (от средневекового лат. Concordatum - «соглашение», отлат. Concordo - «нахожусь в согласии») - по канонической терминологии договор между папой римским как главой Римско-католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение Римско-католической церкви в данном государстве и его отношения с Папским престолом, а договоры с другими странами называются конвенциями. Снова подчеркиваю, что во всех учебниках права, конкордат это именно договор между

католической церковью и государством, в котором она находится [3]. Президент Шеварднадзе тогда отметил, что «права других религиозных организаций и атеистов» не будут ущемлены [4]. Более крепкую оппозицию, как увидим впоследствии, смогли организовать «представители» Армянской Григорианской Церкви. Но это будет потом, а пока за принятие проголосовало абсолютное большинство, а именно 188 депутатов грузинского парламента. На протяжении более 10 лет в рамках курса «Каноническое право» я рассказываю студентам нашей семинарии и социально-теологического факультета о грузинском конкордате, и нужно отметить, с каким восхищением и изумлением, причем до сегодняшнего дня, воспринимают слушатели положения этого документа. Как те, кто жили и учились с нами на протяжении 70 лет в одних и тех же вузах, в одной и той же системе, смогли принять такой основополагательный православный конституционный документ? То есть документ первого уровня. Вот лишь некоторые положения конкордата:

- Духовные лица не подлежат призыву в армию.

- Представители духовенства имеют право не давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам или которые им стали известны.

- Государство признает брак, зарегистрированный Церковью.

-Государство обеспечивает создание института военных

священников в армии.

- Государство обеспечивает создания института капелланов в тюрьмах.

- Учебные программы предмета по православному вероисповеданию и кандидатуры преподавателей утверждает Государство по представлению Церкви.

- Государство и Церковь имеют право осуществлять совместные программы социального обеспечения.

- Имущество Церкви освобождено от налога на землю и от налога на имущество.

- Собственность Церкви и другие имущественные права защищены законом.

- Государство не имеет права отчуждать от Церкви ее имущество.

- Церковь имеет право получать пожертвования, а также доходы от передачи своего имущества в аренду.

- Государство признает церковным имуществом находящиеся на территории Грузии православные храмы и монастыри, земельные участки, на которых они расположены, а также руины.

- Государство признает собственностью церкви церковные ценности, которые хранятся в музеях и хранилищах.

- Государство обязуется частично возместить Церкви ущерб, нанесенный ей в XIX-XX вв., особенно в 1921-1990-х годах.

- Двунадесятые праздники (12 великих праздников) объявляются праздничными и выходными днями [3].

В дальнейшем я неоднократно спрашивал у грузин, встречая их на Афоне, как духовных лиц, так и высоких чиновников, как они смогли принять такой документ. Ведь у них, как и у нас, в Конституции представлена одна крайность - ультралиберальная, в соответствии с которой положение православия ничем не отличается от обычной религиозной группы, а подчас даже и секты. И как только мы пытаемся поднять голову, указать на духовные болезни общества, нас пытаются пресечь Конституцией. Грузины лишь скромно пожимают плечами и отвечают, что Грузия - православная страна с православными людьми и православными традициями.

Снова возвращаясь к Конкордату и его практическому воплощению, так вот он был отправлен на экспертизу в Парламентскую ассамблею Совета Европы на предмет соответствия Соглашения международным нормам, хотя по уверениям грузинских юристов это и не носило обязательного характера, так как многолетняя практика заключения конкордатов между различными государствами и Католической Церковью указывает на их легитимность. Только за время нынешнего понтификата Ватикан заключил около 60 двухсторонних дипломатических договоров с рядом европейских стран. В ответ на принятые парламентом решения четыре христианские церкви Грузии объединились для лоббирования своих интересов: Армянская апостольская Церковь в Грузии, Римско-Католическая Церковь в Грузии, Евангелическо-лютеранская церковь в Грузии и Баптистская церковь Грузии.

Эти Церкви стремились добиться либо принятия специального Закона о религиозных объединениях, либо установления простых договорных отношений (а не конституционных соглашений) между государством и всеми без исключения религиозными организациями. Они боялись, что Грузинская Православная Церковь, добившись конституционного соглашения, вообще попытается блокировать

заключение соглашений между государством и другими религиозными организациями. При Шеварднадзе у них ничего не получилось, а когда в 2004 году президентом Грузии был избран Михаил Саакашвили, лоббирование возобновилось.

История Конкордата получила в Грузии продолжение в 2011 году, так же очень интересное для нас. 10 июля 2011 г., после окончания службы, тысячи верующих из всех храмов Тбилиси двинулись к собору Святой Троицы. Это была реакция на то, что президент Грузии Саакашвили, после визита министра иностранных дел Армении, несмотря на личную просьбу Патриарха, подписал закон о том, что не только православие, но и другие религиозных организации в Грузии обладают ровно такими же правами, как и объекты частного права. А именно принятие парламентом поправок в Гражданский кодекс о присвоении юридического статуса всем религиозным объединениям, пользующихся подобным статусом в странах-членах Совета Европы. Телевизионные программы на уровне ток-шоу обсуждают аналогии, связанные со становлением Церкви, по словам многих грузин, торжество православия выражается и в том, что только Грузинская Православная Церковь должна иметь конституционное соглашение с государством, а поэтому не приветствуется заключение конституционных соглашений и других правовых соглашений с иными конфессиями. Грузинская Православная Церковь является традиционной Церковью в Грузии, и абсолютное большинство населения принадлежит именно к ней. Священник Петре Кварацхелия публично требовал от властей покаяния, говоря, что речь идет о защите православия как религиозной идентичности народа, основе языка и даже Родины. (Для примера, анализа и сравнения с нашими российскими реалиями напомню Статью 14 Конституции РФ:1. Российская Федерация -светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.)

На городских форумах Грузии активно обсуждалась возможность объявления анафемы существующей власти. Очень скоро Саакашвили лишится президентского поста, против него возбудят уголовные дела, а он сам сбежит на украинский майдан готовить почву для либеральных свобод, в том числе и церковных.

В заключение еще несколько слов о системе конкордата как наиболее универсальной модели правового регулирования

государственно-церковных отношений, и, как видим, не только в католической церкви. Хотя исторически мы знаем конкордатные отношения именно между Апостольской Столицей и каким-либо государством. Особенность любого международного договора заключается в том, что в нем паритетное соглашение должно отражать равных участников договора. В действующем международном праве только католическая церковь, единственная из всех религиозных обществ, обладает такой правосубъектностью международных отношений. Первым считается Вормсский конкордат как договор между римским папой Калистом II и императором Римской империи Генрихом V, завершившее борьбу за так называемую инвеституру. Заключен 23 сентября 1122 года в Вормсе. Ратифицирован на Первом Латеранском соборе (1123 год) (вопросы в назначении церковных иерархов, правового и социального положения епископов, которые входили одновременно и в церковную, и в феодальную иерархию).

Следующим был Болонский конкордат - соглашение между французским королём Франциском I и римским папой Львом X, заключенное 18 августа 1516 г. в Болонье.

Проведенный анализ позволяет констатировать тот факт, что заключенные конкордаты до начала XIX века исходили из принципа примата духовной власти над светской. Однако подобная тенденция была прервана конкордатом Наполеона, заключенным 15 июля 1801 года, по которому Рим признавал новую французскую власть, католицизм был объявлен религией большинства французов.

В феврале 1929 г. в Латеранском Апостольском Дворце кардиналом Пьетро Гаспарри и премьер-министром Италии Муссолини были заключены Латеранские соглашения, представляющие собой систему договоров между Святым Престолом и итальянским государством. Структурно эта система состоит из договора, финансовой конвенции и конкордата. Договор признаёт: 1. Католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1); 2. Светский суверенитет Святого Престола, включая международные дела (ст. 2); 3. Предусматривает формальное признание за Ватиканом статуса суверенной территории.

20 июля 1933 г. был заключен конкордат между Германией и Святым Престолом, определивший свободу церкви в решении внутренних вопросов. Во-первых, предоставлением широких возможностей для католического образования, во-вторых, расширением сферы применения церковного брака.

Россия также побывала в качестве контрагента конкордата, подвигли к этому исторические процессы, стремительно протекавшие в XVIII веке, - вхождение в состав Российской империи земель с преимущественно католическим населением, в частности Литвы и западной части Белоруссии, в результате третьего раздела Польши.

Анализ содержания заключаемых Апостольской Столицей после II Ватиканского собора (1962-1965 гг.) двусторонних документов, датируемых 1960-2000 годами (с Мальтой, Перу, Испанией, Польшей, Словакией и т.д.), позволяет констатировать очевидный селективный подход Ватикана к политике заключаемых соглашений.

На сегодняшний день Святым Престолом заключено более 60 двусторонних дипломатических договоров. В собственном смысле слова в современный период конкордат был заключен только с Польшей в 1993 г. До сих пор ведутся переговоры между Святым Престолом и республикой Беларусь.

Список литературы

1. Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР. - Тб., 1989.

2. Гражданская война в Грузии, 1991-й г. (отрывки из книгиС. Жидкова «Бросок малой империи»). [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://ibegeo.livej ournal.com/49067.html

3. Грузинский конкордат. [Электронный ресурс] -Режим доступа:http://www.archipelag.ru/ru_mir/religio/gko/questions/concordat/

4. Конкордат. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://enc-dic. com/word/k/Konkordat- 12243.html

5. Щипков А. Соборный двор. Публицистические статьи (1991-2001). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //samlib.ru/s/shipkow_a_w/cathedralyard.shtml

И.А. Бунин и И.С. Шмелев: к вопросу оппозиции «внешнего» - «внутреннего»

УДК 26/28

Полторацкая С.В. кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

БДС (с м/н) Россия, г.Белгород poltoratskaya@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.