УДК 21: 314
МОДЕЛИ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ТРАДИЦИОННО КАТОЛИЧЕСКИХ СТРАН
© 2012 А. В. Алексеев
заведующий сектором православного образования e-mail: alalv1978@gmail.com
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
В статье изложен опыт построения церковно-государственных отношений в традиционно католических странах Западной Европы. Западные модели построения церковно-государственных отношений могут быть учтены в России для коррекции государственной политики в отношении церкви, для снижения социально напряженности в обществе.
Ключевые слова: церковь, государство, общество, церковно-государственные отношения, католицизм, международный опыт
В последнее время Русская Православная Церковь находится в центре общественного внимания, главным образом за счет череды относительно недавно произошедших скандальных событий. Большинство исследователей данной проблемы, являющихся в первую очередь сторонниками светского государства, оценивают сложившуюся ситуацию как реакцию общества на так называемое вмешательство Церкви в политические, социальные и экономические вопросы и выход ее из формата религиозного института, традиционно служившего инструментом спасения душ отдельных индивидуумов.
Современная стратегия взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства заложена в основополагающем документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В нем говорится о симфонии Церкви и государства, а также о Церкви как корпорации публичного права, предполагающей выполнение Церковью ряда государственных функций, без приобретения ею статуса государственной религии. Ряд подобных высказываний базируется именно на опыте западных государств, и оппоненты Церкви апеллируют именно к западной модели, которую, по их мнению, необходимо перенимать и нашему государству. В связи с этим весьма актуальным является рассмотрение этой западной модели и процесса ее формирования. Кроме того, формат отношений между РПЦ и государством только формируется, следовательно, вполне возможным выглядит шанс отказа обеих сторон от радикализации своих позиций. Данный факт также свидетельствует о целесообразности обращения к опыту зарубежных стран, дабы выстроить такую систему взаимоотношений церкви и государства, которая была бы принята в первую очередь самим обществом.
Формы церковно-государственных отношений в странах Европы различны, и во многом их формат зависит от конкретных исторических условий, а также от роли Церкви в развитии государственности и культуры той или иной страны. Исследователи данной проблемы выделяют сепарационную и кооперационную модели государственно-вероисповедных отношений. Сепарационная модель декларирует осуществление либерального стандарта религиозной свободы в его полном объеме и рассматривает религиозную жизнь как свободный рынок, регулируемый лишь одной
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
конкуренцией. Кооперационная же модель подразумевает не отделение религиозных организаций от государства, а партнерство для достижения общих целей при взаимной независимости сторон, то есть «демократический союз Церкви и государства», о котором писал Л. Тихомиров (см.: [Логинов 2006]). Кооперационная модель наиболее широко реализована в странах Западной Европы с большинством католического населения.
Учитывая тот факт, что Россия считается традиционно православной страной, целесообразно рассмотреть историю и формат церковно-государственных отношений на примере традиционно католических стран - Польши, Испании и Италии.
Примечательно, что на фоне снижения в мире интереса к религии в вышеперечисленных странах христианство сохраняет весьма прочные позиции, о чем свидетельствует высокий процент религиозной самоидентификации в этих странах и высокий уровень доверия к Католической церкви. В Польше 94 % населения считают себя католиками, а уровень доверия к Церкви составляет 82,6 %; в Италии 84 % считают себя католиками, а уровень доверия к Католической церкви в 1981-1991 гг. поднялся с 60,7 до 63,1%; в Испании 78% граждан считают себя католиками, а уровень доверия в 1981-1991 гг. поднялся с 50,8 % до 52,7 % [Исаев 2011].
Авторитет Католической церкви в Польше опирается на ее исторические заслуги по сохранению культурного, политического наследия, поддержанию национального духа, единения поляков, их самосознания как нации. В последние годы «социалистической» Польши Церковь воспринималась как воплощение польского патриотизма. Свобода в польской политической культуре часто воспринимается как нечто относящееся скорее к нации, нежели к отдельному гражданину. Поэтому в Польше слияние религиозных верований с концепцией свободы и национальной независимости - явление уникальное и весьма значительное. Все это и определяет место Католической церкви в Польском государстве.
Церковно-государственные отношения в Польше регулируются рядом документов. Во-первых, это конституция, в которой государство «гарантирует равноправие всех действующих в стране Церквей» [Овсиенко 2009]. Во-вторых, это Конкордат между Польской республикой и Ватиканом, в котором каждый субъект признается в своей сфере независимым и автономным, а Церкви гарантируется «свободное и публичное выполнение своей миссии», ведение своих дел на основе внутренних правил и канонов.
Католической церкви государство предоставляет ряд преференций. По условиям конкордата, браки, заключенные в Католической церкви, признаются юридически законными и не потребуют обязательной государственной регистрации. Государство субсидирует ряд католических духовных учебных заведений Церкви и предоставляет возможность преподавать основы религии в школах и детских садах, а также организовывать высшее религиозное образование. Третий документ - «Закон о гарантиях свободы совести и вероисповедания» от 17 мая 1989 г., в котором религиозные организации поделены на две группы в вопросе признания и регистрации.
Следует отметить, что правовой статус корпорации публичного права в Польше не признается в отношении церквей и религиозных общин, и этот факт интересен в связи с тем, что в «Основах социальной концепции» Церковь представляется именно как корпорация публичного права.
В Польше Католическая церковь нередко принимает участие в обсуждении тех или иных законопроектов. Так, например, не был принят закон об оплодотворении путем «in vitro» после категорического выступления Церкви против данного законопроекта. Между тем нынешний кабинет министров заявил о намерении перестать дотировать религиозные объединения в стране. Вместо непосредственных
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 4 (24). Т. 1
Алексеев А. В. Модели церковно-государственных отношений на примере традиционно католических стран
выплат из госбюджета в так называемый церковный фонд предлагается дать гражданам возможность добровольно отчислять 0,3% суммы подоходного налога на католическую или любую другую официально действующую в стране церковь.
Власти в Польше сегодня пересматривают свое отношение к Римо-Католической Церкви, и на то есть довольно конкретные причины. Имущественная комиссия, которая была создана после падения Польской Народной Республики для выплаты денежных компенсаций церковным институтам, как оказалось, действовала незаконно. Нарушения были обнаружены в конце 2011 г., тогда же премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о прекращении работы комиссии. Эти злоупотребления не могли не вызвать волны антицерковных настроений. Представители правых сил требуют признать результаты имущественной комиссии не соответствующими конституции, представители левых сил также требуют ввести отмену оплачиваемых из государственной казны уроков религии в школах, которые были введены на основании конкордата, подписанного между Варшавой и Ватиканом в 1993 году [Церковь... Польша].
Одним из ярких примеров прочного многовекового альянса духовной и светской власти является Испания, которую часто, с полным на то основанием, называют католической страной. Действительно, на протяжении многих веков католицизм был не только официальной, но и единственно допустимой религией Испанского государства, а Церковь обладала особыми правами и привилегиями. Долгое время в испанском народе существовали идеи об особой духовной миссии испанцев - нести свет истинной веры народам мира. В результате до сих пор быть испанцем означает быть католиком. Во многом эта идея сформировалась благодаря роли Католической церкви в Реконкисте (722-1492 гг.), способствуя духовному и политическому объединению испанских народов в их противостоянии захватчикам, которое продолжалось почти восемь веков. Католицизм на века стал официальной и единственно возможной религией Испании. Королевская власть как защитник и покровитель католической веры получила от главы Католической церкви особые права, сохранявшие свою силу вплоть до 1976 г. Особенно важным из них было право короля представлять свои кандидатуры на должности высших церковных иерархов, которые формально затем утверждал Рим. Таким образом, испанская церковная иерархия оказалась фактически под полным контролем государства.
Особенно трагичными для церкви стали годы II Республики (1931-1936) и Гражданской войны (1936-1939). «Испания перестала быть католической», - сказал накануне принятия конституции 1931 г. министр М. Асанья, имея в виду лишь то, что по новому закону католицизм терял статус официальной религии1. Годы II Республики отмечены последовательной антиклерикальной политикой и полным попустительством в отношении антирелигиозных экстремистов, прежде всего, анархистов. Законы II Республики лишили Церковь всех привилегий, провозгласили законным гражданский брак и развод, отделили школу от Церкви, объявили всю недвижимость, принадлежавшую Церкви, национальным достоянием, запретили всякую деятельность, являющуюся для Церкви «источником богатства» (это понималось республиканским правительством весьма широко), прекратили субсидии священнослужителям и монашествующим. Естественно, что в годы Гражданской войны (1936-1939 г.г.) большая часть верующих католиков поддержала Ф. Франко, лозунгом которых было воззвание «За Бога и Испанию» - за этим лозунгом франкистов стояла идея защиты католицизма. Сразу же после окончания Гражданской войны франкистское правительство восстановило все исключительные права и привилегии Церкви,
1 В 27 ст. конституции провозглашалась свобода совести и религиозных убеждений.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
предоставило ей солидные государственные субсидии и вернуло монополию на образование. По Соглашению со Святым Престолом в 1941 г. вновь вступил в силу прежний Конкордат 1851 г., пропитанный средневековым духом, а с ним и положение о католицизме как единственной и официальной религии государства. Это исключало иноверие и инакомыслие, что закрепляли и другие законы («Fuero de los Espanoles» 1945 г., «La Ley de Sucesion en la Jefatura del Estado» 1947 г.). Новый Конкордат с Ватиканом 1953 г. еще раз подтверждал конфессиональный характер нации и государства («La confesionalidad de la nacion y del Estado» - art.1). «Испания была, есть и будет католической. Она по своей природе идентична католицизму» - эти постулаты победившего франкизма сохранялись до 1975 г. [Qarcia Morente 1961: 92].
Следующим поворотом в отношениях Церкви и государства в Испании стали решения II Ватиканского собора, которые не только провозглашали новый формат взаимоотношения Церкви и государства, но и показывали иное место в ней человека. «Гражданская власть не должна навязывать гражданам силою или устрашениями или другими средствами исповедание или отвержение той или иной религии, или же запрещать кому-либо вступать в ту или иную религиозную общину или выйти из нее» [Декларация о религиозной свободе]. Этот принцип стал краеугольным камнем во взаимоотношениях церкви и испанского демократического государства с 1975 г., однако был встречен «в штыки» франкистским режимом.
На современном этапе, определяя себя как «демократическое и плюралистическое», испанское государство строит свои отношения с Церковью на основе Конституции 1978 г., шестнадцатая статья которой провозглашает свободу идеологии и вероисповедания и отсутствие государственной религии. Согласно официальной точке зрения, государство имеет «аконфессиональный» характер. Это понятие, как разъясняют его разработчики, промежуточная позиция между «неконфессиональным» и «конфессиональным» [Corral 1980], это «средний путь», открывающий путь к сотрудничеству Церкви и государства при предоставлении гражданам полной религиозной свободы. На этой основе государством и Церковью в лице Святого Престола были заключены: 1) «Базовое соглашение» испанского
государства с Ватиканом («Acuerdo Basico») (от 28 июля 1976); 2) Соглашение о юридическом статусе церкви (от 3 января 1979 г.); 3) Соглашения об образовании и культурных аспектах (от 3 января 1979 г.); 4) Соглашение по экономическим вопросам (от 3 января 1979 г.); 5) Соглашение о присутствии Церкви в вооруженных силах и по вопросу о воинской обязанности клириков и монахов (от 3 января 1979 г.). Согласно этим соглашениям, испанское государство признает за католической церковью право выполнять ее апостольскую миссию и гарантирует ей возможность свободно и публично осуществлять ее деятельность. «Органический Закон о религиозной свободе» 1980 г. создал правовую основу для заключения соглашений и с другими, пусть весьма малочисленными, конфессиями страны [Церковь и государство...].
Вместе с тем и в испанском обществе дискутируется ряд привилегий, которые государство все же предоставило Католической церкви. В 2004 году был осуществлен сбор подписей в поддержку прекращения финансирования Католической церкви за счет средств государственного бюджета. Участники этой акции утверждали, что финансирование Римо-Католической Церкви государством является
антиконституционным и противоречит конфессиональному равноправию в стране. Также эта акция спровоцировала споры иного толка. Например, активное вмешательство церковных иерархов в дела государства вызвало более чем негативную реакцию у общества. Недовольство критиков Церкви вызвало и то, что во время празднования дня святого Иакова епископ, служивший мессу в соборе Сантьяго-де-Компостела, стал давать наставления присутствовавшему на службе премьер-министру
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 4 (24). Т. 1
Алексеев А. В. Модели церковно-государственных отношений на примере традиционно католических стран
Испании Хосе Луису Родригесу Сапатеро [Испания продолжит финансирование...]. Однако тогда возмущения приняты не были, и министр юстиции испанского правительства заявил о продолжении финансирования Католической церкви.
Другой пример поиска формата церковно-государственных отношений
представляется актуальным в силу исторических особенностей и религиозных традиций на примере Италии.
В период объединения Италии в единое государство Римо-Католическая церковь противостояла революционным силам, в итоге Папа оказался в так называемом «ватиканском заточении» и долго время не хотел признавать новое государство. Новая власть проводила в Италии в отношении Церкви либеральную политику (1860-1870 гг.). Правительством была осуществлена секуляризация учреждений и общественной жизни, это выражалось во введении обязательного гражданского брака (1865), запрете католического религиозного образования в государственных школах (1877), реформе уголовных законов, защищающих религию (1890). Напряжение церковногосударственных взаимоотношений исчезло лишь в период правления Муссолини, когда последним была инициирована политика примирения с Церковью. Кульминацией этой политики стало подписание Латеранских договоров в 1929 году [Церковь. Ватикан], регулирующих отношения государства и Церкви в Италии. Этот компекс документов состоит из договора, финансовой конвенции и Конкордата. Договор признаёт католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1); светский суверенитет Святого Престола, включая международные дела (ст. 2); предусматривает формальное признание за Ватиканом статуса суверенной территории, управляемой Святым Престолом, формально именуя Ватикан — Городом (ст. 3). Финансовая конвенция предусматривает выплату Италией Святому Престолу 750 млн. лир в 5%-ных ценных бумагах (ст. 1) [Чиквин]; взамен Святой Престол отказывается от финансовых претензий к Италии, появившихся в результате образования итальянского государства. Конкордат определяет права и привилегии Католической церкви в Италии, государство объявляет нерабочими днями 10 церковных праздников, а также воскресенья (ст. 11); епископы обязываются присягать на верность королю Италии как главе государства (ст. 20). Другие статьи предусматривают широкое привлечение духовенства в систему просвещения Италии. В Латеранских соглашениях редакции 1984 года изменения коснулись Конкордата, в котором признается то, что Италия является многоконфессиональным государством.
На сегодняшний день в итальянском законодательстве не существует единого отраслевого закона, составляющего базу правового института свободы совести и религии, как это принято в юридической практике многих других государств. Эта область регулируется целой системой нормативных актов. К базовым из них следует отнести конституцию Итальянской Республики 1948 г. и Соглашение между Итальянской Республикой и Святым Престолом от 18 февраля 1984. Кроме них, имеется ряд законов, регулирующих отношения между Италией и отдельными конфессиями, а также система нормативных актов, которые юридически закрепляют отдельные аспекты реализации свободы совести и религии, обозначенные общим названием «Соглашения во исполнение Договора» («Положение о церковных учреждениях и имуществе в Италии и о содержании католических священнослужителей, работающих в епархиях»), одиннадцать указов Президента Республики, касающиеся таких вопросов, как религиозные праздники, преподавание католической религии на всех ступенях системы образования, пастырское попечение католиков, работающих в системе полиции [Церковь. Ватикан]. Одной из особенностей правового института свободы совести и религии в Италии является механизм признания государством конфессии, отличной от католической, что
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
закрепляет особый статус Католической церкви среди прочих конфессий.
Анализируя исторический опыт и современное положение церковногосударственных отношений в вышеперечисленных странах, необходимо отметить, что взаимоотношения в данной плоскости постепенно приобретают более либеральный характер. Подобная ситуация во многом вызвана как процессами секуляризации, происходящими в Европе, так и искажением либералами принципа «отделения Церкви от государства». Если в XIX-XX вв. Католическая церковь в Европе имела особые права и в некоторых странах государственный статус, то на волне лаицизма Церковь потеряла ряд присущих ей государственных функций, сохранив, однако, ряд привилегий, которые регулируются соглашениями с Ватиканом. Эти привилегии относятся к выполнению Церковью своих традиционных функций в социальной сфере (образование, социальное служение). В Европе, несмотря на секуляризацию, продолжает существовать особый формат взаимоотношений Церкви и государства, называемый «демократическим союзом государства и Церкви» [Логинов 2006], который позволяет Церкви сохранять к себе высокий уровень доверия народа и осуществлять традиционные социально-политические функции, исторически присущие Церкви.
Библиографический список
Декларация о религиозной свободе - Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992. 444 с.
Исаев А. В. Социально-политическое партнерство органов государственной власти и Русской Православной Церкви в современной России: дисс. канд. полит. наук. Ростов н/Д., 2011. 334 с.
Испания продолжит финансирование Католической церкви [Электронный ресурс]. URL: http://jesuschrist.ru/news/2004/8/9/6667#.UCJ5G6A9nDc (дата обращения:
15.03.2012)
Логинов А. В. Государственно-церковные отношения: политологический анализ: дисс. докт. полит. наук. М., 2006. 381с.
Овсиенко Ф. Г. Взаимоотношения государства и церкви в странах восточной Европы [Электронный ресурс]. URL: http://religio.rags.ru/journal/2009/2009sv3_19.pdf (дата обращения: 21.05.2011).
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/iii (дата обращения:
13.04.2012) .
Церковь и государство: испанский опыт // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 2. Исследования. Кн. 1. Религиоведение в России в конце ХХ - начале ХХ1 в. [Электронный ресурс]. URL: http://rushkolnik.ru/docs/index-4298173.html (дата
обращения: 25.06.2012).
Церковь между властью и обществом: Ватикан [Электронный ресурс]. URL: http://www.svobodanews.ru/content/article/24549352.html (дата обращения: 12.08.2012)
Церковь между властью и обществом: Польша [Электронный ресурс]. URL: http://www.svobodanews.ru/content/article/24554241.html (дата обращения: 30.08.2012).
Чиквин Евгений. Церковно-государственные отношения в европейских странах на примере Польши [Электронный ресурс]. URL:
http://www.radonezh.ru/analytic/11724.html (дата обращения: 30.08.2012).
Corral C. Sistema constitucional y acuerdos especificos // Los acuerdos entre la Iglesia y Espana. Madrid,MCMLXXX (1980). P. 109-113.
GarciaMorente M. Idea de la Hispanidad. Madrid, 1961.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 4 (24). Т. 1
Алексеев А. В. Модели церковно-государственных отношений на примере традиционно католических стран