Научная статья на тему 'ЛАТЕНТНАЯ КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛАРУСИ: ФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЛАТЕНТНАЯ КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛАРУСИ: ФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТЕНТНАЯ КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЕЛАРУСЬ / КОНКОРДАТНАЯ МОДЕЛЬ / ПОСТСЕКУЛЯРНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА / СЦЕНАРИЙ «ИНЕРЦИИ СЕКУЛЯРНОСТИ» / СЦЕНАРИЙ «ПЛАВНОЙ КЛЕРИКАЛИЗАЦИИ» / СЦЕНАРИЙ «ЛАВИНООБРАЗНОЙ КЛЕРИКАЛИЗАЦИИ»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Долин Вячеслав Александрович

«Религиозный ренессанс» в постиндустриальном обществе порождает клерикализацию государственно-конфессиональных отношений как расширение влияния одного или нескольких религиозных объединений. Наряду с явной, существует латентная клерикализация - результат действия нейтральных по отношению к положению религии в государстве событий и процессов общественной жизни. Цель статьи - выделение форм латентной клерикализации и осмысление ее перспектив в контексте развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси. Актуальность исследования обусловлена территориальной и культурной близостью данного государства с Россией. В статье выделено три формы латентной клерикализации, характерные для Беларуси: привлечение традиционных конфессий к противодействию деструктивным нетрадиционным культам на основе религиозно-нейтральной концепции духовной безопасности; включение в Конституцию Республики Беларусь религиозно-нейтрального понятия «духовное наследие» и наполнение его клерикальным содержанием в профильном законе; постепенное расширение влияния православной церкви через увеличение количества преподавателей-теологов в сфере образования. Для оценки перспективы латентной клерикализации рассмотрено три сценария развития государственно- конфессиональных отношений в Беларуси: «плавной клерикализации», «инерции секулярности» и «лавинообразной клерикализации». Сценарий «плавной клерикализации» основан на механизмах латентной клерикализации и может обеспечить постепенный переход к конкордатной модели. Для сценария «инерции секулярности» характерно сохранение секулярного общества, переход к конкордатной модели в его рамках невозможен. Сценарий «лавинообразной клерикализации» обеспечивает быстрый переход к конкордатной модели как следствие резкого изменения социально-экономической или политической обстановки. По убыванию вероятности реализации в Беларуси автором выстроена следующая последовательность сценариев: «инерция секулярности» - «плавная клерикализация» - «лавинообразная клерикализация». Особенности динамики религиозности населения и этноконфессиональных отношений в Беларуси дают основания прогнозировать невысокую эффективность латентной клерикализации и низкую вероятность перехода к конкордатной модели в краткосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LATENT CLERICALIZATION OF STATE-RELIGION RELATIONS IN BELARUS: FORMS AND PROSPECTS

“Religious renaissance” in post-industrial society leads to the clericalization of state-religion relations as an expansion of influence of one or several religious associations. Along with explicit clericalization, there is latent clericalization, which is the result of the action of public life events and processes that are neutral in relation to religion’s position in the state. The purpose of this article was to identify the forms of latent clericalization and to understand its prospects in the context of the development of state- religion relations in Belarus. The research is relevant due to the territorial and cultural proximity of this country to Russia. The paper identifies three forms of latent clericalization in Belarus: involvement of traditional denominations in countering destructive non-traditional cults on the basis of the religiously neutral concept of spiritual security; inclusion in Belarus’ Constitution of the religiously neutral concept of “spiritual heritage” and filling the latter with clerical content in the pertinent law; gradual expansion of influence of the Orthodox Church by increasing the number of theologists in the sphere of education. To assess the prospects for latent clericalization, three scenarios of the development of state-religion relations in Belarus are considered: smooth clericalization, inertia of secularity, and avalanche-like clericalization. The scenario of smooth clericalization is based on the mechanisms of latent clericalization and can provide a gradual transition to the concordat model. The scenario of inertia of secularity is characterized by preservation of the secular society; transition to the concordat model within its framework is impossible. The scenario of avalanche-like clericalization provides a rapid transition to the concordat model as a result of abrupt changes in the socio-economic or political situation. The author ranged these scenarios in descending order in terms of probability of their implementation in Belarus: inertia of secularity - smooth clericalization - avalanche-like clericalization. The peculiarities of the dynamics of religiosity among the population and ethno-confessional relations in Belarus give grounds for predicting low efficiency of latent clericalization and low probability of transition to the concordat model in the immediate future.

Текст научной работы на тему «ЛАТЕНТНАЯ КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛАРУСИ: ФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY

УДК 130.2 DOI: 10.37482/2687-1505-V172

ДОЛИН Вячеслав Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Белгородского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина. Автор 122 научных публикации*

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7106-0623

ЛАТЕНТНАЯ КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В БЕЛАРУСИ: ФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

«Религиозный ренессанс» в постиндустриальном обществе порождает клерикализацию государственно-конфессиональных отношений как расширение влияния одного или нескольких религиозных объединений. Наряду с явной, существует латентная клерикализация - результат действия нейтральных по отношению к положению религии в государстве событий и процессов общественной жизни. Цель статьи -выделение форм латентной клерикализации и осмысление ее перспектив в контексте развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси. Актуальность исследования обусловлена территориальной и культурной близостью данного государства с Россией. В статье выделено три формы латентной клерикализации, характерные для Беларуси: привлечение традиционных конфессий к противодействию деструктивным нетрадиционным культам на основе религиозно-нейтральной концепции духовной безопасности; включение в Конституцию Республики Беларусь религиозно-нейтрального понятия «духовное наследие» и наполнение его клерикальным содержанием в профильном законе; постепенное расширение влияния православной церкви через увеличение количества преподавателей-теологов в сфере образования. Для оценки перспективы латентной клерикализации рассмотрено три сценария развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси: «плавной клерикализации», «инерции секулярности» и «лавинообразной клерикализации». Сценарий «плавной клерикализации» основан на механизмах латентной клерикализации и может обеспечить постепенный переход к конкордатной модели. Для сценария «инерции секулярности» характерно сохранение секулярного общества, переход к конкордатной модели в его рамках невозможен. Сценарий «лавинообразной клерикализации» обеспечивает быстрый переход к конкордатной модели как следствие резкого изменения социально-экономической или политической обстановки. По убыванию вероятности реализации в Беларуси автором выстроена следующая последовательность сценариев:

*Адрес: 308024, г. Белгород, ул. Горького, д. 71; e-mail: v.a.dolin@mail.ru

Для цитирования: Долин В.А. Латентная клерикализация государственно-конфессиональных отношений в Беларуси: формы и перспективы // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2022. Т. 22, № 2. С. 107-115. DOI: 10.37482/2687-1505-V172

«инерция секулярности» - «плавная клерикализация» - «лавинообразная клерикализация». Особенности динамики религиозности населения и этноконфессиональных отношений в Беларуси дают основания прогнозировать невысокую эффективность латентной клерикализации и низкую вероятность перехода к конкордатной модели в краткосрочной перспективе.

Ключевые слова: латентная клерикализация, государственно-конфессиональные отношения, Беларусь, конкордатная модель, постсекулярное состояние общества, сценарий «инерции секулярности», сценарий «плавной клерикализации», сценарий «лавинообразной клерикализации».

Постиндустриальному обществу свойственно оживление религиозной жизни, что подтверждается увеличением количества религиозных конфликтов [1-3]. Данное оживление является парадоксальным с позиции концепции секуляризации [4-6], поэтому для описания места и роли религии в современном обществе используется концепт «постсекулярное состояние общества» [7, с. 13; 8].

Возврат общества и государства к традиционным религиям формирует тенденцию клерикализации как расширения влияния одного или нескольких религиозных объединений. В литературе чаще рассматривают явные формы клерика-лизации, когда расширение влияния одного или нескольких религиозных объединений закрепляется конституционально и (или) в профильном законе, а изменения общественной жизни соответствуют прямым причинно-следственным связям, в которых причина непосредственно порождает следствие (см., например: [9, 10]).

Вместе с тем возможна и латентная клери-кализация, когда расширение влияния происходит в результате действия нейтральных по отношению к положению религии в государстве событий и процессов общественной жизни, а изменения общественной жизни соответствуют косвенным причинно-следственным связям (проявляются опосредованно и складываются из нескольких составляющих). Интерес к латентной клерикализации обусловлен ее способностью порождать нарушения в сфере свободы совести и вероисповедания или даже ценностный раскол в обществе.

В контексте изучения латентной клерикализа-ции государственно-конфессиональных отноше-

ний вызывает интерес Беларусь, как территориально и культурно близкое России государство [11-14]. Характеристиками Беларуси в религиозном отношении являются: поликонфес-сиональность, умеренная религиозность населения, трансформирующиеся религиозная сфера и конфессиональная структура, но при этом наличие устойчивых религиозно-исторических доминант (православие, католицизм) и религий-долгожителей (лютеранство, иудаизм, ислам), а также постоянно воспроизводящаяся подвижная среда аморфной религиозности и религиозных исканий [11, с. 145]. Последнее означает, что «религиозность сохраняет устойчивую количественную структуру с точки зрения конфессиональной самоидентификации, а ее сущностные характеристики изменяются в рамках религиозно-мировоззренческих типов» [15, с. 146].

Цель статьи - выделение форм латентной клерикализации и осмысление ее перспектив в контексте развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси. Для раскрытия темы необходимо решить две исследовательские задачи: 1) рассмотрение форм латентной клерикализации; 2) оценка перспектив латентной клерикализации в контексте развития государственно-конфессиональных отношений, включая анализ возможности перехода к конкордатной модели.

Начнем с рассмотрения форм латентной клерикализации в Беларуси (первая исследовательская задача). Поскольку некоторые формы связаны с правом, следует выделить два правовых результата явной клерикализации государственно-конфессиональных отношений

в Беларуси: дифференциация статуса религий в Конституции Республики Беларусь (в редакции 1996 года) [16] и градационный список религий (по выраженности духовного и культурного вклада) в новой редакции закона «О свободе совести и религиозных организациях» (2002 года) [17].

Первая форма латентной клерикализации в Беларуси - привлечение традиционных конфессий к противодействию деструктивным нетрадиционным культам. В 1996 году в п. 3 ст. 16 Конституции Республики Беларусь закреплено положение о защите граждан от деструктивной религиозности. Деятельность религиозной организации, ее органов или представителей подлежит запрету, если она «препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности» [16]. Коммунитаристские основания запрета контрастируют с преимущественно либеральным по духу указанием на защиту суверенитета, конституционного строя, гражданского согласия, а также прав и свобод граждан (п. 3 ст. 16). Данный комплекс объектов защиты является общим для исходной (1994 года) [18] и измененной (1996 года) редакций п. 3 ст. 16 Конституции Республики Беларусь.

Привлечение традиционных конфессий к противодействию деструктивным нетрадиционным культам обосновывается концепцией духовной безопасности, которую ряд исследователей относит к проявлениям идеологии клерикализма (см., например: [19, с. 226]). Представление о духовной безопасности является религиозно-нейтральным по названию, но клерикальным по существу, поскольку предполагает опору государственной политики противодействия деструктивным нетрадиционным культам на православную доктрину и составленные священниками списки культов. По мнению В.А. Курилова, это «означает попрание конституционных принципов светскости

государства и возвращение к клерикальному государству с господствующей церковью» [19, с. 228].

Анализ ст. 3 «Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» (2003) [20] позволяет сделать вывод, что противодействие деструктивным нетрадиционным культам реализуется во взаимодействии с Министерством внутренних дел Республики Беларусь и является элементом воспитания и образования, профилактики правонарушений как направлений сотрудничества субъектов «Соглашения...».

Вторая форма латентной клерикализа-ции в Беларуси - включение в конституцию религиозно-нейтрального понятия «духовное наследие» и наполнение его клерикальным содержанием. Редакция Конституции Республики Беларусь 1996 года относит духовное наследие к охраняемым государством культурным объектам (ст. 15), а его сохранение -к обязанностям гражданина в культурной сфере (ст. 54) [16].

Религиозно-нейтральный термин «духовное наследие» наполняется клерикальным смыслом в 2002 году: законодатель исходит из «признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» и «духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси» [17]. В результате понятие «духовное наследие» в Конституции Республики Беларусь приобретает клерикализованный характер.

Третья форма латентной клерикализации в Беларуси - постепенное расширение влияния православной церкви посредством клери-кализации образования. В 1997 году в стране вводится специальность высшего образования «Теология»1. С 2004 года она реализуется на базе Института теологии имени святых Мефо-дия и Кирилла Белорусского государственного

'Ее современный вариант см.: Специальность 21 01 01 «Теология». URL: https://www.abiturient.bY/ speciality/21_01_01.html (дата обращения: 04.12.2021).

университета2. Выпускники вуза могут занимать должности преподавателя, учителя и преподавателя-стажера3. Хотя клерикализация образования рассматривается как форма явной клерикализации, влияние церкви может латентно расширяться за счет увеличения количества преподавателей-теологов в сфере образования.

Рассмотрим перспективы латентной кле-рикализации в контексте развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси, включая анализ возможности перехода к конкордатной модели (вторая исследовательская задача). Конкордат понимается в данной статье как соглашение, регламентирующее всю совокупность отношений государства и конкретной церкви. Аналогично конституционному соглашению государства с православной церковью в Грузии [21], возможные положения конкордата между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью таковы:

- православие как привилегированная конфессия, а не «первая среди равных», согласно актуальной Конституции Республики Беларусь и профильному закону;

- расширение имущественных прав православной церкви;

- реституция (восстановление) церковного имущества и ценностей;

- официальное признание православных религиозных праздников;

- наделение церкви государственными функциями.

Будет обоснованным утверждать, что выделенные формы латентной клерикализации являются механизмами реализации сценария «плавной клерикализации», описывающего развитие отношений государства и религиозных объединений в Беларуси. Возможно предположить усиление эффектов рассмотренных форм латентной клерикализации и (или) появление новых, например стихийное формирование из

получивших клерикализованное образование организационно неоформленного и политически неактивного «латентного лобби», выступающего резервом клерикальных сил.

Появление новой формы латентной клерика-лизации в дополнение к существующим способно ускорить закрепление конкордатной модели государственно-конфессиональных отношений. Однако при оценке перспектив «латентного лобби» как агента клерикализации важно осознавать, что в 2015 году только 8-10 % населения Беларуси являлись подлинно верующими, т. е. регулярно (не реже одного раза в неделю) посещали храм и систематически исполняли религиозные предписания [22, с. 133].

Необходимо также понимать, что сценарий «плавной клерикализации» осуществляется преимущественно стихийно, путем накопления изменений при реализации форм латентной клерикализации. Политическая воля может ускорить изменения отношений между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью. Сознательное осуществление кардинальных изменений не относится к данному сценарию. Вместе с тем качественное изменение отношений Республики Беларусь и Белорусской православной церкви может стать его неожиданным итогом.

Обсуждение перспектив латентной кле-рикализации, включая анализ возможности перехода к конкордатной модели, требует рассмотрения альтернативных сценариев государственно-конфессиональных отношений в Беларуси. Второй сценарий - сценарий «инерции секулярности», для которого характерно сохранение секулярного общества даже при увеличении количества верующих. Возможность реализации данного сценария в Республике Беларусь объясняется принадлежностью большинства обращенных к «секулярным верующим», которые, «декларируя себя верующим,

2Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ URL: https://www.abiturient.by/university/bsu/ faculty/16829.html (дата обращения: 04.12.2021).

^Специальность 21 01 01 «Теология». URL: https://www.abiturient.by/speciality/21_01_01.html (дата обращения: 04.12.2021).

высоко оценивая роль религии. не живут церковной жизнью» [22, с. 131].

Поскольку конфессиональная самоидентификация населения современной Беларуси стабильна [15, с. 146], важен учет динамики религиозно-мировоззренческих типов. С 2011 года количество верящих в Бога в стране выросло за счет колеблющихся (не могут однозначно ответить, являются ли они верующими) с 65 до 71,5 % в 2012 году и 71 % в 2013 году. Однако с 2014 года формируется противоположная тенденция - небольшое снижение верующих (с 2015 года - и неверующих) и рост количества колеблющихся [15, с. 146]. К 2017 году тенденция достигла максимума: 62 % верящих в Бога и 27 % колеблющихся (при минимуме в 18 % колеблющихся в 2012-2013 годах) [15, с. 146]. Тенденция роста колеблющихся за счет верующих более соответствует сценарию «инерции секулярности», чем «плавной клерикализации».

Третьим вариантом развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси является сценарий «лавинообразной клерикализации», предполагающий революционно быстрый переход к конкордатной модели.

Наиболее вероятным для Беларуси следует признать сценарий «инерции секулярности», что подтверждают низкий уровень религиозности населения Беларуси как «секуляризированной страны» [22, с. 131], ее поликонфес-сиональность, а также отсутствие серьезных этноконфессиональных и межрелигиозных конфликтов. Противоположность тенденций секуляризации и клерикализации исключает переход к конкордатной модели в рамках сценария «инерции секулярности». Латентная клерикализация выполняет для данного сценария деструктивную роль, поскольку замедляет и постепенно обращает вспять «инерцию секу-лярности».

Сценарии «плавной клерикализации» и «лавинообразной клерикализации» едины как анти-секулярные, а различаются темпом (медленно -быстро) и формой протекания (латентно -явно) протекания, в т. ч. и по отношению к воз-

можному переходу к конкордатной модели. Латентная клерикализация играет ведущую роль в реализации сценария «плавной клерикализа-ции» и вспомогательную - в реализации сценария «лавинообразной клерикализации».

Вероятность осуществления сценария «лавинообразной клерикализации» в Беларуси является наименьшей из-за отсутствия весомой причины быстрого заключения конкордата. Традиционные для христианских государств причины перехода к конкордатной модели (глубокий социально-экономический кризис и (или) закрепление духовными средствами политической победы консерваторов или националистов) следует рассматривать как маловероятные для Беларуси в краткосрочной перспективе.

По убыванию вероятности реализации возможно выстроить следующую последовательность сценариев развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси: «инерции секулярности» - «плавной клерика-лизации» - «лавинообразной клерикализации».

Наличие в Беларуси стабильной конфессиональной самоидентификации при увеличении числа колеблющихся, низкий уровень религиозности населения, отсутствие серьезных этнокон-фессиональных и межрелигиозных конфликтов позволяют предполагать в краткосрочной перспективе невысокую эффективность реализации форм латентной клерикализации в контексте развития государственно-конфессиональных отношений и низкую вероятность перехода к конкордатной модели.

Подведем итоги исследования. Латентная клерикализация как расширение влияния одного или нескольких религиозных объединений возникает в результате действия нейтральных по отношению к положению религии в государстве событий и процессов общественной жизни и реализации сложных причинно-следственных связей.

В статье выделено три формы латентной клерикализации в Беларуси:

- привлечение традиционных конфессий к противодействию деструктивным нетрадиционным культам на основе религиозно-нейтральной

концепции духовной безопасности (согласно п. 3 ст. 16 редакции Конституции Республики Беларусь 1996 года и на основе п. 3 «Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» 2003 года);

- включение в 1996 году в Конституцию Республики Беларусь религиозно-нейтрального понятия «духовное наследие» (ст. 15 и 54) и наполнение его клерикальным содержанием в профильном законе (2002 года);

- постепенное расширение влияния православной церкви через увеличение количества преподавателей-теологов в образовании.

На основе диады «роль латентной клерикализации в реализации сценария - темп перехода к конкордатной модели» рассмотрены три сценария развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси:

- «плавной клерикализации» (ведущая роль латентной клерикализации - постепенный переход к конкордатной модели);

- «инерции секулярности» (деструктивная роль латентной клерикализации - невозможность перехода к конкордатной модели);

- «лавинообразной клерикализации» (вспомогательная роль латентной клерикализации -быстрый переход к конкордатной модели).

В статье обоснована последовательность сценариев развития государственно-конфессиональных отношений в Беларуси по убыванию вероятности их реализации: сценарий «инерции секулярности» - сценарий «плавной клерикализации» - сценарий «лавинообразной клерикализации».

Проанализированный в статье комплекс характеристик религиозной ситуации в Беларуси позволяет прогнозировать в краткосрочной перспективе невысокую эффективность актуальных (или потенциально возможных) форм латентной клерикализации, а также низкую вероятность перехода к конкордатной модели государственно-конфессиональных отношений.

Список литературы

1. Tschuy T. Ethnic Conflict and Religion: Challenge to the Churches. Geneva: WCC Publications, 1997. 160 p.

2. Fox J. Ethnoreligious Conflict in the Late Twentieth Century: A General Theory. Lanham: Lexington, 2002. 261 p.

3. Schlee G. Wie Feindbilder entstehen: Eine Theorie religiöser und ethnischer Konflikte. München: C.H. Beck, 2006. 224 s.

4. Gauchet M. The Disenchantment of the World: A Political History of Religion. Princeton: Princeton University Press, 1997. 272 p.

5. The Desecularisation of the Worlds: Resurgent Religion and World Politics / ed. by P.L. Berger. Washington: Erdmans, 1999. 143 p.

6. Taylor C. A Secular Age. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 2007. 874 p.

7. Habermas J. Glauben und Wissen: Friedenspreis des Deutschen Buchhandels 2001. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2001. 57 s.

8. Казанова X. Размышляя о постсекулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36, № 4. С. 143-174. DOI: 10.22394/20737203-2018-36-4-143-174

9. Чернова Э.Р., ДаниловаА.А. К вопросу о процессе клерикализации и месте религии в современном российском обществе // Соврем. науч. исследования и разработки. 2018. № 6(23). С. 723-725.

10. Денисова Л.В., Морозов А.А. Общественно-политическая активность религиозных объединений: клерикализация и секуляризация // Вестн. Забайк. гос. ун-та. 2021. Т. 27, № 9. С. 55-64. DOI: 10.21209/2227-92452021-27-9-55-64

11. Карасева С.Г., Шкурова Е.В. Религиозная ситуация в современной Беларуси: основные характеристики и проблемы изучения // Филос. науки. 2016. № 7. С. 141-148.

12. Круглова Г.А. Государственно-конфессиональные отношения в современной Беларуси // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2017. № 3. С. 201-210.

13. Щёкин Н.С. Диалог церкви и государства в контексте инновационного развития современного белорусского общества // Журн. Белорус. гос. ун-та. Философия. Психология. 2018. № 1. С. 53-58.

14. БезнюкД.К. Кризис веры или вера кризиса // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. 2020. № 2. С. 124-128. DOI: 10.33581/2521-6821-2020-2-124-128

15. Шкурова Е.В. Опыт исследований религиозности в белорусской среде: социологические подходы // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. 2019. № 2. С. 139-148.

16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/ normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (дата обращения: 04.12.2021).

17. О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях»: закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 137-3. URL: https://belzakon.net/Законодательство/ 3акон_РБ/2002/1161 (дата обращения: 04.12.2021).

18. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII: первоначальная редакция. URL: https:// ru.wikisource.org/wiki/Конституция_Республики_Беларусь/Первоначальная_редакция (дата обращения: 04.12.2021).

19. Курилов В.А. Понятия секты, религиозного экстремизма и клерикализма в отечественных исследованиях второй половины ХХ - начала XXI в. // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 2, № 2. С. 221-229.

20. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью (Минск, 12 июня 2003 г.). URL: http://exarchate.by/resource/Dir0009/Dir0015/index.html (дата обращения: 04.12.2021).

21. Яровой А., Яровая И.М. Грузинский конкордат и система конкордатного права // Тр. Белгор. православ. дух. семинарии (с миссионер. направленностью). 2016. № 4. С. 121-126.

22. Щёкин Н.С. Диалог церкви и государства: современные формы взаимодействия // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е: Пед. науки. 2018. № 7. С. 128-135.

References

1. Tschuy T. Ethnic Conflict and Religion: Challenge to the Churches. Geneva, 1997. 160 p.

2. Fox J. Ethnoreligious Conflict in the Late Twentieth Century: A General Theory. Lanham, 2002. 261 p.

3. Schlee G. Wie Feindbilder entstehen: Eine Theorie religiöser und ethnischer Konflikte. Munich, 2006. 224 p.

4. Gauchet M. The Disenchantment of the World: A Political History of Religion. Princeton, 1997. 272 p.

5. Berger P.L. (ed.). The Desecularization of the Worlds: Resurgent Religion and World Politics. Washington, 1999. 143 p.

6. Taylor C. A Secular Age. Cambridge, 2007. 874 p.

7. Habermas J. Glauben und Wissen: Friedenspreis des Deutschen Buchhandels 2001. Frankfurt am Main, 2001. 57 p.

8. Casanova J. Exploring the Postsecular. Three Meanings of 'the Secular' and Their Possible Transcendence. Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom, 2018, vol. 36, no. 4, pp. 143-174 (in Russ.). DOI: 10.22394/20737203-2018-36-4-143-174

9. Chernova E.R., Danilova A.A. K voprosu o protsesse klerikalizatsii i meste religii v sovremennom rossiyskom obshchestve [On the Issue of the Process of Clericalization and the Place of Religion in Contemporary Russian Society]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki, 2018, no. 6, pp. 723-725.

10. Denisova L.V, Morozov A.A. Obshchestvenno-politicheskaya aktivnost' religioznykh ob"edineniy: klerikalizatsiya i sekulyarizatsiya [Socio-Political Activity of Religious Associations: Clericalization and Secularization]. Vestnik Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, vol. 27, no. 9, pp. 55-64. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-955-64

11. Karaseva S.G., Shkurova E.V. Religioznaya situatsiya v sovremennoy Belarusi: osnovnye kharakteristiki i problemy izucheniya [Religious Situation in Modern Belarus: Main Characteristics and Problems of Studying]. Filosofskie nauki, 2016, no. 7, pp. 141-148.

12. Kruglova G.A. Gosudarstvenno-konfessional'nye otnosheniya v sovremennoy Belarusi [State-Religion Relations in Modern Belarus]. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, 2017, no. 3, pp. 201-210.

13. Shchekin N.S. The Dialogue of Church and State in the Context of Innovative Development of Modern Belarusian Society. J. Belarus. State Univ. Philos. Psychol., 2018, no. 1, pp. 53-58 (in Russ.).

14. Bezniuk D.K. Crisis of Faith or Faith of Crisis. J. Belarus. State Univ. Sociol., 2020, no. 2, pp. 124-128 (in Russ.). DOI: 10.33581/2521-6821-2020-2-124-128

15. Shkurova A.V Experience in the Study of Religiosity in the Belarusian Environment: Sociological Approaches.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J. Belarus. State Univ. Sociol., 2019, no. 2, pp. 139-148.

16. The Constitution of the Republic of Belarus of 1994 (with Amendments and Additions Adopted at the Republican Referenda on November 24, 1996 and October 17, 2004). Available at: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/ normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (accessed: 4 December 2021).

17. On Introducing Amendments and Additions to the Law of the Republic of Belarus "On Freedom of Conscience and Religious Organizations": Law of the Republic of Belarus No. 137-Z Dated 31 October 2002. Available at: https://belzakon.net/Zakonodaterstvo/Zakon_RB/2002/1161 (accessed: 4 December 2021) (in Russ.).

18. Constitution of the Republic of Belarus No. 2875-XII Dated 15 March 1994: Original Version. Available at: https://r^i.wikisource.org/wiki/K0HCTHT\ uHM_Pecn\ 6nHKH_Eenapy cb/nepB0HaHa^bHa«_pejaKUHM (accessed: 4 December 2021) (in Russ.).

19. Kurilov V.A. Ponyatiya sekty, religioznogo ekstremizma i klerikalizma v otechestvennykh issledovaniyakh vtoroy poloviny XX - nachala XXI v. [The Concepts of Sects, Religious Extremism and Clericalism in Russian 1950s -2010s Scholarship]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, 2015, vol. 2, no. 2, pp. 221-229.

20. Cooperation Agreement Between the Republic of Belarus and the Belarusian Orthodox Church (Minsk, 12 June 2003). Available at: http://exarchate.by/resource/Dir0009/Dir0015/index.html (accessed: 4 December 2021) (in Russ.).

21. Yarovoy A., Yarovaya I.M. Gruzinskiy konkordat i sistema konkordatnogo prava [Georgian Concordat and the System of Concordat Law]. TrudyBelgorodskoypravoslavnoy dukhovnoyseminarii (smissionerskoynapravlennost'yu), 2016, no. 4, pp. 121-126.

22. Shchekin N.S. Dialog tserkvi i gosudarstva: sovremennye formy vzaimodeystviya [Dialogue Between Church and State: Modern Forms of Interaction]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. E: Pedagogicheskie nauki, 2018, no. 7, pp. 128-135.

DOI: 10.37482/2687-1505-V172

Vyacheslav A. Dolin

Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia;

ul. Gor'kogo 71, Belgorod, 308024, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7106-0623 e-mail: v.a.dolin@mail.ru

LATENT CLERICALIZATION OF STATE-RELIGION RELATIONS IN BELARUS:

FORMS AND PROSPECTS

"Religious renaissance" in post-industrial society leads to the derealization of state-religion relations as an expansion of influence of one or several religious associations. Along with explicit clericalization, there is latent clericalization, which is the result of the action of public life events and processes that are neutral in relation to religion's position in the state. The purpose of this article was to identify the forms of latent clericalization and to understand its prospects in the context of the development of statereligion relations in Belarus. The research is relevant due to the territorial and cultural proximity of this country to Russia. The paper identifies three forms of latent clericalization in Belarus: involvement of traditional denominations in countering destructive non-traditional cults on the basis of the religiously neutral concept of spiritual security; inclusion in Belarus' Constitution of the religiously neutral concept of "spiritual heritage" and filling the latter with clerical content in the pertinent law; gradual expansion of influence of the Orthodox Church by increasing the number of theologists in the sphere of education.

For citation: Dolin VA. Latent Clericalization of State-Religion Relations in Belarus: Forms and Prospects. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2022, vol. 22, no. 2, pp. 107-115. DOI: 10.37482/2687-1505-V172

To assess the prospects for latent derealization, three scenarios of the development of state-religion relations in Belarus are considered: smooth clericalization, inertia of secularity, and avalanche-like clericalization. The scenario of smooth clericalization is based on the mechanisms of latent clericalization and can provide a gradual transition to the concordat model. The scenario of inertia of secularity is characterized by preservation of the secular society; transition to the concordat model within its framework is impossible. The scenario of avalanche-like clericalization provides a rapid transition to the concordat model as a result of abrupt changes in the socio-economic or political situation. The author ranged these scenarios in descending order in terms of probability of their implementation in Belarus: inertia of secularity - smooth clericalization - avalanche-like clericalization. The peculiarities of the dynamics of religiosity among the population and ethno-confessional relations in Belarus give grounds for predicting low efficiency of latent clericalization and low probability of transition to the concordat model in the immediate future.

Keywords: latent clericalization, state-religion relations, Belarus, concordat model, post-secular state of society, "inertia of secularity" scenario, "smooth clericalization" scenario, "avalanche-like clericalization" scenario.

Поступила 15.12.2021 Принята 30.03.2022 Опубликована 08.04.2022

Received 15 December 2021 Accepted 30 March 2022 Published 8 April 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.