Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ОСОЗНАНИЮ И ТРАКТОВКЕ ОБРАЗА "Я" В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ОСОЗНАНИЮ И ТРАКТОВКЕ ОБРАЗА "Я" В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ОБРАЗ "Я" / КОНЦЕПЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заславский Дмитрий Александрович

Статья посвящена рассмотрению ключевых этапов исторического развития подходов к осознанию и трактовке образа «Я». В процессе исследования отдельное внимание уделено доисторическому пониманию «Я», которое продуцировали Сократ, Платон и Аристотель. Также описаны наработки Уильямса Джеймса и Зигмунда Фрейда в данной предметной плоскости. Особый акцент сделан на метафоре «Я в зазеркалье» Чарльза Хортона Кули и важности «Я», обоснованной Карлом Роджерсом. В рамках современных концепций выделен подход, согласно которому «Я-концепция» имеет три основных качества: она изучается, она организована, и она динамична.The article discusses the major milestones in the evolution of scientific knowledge toward an understanding of the concept of self. Within the framework of the analysis, the emphasis is placed on the prehistoric understanding of the "I", which was produced by Socrates, Plato and Aristotle. The work of Williams James and Sigmund Freud in this subject plane is also described. Particular emphasis is placed on the metaphor "I'm in the looking glass" by Charles Horton Cooley and the importance of "I", justified by Carl Rogers. Within the framework of modern concepts, an approach has been distinguished, according to which the “I-concept” has at least three main qualities: it is studied, it is organized, and it is dynamic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ОСОЗНАНИЮ И ТРАКТОВКЕ ОБРАЗА "Я" В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ»

УДК 159

Психолого-педагогические науки

Заславский Дмитрий Александрович, аспирант кафедры социальной работы и

психологии

Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ)

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ОСОЗНАНИЮ И ТРАКТОВКЕ ОБРАЗА «Я» В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Аннотация: статья посвящена рассмотрению ключевых этапов исторического развития подходов к осознанию и трактовке образа «Я». В процессе исследования отдельное внимание уделено доисторическому пониманию «Я», которое продуцировали Сократ, Платон и Аристотель. Также описаны наработки Уильямса Джеймса и Зигмунда Фрейда в данной предметной плоскости. Особый акцент сделан на метафоре «Я в зазеркалье» Чарльза Хортона Кули и важности «Я», обоснованной Карлом Роджерсом. В рамках современных концепций выделен подход, согласно которому «Я-концепция» имеет три основных качества: она изучается, она организована, и она динамична.

Ключевые слова: образ «Я», концепция, психология, самосознание.

Annotation: The article discusses the major milestones in the evolution of scientific knowledge toward an understanding of the concept of self. Within the framework of the analysis, the emphasis is placed on the prehistoric understanding of the "I", which was produced by Socrates, Plato and Aristotle. The work of Williams James and Sigmund Freud in this subject plane is also described. Particular emphasis is placed on the metaphor "I'm in the looking glass" by Charles Horton Cooley and the importance of "I", justified by Carl Rogers. Within the framework of modern concepts, an approach has been distinguished, according to which the "I-concept" has at least three main qualities: it is studied, it is organized, and it is dynamic.

Keywords: image of "I", concept, psychology, self-consciousness.

За последние сто лет концепция самооценки и образа «Я» превратилась из хрупкой идеи, на которой основывалась новая дисциплина психологии, в основную истину о человеческом опыте и мотивации.

У каждого человека есть опыт самости. Однако это «Я» может сильно отличаться от того, что переживает другой человек. Например, историки предполагают, что в средневековые времена люди воспринимали себя совсем не так, как сегодня. Литература того времени свидетельствует о том, что живущие многие тысячелетия назад не обладали такой богатой внутренней жизнью, как в настоящее время, а, скорее, приравнивали самость человека к его публичным действиям. Согласно литературе того времени, только в XVI веке люди стали представлять себе внутреннее «Я», чьи мысли и чувства могли отличаться от того, как он или она действовали. Со временем это внутреннее «Я» стало рассматриваться как настоящее «Я» человека, которое отражает его истинную сущность [1]. Сегодня люди считают, что их «Я» более точно раскрывается в их внутренних мыслях и чувствах, а не в действиях, которые они совершают (хотя люди часто меняют эту позицию в своем мнении о других, считая, что другие люди раскрываются больше в своих действиях, чем в чувствах и убеждениях, которые они выражают по поводу этих действий).

Обозначенные выше рассуждения и замечания является ярким подтверждением того, что самооценка является универсальной и неотъемлемой частью человеческого опыта. На сегодняшний день «Я-концепция» является важным термином как для социальной, так и для гуманистической психологии, которая в настоящее время снова обретает популярность и внимание как исследователей, так и практиков. Растет осознание того, что из всех восприятий, испытываемых человеком в ходе жизни, ни одно из них не имеет более глубокого значения, чем представления, которых мы придерживаемся относительно нашего личного существования, нашего представления о том, кто мы есть и как мы вписываемся в этот мир.

В тоже время необходимо отметить, что история исследований

самосознания по сей день характеризуется многовекторностью и неоднозначностью толкования основных понятий, посредством которых определяется этот психологический феномен.

В контексте вышеизложенного, особое внимание исследователей на сегодняшний день приобретает корректное конструирование и беспристрастное наблюдение эволюционного развития концепции образа «Я», что формализуется в важную научно-практическую задачу, необходимость решения которой и обуславливает выбор темы данной статьи.

Проблеме развития «Я-концепции» уделили значительное внимание такие психологи как: Турсуналиева Н.Д., Зайцева Л.А., Ситников В.Л., Марцинковская Т.Д., Солодников В.В., Holenstein, Mathias; Bruckmaier, Georg; Grob, Alexander.

В профессиональных научно-исследовательских публикациях с Я-концепцией в неразрывной связке рассматриваются разные феномены: профессиональное поведение и профессиональные кризисы, гендерные аспекты нереализованность, профессиональная самооценка и т.д. Изучению этого аспекта посвящены работы таких авторов как: Сухов А.Н., Беляева О.Г., Коган Б.М., Баранова А.В., O'Donnell, Aisling T.; Andrea E.; L'homme, Sébastien.

Однако, анализ литературных источников показал, что ученые до сих пор не выработали единого, общего понятийно-терминологического аппарата при исследовании «Я-концепции» и «Я-образа». Кроме того, неоднозначно трактуется место «Я-образа» в структуре самосознания. Отдельного внимания заслуживает вопрос о «Я-образе» с позиции «центра» и «периферии», существуют противоречия в объяснении взаимосвязи «Я-концепции» и невротизации личности. Именно обозначенные обстоятельства повышают научно-психологический интерес к этой проблеме.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в изучении эволюции подходов к осознанию и трактовке образа «Я» в исторической ретроспективе.

Рисунки в пещерах свидетельствуют о том, что на заре истории человеческие существа начали серьезно задумываться о своем нефизическом,

психологическом «Я». С появлением письменности писатели стали описывать это осознание себя в терминах духа, психики или души. Греческие философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, определяли «Я» в терминах души, как нематериальное и духовное [2]. Их концепция самоощущения человека как духовного существа, отдельного от физического, легла в основу последующих представлений о дуализме ума и тела. В Средние века концепция «Я» получила дальнейшее развитие в трудах таких теологов, как Фома Аквинский, мыслитель подчеркивал бессмертие и превосходство души над телом, в котором она обитает. Переломный момент в представлениях о нефизическом существе наступил в 1659 году, когда Рене Декарт написал «Принципы философии». Декарт выдвинул предположение о том, что сомнение выступает как главный метод дисциплинированного исследования, однако он не мог сомневаться в том, что сомневается. Ученый рассуждал так: если он сомневается, значит, он мыслит, а значит, он должен существовать [3]. Хотя акцент на дуализме ума и тела, который представлял собой картезианский рационализм, в последнее время в значительной степени был отброшен, его акцент на внутренних процессах самосознания - метакогнитивном процессе - остается мощной силой в философской и психологической мысли.

Особого внимания, по мнению автора, заслуживает работа Уильямса Джеймса «Принципы психологии» (1891). В этом труде глава «Сознание самости» была самой длинной в двух томах. У. Джеймс предположил, что «полное Я, будучи как бы двойным», состоит из «частично субъекта и частично объекта». Вследствие этого он провел различие между «Я» как знающий и «Я» как познаваемый. Он называл «Я» чистым эго и предположил, что этот компонент самости - само сознание. «Я», с другой стороны, является одним из многих вещей, которые «Я» может осознавать, и оно состоит из трех компонентов, одного физического или материального, одного социального и одного духовного [4].

Данная концепция о Я как знатоке, и Я себе познаваемом в свое время была очень привлекательной. В конце концов, различие самости в терминах «Я»

и «мне» находится практически на интуитивном уровне («Я разговариваю сам с собой»; «Я хочу нравиться людям»). Однако психологи, критикующие этот внутриличностный тип дуализма, отмечают, что самоанализ влечет за собой изменение перспективы одного и того же «Я», а не овеществление различных «Я», регулирующих друг друга.

Еще одной значимой вехой в развитии теории Я-концепции были работы Зигмунда Фрейда (1900), которые дали обществу новое понимание важности внутренних психических процессов. Фрейдисты и неофрейдисты не решались сделать «Я» первичной психологической единицей или придать ей центральное значение и ведущее место в своих теоретических формулировках. Отчасти это было связано с психодинамическим акцентом на биологических процессах в развитии человека, отсюда и часто повторяемое фрейдистское изречение о том, что «самость — это не то, что нужно», а «биология — это судьба». В то время как Фрейд и многие его последователи не решались сделать «Я-концепцию» основной психологической единицей в своих теориях, дочь Фрейда Анна (1946) придавала центральное значение развитию эго и самоинтерпретации.

В 1902 году Чарльз Хортон Кули ввел метафору «Я в зазеркалье», чтобы проиллюстрировать идею о том, что чувство собственного достоинства у людей формируется в первую очередь по мере того, как они развивают убеждения о себе, которые были созданы их восприятием того, как другие воспринимают их. То есть, оценки других действуют как зеркальные отражения, предоставляющие информацию, которую использует человек для определения своего собственного самоощущения. Следовательно, индивидуум в значительной степени являемся тем, кем его считают другие люди. Эта концепция самости выдвинула на передний план психологической мысли акцент важности раннего воспитания детей и школьного образования, а также обозначила критическую роль социальных сравнений со сверстниками в развитии целостного «Я». Идея «зазеркального Я» подчеркивала огромную власть родителей, братьев и сестер, членов семьи, учителей и других людей, которые имеют огромное влияние на формирование личности ребенка, особенно на ранних этапах его жизни. В конце

концов, именно эти люди дают первые отражения, через которые индивидуум может созерцать свое «Я» [5]. Этот подход имеет своих сторонников и в настоящее время.

Безусловно, одним из самых влиятельных и очень ярких разработчиков теории Я-концепции был Карл Роджерс (1947). Она разработал целый комплекс научных парадигм помощи, которые базировались на исключительной важности «Я». Исследователь считал, самость выступает в качестве центрального звена личностной адаптации человека к обществу и является компонентом человеческой личности. К. Роджерс рассматривал образ «Я» через призму социального продукта, который развивается и укрепляется исходя из межличностных отношений. Кроме того, этому образу присуще стремление к постоянству. Ученый также полагал, что в каждом индивидууме заложено стремление к развитию и самоактуализации, если только это возможно и реально реализуемое в сложившей среде (Purkey & Schmidt, 1987).

Хотя большинство теоретиков Я-образа продолжали писать и проводить исследования в 1970-х и 1980-х годах, общий интерес к этой концепции на рубеже веков снизился. Ряд авторов объясняют вероятные причины упадка «гуманистического» образования и приводят такие причины снижения интереса к Я-концепции.

1. Рог изобилия надуманных игр, уловок и техник в психологии, которые были введены и контролировались неподготовленными профессионалами.

2. Национальное настроение «возврата к основам» в образовании, когда забота об эмоциональных потребностях учеников рассматривалась как препятствие для академических успехов.

3. Ошибочные суждения консультантов и учителей при выборе подходящих материалов для программ по разъяснению ценностей привели к тому, что общественность выступила против любых попыток внедрить ценности в школе.

4. Сильная оппозиция со стороны тех, кто возражал против любого рассмотрения вопросов личностного развития учащихся, поскольку они считали

это светским гуманизмом и, следовательно, попыткой подорвать религию.

За последние два десятилетия выдающиеся психологии и психоаналитики дали сигнал о смене направления в отношении вопросов, имеющих решающее значение для функционирования человека, и образ «Я» снова стал центром исследований и практик в области учебной мотивации в психологии. В важных аспектах этот сдвиг представляет собой заметный отход от предыдущих концепций самореферентного мышления. Если, как утверждали Грэм и Вайнер (1996), конструкт «Я» находится на грани доминирования в исследованиях и теории академической мотивации, то это связано в первую очередь с интересом и исследованиями двух убеждений о себе: самоэффективности и Я-концепции.

В настоящее время ряд исследователей считает, что «Я-концепция» имеет две ключевых характеристики, рассмотрим их более подробно.

Как свидетельствуют результаты проведенного анализа, Я-концепция — это богатое и сложное социальное представление о том, кто есть человек, охватывающее как его внутренние характеристики, так и выполняемые социальные роли. В дополнение к мыслям о том, кто Я есть прямо сейчас, Я-концепция также включает мысли о прошлом «Я» — копленном опыте, достижениях и неудачах — и о будущем «Я» — надеждах, планах, целях и возможностях (Oyserman, Байби, Терри и Харт-Джонсон, 2004 г.). Многомерный характер Я-концепции означает, что необходимо рассматривать не только каждый ее компонент в отдельности, но и то, как они взаимодействие друг с другом и какую имеют структуру. Два особенно важных структурных аспекта концепции «Я» — это сложность и ясность.

Хотя каждое человеческое существо имеет сложную самооценку, тем не менее существуют индивидуальные различия в самосложности, степени, в которой люди имеют множество различных и относительно независимых способов думать о себе (Roccas & Brewer, 2002). Некоторые личности более сложны, чем другие, и эти индивидуальные различия могут иметь важное значение для определения психологических результатов. Наличие сложного «Я» означает, что человек имеет много разных способов думать о себе.

Исследования показали, что по сравнению с людьми, которые имеют низкий уровнем самосложности, люди с более высоким уровнем, как правило, получают от жизни гораздо больше положительных результатов, включая высокий уровень самооценки (Rafaeli-Mor & Steinberg, 2002), низкий уровень стресса и болезней и большую терпимость к фрустрации (Gramzow, Sedikides, Panter, & Insko, 2000).

Точно так же, как люди различаются по сложности «Я-концепции», они отличаются и по ее ясности. Ясность «Я-концепции» — это степень, в которой она четко и последовательно определена. Теоретически понятия сложности и ясности не зависят друг от друга — человек может иметь либо более, либо менее сложную «Я-концепцию», которая либо хорошо определена и непротиворечива, либо плохо определена и непоследовательна. Однако в действительности каждый из них имеет сходные отношения ко многим показателям благополучия.

Ясное и стабильное представление о себе может помочь людям в построении отношений с социумом. Lewandowski, Nardine, Raines (2010) обнаружили положительную корреляцию между ясностью и удовлетворенностью отношениями, а также значительным увеличением сообщаемой удовлетворенности после экспериментального манипулирования ясностью самооценки участников.

Подводя итоги, отметим, что обобщение научных подходов к пониманию самосознания и Я-концепции свидетельствует о том, что эти конструкты прошли длительный период эволюции. Сегодня образ-Я рассматривается как высшее образование самосознания и результат развития личности, как система представлений субъекта о самом себе и своем личностном ядре.

Библиографический список:

1. Гутова Т.С. Основные методологические подходы к изучению образа Я в отечественной и зарубежной психологии // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2020. № 11. С. 40-43.

2. Coburn, William J. Regionalizing Self Psychology: Commentary on

Magid, Fosshage and Shane's The Emerging Paradigm of Relational Self Psychology: An Historical Perspective // Psychoanalysis, self and context. 2021. Volume 16: Number 4; pp 327-337.

3. Magid, Barry The Emerging Paradigm of Relational Self Psychology: An Historical Perspective // Psychoanalysis, self and context. 2021. ^ 1; pp 1-23.

4. Taylor, Peter J. Investigating self-concept in self-harm: A repertory grid study // Psychology and psychotherapy. 2021. Volume 94; pp 171-187.

5. Boucher, Helen C. Social class and self-concept consistency: Implications for subjective well-being and felt authenticity // Self and identity. 2021. Volume 20: Number 3; pp 406-422.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.