ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКмЕОЛОГИЯ
УДК: 159.923.2
Синчурина Марина Георгиевна
Старший преподаватель кафедры рекламы Иркутского государственного университета, [email protected], Иркутск
СТРУКТУРА я-КОНЦЕПЦИИ: ИНТЕГРАЦИЙ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В статье рассмотрены различные научные подходы к понятию «Я-концепция», представлена её многоуровневая структура, в которой выделены и описаны компоненты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), модальности (реальное Я, зеркальное Я, идеальное Я), уровни или аспекты (физический, социальный, личностный), временные составляющие (Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее, Я-динамическое, Я-возможного и рабочие Я-концепции), искажающие составляющие (идеализированное Я, представляемое Я, фальшивое Я).
Ключевые слова: Я-концепция, структура, компоненты, модальности, уровни.
Sinchurina Marina Georgievna
Senior lecturer in advertising at Irkutsk state university, [email protected], Irkutsk
THE STRUCTURE OF SELF-CONCEPT: THE INTEGRATION OF SCIENTIFIC CONCEPTS
The article describes some scientific approaches to the notion of “self-concept”. It is represented by the multilevel structure which gives and describes components (cognitive, emotional, behavioral), modalities (real self, mirror self, ideal self), levels and aspects (physical, social, personal), temporal components (past self, present self, future self, dynamic self, possible self and operational selfconcepts), distorting components (idealized self, represented self, false self).
Keywords: self-concept, structure, components, modalities, levels.
Современный, постклассический, этап развития психологического знания характеризуется многопарадигмальностью, что, с одной стороны, вызывает дискуссии о кризисе психологии, с другой - представляет широкие возможности для анализа вариативных представлений, синтеза их непротиворечивых сторон и, на основе его, построения продуктивных моделей исследования сложных психологических явлений. Одним из таких неоднозначно интерпретируемых и важных для современной психологии понятий является «Я-концепция», которое по-разному трактуют представители различных психологических школ и даже представители одного и того же направления.
Одну из крайних позиций представляют бихевиористы, которые по сути отрицают существование Я-концепции, индивидуальное сознание, значимость подсознания и со-
знания для сохранения человеческого «Я», социальную природу Я-концепции [24]. Большинство остальных школ признают существование и значимость Я-концепции, расставляя при этом свои акценты в понятии этого явления. Так, представители психоаналитической школы, в первую очередь, Э. Эриксон, особое внимание обращают на интеграцию в рамках Я-концепции индивидуальных биологических факторов и факторов социокультурного окружения [20]. Большое значение последним (социокультурным факторам) придают также представители символического интеракционизма [13]. Для гуманистической психологии понятие Я-концепции является одним из основополагающих понятий психологии. Однако некоторые представители этого направления определяют Я-концепцию как установку [8] или систему установок индивида на
самого себя [3]. Другие же исследователи этой школы, такие, как А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. С. Брунер, К. Гудман, Д. Снигг,
A. В. Комбс и др., признают Я-концепцию фундаментальным фактором поведения и развития личности, системой самовос-приятий, а также наиболее важной детерминантой ответных реакций на окружение индивида [16]. В отечественной психологии изучением Я-концепции и смежными с ней понятиями «самосознание», «образ Я» в разное время занимались такие учёные, как
B. М. Бехтерев, Д. А. Дриль, С. С. Корсаков,
H. H. Ланге,. И. М. Сеченов, И. А. Сикор-ский, С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, A. B. Брушлинский, Д. Н. Узнадзе, A. C. Прангишвили, Ш. Н. Чхартишвили, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лу-рия, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Кон, Ю. М. Орлов, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спир-кин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Т. Ши-бутани, А. А. Налачжанян, Е. Т. Соколова,
C. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе и др. Подавляющее большинство из них отдают Я-концепции центральное место в формировании личности, определяя её как высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующее психическую жизнь; систему представлений о себе, внутреннее ядро личности [1, 11, 17, 19].
Поскольку Я-концепция представляет собой сложную, многогранную и соответственно многокомпонентную структуру, то и описание её составляющих не может быть одноуровневым. На основании анализа различных парадигмальных подходов к описанию структуры Я-концепции нами сделана попытка систематизировать имеющиеся в литературе описания составляющих Я-концепции. Выделены следующие виды составляющих:
- компоненты Я-концепции,
- модальности Я-концепции,
- уровни или аспекты Я-концепции,
- временные составляющие Я-концепции,
- искажающие составляющие Я-концепции.
Рассматривая Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента:
1) когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self-image), к которому относится со-
держание представлений о себе;
2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, к которому относят систему самооценок (англ. self-esteem),
3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе) [4].
Необходимо учитывать, что первые два компонента - образ Я и самооценка -- поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны.
Наряду с компонентами, выделяются три основные модальности Я-концепции:
1. Реальное Я: как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, каков он есть на самом деле в настоящем времени.
2. Зеркальное Я: представления человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррек-ции притязаний человека и его представлений о себе.
3. Идеальное Я: представления человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, ролей, которые человек хотел бы видеть у себя и которые он хотел бы исполнять. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности. Различения между Я-реальным и Я-идеальным присутствуют в работах
З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и других.
В «Психологической эциклопедии» Р. Корсини и А. Ауэрбаха [15] сделана попытка объединить 2 классификации составляющих Я-концепции: компонентов и модальностей. Предложенная классификация представляется нам менее чёткой, ясной и упорядоченной, чем деление на компоненты и модальности.
В зависимости от того, на каком уровне -физического организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-концепция выделяют следующие уровни или аспекты Я-концепции:
1) на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;
2) на уровне социального индивида - социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности;
3) на уровне личности - дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации.
Однако если физическое и социальное Я выделяют практически все исследователи, то по поводу третьего аспекта всё не так однозначно.
Например, У Джемс добавлял к названным двум уровням духовное Я (полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств) и материальное Я (пласт личности, включающий те элементы, с которыми мы себя идентифицируем как личность, -- это не только наше тело, но также и наше имущество, дом, друзья и семья) [6].
Р. Бернс считал, что наряду с физическим и социальным Я необходимо рассматривать умственное и эмоциональное Я [4].
Ряд современных исследователей в качестве третьего уровня рассматривают Я-экзистенциальное как оценку себя в аспекте жизни и смерти [5, 9, 14]. Другие выделяют духовное Я (степень освоения и осознания идеального мира: исторического, религиозного, культурного, философского, психологического, морального) и «Я-пространства» (степень освоения и осознания себя), в котором находят свое отражение все остальные элементы личности
[7; 12].
Нам представляется наиболее логичным и обоснованным выделение трёх уровней/ аспектов Я-концепции: физический уровень/аспект, социальный уровень/аспект, личностный уровень/аспект (включает в себя духовный, материальный, экзистенциальный, умственный и эмоциональный аспекты).
Не менее важными в структуре Я-концепции являются временные или хронологические составляющие. На этом уровне выделяют триаду хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее. В структуру настоящего (ак-
туального) Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Это система приписываемых себе качеств, относительно устойчивый Я-образ. Будущее или возможное Я - представление индивида о том, каким он может стать. К своему будущему Я человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального Я [10]. Соответственно, Я-прошлое - это представление индивида о том, каким он был.
Также распространённым является определение динамического Я и фантастического Я [10; 18; 23]. Динамическое Я представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. Оно меняется в зависимости от достижения успехов или неудач личности. Центральное место в структуре динамического Я занимают притязания личности, ее идентификация, представления желательных статусов и ролей. Фантастическое Я - это представление о том, каким бы хотел стать человек, если бы все было возможно. С достижением зрелости структура фантастического Я постепенно свертывается.
Сегодня большинство исследователей Я-концепции все чаще выделяют в ее структуре не только «реальное» и «идеальное», «прошлое» и «будущее» Я, но и потенциальное, возможное Я - то, каким я, скорее всего, буду [2; 23]. Обращение к возможному Я связано с попыткой решения достаточно старой проблемы изменчивости/стабильности «Я». Дело в том, что на субъективном уровне Я-концепция является основным личностным образованием, следовательно - устойчивой структурой. Однако социально-психологические исследования Я-концепции с акцентом на социокультурных факторах ее формирования необходимо приводили к мысли об относительности ее содержания. В концепции Х. Маркус и П. Нуриус [22] это противоречие было предложено снять введением понятия «рабочей Я-концепции», определяемой как «Я-концепция в данное время и в заданном социальном контексте взаимодействия, как часть общего репертуара Я, определяемого на микро и макросоци-альном уровне». При этом какие-то рабочие Я-концепции актуализируются чаще, какие-то - реже, и тем самым вопрос о стабильности/изменчивости начинает звучать как
вопрос вероятности появления той или иной частной Я-концепции в ситуации конкретного социального взаимодействия. Именно эта идея «вероятностности», определенной относительности самопроявлений определила чуть более позднее появление категории «возможного Я». Согласно Х. Маркус и П. Нуриус, оно является экстраполяцией нашей текущей рабочей Я-концепции. Очевидно, что «возможных Я» столь же неограниченное количество, сколь и рабочих Я-концепций; также очевидно, что они могут быть как негативными, так и позитивными.
Итак, выделение возможного Я и рабочих Я-концепций в рамках временного аспекта наряду с Я-прошлым, Я-настоящим, Я-будущим, динамическим Я позволяет представить структуру Я концепции более полно, системно.
Кроме названных выше выделяют ещё несколько составляющих:
- Идеализированное Я [21] - это тот образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас, каким ему приятно выглядеть сейчас; это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении. Идеальное Я является возможным Я - в противоположность идеализированному Я, которое невозможно достигнуть.
- Представляемое / презентируемое Я -я-маска, каким я себя показываю другим [4]. Это такие образы и маски, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные черты, слабости своего реального Я». Для людей с пониженным самоуважением характерна общая неустойчивость «образов Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо», «представляемое Я» [8].
- Фальшивое Я - это искаженное Я-настоящее. «Я», осмысляемое относительно мнимых мотивов, приобретает фальшивый личностный смысл. При этом наблюдаются такие феноменальные черты самосознания, как боязнь негативной самооценки и одновременное ожидание негативного отношения от других, самоценность поддержания позитивного самоотношения и в то же время неспособность к поступкам, приносящим личности чувство истинного самоуважения. Фальшивое «Я» оказывается фактором, ис-
кажающим восприятие как себя самого, так и социальной действительности [21].
Как видим, последние три составляющие несоотносимы с реальным Я, связаны с неадекватной самооценкой и могут приводить к патологическим личностным нарушениям либо свидетельствовать о них, поэтому представляется возможным обозначить их как искажающие составляющие Я-концепции.
Итак, анализ составляющих Я-концепции показал, что она представляет собой сложную, «многослойную» систему. Мнение разных исследователей о компонентах этой системы не всегда совпадают. Нами сделана попытка обобщить и систематизировать различные взгляды на составляющие Я-концепции, в результате чего удалось в структуре Я-концепции
- выделить такие компоненты, как когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий;
- определить в качестве модальностей реальное Я, зеркальное Я, идеальное Я;
- обозначить следующие уровни/аспекты Я: физический уровень/аспект, социальный уровень/аспект, личностный уровень/аспект (включает в себя духовный, материальный, экзистенциальный, умственный и эмоциональный аспекты);
- отнести к временным составляющим Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее, Я-динамическое, Я-возможного и рабочие Я-концепции;
- назвать в качестве искажающих составляющих Я-концепции идеализированное Я, представляемое / презентируемое Я, фальшивое Я.
Системное представление Я-концепции, в которое включены ее составляющие, разработанные в рамках разных научных школ, непротиворечиво и свидетельствует, во-первых, о принципиальной возможности продуктивного межпарадигмального диалога, обогащающего представление о предмете психологического исследования; во-вторых, о возможности более полного эмпирического исследования Я-концепции, опирающегося на систематизированные теоретические представления о ней.
Библиографический список
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т. I -230 с; т. II - 287 с.
2. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. [Электронный ресурс] / Мир психологии. - 1999. -- №3. -http://flogiston.ru/articles/social/time_aspect
3. Бернс Р Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
4. Большой психологический словарь / сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - Олма-пресс, 2004. -672 с.
5. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: Теория и практика: учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов. - Киев: Укртехпрес, 1997. - 216 с.
6. Джеймс У Психология. - М.: Педагогика, 1991. - С. 80-119.
7. Козлов В. В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие. 2-е изд., доп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007. - 336 с.
8. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 336 с.
9. Кондаков И. М. Психология-2007 // Иллюстрированный справочник [Электронный ресурс]. - М.: Столичн. гуманитарн. ин-т, 2007. -http://vocabulary.ru.
10. Кригер Г. Н. К изучению проблемы структуры самосознания личности в отечественной психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2003. -Вып. 2.
11. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 226 с.
12. Меджидова С. М., Оранова А. И. Анализ «Я-концепции» с помощью теста «Кто я такой» [Электронный ресурс]. -- http://www.ecsocman. edu.ru.
13. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты / под. ред. В. И. Добренькова. - М., 1996. - С. 222-224.
14. Попова Т. А. Смысложизненный аспект становления Я-концепции подростка: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 219 с.
15. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - 2-е изд. - СПб.: Питер. - 2006.
16. Роджерс К. Р Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480 с.
17. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 190 с.
18. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., Изд-во Московский университет, 1989. - 362 с.
19. Спиркин А. Г. Основы философии: учеб. пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592 с.
20. Erikson E. Identity: Youth and crisis. --
New York, Norton, 1968.
21. Horney K. Neurosis and Human Growth: The Struggle Toward Self-Realization. — New York, Norton, 1950. - 391 p.
22. Markus H., Nurius P Possible Selves: The Interface between Motivation and the Self-Concept. // In Yardley, K., Honess, T. (Eds). Self and Identity: Psychosocial Perspectives - Wiley, 1987.
23. Rosenberg M., Kaplan (Eds) H. Social Psychology of the Self concept. - Arlington Heights, 1982.
24. Skinner B. F. Science and human behavior. - New York: Macmillan, 1953. - 461 p.