E.L. KHARKOVSKIY*
PENITENTIARY EVOLUTION OF THE RUSSIAN NAVAL AFFAIRS IN THE XIX CENTURY
УДК 343.8 ББК 67.409.021-1 Х23
Аннотация: в статье рассматривается возникновение и развитие пенитенциарныхучреждений военно-морского ведомства России.
Ключевые слова: Российский флот; морское ведомство, система военно-уголовных наказаний, военно-исправительная тюрьма.
ЕВГЕНИЙ
ЛЕОНИДОВИЧ
ХАРЬКОВСКИЙ*
ЭВОЛЮЦИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЕННО-МОРСКОГО ВЕДОМСТВА РОССИИ XIX ВЕКА
Annotation: this article examines the emergence and development of the Naval Affair penitentiaries of Russia.
Key words: the Russian Navy, Navy, the system of military criminal punishments, military correction.
Развитие исправительных учреждений Российского флота XIX в. началось с арестантских рот морского ведомства в первой половине XIX в. Когда они были упразднены, Военноморской флот на некоторое время остался без собственных мест заключения. Общий ход либеральных перемен в русском обществе сделал актуальным вопрос о пересмотре основных принципов содержания заключенных в тюрьмах России и о создании новых тюремных учреждений, деятельность которых строилась бы на более гуманных началах. В этом плане заслуживает исследования вопрос о связи возникновения и становления исправительных учреждений флота с судебной реформой 1864 г. в России, ведь не случайно наиболее раннее из этих учреждений возникло именно на рубеже 1864-1865 гг.1 Первым пенитенциарным учреждением для предварительного заключения нижних чинов морского ведомства, состоящих под следствием и судом, была морская следственная Кронштадтская тюрьма2.
Непосредственным толчком к созданию исправительных учреждений флота послужило Высочайшее повеление от 17 апреля 1863 г., отменившее телесные наказания, применявшиеся в дисциплинарном порядке, и ограничившее их применение по приговорам суда. Эта мера упразднила действовавшую до этого систему военно-уголовных наказаний нижних чинов армии и флота и установила начала новой системы, основанной, как отмечали современники, «на нравственном возвышении духа во флоте и в войсках»3.
Созданию первого исправительного учреждения флота предшествовало длительное обсуждение руководством морского ведомства России наиболее целесообразных способов на-
* Кандидат юридических наук; доцент; заместитель начальника института по учебной работе (Воронежскийинститут ФСИН России)
E-mail: [email protected].
История УИС
История УИС
казания матросов, совершивших преступления во время прохождения службы, а также изучение опыта деятельности лучших иностранных тюрем. Подробный проект положения об исправительной тюрьме для нижних чинов флота был составлен действительным статским советником К. Яневичем-Яневским, состоявшим при управляющем Морским министерством генерал-адъютанте Н.К. Краббе. Положение о тюрьме с приложениями и временные правила о порядке и сроках содержания в ней заключенных были рассмотрены особой комиссией под председательством главноуправляющего 2-м отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии графа В.Н. Панина с участием управляющего Морским министерством и министров (военного, внутренних дел, юстиции и финансов). После этого все документы получили Высочайшее утверждение 2 ноября 1864 г.
Военно-морским уставом о наказаниях было предусмотрено учреждение для нижних чинов флота одиночных военно-морских тюрем одного типа с военными. В действительности существовали две военно-исправительные тюрьмы с общим дневным содержанием: одна в Петербурге*, другая, плавучая, в Севастополе5. По своей организации они были похожи на армейские тюрьмы, но только с удвоенными сроками содержания: от 2 до 8 месяцев. Основные особенности тюрем были следующими: время заключения вычиталось из срока обязательной военной службы (в отступление от общих правил устава), за проступки, совершенные во время заключения, срок содержания мог быть увеличен на 1/6, при совершении заключенным побега или покушения на побег все предшествовавшее время заключения в расчет не принималось; как дисциплинарная мера назначалось заключение в темном карцере, с содержанием в цепях. Заключенные носили арестантское платье, при поступлении в морскую военно-исправительную тюрьму им брили усы и бороду Первые 48 часов они проводили в одиночном заключении, а затем в течение всего дня работали и занимались военными упражнениями в общих помещениях при обязательном соблюдении молчания6.
Работы (портняжные, столярные, кузнечные, плетение матов и т. п.) были организованы рационально. Ни один заключенный не оставался праздным. Половина заработка заключенного удерживалась в пользу казны, другая половина составляла собственность заработавшего и могла быть потрачена им на не запрещенные в тюрьмах предметы. Свидания дозволялись с
разрешения начальства. По истечении одной трети срока содержания заключенного могли перевести в виде поощрения в так называемое второе отделение с более мягким режимом. Нижние чины, не подлежащие переводу в разряд штрафованных, содержались в течение всего срока заключения (от 3 до 8 недель) в одиночных камерах7.
Первое исправительное учреждение Военноморского флота России получило официальное название «Военно-исправительная тюрьма морского ведомства в Санкт-Петербург©). Она разместилась в здании так называемой арестантской башни, построенном в 1828-1829 гг. на острове Новая Голландия специально для содержания осужденных матросов и получившем свое название благодаря находившимся в нем в 1829-1855 гг. арестантским ротам Петербургскогопорта. Тюрьма была рассчитана на одновременное пребывание до 200 заключенных и согласно распоряжению управляющего Морским министерством должна была начать свою деятельность 1 января 1865 г. Фактической датой начала деятельности тюрьмы следует считать 3 января 1865 г., так как именно в этот день в нее поступили первые зак-люченные8.
Тюрьма подчинялась директору Инспекторского департамента Морского министерства (после преобразования в первой половине 80-х годов XIX века Инспекторского департамента в Главный морской штаб - начальнику штаба). Непосредственное заведование тюрьмой, ее служащими и заключенными поручалось начальнику тюрьмы, назначавшемуся на эту должность Высочайшим приказом по флоту и морскому ведомству из числа военно-морских штаб-офицеров. Помимо начальника, в штате тюрьмы состояли: 2 начальника отделений, комиссар (чиновник, заведовавший денежными средствами и имуществом тюрьмы), 2 фельдфебеля, комплект унтер-офицеров (по 1 на 14 заключенных), 2 горниста, священник, причетник, старший врач (одновременно заведовавший в медицинском отношении тюремным лазаретом), 2 фельдшера и вольнонаемный пись-моводитель9.
Начальник тюрьмы, кроме общего руководства ее деятельностью, вел реестр заключенных, поступающих в тюрьму и выбывающих из нее, журнал, где фиксировались все происшествия в тюрьме, и алфавитную ведомость о нравственном поведении каждого заключенного, представляя трижды в год выписку из нее при рапорте о состоянии тюрьмы директору Инспекторского департамента. В положении о
тюрьме указывалось, что ее начальник, «не довольствуясь поверхностным обзором или одними приказаниями по тюрьме, вникает во все подробности и части тюремного порядка и благоустройства». По мере необходимости начальник созывал тюремный совет, куда, помимо него, входили начальники отделений, священник и, если это было необходимо, тюремный врач. Совет мог вносить предложения об изменении системы заключения, порядка содержания и занятий заключенных.
Для подробного осмотра тюрьмы раз в год руководством морского ведомства назначался один из флагманов Балтийского флота, представлявший по результатам осмотра рапорт о состоянии тюрьмы управляющему Морским министерством10.
Все исправительные тюрьмы военно-морского ведомства России регулярно инспектировались флотскими врачами. Вот что писал младший судовой врач гвардейского экипажа Н.М. Архангельский на страницах журнала «Морской врач» о медицинском и санитарном состоянии Военно-исправительной тюрьмы морского ведомства в Санкт-Петербурге «Таким образом, в отношении пищевого довольствия морская исправительная тюрьма занимает одно из первых мест (вероятно, среди других тюрем. - Е.Х.), хотя количество белков, жиров и углеводов меньше тех цифр, которые предлагают считать за норму... В характере заболеваний каких-либо особенностей, принадлежащих исключительно военно-морской исправительной тюрьме, мною не подмечено. Между причинами смерти чаще встречаются хронические страдания легочной ткани»11.
Военно-исправительная тюрьма морского ведомства в Петербурге долго оставалась единственным исправительным учреждением в Военно-морском флоте России12. Создание второй подобной тюрьмы (для Черноморского флота и Каспийской флотилии), которая, по первоначальному предположению, должна была находиться в Николаеве, длительное время откладывалось из-за недостатка средств. Только в начале 80-х годов XIX века было принято решение о переоборудовании под тюрьму одного из старых парусных судов Черноморского флота. Выбор пал на бывший корвет «Память Меркурия», и в июне 1883 г. начались работы по приспособлению этого судна, поставленного на мертвые якоря в южной бухте Севастополя, к размещению на нем плавучей тюрьмы. Она
должна была начать свою деятельность 1 апреля 1884 г.
Военно-исправительная плавучая тюрьма морского ведомства (таково было ее официальное наименование) действовала на основании положения о ней, утвержденного 11 апреля 1883 г. и повторявшего упоминавшееся выше положение о Петербургской тюрьме. Особенностью деятельности Севастопольской тюрьмы было то, что она подчинялась не директору Инспекторского департамента, а главному командиру Черноморского флота и портов Черного моря, находившемуся в Николаеве. Непосредственный начальник тюрьмы, назначавшийся из морских штаб-офицеров приказом управляющего Морским министерством, был подчинен капитану над Севастопольским портом13. В 1900 г. ввиду перевода управления Черноморскогофло-та и портов Черного моря из Николаева в Севастополь двойное подчинение тюрьмы было упразднено, и с 3 марта 1901 г. ее начальник стал прямо подчиняться главному командиру Черноморского флота и портов Черного моря.
Севастопольская тюрьма была рассчитана на содержание меньшего числа заключенных, чем Петербургская, и штат ее был небольшим. В нем, кроме начальника, состояли помощник начальника на правах старшего офицера судна, офицер - содержатель тюремного имущества, священник, врач - заведующий в медицинском отношении тюрьмой и тюремным лазаретом, фельдшер и писарь14. Команда тюрьмы состояла из боцмана, двух боцманматов, 5 квартирмейстеров и 10 матросов. Все служащие тюрьмы, кроме священника и врача, должны были жить на тюремном судне и не имели права отлучаться с него без разрешения начальника15. Тюрьма (так же, как и Петербургская) подлежала ежегодному инспекторскомуосмотру одним из флагманов Черноморского флота, представлявшим донесение о ее состоянии главному командиру Черноморского флота и портов Черного моря16.
Таким образом, окончательное формирование военно-морской пенитенциарной системы произошло во второй половине XIX в. Несмотря на эффективное взаимодействие с однопрофильными армейскими и гражданскими ведомствами, она имела целыйряд присущихспецифике военно-морской службы особенностей. Кроме того, подобная организация военно-морской пенитенциарной системы отличалась историческими анахронизмами, обострявшими социальную ситуацию на русском флоте.
История УИС
История УИС
1 См.: Бочаров А.А., ИрошниковМ.П. Из истории становления и деятельности исправительныхучреждений Военно-морского флота России (1864-1916 гг.) // Криминал. вестн. 1997. № 2. С. 28.
2 См.: Панова А.В. Офицеры и матросы Российскогоимператорскогофлота в условиях общенационального кризиса в 1917-1921 гг. Воронеж, 2011. С. 35.
3 Бочаров А.А., ИрошниковМ.П. Указ* соч. С. 29.
4 См.: РГАВМФ. Ф. 927. Оп. 5. Д. 15. Л. 43.
5 См.: Там же. Ф. 1039. Оп. 1. Д. 27. Л. 124.
6 См.: Свод правил для морских команд. СПб., 1887. С. 10.
7 См.: Там же. С. 12.
8 См.: РГАВМФ. Ф. 927. Оп. 5. Д. 18. Л. 23.
9 См.: Бочаров А.А., ИрошниковМ.П. Указ соч С. 29.
10 См.: Там же. С. 30.
11 Архангельский Н.М. Очерк морской исправительной тюрьмы в санитарном отношении// Морскойврач. 1884. № 5. С. 41.
12 См.: Панова А.В. Указ соч С. 36.
13 См.: БочаровА.А., ИрошниковМ.П. Указ; соч. С. 31.
14 См.: РГАВМФ. Ф. 1039. Оп. 1. Д. 28. Л. 17.
15 См.: Там же. Д. 30. Л. 54.
16 См.: Свод морских постановлений СПб., 1886. Кн. 2. С. 79.