Научная статья на тему 'Эволюция организационно-экономических отношений в электронной торговле: вопросы теории и управления'

Эволюция организационно-экономических отношений в электронной торговле: вопросы теории и управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СФЕРА УСЛУГ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / GLOBALIZATION / ECONOMIC RELATIONS / NEW ECONOMY / INFORMATION TECHNOLOGY / INTERNET / BUSINESS / SERVICES SEC / E-COMMERCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дианова Таисия Владимировна, Кушнир Андрей Михайлович, Хачатурян Арутюн Арутюнович

В статье раскрываются особенности организационно-экономических отношений в сфере электронной торговли. Уточнена экономическая сущность электронной торговли. Дана характеристика основных этапов ее становления. Рассматривая эволюцию электронной торговли, авторы установили и аргументировали причинно-следственные связи, обусловившие ее зарождение и бурный рост. Обоснованы пути развития электронной торговли в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC RELATIONS IN ELECTRONIC COMMERCE: THEORY AND MANAGEMENT

The article describes features of the organizational and economic relations in the electronic commerce. Specification of the economic substance of electronic commerce. Characteristics of the main stages of the establishment of electronic commerce. The evolution, argued the cause-effect relationships that led to its emergence and rapid growth. Justified the development of electronic commerce in Russia.

Текст научной работы на тему «Эволюция организационно-экономических отношений в электронной торговле: вопросы теории и управления»

© Вестник Военного университета. 2011. № 4 (28). С. 103 - 109.

Дианова Т.В., Кушнир А.М., Хачатурян А.А.

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И УПРАВЛЕНИЯ

Интенсивное развитие мировой экономики обусловливает необходимость познания особенностей новых элементов современной экономики, как национальной, так и мировой в целях выработки адекватных представлений о ее сущностных изменениях. Исследование новых реалий, возникших в последние десятилетия прошлого столетия, и продолжающихся качественных социально-экономических сдвигов в начале XXI в. объективно приводит к характеристике ряда сегментов современной экономики, прежде всего, в ряде ведущих стран мира, как «новой экономики». Конечно, определение новых черт и особенностей в системе постиндустриальной экономики как «новой экономики» достаточно общо и несколько банально. Оно отражает определенную неспособность современной науки дать адекватную трактовку метаморфозам, происходящим на практике. Несмотря на то, что отдельные исследователи предпринимают попытки комплексной характеристики явления, тем не менее, общепризнанного его определения пока не выработано. Это связано, прежде всего, со сложностью самого явления, его многомерностью, многогранностью и плотной приближенностью к действительности.

Отличительной чертой постиндустриального общества является преобладание в структуре экономики сферы услуг над промышленным и сельскохозяйственным производством, превращение науки в главную производительную силу, определяющую формирование основ общественной жизни и государственной политики. Уровень жизни населения, рынки труда, товаров и финансов, система управления и принятия решений существенным образом зависят от уровня использования информационных технологий, развития соответствующей инфраструктуры. Главным капиталом в информационном обществе становится информация, она же является и источником власти.

О процессах, приводящих к формированию информационной экономики, стали говорить еще в 70-х годах XX века (Р. Друкер, У. Мартин, Е. Масуда, Э. Тоффлер и др.). Основой этих процессов является бурный рост информационных

и коммуникационных технологий, превращение компьютера в доминирующее орудие труда и распространение сетей передачи данных. Однако, при всей важности технологий, главными достижениями, которые может принести информационный век, являются революционные изменения в общественной жизни: взаимодействие бизнеса, граждан и государственных органов становится прозрачным, что приводит к значительному уменьшению коррупции; информационный обмен оптимизируется настолько, что происходит не просто экономия ресурсов и времени, а изменение принципов и традиций общественного производства, распределения и потребления [8, р. 58]. Эти изменения уже набирают обороты.

Необходимо отметить, что любая промышленная революция несла с собой огромные возможности для экономики. Первая промышленная революция (17601830 гг.) была вызвана изобретением парового двигателя и привела к созданию железных дорог, пароходов, крупных промышленных предприятий и т. п. Вторая промышленная революция (1875-1930 гг.) была вызвана изобретением электричества и привела к созданию электроэнергетики, телефонии, радио, современной рыночной экономики и т. п. Третья промышленная революция (1940-1980 гг.) была вызвана изобретением полимерных материалов и привела к замене угля на нефть и газ в качестве важнейших энергоносителей, развитию специализированного машиностроения и химизации производства, широкому использованию пластмасс и цветных металлов, развитию автомобилестроения и т. д. Многие исследователи сходятся во мнении, что началом следующей революции является появление глобальной компьютерной сети [7, р. 213].

Изменения, порожденные современными технологиями, отвечают всем трем признакам, которые определяют промышленную революцию: изменения в производстве и коммерции во множестве отраслей, повышение производительности труда, а также новые формы общественной жизни. Скорость вхождения в жизнь новых технологий - сотовых телефонов, компьютеров, средств космической связи, волоконной оптики, биотехнологий, Интернета и электронной коммерции, напоминает процессы внедрения железных дорог, радио, пароходов, самолетов и электричества.

Беспрецедентную роль в указанных процессах, по мнению авторов, играет электронная торговля. Особенностью указанного понятия является сложившаяся практика применения его ко всей экономической деятельности, основанной на использовании информационных технологий. Возникнув в начале 60-х гг. XX века в сфере торговли авиабилетами (коммерции в узком ее понимании), к сере-

дине десятилетия технологии электронной коммерции проникли в сферу производства (автоматизация управления запасами), банковскую сферу (пластиковые карты, электронные системы расчетов) и т. д. Процесс проникновения технологий электронной коммерции во все экономические отношения продолжается до сих пор [б, с. 72].

Началом эпохи электронной коммерции можно считать 196g г., когда компании American Airlines и IBM приступили к созданию системы автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы - SABRE (Semi-Automatic Business Research Environment - полуавтоматическое оборудование для коммерческих исследований) 1. Это был первый опыт создания системы электронной коммерции.

Многие из технологий электронной торговли, например технологии взаиморасчетов на основе электронных денег, могут быть использованы в любых экономических отношениях. Суть данных процессов - глобальная перестройка технологической платформы экономики, влекущая за собой не только изменение существующих форм и методов экономической деятельности, но и возникновение новых экономических субъектов (например, виртуальных агентов), новых форм хозяйственной деятельности (например, виртуальных предприятий), новых рынков (например: рынка микроплатежей, рынка FOREX).

Как известно, история электронной торговли насчитывает всего около двух десятилетий интенсивного развития, что по сравнению с историей других отраслей экономики кажется малозначительным промежутком времени [5, с. 62].

В начале 60-х гг. в США начались работы по автоматизации управления запасами. В результате активного роста крупносерийного и массового производства товаров народного потребления и торговли после Второй мировой войны стало очевидно, что использование математических моделей планирования спроса и управления запасами ведет к существенной экономии средств, иммобилизованных («замороженных») в виде запасов и незавершенного производства. Было установлено, что выбор оптимального объема партии заказа - одно из важнейших

1 Система SABRE сделала воздушные перелеты более доступными для рядовых граждан, помогая им ориентироваться в тарифах и рейсах, число которых постоянно росло. За счет автоматизации процесса расчета тарифов при резервировании мест снижалась стоимость услуг. Эта система могла выполнять комплексное управление доходностью, позволяя авиакомпаниям добиваться максимальной прибыли за счет манипуляций с ценами с учетом наличия свободных мест. В 1964 г. в день система могла резервировать места для 26 тыс. пассажиров. Терминалы American Airlines, подключенные к SABRE по телефонным линиям, находились более чем в полусотне городов. - Прим. авт.

условий повышения эффективности торгово-закупочной деятельности предприятия, так как недостаточный объем партии ведет к росту транзакционных расходов при повторных заказах, а избыточный - к замораживанию средств.

В середине 60-х гг. впервые появились кредитные карты, изготовленные из пластика с нанесенной на них магнитной полосой, обеспечившей возможность автоматизации финансово-расчетных операций. В 1968 г. в Великобритании для обслуживания коммерческого безналичного оборота создана электронная система переводов и клиринга BACS (Bankers Automated Clearing Services). Подобная система в США (CHIPS, Clearing House Interbank Payment System) была основана Нью-Йоркской ассоциацией клиринговых палат в 1970 г. для перехода от расчетов на основе бумажных чеков к электронным расчетам. А уже в 1971 г. была образована биржа ценных бумаг NASDAQ (Автоматизированные котировки Национальной ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг). Она изначально не имела традиционной биржевой площадки. Все дилеры NASDAQ были соединены между собою электронной сетью. В последствии была создана централизованная электронная сеть учета банковских чеков. Компьютеры стали основой системы социального обеспечения США.

Средства электронного обмена данными (EDI - Electronic Data Interchange) и электронного перевода финансовых средств (EFT - Electronic Funds Transfer) начали применяться в середине 70-х гг. Недостаток первых систем заключался в их высокой стоимости и нестандартности программных и аппаратных компонентов. Значительные начальные затраты на приобретение оборудования и эксплуатацию частных сетей могли позволить себе лишь немногие банки и крупные предприятия.

Официальное открытие межбанковской сети передачи финансовых сообщений SWIFT (Society for World wide Interbank Financial Telecommunication -Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций) состоялось в мае 1997 г. В начале существования сети в нее вошли 239 банков из 15 стран Европы и Северной Америки, обеспечивая ежедневный трафик объемом около 500 тыс. сообщений. Система SWIFT1, заменившая телетайп, стала первой международной системой такого рода.

1 В настоящее время в состав SWIFT входят более 7 600 крупнейших кредитных и финансовых учреждений из 202 стран мира, ежедневный объем трафика SWIFT составляет более 10 млн сообщений на сумму более 6 трлн дол. - Прим. авт.

12 августа 1981 г. корпорация IBM официально представила свой первый персональный компьютер - IBM Personal Computer (IBM PC). Менее чем через четыре месяца после анонсирования IBM PC журнал Time назвал компьютер «Человеком 1981 года». Масштабы возникшего в результате рынка персональных компьютеров - далеко не самое главное следствие из этого события, основное - это принципиальное изменение технологий производства, распределения и потребления, информационная и технологическая революции, инициированные рождением IBM PC. А в начале 1983 г. сеть ARPANET полностью перешла на протокол передачи информации TCP/IP. Этот день принято считать официальной датой рождения Интернета. [3, с. 104]

До 1990 г. коммерческое использование Интернета было запрещено соответствующим регламентом, который определялся Национальным научным фондом США. Однако в 1990 г. к поддержанию и использованию Интернета были допущены крупные частные корпорации. В дальнейшем правительство США передало функции административного управления Интернетом, находившиеся в распоряжении федеральных структур, в руки частных лиц. Это способствовало расширению круга коммерческих поставщиков и потребителей услуг Интернета, который вскоре связал между собой миллионы компьютеров и сотни миллионов людей во всем мире.

В 1994 г. М. Эндрессен и Дж. Кларк продемонстрировали новый веб-браузер Netscape, который расширил возможности электронной коммерции и занял существенную долю рынка программных продуктов. Этому так же способствовало создание каталога ресурсов Интернета Yahoo! и интернет-магазина Amazon. До настоящего момента он является самым крупным интернет-магазином в мире.

Первая система интернет-банкинга в России начала функционировать в

1998 г. Тогда же была запущена платежная система «КиберПлат», используемая для пополнения лицевого счета абонента в биллинге оператора мобильной связи с использованием электронной цифровой подписи.

При этом масштабы роста электронной торговли растут в геометрической прогрессии. Так, в 2009 г. доходы крупнейшего интернет-поисковика Google превысил 20 млрд дол. по сравнению с 5 млрд дол. в 2005 г. и 1 млрд дол. в

1999 г.

Даже такое предельно конспективное изложение, не включившее в себя появление систем электронных денег, возникновение крупных виртуальных пред-

приятий и виртуальных сообществ и т.п., отражает тот динамизм и масштаб событий, которые приводят к коренной перестройке существующих форм общественного производства, распределения и потребления.

По нашему мнению, можно выделить три основных фактора развития электронной торговли.

1. Позитивный побочный эффект сетей, который является мотивирующим фактором в Интернете, когда отдельные граждане (покупатели) и бизнесы находят все больше и больше преимуществ от использования Интернета и вовлекают друг друга в процессы электронной коммерции. Например, если поставщики и покупатели начнут использовать Интернет в своих повседневных операциях, предприниматель может получить максимальное преимущество от перевода своих бизнес-процессов в режим реального времени («вебификации») [2, с. 82] .

2. Комплиментарные отношения между компонентами интернет-технологий выражаются в том, что ценность использования одних компонентов информационных технологий непременно повышает ценность других. В интернет-экономике существует жесткая зависимость между сетевой инфраструктурой, интернет-приложениями и электронной коммерцией. Например, рост широкополосного Интернета и распространение широкополосных технологий вынуждают производителей приложений разрабатывать для них мощные мультимедийные приложения. Открытая система Интернет стимулирует инновации в инфраструктуре (электронные сети и приложения), что приводит к чрезвычайной акселерации развития и разработки новых технологий на интернет-рынках. Более того, возможности немедленной коммуникации между партнерами, а также сотрудничества через Интернет помогают предприятиям снижать трансакционные затраты посредством виртуальной интеграции с поставщиками и потребителями;

3. Низкие операционные издержки, прежде всего на документооборот, осуществление внутренних и внешних связей предприятия, обмен и управление знаниями внутри нее сказываются на росте экономической эффективности [1, с. 274].

В последние годы в электронной экономике появилось понятие digital divide, которое может быть переведено как цифровое разделение или цифровое неравенство. Это понятие характеризует разницу, существующую между отдельными людьми, бизнесами, домашними хозяйствами, странами и географическими регионами на социально-экономическом уровне в их возможностях доступа к

информационным и коммуникационным технологиям и широком использовании Интернета в различных видах деятельности.

В настоящее время существует ряд показателей для оценки цифрового неравенства.

- На уровне государств важным индикатором является возможность пользоваться компьютером и потенциальная возможность, например, альтернативного доступа к Интернету через телевидение и мобильные телефоны.

- Цифровое неравенство на уровне отдельных домашних хозяйств зависит в основном от уровня дохода и образования. Но и другие аспекты, оценивающие отдельное домашнее хозяйство, такие как размер и тип хозяйства, возраст, пол, расовая принадлежность, местонахождение, знание языков, играют большую роль.

- Быстрый рост числа людей, которые используют Интернет и коммерческие приложения к нему, стимулируется технологическими инновациями и их комбинациями. Вместе с экономическими и регулирующими реформами, заметными в телекоммуникационном секторе, эти технологические достижения снижают затраты и улучшают качество доступа к Интернету.

- Рост продуктивности в сфере производства компьютеров - основного устройства, используемого в настоящее время для доступа в Интернет, - приводит к резкому падению цен на компьютеры.

- Более дешевые компьютеры вызвали рост рынка индивидуального домашнего пользователя. Но видимой корреляции между ростом использования домашних компьютеров и ростом использования Интернета домашними пользователями не наблюдается.

- На международном уровне наиболее важным показателем состояния универсальных услуг в телекоммуникациях и базовой мерой международного цифрового неравенства служит количество доступов к мобильным телекоммуникациям на 100 жителей.

Основным критерием оценки доступности Интернета для бизнесов и индивидуальных домашних пользователей является наличие персональных компьютеров и доступность Интернета. Наибольшее число персональных компьютеров в индивидуальном домашнем пользовании отмечается в Нидерландах, Австрии и США. Обычно показатель подключения к Интернету растет быстрее, чем наличие персональных компьютеров, так как вложения в оборудование и приобрете-

ние навыков пользования компьютером являются более сложным шагом на пути в интернет-сообщество.

Показатель роста распространения персональных компьютеров и пользователей Интернета выше в группе с более низкими доходами (за счет насыщения в группе с более высокими доходами) почти во всех странах. Низкий уровень использования Интернета в странах Восточной Европы в сочетании с относительно низким уровнем дохода на душу населения, недостаточно развитой системой использования кредитных карт, плохо развитой системой доставки товаров почтой, высокой стоимостью импортных товаров приводит к низкому уровню развития электронной коммерции.

Образование также влияет на использование персональных компьютеров и Интернета. По статистике, образованные люди чаще пользуются Интернетом дома и на работе. В западных странах уровень образования влияет на доход семьи. Таким образом, оба эти показателя связаны.

В России не установлена явная зависимость доходов семьи от уровня образования ее членов, но, тем не менее, зависимость использования информационных технологий от уровня образования прослеживается. Среди людей с одинаковым уровнем доходов использование персональных компьютеров и Интернета чаще наблюдается в группе более образованных людей.

Размер предприятия также влияет на использование информационных технологий: при прочих равных условиях вероятность применения информационных технологий большими предприятиями, которые используют более сложные трансакции, намного выше, чем средними и малыми.

Кроме размера предприятия на разницу в интенсивности использования Интернета влияет профиль предприятия или область деловой активности (сектор рынка). Например, в финансах, страховании, юриспруденции и др., где интенсивно используется информация, выше уровень использования Интернета, чем в производственных и добывающих сферах.

С помощью Интернета возможен доступ к коммерческим базам данных, услугам, рекламе, заказу товаров и услуг, мониторингу цен и приложениям электронной почты.

Поскольку развитие инфраструктур в больших городах, промышленных регионах и центрах значительно выше, то и показатель пользования персональными компьютерами и Интернетом там значительно выше, чем в отдаленных регионах и глухих провинциях, где часто нет в достатке электричества и не разви-

ты обычные телефонные линии. Кроме того, даже при наличии линий связи, как правило, доступ стоит дороже (доходы населения в провинциях ниже), а качество связи менее удовлетворительно.

Вопреки феноменальному росту использования Интернета в коммерческих целях существует ряд законодательных и технических препятствий, которые могут мешать пожинать все преимущества электронной коммерции. Например, виртуальная среда электронных рынков затрудняет определение сторон контракта, где требуется установить оператора электронной коммерции, а также выяснить, соответствует ли этот оператор всем законодательным и регулирующим актам. Это может создать законодательную неуверенность в юридической компетенции электронной коммерции, а также в возможности применения законов в критических ситуациях и таким образом породить трудности для предприятий, работающих в области электронной коммерции, в адаптации их сайтов таким образом, чтобы их деятельность полностью отвечала национальным законам и регулирующим актам и правилам [4, с. 70].

Говоря о технических проблемах, необходимо отдавать себе отчет в том, что потребитель озабочен, прежде всего, вопросами надежности, защиты прав частной жизни, надежности исполнения трансакций в сети Интернет с использованием кредитных карт, а также исполнением заказов и доставкой. Отсутствие коммерческих кодов, связанных с возможностью распознавания при совершении операций с электронной подписью и электронными документами, исполнением контрактов, а также неуверенность, что вследствие различных ошибок и неисправностей возникнет утечка личной информации при осуществлении трансакций, приводит к снижению пользовательского спроса в электронной коммерции.

На заре интернет-технологий аналитики предсказывали, что электронная коммерция трансформирует рыночные взаимоотношения и послужит началом создания так называемого идеального рынка, на котором благодаря идеальной информационной поддержке будет присутствовать некое равновесное взаимодействие между многочисленными покупателями, продавцами по множеству взаимозаменяемых товаров. Считалось, что благодаря Интернету участники рынка смогут знать все, что необходимо, о ценах, характеристиках, качестве предлагаемых товаров на рынке. Это позволит им в очень короткий срок принять рациональное решение. В результате ожидалось, что возникнет «новый мир капитализма с низкими экономическими трениями, низкими косвенными издерж-

ками и конкуренцией, с достаточной рыночной информацией и низкими тран-сакционными издержками».

Между тем, экономическая реальность настоящего времени далека от прогнозов оптимистического прошлого. Несмотря на то, что Интернет снижает косвенные и трансакционные издержки, участие в электронной коммерции требует значительных инвестиций, позволяющих привлекать покупателей в обстановке, далекой от отсутствия конкурентных трений. Завышенные ожидания ранних прогнозов зиждились на трех основных постулатах: низкий барьер вхождения на рынок; снижение роли посредников; низкие трансакционные издержки.

Действительно, Интернет исключает необходимость строить магазины, нанимать большой штат обслуживающего персонала, оборудовать большие складские помещения (исполнение заказов может непосредственно осуществляться по схеме «точно в срок» от поставщика к потребителю). Все это позволяло предположить, что большие игроки на рынке потеряют свои сравнительные преимущества перед мелкими. На деле же закрепиться на рынке оказалось труднее, чем преодолеть сравнительно низкий барьер вхождения в него. Реальность свидетельствует о том, что необходимо обладать достаточно серьезными ресурсами и навыками, чтобы создать эффективное присутствие на рынке и гарантировать исполнение заказов. Для этого по-прежнему нужны опыт работы в сфере обращения, хорошо налаженные связи с поставщиками и специальные знания в данной области.

Теоретически Интернет должен был привести к тому, чтобы исключить посредников из цепочки реализации. В традиционной экономике роль посредников велика, прежде всего, в качестве информационных брокеров. Они агрегируют потребности рынка, предоставляя поставщикам соответствующую информацию, предлагают покупателям удобную для выбора решения единую картину имеющихся на рынке предложений. В новой экономике, когда предполагается, что каждый может самостоятельно получить доступ к полной информации, посредники рассматривались как источники возможных задержек в осуществлении операции и повышения издержек. Считалось, что их необходимо исключить из цепочки, предоставив прямой контакт между покупателем и продавцом, без брокеров, маркет-мейкеров, консолидаторов и других промежуточных звеньев.

Реальная практика электронного бизнеса позволяет говорить о расширении посреднической деятельности. Например, сделки между отдельными видами бизнеса, ранее заключаемые напрямую, теперь происходят на оп-Нпе-рынках,

кроме трансформированных форм посреднической деятельности появились новые формы посредничества.

Подводя итог, отметим, что современный бизнес характеризуется постоянным ростом возможностей компаний-поставщиков. В свою очередь этот процесс способствует расширению глобальной конкуренции и повышению качества товаров и услуг. Предприятия во всем мире меняют способы организации и управления своим бизнесом. Происходит отказ от старой иерархической структуры, исчезают барьеры между отделениями компании, все больше сотрудников переходит на телеработу. Упрощается взаимодействие между компанией, ее заказчиками и поставщиками. Бизнес-процессы перестраиваются и выходят за старые границы, создаются виртуальные предприятия и совершенствуются технологии аутсорсинга.

Наблюдаемый сегодня подъем экономики развитых стран не может быть обусловлен только количественным ростом используемых компьютеров - ключевое значение приобрело объединение их в сеть. Такое объединение революционно преобразовывает экономические, политические и социальные отношения, в

том числе и вследствие использования технологий электронной коммерции.

* * *

1. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М.: Academia-Наука, 1998. 651 с.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ВШЭ, 2000. 267 с.

3. Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России. М.: Альпина Паблишер, 2003. 151 с.

4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 168 с.

5. Рязанов В. Т. Кризис индустриализма и перспективы постиндустриального развития России в XXI веке // Постиндустриальный мир и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 506 -526.

6. Уэбстер Ф. Теории информационного общества М.: Аспект Пресс, 2004. 294 с.

7. Giddens A. The National State and Violence: Volume Two of a Contemporary Critique of Historical Materialism. Cambridge : Polity, 1985. 473 р.

8. Shiller H. The Mind Managers. Boston, MA : Beacon, 1973. 571 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.