© Вестник Военного университета. 2012. № 2 (30). С. ?- ?.
Дианова Таисия Владимировна, аспирант ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт
международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва.
119454, г. Москва, пр-т. Вернадского, д. 76.
Тел.: (495) 434-00-89. E-mail: diatai@_yandex.ru
Хорев Виктор Петрович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономических теорий и военной экономики
ФГБВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.
123001, г. Москва, Большая Садовая ул., д. 14.
Тел.: (495) 684-13-58.
Дианова Т.В., Хорев В.П.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (на примере электронной торговли)
Отличительной чертой постиндустриального общества является преобладание в структуре экономики сферы услуг над промышленным и сельскохозяйственным производством, превращение науки в главную производительную силу, определяющую формирование основ общественной жизни и государственной политики. Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь - Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения предпринимательской деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие.
Так, глобальная сеть Интернет сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Интернет позволяет сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам. Фактически электронная коммерция охватывает все сферы производства,
торговли, финансов и услуг, позволяет более эффективно и гибко осуществлять внутренние операции, плотнее взаимодействовать с поставщиками, и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков [2, с. 81].
В этой связи, исследование эволюции электронной торговли в рамках доктринальных подходов истории экономических учений представляется весьма актуальным. Методологические аспекты этой сферы деятельности находятся на этапе своего становления. Такое положение является закономерным и требует пристального внимания и тщательного, беспристрастного анализа.
Сегодня, по мнению многих специалистов, человечество приступило к созданию «сверхиндустриальной» цивилизации, одной из основных характеристик которой является преобладание информационного сектора экономики с широко развитыми электронными бизнес-процессами. Напрашивается очевидный вывод, что вызовы новой эпохи должны предъявлять к предпринимателям новые требования, а это, в свою очередь, должно отражаться в изменении содержания предпринимательской деятельности.
Не составляет труда заметить, что господство того или иного способа производства во многом зависит от уровня используемых в обществе технологий, которые в свою очередь напрямую связаны с количеством и уровнем имеющихся в данном обществе знаний. Впрочем, само по себе знание еще не ведет к обязательному появлению новых, более совершенных технологий.
Следовательно, возникновение того или иного технологического уклада, нового способа производства во многом зависит от предпринимательского таланта конкретных людей, способствующих созданию на базе того или иного знания новых технологий, а главное - распространяющих использование новых технологий на все общество. Поэтому вполне приемлемо говорить и об эволюции предпринимательства.
Сегодня мировое сообщество вступило в новую эпоху, характеризующуюся небывалыми достижениями в области электроники и электронной коммерции, эпоху, где наиболее ценным ресурсом стала информация. Этот период характеризуется своей особой экономической системой, получившей в разных источниках название «информационная экономика», «экономика знаний» или «новая экономика».
Мир вокруг постоянно меняется, причем в наше время гораздо быстрее, чем в предыдущие исторические периоды. Изменения происходят настолько быстро, что человек уже не способен своевременно уловить и проанализировать
происходящие изменения. В некотором смысле экономическая наука постоянно оперирует понятиями и законами вчерашнего дня. Отсюда мы выводим важное следствие о том, что одной из главных функций предпринимательства в новой экономике является не только умение использовать новые знания для введения инноваций, но это функция предвидения. Чтобы быть успешным в современном мире, предприниматель вынужден делать сегодня то, что будет востребовано обществом завтра. Ярким примером «неопредпринимателя» является знаменитый американский миллиардер, основатель компании «Microsoft» Билл Гейтс. Способностью предвидения, несомненно, наделены и другие успешные предприниматели. Например, мексиканский миллиардер Карлос Слим Эллу, признанный в 2007 г. самым богатым человеком в мире, начал практически с «нуля», а сегодня является владельцем розничных сетей и телекоммуникационной корпорации. Это и легендарный американский инвестор Уоррен Баффет, замыкающий «тройку» самых богатых людей мира. Все они обрели успех в результате своих способностей к стратегическому «предвидению».
В новой информационной, сетевой экономике для успешного предпринимательства особую значимость приобретает широкое использование технологий электронной коммерции. Предпринимателю зачастую нет необходимости физически присутствовать в том или ином месте для осуществления своих замыслов. Виртуальная реальность во многих случаях является вполне достаточным заменителем такого присутствия.
География распространения современных технологий
предпринимательства довольно обширна. Однако наиболее глубокие корни электронная коммерция имеет в постиндустриальных странах. Она обладает значительным количеством характеристик, свойственных организации, поскольку сама организация - это не индивидуальный агент, а совокупность индивидов, объединенных общими целевыми установками, мотивами деятельности и самой деятельностью. Электронная коммерция, основанная на применении новейших информационных и телекоммуникационных технологий, функционирует в рамках задаваемых последними правилами.
Таким образом, спецификой электронной коммерции, отличающей ее от традиционных видов предпринимательской деятельности, является «вынужденная коллективность» посредством выхода в Интернет и координации действий множества интернет-фирм. Кроме того, складывающаяся система
правил в электронной коммерции также является достаточно специфическим элементом этого феномена.
Отличительной особенностью электронной коммерции в целом можно считать тесную стыковку проблем, характеризующих внутреннюю и внешнюю среду организации, в том числе связанных с формированием благоприятного рыночного окружения организации. В результате постепенно начинают приобретать четкие очертания границы, разделяющие рынок и организацию, что способствует превращению электронного бизнеса в один из важнейших институтов экономики XXI в. и источников экономического роста [1, с. 24-25].
Появление электронных методов коммерческой деятельности имеет существенное значение для развития не только внутренней, но и внешней торговли. Предпринимательские структуры, используя потенциал Интернета, получают возможность создавать новые формы электронной торговли, к основным из которых можно отнести электронные аукционы, электронные торговые площадки и электронные магазины.
Электронный аукцион - это формализованная торговая процедура, базирующаяся на современных информационных технологиях, в которой отношения между контрагентами регулируются специфическими правилами торговли. Особенностью электронной аукционной торговли является то, что при продаже товаров (услуг) конечная цена устанавливается на публичных конкурентных торгах. На каждом электронном аукционе есть лицо, проводящее аукцион (аукционист), продавец, покупатель. Для его проведения необходима правовая база, объекты торговли, заинтересованность контрагентов в участии.
Для регулирования торгового процесса на электронном аукционе разрабатываются многочисленные правила, в том числе затрагивающие число выставляемых заявок и предложений и торговое исполнение [4, с. 107].
Электронный аукцион представляет собой идеальную модель гибкого установления цены. Он допускает не только переговоры при установлении цены, но и торг. Развитие электронных аукционов обусловливается следующими факторами: привлечение большого количества покупателей и продавцов в результате отсутствия территориальных границ; круглосуточное прямое интерактивное взаимодействие продавцов и покупателей; возможность предоставления подробного описания и изображения товаров.
Электронные аукционы достаточно широко представлены на рынке электронной торговли. Все их многообразие можно классифицировать по ряду
признаков: объектам торговли, распространению, применяемым правилам торговли, по эффекту от участия.
Первоначально развивались электронные аукционы предметов потребления и товаров с простыми и стандартными описаниями. Технологический прогресс позволил значительно расширить это направление, включив товары, требующие сложного описания. Дополнительно могут быть представлены образцы или вовлечены эксперты для оценки товара и возможного контактирования с потенциальными покупателями и продавцами.
С учетом экономического эффекта от участия в аукционах можно выделить: аукцион как эффективный скоординированный механизм в условиях ограниченности ресурсов; аукционы как социальный механизм установления цен; аукцион как эффективный объединяющий механизм; аукцион как эффективный механизм распределения.
Несмотря на разные подходы к проведению торгов на электронных аукционах, на них реализуется схема «естественного» ценообразования. Поэтому электронные аукционы рассматривают как банки данных для эффективного ценообразования и исследования потенциальных возможностей рынка для коммерческих организаций, работающих в сфере производства и продажи товаров и услуг. Именно возможности эффективного ценообразования послужили отправной точкой для создания большого количества аукционов при электронных магазинах.
Существуют рекомендации относительно товаров, которые в наибольшей степени подходят для аукционной торговли через Интернет:
- компьютерные товары /значительная часть потенциальных потребителей таких товаров использует Интернет, для новых товаров аукцион может выступить как инструмент оценки спроса и определения оптимальной рыночной цены/;
- новые для рынка высокотехнологичные товары /аудитория Интернета более, чем обычная, склонна к новинкам и новым технологиям; как и в предыдущем случае, аукцион дает возможность оценить спрос на товары и определить оптимальную цену/;
- уцененные товары - товары с нарушением товарного вида, возвращенные покупателем из-за наличия каких-либо дефектов и т.п. /аукцион с уменьшением цены дает возможность реализовать подобные товары/;
- неходовые товары, спрос на которые по каким-либо причинам существенно снизился (например, сезонные товары) /в этом случае целесообразно также использовать аукцион с понижением цены/;
- недавние лидеры продаж /после вытеснения их новыми лидерами аукцион дает возможность достаточно успешно избежать затоваривания складов/;
- коллекционные товары имеют свою аудиторию, среди которой особенно высока состязательность за обладание товаром [5, с. 76].
Таким образом, опыт работы действующих интернет-аукционов показывает, что для успешной деятельности необходимо прежде всего доверие к продавцу, наличие возможности связаться с ним для уточнения каких-либо вопросов еще в процессе проведения аукциона. У покупателя должна быть уверенность в выполнении продавцом своих обязательств. Немаловажными для успеха являются простота участия в аукционе.
Возрастающие объемы коммерции системы В2В приводят к возникновению e-marketplaces, или электронных торговых площадок, представляющих виртуальное рыночное пространство для ведения электронной торговли в области совершения сделок и продаж, предоставления сведений о товарах, услугах, а также для поддержки коммуникаций между продавцами и покупателями.
Электронные торговые площадки - гораздо более сложный тип посредников, поскольку помимо собственно информационного обмена они обеспечивают возможность осуществления сделок купли-продажи и предоставляют участникам гарантии реализации таких сделок.
Экономическая основа функционирования электронных торговых площадок - плата за каждую сделку (трансакцию), т. е. комиссионный сбор. В зависимости от объема трансакции и отраслевой принадлежности размеры взимаемого комиссионного сбора колеблются от 1 до 10 % от суммы сделки.
Комиссии за трансакции - первичная статья дохода для многих коммерческих организаций. Модели получения доходов от трансакций могут быть организованы разными способами, например взимание определенного процента или фиксированной суммы с трансакции, обычно на основе заказа на покупку или счет-фактуры.
Электронные торговые площадки выполняют следующие функции: а) Продажи программного обеспечения.
Обычно доходы от продажи данной продукции состоят из оплаты самого лицензионного продукта и повторяющейся компоненты дохода, связанной с его обслуживанием, что обычно составляет 15-20 % платы за лицензию. Кроме того, многие организации, продающие программное обеспечение, строят свои лицензии таким образом, чтобы извлекать выгоду из увеличения использования своих программных продуктов.
б) Профессиональные услуги.
Коммерческие организации, занимающиеся продажей программного обеспечения, часто предоставляют заказчику услуги по его установке и обучению персонала.
в) Размещение рекламы.
Доход получают от оплаты тысячи показов рекламного обращения или спонсора. Для некоторых вертикальных торговых площадок, например VerticalNet, реклама с самого начала составляла немалую часть годового оборота. Однако как только у торговой площадки появляется достаточное число пользователей, она переключается на другие виды получения прибыли, например комиссии за трансакции и подписку, а реклама становится второстепенной статьей дохода.
г) Организации подписки.
Многие провайдеры решений для онлайновых торговых площадок предоставляют доступ к имеющейся у них ценной информации через подписку. Например, за ежемесячную плату PcOrder и TechnologyNet дают возможность покупателям получить интересующую их информацию о компьютерной продукции и ее распространителях.
Возникновение тех или иных видов торговых площадок зависит от степени влияния покупателей и продавцов в данной области промышленности. С учетом этого выделяют три вида электронных торговых площадок:
1. Площадки, создаваемые покупателями. Крупные коммерческие организации могут создавать свою торговую площадку для привлечения множества поставщиков. Эта концепция торговых площадок возникла в связи с потребностями крупных организаций в оптимизации процесса закупок, расширения торговых контактов и сети поставок;
2. Площадки, создаваемые продавцами. Наряду с крупными покупателями крупные продавцы также играют активную роль в формировании торговых площадок. Это происходит по разным причинам, требующим перевода в Интернет связи с существующими партнерами. Такие площадки тесно
интегрированы с внутренними бизнес-процессами предприятий и позволяют автоматизировать процесс обмена информацией с контрагентами, снизить стоимость и сократить время сбыта;
3. Торговые площадки, созданные третьей стороной (технологическими предприятиями, ассоциациями, банками, информационными агентами, торгово-промышленными палатами, другими субъектами рынка), которая призвана свести вместе покупателей и продавцов. Обычно такие площадки создаются теми, кто хорошо ориентируется в данном секторе бизнеса и происходящих в нем бизнес-процессах. Начиная с посредничества, многие подобные площадки все более сближаются с ведущими предприятиями на рынке, в некоторых случаях получая инвестиции в акционерный капитал. Эти площадки являются быстрорастущим сегментом электронной коммерции и называются электронными рынками.
По мнению некоторых аналитиков, к электронным торговым площадкам можно отнести лишь те, что управляются нейтральной, третьей стороной и служат для проведения трансакций между многими покупателями и продавцами. Площадки, служащие интересам одного или нескольких продавцов, по их мнению, являются лишь средством электронной дистрибуции, а первая категория электронных площадок - не более чем инструмент для совершения электронных покупок [3, с. 65].
По типу управления выделяют следующие торговые площадки: независимая торговая площадка - портал как сетевое сообщество участников рынка, управляемый, как правило, сугубо виртуальным независимым оператором, не имеющим «физических подразделений»;
частная торговая площадка, создаваемая, управляемая и контролируемая одной крупной «физической» коммерческой организацией (корпорацией);
отраслевая торговая площадка, принадлежащая специально созданным отраслевым консорциумом. Такая форма взаимодействия заказчиков и поставщиков характерна для отраслей, отличающихся высокой степенью концентрации, например автомобилестроение, нефтехимическая, оборонная.
Выбор конкретного вида площадки зависит от ассортимента производимых товаров (узкий и широкий ассортимент), покупательной способности коммерческой организации определенной отрасли. Если ассортимент выпускаемой продукции достаточно широк, можно создать площадку продавца, которую будут использовать покупатели продукции. Если покупательная способность высокая, выбор лучше остановить на площадке покупателя. На
сильно фрагментируемых рынках, где нет ни доминирующего покупателя, ни продавца, эффективна независимая площадка.
Таким образом, торговая площадка должна быть нейтральной по отношению ко всем игрокам, они должны быть уверены, что работают только на свой интерес. В то же время необходимо, чтобы площадка была ликвидной, чтобы через нее проходили большие объемы торговли. Понятно, что достичь этого без участия крупнейших игроков отрасли невозможно. Создателям площадки, ориентирующимся на успешность и независимость торговых площадок, нужны ключевые игроки, которые были бы заинтересованы в появлении такой площадки. Поэтому создаются альянсы. Создание их - самая сложная задача, стоящая перед организаторами электронной торговой площадки.
Наряду с электронными аукционами и торговыми площадками широкое распространение получили электронные магазины, представляющие собой автоматизированную систему, работающую на базе основ электронной коммерции и реализующую сервисные и коммерческие функции, присущие магазинам с традиционными формами обслуживания.
Электронный магазин - это специализированный сайт, с помощью которого можно в интерактивном режиме купить или продать товар и услуги, предварительно ознакомившись с информацией об этих товарах (услугах).
В отличие от традиционных магазинов электронный магазин может предложить более широкий ассортимент товаров и услуг; предоставить потребителям полную информацию о свойствах товаров. За счет использования современных компьютерных технологий развивается персонализация продаж, т. е. индивидуальный подход к каждому покупателю с учетом предыдущего опыта работы с ним.
Электронный магазин позволяет владельцу:
создать электронный каталог предлагаемых на рынок товаров или услуг, который постоянно доступен в сети Интернет;
организовать круглосуточный канал сбыта;
самостоятельно управлять работой магазина, оперативно обновляя информацию о предлагаемых товарах и услугах;
автоматизировать систему приема заказов (e-mail-сообщения об операциях с заказом отсылаются покупателю автоматически);
вести мультивалютную выписку документов (доллары и рубли), используя при этом внутренний валютный курс пересчета;
f задавать режим автоматического определения категории покупателя (опт, розница и т. п.);
организовать работу в системе «бизнес-бизнес» для обслуживания удаленных филиалов и бизнес-партнеров;
обеспечить обратную связь (опросы, анкеты, розыгрыши, почтовые рассылки и т. п.) для маркетинговых исследований на рынке и создания клиентской базы данных;
f проводить анализ работы магазина на основании статистики, автоматически формируемой в процессе работы магазина;
f получить эффективную рекламную поддержку своему бизнесу; f подключить одну или несколько онлайновых платежных систем для осуществления немедленных расчетов;
f организовать службу доставки товаров покупателю;
f подключить онлайновый гид (возможность общаться с покупателем в реальном времени);
f подключить систему ведения новостей на сайте;
создать e-mail-рассылку, сообщающую покупателям о новинках, появившихся в магазине;
f провести интеграцию магазина с офисными системами, такими как склад и бухгалтерия, для автоматизации процесса переноса информации в базы данных электронного магазина.
Электронный магазин позволяет покупателю:
выбрать товар по каталогу и произвести его on-line заказ, используя web-интерфейс;
f совершить сделку купли-продажи в любое удобное время; f произвести оплату одним из доступных на данный момент способов; f получить по e-mail подтверждение о размещенном заказе; f постоянно отслеживать текущее состояние размещенного заказа в режиме on-line или e-mail.
В зависимости от уровня применяемых технологий для организации торгового процесса, а следовательно, и выполняемых функций выделяют: электронную витрину и торговую интернет-систему.
Торговая интернет-система (ТИС) - наиболее сложная и полноценная система для организации торговли через Интернет. ТИС обладает качеством, которого нет у автоматизированного электронного магазина, т. е. она напрямую
связана с внутренней автоматизированной торговой системой коммерческой организации. Это очень важно, потому что при организации электронного магазина всегда возникают проблемы увязки электронного бизнеса с традиционным.
Создание любой ТИС занимает три-четыре месяца. В результате у коммерческой организации возникает полнофункциональная интегрированная система, в которой электронная торговля органично сочетается с обычной. Интегрированность возникает по всем параметрам: по складам, финансам, потоку товаров, по отчетности.
Таким образом, интернет-магазины представляют собой достаточно эффективную форму организации электронной торговли за счет глобального присутствия, круглосуточного режима работы, повышения качества учета, снижения затрат на аренду торговых помещений, наружную рекламу, персонал и т.д.
Кроме того, из электронных магазинов наиболее быстро окупаются торговые интернет-системы. Они уменьшают стоимость одной трансакции на полтора-два порядка, в то время как магазины уменьшают ее в несколько раз.
В заключение следует отметить, что электронная торговля - одно главных направлений развития бизнеса в мире. Электронная коммерция уже стала неотъемлемой частью цивилизации. Она развивается так же стремительно, как и сама среда Интернет, позволяет работать на виртуальных рынках, что в значительной мере снижает издержки предпринимательской деятельности; позволяет существенно расширить круг потенциальных клиентов.
Появление электронных методов коммерческой деятельности имеет существенное значение для развития не только внутренней, но и внешней торговли. Предпринимательские структуры, используя потенциал Интернета, получают прямой выход на внешние рынки, имеют возможность создавать принципиально новые сбытовые сети.
Между тем, экономическая реальность настоящего времени далека от прогнозов оптимистического прошлого. Несмотря на то что Интернет действительно снижает косвенные и трансакционные издержки, участие в электронной коммерции требует значительных инвестиций, позволяющих привлекать покупателей в обстановке, далекой от отсутствия конкурентных трений. Завышенные ожидания ранних прогнозов зиждились на трех основных
постулатах: низкий барьер вхождения на рынок; снижение роли посредников; низкие трансакционные издержки.
Преодоление цифрового неравенства, замедляющего рост электронной коммерции и развитие электронной экономики, должно решаться за счет развития сетевой инфраструктуры, увеличения конкуренции на рынке информационно-телекоммуникационных технологий, внедрения пользования персональными компьютерами в школах и других академических структурах и общественных институтах.
* * *
1. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. СПб.: Питер, 2001. 522 с.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ВШЭ, 2000. 189 с.
3. Миненков Н.В. Канадская модель электронной торговли // США, Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 2. С.36-69.
4. Сибирская Е.В., Старцева О.А. Электронная коммерция. М.: Форум, 2008. 297 с.
5. ЮрасовА.В. Основы электронной коммерции. М.: Телеком, 2008. 420 с.