НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ АУКЦИОННОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ
Алымов Максим Олегович, канд. эконом. наук, г. Москва, Россия
Аннотация. Электронная торговля в Российской Федерации описывается и выявляется через свою проблематику, тогда как на Западе и в США, описание идет в контексте опыта и достижений. Задача выявления особенностей развития электронной торговли в России во всех её сегодняшних несоответствиях классическим бизнес-моделям Запада, а также оценка перспектив отечественного Интернет-бизнеса, которые связаны с решением и устранением назревших проблем, являются необходимым условием выживания и развития аукционной Интернет-торговли.
В статье рассмотрена сущность интернет-аукционов, предложены направления развития интернет-торговли в России.
Ключевые слова: интернет-аукцион, электронная торговля, мобильный платеж
DIRECTIONS OF PERFECTION OF THE MECHANISM OF DEVELOPMENT AUCTION E-COMMERCE IN RUSSIA
Alymov Maxim Olegovich, Phd of economy, Moscow, Russia
Abstract. E-Commerce in the Russian Federation is described and identified through their problems, while in the West and in the USA, the description is in the context of the experience and achievements. The task is to reveal the peculiarities of the development of electronic trade in Russia in all its current inconsistencies classic business models of the West, and the estimation of prospects of the Russian
business on the Internet that are associated with the solution and resolve urgent problems, are essential for the survival and development of the auction eCommerce. In the article the essence of Internet auctions, proposed directions of development Internet-Commerce in Russia.
Keywords: online auctions, e-Commerce, mobile payment
В настоящее время процессы реальной интеграции и глобализации в сфере электронной торговли только начинают разворачиваться, находятся в начальной стадии, но характеризуются быстрой экспансией. Основа глобального регулирования электронной торговли заложена, исходные, фундаментальные юридические категории (понятия) электронной торговли нашли закрепление в законодательстве и торговых обычаях развитых и многих развивающихся стран, а также в международном праве благодаря «интернационализации подходов» к ее регулированию. Данные меры принимаются по линии ООН, ВТО, региональных интеграционных блоков, правительственных учреждений, неправительственных организаций улучшаются условия для развития информационной экономики, что благоприятствует и прогрессу электронной торговли в целом. Однако правовые, институциональные, организационно-экономические и другие международные механизмы регулирования и стимулирования трансграничной электронной торговли несовершенны. В их нынешнем виде они не способны обеспечить в обозримой перспективе глубокую интернационализацию, а тем более глобализацию. В результате электронная торговля, в том числе и аукционная в преобладающей степени пока ориентирована на национальные внутренние и субрегиональные рынки. Самоочевидной тенденцией в современных условиях является глобализация всех жизненно важных процессов, что как результат обуславливает необходимость решения вопросов эффективного управления интеграционных процессов и регулирования внешнеэкономической деятельности на международном и национальном уровнях, поиска гибких
механизмов регулирования внешней экономической деятельности страны и рациональной архитектуры процессов интеграции в мировое и региональное экономическое пространство, повышения эффективности
институциональных инструментов защиты национальных интересов на внешнем и внутреннем рынках.
Основные направления модернизации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности получили свое закрепление в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которой целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.
В подобных условиях электронная торговля в целом и такая ее форма как Интернет-аукцион в частности остаются одним из наиболее действенных инструментов интеграции, способным решать многие вышеуказанные задачи в комплексе. Высокая динамика институциональных трансформаций международного и государственного масштаба (специфика и стратегические перспективы социально-экономического развития, происходящие в секторе внешнеэкономической деятельности и присоединение России к ВТО и др.) обуславливает необходимость поиска адекватных инструментов адаптации, самоорганизации и повышения эффективности деятельности российских бизнес-структур. В более широкой постановке стоит проблема прогрессивного развития в условиях стратегических изменений.
Интернет-аукционы — один из новейших феноменов в мировой экономике. Их внедрение в практике внешней торговли влечет качественное повышение результативности регулирования внешнеэкономической деятельностью России, формирование условий стабильной, благоприятной среды для внешней торговли, создание современных и универсальных механизмов транзакций. Существующие предпосылки и факторы развития
внешнеэкономической деятельности объективно формируют новую философию стратегий продвижения товаров и услуг. Ее практическое воплощение требует качественных системных преобразований института электронной торговли.
В этой связи исследование вопросов развития электронной коммерции в России в целом и аукционной Интернет-торговли в частности в аспекте их влияния на повышение эффективности стратегий развития российских предприятий торговли на международном рынке — одна из актуальных исследовательских проблем.
Вместе с тем, в России электронная торговля — в отличие от развитых стран — только переходит от начального к продвинутому этапу своего развития. Проблематика Интернет-аукционов действительно нова и уже поэтому недостаточно исследована, а трактовки целого ряда ее аспектов различными российскими и зарубежными учеными подчас заметно расходятся между собой.
Выбор направлений развития Интернет-аукционов в России играет все большую роль в обеспечении экономического развития в рамках инновационной парадигмы. В связи с этим возникает настоятельная необходимость обобщения современных теоретических подходов к сущности аукционной Интернет-торговли, оценки ее роли в мировой экономике и процессе ее глобализации, изучения опыта мировой практики организации и функционирования Интернет-аукционов, а также выявление тех элементов зарубежных стратегий и инструментов, которые возможно применить в России.
Ярко выраженная новизна электронной торговли как феномена мирового хозяйства и актуальность данной тематики закономерным образом стали предметом специальных научных изысканий (в том числе диссертационных) ряда российских и зарубежных исследователей, которые в своих трудах рассмотрели различные аспекты проблематики электронной коммерции. В этой связи следует отметить таких отечественных ученых, как Балабанова И.Т.,
Булатова А.С., Галкин Д.Д., Геращенко Н.И., Долгова С.И., Дюмулена И.И., Кобелев О.А., Николаева Т.П., Панькова В.С., Разуваев Д.В., Смирнов С.Н., Смитиенко Б.М., Соколова А.Н., Шишкова Ю.В., Юрасов А.В., а также таких зарубежных специалистов, как Бадд Л., Брондмо Г., Гейтс Б., Джерк Н., Шрайдер Ф. и др. Вместе с тем, поскольку развитие электронной торговли протекает быстрее, чем развертываются посвященные ей исследования, связанная с ней проблематика сохраняет свою актуальность, требуя осмысления и оценки изменяющихся реалий в этой области.
Несмотря на весьма значительное количество работ по данному направлению деятельности, в отечественной экономической науке объективно существует необходимость всестороннего изучения проблем развития аукционной интернет-торговли как передовой разновидности электронной коммерции. В целом, исследование теоретических и методических подходов к организации деятельности интернет-аукционов в России, показало отсутствие конкретных рекомендаций по использованию российскими предприятиями конкурентных преимуществ аукционной Интернет-торговли на современном этапе развития международной торговли.
В настоящее время определенно имеет место противоречие между существующим и требуемым уровнем развития теоретических положений и научно-методического обеспечения государственного регулирования электронной торговли. Большая часть исследований все еще находятся на стадии развития, их выводы и предложения не нашли свое подтверждение на практике. Низкая эффективность государственных закупок в РФ с использованием интернет-аукционов также актуализирует проблему.
В современных российских условиях применительно к задачам управляющих структур проблема организации эффективного управления развитием электронной коммерции становится все более актуальной. Ее решение предполагает разработку концептуального подхода, учитывающего особенности интернет-торговли в условиях глобализации и интеграции экономических связей, в рамках которого подлежат решению вопросы поиска новой модели развития, а
именно: выбора наиболее актуальных и перспективных принципов, целей и задач развития, а также соответствующего управленческого инструментария.
Электронная коммерция — сравнительно молодой, но динамично развивающийся сектор мировой экономики. В таких странах, как Великобритания, Швеция и Дания вклад Интернет-экономики в ВВП страны уже достиг 7,2%, 6,6% и 5,8% соответственно, и продолжает расти. Электронная коммерция в США — это 8% объема розничной торговли, в Великобритании — 15%.
В России сфера он-лайн торговли на сегодняшний день проходит стадию активного становления и показывает высокие темпы ежегодного роста. Однако, проблем и вопросов в российском секторе электронной коммерции на сегодняшний день намного больше, чем ответов и готовых схем и решений, работающих на практике. Иными словами, электронная торговля в Российской Федерации (как и многие другие экономические, правовые, политические и иные реалии) описывается и выявляется через свою проблематику, тогда как на Западе, в частности в США, описание идет в контексте опыта и достижений. Задача выявления особенностей развития электронной торговли в России во всех её сегодняшних несоответствиях классическим бизнес-моделям Запада, а также оценка перспектив отечественного Интернет-бизнеса, которые связаны с решением и устранением назревших проблем, являются необходимым условием выживания и развития аукционной Интернет-торговли.
При сложившемся уровне развития технологий в России на современном этапе наиболее перспективными областями применения технологий электронной торговли для реализации их товаров являются автомобильная, компьютерная и другие высокотехнологичные отрасли, промышленные отрасли, особенно ориентированные на производство нетиповой продукции, создаваемой под заказ с индивидуально заданными характеристиками. Что касается отдельных компаний, то лидерами электронной коммерции станут крупные традиционные (оффлайновые)
структуры, которые будут использовать Интернет в качестве сравнительного дешевого и перспективного канала сбыта продукции как на внутрироссийском, так и на мировом рынке.
Среда Интернета — это совокупность факторов Интернет-пространства, которые оказывают воздействие на предприятие, внедряющее Интернет-технологии в свою хозяйственную деятельность.
Нами предлагается следующий комплекс факторов:
• Аудитория Интернета и ее характеристики (активная, недельная, и максимальная аудитории, географическое расположение, сфера интересов, возраст, пол, социальный статус, профессиональная деятельность, цели использования и т.д.).
• Инфраструктура среды (насыщенность информационными ресурсами, предоставляемые виды сервиса — услуги, применяемые технологии, структура коммерческих участников Интернет-рынка и т.д.).
• Уровень возможности осуществления трансакций (в том числе качество применяемых платежных систем).
• Уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры (в том числе возможность доступа к Интернету, качество линий связи и скорость передачи данных, стоимость провайдерских услуг).
• Уровень развития нормативной правовой базы функционирования бизнеса в Интернете.
На наш взгляд, можно предложить два основных направления совершенствования механизма развития аукционной Интернет-торговли в России:
1) нивелирование операциональных барьеров;
2) совершенствование государственного регулирования электронной коммерции; снятие «барьеров доверия». Последнее необходимо осуществлять на следующих направлениях:
• улучшение инфраструктуры рынка;
• совершенствование экономико-организационных механизмов существующих Интернет-аукционов;
• заимствование техник и технологий (стратегий, бизнес-моделей) ведения мировой аукционной Интернет-торговли.
Совершенствование государственного регулирования может осуществляться в рамках:
• устранения пробелов и модернизация законодательства;
• статистических исследований рынка: официально и регулярно (при имиджевой и финансовой поддержке государства — сегодня отрасль делает это сама, но для повышения инвестиционной привлекательности Рунета необходима господдержка и транслирование аналитических данных на госуровне);
• улучшения инфраструктуры рынка (для ускорения темпов проникновения ШПД);
• повышения медиаграмотности пользователей: стимулирование роста медиаграмотности, спецпрограммы.
Ближайшие и более отдаленные перспективы развития систем электронной коммерции в нашей стране, как и за рубежом, в значительной степени зависят не только от готовности самих предприятий к внедрению передовых усправленческих технологий, дистанционных средств обучения, автоматизации процессов производства и реализации продукции, но и от государства. Это касается, прежде всего, развития необходимой инфраструктуры и основ: транспортно-логистической, технологической, законодательство.
Присоединение России к ВТО и углубление ВЭС в рамках ЕврАзЭс повлекут за собой увеличение объема внешней торговли, рост внешних связей в целом, сближение отечественных и зарубежных (международных) технологических стандартов и способов ведения бизнеса. Уже в самое ближайшее время российские торговые организации будут вынуждены
конкурировать в более жесткой прозрачной информационной среде и работать по мировым стандартам.
По мере укрепления российской экономики, национальной промышленности и повышения качества товаров и услуг отечественные компании смогут распространять свою продукцию за рубежом через Интернет. Продажи через торговые площадки Интернет-аукционов могут сыграть решающую роль в рекламе и продаже экспортных товаров российских компаний, что в итоге приведет к тому, что как само производств, так и сопутствующая сфера услуг будут развиваться ускоренными темпами.
Для зарубежных партнеров России определяющим аргументом в пользу расширения их деятельности и увеличения капиталовложений в российскую экономику является стабильный рост, и наиболее дальновидные из них уже сейчас считают развитее электронной коммерции важным фактором, способным стимулировать рост российской экономики.
От исполнительной власти уже сейчас требуются решительные шаги, которые смогли бы обеспечить целенаправленное развитие Интернет-торговли и повысить конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке.
В среднесрочной перспективе законотворческая тенденция в отношении регулирования Рунета продолжилась, хотя пока невозможно предсказать ее динамику. Налицо стремление государства внести определенную упорядоченность в корпус законов в связи с ростом значимости информационных технологий в социальном и политическом аспекте. Следует ожидать как специализированных инициатив, касающихся отдельных сторон регулирования, так и более общих концептуальных проектов, призванных отразить основные характеристические особенности сетевой реальности («законопроект об интернете»).
В настоящее время необходимым особенно актуальными остаются вопросы, касающиеся:
• правоприменения Федерального закона от 28.07.2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и подзаконных актов в свете технологических изменений в системе сетевой адресации;
• регулирования персональных данных в национальном и международном аспектах;
• регулирования в сфере интеллектуальной собственности;
• почтовой связи и курьерских служб;
• формирования право-применительной практики киберпреступлений;
• регулирования облачных сервисов;
• регулирования в сфере электронных платежей.
Будущее российских компаний в сфере электронной торговли и в реализации товаров через Интернет-аукционы, как её составной части, во многом зависит от быстроты и эффективности принятия и реализации на практике соответствующего законодательства.
Несмотря на накопившиеся в электронной коммерции проблемы, представляющие собой во многом издержки роста, мало кто из специалистов сомневается в наличии у нее благоприятных перспектив развития. Проблемы, с которыми сталкивается аукционная Интернет-торговля, в том числе в России, как правило, поддаются приемлемому для ее участников решению. В одном случае для этого требуются технические новшества, и они активно внедряются; в другом — координация усилий международного сообщества в отношении упорядочивания и создания наиболее благоприятного климата. И в этом направлении также имеются существенные подвижки.
Весомую ответственность за развитие аукционной Интернет-торговли во всех странах-лидерах в данной области несет государство, координирующее, направляющую и стимулирующую роль которого трудно
переоценить. В России государство только осваивает эту роль, тогда как в развитых странах она уже вполне сложилась.
Новые технологии в сфере электронных коммуникаций, к которым относится и электронная торговля, появляются постоянно. Это необходимо учитывать и отражать в действующем законодательстве, при разработке законопроектов, которые должны соответствовать не только сегодняшним реалиям, но и учитывать международные тенденции развития данного сектора экономики. Тем более что сегодня четко прослеживается векторная направленность на глобализацию общественных отношений в сфере электронной торговли.
По мере развития электронной торговли во всем мире происходят заметные изменения в подходах к ее саморегулированию. Последнему отведена и роль одного из столпов сильного гражданского общества в России (В.В.Путин, 6 февраля 2012 «Демократия и качество государства»).
За рубежом к числу инициатив саморегулирования в сфере электронной торговли можно отнести такие проекты как Trusted Shops (ЕС), BBBOnline (США, Канада), Safe to Shop (eTrust, (ЕС), S@ferShopping (Германия), Trusted Stores (Google, США, ЕС), SafeBuy (Великобритания), Federation of European Direct and Interactive Marketing (FEDMA, ЕС), Платформа электронной коммерции (ECP, Нидерланды), Safe Shopping Network (США).
К числу нормативных актов в сфере саморегулирования можно отнести Международную конвенцию о международной почтовой дистанционной торговле (Европейская ассоциация дистанционной и почтовой торговли — EMOTA); Европейский кодекс добросовестных практик в электронной торговле (Институт розничной торговли (Германия)); Рекомендации МПА ЕврАзЭС «Электронная торговля»; Кодекс по электронной коммерции и интерактивному маркетингу FEDMA; Модельный кодекс практик Платформы электронной коммерции (Нидерланды).
Российский опыт саморегулирования пока очень несущественен. В настоящее время на рынке функционируют следующие саморегулируемые организации: АРИМ (Ассоциация российских интернет-магазинов); НАДТ (Национальная ассоциация дистанционной торговли); НАУЭТ — (Национальная ассоциация участников электронной торговли); Комиссия по электронной коммерции в РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций); АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли); АКРЭТ (Ассоциация компаний розничной электронной торговли)
НАУЭТ была основана 18 сентября 2003 и, судя по сообщениям прессы, функционировала как минимум до 2012 года. Однако, по данным из веб-архива, сайт ассоциации перестал отзываться в приблизительно в июне-июле 2011 года. По данным с сайта ассоциации, инициаторами создания НАУЭТ выступили Институт системного анализа РАН, а также организации - операторы электронных торговых систем, представляющие более 20 регионов РФ. НАУЭТ так же утверждала об имеющейся поддержке её деятельности со стороны ТПП РФ, на сайте организации ТПП РФ, наряду с Российской Академией Наук, ИСИ РАН и МИРБИС, обозначеных как организации-партнёр НАУЭТ.
По состоянию на июнь 2011 года их список около 30 государственных административных и научных структур. Негосударственный сектор был представлен РАЕН, интернет-магазином Ozon.ru, процессинговой компанией Chronopay, частным учебным заведением МИРБИС, Некоммерческим партнерством "Северо-Кавказская универсальная биржа" (СКУБ), дочерней компанией ЛАНИТа "Норбит" и рядом других не особенно известных организаций.
Самая заметная в плане «полезных» предложений ассоциация, анонсированная летом 2012 года. В нее входят 15 компаний, среди которых такие монстры рынка, как: Enter, «М.Видео», «Детский мир», Media Markt Saturn, «Эльдорадо», «Ютинет», «Белый ветер Цифровой», Wikimart, Mallstreet.ru, KupiVIP и прочие.
Публично АКРЭТ заработала совсем недавно — в начале февраля 2013 года. Среди крупных игроков, которые присоединились к ней — Холодильник.ру и интернет-магазин Аудиомания. Пока эта вся информация, которая известна об этой ассоциации.
Ранее к числу главных задач создания подобной организации относили сертификации интернет-магазинов и выдачи им «доверительных наклеек». НАДТ, АКИТ, РАЭК продумывали механизмы проверки и выработки единых требований к российским интернет-магазинам. Однако компромиссные решения и механизмы не были найдены и реализованы какой-либо из сторон. При этом за рубежом успешно применяются такие знаки сертификации как TrustedShops, Google Trusted Stores, SafetoShope, FitForCommerceVerified, TRUSTe и др.
Комиссия по электронной коммерции в РАЭК создана в 2006 году с целью формирования цивилизованного рынка электронных коммуникаций, поддержки проектов в отраслевом образовании и науке, развития нормативно-правового поля по защите интересов участников рынка. Среди сопредседателей Комиссии Маэль Гавэ, глава OZON.ru и Петр Дарахвелидзе, директор по развитию WebMoney Transfer.
На сегодняшний день Комиссией разработано отраслевое соглашение по электронной коммерции, главной задачей которого является «... консолидация честных, «белых» участников рынка электронной коммерции, повышение уровня доверия покупателей и органов государственной власти к таким игрокам рынка, и, в конечном счёте, повышение темпов развития цивилизованного рынка электронной коммерции в России. Также, комиссией разрабатывается «Конвенция электронной торговли», которая должна систематизировать и собрать в себе все требования и рекомендации к российским интернет-магазинам.
Комиссией также делались заявления о планировании и возможной разработке механизмов сертификации интернет-магазинов.
Конвенция участников российского рынка электронной коммерции, разрабатываемая РАЕК, в целях саморегулирования отрасли и призвана определить отправные принципы осуществления электронной коммерции и стать фундаментом различных регулирующих документов в этой сфере. Конвенция также выполняет балансировочную и интегрирующую рыночные функции. Принятие Конвенции является добровольным.
Отличия Конвенции от аналогичных проектов: включение в сферу действия электронных платежей; намерение о взаимодействии с Почтой России и другими службами доставки; введение ключевых понятий, в частности, электронного договора и коммерческого электронного сообщения; регламент взаимодействия поставщиков и посредников.
Преимущества Конвенции РАЭК: налаженный механизм внутренней коммуникации членов РАЭК; РАЭК — крупнейшее НП в интернет-отрасли (почти 100 членов); налаженное взаимодействие с госорганами; широкая исследовательская и экспертная поддержка; поддержка государства.
Совершенствование бизнес-моделей существующих Интернет-аукционов
На сегодняшний день, сама модель работы большинства российских Интернет-магазинов является устаревшей и довольно консервативной. Ассортимент электронных площадок в большинстве случаев повторяет набор товаров в реальных магазинах, поэтому для большинства пользователей Интернет-магазины остаются лишь удобной витриной для выбора, а сама покупка совершается в реальном магазине, даже не смотря на то, что Интернет-магазины предлагают более привлекательные цены на аналогичную продукцию.
Расширение ассортимента товаров и услуг, реализуемых Интернет-магазинами, позволило бы привести на электронные площадки большее количество покупателей, заинтересованных в приобретении той продукции, которой нет в реальном магазине. В этой связи наиболее важным для потребителей по результатам настоящего исследования были признаны такие
атрибуты web-страницы Интернет-аукционов как внешний вид; навигация по страницам; внимание к покупателю; простота возврата; сервисная поддержка; наличие полной информации о продукте; конкурентная цена; своевременность доставки; наличие на складе; ассортимент товара.
Недоверие к Интернет-магазинам, являющееся одним из основных препятствий бурного роста он-лайн продаж, по мнению автора, вызвано тем, что электронные торговые площадки не уделяют должного внимания развитию собственных брендов и закреплению в умах пользователей. Проведенное исследование показало, что в тройку наиболее популярных магазинов входят Ozon.ru, «Утконос» и Exist.ru — их называет примерно каждый десятый респондент. В то же время более половины интернет-покупателей не смогли вспомнить названия Интернет-магазинов, в которых они совершали покупки. Таким образом, очевидно, существует огромный потенциал в нише позиционирования и брендирования Интернет-магазинов.
Простота и удобство посещения Интернет-магазинов и Интернет-аукционов влечет за собой более низкое значение покупательской активности (т.н. коэффициент конверсии — показатель, измеряемый как отношение числа покупателей к числу посетителей за определенный временной промежуток).
Основная доля электронных торговых площадок расположена в центральном регионе, но относительная насыщенность рынков Москвы и Санкт-Петербурга подталкивает он-лайн продавцов к выходу в регионы, с целью поиска новых рынков сбыта. О перспективах региональной экспансии говорит тот факт, что, как уже отмечалось выше, даже в самых крупных региональных городах, менее 20% пользователей Интернета имеют опыт покупок в сети, по сравнению с >80% в столицах. Но считается, что региональная экспансия несет для Интернет-торговли слишком большие и неоправданные риски.
Деятельность подавляющего числа Интернет-магазинов и аукционов подразумевает доставку приобретенных товаров к покупателю. Исключение
составляют только площадки, продающие услуги и программное обеспечение, т.е. то, что не имеет физической формы или может передаваться без материального носителя. О практике самовывоза имеет смысл говорить лишь в крупных городах, где торговая площадка имеет свой склад/офис. Большие расстояния, сроки и себестоимость доставки остаются главным фактором риска для выхода он-лайн магазинов в регионы.
Центральные части Российской Федерации традиционно более развиты. Догоняющее развитие регионов обуславливает неравномерность не только экономического, но и технологического развития, способов платежей, вариантов доставки.
Реализация всех процессов через Интернет в реальном времени и полная их автоматизация позволяет добиться существенных преимуществ. Вместе с тем при этом на пути создания и реализации такой системы возникают различного рода препятствия. Самым сложным является организация функционирования службы доставки и склада.
Для возникавших в конце 1990-х в США будущих гигантов электронной коммерции проблема доставки не стояла вовсе: каталожной торговле никак не менее ста лет, инфраструктура была к такому повороту событий готова, рынок доставки работал исправно. Потребности мелких игроков великолепно — по минимальным ценам и при соблюдении временных стандартов — обслуживала почта. В США cash on delivery — явление редкое. Подавляющая часть (около 70%) услуг и товаров оплачивается кредитными картами. Но в России у кредитных карт пока плохая репутация.
Среди внутригородских служб доставки в городах-миллионниках нет признанных лидеров, то есть компаний, к которым обращаются очень многие продавцы. В Москве над рынком довлеет неудачная попытка создания специализированного городского курьера — «Службы-77» (недавний пример организации фирменной службы сетью «Эльдорадо» тоже поражает масштабами расходов — 60 млн долл). В данном сегменте здесь существуют
лидеры. Рынок заполнен крупными курьерскими фирмами, формально самостоятельными, но сильно зависящими от одного заказчика. Таков, например, «О-курьер», 90% заказов которого приходится на Ozon.ru. Доставку «М.Видео» в Москве обеспечивает одна подрядная компания. И в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.
Доставка по России выглядит более разнообразно. Здесь есть фирмы, услуги которых прямо заточены под запросы интернет-продавцов. Например, СПСР, DPD («Армадилло») и «Грузовозофф» изначально ориентировались на доставку сборных грузов и согласны принимать от клиента даже одну посылку. После кризиса явное движение в сегмент доставки начали компании, прежде удовлетворявшие спрос на крупные перевозки (Tablogix, Itella, FM, STS). Заинтересовались сегментом и международные компании, специализировавшиеся на доставке документов, — UPS, DHL, TNT.
Однако большинство небольших интернет-магазинов пользуются услугами «Почты России» — в лице ее дочернего предприятия «EMC Почта России». Это одно из самых экономичных решений, а база — 42 тыс. почтовых отделений — наиболее широка. К услугам других компаний Интернет-площадки в основном обращаются, когда груз не подпадает под требования EMC.
Впрочем, послекризисное расширение круга участников может привести к снижению цен и большим возможностям для российской Интернет-торговли.
На сегодняшний день единственной службой доставки, обеспечивающей полное покрытие территории России, является «Почта России». При этом скорость и сохранность доставки отправлений не соответствуют общепринятым мировым стандартам и нормам. Например, время доставки отправления по Москве — 1 неделя, в то время как в большинстве западных стран такое отправление доставляется в течение 1-2 суток. Срок доставки из центрального в удаленный регион с использованием
«Почты России» может исчисляться несколькими месяцами (личный опыт автора).
Существует альтернатива в виде операторов экспресс-доставки, но они имеют свои региональные представительства лишь в крупных городах. Груз доставляется в региональный центр, а к дальнейшей транспортировке привлекается либо опять же «Почта России», либо местный экспресс-оператор, который в состоянии доставить отправление в точку назначения. Всё это усложняет цепочку доставки, что напрямую отражается на стоимости и времени. На основании опроса, проведенного ФОМ, респонденты, отметившие в числе недостатков электронной коммерции доставку, указывали на три ключевых обстоятельства: длительность ожидания купленной вещи, необходимость платить за доставку и размер этого платежа. Например, доставка груза весом 2 кг с заявленной стоимостью 3000 рублей у DHL будет стоить 2295 рублей 75 копеек. Аналогичное отправление с использованием «Почты России» обойдется в 35 рублей 15 копеек. Однако DHL гарантирует доставку к вечеру следующего дня, а «Почта России» никаких гарантий по срокам не даёт. Высокая стоимость доставки зачастую обусловлена существенными предпринимательскими рисками, нерыночным образованием транспортных тарифов (например, у ОАО «РЖД») и чрезмерной бюрократизацией.
Российское законодательство по части транспортного документооборота значительно жестче западного, в нем гораздо больше детализации, что существенно тормозит транспортировку грузов. Более того, обилие необходимых формальностей является благодатной почвой для развития коррупции.
Существенным препятствием для перевозчиков также является неразвитая транспортная инфраструктура. Ситуацию усугубляют такие факторы, как климатические и географические особенности. Международные стандарты доставки (в частности экспресс-доставки — как основы электронной коммерции) были сформированы на Западе и привязаны к
развитой там инфраструктуре: хорошая дорожная сеть, сеть кросс-докинговых терминалов (здание, вытянутое стрелкой более чем на 40 м, имеющее много портов на вход и выход, обеспечивающее напольное хранение; верхний предел хранения грузов — 24 часа), четкое расписание авиарейсов, небольшие расстояния между городами. Всё это абсолютно не соответствует российской действительности. Помимо отдаленности и труднодоступности зачастую факторами, увеличивающими сроки доставки, являются устаревшая складская инфраструктура, слабое техническое и технологическое оснащение, неподготовленность кадров. Именно поэтому крупные экспресс-перевозчики предпочитают инвестировать средства в постройку собственных хабов (сортировочных центров) в ключевых регионах. Однако возведение столь сложного инфраструктурного комплекса является чрезвычайно капиталоёмким и потому не может носить характер повсеместного распространения в краткосрочной перспективе. По мнению автора, государство должно принимать более активное и действенное участие, оказывать повсеместное содействие в развитии инфраструктуры. Это уже многократно обсуждалось как на заседании правительства, так и профильных ведомств и комитетов.
Согласно исследованию ФОМ, почти две трети (65%) вовлеченных в интернет-торговлю пользователей платят за покупки наличными при получении, остальные используют иные способы оплаты, подразумевающие, как правило, предоплату. Самый популярный из таких способов - банковская карта (15%). Это полностью коррелирует с данными о финансовой активности россиян в сети, которая остается крайне низкой. Среднестатистический гражданин по-прежнему предпочитает расплачиваться наличными, а т.н. «зарплатные» пластиковые карты используются для обналичивания денег через банкомат, нежели как средство платежа. В США у предприятий, работающих в сфере электронной коммерции, не стояло проблем получения платежа при покупке товаров
пользователями, в связи с массовым распространением банковских карт и культурой использования их в качестве платежного средства.
Российская специфика состоит в том, что продажи в регионах подразумевают налаженную курьерскую сеть для доставки товаров и принятия наличных. Собственная курьерская сеть важна ещё и потому, что практически никто из операторов экспресс-доставки не оказывает услуги доставки с наложенным платежом, что не даёт в комплексе решить сразу две связанные проблемы: «как оплатить?» и «как доставить?». Поэтому пока лишь крупные он-лайн площадки могут позволить себе реализацию товаров на большинстве территории страны. Основная группа предприятий электронной коммерции вынуждена работать с ориентиром на свой домашний регион, где она может наладить надежную схему курьерской доставки для оплаты товара в момент получения.
Согласно проведенным исследованиям, низкое распространение электронных денег в России обусловлено следующими факторами:
• Опасения мошенничества и непрозрачность механизмов работы сервисов электронных денег;
• Высокие комиссии за платежи;
• Ограниченный перечень товаров и услуг, доступных за интернет-деньги;
• Сложная конвертируемость интернет-денег в реальные деньги.
На основании личного опыта использования электронных денег, автор
уверен, что данные причины неиспользования виртуальных денег являются следствием низкой пользовательской грамотностью населения. Во многом плохая осведомленность граждан о выгодах использования данного средства платежа вызвана тем, что сами платежные сервисы не ведут никакой пропагандистской и разъяснительной работы, которая бы помогла понять все достоинства использования электронных валют.
Другой спецификой электронных денег в России является то, что тратятся они иначе, чем реальные купюры: используются преимущественно
для оплаты услуг (интернета, мобильной связи), а не для покупки товаров. Виртуальные деньги тратятся легче и быстрее. При этом размер допустимой траты на одну вещь - в сети гораздо ниже. Именно поэтому, средний размер чека в интернете невелик и составляет всего 3500 рублей. В большинстве случаев, интернет-магазин все еще выполняет функцию удобной витрины, где можно подобрать интересующий товар, а за покупкой отправиться в реальный супермаркет. Как массовая площадка для осуществления транзакций и платежей за товары интернет пока не воспринимается.
Технология платежей в России развивается от расчетов наличными к использованию кредитных карт и далее в направлении бесконтактных средств (NFC). Отличие двух основных методов мобильных платежей связано с положением мобильного клиента по отношению к продавцу: мобильный платеж имеет место, когда продавец является удаленным по отношению мобильного телефона пользователя, например, оплата цифровых товаров посредством PRSMS (Premium Rate SMS), или физических товаров через мобильного WEB-ретейлера; POS (Point of Sale) или непосредственный мобильный платеж, когда ретейлер является физическим, а пользователь находится рядом или вблизи ретейлера.
Сегодня сформировались два сектора рынка: удаленный цифровой: сопряжен с покупкой цифровых товаров и услуг с помощью мобильного устройства, которое является также точкой доставки. Это музыкальные и видео-записи, билеты со стоимостью в интервале от нескольких центов до 20 долларов США; удаленный физический: связан с удаленным приобретением физических товаров и услуг. Товаром может быть практически все что угодно: одежда, электронное оборудование, книги, DVD. Платеж осуществляется с помощью кредитной карты. В таблице 1 представлена классификация мобильных платежей.
Таблица 1 - Классификация мобильных платежей
Мобильная платежная Описание Возможный провайдер
схема
Платеж на счет мобильного телефона Реализуется операторами для малоценных платежей и цифровых товаров Большинство операторов
PRSMS (Premium Rate SMS) Для оплаты цифрового контента и для цифрового ТВ Провайдеры контента, такие как Jamster & ТВ-компании
Мобильный WEB&WAP счет Интерфейс WEB-пользователя для оплаты с помощью кредитной карты UK's PayForlt, Intuit
Средства SMS/Java/SIM Средство платежа с предварительной регистрацией счета и/или мобильного кошелька PayPal Mobile
P2P (Person-to-Person) Обмен через посредство SMS между мобильными телефонами Obopay, Globe Telecom
Приложение SmartPhone Apple iTunes, ngpay
Бесконтактный Схема Wave&Pay, где телефон проводится мимо считывателя (напр. NFC или FeliCa) NTT DoCoMo, MasterCard PayPass
В магазине Мобильный кошелек (Mobile Wallet) Mocapay, Mozido
Источник: Семенов Ю.А. Обзор по материалам ведущих фирм мира, работающих
в сфере сетевой безопасности. www.book.itep.ru/10/2011.htm.
Расширение возможностей потребительских (социальных) сетей.
Социальные сети могут обеспечить:
— чрезвычайно ёмкий рынок с диверсифицированным спросом, что позволяет реализовывать на нем широчайшую номенклатуру товаров;
— выход на национальные, региональные и мировые рынки (позволяют находить покупателей продукции в любом месте земного шара вследствие того, что аудитория социальных сетей находятся во множестве стран).
Уникальные маркетинговые инструменты социальных сетей позволяют очень точно выделять целевую аудиторию и предлагать свои товары или услуги только тем, кто в них потенциально заинтересован.
Наконец, имеет место привыкание к определенному интерфейсу и логике построения сайта. Люди, ориентируясь в социальной сети, без проблем научатся совершать покупки через систему интегрированную в данную социальную сеть. Кроме того, дополнительным преимуществом является то, что отпадает необходимость создавать №ное количество учетных записей и запоминать пароли для разных сайтов.
Интернет-аукционы могут привести в социальные сети платежеспособный спрос на предлагаемые товары. Добавляя к этому то, что в последнее время отмечается тенденция синтеза интернет-аукционов и Интернет-магазинов, когда первые предоставляют опцию покупки товара по фиксированной цене. Это может простимулировать к совершению покупок через социальные сети не только тех, кто любит поторговаться (иными словами аудиторию Интернет-аукционов), но и активных пользователей интернет-магазинов.
Социальные сети используют эффект масштаба, когда число пользователей растет не линейно, а куда более прогрессивно, во всяком случае на начальных этапах. Интернет-продавцы же заинтересованы в том, чтобы выставлять свои товары на площадках с максимальной аудиторией, т.к. шанс реализации продукции на такой площадке несравненно выше.
Интеграция Интернет-аукционов в социальные сети взаимовыгодна и позволяет решить все критические недостатки и сложности обоих бизнес-моделей. С одной стороны, Интернет-аукционы получают неограниченную целевую аудиторию, расположенную во всех уголках Земли, уже предварительно разделенную на целевые группы. С другой стороны, социальные сети смогут в разы увеличить свои годовые доходы с каждого пользователя. Стимулирование роста аудитории будет выгодно и социальным сетям, и Интернет-аукционам. Норма прибыли будет увеличиваться, ведь расходы на обслуживание новых пользователей растут медленнее доходов.
В феврале 2012 года Facebook объявила о выходе на IPO. The Wall Street Journal прогнозирует, что капитализация компании должна составить 75-100 млрд долл И хотя в отличие от реального бизнеса, у интернет-компаний доходы мало влияют на капитализацию, слияние интернет-торговли и социальных сетей позволит как первым, так и последним существенно увеличить свои обороты, доходы и капитализацию.
При этом речь не идет о непосредственном слиянии компаний, владеющих Интернет-аукционами, с компаниями социальных сетей. Скорее всего, не будет идти речь даже о создании совместного предприятия. Современные технологии позволяют интегрировать в интерфейс системы любую базу данных. В данном случае, к социальной сети (отечественной, зарубежной или к той и другой) подключается база данных интернет-аукциона, в которой хранится информация о всех выставленных лотах, совершенных трансакциях и т.д. посредством технологии API (от англ. «application programming interface») — набора готовых классов, процедур, функций, структур и констант, предоставляемых приложением (библиотекой, сервисом) для использования во внешних программных продуктах, используемый программистами для написания приложений.
Технически покупка, по-прежнему, может происходить через Интернет-аукцион, но для пользователя это будет оставаться незаметным. Социальная сеть будет удерживать определенный % от совершаемых сделок, за выставление товара (листинг) через ее интерфейс и т.д.
Наконец, интеграция с социальными сетями., возможно, поможет решить одну из главных проблем Интернет-аукционов — обманы при совершении сделок (т.н. «fraud»). Человек, явно идентифицированный в сети, очевидно, менее расположен к совершению обманных действий по отношению к контрагенту, особенно, если будет реализована возможность «отмечать» нечистоплотных пользователей. Перспектива быть выставленным в нелицеприятном свете перед родственниками, друзьями и коллегами может послужить мощным сдерживающим фактором и повысить надежность сделок, совершаемых через интернет-аукционы.
Как показало исследование, для компаний реализация товаров через Интернет-аукционы, интегрированная в социальные сети, несет ряд весомых преимуществ.
Во-первых, значительно снижаются транзакционные издержки за счет уменьшения региональных представительств, уменьшения штата и
выстраивания более «плоской» структуры компании, что, как следствие, приведет к росту скорости принятия решений, более оперативному реагированию на сигналы рынка и повышению конкурентоспособности.
Во-вторых, множество даже самых небольших компаний могут стать участниками внешнеэкономической деятельности. Это особенно актуально для предприятий, производящих крайне узкопрофильную продукцию, на которую внутренний рынок не предъявляет достаточного спроса и регулярно стоит проблема поиска каналов сбыта. Социальные сети позволят найти выход на потребителей в самых разных точках Земли.
В-третьих, как производный инструмент, социальные сети могут стать инструментом маркетингового исследования для проведения оценок покупательной способности зарубежных потребителей на ту или иную категорию товаров.
Интернет и системы электронной коммерции, особенно Интернет-аукционы, обозначили новую тенденцию — участниками внешнеэкономической деятельности становятся физические лица, и их число неуклонно растет. Наиболее активные участники электронной торговли состоят в социальных сетях, где проводят основную массу своего времени в сети интернет. В связи с этим, интеграция систем электронной торговли в социальные сети позволит охватить существенную часть из тех 29% населения Земли, которые пользуются интернетом, и продавать товары и услуги в месте максимальной концентрации потенциальных покупателей.
Слияние Интернет-аукционов и социальных сетей позволит ускорить процесс всё увеличивающейся вовлеченности физических лиц во внешнеэкономическую деятельность. Компании получат выход на мировой рынок и смогут продавать свои товары, не ограничиваясь регионом, где находится само производственное предприятие. Учитывая тот факт, что социальные сети прочно заняли лидирующую позицию по тому, где люди проводят больше всего своего времени, логичным является внедрение
структуры, позволяющей не только предлагать товары и услуги, но и совершать приобретения непосредственно в социальных сетях.
С другой стороны, интеграция Интернет-аукционов и социальных сетей создаст спрос на аппаратно-программные комплексы в процессе разработки, функционирования и поддержания данных систем электронной коммерции. Здесь российские ^-компании получают возможность выхода со своими программными решениям не только на общероссийский рынок, но и на мировой рынок. Особенно, если будет разработана универсальная платформа, поддерживающая возможность подключения к ней неограниченного числа Интернет-аукционов и социальных сетей.
Потенциальная интеграция Интернет-аукционов и социальных сетей имеет перспективу если не полного решения, то качественного прорыва в проблеме обманов при совершении сделок через Интернет-аукционы. Наличие привязки к реальному человеку может послужить мощным стимулом проводить сделки честно.
Интернет может быть не просто инновационным механизмом коммерции, а играть важную связующую роль между виртуальным и реальным миром. Он преуспевает там, где традиционная связь между производителем / продавцом товара и покупателем оказывается слабой в силу самых различных причин, например, географических.
Будущее электронной торговли в России во многом зависит от быстроты и эффективности внедрения и освоении принципиально новых, перспективных средств ЭК, среди которых выделим следующие.
Гораздо больший актуальный интерес представляют КПК - карманные персональные компьютеры. Тенденции эволюции компьютерной техники на данный момент таковы, что технологический прогресс в итоге всегда приводит к уменьшению размера устройств. Еще 30 лет назад компьютеры занимали целое помещение и могли совершать лишь несколько операций в секунду. На смену им пришли настольные компьютеры, гораздо более мощные и портативные, вызвавшие возникновение концепции РС -
персонального компьютера. По мере дальнейшего совершенствования технологий компьютеры уменьшались в размерах, пока в конце 90х не появилось понятие КПК (РЭА) — карманного персонального компьютера. Первые карманные компьютеры были по сути лишь электронными органайзерами с ограниченными возможностями по пользованию телефонной книгой, калькулятором, планером и другими заранее определенными возможностями.
Особенно активный спрос на карманные компьютеры стал наблюдаться после того, как производители стали оснащать свою продукцию модулями GPRS и Wi-Fi, что сделало доступ в Интернет таким простым, а информацию — такой доступной, как никогда. На сегодняшний день карманные КПК прочно заняли свою нишу в мире компьютерной техники.
Очевидно, что мобильные технологии дали возможность брокерским компаниями предложить своим клиентам новые возможности торговли на рынке ценных бумаг. Исторически первым были варианты доступа к рынку и биржевой информации посредством WAP, который, хотя и казался перспективным при внедрении, в итоге оказался слишком дорогостоящим и технически несовершенным. Единственным его достоинством оказались низкие требования к используемым устройствам — требовался только сотовый телефон.
На смену WAP пришли гораздо более совершенные технологии -GPRS, построенная на основе существующих сотовых сетей, и Wi-Fi, которая только набирают силу, но имеет даже больший потенциал, чем какая-либо другая технология скоростного беспроводного доступа в Интернет. Вариант беспроводных каналов 802.11ac будет обеспечивать пропускную способность на уровне Gigabit Ethernet. Стандарт будет доработан во второй половине 2012, коммерческие версии появятся к концу года. Вариант Wi-Fi 802.11ad, использующий спектр 60 GHz, будет обеспечивать полосу 7 Гбит/c. Такие характеристики сопоставимы с
возможностями проводных технологий Thunderbolt и USB 3.0. Стандарт будет окончательно доработан во втором полугодии 2012. Использование их вместе со стационарным компьютером и ноутбуком является лишь альтернативными методами доступа к Интернету, для торговли используются все те же торговые системы и системы технического анализа.
Устранение недостатков технических средств, дало бы новый мощный импульс развитию аукционной Интернет-торговли.
Выводы.
Российская электронная торговля (в отличие от развитых стран) только переходит от начального к продвинутому этапу своего развития, повторяя тенденции, характерные для других стран.
Автором исследованы предпосылки и тенденции развития Интернет-аукционов в России на современном этапе формирования системы внешнеэкономических связей (накопление достаточного мирового опыта организации и функционирования аукционной Интернет-торговли; повышающий тренд развития современной телекоммуникационной инфраструктуры; эффективное функционирование российского рынка ИТ; активный выход на электронные аукционные площадки как реальных, так и виртуальных магазинов и др.) и сделаны следующие выводы:
— зависимость экономики России от внешней торговли актуализирует необходимость поиска моделей технологического сотрудничества и обмена знаниями и рациональной архитектуры процессов интеграции в мировое и региональное экономическое пространство (ВТО, Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, развитием регионального сотрудничества по другим направлениям (ЕС и странами АТЭС);
— анализируя опыт развитых стран, можно сделать вывод о том, что электронная торговля стала самостоятельной частью рынка. Ее логика развития в нашей стране в ближайшем будущем должна привести к созданию собственной инфраструктуры и интернационализации таких ее эффективных
форм как аукционная Интернет-торговля, как это произошло уже в США, ЕС и других странах;
— предпосылки многоэтапного развития аукционной Интернет-торговли формировались на протяжении многих лет и в настоящий момент позволяют использовать опыт зарубежных стран при формировании концептуальных подходов к стратегии совершенствования механизма развития аукционной Интернет-торговли в России.
Список литературы:
1. Хаммондс, К. Как мы продаем? / К. Хаммондс // Искусство управления. - 2002. - № 13 (Март). - С. 73-82.
2. Хэнсон, У. Шете^маркетинг: Учебно-практическое пособие. / Пер. с англ. Под ред. Проф. Ю.А. Цыпкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 527 с.
3. Чеченов, М. Х. Развитие электронной коммерции в России: Управленческий аспект: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Чеченов Муслим Хусейнович. - М., 2002. - 185 с.