Научная статья на тему 'Эволюция общественных отношений: пути и определяющие факторы'

Эволюция общественных отношений: пути и определяющие факторы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1240
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОСФЕРА / НООСФЕРА / ОБЩЕСТВО / ПРИРОДА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колосова О.Ю.

На Земле сложились специфические природные условия, породившие социальную форму движения. Процесс происхождения человека, то есть антропогенеза, и процесс происхождения общества, то есть социогенеза, представляют единый процесс. Человек и общество возникли одновременно и нельзя их противопоставлять друг другу. Формирование человека связано не только с его социализацией, в которой решающую роль сыграл труд (собственно говоря, без труда не было бы и человека), но и с изменением и совершенствованием его биологической организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция общественных отношений: пути и определяющие факторы»

13. Авдеев Е.А., Бакланов И.С. Социокультурная идентификация: формирование социокультурных ориентиров личности в условиях глобализации // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 32. - С. 26-32.

14. Авдеев Е.А., Бакланов И.С. Информатизация и глобализация: изменения роли знаний в современном обществе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 1. - С. 110-112.

15. Микеева О.А. Анализ методологии и направлений исследований современной социальной реальности // Социально-гуманитарные знания. -2009. - № 9. - С. 241.

16. Несмеянов Е.Е., Матяш Т.П. Науки о духе и природе в неклассической философии: критерии различия и проблема статуса // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 3. - С. 16-20.

17. Камалова О.Н. Эстетическое освоение действительности в контексте философских идей Шеллинга // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 1. - С. 67-69.

18. Камалова О.Н. «Созерцание» в философско-культурологических построениях И. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2012. - № 6. - С. 29-31.

19. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. - 2010. -Т. 4. - С. 396-408.

20. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2011. - № 2. - С. 152-154.

21. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. Актуальны ли мысли Аристотеля о «хорошем» обществе»? // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 3. - С. 11-18.

ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПУТИ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ

© Колосова О.Ю.*

Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь

На Земле сложились специфические природные условия, породившие социальную форму движения. Процесс происхождения человека,

* Профессор кафедры Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, доцент.

то есть антропогенеза, и процесс происхождения общества, то есть со-циогенеза, представляют единый процесс. Человек и общество возникли одновременно и нельзя их противопоставлять друг другу. Формирование человека связано не только с его социализацией, в которой решающую роль сыпрал труд (собственно говоря, без труда не бышо бы и человека), но и с изменением и совершенствованием его биологической организации.

Ключевые слова: биосфера, ноосфера, общество, природа, общественные отношения, природные факторы, социальные факторы.

В работах Ж. Бюффона, Ж. Ламарка, а также Э. Зюсса, предложившего в 1875 году термин «биосфера», В.И. Вернадского и других было доказано, что живые организмы постоянно взаимодействуют и оказывают определенное влияние на геологические процессы. Особенно велика роль В.И. Вернадского в исследовании биосферных явлений. Он писал, что биосфера, обнимающая весь земной шар, состоит из живых веществ и неживых (косных) тел, которые находятся в состоянии постоянного обмена. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества [1].

В живом веществе наблюдаются резкие изменения. Оно постоянно приспосабливается, меняется в зависимости от внешних и внутренних (самого организма) условий. Но с течением геологического времени некоторые организмы вымирали или, же переходили в иные живые вещества вследствие длительных мутационнык процессов, появлялись и новые организмы. Таким образом, постоянный и непрерывный эволюционный процесс природы привел к возникновению человека и человечества. С этого момента начинается ноосфера (термин был предложен Э. Леруа), то есть сфера разума, когда в мироздании центральное место занял антропос (человек).

Общество есть качественно новое образование, имеющее свои законы и имманентную логику [2]. Поэтому при его исследовании необходимо исходить именно из этого качественного отличия, чтобы не стать на позиции натурализма и социального дарвинизма, широко распространенного в XIX веке.

Общество представляет собой совместную форму деятельности людей по производству материальнык и духовных ценностей [3]. Оно возникло на определенном этапе эволюции природы. В основе общества лежит труд, который носит коллективный, то есть общественный, характер [4, 5]. В процессе совместного производства ценностей люди не могут не взаимодействовать, не могут не вступать в определенные производственные отношения (первобытный человек не мог охотиться в одиночку, нельзя производить в одиночку и современную сложнейшую технику). Поэтому К. Маркс был абсолютно прав, когда писал, что общество есть продукт взаимодействия людей.

Определенные материальные и духовные отношения, без которых ни одно общество не может существовать, складываются в процессе совмест-

ной деятельности людей. Поэтому общество еще можно определить как совокупность материальных и духовных отношений. Данные отношения меняются на протяжении всего исторического процесса, естественно, с ними изменением изменяется и общество.

Общество - система, в которой все элементы связаны между собой и постоянно взаимодействуют. Общество представляет собой самодостаточную систему. Это значит, что для своего развития оно не нуждается ни в каких внешних толчках или силах. Оно имеет свои законы развития и функционирования, которые, с одной стороны, существуют независимо от воли и желаний людей, а с другой - являются продуктом сознательной деятельности людей [6]. Например, закон о решающей роли материального производства в общественном развитии, закон о соотношении производства и потребления, закон стоимости, закон о производстве и воспроизводстве, общественной жизни. Эти законы могут быть всеобщими, действующими на протяжении всей человеческой истории, а также частными - действующими на определенном отрезке времени исторического процесса, или специфическими - проявляющимися в том или ином конкретном социальном организме.

Общество существенным образом отличается от природы, и было бы неверно редуцировать его к природным процессам и феноменам. Но, в то же время, ошибочно игнорировать влияние природы на формирование общественных отношений [7]. Природа и общество едины, поэтому изучение общества без анализа природных явлений, без выяснения их влияния на развитие и функционирование социума (общества) немыслимо. Человечество, отдаляясь в процессе своего развития от природы, тем не менее, всегда должно помнить, что в его основании лежат природные факторы. Поэтому правомерно было бы говорить о социоестественной истории, то есть о такой истории, которая включает в себя не только чисто социальные, но и природные факторы.

Природные условия оказывали (и оказывают) огромное влияние на формирование общественных отношений. Люди селились в местах, пригодных для жизни, их хозяйственная деятельность во многом определялась географической средой. Так, жители берегов рек и морей занимались рыболовством, тогда как в степных районах - скотоводством, земледелием. В жизни горских народов центральное место отводилось охоте и скотоводству, так как горные районы почти не были пригодны для земледелия, но зато диких животных было в изобилии.

Природные условия оказывают влияние и на формирование культуры, традиций, образования, воспитания [8, 9, 10, 11, 12]. Естественным фактором развития человечества является природа, и ее законы всегда будут проявляться в той или иной форме в собственно социальной организации людей. Но вместе с тем, переход к социуму [13] есть качественный скачок к иной форме движения - к социальной форме [14], несводимой к низшим

формам движения материи. Законы общества и законы природы отличаются друг от друга, как по характеру действий, так и по диапазону. Во-первых, законы природы более долговечны, чем законы общества. Во-вторых, законы природы есть законы стихийных сил, тогда как законы общества есть законы сознательной деятельности людей [15]. Специфика их состоит в том, что они проявляются как законы-тенденции, пробивают себе дорогу через множество случайностей и массовых явлений, отсюда и трудности их изучения и исследования.

Общественные законы делятся на общие, частные и единичные [16]. Общие законы действуют на протяжении всей человеческой истории, частные - охватывают определенные общественно-экономические формации, единичные законы действуют на протяжении одной формации. Общественные законы оказывают влияние на формирование культуры [17, 18, 19].

Общество, являясь качественно новым образованием, возникшим в ходе длительной эволюции природы, имеет исходный пункт анализа взаимодействия с природой [20]. Исходным пунктом выступает труд. Подлинным человеческим трудом занимаются лишь люди, наделенные сознанием и поступающие сознательно.

Отношение людей к природе проявляется, по крайней мере, в четырех формах: в форме производственного освоения природных ресурсов, медицинского, морального и эстетического наслаждения. Производственное отношение к природе является главным отношением, так как именно в процессе производства создаются материальные ценности, имеющие решающее значение для жизнедеятельности человека [21]. Это отношение всегда будет играть важнейшую роль в функционировании любого общества. Оно способствует постоянному совершенствованию и развитию социума по восходящей линии [22]. Оно есть средство производства и воспроизводства всей общественной жизни. Его невозможно прервать, потому что прервется и жизнь самого общества.

Список литературы:

1. Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 5. - С. 80-85.

2. Гончаров В.Н. Концепция информационного общества в контексте социально-экономического развития // Сборники конференций НИЦ Социо-сфера. - 2013. - № 1. - С. 029-031.

3. Гончаров В.Н. Социально-политические аспекты развития информационного пространства // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. -№ 17. - С. 68-70.

4. Goncharov VN. The social information in the social communication system // European Journal of Natural History. - 2010. - № 3. - С. 82-84.

5. Goncharov VN. The public information: kinds and properties // European Journal of Natural History. - 2011. - № 4. - С. 32-33.

6. Несмеянов Е.Е., Руденко А.М. О культурфилософском потенциале трехтомника «Лекции и доклады членов российской академии наук в СПБГУП (1993-2003)» в контексте научной мысли современности // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 1. - С. 223-233.

7. Говердовская Е.В. Особенности проектирования образовательного пространства высшей школы в поликультурном регионе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - № 4. - С. 7-10.

8. Говердовская Е.В., Димидова М.А., Телицына И.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя как средство оптимизации воспитательного процесса // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - № 3. - С. 15-19.

9. Кириллова Л.С. Компетентностный подход в подготовке бакалавров социальной работы // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2009. - № 4. - С. 104-108.

10. Лобейко Ю.А. Роль акмеологического подхода и рефлексивной педагогики в профессиональном становлении будущего учителя // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1 (5). - С. 204-211.

11. Лобейко Ю.А. Проблема адаптации в условиях современной высшей школы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. -№ 3. - С. 23-25.

12. Лобейко Ю.А. Роль акмеологического подхода и рефлексивной педагогики в профессиональном становлении будущего учителя // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1 (5). - С. 204-211.

13. Авдеев Е.А., Бакланов И.С. Социокультурная идентификация: формирование социокультурных ориентиров личности в условиях глобализации // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 32. - С. 26-32.

14. Микеева О.А. Анализ методологии и направлений исследований современной социальной реальности // Социально-гуманитарные знания. -2009. - № 9. - С. 241.

15. Несмеянов Е.Е., Матяш Т.П. Науки о духе и природе в неклассической философии: критерии различия и проблема статуса // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 3. - С. 16-20.

16. Авдеев Е.А., Бакланов И.С. Информатизация и глобализация: изменения роли знаний в современном обществе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 1. - С. 110-112.

17. Гончаров В.Н. Религия в системе современной культуры // European Social Science Journal. - 2014. - Т. 1. - № 1. - С. 14-17.

18. Камалова О.Н. Эстетическое освоение действительности в контексте философских идей Шеллинга // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 1. - С. 67-69.

19. Камалова О.Н. «Созерцание» в философско-культурологических построениях И. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2012. - № 6. - С. 29-31.

20. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. - 2010. -Т. 4. - С. 396-408.

21. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2011. - № 2. - С. 152-154.

22. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. Актуальны ли мысли Аристотеля о «хорошем» обществе»? // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 3. - С. 11-18.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ: РОЖДЕНИЕ, ВОПЛОЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ

© Щербаков В.Ф.*

Московский государственный институт культуры, г. Москва

Статья посвящена анализу процесса постижения музыкального произведения как мира музыкальных образов. Автор выявляет специфику общения в концертном зале с «живой музыжой» и с музыжой, увековеченной в записи, анализирует готовность к восприятию оригинальных, нестандартных интерпретаций, характерных для выдающихся музыкантов. В статье обоснована необходимость формирования эстетических и этических идеалов, следование которым является условием рождения, воплощения и восприятия музыкальных образов, созданных великими музыкантами.

Анализируя специфику встречи с музыкой, ее восприятия, вхождения в мир музыжальнык образов, Г. Орлов - выщающийся музыкант-культуролог -замечает, что «мы привыкли время от времени отправляться в концертный зал, театр, музей или кино, чтобы утолить жажду прекрасного, развлечься или просто выполнить светский долг. Решившись пожертвовать живыши впечатлениями, мы можем оставаться дома и насладиться их высококачественными суррогатами - послушать концерт по радио или телевидению, поставить запись, перелистать альбом художественных репродукций. Мы вполне освоились с ролью потребителя. Художественные «блага» доставляются нам в готовом к употреблению виде, мы довольны, получая ожидаемое, и нимало не смущаемся своей полной непричастностью к созданию этих ху-

* Заведующий кафедрой Специального фортепиано, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.