266
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
лежат обезьяне. Третьи предполагали, что зуб, череп и бедренная кость принадлежат разным существам. «Война за питекантропа» не выявила однозначного победителя.
Видимо можно прийти к выводу о том, что применение парадигмы wie es eigentlich gewesen, корреспондентской концепции истины приводит к появлению и борьбе конкурирующих и во многом равноправных концепций, где нельзя отдать предпочтение какой-нибудь, т.к. верифицировать их взгляды уже не удастся. «Следы» прошлого настоящего в настоящем настоящем никогда не будут тождественны прошлому. Однако этот вывод не предполагает полного игнорирования модели корреспонденции, внешней и внутренней критики источников, стремления к поиску новых «следов», а говорит о необходимости использовать и иные модели познания в историческом исследовании.
Список литературы:
1. Августин А. Исповедь. - М.: Ренессанс, 1991.
2. Нестерух М.Ф. Происхождение человека. - М.: Изд-во «Наука», 1970.
3. Ранке Л. Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII столетиях: в 2 тт. - ЛИБРОКОМ, 2012.
ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© Колосова О.Ю.*
Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь
Природа имеет свою вечную первооснову - как неживую, неорганическую составляющую, так и живую природу, являющуюся своеобразной надстройкой над природой неживой, продуктом развития последней. На всех этапах истории прослеживается зависимость общества от природы, однако значимость различных составляющих природной среды в разные периоды была неодинаковой.
Природа в философии - это вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества. При таком подходе понятие природы характеризует ее место и роль в системе исторически изменяющихся отношений к ней человека и общества [1-3].
* Профессор кафедры Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, доцент.
Философские науки
267
С одной стороны, исторически конкретный характер отношения человека, общества и природы не отменяет некоторых его общих моментов. Неизменным в нем остается то, что человек, а вместе с ним и общество, вышли из природы и поэтому генетически, по происхождению, связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа - базис, без которого не было бы ни человека, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков. С другой - человек, общество живут природой. Так, многие природные компоненты в естественном виде выступают необходимыми условиями жизни и жизнедеятельности человека и человечества (воздух, вода, определенный температурный режим), а также сама возможность жизни человека, само существование общества были бы немыслимы без постоянного обмена веществ с природой в процессе материального производства, а в дальнейшем информационно-технологического [4].
Первенствующую роль на ранних этапах играли источники средств жизни (дикие растения, животные, коренья), а в дальнейшем с развитием производства на первый план все больше выдвигались естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, руды металлов). Богатства второй группы стали в эпоху цивилизации одним из важнейших условий развития производства, а, следовательно, и всего общества. Это свидетельствует о том, что сам характер взаимодействия человека и общества с естественной средой обитания определяется не одной только природной средой, но и уровнем развития духовных аспектов сознания [5] и производства.
Каково же влияние природы, ее факторов на развитие общества, на ход и характер исторического процесса?
Это влияние многогранно. Прежде всего, природа является необходимой средой существования и развития общества. В природе люди находят пресную воду для питья, орошения и других производственных нужд, воздух для дыхания и горения, строительные материалы, руду, уголь, нефть, газ, плодородные земли.
Природные условия в свою очередь влияют на размещение производства, на территориальное разделение труда, а значит, и на расселение людей. Влияние природных условий на темп развития общества, несомненно. Так, чрезмерно суровые природные условия, подавлявшие человека, равно как и слишком щедрая природа, не стимулировавшая активность людей, сдерживали в свое время развитие общества и на Крайнем Севере, и в тропиках.
На общественную жизнь оказывает влияние ритмичность природных процессов. Это находит свое отражение в цикличности производства и потребления электроэнергии, в определенных производственных циклах в сельском хозяйстве и целом ряде так называемых сезонных отраслей промышленности.
268
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Воздействие природы на жизнь общества просматривается в том, что стихийные бедствия могут оказывать серьезное влияние на жизнь людей в отдельных районах. Такие космические факторы, как атмосферное давление, состояние магнитного поля Земли, активность Солнца, отражаются на состоянии здоровья и самочувствии людей.
Рассмотрим на различных этапах истории отношение к природе и ее оценку. Особенности культуры той или иной эпохи, ее общий духовный климат [6], бесспорно, сказывались на различии в отношении к природе и ее оценке в разные периоды.
В античном обществе в философии, да и в культуре в целом, ведущей идеей был космоцентризм [7]. Космос, его устройство, его гармония противопоставлялись хаосу, а идеалом считалась жизнь в согласии с природой. Поэтому одной из главных задач выступало постижение природы, ее тайн.
Средние века отмечены решительными сдвигами в понимании природы и в отношении к ней. Поскольку природа бездуховна, она источник зла, нечто низкое в сравнении с человеком, наделенным душой, а потому и недостойное внимания. Правда, параллельно существовала и иная тенденция: так как природа сотворена богом, она заслуживает изучения для проникновения, в частности, в планы творца и постижения его мудрости, запечатленной в природных процессах и явлениях.
Эпоха Возрождения отмечена поворотом к природе как источнику радости и полноты жизни в противовес аскетизму средневековья. Это нашло свое наиболее яркое выражение в искусстве эпохи.
В период становления промышленного капитализма, с наступлением Нового времени происходит еще один серьезный сдвиг в подходе к природе и ее оценке. Этот новый подход можно определить как примитивно-потребительский. Природа начинает рассматриваться как объект преобразования, как кладовая, из которой остается только черпать, ничего не отдавая взамен. В этом новом подходе своеобразно проявились особенности экономической основы капитализма. Подобный подход, его начала заложены уже у Ф. Бекона в его формуле: знание - сила, оно источник господства над природой. Еще рельефнее такой взгляд на природу выражен в печально знаменитой формуле: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача».
Такой узкоутилитарный подход к природе вырос, если оставить в стороне его чисто экономические основы, на почве объективизма науки, ее отношения к природе, лишь как объекту, как к чему-то внешнему, отчужденному от человека. Успехи науки и технико-технологические достижения в «покорении» природы породили иллюзию всесилия и полной надприродно-сти человека, что нашло свою реализацию в идее антропоцентризма и во все более глубоком отчуждении человека от природы [8]. Несомненно, работала и абсолютизация социологизаторских концепций общества и человека при забвении природных подоснов того и другого, пренебрежения ими.
Философские науки
269
В результате сложилась технократически-сциентистская формула отношения к природе и тесно связанная с ней односторонне социологизаторская концепция человека, что, в конечном счете, сыграло немалую роль в возникновении той тяжелой ситуации в системе общество - природа, которая получила название экологического кризиса. Подобная формула фактически соответствовала реальной практике взаимоотношений общества и природы вплоть до середины ХХ столетия. Именно этот рубеж стал исходным для начала формирования качественно нового отношения к природе.
Суть перемен в отношении к природе на этом новом этапе состоит, во-первых, в преодолении антропоцентристского подхода к природе; во-вторых, в начале изменения в отчуждении человека от природы и в повороте к осознанию, а в перспективе и к восстановлению единства человека с его биотическим окружением, к восприятию человеком себя как части природы. Речь вместе с тем идет о переходе от жесткого, одностороннего монолога и даже диктата в обращении человека с природой к компромиссу, к диалогу между разумом и природой и обществом на разумной основе [9]. Поэтому третий момент в трансформации отношения к природе - отказ от примитивно-потребительских установок, от неограниченного давления техносферы на природу и решительный переход к сознательности, организованности, разумности и гуманности во взаимодействии общества с природой. Безусловно, актуален поиск новых идей духовной жизни социума и личности, возрастание роли общественного интеллекта, сопровождающегося разработкой новой концепции образования будущего человечества [10-16].
Становление нового отношения к природе - это процесс, который находится в самом начале и пока еще очень далек от завершения. Необходимо очень и очень многое, чтобы вытеснить из практики и общественного сознания складывавшиеся столетиями стереотипы, старые установки и взгляды, довольно часто дающие о себе знать в возникновении все новых очагов экологического бедствия.
Список литературы:
1. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. - 2010. -Т. 4. - С. 396-408.
2. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2011. - № 2. - С. 152-154.
3. Авдеев Е.А., Бакланов И.С. Информатизация и глобализация: изменения роли знаний в современном обществе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 1. - С. 110-112.
270
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
4. Гончаров В.Н. Концепция информационного общества в контексте социально-экономического развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 1. - С. 029-031.
5. Гончаров В.Н., Леонова Н.А. Мифологическое сознание в системе социального развития // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - № 4. - С. 47-50.
6. Несмеянов Е.Е., Матяш Т.П. Науки о духе и природе в неклассической философии: критерии различия и проблема статуса // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 3. - С. 16-20.
7. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е. Е. Актуальны ли мысли Аристотеля о «хорошем» обществе»? // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 3. - С. 11-18.
8. Камалова О.Н. «Созерцание» в философско-культурологических построениях И. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. -
2012. - № 6. - С. 29-31.
9. Камалова О.Н. Эстетическое освоение действительности в контексте философских идей Шеллинга // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 1. - С. 67-69.
10. Говердовская Е. В. К проблеме модернизации высшего профессионального образования в Северо-Кавказском регионе // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 57. - С. 96-104.
11. Говердовская Е. В. Культурно-образовательное пространство Северного Кавказа: ориентиры, проблемы, решения // Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 6. - С. 218-227.
12. Говердовская Е. В. Направления обновления высшего профессионального образования в поликультурном пространстве Северного Кавказа // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1. - С. 29-34.
13. Говердовская Е. В. Профессиональное образование как средство социализации молодежи и нейтрализации негативных социальных явлений в регионе Северного Кавказа // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2007. - № 11. - С. 87-92.
14. Лобейко Ю. А. Паритет здоровьесберегающего профессионального образования будущих педагогов в контексте антропологического подхода // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - №4. - С. 33-40.
15. Лобейко Ю. А. Проблема адаптации в условиях современной высшей школы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2014. - № 3. - С. 23-25.
16. Лобейко Ю. А. Роль акмеологического подхода и рефлексивной педагогики в профессиональном становлении будущего учителя // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1 (5). - С. 204-211.