Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА'

ЭВОЛЮЦИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / FREIGHT TRANSPORTATION / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / QUALITY INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ничипорук А.О.

Рассмотрена сложившаяся структура и классификация показателей качества продукции и перевозок грузов, а также современные рекомендации ученых и нормативно-правовых документов в этой области. Сделаны выводы об оптимальном перечне показателей, достаточных для оценки качества перевозки грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ничипорук А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND PROBLEMS OF CREATION OF TRANSPORT AND LOGISTIC SYSTEMS OF CARGO DELIVERY

The structure and elements of logistic systems, experience and features of their creation on transport are considered. The concept is formulated and the structural composition is offered, tasks and the directions of researches in the field of development of methodical quality assurance and efficiency of functioning of transport and logistic systems are designated.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА»

УДК 656.624.3

А.О. Ничипорук, к.т.н., доцент, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЭВОЛЮЦИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: грузовые перевозки, показатели качества.

Рассмотрена сложившаяся структура и классификация показателей качества продукции и перевозок грузов, а также современные рекомендации ученых и нормативно-правовых документов в этой области. Сделаны выводы об оптимальном перечне показателей, достаточных для оценки качества перевозки грузов.

В условиях плановой экономики особым определяющим статусом пользовались государственные нормативные документы. Так, в 1970 г. введен в действие ГОСТ 15467 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» [1]. В соответствии с ГОСТ под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением, а показателями качества являются количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

В стандарте выделяются четыре вида показателей качества: единичные, комплексные, определяющие и интегральные показатели качества.

Единичные показатели характеризуют одно из простых свойств продукции, комплексные - несколько простых или одно сложное. Определяющим является показатель, по которому принимается решение оценивать качество продукции, находится он на основании оценки единичных или комплексных показателей качества с учетом их весомости. Комплексный определяющий показатель также называется обобщенным.

Интегральный показатель качества, являющийся частным случаем комплексного, определяется соотношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на её создание и эксплуатацию или потребление. Обратная интегральному показателю величина - удельные затраты на единицу эффекта.

Для большей наглядности классификацию показателей и их взаимосвязь представим на рис. 1.

Показатели качества

Рис. 1. Общая классификация и взаимосвязь показателей качества по ГОСТ 15467

На практике, однако, часто под интегральным показателем понимается комплексный показатель, определяемый суммированием произведений показателей на их весо-

вые коэффициенты, что по ГОСТ 15467 соответствует определяющему показателю качества. На транспорте примером комплексных показателей являются скорость и сохранность доставки грузов, интенсивность грузовых работы, а интегральных - прибыль, отнесенная к тоннаже-суткам флота в эксплуатации, себестоимость перегрузки 1 т груза и др.

В последующий период приведенная выше классификация показателей качества применяется на всех видах транспорта с определенной модификацией.

Так, на железнодорожном транспорте рассматриваются три понятия качества: простое, сложное и интегральное [2]. При этом простое и сложное качество характеризуются соответственно одним или всеми натуральными показателями или свойствами при абстрагировании от стоимостных показателей, которые учитываются только при определении интегрального качества. Таким образом, в данном случае интегральные показатели рассматриваются как отдельная группа, а не частный случай сложных (комплексных) показателей.

Среди показателей качества продукции водного транспорта выделяют единичные, комплексные и интегральные показатели с трактовкой, схожей с определениями, данными в ГОСТ 15467 [3-5].

На речном транспорте существовавшая в то время оценка качества перевозок грузов характеризуется сроками доставки груза, сохранностью их перевозок, обеспечивающей доставку заданной партии груза (за вычетом естественной убыли) [5-7].

На морском транспорте в исследовании, выполненном в 1984 г. Панибратцем Н.А. [4], указывается, что оценка качества продукции транспорта должна производиться сопоставлением дополнительных затрат на повышение качества с тем выигрышем, который может быть получен при ее потреблении. Однако при имевшихся в то время ограничениях в получении сведений о выигрыше грузовладельцев от повышения качества работы транспорта Н.А. Панибратец пришел к выводу о невозможности использования такого подхода, в результате чего было сделано предложение оценивать только вероятные убытки клиентуры транспорта от несохранности грузов при транспортировке. Обозначенная позиция ученых морского транспорта со временем не изменилась. Так, в более поздней работе Винникова В.В. [8] подчеркивается, что качество продукции морского транспорта включает время доставки грузов, их сохранность, а также эффективность работы самого транспорта.

В 1996 г. в дополнение к общей классификации, применимой к любой продукции (товару, услуге), была рекомендована номенклатура показателей качества грузовых перевозок, установленная ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества» [9]. При этом особо подчеркивается, что исходная номенклатура показателей качества должна формироваться с учетом потребностей потребителей, требований отраслевых нормативных документов, стандартов и методик, действующих на транспорте конкретного вида. В качестве основного метода определения исходной номенклатуры рекомендуется экспертный метод.

Для лучшего восприятия представим рекомендуемую номенклатуру показателей на рис. 2. ГОСТ регламентирует использование трех основных групп показателей качества: своевременности выполнения перевозки, сохранности перевозимых грузов, экономических показателей. Первые две группы представляют собой совокупность единичных и комплексных показателей, третья - интегральные показатели.

Показатели качества грузовых перевозок (ГОСТ Р 51005)

X

своевременность выполнения перевозки

перевозка груза к назначенному сроку

среднее отклонение прибытий, груза от назначенного срока: среднее превышение назначенного срока: максимальное превышение назначенного срока: максимально допустимое отклонение от назначенного срока: число отклонений прибытия груза к назначенному сроку; число прибытий грузов к назначенному сроку

регулярность прибытия груза

среднее число прибытий груза за единицу времени; минимальное число прибытий груза за единицу времени; среднее время между поступлениями груза: максимальное время между поступлениями груза: минимальное время между поступлениями груза: число отклонений от установленной регулярности поступления груза: число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью

срочность перевозки груза

нормативное {договорное) время перевозки груза: среднее время перевозки груза: максимально допустимое время перевозки груза: максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза: процент прибытий груза в сверхнормативное время: среднее отклонение от нормативного времени; средняя скорость перевозки груза: суточный пробег транспортного средства: число прибытий груза за нормативное время

I

сохранность перевозимых грузов

без потерь

нормы убыли; удельные потери груза: средние потери грузов при перевозке; стоимость потерь груза при транспортировке; количество грузов, доставленных без потерь; коэффициент снижения качества грузов при перевозке

без повреждений

доля грузов, перевезенных без повреждений: средний ущерб от повреждений груза: удельные издержки от повреждений груза

без пропажи

экономические

удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта: удельные полные расходы на доставку груза: затраты на производство погрузоч-но-разгрузочных и складских работ; процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара)

удельные издержки от несохраынои пфевозки; доля пропажи грузов при перевозке; средний ущ ерб от пропажи грузов

без загрязнения

коэффициент загрязнения грузов при перевозке (отношение количества загрязненных грузов к общему количеству перевезенных грузов); доля груза, не принятая грузополучателем после перевозки из-за загрязнения; допустимый процент посторонних примесей в грузе; доля посторонних примесей в грузе

Рис. 2. Номенклатура показателей качества грузовых перевозок по ГОСТ Р 51005

Следует отметить, что действующие отраслевые нормативные документы (правила перевозки грузов, транспортные кодексы и уставы) на всех видах транспорта регламентируют определение сроков доставки, применение норм естественной убыли, а также ответственность за несоблюдение сроков доставки и несохранность груза [1016], что соответствует ГОСТ Р 51005 и рекомендуемым основным группам показателей, ориентированным на своевременность и сохранность перевозки.

При этом во множестве работ [2-8] справедливо отмечалось, что качество продукции транспорта должно оцениваться с позиций грузовладельцев и народного хозяйства. Однако в период выполнения указанных работ к перевозкам предъявлялись требования только по обеспечению своевременной, сохранной доставки груза при минимальных народнохозяйственных затратах и, как следствие, применялись соответствующие показатели качества.

Тем не менее, сложившиеся общемировые тенденции, изменения в отраслевой нормативной базе, вновь принятые программы развития транспорта страны, увеличение и ужесточение требований клиентуры указывают на необходимость расширения существующей номенклатуры показателей качества.

В проводимых исследованиях стала просматриваться необходимость оценки качества работы транспорта с позиций соблюдения интересов клиентуры, обслуживаемых предприятий, а также с учетом социально-общественной значимости транспорта.

В частности, в работах В.Г. Галабурды, Б.М. Лапидуса, В.А. Персианова [2, 17] указывается, что кроме традиционных требований соблюдения сроков доставки и сохранности грузов важным транспортным качественным показателем является уровень безопасности перевозок. Обращается внимание на то, что в результате некачественного и неполного удовлетворения потребностей в перевозках возникает экономический, социальный и экологический ущерб, включающий в себя не только потери из-за несвоевременности и несохранности доставки грузов, но и потери, связанные с ухудшением условий и безопасности труда, отрицательным воздействием несохранных перевозок на транспортные средства, работников транспорта и окружающую среду.

На железнодорожном транспорте в результате проведенных исследований Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидусом, М.Ф. Трихунковым [2] было предложено показатели качества транспортного производства разделить на четыре подсистемы:

- качество работы транспорта и его территориально-производственных подразделений - оценивается простыми и сложными натуральными показателями качества использования подвижного состава;

- качество перевозок (продукции) транспорта - оценивается временем, скоростью доставки грузов и степенью их сохранности;

- качество транспортного обслуживания производства и населения - определяется сопоставлением планового и фактически выполненного объемов перевозок грузов, в результате чего находится уровень удовлетворения потребностей в грузовых перевозках народного хозяйства, его отраслей, объединений и предприятий;

- качество транспортного обеспечения страны и (или) регионов, для характеристики которого используются относительные показатели густоты сети и её перевозочной мощности.

На речном транспорте В.Н. Костров, А.И. Телегин, В.В. Цверов и др. [5, 18-20] подчеркивают, что потребителей с позиций логистики товародвижения и теории транспорта интересуют следующие моменты: своевременная и надежная доставка грузов; готовность поставщиков товаров и транспортных услуг удовлетворить экстренные нужды клиента; бережное обращение с товаром при погрузочно-разгрузоч-ных работах и перевозке; разумные издержки доставки грузов.

Соответственно, основными критериями, используемыми грузоотправителями при оценке видов транспорта и схем доставки, являются: затраты на транспортировку, время перевозки, сохранность груза, частота отправления перевозочного средства,

надежность соблюдения графика, универсальность транспорта, доступность в географическом плане, культура обслуживания.

Особо отмечается, что исходя из необходимости учета государственных требований, целесообразно также использовать критерии экологичности и безопасности.

На автомобильном транспорте значительное внимание обращается на требования своевременности доставки, сохранности груза, приемлемую стоимость транспортных услуг, безопасность перевозок и защиту окружающей среды как основные требования, предъявляемые потребителями к услугам транспорта [21].

В стандартах, регламентирующих деятельность экспедиторов и оказание ими услуг (в том числе по обоснованию, организации и обеспечению доставки груза в интересах и в соответствии с требованиями клиента-грузовладельца), - ГОСТ Р 522982004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» [22] и ГОСТ Р 5113398 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования» [23], среди основных требований к предоставляемым экспедитором услугам можно выделить следующие, имеющие непосредственное отношение к оценке качества транспортно-экспедиторских услуг: комплексность, точность и своевременность исполнения, безопасность, обеспечение сохранности груза, этичность обслуживающего персонала, информативность. На железнодорожном транспорте также дополнительно указаны требования экологичности и эстетичности условий обслуживания.

Применительно к транспортно-логистическим системам в работе [24] указано, что одним из важнейших показателей качества функционирования ТЛС является безопасность, причем речь идет не только об экологической, техногенной, военной безопасности, но и о защите от экономических последствий в работе предприятий или процессов транспортировки.

Исследования белорусских ученых [25, 26] показали, что при выборе вида транспорта в первую очередь принимаются во внимание такие параметры, как надежность соблюдения графика поставки, продолжительность и стоимость доставки, а при оценке надежности логистических схем доставки наиболее важными параметрами являются: своевременность и сохранность грузов; совместимость, характеризуемая технологическим, техническим и экономическим взаимодействием; безопасность движения и экологическая; имидж, репутация участников схемы доставки.

Там же приводятся экспертные данные о ранжировании показателей зарубежными грузовладельцами и экспедиторами при выборе логистической схемы доставки (таблица 1).

Таблица 1

Ранжирование показателей выбора перевозчиков за рубежом

Наименование показателя Ранг Наименование показателя Ранг

Надежность соблюдения сроков 1 Квалификация персонала 7

доставки

Транспортно-логистические из- 2 Гибкость логистических схем 8

держки доставки

Общее время доставки «от двери до двери» 3 Процедура заявки (заказа транспортировки) 9

Стабильность предоставления услуг 4 Сервис «на линии» (комплексность) 10

Потери и хищения груза (сохранность груза) 5 Гибкость предоставления услуг 11

Экспедирование отправок (информативность) 6

Необходимо отметить, что главными по рангу являются показатели, которые, в основном, и применяются на транспорте.

В работе [20] указывается, что показатели экологичности и безопасности в РФ практически не используются, однако анализ зарубежного опыта показывает о проявлении интереса к ним со стороны транспортных организаций, что обусловлено сложившейся в этой области политикой государства. Например, предприятия, обслуживающие перевозки завода компании Heineken Den Bosch в Голландии, отчитываются перед заводом по ряду показателей, в том числе за экологичность и безопасность. В том же источнике приведен пример ранжирования критериев выбора вида транспорта при использовании логистических принципов перевозки «от двери до двери» и «точно в срок» (таблица 2).

Таблица 2

Ранжирование критериев выбора вида транспорта с позиций логистической перевозки

Критерии Принципы перевозки Максимальная оценка в баллах

Стоимость перевозки груза «от двери до двери» 25

«точно в срок» 25

Заданное время перевозки «от двери до двери» 20

«точно в срок» 20

Сохранность груза «от двери до двери» 15

«точно в срок» 15

Частота отправления перевозочного средства «от двери до двери» 5

«точно в срок» 10

Надежность соблюдения графика «от двери до двери» 5

«точно в срок» 10

Универсальность транспорта «от двери до двери» 10

«точно в срок» 5

Доступность в географическом плане «от двери до двери» 5

«точно в срок» 5

Культура обслуживания «от двери до двери» 5

«точно в срок» 3

Экологичность транспорта «от двери до двери» 5

«точно в срок» 4

Безопасность транспорта «от двери до двери» 5

«точно в срок» 3

Всего «от двери до двери» 100

«точно в срок» 100

Критерии по стоимости, времени и сохранности перевозки из ста баллов составляют 70-80, а вместе с экологичностью и безопасностью - 80-87. Следовательно, использование для оценки качества перевозок грузов показателей, соответствующих данным критериям (традиционно используемым на всех видах транспорта и новым, включаемым в соответствии с требованиями современной отраслевой нормативной базы, проводимой государственной политикой и общемировыми тенденциями), позволяет охватывать и учитывать 80-87% требований потребителей транспортных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Усиление внимания и возникновение дополнительных требований к обеспечению безопасности (в том числе и экологической) в области эксплуатации транспортных средств, терминалов, осуществлению перевозок и перегрузочных работ связаны с принятием законов «О техническом регулировании» и «О транспортной безопасности» [27, 28], технических регламентов по безопасности на различных видах транспорта [29-32] и внесением соответствующих изменений в отраслевые нормативные документы [10, 11].

Также необходимо отметить целевые установки «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» [33], принятой в 2008 г. в числе которых:

- обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны;

- повышение уровня безопасности транспортной системы;

- снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду;

- конкурентный уровень удельных транспортных издержек в конечной цене продукции;

- повышение коммерческой скорости и ритмичности продвижения партий товаров и др.

Транспортной стратегией отмечена необходимость стимулирования поэтапного повышения качества транспортных услуг, повышения конкурентоспособности перевозчиков при заданных уровнях безопасности и экологичности транспорта. Предусмотрено усиление внимания государства к экологическим факторам и подчеркивается, что поддержание низкой доли транспортных издержек в стоимости продукции при соблюдении жестких норм по экологии и безопасности является одной из мировых тенденций в развитии транспорта. Обозначена необходимость определения параметров и стандартов качества, развития нормативно-правовой базы в сфере оказания транспортных услуг (безопасность, экологичность, качество транспортных услуг), роста объема мультимодальных (смешанных) перевозок с участием внутреннего водного транспорта (ВВТ).

В принятой в 2016 г. «Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» [34] среди основных целей развития внутреннего водного транспорта РФ также указаны повышение качества и доступности услуг для грузовладельцев, безопасности и экологичности ВВТ.

Планируется обеспечение транспортной безопасности, снижение объемов выбросов вредных веществ, стимулирование организаций ВВТ к внедрению систем экологического менеджмента [35]. Для повышения безопасности, экологичности и энергоэффективности перевозок на ВВТ необходима разработка программы модернизации инфраструктуры ВВТ по снижению ее негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение экологической безопасности при эксплуатации флота. Одной из основных задач повышения доступности и качества услуг ВВТ является создание условий для переключения грузопотоков с перегруженных участков автомобильных дорог на ВВТ.

Список литературы:

[1] ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» . М.: Стандартинформ, 2009. - 22 с.

[2] Экономика железнодорожного транспорта : учебник для вузов ж.д. транспорта / под. ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. - М.: УМЦ ЖДТ, 2006. - 801 с.

[3] Брухис, Г.Е. Коммерческая эксплуатация морского транспорта : учебник / Г.Е. Брухис, Н.А. Лущан. - М.: Транспорт, 1985. - 264 с.

[4] Панибратец, Н.А. Управление качеством продукции морского транспорта / Н.А. Панибра-тец. - М.: Транспорт, 1984. - 135 с.

[5] Управление качеством продукции и перевозок грузов : учебное пособие / В.Н. Костров, А.И. Телегин [и др.]. - Н. Новгород: ВГАВТ, 2011. - 448 с.

[6] Бучин, Е.Д. Показатели оценки качества перевозки грузов речным транспортом : учебное пособие. - Горький: ГИИВТ, 1977. - 51 с.

[7] Справочник эксплуатационника речного транспорта // Под ред. С.М. Пьяных. - М.: Транспорт, 1995. - 360 с.

[8] Винников В.В. Логистика на водном транспорте / В.В. Винников, Е.Д. Быкова, С.В. Винни-ков. - Одесса: Феникс, 2004. - 222 с.

[9] ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества». М.: Издательство стандартов, 1997. - 12 с.

[10] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Федеральный закон №24-ФЗ от 7 марта 2001г. (ред. от 03.07.2016) / Режим доступа: http://base.consultant.ru.

[11] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Федеральный закон №81-ФЗ от 30 апреля 1991 г. (ред. от 03.07.2016) / Режим доступа: http://base.consultant.ru.

[12] Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 №272 (ред. от 03.12.2015). М.: Правительство РФ, 2015. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

[13] Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Приказы МПС №19, 22, 23, 25, 27, 30, 31, 33 от 17-18.06.2003. - М.: МПС, 2003. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

[14] Правила перевозок грузов (речной транспорт), ч. I. - Н. Новгород: ТОО «Фора», 1994. -285 с.

[15] Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Федеральный закон №259-ФЗ от 08 ноября 2007 (ред. от 03.07.2016) / Режим доступа: http://base.consultant.ru.

[16] Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Федеральный закон №18-ФЗ от 10 января 2003 г. (ред. от 03.07.2016) / Режим доступа: http://base.consultant.ru.

[17] Единая транспортная система: учеб. для вузов / В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др.; под ред. В. Г. Галабурды. 2-е изд. с измен, и дополн. - М.: Транспорт, 2001. -303 с.

[18] Костров, В.Н. Транспортная логистика : учебное пособие / В.В. Костров, В.В. Цверов. - Н. Новгород: ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. - 224 с.

[19] Костров, В.Н. Транспортная экспедиция: методики определения технологии и логистических схем доставки грузов : учебно-методическое пособие / В.В. Костров, А.И. Телегин, А.О. Ничипорук. - Н. Новгород: ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008. - 60 с.

[20] Транспортное экспедирование : учебное пособие / В.Н., Костров, А.И. Телегин [и др.]. -Изд. 2-е, с доп. и изм. - Н.Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2010. - 400с.

[21] Туревский, И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт) : учебник / И.С. Турев-ский. - М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2011. - 288 с.

[22] ГОСТ Р 52298-2004. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования. Введ. 01.03.2005. - М.: Стандартинформ, 2005. - 7 с.

[23] ГОСТ Р 51133-1998. Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Введ. 01.02.1998. - М.: Издательство стандартов, 1998. - 11 с.

[24] Миротин, Л.Б. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах / Л.Б. Миротин, В.А. Гудков, В.В. Зырянов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2014. - 704 с.

[25] Еловой, И.А. Логистика : учебно-методическое пособие / И.А. Еловой. 2-е изд., перераб. и доп. - Гомель: БелГУТ, 2011. - 165 с.

[26] Еловой, И.А. Формирование транспортно-логистической системы Республики Беларусь : учебно-методическое пособие / И.А. Еловой, А.А. Евсюк, В.В. Ясинский. - Гомель: БелГУТ, 2007. - 155 с.

[27] О техническом регулировании. Федеральный закон РФ от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. 01.09.2013). / Режим доступа: http://base.consultant.ru.

[28] О транспортной безопасности. Федеральный закон №16-ФЗ от 09 февраля 2007 г. (ред. от 06.07.2016) / Режим доступа: http://base.consultant.ru.

[29] Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта (ТР ТС 003/2011, ред. от 14.06.2016). - М.: ЕЭК, 2016. - 52 с.

[30] Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011, ред. от 15.07.2013, изм. от 09.12. 2014). - М.: ЕЭК, 2014. - 465 с.

[31] Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (ред. от 30.04.2015). - М.: Правительство РФ, 2015. - 190 с.

[32] Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (ред. 26.03.2014). -М.: Правительство РФ, 2014. - 159 с.

[33] Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (ред. от 11.06.2014 г.). - М.: Правительство РФ, 2014. Режим доступа: http://mintrans.ru.

[34] Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 327-р от 29.02.2016 г.). - М.: Правительство РФ, 2016. - 77 с.

[35] Силифонова Е.В.. Роль исследователей в инновационном развитии социально-экономических систем // Иннов: электронный научный журнал, 2016. №4 (29). URL: http://www.innov.ru/ science/economy/rol-issledovateley-v-innovatsionnom/

EXPERIENCE AND PROBLEMS OF CREATION OF TRANSPORT AND LOGISTIC SYSTEMS OF CARGO DELIVERY

A.O. Nichiporouk

Keywords: freight transportation, quality indicators.

The structure and elements of logistic systems, experience and features of their creation on transport are considered. The concept is formulated and the structural composition is offered, tasks and the directions of researches in the field of development of methodical quality assurance and efficiency offunctioning of transport and logistic systems are designated.

Статья поступила в редакцию 10.03.2017 г.

УДК 656.078:004.051

Ю.И. Платов, д.т.н, профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» М.В. Никулина, к.т.н, доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: информационные технологии, повышение эффективности работы флота, экономическая эффективность, затраты, результаты, совокупная стоимость владения

В статье обсуждается проблема слабого внедрения в практику работы судоходных компаний аналитических информационных технологий, оптимизирующих производственные процессы и нацеленных на повышение эффективности судоходных предприятий, излагаются некоторые инновационные методические подходы к оценке эффективности использования информационных технологий на речном транспорте.

В XXI веке информационные технологии (ИТ) являются не только неотъемлемой составляющей современного общества, но и определяют его дальнейшее научно-техническое, экономическое и социальное развитие. Без применения новейших методов и средств сбора, обработки и передачи информации невозможно решение вопро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.