УДК 339.372
А.Ф. Никишин
канд. техн. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»,
г. Москва
С. Б. Алексина
старший преподаватель, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»,
г. Москва
ЭВОЛЮЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Аннотация. В условиях постиндустриального общества большое значение приобретают нематериальные ресурсы. В сфере розничной торговли наличие таких ресурсов оказывает непосредственное влияние на спрос, в большой степени определяет эффективность ее хозяйственной деятельности. В статье рассматриваются проблемы эволюции нематериальных ресурсов в розничной торговле.
Ключевые слова: торговля, розничная торговля, нематериальные ресурсы в торговле, имидж в торговле.
АТ. Nikishin, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
S.B. Aleksina, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
EVOLUTION OF NON-MATERIAL RESOURCES IN RETAIL TRADE
Abstract. In the conditions of post-industrial society the great value is got by non-material resources. In the sphere of retail trade existence of such resources exerts direct impact on demand, to a large extent defines efficiency of her economic activity. In article problems of evolution of non-material resources in retail trade are considered.
Keywords: trade, retail trade, non-material resources in trade, image in trade.
Одной из современных тенденций развития торговой отрасли является возрастающая роль нематериальных ресурсов. Проблема оценки влияния нематериальных ресурсов на хозяйственную деятельность торговых организаций в целом рассматривается в работах Майоровой Е.А. [1-3]. Как показано в обозначенных работах, понятие нематериальных ресурсов является более широким, чем понятие нематериальных активов. В условиях современной экономики, в которой информация является одним из ключевых товаров, роль нематериальных ресурсов во всех отраслях многократно возрастает.
Анализу составных аспектов использования нематериальных ресурсов в торговле посвящены работы многих авторов. В частности, в работе Мухиной М.М. [4] производится анализ влияния товарных брендов на эффективность работы торговых организаций. Влиянию результатов рыночных исследований на эффективность хозяйственных организаций торговли посвящены работы Леоновой Ю.Г. [5; 6], эффективности применения нематериальных ресурсов в электронной торговле - работы Ильяшенко С.Б. [7], Панкиной Т.В. [8] и других.
Долгие годы в Советском Союзе существовала планово-распределительная экономика. В этой системе население не было в достаточной мере обеспечено товарами народного потребления, многие товары приобретались населением в первые часы после появления их в магазинах. При этом недобросовестные работники торговых организаций зачастую скрывали товары от продажи, что являлось наказуемым деянием. В этой ситуации такие нематериальные ресурсы, как качество торгового обслуживания, имидж торговой организации и другие, связанные непосредственно со спецификой функционирования торговой отрасли, не оказывали существенного влияния на покупательский спрос.
Переход Российской Федерации к рыночной системе экономических отношений посте-
пенно привел к возрастающей роли нематериальных ресурсов в торговле. В магазинах товары поступили в свободную продажу, потребитель получил возможность не искать магазин, где можно купить товар, а выбирать его. На первом этапе большое влияние оказывал тот факт, что иностранные товары зачастую были более качественными, что привело к доверию потребителя к иностранным брендам. Более того, наш язык сильно засорился иностранными словами, имеющими свой аналог в русском языке. В этой ситуации торговые организации часто использовали в своем названии иностранные термины, даже при полностью российской структуре собственности торговой организации.
Большую роль в повышении эффективности функционировании торговой организации играют результаты рыночных исследований. Если в плановой системе экономики объем и ассортимент реализуемых товаров определялись плановыми заданиями, получаемыми от вышестоящих организаций, то в современных условиях рыночной торговли и жесточайшей конкуренции торговые организации самостоятельно формируют собственную ассортиментную политику.
В конце двадцатого века произошло бурное развитие интернет-форм в современной торговле. Электронная торговля характеризуется высокой степенью конкуренции. Это определяется как возможностью потребительского выбора среди большого количества интернет-магазинов, так и тем, что непосредственно сами субъекты интернет-торговли имеют достаточно широкие возможности для анализа хозяйственной деятельности конкурентов. В этих условиях важным фактором конкурентной борьбы за покупателя является цена реализуемых товаров. Тем не менее, особенностью электронной торговли являются низкие барьеры входа, что привело к появлению большого количества недобросовестных торговых организаций, что, в свою очередь, привело к увеличению роли нематериальных ресурсов, в частности имиджа в электронной торговле. Зачастую покупатель опасается приобретать товар в неизвестном интернет-магазине, что определяет важную роль деловой репутации организации торговли.
Интернет-формы торговли позволяют производителям товаров реализовывать их непосредственно конечным потребителям, не формируя собственную торговую сеть. В этой ситуации производитель изначально обладает таким нематериальным ресурсом, как гарантия заявленного фирмой высокого качества товаров и отсутствие контрафактного товара. Данный ресурс позволяет устанавливать цены несколько выше, организовать минимальное количество пунктов самовывоза, предлагать относительно длительные сроки поставки товаров, но наличие такого ресурса, как гарантии качества, позволяют таким магазинам приобрести достаточно большой поток покупателей.
Развитие сетевых форм торговли привело к широкому распространению собственных торговых марок. Это позволяет сетям самостоятельно управлять нематериальными ресурсами, связанными с реализуемыми товарами, оставляя производителю лишь непосредственно функцию производства. Торговая сеть самостоятельно проводит компанию по формированию конкурентных преимуществ, сохраняя их за собой в случае смены производителя. Тем самым, в современной торговле организации формируют не только ресурсы, специфичные для торговой сферы, но также пользуется частью ресурсов, связанных непосредственно с товаром.
В последние годы в Российской Федерации последовательно проводится политика им-портозамещения. Особенностью данной стратегии является формирование соответствующего социального климата в государстве. В этой связи снижается роль восприятия населением зарубежных нематериальных ресурсов, что также является стимулом развития собственных марок торговых сетей Российской Федерации.
Развитию использования нематериальных ресурсов способствует также франчайзинг. Использование механизма франчайзинга позволяет начинающим предпринимателям совместно использовать нематериальные ресурсы крупной фирмы, увеличивая эффективность своей хозяйственной деятельности.
В современном мире высокое значение имеет социальная ответственность торговых организаций [9; 10]. В этой связи возрастает роль нематериальных ресурсов, определяющих социальные функции торговли. Также большую роль в успехе стационарной торговли имеет грамотное использование покупательского трафика. В этой связи выгодным является расположение торговых организаций вблизи удобных транспортных артерий.
В заключение необходимо отметить, что в условиях современной экономической ситуации нематериальные ресурсы оказывают определяющее влияние на эффективность хозяйственной деятельности организаций торговли.
Список литературы:
1. Майорова Е.А. Нематериальные ресурсы торговых организаций // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 2 (15). С. 111-122.
2. Майорова Е.А. Методика оценки эффективности структуры нематериальных ресурсов // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (56). С. 733-736.
3. Майорова Е.А. Оценка влияния нематериальных активов на эффективность работы торговых организаций на основе факторных моделей // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66-2). С. 541-543.
4. Мухина М.М., Никишин А.Ф. Формирование ассортимента торговых организаций на основе товарных брендов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 575-577.
5. Leonova Ju.G. Peculiarities of performance assessment of a trade organization in a compétitive market // European Journal of Economies and Management Sciences. 2016. № 1. С. 72-74.
6. Леонова Ю.Г. Методические аспекты оценки эффективности функционирования торговой организации на основе клиентоориентированного подхода // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. Уфа, 2016. С. 106-126.
7. Ильяшенко С.Б. Социально-экономические аспекты состояния электронной коммерции в России // Актуальные проблемы современной науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: в 4 ч. / отв. ред. А.А. Сукиасян. 2013. С. 150-155.
8. Панкина Т.В. Современное состояние электронной торговли в России и за рубежом // Вопросы экономических наук. 2008. № 6. С. 93-99.
9. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в торговом бизнесе // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 20. С. 3569-3582.
10. Куренкова В.П.О социальной роли розничных предприятий на потребительском рынке // Развитие предпринимательства в торговле и услугах: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и студентов: в 2 ч. / под ред. Рагулиной Ю.В.; Моск. акад. предпринимательства при Правительстве Москвы. М., 2013. С. 33-36.