Научная статья на тему 'Мотивация торгового персонала: социальный аспект'

Мотивация торгового персонала: социальный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1007
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / TRADE / RETAIL TRADE / STIMULATION OF PERSONNEL / MANPOWER / SOCIAL STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никишин А. Ф., Панкина Т. В., Шипилова С. С.

В современной торговле большую роль играют трудовые ресурсы. Наиболее простым способом стимулирования персонала является материальное стимулирование, однако в условиях экономического кризиса значительное число торговых предприятий вынуждено ограничивать свои затраты. В статье рассматривается направление социального стимулирования труда сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF TRADE PERSONNEL: SOCIAL ASPECT

In modern trade the large role is played by a manpower. The easiest way of stimulation of personnel is material stimulation, however in the conditions of an economic crisis the considerable number of trade enterprises is forced to limit the expenses. In article the direction of social work incentives of employees is considered.

Текст научной работы на тему «Мотивация торгового персонала: социальный аспект»

УДК 339.378

А.Ф. Никишин

канд. техн. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»

Т.В. Панкина

канд. экон. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»

С.С. Шипилова

канд. экон. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»

МОТИВАЦИЯ ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В современной торговле большую роль играют трудовые ресурсы. Наиболее простым способом стимулирования персонала является материальное стимулирование, однако в условиях экономического кризиса значительное число торговых предприятий вынуждено ограничивать свои затраты. В статье рассматривается направление социального стимулирования труда сотрудников.

Ключевые слова: торговля, розничная торговля, стимулирование персонала, трудовые ресурсы, социальное стимулирование.

АТ. Nikishin, Plekhanov Russian University of Economics

T.V. Pankina, Plekhanov Russian University of Economics

S.S. Shipilova, Plekhanov Russian University of Economics

MOTIVATION OF TRADE PERSONNEL: SOCIAL ASPECT

Abstract. In modern trade the large role is played by a manpower. The easiest way of stimulation of personnel is material stimulation, however in the conditions of an economic crisis the considerable number of trade enterprises is forced to limit the expenses. In article the direction of social work incentives of employees is considered.

Keywords: trade, retail trade, stimulation of personnel, manpower, social stimulation.

Существует огромное количество факторов, влияющих на конкурентоспособность торговых организаций. Одним из немаловажных факторов является качество торгового обслуживания, которое во многом зависит от построенной в организации системы стимулирования работы персонала. Сложившийся уровень обслуживания покупателя, зависящий в первую очередь от качества работы торгово-оперативного персонала, оказывает непосредственное влияние на имидж торговых организаций, формируя соответствующую деловую репутацию. Стимулирование труда персонала, отвечающего за логистику, маркетинг и другие аспекты хозяйственной деятельности торговых организаций, позволяет также улучшить имидж организации путем включения в ассортимент товаров в соответствии с потребностями покупателей.

Различным проблемам повышения конкурентоспособности торговых организаций и формированию имиджа в сознании покупателя посвящен ряд работ. Общей проблеме повышения эффективности торгового бизнеса посвящены работы Лебедевой И.С. [1], Солдатовой Н.Ф. [2] и другие. В работах Майоровой Е.А. рассматриваются проблемы влияния нематериальных активов на конкурентное положение торговых организаций [3-4], а также особенности формирования ассортимента торговли в условиях развития сети Интернет [5] и с учетом социальной направленности ассортимента [6]. Особенностям повышения эффективности электронной торговли посвящены работы Алексиной С.Б. [7; 8]. Проблеме проведения рыночных исследований в области конкурентоспособности торговых организаций посвящена работа Леоновой Ю.Г [9]. Непосредственно вопросам стимулирования труда работников торговых организаций посвяще-

на работа Бережной Ю.В. [10], Кахримановой Д.Г. [11]. Проблеме подготовки кадров в розничной торговле посвящены работы Ильяшенко С.Б. [12].

В торговле применяется материальное и нематериальное стимулирование труда, целью которого является повышение конкурентоспособности. Непосредственно материальное стимулирование в денежной форме является более простой в планировании задачей, результаты которой непосредственно можно оценить. Тем не менее, следует отметить целевую направленность системы мотивации. Часто применение материальной мотивации, непосредственно связанной с результатами хозяйственной деятельности за определенный период, ведет к росту продаж торговой организации в этот период, но противоречит долгосрочным целям. Формирование же системы материального стимулирования в денежной форме, соответствующее долгосрочным целям, является сложной задачей.

Как известно, потребности различных работников зависят от индивидуальных особенностей личности, а также от их текущего материального положения. Это оказывает непосредственное влияние на эффективность материального стимулирования персонала. Таким образом, для ряда работников материальное стимулирование является недостаточно эффективным или же ведет к росту затрат на его организацию. В современных условиях ряд торговых организаций испытывают финансовые затруднения и не могут позволить проведение такого стимулирования.

Таким образом, в современных условиях важное значение имеют другие виды стимулирования труда. В частности, важным является создание благоприятного делового климата в организации. Справедливое распределение обязанностей между сотрудниками, оценка трудового вклада каждого из них ведут к меньшим затратам, но имеют достаточно высокую эффективность. Такие мероприятия повышают лояльность работников к руководству и могут существенно повысить качество и производительность труда. Такой аспект ведет также к экономии затрат торговой организации на систему контроля качества работы персонала. Следует отметить, что формирование высокого уровня лояльности персонала требует достаточно высокой квалификации руководителя, а также выполнение им определенных моральных обязательств. Такая система стимулирования требует высокого открытости. В этом случае руководитель не имеет возможности поощрять работников, недобросовестно выполняющих свои обязательности.

Торговым организациям следует уделять внимание таким нематериальным стимулам, как программа социального обеспечения сотрудников [13]. На сегодняшний момент элементы социального обеспечения во многих торговых организациях отсутствуют, что существенно снижает удовлетворенность работников.

Существует несколько подходов к формированию и распределению пакета социальных льгот на предприятии. Наиболее простой подход предполагает формирование единого набора элементов социального обеспечения и предоставление этого набора всем сотрудникам организации. Такой подход ведет к увеличению лояльности персонала, однако имеет ряд недостатков, в частности отсутствие возможности использовать социальные льготы для поощрения отдельных наиболее эффективных сотрудников. При таком подходе невозможно связать данный стимул с результатами труда, что ведет к меньшему влиянию на качество труда. Более того, такой подход ведет к тому, что снижается мотивационная составляющая, что отрицательно влияет на стимулирование труда передовых сотрудников.

Таким образом, целесообразным является дифференциация социальных льгот по различным критериям. Наиболее часто применяемым таким критерием является стаж работы в торговой организации. Это позволяет снизить текучесть кадров, снизить затраты на тех сотрудников, которые устраиваются на работу временно с целью получения той или иной социальной льготы, что ведет к увеличению качества обслуживания. Тем не менее, при такой системе сни-

жается лояльность тех работников, которые имеют небольшой стаж, но работают эффективно. Это нарушает принцип справедливости системы мотивации труда.

Следующим подходом является связь предоставляемых социальных льгот с личным вкладом каждого работника в результаты хозяйственной деятельности торговых организаций. Такой способ формирование социального пакета требует детальной проработки критериев для определения размера льгот, однако такой подход может более эффективно стимулировать персонал торговой организации. При формировании критериев следует учитывать, что они должны быть реалистичны.

Можно отметить различные подходы к формированию набора социального пакета. Наиболее простым является определение четко определенных пакетов социальных льгот. Другой подход позволяет выбрать работнику набор социальных льгот в зависимости от результатов его труда. Такой подход позволяет учесть индивидуальные потребности работника и является более сложным в реализации. Несомненным достоинством такого подхода является возможность увязки количества предоставляемых социальных пакетов в зависимости как от результатов личного труда работника, так и результатов хозяйственной деятельности торговой организации в целом.

Проблемой внедрения социальных методов в стимулировании труда является сложность их отмены в последующем. Отмена того или иного социального пакета приводит к резкому снижению лояльности сотрудников, что требует предварительного детального анализа целесообразности внедрения социальных льгот.

В заключение необходимо отметить, что в современных условиях снижения покупательского спроса в ряде стран и связанного с ним ухудшения финансового состояния ряда торговых организаций, необходимым является, с одной стороны, сокращение штата, с другой стороны, увеличение производительности труда работников. В такой ситуации работники желают быть социально защищенными, что ведет в возрастающей роли социальных элементов в системе мотивации труда.

Список литературы:

1. Лебедева И.С. Актуальные вопросы эффективной организации бизнеса в розничной торговле // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2010. № 5. С. 65-72.

2. Солдатова Н.Ф., Ильяшенко С.Б. Инновационные приоритеты модернизации потребительского сектора экономики // Экономика и управление в машиностроении. 2014. № 6. С. 68-71.

3. Майорова Е.А. Оценка влияния нематериальных активов на эффективность работы торговых организаций на основе факторных моделей // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66-2). С. 541-543.

4. Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Нематериальные активы и их влияние на социально-экономическую эффективность торговли // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 1133-1136.

5. Mayorova E.A., Nikishin A.F., Pankina T.V. Potential of the Internet network in formation of the assortment of the trade organizations // European science review. 2016. № 1-2. С. 208-210.

6. Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Влияние социальной ответственности на эффективность розничных торговых организаций // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 26, № 4.С. 23-24.

7. Алексина С.Б., Шипилова С.С. Повышение конкурентоспособности в электронной торговле // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 (58). С. 429-432.

8. Никишин А.Ф., Алексина С.Б. Интеграция электронной и традиционной форм в современной торговле // Современные концепции развития науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2016. С. 105-108.

9. Леонова Ю.Г. Основные аспекты рыночных исследований в предприятиях торгового

сервиса // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 ч. 2015. С. 89-90.

10. Berezhnaya Ju.V., Nikishin A.F. Influence of modern technologies on personnel policy of trade organizations. The Eighth International Conference on Economic Sciences Proceedings of the Conference. Vienna, 2015. С. 57-60.

11. Кахриманова Д.Г., Магомедов Г.Д., Вахрушева М.О. Текучесть кадров и пути оптимизации процессов социально-производственной адаптации работников в организации // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 3 (16). С. 104-108.

12. Ильяшенко С.Б. Основные предпосылки модернизации высшего профессионального образования в России на основе компетентностного подхода // Международная торговля и торговая политика. 2011. № 1. С. 158-167.

13. Майорова Е.А. Методика оценки эффективности структуры нематериальных ресурсов // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (56). С. 733-736.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.