УДК 339.372
И. С. Лебедева
канд. экон. наук, старший преподаватель, кафедра торговой политики, ФГБОУВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
г. Москва
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА
В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ
Аннотация. В настоящее время большое развитие получают информационные технологии как важнейший нематериальный ресурс организаций сферы обращения. Сетевые технологии опосредуют широкий круг технологических, маркетинговых, управленческих и финансовых процессов. В статье рассматривается электронное сетевое взаимодействие как решающий фактор развития современного бизнеса в сфере обращения. Большое внимание уделяется характеристике возможностей сетевого взаимодействия в виртуальной среде с целью повышения эффективности операционной деятельности организаций торговли.
Ключевые слова: сфера обращения, нематериальные ресурсы, торговля, розничная торговля, электронная коммерция, сетевое взаимодействие.
I.S. Lebedeva, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
ELECTRONIC NETWORK INTERACTION AS THE DECISIVE FACTOR OF DEVELOPMENT OF MODERN BUSINESS IN THE SPHERE OF CIRCULATION
Abstract. Now big development is gained by information technologies as the most Intangible assets of the organizations of sphere of circulation. Network technologies mediate a wide range of engineering, marketing, management and financial procedures. In article electronic network interaction as a decisive factor of development of modern business in the sphere of circulation is considered. Much attention is paid to the characteristic of opportunities of network interaction in the virtual environment for the purpose of increase in efficiency of operating activities of the organizations of trade.
Keywords: sphere of circulation, intangible assets, trade, retail trade, electronic commerce, network interaction.
Современные информационные технологии достигли такого уровня, когда присутствие субъекта хозяйствования в виртуальной среде будь то в качестве продавца, покупателя, рекламодателя или исследователя конъюнктуры рынка уже не является конкурентным преимуществом, а стало непременным условием ведения бизнеса. Квалифицированное использование интернет-технологий - столь же важный ресурс компании любой организационно-правовой формы и формы собственности как трудовые ресурсы, как основные и оборотные средства, имеющие материально-вещественную форму. Более того, в настоящее время материальные ресурсы по важности в успехе коммерческой деятельности уступают место нематериальным. В этой связи оценка эффективности использования нематериальных активов - это проблема, решению которой сегодня посвящаются научные работы ведущих специалистов в области экономики и менеджмента, например [1-5].
Особенно актуально изучение организации бизнес-процессов в виртуальной
среде в сфере обращения, т.к. сущность обращения товаров и услуг в экономике сводится к коммуникации продавца и покупателя по поводу совершения обмена теми или иными благами на взаимовыгодных условиях. Очевидно, что эффективность коммуникационных каналов - это решающий фактор эффективности товарообменных операций в частности и развития сферы обращения в целом. Виртуальные коммуникационные каналы в своем развитии прошли путь от электронных досок объявлений до глобальных социальных сетей, обеспечивая продавцам возможность улавливать весьма тонкие нюансы предпочтений целевой аудитории покупателей товаров или услуг, тем самым определяя эффективность коммерческой деятельности [6].
Одновременно, социальные сети могут быть использованы не только как канал взаимодействия покупателя и продавца, но и как колоссальная информационная база для проведения широкомасштабных программ исследования товарных рынков [7].
Повсеместное распространение сети Интернет способствует вовлечению все большего числа людей в активную деятельность в виртуальном пространстве. При этом постепенно половозрастная структура пользователей глобальной информационной сети выравнивается, увеличивается доля пользователей сети Интернет старше 55 лет, о чем свидетельствуют актуальные статистические наблюдения [8].
Повышение доступности сети Интернет понимается не только в контексте технической возможности приема, обработки и передачи информации в электронном виде, но и в смысле возможности быть пользователем этой сети вне зависимости от пола, возраста, языка и гражданства и, что особенно важно, физических возможностей человека. Важно подчеркнуть, что Интернет-среда становится важнейшим, без преувеличения можно сказать - единственным, способом полноценного взаимодействия людей с ограниченными возможностями здоровья с социумом. С помощью коммуникационных технологий сеть Интернет способна людям, ограниченным по тем или иным причинам в физическом передвижении, обеспечить удовлетворение самых разнообразных потребностей: приобретение необходимых товаров и услуг, взаимодействие с органами государственной власти, общение, удовлетворение когнитивных и гедонических потребностей, реализация творческого потенциала [9].
Увеличение числа пользователей информационных ресурсов и потребителей разнообразных услуг в виртуальном пространстве, не отходя от компьютера или не изменяя маршрута движения с мобильным устройством передачи данных в руках, расширяет границы эффективности деятельности организаций сферы обращения [10]. В первую очередь здесь речь идет о социальной эффективности, достижение которой в современных условиях становится фундаментом устойчивого развития бизнеса [11].
Коммуникационные каналы, функционирующие благодаря инновационным технологиям сети Интернет, обеспечивают для бизнеса не только возможность непосредственного осуществления сделок, но и реализацию большого числа организационных, управленческих и финансовых процессов, которые хотя имеют и косвенное отношение к самому акту купли-продажи, но исключительно важны [12]. Технологии электронного сетевого взаимодействия позволяют организациям:
1) пользоваться удаленным банковским обслуживанием с помощью систем Интернет-банк и Банк-клиент, когда совершение расчетов между контрагентами, выплата заработной платы сотрудникам не требуют доставки заранее подготовленных платежных документов в отделение обслуживающего банка, равно как и получение актуальной информации об операциях по расчетным счетам компании возможны непосредственно на электронном устройстве, подключенном к Интернет и имеющем соответствующее программное обеспечение;
2) обеспечить многопользовательский доступ сотрудников территориально удаленных подразделений к автоматизированным системам управления деятельностью компании для предоставления менеджерам актуальной информации о имеющихся товарных запасах, стадии выполнения заказа и т.п., что особенно важно для эффективного функционирования в сфере обращения крупных агрегированных бизнес-структур [13].
3) организовать электронный документооборот между контрагентами, когда заказы на поставку товаров и товаросопроводительные документы (товарные накладные, счета-фактуры и пр.), заверенные электронной подписью, в одно мгновение передаются между участниками сделки, оказывая ощутимое влияние на ускорение товародвижения;
4) предоставить возможность организациям как объектам государственного контроля возможность взаимодействовать с органами государственной исполнительной власти по телекоммуникационным каналам связи, в частности, получение информации и передача установленной законом отчетной документации в территориальные отделы Федеральной налоговой службы (ФНС), Фонда социального страхования (ФСС) и Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФ РФ), органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Росалкогольрегулирования, Росстата и другими. Стоит отметить, что организация информационного взаимодействия между субъектами хозяйствования и, например, органами ФНС РФ, ПФ РФ и ФСС для большинства компаний стала не просто возможностью, а законодательно установленной необходимостью (п. 5 ст. 174 НК РФ [14] п. 10 ст. 15 Федерального закона «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» [15]).
Таким образом, электронное сетевое взаимодействие субъектов хозяйствования сферы обращения, выступающих и продавцами, и покупателями, и информационными деятелями рынка, конечных потребителей товаров и услуг, органов государственной власти - объективная необходимость современного бизнеса. Выше названные области такого взаимодействия представляют собой сложные системы, характеризующиеся совокупностью технических приемов, особенностями правового регулирования, специфическими достоинствами и недостатками, и обобщению этих прикладных вопросов должны быть посвящены отдельные научно-практические работы.
Список литературы:
1. Ivanov G., Mayorova E. Intangible assets and competitive advantage in retail: case study from Russia // Asian Social Science. 2015. Т. 11, № 12. С. 38-45.
2. Евстратова Ю.А., Никишин А.Ф., Шипилова С.С. Роль нематериальных ресурсов в электронной торговле // Инновационная наука. 2015. № 7-1 (7). С. 104-107.
3. Майорова Е.А. Экономическая эффективность нематериальных активов в розничной торговле // Проблемы современной экономики. 2014. № 1 (49). С. 233-235.
4. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Нематериальные активы в повышении эффективности розничной торговли // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 3 (16). С. 68-80.
5. Майорова Е.А. Нематериальные ресурсы торговых организаций // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 2 (15). С. 111-122.
6. Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Социальные сети в деятельности розничных торговых организаций // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 3 (16). С. 57-67.
7. Leonova Ju.G. Peculiarities of performance assessment of a trade organization in a competitive market // European Journal of Economics and Management Sciences. 2016. № 1. С. 72-74.
8. Минаева И.В. Статистический анализ структуры пользователей Интернета // Инновационная наука. 2015. № 5-1 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/statisticheskiy-analiz-struktury-polzovateley-interneta (дата обращения: 16.10.2016).
9. Nikishin A.F., Pankina T.V. The problem of involvement of clients in electronic commerce // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 3-4. С. 15-17.
10. Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Пути повышения конкурентоспособности интернет- магазинов // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 11. С. 1625-1636.
11. Иванов Г.Г., Орлов С. Л. Социальные аспекты предпринимательства в торговле // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 1. С. 56-61.
12. Алексеева Т.В., Бабенко В.В., Давидавичене В.В., Дик В.В., Днепровская Н.В., Канев В.С., Касаткина С.В., Лебедев С.А., Макаренкова Е.В., Павлековская И.В., Палиулис Н.К., Романников А.Н., Семкина Т.А., Харитонов С.В., Уринцов А.И., Ште-ренхарц А., Юрасов А.В. Электронный бизнес: монографический материал для магистров высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Прикладная информатика» и аспирантов, обучающихся по специальностям «Математические и инструментальные методы экономики», «Бухгалтерский учет, статистика» и «Экономика и управление народным хозяйством» / под общ. ред. В.В. Дика, А.И. Уринцова. Москва, 2015.
13. Лебедева И.С. Теоретико-методическое обеспечение процессов формирования и развития агрегированных бизнес-групп в розничной торговле: дис. ... канд. экон. наук / Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова. Москва, 2011.
14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).
15. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».