Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Краснощеков Н.А. — Эволюция механизма государственного регулирования советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ (1917-1963 гг.) // Исторический журнал: научные исследования. - 2020. - № 4. DOI: 10.7256/2454-0609.2020.4.32873 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=32873
Эволюция механизма государственного регулирования советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ (1917-1963 гг.)
□
Краснощеков Никита Алексеевич
аспирант, кафедра истории государственного и муниципального управления, Московский
государственный университет имени М.В. Ломоносова
119192, Россия, г. Москва, ул. Ломоносовский Проспект, 27, оф. 4
Статья из рубрики "История и историческая наука"
DOI:
10.7256/2454-0609.2020.4.32873
Дата направления статьи в редакцию:
09-05-2020
Дата публикации:
08-08-2020
Аннотация.
В данной статье рассматривается проблема эволюции механизма государственного регулирования советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ в период с 1917 по 1963 гг. Цель настоящей статьи состоит в изучении процесса ключевых структурных и нормативно-правовых изменений в механизме государственного регулирования советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ и в выделении характерных черт основных этапов эволюции механизма государственного регулирования. Предметом настоящего исследования является анализ партийных и правительственных документов, регламентирующих деятельность органов пропаганды и внешнеполитическую повестку в печатных СМИ, на основе которых предпринята попытка определить основные тенденции в регулировании внешнеполитической пропаганды в прессе. Объектом исследования выступают структурные изменения органов государственного управления в области внешнеполитической пропаганды. Автор уделяет особое внимание управленческому аспекту и нормативно-правовой базе, в рамках которой происходило функционирование аппарата советской пропаганды. В результате проведенного исследования автор выделяет основные этапы становления внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ и приходит к выводу о том, что после XX съезда КПСС в Советском Союзе выстраивается целостная структура
внешнеполитической пропаганды и возникают новые партийно-государственные органы культурно-идеологического влияния на страны Запада. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что автор впервые делает попытку комплексно изучить процесс изменений в ключевых нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность органов государственного управления в области внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ с 1917 по 1963 гг., и на основе этих структурных и нормативно-правовых изменений охарактеризовать этапы эволюции механизма государственного регулирования данной сферы.
Ключевые слова: Агитпроп, печатные СМИ, советская пресса, нормативно-правовое регулирование СМИ, история развития пропаганды, внешнеполитическая пропаганда, Хрущев, ТАСС, Совинформбюро, Агентство печати Новости
Сегодня в условиях нестабильной международной обстановки в мире и усиливающегося недоверия между Россией и Западом одной из ключевых внешнеполитических задач российского государства для выстраивания конструктивного диалога со странами Европы и Америки является формирование положительного образа нашей страны за рубежом. В западной литературе существует идея создания и продвижения привлекательного образа государства, отраженная в теории «мягкой силы», которая получила широкое распространение
Однако примеры продвижения привлекательного образа страны, идеологии и ценностей на мировой арене имеются и в отечественной истории. В частности, можно отметить успешный опыт советской внешнеполитической пропаганды конца 1950-х - начала 1960-х гг. Именно к этому времени, после XX съезда КПСС, в СССР формируется целостная система управления внешнеполитической пропагандой в печатных СМИ, работающих на иностранную аудиторию, которая без существенных изменений просуществует до распада Советского Союза.
В этой связи представляется актуальным рассмотрение эволюции механизма государственного регулирования советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ. Под «эволюцией механизма государственного регулирования» указанной сферы подразумеваются ключевые изменения в нормативно-правовой базе и структуре органов государственного управления в области внешнеполитической пропаганды в печатных средствах массовой информации.
Цель настоящей статьи состоит в изучении процесса ключевых структурных и нормативно-правовых изменений в механизме государственного регулирования советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ и в выделении характерных черт основных этапов эволюции механизма государственного регулирования. Предметом данной работы является анализ партийных и правительственных документов, регламентирующих деятельность органов пропаганды и внешнеполитическую повестку в печатных СМИ, а объектом исследования выступают структурные изменения органов государственного управления в области внешнеполитической пропаганды.
Для достижения поставленной цели в исследовании был использован междисциплинарный подход, в основе которого применен метод системного анализа с опорой на исторические документы и источники права. В статье использованы несколько групп источников - это, прежде всего, директивные документы руководящих органов КПСС (резолюции и решения съездов и конференций партии, а также пленумов Центрального Комитета КПСС) и официальные документы органов государственной
власти СССР (Декреты СНК, Постановления и решения СНК СССР (впоследствии - Совета Министров СССР), инструкции и директивы министерств и ведомств).
Изучением проблемы советской внешнеполитической пропаганды в 1980-е гг. отчасти
занимался советский историк С.И. Беглов I-2", который попытался проанализировать как советский, так и американский и западноевропейский пропагандистский опыт, и определить роль и место средств массовой информации, а также каналов культурного обмена между государствами - в идеологической борьбе на международной арене. В
настоящее время исследования авторов по схожей тематике (Г.Г. Почепцов-^31, О.Д.
Минаева С.В. Еремин [5, 6"" и др.) посвящены лишь отдельным аспектам советской внешнеполитической пропаганды, в частности роли институтов цензуры, агитации и пропаганды в развитии советской журналистики, теоретическим подходам к изучению пропаганды и контрпропаганды, появлению в XX веке феномена информационно-психологической войны, а также более узким проблемам - функционированию советской внешнеполитической пропаганды в 1930-е гг. и др.
Научная новизна статьи состоит в том, что в настоящем исследовании делается попытка впервые комплексно изучить процесс изменений в ключевых нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность органов государственного управления в области внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ в период с 1917 по 1963 гг., и на основе этих структурных и нормативно-правовых изменений охарактеризовать этапы эволюции механизма государственного регулирования данной сферы.
Система внешнеполитической пропаганды в СССР, сложившаяся к середине 19501х гг. -началу 19601х гг., была неразрывно связана с теми условиями, в которых формировалась модель управления и структура органов управления сферой печатных СМИ с момента создания советского государства.
Ввиду отсутствия в СССР единого закона о печатных СМИ, нормативно-правовое регулирование этой сферы в изучаемый нами период осуществлялось целым рядом
нормативных правовых актов и директивных документов. Подобный закон впервые был принят лишь на излете Советского Союза 12 июня 1990 г. Верховным Советом СССР «О введении в действие закона СССР «О печати и других средствах массовой информации»
Регулирование советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ изначально предполагало «ручное управление» как наиболее эффективное. Это связано, прежде всего, с природой советского режима как тоталитарного, одной из характеристик которого, согласно типологии режимов российского и американского политолога А.П. Цыганкова, является «технологически обусловленный и почти всеобъемлющий контроль партии и ее преданных кадров над всеми средствами массовой коммуникации и
информации - прессой, радио, кино» [9, с- 185"1. о «ручном управлении» сферой СМИ в своем выступлении на I Всесоюзном съезде советских журналистов высказывался и сам Н.С. Хрущев, назвав их «подручными партии»: «Почему подручные? Потому что вы действительно всегда у партии под рукой. Как только какое-нибудь решение надо разъяснить и осуществить, мы обращаемся к вам, и вы, как самый верный приводной
ремень, берете решение партии и несете его в самую гущу нашего народа»
Под «ручным управлением» мы подразумеваем прямое директивное руководство, в данном случае сферой СМИ, со стороны высших государственных и партийных органов СССР. Иными словами, законодательной базой для сферы печатных СМИ, в том числе
внешнеполитической пропаганды в СМИ, на протяжении практически всего существования Советского Союза являлся не отдельно принятый «закон о СМИ», а совокупность (комплекс) действующих официальных нормативных правовых актов, принятых советской властью с момента создания советского государства.
Как нам представляется, можно выделить несколько уровней нормативных актов, регулирующих сферу печатных СМИ:
- общегосударственный - Конституция СССР, Декреты и Постановления Президиума ВЦИК, Декреты СНК, Постановления и решения ЦК КПСС и СНК СССР, инструкции директивы министерств и ведомств (включая Отдел пропаганды и агитации при ЦК КПСС (Агитпроп) и Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати при Совете Министров СССР (Главлит);
- региональный - постановления и директивы республиканских органов управления (областных и краевых комитетов, ЦК компартий союзных республик);
- документы местного уровня;
- производственно-распорядительные документы - локальные нормативные акты, принятые на уровне учреждения или организации для установления внутреннего распорядка работы (уставы и положения газет, журналов и информационных агентств).
Некоторые отечественные авторы, в частности О.Д. Минаева, выделяют также в качестве документов, регулирующих область СМИ, выпуски «руководящих» партийных изданий по общим вопросам деятельности средств массовой информации и по конкретным направлениям пропаганды; информационные бюллетени П ресс-бюро СССР для информирования журналистов и отраслевых специалистов о выпуске необходимых материалов, а также публичные выступления руководителей партии, которые часто
являлись для журналистов прямыми указаниями для их работы [4, с 1191. На наш взгляд, эти источники нельзя отнести к какой-либо категории нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность СМИ, однако можно согласится в том, что они служили сигналом к определенным действиям и изменениям редакционной политики для печатных СМИ.
Приведенная выше классификация нормативно-правовых актов позволяет представить примерную структуру законодательной базы, регулирующей сферу внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ, и подойти к рассмотрению изменений в правовом поле, которые касались органов государственной власти, осуществляющих политику в сфере внешнеполитической пропаганды.
Первые документы по регулированию печати, принятые большевиками после захвата власти, носили запретительный характер. Это было связано с необходимостью удержать власть в период нестабильности Гражданской войны. В первые же дни советской власти, 9 ноября 1917 г., Советом народных комиссаров был принят декрет «О печати», согласно которому закрытию подлежали все органы прессы, «призывающие к открытому
сопротивлению или неповиновению рабочему и крестьянскому правительству» [11, с- 57].
Однако вопрос о важности создания и развития органов пропаганды был впервые поднят на VIII съезде РКП(б), проходившем в Москве с 18 по 23 марта 1919 г. Тогда же была принята Программа РКП (б) и в рамах нее резолюция «О партийной и советской печати» [12, с—64-66], которая провозглашала главной партийной задачей создание обширной пропаганды коммунистических идей с целью воспитания людей нового типа с
коммунистической идеологией. Ответственными за реализацию информационно-пропагандистской повестки должны были стать специальные государственные органы.
Первым шагом на пути к формированию советской системы внешнеполитической пропаганды стало создание в 1920 г. Агитпропа, который должен был, согласно резолюции ЦК на IX Всероссийской конференции РКП(б), «неуклонно стремиться полностью охватить и объединить агитационно-пропагандистскую и культурно-
просветительную работу всех видов» [13, с- 303-304"", координируя работу ряда ведомств -Главного управления государственным издательством Наркомпроса РСФСР (Госиздата), Центрального агентства ВЦИК по снабжению и распространению произведений печати (Центропечати) и Политического управления Красной Армии (ПУР). Кроме этого, Агитпроп занимался и координацией работы всех каналов идеологического воздействия на население, включая печатные СМИ, устную агитацию и пропаганду в виде подготовки агитаторов, митингов, политических кампаний, визуальную агитацию и прочие методы.
Вторым шагом советской власти стало создание информационного агентства, которое в перспективе должно было обеспечить максимальный охват зарубежной аудитории для трансляции советской идеологии и образа жизни. 10 июля 1925 г. Президиумом ЦИК
СССР было принято Положение о ТАСС[14, с- 134-135"", которое было образовано на базе информационного агентства РОСТА[15, с- 62"", созданного, в свою очередь, 7 сентября 1918 г. из первого центрального информационного органа при СНК РСФСР -Петербургского телеграфного агентства (ПТА)[2, с 196-197"". Как отмечают исследователи этого периода, РОСТА уже к 1922 г. имело внушительную сеть корреспондентских пунктов и отделений (474 корпункта), а также вело активную деятельность по установлению международных контактов - были заключены соглашения с ведущими
иностранными информагентствами: Рейтер, Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс и др.[4, с-144!
Советское руководство приняло решение об образовании нового информационного агентства в связи с необходимостью расширения и структурной реорганизации агентства РОСТА. ТАСС, на протяжении всего советского периода, являлся центральным информагентством СССР, выполнявшим ряд важнейших задач, включая главную функцию внешнеполитической пропаганды - воздействие на общественное мнение стран Запада и формирование благоприятного имиджа Советского Союза на мировой арене. Агентство также являлось одним из основных каналов передачи официальной позиции руководства СССР по ключевым международным вопросам.
Однако период НЭПа, в течение которого в том числе происходило становление структуры органов внешнеполитической пропаганды, был достаточно противоречивым. С одной стороны, в это время издавались документы разрешительного характера. В частности, в 1921-1922 гг. было принято три декрета, направленных на либерализацию и коммерциализацию печатных СМИ: «О введении платности газет» [16, с 75"", «О частных издательствах» и «О переводе всех органов периодической печати на начала
хозяйственного расчета» [18, с- 43-44"". Эти документы впервые в советском государстве разрешали создание частных издательств, регламентировали процесс и формы их создания, устанавливали свободное ценообразование на газеты и журналы, а также определяли права и зону ответственности издательств перед регулирующими органами. С другой стороны, именно в этот период было создано и главное цензурное ведомство -Главлит (в 1922 г.) 1А21, контролирующая функция которого шла вразрез с попытками предоставления больших прав и свобод печатным изданиям и политикой применения
рыночных инструментов в системе авторитарного управления страной.
В итоге, период либерализации прессы и свободного ценообразования на газеты и журналы, пришедшийся на 1920-е гг., оказался краткосрочным, и советская журналистика постепенно вернулась в русло полного контроля со стороны партии, постепенно оформившись в нормативно-правовом смысле в качестве рупора внутренней и внешнеполитической пропаганды советской власти.
Как нам представляется, если фаза формирования системообразующих органов внутригосударственной пропаганды, включая контроль и цензуру, приходится на начало 19201х гг., то именно 1930-е гг. в СССР стали периодом закрепления системы внешнеполитической пропаганды, что подтверждается совокупностью принятых решений, закрепленных нормативно-правовыми актами этого времени. Этот процесс происходил параллельно с укреплением сталинской модели управления государством. В этой связи в историографии существует точка зрения С.В. Еремина о том, что в данный период предпринимаются «беспрецедентные меры по усилению контроля над сферой внешнеполитической пропаганды», которые приходятся на этап «становления и
укрепления сталинского режима» в 1930-е гг. Г6, с 143"", с чем нельзя не согласится.
В этом смысле XVII съезд ВКП(б), проходивший в Москве с 26 января по 10 февраля
1934 г. Г20, с- 102-1451, стал знаковым для переустройства всей структуры партийного аппарата и, как отмечает специалист Института российской истории РАН по этому периоду Ю.Н. Жуков, толчком к переходу от функционального к производственно-отраслевому принципу Г21, с- 49-501. Это отразилось и на изменении структуры органов агитации и пропаганды, которые согласно решениям съезда, были преобразованы в Отдел культуры и пропаганды (Культпроп), а затем реорганизованы согласно
Постановлению ЦК ВКП(б) от 13 мая 1935 г.^221 и разделены на пять структурных подразделений отделов - партийной пропаганды и агитации; печати и издательств; школ; культурно-просветительной работы; науки, научно-технических изобретений и открытий.
Отделу печати и издательств Культпропа от Особого сектора ЦК ВКП(б), занимавшегося внешнеполитической и военной разведкой, было передано секретное аналитическое подразделение - Бюро международной информации (БМИ), задачи которого были
определены в решении Политбюро ЦК ВКП(б) от 16 мая 1932 г.Г23, с- 281-2821 как следующие: проверка и сводка информации по международным делам, проходившим в ЦК ВКП(б) по всем каналам советских учреждений; извлечение информации из иностранной прессы и литературы; получение сведений из иностранных источников; проверка результатов всей предыдущей работы через высылаемых собственных корреспондентов. Соответственно, структура БМИ служила секретным каналом поиска непредвзятой оперативной информации для ЦК ВКП(б) и, будучи непубличным органом, по согласованию с советским руководством могла предоставлять некоторую информацию для советской прессы. Впоследствии, как отмечает Ю.Н. Жуков, 19 мая 1934 г. было принято Постановление «Об информационном бюро», по которому БМИ стало работать в
составе ЦК ВКП(б) Г21' с 621.
14 ноября 1938 г. было издано Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» Г24, с' 1-24"". Впоследствии вышел ряд подобных постановлений для отдельных регионов, в частности от 16 августа 1939 г. «О постановке пропаганды марксизма-ленинизма в Белорусской
ССР, Орловской и Курской областях»!"25, с 277"". в этих документах обращалось внимание на необходимость очередной перестройки партийного аппарата, с целью повышения эффективности работы органов агитации и пропаганды путем дальнейшей централизации и концентрации полномочий в рамках единого органа агитации и пропаганды. В результате многочисленных реформ 19301х гг. Отдел пропаганды и агитации был преобразован в Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), которое объединило все отрасли идеологической пропаганды и под контроль которого попали все печатные издания, включая произведения литературы и искусства [26, с 49-108"".
Кроме Управления пропаганды и агитации непосредственное участие во внешнеполитической пропаганде принимал Отдел печати НКИД СССР. Согласно Постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) «Об освещении в советской печати вопросов международной политики» от 2 октября 1939 г. Отдел печати НКИД получал полномочия руководства печатью в области внешней политики и контроля за иностранными отделами
ТАСС, центральными газетами кроме Правды, рядом журналов и Иновещанием"27, с- 41"". Благодаря полученным широким полномочиям по указанному выше постановлению за Отделом печати НКИД юридически была закреплена координирующая функция в сфере информационно-пропагандистской политики, нацеленной на иностранную аудиторию.
Необходимо отметить, что в 1930-е гг., помимо определенных структурных изменений в пропагандистском аппарате, принимается важный документ о расширении полномочий цензурного органа - Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об усилении политконтроля за выпускаемой периодической и непериодической печатью» от 5 апреля 1931 г. [28, сДанное постановление вносило изменения в существующее положение о Главлите, дополняя его функции введением предварительного контроля за публикуемыми материалами, а также прямой ответственности политредакторов перед советским судом и соответствующими партийными контрольными органами за допуск к печати «антисоветских изданий или материалов, искажающих советскую действительность ...
[или" носящих секретный характер» [28, с- 144"". Это означало ужесточение политического контроля со стороны советского руководства и свидетельствовало об оформлении структуры прямого партийного контроля за областью печати.
Спустя два года в Политбюро ЦК ВКП(б) 9 апреля 1933 г. была направлена записка
Главлита «О работе и новых задачах органов цензуры» [29, с 290-298"". Этот документ представляет особый интерес в связи с тем, что это своего рода отчет о проделанной работе за два года с момента принятия вышеупомянутого постановления об усилении политического контроля. Из источника следует, что, несмотря на имеющуюся нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность цензурного органа, Главлиту критически не хватает качественного кадрового состава для реализации всех его полномочий, а также подчеркивается, что в Советском Союзе необходимо «поднять
... цензуру, качество ее работы на высшую ступень» [29, с 297"".
Таким образом, в течение 1930-х гг. в советской пропагандистской машине обнажаются слабые стороны и возникают проблемы функционирования из1за нехватки квалифицированных кадров; недостаточных компетенций у сотрудников, работающих в сфере цензуры, агитации и пропаганды; дублирования функции контроля за сферой печати у Главлита и Агитпропа и соответствующей межведомственной конкуренции. Постоянное переустройство структуры системы органов контроля, агитации и пропаганды говорило о том, что советское руководство пыталось найти оптимальную модель управления сферой печатных СМИ. Вместе с тем, опыт переустройства органов
управления внешнеполитической пропагандой в 1930-е гг. свидетельствует о том, что в данный период происходит становление системы органов внешнеполитической пропаганды, когда советской властью предпринимаются попытки более четкого перераспределения соответствующих функций и задач между ведомствами.
В этой связи можно согласится с позицией отечественного специалиста А.Г. Гасюка, который, в результате своего исследования, приходит к выводу о том, что «в СССР в период 193911941 гг. был накоплен значительный структурный и кадровый потенциал в сфере внешнеполитической пропаганды», к 1939 г. уже была организационно оформлена «система учреждений и ведомств, отвечавших за вопросы реализации пропаганды за границей» Г30, с- 176"", а накопленный за это время опыт к началу Великой Отечественной войны «позволил реорганизовать внешнюю пропаганду в соответствии с новыми реалиями - так впоследствии было создано Совинформбюро» Г30, с- 185"".
Начало Великой Отечественной войны можно обозначить как очередной водораздел в формировании нормативно-правовой базы печатных СМИ, поскольку в связи с известными историческими событиями происходит и перестройка всей системы средств массовой информации.
Одним из важнейших событий, приведших к определенным изменениям в расстановке сил внутри информационно-пропагандистского аппарата СССР, стало появление 24 июня 1941 г. нового информационного агентства - Советского Информационного Бюро
(Совинформбюро) Г31, с- 21-22"". Принятое ЦК ВКП(б) и СНК СССР Постановление состояло всего из трех пунктов - цели организации, ее состава и основных задач. Главной целью Совинформбюро провозглашалось сосредоточение «руководства всей работой по освещению международных событий, внутренней жизни страны, а также освещение
военных событий» ———22". Таким образом, новое информагентство должно было выполнять важную специализированную функцию информационного канала с фронта, где велись боевые действия. Именно этим оно отличалось от ТАСС. Что же касается структуры, то здесь Совинформбюро также, как и ТАСС, обладало обширной корреспондентской сетью, причем согласно принятому в 1942 г. Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Положению «О работе военных корреспондентов на
фронте» г^32———214-216"", в местах боевых действий работали постоянные военные корреспонденты, зачисленные в ряды Красной Армии.
Положение спецкорреспондентов на фронте было определено в принятом в первые месяцы войны Постановлении ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных
корреспондентов» от 9 августа 1941 г. Г33, с- 232"" Указанные в источнике проблемы, в частности трудности во взаимодействии военного командования РККА и отправленных на фронт журналистов от центральных газет и информагентств, свидетельствовали о неготовности сформированной и отлаженной в мирные годы информационно-пропагандистской машины к работе в жестких условиях военного времени.
Несмотря на все перипетии, полное переключение советского государства на борьбу с нацистской угрозой и кардинальную смену жизненного уклада народа и всей страны, шла дальнейшая работа по совершенствованию системы управления сферой печатных СМИ. Об этом свидетельствует ряд писем Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и постановлений ЦК ВКП(б), которые принимались на протяжении всего военного времени. Они были посвящены выявлению недостатков районных, областных, краевых и республиканских газет в освещении определенных тем, совершенствованию качества и наращивании объемов выпускаемой периодической продукции, а также постановке
новых целей и задач разного уровня газетам [34, с 207-244"".
В период Великой Отечественной войны система печати и пропаганды в СССР претерпела серьезные изменения, которые были связаны не только с признаками, по выражению академика РАН А.О. Чубарьяна, «отрезвления советских лидеров» от
недавней «дружбы» с нацистской Германией [35, с 124"" и переходом от восхваления ее достижений к осторожной критике, а затем и к формированию образа будущего врага
I36". Совинформбюро помимо освещения новостей с фронта также вело контрпропаганду путем воздействия на противника и его деморализации. В годы войны происходит дальнейшее усиление цензуры за счет введения поста Главного цензора и передачи Отдела центральной военной цензуры Наркомату обороны, а затем включения этого
отдела в состав Генерального штаба в октябре 1942 г. "З7" В то же время наблюдается усиление контроля за всеми средствами массовой информации путем сосредоточения практически всех полномочий над сферой СМИ в руках Главного политического управления РККА, включая цензурные, контрольные и агитационно-пропагандистские функции. За годы войны это привело к максимальной централизации управления сферой СМИ и ряду негативных явлений, в частности - массовому сокращению гражданской
печати и ее качеству: число центральных газет уменьшилось с 39 до 18 [38, с1 91"", а
разовый тираж уменьшился с 38,4 до 18 млн экземпляров [39, с- 15"".
После окончания Великой Отечественной войны происходит логичное переустройство системы всех органов управления на мирный лад. Отечественные специалисты послевоенного времени используют разные подходы к изучению данного периода с точки зрения перестройки пропагандистского аппарата и в целом системы СМИ. Одни рассматривают этот период целостно, обозначая его как развитие журналистики в
послевоенное десятилетие с 1945 по 1956 гг. [38, 40", другие выделяют несколько этапов в реорганизации советской пропаганды - период кризиса антигитлеровской коалиции (194311947 гг.), переходный период перестройки пропагандистского аппарата в условиях холодной войны (194711951 гг.) и становление нового образа врага в лице США (с 1951
г.) -ИИ. Как нам представляется, вопрос с внутренней периодизацией эволюции системы пропаганды в рамках послевоенного десятилетия может быть дискуссионным, однако бесспорным рубежом для нового этапа развития печатных СМИ является XX съезд КПСС в 1956 г.
В послевоенное десятилетие нормативно-правовая база в целом не претерпела каких-либо серьезных изменений, кардинальным образом повлиявших на ранее принятый курс партии в отношении печатных СМИ и журналистики.
Что касается созданного в начале войны Совинформбюро, которое к ее концу снабжало материалами 32 телеграфных и газетных агентства, а также 18 радиостанций разных
стран, включая США, Великобританию, Канаду, Австралию, Индию, Китай и др."2, с- 198"", то после завершения войны оно было реорганизовано и передано сначала напрямую в ведение Совета Министров СССР, а затем под управление Государственного комитета по
культурным связям с зарубежными странами до 1961 г. [42, 43" В составе этого Комитета Совинформбюро вплоть до его ликвидации и создания на его базе Агентства печати «Новости» занималось подготовкой и распространением за рубежом статей, очерков и иллюстраций о внутреннем преобразовании Советского Союза и его внешней политике, то есть по сути выполнял функцию канала внешнеполитической пропаганды и распространения «мягкой силы» СССР на страны Запада.
Некоторые историки отдельно обособляют период с 1953 по 1956 г., до XX съезда, отмечая признаки «сокращения количества упоминаний о Сталине в сравнении с предыдущим годами» и обращая внимание на «очищение» идеологической пропаганды в
СССР от «чрезмерных проявлений сталинского культа в периодических изданиях. ..»[44 с 168"". С утверждением того, что данный период является своего рода переходным, трудно спорить, поскольку со сменой руководства партии и приходом к власти Н.С. Хрущева появляются новые изменения в идеологии пропаганды, а культ личности Ста лина пос те пе нно ис ч е з а е т из о б щ е с тв е нно г о информа цио нно г о по ля .
Выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС, состоявшимся в Москве с 14 по 25
февраля 1956 г. Г45, с 111-129"", стало определенным водоразделом для всей системы
СМИ. Решения XX-го съезда КПССГ46, с- 7-90"" придали импульс к созданию новых газет и журналов, главной целью которых являлась помощь специалистам, работающим в сфере пропаганды и агитации.
В феврале 1954 г. был одобрен курс на усиление справочно-информационной поддержки органов пропаганды в связи с созданием журнала «Партийная жизнь» Г47, с-296-297", целью которого являлось улучшение «партийно-организационной и партийно-политической работы, освещение положительного опыта ... агитационно-пропагандистской работы», а также размещение «консультаций для партийных
организаций, пропагандистов и агитаторов» Г47, с 296"". 28 августа 1956 г. было принято Постановление ЦК КПСС «Об издании журнала «Агитатор»^48' с' 299"", впоследствии ставшего основным периодическим изданием для специалистов в сфере пропаганды. Одной из главных задач журнала являлось освещение центральных проблем внутренней и внешней политики КПСС и Советского правительства.
К середине 1960-х гг. кроме вышеперечисленных журналов по инициативе Союза писателей, Агитпропа и ряда других учреждений было организовано несколько изданий в области науки, культуры, литературы и искусства, основными задачами которых являлась систематическая пропаганда политики КПСС и Советского правительства, внедрение в сознание интеллигенции и рабочего класса марксистко-ленинской идеологии, а также естественнонаучная пропаганда, разоблачение и критика
религиозной идеологии Г49, с- 301-322"".
В период правления Н.С. Хрущева продолжается процесс дальнейшего развития системы органов управления в сфере печатных СМИ. 3 января 1958 г. Постановлением Президиума ЦК КПСС в целях усиления культурного воздействия советской идеологии на иностранцев за рубежом, повышения эффективности внешнеполитической пропаганды и осуществления контроля за политической направленностью печатных СМИ и радио, работающих на заграницу, создается Комиссия ЦК КПСС по вопросам идеологии, культуры и международных партийных связей I50".
В 1961 г. на основе Совинформбюро возникает Агентство печати «Новости» (АПН )Г51, с-
26-30"", которое также, как и ТАСС, имело свою сеть корреспондентов за рубежом, перешедшую от предшественника. АПН было достаточно широко представлено за рубежом - имело свои отделения в 85 странах и издавало материалы на 56 языках с общим годовым тиражом газет, журналов и пресс-бюллетеней в 2,5 млн экземпляров с 136"", будучи вторым по величине информагентством в Советском Союзе.
Все эти преобразования в сфере управления печатными СМИ привели к изменениям и в области внешнеполитической пропаганды. В 1957 г. был создан Государственный
комитет Совета Министров СССР по культурным связям с зарубежными странами"52", основной задачей которого являлись руководство и координация деятельности Главного управления радиовещания, Совинформбюро и Издательства литературы на иностранных языках. Председателем комитета был назначен известный советский журналист, приближенный к Н.С. Хрущеву и занимавший до этого пост заместителя главного редактора газеты «Правда», - Ю.А. Жуков. Создание этого Государственного комитета и назначение Ю.А. Жукова говорило о том, что СССР стремился к расширению культурного и идеологического влияния на страны Запада и к установлению контактов с ними для развития культурного и научного обмена.
Начало 1960-х гг. было отмечено принятием целого ряда программных документов, посвященных развитию советской внутренней и внешнеполитической пропаганды. 9 января 1960 г. было издано Постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды
в современных условиях» ———43-45"", в котором перед советскими агитационно-пропагандистскими органами ставилась цель «повысить роль печати в коммунистическом воспитании народа» и отмечалось, что «газеты и журналы обязаны стать подлинно народной трибуной, ...активнее вторгаться в жизнь и деятельно помогать партии» [54, с-43". В 1962 г., после XXII съезда КПСС, партией было принято постановление «О
повышении действенности выступлений советской печати» [54, с-—351-354", в котором обращалось внимание уже на более конкретные проблемы, с которыми сталкивалась советская пропаганда. Летом 1963 г. на пленуме ЦК КПСС было принято еще одно постановление «Об очередных задачах идеологической работы партии» [55, с-—257", согласно которому партийные организации должны были осуществлять меры по непрерывному улучшению подготовки и переподготовки кадров партии, работающих в сфере пропаганды.
Таким образом, комплекс вышеперечисленных документов свидетельствовал о важности создания эффективного механизма государственного регулирования сферы внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ для советского руководства и о завершении этапа формирования единого пропагандистского комплекса к началу 1960-х гг.
Подводя итоги рассмотрения вопроса эволюции механизма государственного регулирования советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ, можно выделить несколько этапов изменений в структуре органов государственного управления и в нормативно-правовом регулировании внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ.
Первый этап пришелся на годы Гражданской войны и НЭПа в СССР и был связан с оформлением системы государственных органов управления советской печатью и созданием органов контроля, цензуры, агитации и пропаганды к началу 19201х гг. В это же время создается крупнейшее информационное агентство Советского Союза - ТАСС.
Второй период можно обозначить как 19301е гг. - до начала Великой Отечественной войны. В это время основные правовые механизмы функционирования системы СМИ были уже сформированы. Нормативно-правовая база внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ являлась системной, так как связывала все процедуры контроля, цензуры, агитации и пропаганды в сфере управления печатью в единый механизм. Однако, существовали и определенные проблемы, связанные с нехваткой квалифицированных
кадров, работающих в сфере цензуры, агитации и пропаганды; дублированием функций контроля за сферой печати у Главлита и Агитпропа и их межведомственной конкуренцией. Этот период вплоть до начала Великой Отечественной войны стал временем становления системы внешнеполитической пропаганды, появления в государственных органах власти новых структурных подразделений, связанных с пропа га ндой и а гита цие й.
Отдельно необходимо выделить период Великой Отечественной войны, в ходе которого происходит переход системы СМИ на военные рельсы, на освещение боевых действий и новостей с фронта. Одновременно, наблюдается рост контроля за всеми средствами массовой информации путем сосредоточения практически всех полномочий над сферой СМИ в руках Главного политического управления РККА, включая цензурные, контрольные и агитационно-пропагандистские функции.
После окончания войны, с нашей точки зрения, можно выделить два этапа -послевоенное десятилетие (до 1956 г.), и период хрущевской «оттепели» после XX съезда КПСС до конца правления Н.С. Хрущева. После смерти И.В. Сталина можно говорить о том, что в Советском Союзе выстраивается целостная структура внешнеполитической пропаганды и отрабатываются ее механизмы: возникают новые партийно-государственные органы культурно-идеологического влияния на страны Запада, начинают выпускаться специализированные издания для специалистов по пропаганде, а также ведется большая работа с внештатными пропагандистами и а гита тора ми.
Таким образом, механизм государственного регулирования советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ, сложившийся к началу 1960-х гг. в Советском Союзе, представлял собой единый пропагандистский комплекс, полностью контролируемый и управляемый партийными и правительственными решениями советского руководства. ЦК КПСС и Совет Министров СССР определяли не только повестку, содержание подаваемой информации и границы цензуры, но также принимали решения по кадровым и экономическим вопросам. Несмотря на временную «оттепель» в идеологическом поле советского общества, в действительности в период правления Н.С. Хрущева в СССР была выстроена целостная структура внешнеполитической пропаганды, идеологического и партийного контроля за печатными СМИ и закреплена система однопартийной журналистики.
Библиография
1. Nye J.S. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 191 p.
2. Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. М.: Высш. шк., 1984. 375 c.
3. Почепцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда. М.: Центр, 2004. 252 с.
4. Минаева О.Д. История отечественной журналистики. 1917-1945. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. 256 с.
5. Еремин С.В. Механизмы функционирования системы советской внешнеполитической пропаганды (1930-е - 1941) // Диалог со временем. 2012. Вып. 41. С. 317-340.
6. Еремин С.В. Организационная структура советской внешнеполитической пропаганды в 1930-е гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 4 (25). С. 142-148.
7. Закон СССР от 12.06.1990 № 1552-1 «О печати и других средствах массовой
информации». [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req = doc&base = ESU&.n = 59&dst=1000000001&date = 04.09.2019#02798892192230562 (Дата обращения: 30.08.2019 г.).
8. Постановление ВС СССР от 12.06.1990 № 1553-1 «О введении в действие Закона СССР «О печати и других редствах массовой информации». [Электронный ресурс] -URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req = doc&base = ESU&.n = 67&dst=1000000001&date = 04.09.2019#09770588529802957 (Дата обращения: 30.08.2019 г.).
9. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М.: Интерпракс, 1995. 296 с.
10. Правда. 1959. 18 ноября.
11. Декрет о печати. 9 ноября 1917 г. // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов. М., 1972. 635 с.
12. Восьмой съезд РКП(б). Москва. 18-23 марта 1919 г. // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов.
13. Резолюция по организационному отчету ЦК. Девятая Всероссийская конференция РКП(б). Москва. 22 25 сентября 1920 г. // Коммунистическая Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 2. 1917-1922. М.: Политиздат, 1983. 606 с.
14. Положение о Телеграфном Агентстве Союза Советских Социалистических Республик (ТАСС). Постановление Президиума ЦИК СССР. 10 июля 1925 г. // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов.
15. Постановление Президиума ВЦИК о Российском телеграфном агентстве (РОСТА) от 7 сентября 1918 г. // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов.
16. Декрет Совета Народных Комиссаров о введении платности газет. 28 ноября 1921 г. // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов.
17. Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, № 284.
1921. 17 декабря.
18. О переводе всех органов периодической печати на начала хозяйственного расчета. Декрет ВЦИК и СНК. 24 января 1922 г. // Законы о печати. Сборник декретов, постановлений, уставов, инструкций и распоряжений. М., 1924 г. 248 с.
19. Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, № 137.
1922. 23 июня.
20. Семнадцатый съезд ВКП(б). Москва. 26 января - 10 февраля 1934 г. // Коммунистическая Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 6. 1933 1937. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
21. Жуков Ю.Н. Иной Сталин: Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. М.: Вагриус, 2003. 510 с.
22. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о реорганизации Отдела культуры и пропаганды ЦК ВКП(б). 1935. 13 мая. // АП РФ. Ф. 3. Оп. 22. Д. 40.
23. Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) и Европа. Решения «особой папки». 1923 1939. М.: РОССПЭН, 2001. 400 с.
24. О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» Постановление ЦК ВКП(б) 14 ноября 1938 г. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры,
1938. 24 с.
25. О постановке пропаганды марксизма-ленинизма в Белорусской ССР, Орловской и Курской областях. Постановление ЦК ВКП(б). 16 августа 1939 г. // КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. М.: Политиздат, 1987. 607 с.
26. Восемнадцатый съезд ВКП(б). Москва. 10-21 марта 1939 г. // Коммунистическая Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 7. 1938 1945. М.: Политиздат, 1985. 574 с.
27. Невежин В.А. Синдром наступательной войны. Советская пропаганда в преддверии «священных боев», 1939 1941 гг. М.: АИРО-ХХ, 1997. 288 с.
28. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б)-ВКП(б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917-1953 гг. М.: Международный фонд "Демократия", 1999. 868 с.
29. История советской политической цензуры: документы и комментарии. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. 672 с.
30. Гасюк, А.Г. Внешнеполитическая пропаганда СССР накануне Великой Отечественной войны (1939-1941 гг.): дис. ... канд. ист. наук. М., 2008. 199 с.
31. О создании и задачах Советского Информационного Бюро. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР 24 июня 1941 г. // КПСС о средствах массовой информации и пропаганды.
32. О работе военных корреспондентов на фронте. (Из положения, утвержденного в 1942 году Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Главным политическим управлением Красной Армии) // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов.
33. Постановление ЦК ВКП(б) О работе на фронте специальных корреспондентов. 9 августа 1941 г. // Коммунистическая Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 1986). Т. 7. 1938-1945.
34. О работе районных газет. Письмо Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) от 3 марта 1942 г.; О задачах районных, областных, краевых и республиканских газет в связи с уборкой урожая и заготовками сельскохозяйственных продуктов в 1942 году. Письмо Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б); О недостатках газет в освещении работы промышленных предприятий. Письмо Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) всем редакторам городских, областных, краевых и республиканских газет; О ближайших задачах партийных организаций КП(б) Белоруссии в области массово-политической и культурно-просветительской работы среди населения. (Из Постановления ЦК ВКП(б)); Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет. Решение ЦК ВКП(б)// О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов.
35. Чубарьян А.О. Российско-германские отношения (август 1939 - июнь 1941). «Смена вех» в теории, идеологии и пропаганде. // Вестник МГИМО. 2009. №4. С. 115-125.
36. Григорьева О.И. Эволюция образа Германии в советской пропаганде: контент-анализ материалов газеты «Правда» (январь 1933 - июнь 1941 г.) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №61. С. 92-97.
37. Приказ Народного Комиссара Обороны СССР № 0420 от 18 сентября 1943 г. «О включении отдела военной цензуры в состав Генерального штаба Красной Армии». РГВА. Ф. 4. Оп. 11. Д. 76. Л. 183.
38. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (Февраль 1917 -начало 90-х годов). М.: Издательство Московского университета, 1996. 208 с.
39. Попов Н.П., Горохов Н.А. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны. 1941 1945. М.: Воениздат, 1981. 416 с.
40. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). М.: Флинта: Наука, 2002 г. 638 с.
41. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. М.: Институт российской истории РАН в сотрудничестве с институтом им. Меллена, 1999. 250 с.
42. Советское информационное бюро. Справка. [Электронный ресурс] - URL: https://ria.ru/20110624/391643564.html (Дата обращения: 17.09.2019 г.);
43. Семьдесят лет назад - 24 июня 1941 года было образовано Совинформбюро, прародитель РИА Новости. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.fapmc.ru/rospechat/newsandevents/newsagency/2011/06/item26.html (Дата обращения: 17.09.2019 г.).
44. Куропаткин А.П. Новые направления в идеологической пропаганде СССР после смерти И.В. Сталина // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. № 3-1. С 165-169.
45. Постановление ЦК КПСС о преодолении культа личности и его последствий. 30 июня 1956 г. // Коммунистическая Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 9. 1956-1960. 574 с.
46. Двадцатый съезд КПСС. Москва. 14 - 25 февраля 1956 г. // Коммунистическая Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 9. 1956-1960. М.: Политиздат, 1986.
47. Об издании журнала «Партийная жизнь» (Из Постановления ЦК КПСС от 17 февраля 1954 г.) // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов.
48. Об издании журнала «Агитатор». (Из Постановления ЦК КПСС 28 августа 1956 г.). // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов.
49. Об издании журнала «Вопросы теории и истории литературы». Постановление ЦК КПСС 3 ноября 1956 г. (прим. - по предложению Союза писателей СССР); Об издании журнала «Вопросы истории КПСС». (Из Постановления ЦК КПСС 12 января 1957 г.) (прим. - по предложению Агитпропа); О газете «Литература и жизнь». Постановление Борю ЦК КПСС по РСФСР 4 декабря 1957 г.; О журнале «Наука и религия» (Из Постановления ЦК КПСС 5 мая 1959 г.) // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов.
50. РГАНИ. Ф. 11. Оп. 1.
51. IV съезд Союза журналистов СССР. Стенографический отчет. М., 1977. 359 с.
52. О мерах улучшения советской пропаганды на зарубежные страны. (Из протокола заседания Президиума ЦК КПСС № 78, 1957 г.). [Электронный ресурс] - URL: https://www.kommersant.ru/doc/745317 (Дата обращения: 24.09.2019 г.).
53. О задачах партийной пропаганды в современных условиях. Из Постановления ЦК КПСС 9 января 1960 г. // КПСС о средствах массовой информации и пропаганды.
54. О повышении действенности выступлений советской печати. Постановление ЦК КПСС 18 сентября 1962 г. // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов.
55. Об очередных задачах идеологической работы партии. (Из Постановления Пленума ЦК КПСС 21 июня 1963 г.) // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
РЕЦЕНЗИЯ на статью Эволюция механизма государственного регулирования советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ (1917-1963 гг.) Название соответствует содержанию материалов статьи. В названии статьи просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора. Рецензируемая статья представляет научный интерес. Автор разъяснил выбор темы исследования и обосновал её актуальность. В статье некорректно сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором. Согласно названию статьи автор намеревался исследовать «эволюцию механизма государственного регулирования». В качестве же цели он указал «эволюцию структуры органов управления в сфере печатных СМИ». Автор не разъяснил, что он понимает под термином «механизм государственного регулирования». Почему выражения «регулирование советской внешнеполитической пропаганды» и «становление структуры органов управления и нормативно-правового регулирования внешнеполитической пропаганды» автор использовал как синонимичные, также осталось неясно. На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования автором не вполне продуманы, что отразилось на его результатах: в выводах термин «механизм государственного регулирования» не встречается. Автор представил результаты анализа историографии проблемы, но не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является существенным недостатком статьи. При изложении материала автор продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования. Апелляция к оппонентам в статье отсутствует. Автор не разъяснил выбор и не охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы. На взгляд рецензента, автор грамотно использовал источники, стремился выдержать научный стиль изложения, грамотно использовать методы научного познания, соблюсти принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала. В качестве вступления автор указал на причину выбора темы исследования, обозначил её актуальность. В основной части статьи автор сообщил о том, что нормативно-правовое регулирование сферы печатных СМИ в СССР «осуществлялось целым рядом нормативных правовых актов и директивных документов» т.д., затем неожиданно разъяснил мысль о том, что «регулирование советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ изначально предполагало «ручное управление» как наиболее эффективное», «прямое директивное руководство» и заключил при этом, что «вместо законодательной базы сфера печатных СМИ, в том числе внешнеполитическая пропаганда в СМИ, на протяжении практически всего существования Советского Союза регулировалась совокупностью действующих официальных нормативных правовых актов, принятых советской властью с момента создания советского государства». Почему «совокупность действующих официальных нормативных правовых актов» не является «законодательной базой», осталось неясно. Далее автор описал «несколько уровней нормативных актов» от Конституции до «локальных нормативных актов» и внезапно перешёл к сюжету о «создании и развитии органов пропаганды» в СССР в 1919 - 1920-х гг. Автор сообщил о создании в 1920 г. Агитпропа и некоторых функциях его руководства, затем о создании «нового информационного агентства в связи с необходимостью расширения и «ребрендинга» агентства РОСТА». Автор завершил данный сюжет выводом о том, что «либерализации
прессы, пришедшийся на 1920-е гг., оказался краткосрочным, и советская журналистика постепенно вернулась в русло полного контроля со стороны партии», не обосновав такой вывод в тексте. Далее автор объяснил, почему «1930-е гг. в СССР стали периодом закрепления системы внешнеполитической пропаганды» и сообщил о соответствующих характерных изменениях «структуры органов агитации и пропаганды». Затем автор заявил о том, что «в течение 1930-х гг. в советской пропагандистской машине обнажаются слабые стороны и возникают проблемы функционирования из за нехватки квалифицированных кадров; недостаточных компетенций у сотрудников», не разъяснив свою мысль и не оформив ссылки на источники или актуальную научную литературу. Следующий сюжет автор посвятил сюжету о периоде Великой Отечественной войны, обосновав мысль о том, почему её начало «можно обозначить как очередной водораздел в формировании нормативно-правовой базы печатных СМИ». При этом автор совершенно уклонился от темы о «внешнеполитической пропаганде». Далее автор сообщил о том, что «в послевоенное десятилетие нормативно-правовая база в целом не претерпела каких-либо серьезных изменений» т.д., пояснил, почему «выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС... стало определенным водоразделом для всей системы СМИ» и т.д. Автор продолжил краткое описание «дальнейшего развития системы органов управления в сфере печатных СМИ» в 1950-х гг., сообщил, что «все эти преобразования в сфере управления печатными СМИ привели к изменениям и в области внешнеполитической пропаганды», затем, что «начало 1960-х гг. было отмечено принятием целого ряда программных документов, посвященных развитию советской внутренней и внешнеполитической пропаганды» и заключил, что «комплекс документов» «свидетельствовал о важности создания эффективной структуры управления сферой идеологической пропаганды для советского руководства в начале 1960-х гг.» и неожиданно, что «после XX съезда КПСС возникают сразу несколько специализированных изданий, посвященных проблемам агитации и пропаганды» и т.д. Выводы автора носят обобщающий характер, но обоснованы отчасти, сформулированы ясно. Выводы не позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования. Выводы не отражают результатов исследования, проведённого автором, в полном объёме. В заключительных абзацах статьи автор сообщил, что «становление структуры органов управления и нормативно-правового регулирования внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ происходило в несколько этапов», указал данные этапы: 1917-1920-е, 1930-е, 1941-1945, 1946-1956 и 1957-1964 годы, а также кратко описал их содержание. Заключительные абзацы статьи не проясняют фактическую цель исследования. На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования достигнута автором отчасти. Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала. Статья требует доработки.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Известен тот уровень пропаганды и агитации, который был достигнут в советский период. Напомним, что известная фраза В.И. Ленина «из всех искусств для нас важнейшим является кино» может быть понята как необходимость активного использования массового канала агитации населения. Укажем тут и на «Окна сатиры РОСТА», в которых принимал участие и сам В.В. Маяковский, и, конечно, на знаменитое Телеграфное агентство Советского Союза, и на деятельность партийных и комсомольских активистов. Собственно и само крушение КПСС и Советского Союза во
многом было обусловлено тем направлением, которое определили высшие партийные органы в конце 1980-х годов: это было необычное время, когда критики советской власти и всей советской системы проходила со страниц партийной печати (в качестве примера укажем на знаменитый сборник «Иного не давно»). А ведь до определённого момента весьма успешной была и советская внешнеполитическая пропаганда. .В этой связи вызывает интерес изучение позитивного и негативного опыта советской пропагандистской машины. Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой «является анализ партийных и правительственных документов, регламентирующих деятельность органов пропаганды и внешнеполитическую повестку в печатных СМИ». Автор ставит своими задачами рассмотреть процесс ключевых структурных и нормативно-правовых изменений в механизме государственного регулирования советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ, а также определить основные черты эволюции механизма государственного управления. Работа основана на принципах историзма, объективности, достоверности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Научная новизна рецензируемой статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать структурные изменения органов госуправления в сфере внешнеполитической пропаганды в 1917-1963 гг. Научная новизна определяется также привлечением архивных материалов. Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя свыше 50 различных источников и исследований, что уже говорит о той серьёзной подготовительной работе, которую проделал ее автор. Среди привлекаемых автором источников укажем на опубликованные нормативно-правовые акты и неопубликованные материалы из фондов Российского государственного военного архива, Российского государственного архива новейшей истории и др. Из используемых автором исследований отметим работы О.И. Григорьевой, Р.П. Овсепяна, А.В. Фатеева и других специалистов, в которых рассматриваются различные аспекты советской внешнеполитической пропаганды. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после ее прочтения читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований позволило автору должным образом раскрыть поставленную тему. Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всех, кто интересуется как историей советской эпохи, так и различными инструментами «мягкой силы». Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной в ходе работы над темой статьи информацией. Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть и заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что советская история даёт многочисленные примеры «продвижения привлекательного образа страны, идеологии и ценностей на мировой арене». В работе справедливо отмечается, что «регулирование советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ изначально предполагало «ручное управление» как наиболее эффективное». Автор обращает внимание на то, что «если фаза формирования системообразующих органов внутригосударственной пропаганды, включая контроль и цензуру, приходится на начало 19201х гг., то именно 1930-е гг. в СССР стали периодом закрепления системы внешнеполитической пропаганды, что подтверждается совокупностью принятых решений, закрепленных нормативно-правовыми актами этого времени». Далее в работе на основе изучения различных нормативно-правовых
документов прослеживаются этапы эволюции механизма государственного регулирования советской внешнеполитической пропаганды в печатных СМИ, при этом выделяется несколько этапов от утверждения советской власти до конца эпохи Н.С. Хрущева. Главным выводом статьи является то, что «Несмотря на временную «оттепель» в идеологическом поле советского общества, в действительности в период правления Н.С. Хрущева в СССР была выстроена целостная структура внешнеполитической пропаганды, идеологического и партийного контроля за печатными СМИ и закреплена система однопартийной журналистики». Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах. В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Исторический журнал: научные исследования».