Научная статья на тему 'Организационная структура советской внешнеполитической пропаганды в 1930-е гг'

Организационная структура советской внешнеполитической пропаганды в 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1783
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮРО МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ (БМИ) / THE BUREAU OF INTERNATIONAL INFORMATION (BMI) / УПРАВЛЕНИЕ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ (УПА) / THE DEPARTMENT OF AGITATION AND PROPAGANDA (UPA) / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (НКИД) / THE PEOPLE''S COMMISSARIAT FOR FOREIGN AFFAIRS (NKID) / ОТДЕЛ ПЕЧАТИ НКИД / PRESS / ВСЕСОЮЗНОЕ ОБЩЕСТВО КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ (ВОКС) / THE ALL-UNION SOCIETY FOR CULTURAL RELATIONS WITH FOREIGN COUNTRIES (VOKS) / ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО СОВЕТСКОГО СОЮЗА (ТАСС) / THE TELEGRAPH AGENCY OF THE SOVIET UNION (TASS) / ПРЕССА / ЦЕНЗУРА / CENSORSHIP / THE NKID''S DEPARTMENT OF PRINTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерёмин Сергей Владимирович

К концу 1930-х гг. советская внешнеполитическая пропаганда стала эффективным инструментом советской дипломатии. Процессы формирования и функционирования всех органов, на которые возлагались пропагандистские задачи, находились под постоянным контролем Политбюро и ЦК ВКП(б). Значительное влияние на функционирование органов внешнеполитической пропаганды оказывали события, происходившие внутри страны: реорганизации партийно-государственного аппарата, усиление цензурного контроля, политические репрессии. В предлагаемой статье мы попытались в обобщённом виде представить структуру основных партийно-государственных органов советской внешнеполитической пропаганды в 1930-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE SOVIET FOREIGN POLICY PROPAGANDA IN THE 1930 th

By the end of the 1930s, the Soviet foreign policy propaganda became an effective tool of Soviet diplomacy. The processes of formation and functioning of all the organs, which were associated with propaganda tasks were under the constant control of the Political Bureau and the Central Committee of the All-Union Communist Party (Bolsheviks). A significant impact on the functioning of the organs of the foreign policy propaganda had the events taking place inside the country: the reorganization of the party-state apparatus, the strengthening of the censorship of control, political repression. In this article the author makes an attempt to represent in a generalized form the organizational structure of the basic party and state organs of the Soviet foreign-policy propaganda in the 1930s.

Текст научной работы на тему «Организационная структура советской внешнеполитической пропаганды в 1930-е гг»

ББК 63.3(2)614 YAK 94(47).084.6

C.B. ЕРЁМИН

S.V. YERYOMIN

ОРГАНИЗАУИОННАЯ СТРУКТУРА СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В 1930-е ГГ.

ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE SOVIET FOREIGN POLICY PROPAGANDA IN THE 1930th

К концу 1930-х гг. советская внешнеполитическая пропаганда стала эффективным инструментом советской дипломатии. Процессы формирования и функционирования всех органов, на которые возлагались пропагандистские задачи, находились под постоянным контролем Политбюро и ЦК ВКП(б). Значительное влияние на функционирование органов внешнеполитической пропаганды оказывали события, происходившие внутри страны: реорганизации партийно-государственного аппарата, усиление цензурного контроля, политические репрессии. В предлагаемой статье мы попытались в обобщённом виде представить структуру основных партийно-государственных органов советской внешнеполитической пропаганды в 1930-е гг.

By the end of the 1930s, the Soviet foreign policy propaganda became an effective tool of Soviet diplomacy. The processes of formation and functioning of all the organs, which were associated with propaganda tasks were under the constant control of the Political Bureau and the Central Committee of the All-Union Communist Party (Bolsheviks). A significant impact on the functioning of the organs of the foreign policy propaganda had the events taking place inside the country: the reorganization of the party-state apparatus, the strengthening of the censorship of control, political repression. In this article the author makes an attempt to represent in a generalized form the organizational structure of the basic party and state organs of the Soviet foreign-policy propaganda in the 1930s.

Ключевые слова: Бюро международной информации (БМИ), Управление агитации и пропаганды (УПА), Народный комиссариат иностранных дел (НКИД), Отдел печати НКИД, Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС), Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС), пресса, цензура.

Key words: the Bureau of International Information (BMI), the Department of Agitation and Propaganda (UPA), the People's Commissariat for Foreign Affairs (NKID), the NKID's Department of Printing, The All-Union Society for Cultural Relations with Foreign Countries (VOKS), the Telegraph Agency of the Soviet Union (TASS), the press, censorship.

Внешнеполитическая пропаганда является инструментом для достижения государством тех или иных целей во взаимоотношениях с другими странами или международными организациями. Она призвана решать задачу пересылки информационных сообщений из конкретной страны за границу, а также распространять материалы о жизни за рубежом в средствах массовой информации этой страны [4, с. 7, 10; 6, с. 6].

Для решения этой двуединой задачи создаётся соответствующая организационная структура. Подобная структура формировалась в СССР в 1930-е гг. в условиях обострения международной напряжённости и нарастания военной угрозы, что накладывало свой отпечаток на процесс её формирования. Кроме того, решающим было влияние на развитие данного процесса сталинского режима с его политико-идеологическим диктатом в пропагандистской сфере.

Характеристика партийных и государственных органов, которые осуществляли в СССР в предвоенный период задачи ведения внешнеполитической пропаганды, формы и методы получения и распространения международной информации в советских СМИ затрагивается в ряде исследований

[4, 6, 12]. Однако обобщённая картина на сегодняшний день отсутствует, тем более, что основное внимание в историографии акцентируется на периоде 1939-1941 гг. [6, 12, 13].

В предлагаемой статье предпринята попытка восполнить данный пробел и представить в обобщённом виде структуру основных партийно-государственных органов советской внешнеполитической пропаганды в 1930-е гг.

Оформление системы советской внешнеполитической пропаганды было связано с международными событиями рубежа 1920-1930-х гг., когда СССР после длительного периода непризнания его западными державами стал постепенно входить в систему международного сообщества. Важным фактором на пути её становления стало вступление Советского Союза в Лигу Наций (1934 г.), что значительно повысило авторитет СССР на международной арене [15, с. 6].

Складывавшаяся в эти годы организационная структура внешнеполитической пропаганды сложна для рассмотрения, прежде всего потому, что трудно разделить в мощном пропагандистском комплексе СССР того периода органы внутренней и внешней пропаганды: между ними существовала тесная взаимосвязь. Публикации в советской печати были рассчитаны не только на «своего», но и на зарубежного читателя, а проводившиеся пропагандистские мероприятия и акции на международной арене подавались под «идеологическим соусом» [15, с. 48-49].

В 1930-е гг., на этапе становления и укрепления сталинского режима, предпринимались беспрецедентные меры по усилению контроля над сферой внешнеполитической пропаганды. Это происходило в процессе периодической реорганизации партаппарата.

На XVII съезде ВКП(б) (январь 1934 г.) было объявлено о реорганизации структуры партийного аппарата всех уровней и о переходе в ней от функционального к производственно-отраслевому принципу. Существовавшие ранее функциональные отделы - культуры и пропаганды (Культпроп); агитации и массовых кампаний (Агитпроп) - ликвидировались. Вместо них были образованы отраслевые отделы, среди них - преобразованный Отдел культуры и пропаганды (Культпроп) [11, с. 49-50].

13 мая 1935 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) о реорганизации ранее существовавшего Отдела культуры и пропаганды (Культпроп), который был разделён на пять самостоятельных структурных подразделений - отделов: партийной пропаганды и агитации; печати и издательств; школ; культурно-просветительной работы; науки, научно-технических изобретений и открытий.

В составе отдела печати и издательств функционировало Бюро международной информации (БМИ) [2, с. 281]. БМИ, засекреченная аналитическая структура ЦК ВКП(б), первоначально подчинялось Особому сектору ЦК ВКП(б)и было связано с внешнеполитической и военной разведкой. 16 мая 1932 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о задачах Бюро международной информации. Задачи БМИ были сложными и многоаспектными:

1) проверка, сводка информации по международным делам, проходившим в ЦК ВКП(б) по всем каналам советских учреждений;

2) извлечение информации из иностранной прессы и литературы;

3) получение сведений из иностранных источников;

4) проверка результатов всей предыдущей работы через высылаемых собственных корреспондентов [2, с. 282].

Полученные информационные материалы должны были служить для ежедневной информации ЦК, накапливаться для разработки в случае необходимости новых крупных вопросов, не решаемых в данный момент, по указанию Секретариат ЦК быть информационным источником для советской прессы.

БМИ не выступало официально, а должно было вести свою работу секретно [2, с. 283].

19 мая 1934 г. Политбюро ЦК ВКП(б) под грифом «Особая папка» приняло постановление «Об Информационном Бюро» [11, с. 62]. Именно с этого времени БМИ стало действовать в составе ЦК ВКП(б).

Выделенный из Отдела культуры и пропаганды Отдел печати и издательств согласно постановлению от 13 мая 1935 г. был призван выполнять три основные функции. Во-первых, это был орган для трансляции руководящих партийных указаний в советской печати; во-вторых, он осуществлял контроль над печатью; в-третьих, являлся своеобразной исследовательской лабораторией для выработки новых форм, методов и приёмов текущей печати. Вся работа Отдела печати и издательств ЦК ВКП(б) сосредоточивалась в 11-ти секторах и в том числе - в секторах партийной печати, советской печати, печати зарубежных «братских партий», иностранной печати [11, с. 130].

Четырнадцатого ноября 1938 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило решение «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». В этом постановлении особое внимание уделялось необходимости изменения структуры партийного аппарата всех уровней. Отделы партийной пропаганды и агитации, печати и издательств ЦК были объединены, и в результате возник новый Отдел пропаганды и агитации, под контроль которого попали печатные издания, в том числе - произведения литературы и искусства [11, с. 131].

Многочисленные преобразования в пропагандистской структуре ЦК ВКП(б) логично завершились в 1939 г. По решению XVIII съезда ВКП(б) 3 августа 1939 г. было создано Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) (УПА). Оно объединило все отрасли и направления идеологической работы большевистской партии. УПА стремилось контролировать, насколько чётко и своевременно выполнялись партийными и государственными органами, издательствами, средствами массовой информации и творческими союзами официальные идеологические установки [11, с. 133].

Специфика УПА ЦК ВКП(б) состояла в том, что в своей внешнеполитической пропагандистской деятельности оно уделяло основное внимание идеологической, а не информационной составляющей [14, с. 13].

Ведущими советскими партийно-политическими изданиями в рассматриваемый период являлись журналы «Большевик», «Спутник агитатора», «Партийное строительство», «В помощь марксистско-ленинскому образованию», «Большевистская печать». Последний журнал «боролся за повышение качества советских газет и журналов с учётом опыта зарубежной печати» [6, с. 51].

Пропагандистские функции за рубежом кроме УПА ЦК ВКП(б) выполнял ряд народных комиссариатов СССР (иностранных дел, внешней торговли и т. д.). Если в отношении Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) вопросов в связи с его пропагандистскими функциями не возникает (он координировал действия структур государственной власти в области внешней политики, и это априори входило в число задач внешнеполитического ведомства), то в отношении других наркоматов ситуация была несколько иная. Например, в составе наркомата внешней торговли, на первый взгляд, отраслевого, специализированного ведомства, весьма далёкого от вопросов пропаганды, входило объединение «Международная книга», которое активно использовалось при решении за границей пропагандистских задач в рамках сотрудничества в области книгообмена [6, с. 52].

Важно отметить, что в 1930-е гг. при НКИД действовал Отдел печати. В СССР в тот период не существовало какого-либо правительственного органа, специально ведавшего международной информацией, призванного разрабатывать и координировать информационную политику. На Отдел печати НКИДа в данной связи ложилась лишь часть этих функций, поскольку он не мог сравниться с аналогичными иностранными ведомствами, располагавшими аппаратом в составе нескольких тысяч человек [9, с. 229].

Поначалу функции Отдела печати НКИДа были не вполне определёнными. Так, он занимался издательской деятельностью: публиковал брошюры и книги, которые разъясняли советскую дипломатическую линию широкой публике. Такого рода издания имели объём не менее 100 страниц и выходили большими тиражами [9, с. 76].

Ситуация изменилась после того, как 2 октября 1939 г. было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об освещении в советской печати вопросов международной политики». На Отдел печати НКИД отныне возлагался контроль над иностранными отделами ТАСС, центральными газетами (кроме главного печатного органа ЦК ВКП(б) газеты «Правда»), журналом «Коммунистический Интернационал» и Инорадиовещанием. Отдел печати наркомата иностранных дел с этого времени по существу стал руководить печатью в области внешней политики [13, с. 41].

Именно Отдел печати НКИД с октября 1939 г. стал координирующим органом в области информационно-пропагандистской политики, направленной на заграницу. Вместе с тем ни одно значимое решение в сфере стратегии и тактики информационного воздействия на заграницу не обходилось без утверждения УПА ЦК ВКП(б) и высшего советского руководства [6, с. 53].

По постановлению Совнаркома СССР (СНК) от 10 июля 1925 г. было создано Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). Согласно решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 9 ноября 1934 г., ТАСС стало исполнять роль центрального информационного органа страны. Именно оно обладало исключительным правом распространения за границей информации о СССР, а в его пределах - иностранной и общесоюзной информации [6, с. 61]. ТАСС входило в состав Отдела печати и издательств ЦК ВКП(б) на правах самостоятельного структурного подразделения.

ТАСС являлся исполнительным звеном внешнеполитической информационно-пропагандистской системы. С первых дней своего существования ТАСС занималось не только передачей, но и сбором информации за рубежом. По сути это учреждение участвовало в разведывательной деятельности. Таким образом, ТАСС совмещало информационные, разведывательные и контрпропагандистские функции [14, с. 65]. В составе ТАСС существовала с момента его основания редакция информации для заграницы (РИДЗ).

Правом распространения информации за рубежом, помимо Телеграфного Агентства Советского Союза, обладали также Всесоюзное общество культурной связи с заграницей и Литературное агентство, входившее в состав объединения «Международная книга».

Восьмого августа 1925 г. по постановлению Центрального Исполнительного Комитета СССР (ЦИК) и СНК СССР было создано Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). В Уставе ВОКСа его главная задача определялась следующим образом: содействие «установлению и развитию научной и культурной связи между учреждениями, общественными организациями и отдельными научными и культурными работниками Союза ССР и заграницы» [6, с. 67]. Для этого ВОКС устанавливал контакты с различными организациями с целью обмена информацией, содействовал образованию Обществ дружбы с СССР в зарубежных странах, а также научному обмену, организации выставок и гастролей, публиковал материалы о культуре, науке, быте в СССР и передавал их за границу. Всесоюзное общество культурной связи с заграницей наделялось правом непосредственного сношения с зарубежными организациями и частными лицами по вопросам культурных связей, имело своих представителей за рубежом. ВОКС финансировался из государственного бюджета [5, с. 313].

На первых порах структура Всесоюзного общества культурной связи с заграницей была крайне простой: правление, бюро, секретариат и референтура.

С 1930-х гг. начал издаваться журнал «ВОКС». Для активизации внешнеполитической пропагандистской деятельности в 1933 г. было создано Информационное бюро ВОКС [5, с. 314].

В 1934 г. была утверждена новая структура Общества. В её основу были положены принципы, заимствованные у Наркомата иностранных дел (сочетание территориальных и функциональных отделов). Возникло 5 территориальных отделов, 3 из которых занимались решением задач советской культурной дипломатии в континентальной Европе: 1-й, 2-й, 3-й Западные. Наряду с этим начали работу функциональные отделы: печати, выставок, книгообмена, - а также секретариат правления, учёный секретариат и управление делами. В октябре 1935 г. был создан протокольный отдел, ведавший приёмом и обслуживанием иностранцев [5, с. 315].

Кроме того, были образованы секции, существовавшие в составе отдела культуры ВОКС. В секциях (изобразительной, литературной, театральной, кино и др.) работали на общественных началах видные советские писатели, художники, учёные, актёры.

В 1930-е гг. в СССР фактически была провозглашена монополия внешних культурных связей, схожая с монополией внешней торговли. ВОКС являлся едва ли не главным и единственным монополистом, выполняющим ответственную задачу проведения внешнеполитической пропаганды за границей, поскольку примат политических задач стал превалировать в его деятельности над чисто культурническими акциями [6, с. 71].

Следует отметить и радиовещание, которое наряду с издательской деятельностью играло важную роль в советской внешнеполитической пропаганде. Существовала целая система центральных, республиканских и местных программ с общим объёмом вещания 383 часа в сутки.

В СССР непрерывно росло число радиоточек. Если в 1928 г. их насчитывалось 32 тыс., то в 1941 г. - уже 5,8 млн. В пользовании граждан имелось 1 млн. радиоприёмников [4, с. 30].

Центральное радиовещание, включая передачи на 14 языках за границу, ежедневно передавало в эфир свыше 30 печатных листов текста. Преимущественно этим занимался Иностранный отдел (отдел Инорадио), функционировавший в рамках созданного 31 января 1933 г. Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР (ВРК) [4, с. 28].

Регулярные радиопередачи на зарубежные страны начали вестись в СССР с 1929 г. В 1940 г. радиовещание из Москвы осуществлялось уже на 13-ти языках, 31 час ежедневно. Первого мая 1933 г. вступила в строй радиостанция им. Коминтерна, которая работала на длинных волнах. Первого августа 1933 г. вышла в эфир коротковолновая радиостанция РВ-96. Всего накануне Великой Отечественной войны вещание на иностранных языках осуществлялось через 9 длинноволновых, 16 средневолновых и 16 коротковолновых радиостанций. К началу 1940-х гг. СССР имел 19 радиотелеграфных и 2 радиотелефонные международные линии, соединявшие его с 15-ю иностранными государствами.

Структура аппарата Иновещания в основном строилась по языковому принципу. Главную роль здесь играли вещательные редакции. С 1940 г. к ним стали добавляться и программные редакции («Русская редакция», «Международная группа», «Литературно-художественная группа»). В качестве дикторов, переводчиков, редакторов работали иностранные граждане (как правило, либо члены зарубежных компартий, либо политэмигранты, владевшие иностранными языками) [4, с. 30].

В 1936 г. взамен Международного Объединения Революционных Писателей (МОРП) возникла Иностранная Комиссия Союза Советских Писателей (ССП). Десятого декабря 1939 г. президиум ССП утвердил Положение о ней [1, л. 64]. В задачи этой Комиссии, в частности, входило осуществление связи ССП с международными органами иностранных писателей и других деятелей культуры, а также - с отдельными зарубежными писателями. Она же была признана организовывать «в порядке гостеприимства Союза Советских писателей» приезды в СССР иностранных писателей, равно как и содействовать советским писателям в их поездках за границу» [1, л. 66].

Другие задачи, изложенные в «Положении...», сводились к следующему: сотрудники Иностранной комиссия ССП осуществляли переписку, изучали состояние писательского движения в капиталистических странах, реферировали по этим вопросам прессу, составляли тематические досье и общие обзоры движения по странам, готовили материалы и предложения для правления ССП СССР по вопросам международного писательского движения и литературы. Они готовили и отсылали по запросам иностранных писательских организаций, периодических изданий или отдельных писателей материалы о советской литературе и о печатающихся в СССР произведениях иностранных писателей.

Иностранная комиссия ССП содействовала в необходимых случаях привлечению иностранных писателей к участию в советской прессе, а также к составлению киносценариев и драматургии, т. е. к работе советского театра. Она должна была организовывать вечера, посвящённые творчеству иностранных писателей, литературе отдельных стран, а также литературные выставки [1, л. 67].

Отметим, что важнейшим условием и определяющим звеном в системе внешнеполитической пропаганды являлась политическая цензура, которая осуществлялась через государственные органы (в первую очередь, через Глав-лит). Советская цензура отличалась развитостью как предварительного, так и последующего контроля, причём её карательные функции имели буквальное значение. Непосредственное участие в аппарате Главлита принимали представители ГПУ/НКВД. Возникшая в Советской стране первоначально как военная, в дальнейшем цензура стала развиваться как предварительная, традиционная.

Цензорские функции были почти целиком возложены на образованное в июне 1922 г. (согласно декрету СНК РСФСР) Главное управление по делам литературы и издательств Наркомпроса РСФСР (Главлит). Главлит осуществлял предварительный и текущий контроль над издательской деятельностью, а также ввоз литературы из-за границы. [7, с. 197].

В 1930 г. структура Главлита включала Русский, Военно-экономический, Иностранный и Организационно-плановый отделы. Русский отдел осуществлял предварительный политико-идеологический контроль над выходящей русской литературой и вещанием, её последующий контроль, предварительный и последующий политико-идеологический контроль над выставками произведений искусства, составление литературных обзоров и др. [7, с. 198].

К концу 1930-х гг. концентрация усилий в области политико-идеологического контроля над всеми произведениями печати, радио и литературой, ввозимой из-за границы и ввозимой в СССР, достигла своего апогея. Советское государство практически не скрывало, что готовится к неизбежной военной схватке с фашистской Германией, воздвигая непреодолимую стену между двумя режимами [7, с. 208].

Таким образом, к началу 1940-х гг. в СССР сложилась разветвлённая система внешнеполитической пропаганды. Она функционировала под непосредственным руководством Политбюро ЦК ВКП(б) через соответствующие идеологические структуры (отделы ЦК).

Помимо собственно партийных пропагандистских органов, к внешнеполитической пропаганде были причастны государственные учреждения, общественные организации, органы периодической печати. Они находились под строгим идеологическим контролем ЦК ВКП(б).

Органы советской внешнеполитической пропаганды в своей деятельности основное внимание уделяли идеологической, а не информационной составляющей. Высокий уровень политизации средств массовой информации, с одной стороны, обеспечивал возможность советским читателям, радиослушателям и зрителям узнавать о реалиях политической жизни в своей стране и за рубежом. С другой стороны, схематичность оценок и выводов, распространяемых пропагандистскими средствами, консервировали политическое сознание большинства советских граждан на уровне упрощённых, стереотипных представлений.

Литература

1. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 76.

2. Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) и Европа Решения «особой папки». 19231939. - М. : РОССПЭН, 2001. - 400 с.

3. Пальгунов, Н.Г. Тридцать лет (Воспоминания журналиста и дипломата) [Текст] / Н.Г. Пальгунов. - М. : Политиздат, 1964. - 351 с.

4. Борков, А.В. Создание и деятельность основных советских органов внешнеполитической пропаганды и информации [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / А.В. Борков. - Нижний Новгород, 1997. - 31 с.

5. ВОКС в 1930-1940-е годы [Текст] / А.В. Голубев, В.А. Невежин // Минувшее. Исторический альманах. - М. ; СПб. : АШепеит ; Феникс, 1993. - Т. 14. -С. 313-364.

6. Гасюк, А.Г. Внешнеполитическая пропаганда СССР накануне Великой Отечественной войны (1939-1941 гг.) [Текст] : дис. ... канд. ист. наук / А.Г. Гасюк. - М., 2008.- 199 с.

7. Горяева, Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. [Текст] / Т.М. Горяева. - М. : РОССПЭН, 2002. - 408 с.

8. Гречухин, П.Б. Власть и формирование исторического сознания советского общества в 1934-1941 гг. [Текст] : дис. ... канд. ист. наук / П.Б. Гречухин. -Саратов, 1997. - 202 с.

9. Дюллен, С. Сталин и его дипломаты. Советский Союз и Европа. 19301939 гг. [Текст] / С. Дюллен. - М. : РОССПЭН, 2009. - 320 с.

10. Ерёмин, С.В. Советская пресса и цензура в 20-30-е годы (источниковедческий аспект) [Текст] / С.В. Ерёмин // Научные труды Нижневартовского государственного педагогического университета. Сер. История. - Нижневартовск, 1999. - Вып. 1. - С. 125-135.

11. Жуков, Ю.Н. Иной Сталин: Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. [Текст] / Ю.Н. Жуков. - М. : Вагриус, 2003. - 511 с.

12. Маркелов, С.Ю. Общественное сознание в СССР как отражение внешнеполитической пропаганды ВКП(б), 1939-1941 гг. [Текст] : дис. ... канд. ист. наук / С.Ю. Маркелов. - Омск, 2004. - 17 с.

13. Невежин, В.А. Синдром наступательной войны. Советская пропаганда в преддверии «священных боёв», 1939-1941 гг. [Текст] / В.А. Невежин. - М. : АИРО-ХХ, 1997. - 283 с.

14. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: «коммуникация убеждения» и мобилизационные механизмы [Текст] / авт.-сост. : А.Я. Лившин, И.Б. Орлов. - М. : РОССПЭН, 2007. - 806 с.

15. Хормач, И.А. Возвращение в мировое сообщество: борьба и сотрудничество Советского государства с Лигой наций в 1919-1934 гг. [Текст] / И.А Хормач. - М. : Кучково поле, 2011. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.