Научная статья на тему 'Аппарат партийного управления советской культурной дипломатией в годы Холодной войны'

Аппарат партийного управления советской культурной дипломатией в годы Холодной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
471
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПОЛИТБЮРО (ПРЕЗИДИУМ) ЦК КПСС / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОТДЕЛ ЦК КПСС / ОТДЕЛ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ ЦК КПСС / COLD WAR / SOVIET CULTURAL DIPLOMACY / POLITICAL BUREAU (PRESIDIUM) OF THE CPSU CENTRAL COMMITTEE / INTERNATIONAL DEPARTMENT OF THE CPSU CENTRAL COMMITTEE / PROPAGANDA AND AGITATION DEPARTMENT OF THE CPSU CENTRAL COMMITTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трегубов Н. А.

В статье освещаются основные параметры деятельности органов КПСС по управлению советской культурной дипломатией в 1945-1989 гг. Рассмотрена структура партийного управления советской культурной дипломатией. Определена роль аппарата КПСС в организации культурных и информационных связей Советского Союза с зарубежными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTY MANAGEMENT OF SOVIET CULTURAL DIPLOMACY IN THE YEARS OF THE COLD WAR

The article highlights the main parameters of the activities of the CPSU organs for the management of Soviet cultural diplomacy in 1945-1989. The structure of party management of Soviet cultural diplomacy is considered. The role of the CPSU apparatus in the organization of Soviet cultural and information relations with foreign countries is determined.

Текст научной работы на тему «Аппарат партийного управления советской культурной дипломатией в годы Холодной войны»

УДК 321

АППАРАТ ПАРТИЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИЕЙ В ГОДЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ*

Трегубов Н.А., к.пол.н., ФГАОУВО «Южно-Уральский государственный университет»

(НИУ)

e-mail: [email protected] Аннотация

В статье освещаются основные параметры деятельности органов КПСС по управлению советской культурной дипломатией в 1945-1989 гг. Рассмотрена структура партийного управления советской культурной дипломатией. Определена роль аппарата КПСС в организации культурных и информационных связей Советского Союза с зарубежными странами.

Ключевые слова: Холодная война, советская культурная дипломатия, Политбюро (Президиум) ЦК КПСС, Международный отдел ЦК КПСС, Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС

В советской системе государственного управления ЦК КПСС [до 1952 г. ЦК ВКП(б)] занимал место основного центра принятия ключевых политических решений, а также контроля за их исполнением. Центральный партийный орган ведал всеми вопросами внутренней и внешней политики СССР, руководил народным хозяйством, осуществлял кадровую политику во всех сферах1.

Проекты решений готовились в отделах Аппарата ЦК КПСС, а затем выносились на обсуждение директивных органов - Политбюро (Президиума)2 и Секретариата ЦК. Каждый отдел Аппарата ЦК КПСС подчинялся соответствующему «рабочему» секретарю, а тот члену Политбюро, курировавшему определенный блок вопросов. Руководители отделов Аппарата по должности входили в Секретариат ЦК, участвовали в обсуждении в пределах компетенции своих отделов, а также в принятии решений директивных органов. Особую роль в системе коммуникации директивных органов и Аппарата ЦК КПСС играли помощники членов Политбюро3.

Помимо формальных моделей принятия ЦК КПСС основополагающих политических решений в послевоенные годы в Советском Союзе были широко распространены и неформальные практики партийного управления. Известно, что личные мнения партийных функционеров по конкретным вопросам часто передавались руководителям министерств, профильных комитетов и другим ответственным работникам в устной форме или по телефону, но нигде при этом не фиксировались4.

Ключевыми подразделениями Аппарата ЦК КПСС, готовившими решения директивных органов по вопросам советской культурной дипломатии, выступали Международный отдел и Отдел пропаганды и агитации. Первый возник в 1943 г. как преемник Коммунистического Интернационала5. В послевоенный период он, как и многие другие отделы ЦК партии, несколько раз менял название и структуру6. Долгие годы основной функцией Международного отдела были поддержание и развитие отношений с зарубежными коммунистическими партиями. Помимо этого, отдел занимался координацией международных связей государственных органов и общественных организаций, являвшихся ключевыми субъектами советской культурной дипломатии7. По словам высокопоставленного сотрудника Международного отдела К.М. Брутенца, кураторские полномочия отдела не распространялись лишь на МИД, КГБ, Министерство обороны и

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-10213).

Министерство внешних экономических связей. То есть данную функцию отдела следует напрямую связать с контролем деятельности советских организаций, участвовавших в осуществлении культурных связей с зарубежными странами8.

Отдел пропаганды и агитации (Агитпроп) существовал в структуре Аппарата ЦК партии с 1920 г. В ранние годы Холодной войны внешнеполитическая составляющая деятельности Отдела была значительно усилена9. В результате на протяжении всего послевоенного периода Агитпроп выполнял следующие функции в области осуществления советской культурной дипломатии: (а) общее руководство распространением за рубежом агитационно-пропагандистских материалов, осуществление телерадиовещания за границей, пропагандистская работа в международных организациях и среди советских туристов; (б) изучение методов и приёмов идеологической политики стран Запада для организации контрпропаганды; (в) контроль за выездом советских граждан за границу (совместно с Комиссией по выездам за границу при ЦК КПСС), цензура и контроль над ввозом в СССР зарубежной печати, организация противодействия враждебному телерадиовещанию10.

Ряд вспомогательных функций в сфере советской культурной дипломатии выполняли Отдел культуры, Отдел информации, Отдел науки и учебных заведений и некоторые другие отраслевые подразделения Аппарата ЦК КПСС. Эти полномочия были связаны в основном с контролем осуществления международных культурных связей подведомственными этим отделам организациями11. Кроме того, в структуре Аппарата ЦК могли создаваться временные партийные органы, непосредственно курировавшие вопросы советской культурной дипломатии. К числу таковых относились Совет по внешнеполитической пропаганде (1946)12 и Комиссия ЦК КПСС по вопросам идеологии, культуры и международным партийным связям (1958-1961)13. Наконец, в ряде случаев секторы Международного отдела и Отдела пропаганды и агитации, ответственные за управление советской культурной дипломатией, могли приобретать статус самостоятельных отделов Аппарата ЦК. Так, в 1978-1982 гг. в Аппарате ЦК КПСС функционировал Отдел внешнеполитической пропаганды, преобразованный в 1982-1986 гг. в отдел Международной информации14.

Позиционирование ЦК КПСС в системе советских органов власти предполагало выполнение директивными органами и аппаратом партии ключевых функций управления советской культурной дипломатией.

Во-первых, ЦК КПСС определял долгосрочное и среднесрочное планирование работы соответствующих органов. Основными ориентирами для определения их целей и задач были решения съездов ЦК КПСС, в т. ч. программы партии (например, документы XX, XXI и XXII съездов КПСС, Третья Программа КПСС, Программа мира, принятая на XXIV съезде КПСС, решения XXIV и XXV съездов ЦК КПСС, выводы и решения XXVI съезда КПСС)15, постановления Пленумов ЦК КПСС по идеологическим и международным вопросам (например, постановления июньского Пленума 1963 г., июньского Пленума 1967 г., июньского и октябрьского Пленумов 1980 г., июньского Пленума 1983 г. и т. д.)16, а также программные выступления генеральных (первых) секретарей ЦК партии (например, речь И.В. Сталина на собрании избирателей Сталинского избирательного округа в 1946 г., выступление Н.С. Хрущева на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства в 1963 г., доклад Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева «О пятидесятилетии СССР» в 1972 г.)17.

Во-вторых, постановления Политбюро и Секретариата ЦК КПСС регулировали все ключевые аспекты культурно-информационной политики СССР за рубежом. В числе основных постановлений ЦК по вопросам организации системы культурных связей Советского Союза с зарубежными странами следует назвать постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «Об улучшении советской пропаганды за рубежом» (1945)18, «Об освещении внешнеполитических вопросов в советской печати и о советской пропаганде за рубежом» (1946)19, Президиума ЦК КПСС «О мерах улучшения советской пропаганды на зарубежные страны» (1957)20, Секретариата ЦК КПСС «Об улучшении практики культурных обменов с

зарубежными странами, их организационно-творческом и материально-финансовым обеспечении» (1980)21.

Ряд постановлений ЦК КПСС касались вопросов деятельности отдельных органов советской культурной дипломатии. К их числу относились постановления «О работе Совинформбюро» (1946), «О порядке осуществления связей советских общественных организаций с общественными организациями зарубежных стран» (1971), «О некоторых мерах активизации внешнепропагандистской деятельности творческих союзов» (1980) и пр.22 Другие постановления ЦК КПСС были связаны со спецификой осуществления советской культурной дипломатии в отдельных странах и регионах. В их числе могут быть названы постановления «Об усилении пропаганды советской экономической помощи слаборазвитым странам» (1960), «О мерах по дальнейшему развитию и улучшению советской пропаганды на ГДР» (1961), «О расширении культурных связей с негритянскими народами Африки и усилении влияния Советского Союза на эти страны (1961), «О пропагандистской работе на США» (1973)23.

Кроме того, постановлениями ЦК КПСС могли регулироваться отдельные направления советских культурных связей с зарубежными странами. Примерами документов такого рода являются постановления «О подготовке и выпуске литературы для иностранных туристов» (1960), «О направлении советских преподавателей и специалистов для работы в учебных заведениях Республики Мали» (1961), «О направлении Союзом советских обществ дружбы специализированных туристских групп за границу» (1961), «Об упорядочении и улучшении сотрудничества СССР с зарубежными странами в области совместного производства кинофильмов» (1966), «Об упорядочивании и повышении эффективности связей советских городов с городами капиталистических и развивающихся стран» (1980), «Об упорядочивании обмена делегациями с зарубежными странами» (1980) и др.24 Помимо того, постановления ЦК КПСС могли касаться организации специальных комплексных мероприятий в сфере культурной дипломатии25, противодействия капиталистической пропаганде в Советском Союзе в области культурных обменов26 и других подобных вопросов.

В-третьих, ЦК КПСС выполнял контрольно-надзорные функции в отношении всех органов советской культурной дипломатии. Прежде всего в ЦК партии принимались решения о создании, реорганизации и ликвидации общесоюзных органов советской культурной дипломатии. В частности, изменение Устава ВОКС (1949), образование ГККС, создание в СССР системы советских обществ дружбы с зарубежными странами и преобразование ВОКС в ССОД (1957-1958) инициировались и утверждались на самом

27

высоком партийном уровне27.

Кандидаты на должности руководителей органов советской культурной дипломатии в соответствии с системой подбора руководящих кадров28 утверждались в Политбюро, Секретариате или профильных отделах Аппарата ЦК партии. На уровне Политбюро ЦК КПСС, в частности, определялись кандидатуры на должность председателя Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами и Председателя Правления Союза советских обществ дружбы29. На уровне Секретариата ЦК КПСС подлежали утверждению кандидатуры председателей советских обществ дружбы с зарубежными странами30. В свою очередь, подбор кадров на должности советников по культуре в посольствах СССР в 1946 г. был возложен на профильные управления (отделы) и управление кадров ЦК ВКП(б). Персональный и руководящий состав секций ВОКС также предварительно утверждался в ЦК партии. Кроме того, в компетенцию «Инстанции»31 могло входить включение дополнительных должностей в штат региональных отделений ССОД32.

Все планы культурных связей СССР с зарубежными странами по линии государственных и общественных организаций, а также сводные планы культурных связей с отдельными зарубежными странами и группами стран подлежали рассмотрению в отделах Аппарата ЦК КПСС и утверждению на уровне Секретариата ЦК партии33. Контроль исполнения соответствующих планов, а также анализ деятельности органов советской

культурной дипломатии осуществлялся в ЦК КПСС посредством изучения отчетной и

"34

справочной документации34, а также путем непосредственного участия представителей Аппарата ЦК КПСС в заседаниях и совещаниях35.

Помимо этого, по инициативе и с участием представителей ЦК КПСС периодически создавались комиссии, занимавшиеся всесторонними проверками отдельных организаций, задействованных в культурно-информационной работе за рубежом. Так, в 1946 г. специальная Комиссия ЦК ВКП(б) занималась проверкой Советского информационного бюро, в 1947 г. - проверкой деятельности ВОКС. В 1962 г. компетентная комиссия с участием представителей партийных инстанций, работников МИД и ряда других контролирующих органов занималась всесторонней проверкой деятельности ССОД. В 1986 г. финансово-хозяйственная деятельность ССОД стала предметом проверки комитета партийного контроля ЦК КПСС и т. д. 36

Наконец, многие формы повседневной деятельности органов советской культурной дипломатии - зарубежные командировки советских участников культурных обменов37, приезд в СССР зарубежных делегаций38, организация в СССР и за рубежом мероприятий с участием иностранцев39, вступление советских организаций в международные общественные организации40 и т. п. - осуществлялись только с разрешения ЦК КПСС.

Одной из функций нижестоящих структур КПСС (республиканских, краевых, областных, городских, районных, первичных комитетов партии) являлся контроль за деятельностью местных отделений общесоюзных органов советской культурной дипломатии41. Кроме того, за нижестоящими партийными органами была традиционно закреплена функция идеологического контроля на местах. Если эта функция пересекалась с вопросами советской культурной дипломатии, нижестоящие партийные структуры могли ходатайствовать в ЦК КПСС о принятии мер воздействия на те или иные советские учреждения для коррекции практик осуществления культурных связей с зарубежными странами. Например, в 1954 г. Ленинградский обком партии направил в ЦК КПСС письмо, в котором обращалось внимание на недостаточный идейный уровень встречи ленинградских писателей (среди которых были М. Зощенко и А. Ахматова) с делегацией английских студентов. В 1976 г. Московский городской комитет КПСС высказал свои замечания по поводу сложившейся практики направления талантливых студентов Московской консерватории в зарубежные поездки42 и т. п.

Кроме того, в каждом органе советской культурной дипломатии существовала первичная партийная организация, работа которой периодически обсуждалась на уровне районного комитета КПСС, непосредственно курировавшего её деятельность. В частности, в 1946 г. на заседании райкома партии обсуждалась работа партийной организации ВОКС, в 1962 г. - работа партийной организации ССОД43. При этом любые факты «недисциплинированности» рядовых исполнителей советских культурных связей с зарубежными странами (например, нарушение артистами и коллективами «Инструкции о порядке предварительной регистрации концертных программ») также могли стать предметом разбирательства на партийных собраниях44.

В целом аппарат партийного управления советской культурной дипломатией был централизованной системой, замкнутой на ЦК КПСС, и выполнявшей функции общего управления и контроля системы советской культурной дипломатии.

Примечания

1 Кудрявцев, И.И. Введение // Архивы Кремля и Старой площади: документы по «делу КПСС»: аннотированный справочник документов, представленных в Конституционный суд Российской Федерации по «делу КПСС». Новосибирск, 1995. С. 6-7; Афиани, В.Ю. Идеологические комиссии ЦК КПСС (1958-1964 гг.) в механизме управления культурой // Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964: Документы. М., 1998. С. 23-24; Брутенц, К.Н. Тридцать лет на Старой площади. М., 1998. С. 182; От редакции // Аппарат ЦК КПСС и культура. 1973-1978: В 2 т. М. 2011. Т. 1: 1973-1976. С. 6.

2 До 1952 гг. помимо Политбюро также существовало Оргбюро ЦК партии. См.: Организационное бюро РКП(б) - ВКП(б) // Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза: 1898-1991 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.knowbysight.info/2_KPSS/07176.asp

3 Митрохин, Ю.Н. Back office Михаила Суслова, или кем и как производилась идеология брежневского времени // Cahiers du monde russe: Russie, Empire russe, Union soviétique, États indépendants. 2013. Numéros 54/3-4. [Электронный ресурс]. - URL: https://journals.openedition.org/monderusse/7955; Владимир Буковский и Международный отдел ЦК КПСС в интернете // Радио Свобода. 12.05.1999. [Электронный ресурс]. - URL: http://archive.svoboda.org/programs/TD/1999/TD.051299.asp; Фурсенко, А.А., Афиани, В.Ю. Предисловие // Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. Т. 2: Постановления. 1954-1958. М., 2006. С. 10-11; Брутенц, К.Н. Указ. соч. С. 166.

4 Гольдин, М.М. Опыт государственного управления искусством. Деятельность первого отечественного министерства культуры. М., 2003. С. 133-134; Белошапка, Н.В. Государство и культура в СССР: от Хрущева до Горбачева. Ижевск, 2012. С. 305-306; и др.

5 Различные аспекты внутренней организации деятельности данного отдела представлены в мемуарах заместителей руководителя отдела К.М. Брутенца и А.С. Черняева, а также консультанта отдела С.М. Меньшикова. См.: Брутенц К.Н. Указ. соч. С. 130-196; Черняев, А.С. Совместный исход. Дневник двух эпох:

1972-1991 годы. М., 2008; Меньшиков С.М. О времени и о себе: воспоминания. М., 2007.

6 Отдел международной/внешней политики - Отдел внешних сношений ЦК ВКП(б) - Внешнеполитическая комиссия ЦК ВКП(б)/ КПСС - Комиссия/Отдел ЦК КПСС по связям с иностранными коммунистическими партиями // Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза: 1898-1991 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.knowbysight.info/2_KPSS/00529.asp

7 Бюллетень рассекреченных документов федеральных государственных архивов. Вып. 7. Раздел II. [Электронный ресурс]. - URL: http://portal.rusarchives.ru/secret/bul7/vnesh.shtml

8 Брутенц К.М. Указ. соч. С. 175.

9 Сталин и космополитизм. 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК. М., 2005. С. 60-66.

10 Силина, Л.В. Внешнеполитическая пропаганда в СССР в 1945-1985 гг. С. 54, 147.

11 Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953-1957: Документы. М., 2001. С. 500-501; Аппарат ЦК КПСС и культура.

1973-1978: Т. 1. С. 402-403; Иванян, Э.А. Когда говорят музы. История российско-американских культурных связей. М., 2007. С. 319, 339; ГА РФ. Ф. 9518. Оп. 1. Д. 801. Л. 1; Д. 802. Л. 1; Д. 807. Л. 1-2.

12 Сталин и космополитизм. С. 60-66.

13 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. Т. 2. С. 755; Афиани, В.Ю. Указ. соч. С. 25.

14 Отдел внешнеполитической пропаганды - международной информации ЦК КПСС // Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза: 1898-1991 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.knowbysight.info/2_KPSS/06517.asp

15 ГА РФ. Ф. Р-9576. Оп. 10 Д. 69а. Л. 175-176; Аппарат ЦК КПСС и культура. 1965-1972: Документы. М., 2009. С. 602-603; Советская культурная дипломатия в годы Холодной войны (1945-1989): сборник документов Челябинск, 2017. С. 204-207; Материалы IV всесоюзной конференции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Москва, 15-16 апреля 1981 г. М., 1981. С. 15-16; Постановление Секретариата ЦК КПСС «О плане культурных связей СССР с зарубежными странами на 1981-1982 годы» // Советский архив. Коллекция В. Буковского. Раздел 8. КПСС и борьба за мир. URL: http://bukovsky-archives.net/pdfs/peace/peace-rus.html (дата обращения: 30.11.2018).

16 ГА РФ. Ф. 9518. Оп. 1а. Д. 8. Л. 3, 33-34; Постановление Секретариата ЦК КПСС «О плане связей советских общественных организаций с общественными организациями капиталистических и освободившихся стран» (1981) // Советский архив. Коллекция В. Буковского. Раздел 8; Белошапка Н.В. Указ. соч. С. 273-274.

17 ГА РФ. Ф. 5283. Оп. 22. Д. 18. Л. 2; Ф. 9518. Оп. 1а. Д. 8. Л. 32; Советская культурная дипломатия в годы Холодной войны. С. 204-207.

18 Сталин и космополитизм. С. 26-28.

19 Сталин и космополитизм. С. 55-56, 60-66.

20 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Т. 2. С. 575-581.

21 Постановление Секретариата ЦК КПСС «О плане культурных связей СССР с зарубежными странами на 1981-1982 годы» // Советский архив. Коллекция В. Буковского. Раздел 8.

22 Сталин и космополитизм. С. 88-92; Постановления Секретариата ЦК КПСС «О плане связей советских общественных организаций с капиталистическими и освободившимися странами в 1979 г.», «О плане культурных связей СССР с зарубежными странами на 1981-1982 годы» // Советский архив. Коллекция В. Буковского. Раздел 8.

23 ГА РФ. Ф. 9518. Оп. 1а. Д. 8. Л. 46-47, 51; Аппарат ЦК КПСС и культура. 1973-1978. Т. 1. С. 354; Белошапка Н.В. Указ. соч. С. 272.

24 ГА РФ. Ф. 9518. Оп. 1. Д. 834. Л. 3; Оп. 1а. Д. 8. Л. 47, 49; ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 18. Д. 129. Л. 74-85; Советский архив. Коллекция В. Буковского. Раздел 8.

25 ГА РФ. Ф. 9518. Оп. 1. Д. 857. Л. 99; Советский архив. Коллекция В. Буковского. Раздел 8.

26 Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964: Документы. М., 1998. С. 64-73, 136-138, 186-189; История советской политической цензуры. Документы и комментарии. М., 1997. С. 188-191; Белошапка Н.В. Указ. соч. С. 274.

27 Сталин и космополитизм. С. 377; Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Т. 2. С. 575-581; Постановление Секретариата ЦК КПСС «О перестройке работы Всесоюзного общества культурной связи с заграницей». 06.09.1957 // Советский архив. Коллекция В. Буковского. Раздел 8.

28 См. например: Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

29 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Т. 2. С. 279; ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 5427. Л. 1-13.

30 Постановление Секретариата ЦК КПСС «О перестройке работы Всесоюзного общества культурной связи с заграницей». 06.09.1957 // Советский архив. Коллекция В. Буковского. Раздел 8.

31 Канцелярский эвфемизм «инстанция» часто используется в советских официальных документах для обозначения ЦК КПСС.

32 Сталин и космополитизм. С. 65; ГА РФ. Ф. Р-5283. Оп. 22. Д. 72. Л. 58-89; ГА РФ. Ф. Р-9576. Оп. 1. Д. 568. Л. 36.

33 См., например: Сталин и космополитизм. С. 514-515; ГА РФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 834. Л. 3; Постановления Секретариата ЦК КПСС «О плане связей советских общественных организаций с капиталистическими и освободившимися странами в 1979 г.», «О плане связей советских общественных организаций с социалистическими странами на 1980 и 1981 годы и с капиталистическими и освободившимися странами на 1980 год», «О плане культурных связей СССР с зарубежными странами на 1981-1982 годы» // Советский архив. Коллекция В. Буковского. Раздел 8.

34 См., например: ГА РФ. Ф. Р-9576. Оп. 18. Д. 129; Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 43, Оп. 1а. Д. 6; и др.

35См., например: ГА РФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 807-854; Ф. Р-9576. Оп. 20. Д. 1. Л. 1; Д. 386. Л. 1; Д. 5427. Л. 1.

36 Сталин и космополитизм. С. 88-93, 116-118; ГА РФ. Ф. Р-5283. Оп. 22. Д. 72; Ф. Р-9576. Оп. 18. Д. 110. Л. 43; Оп. 21. Д. 56. Л. 12.

37 Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953-1957 гг. С. 512-513; Советская культурная дипломатия в годы Холодной войны. С. 129-130.

38 Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953-1957 гг. С. 501.

39 Иванян Э.А. Указ. соч. С. 294, 339; Белошапка Н.В. Указ. соч. С. 255.

40 Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953-1957 гг. С. 543-544.

41 ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 18. Д. 3. Л. 5-6; Оп. 20. Д. 5842. Л. 1-11.

42 См.: Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953-1957. С. 215-217; Аппарат ЦК КПСС и культура. 1973-1978. Т. 1. С. 900-901; Белошапка Н.В. Указ. соч. С. 276-277.

43 Советская культурная дипломатия в условиях Холодной войны. С. 43; ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 18. Д. 110. Л. 43.

44 Белошапка Н.В. Указ. соч. С. 259-260.

PARTY MANAGEMENT OF SOVIET CULTURAL DIPLOMACY IN THE YEARS OF

THE COLD WAR

Tregubov N., Cand. Sc. (Pol.), South Ural State University (SUSU), e-mail: [email protected]

Abstract

The article highlights the main parameters of the activities of the CPSU organs for the management of Soviet cultural diplomacy in 1945-1989. The structure of party management of Soviet cultural diplomacy is considered. The role of the CPSU apparatus in the organization of Soviet cultural and information relations with foreign countries is determined.

Keywords: Cold War, Soviet cultural diplomacy, Political Bureau (Presidium) of the CPSU Central Committee, International Department of the CPSU Central Committee, Propaganda and Agitation Department of the CPSU Central Committee

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.