Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ АГРАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ АГРАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / СОБСТВЕННОСТЬ / ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / АГРАРНЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмоилов Мамарахим Мирзорахимович, Каримов Равшан Абдукаримович

Проблема развития аграрного рынка и совершенствования аграрных экономических отношений является одной из ключевых в обеспечении социально-экономического развития страны в современных условиях. Целью исследования является выявление роли институтов и институциональных факторов в развитии аграрных рыночных отношений. Проанализирована эволюция концепций институциональных изменений в экономической науке: классического институционализма, неоинституциональной экономики, современных течений неоинституционализма. Обосновывается их бесконечная повторяемость. Также через призму концепций институциональных изменений оценивается пройденный переходный период и выделяются негативные моменты в его течении. Определяются институциональные факторы, тормозящие развитие аграрных рыночных отношений в Республике Таджикистан. Аргументировано, что институциональный фактор выступает ключевым в развитии агарных отношений на данном этапе развития экономики Таджикистана. Определены пути совершенствования институциональных основ аграрных рыночных отношений в Республике Таджикистан. Обоснована адекватность методологии новой институциональной экономической теории при исследовании проблем аграрных рыночных отношений в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исмоилов Мамарахим Мирзорахимович, Каримов Равшан Абдукаримович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF CONCEPTS OF INSTITUTIONAL CHANGES IN THE SYSTEM OF AGRARIAN ECONOMIC RELATIONS

The problem of the development of agrarian market and improvement of agrarian economic relations is one of the most important matters in ensuring socio-economic relations under modern conditions. The goal of the research is to identify the role of institutions and institutional factors in the development of agrarian market relations. The evolution of the concepts of institutional changes in economic science, such as classical institutionalism, neoinstitutional economics, modern trends of neoinstitutionalism has been analyzed, and its endless recurrence is substantiated. Also, through the prism of the concepts of institutional changes, the passed transition period is assessed and negative aspects in its development are highlighted. The institutional factors that hinder the development of agrarian market relations in the Republic of Tajikistan are determined. It is proved that the institutional factor is a key one in the development of agarian relations at this stage of the development of the economy of Tajikistan. The ways of improving the institutional foundations of agrarian market relations in the Republic of Tajikistan have been determined. The adequacy of the methodology of the new institutional economic theory in the study of the problems of agrarian market relations in the economy of the Republic of Tajikistan has been substantiated.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ АГРАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

08 00 00 ИЛМ^ОИ ЩТИСОДЙ 08 00 00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08 00 00 ECONOMICAL SCIENCES

08 00 01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

08 00 01 ECONOMIC THEORY

УДК 330 ББК 65.010.12

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ АГРАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ТАХАВВУЛИ НАЗАРИЯИ _ ТАFЙИРЁБИИ НИХОДИ ДАР НИЗОМИ

МУНОСИБАТХОИ

ИЩТИСОДИИ АГРАРИ

EVOL UTION OF CONCEPTS OF INSTITUTIONAL CHANGES IN THE SYSTEM OF AGRARIAN ECONOMIC RELATIONS

Исмоилов Мамарахим Мирзорахимович, д-р

экон. наук, профессор кафедры экономической теории ГОУ «Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова», КаримовРавшан Абдукаримович, канд.экон.наук, доцент, завкафедрой таможенной службы ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Исмоилов Мамарахим Мирзорахимович д.и.и., профессори кафедраи назарияи ицтисодии МДТ «Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Fафуров», Каримов Равшан Абдукаримович,

н.и.и., дотсент, мудири кафедраи хадамоти гумруки ДДХБСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Ismoilov Mamarahim Mirzorahimovich, Dr. of

Economics, Professor of Economic Theory Department under the State Educational Institution "Khujand State University named after academician B. Gafurov", Karimov Ravshan Abdukarimovich, candidate of economical sciences, Associate Professor, Head of the Customs' Service Department under TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: институт, институциональная среда, институциональные изменения, институционализм, трансакционные издержки, собственность, переходная экономика, трансформация, аграрный рынок

Проблема развития аграрного рынка и совершенствования аграрных экономических отношений является одной из ключевых в обеспечении социально-экономического развития страны в современных условиях. Целью исследования является выявление роли институтов и институциональных факторов в развитии аграрных рыночных отношений. Проанализирована эволюция концепций институциональных изменений в экономической науке: классического институционализма, неоинституциональной экономики, современных течений неоинституционализма. Обосновывается их бесконечная повторяемость. Также через призму

концепций институциональных изменений оценивается пройденный переходный период и выделяются негативные моменты в его течении. Определяются институциональные факторы, тормозящие развитие аграрных рыночных отношений в Республике Таджикистан. Аргументировано, что институциональный фактор выступает ключевым в развитии агарных отношений на данном этапе развития экономики Таджикистана. Определены пути совершенствования институциональных основ аграрных рыночных отношений в Республике Таджикистан. Обоснована адекватность методологии новой институциональной экономической теории при исследовании проблем аграрных рыночных отношений в экономике.

Вожа^ои калидй: нщод, муцити нщодй, тагйирёбии нщодй, институционализм, хароцоти

трансаксионй, моликият, ицтисодиёти гузариш, трансформатсия, бозори аграрй

Проблемаи рушди бозори аграрй ва такмил додани муносибатцои ицтисодии аграрй дар замони муосир яке аз масъалацои асосии таъмини рушди ицтимоию ицтисодии кишвар мебошад. Хрдафи тадцицот муайян намудани нацши ницодцо ва омилцои ницодй дар рушди муносибатцои бозори аграрй мебошад. Тацаввули консепсияцои тагироти ницодй дар илми ицтисод, аз цабили институтсионализми классики, ицтисоди неоинститутсионй, тамоюлцои муосири неоинститутсионализм тацлил карда шуда, такрорёбии бепоёни он асоснок карда шудааст. Инчунин, тибци консепсияцои тагйироти ницодй, давраи гузариши гузаронидашуда арзёбй шуда, цанбацои манфии рушди он цайд карда мешаванд. Омилцои институсионалие, ки ба рушди муносибатцои бозори аграрй дар Чумцурии Тоцикистон халал мерасонанд, муайян карда шуданд. Гуфта мешавад, ки омили институтсионалй омили асосии рушди муносибатцои агар дар марцилаи кунунии рушди ицтисоди Тоцикистон мебошад. Роццои такмили асосцои ницодии муносибатцои бозаргонии аграрй дар Чумцурии Тоцикистон муайян карда шуданд. Мутобицати методологияи назарияи нави институтсионалии ицтисодй дар омузиши масъалацои муносибатцои бозории аграрй дар ицтисодиёти Чумцурии Тоцикистон асоснок карда шуд.

Key-words: institution, institutional milieu, institutional alterations, institutionalism, transaction

costs, property, transitional economy, transformation, agricultural market

The problem of the development of agrarian market and improvement of agrarian economic relations is one of the most important matters in ensuring socio-economic relations under modern conditions. The goal of the research is to identify the role of institutions and institutional factors in the development of agrarian market relations. The evolution of the concepts of institutional changes in economic science, such as classical institutionalism, neoinstitutional economics, modern trends of neoinstitutionalism has been analyzed, and its endless recurrence is substantiated. Also, through the prism of the concepts of institutional changes, the passed transition period is assessed and negative aspects in its development are highlighted. The institutional factors that hinder the development of agrarian market relations in the Republic of Tajikistan are determined. It is proved that the institutional factor is a key one in the development of agarian relations at this stage of the development of the economy of Tajikistan. The ways of improving the institutional foundations of agrarian market relations in the Republic of Tajikistan have been determined. The adequacy of the methodology of the new institutional economic theory in the study of the problems of agrarian market relations in the economy of the Republic of Tajikistan has been substantiated.

Осуществление в экономике изменений, независимо от того, какими они являются, происходит под воздействием различных факторов и условий, которые являются предметом

изучения институциональной экономики. Институциональная теория исследует существование различных институтов экономического механизма, которые одновременно влияют на эффективность экономической деятельности.

В Республике Таджикистан с переходом к рыночным отношениям произошло изменение роли институтов в экономическом механизме. Экономические отношения, возникшие в переходный период, демонстрировали неорганизованность рынка, вместе с тем произошло развитие теневого сектора экономики. В этих условиях возникли вопросы о повышении экономической активности всех институтов, а также о формировании их новых видов для разрешения проблем, имеющихся в экономическом механизме. Это в свою очередь способствовало проведению исследований теоретического и прикладного характера, основной целью которых выступало выявление институциональных факторов развития экономических отношений в различных отраслях национальной экономики, в том числе в аграрном секторе.

Опыт стран с развитым рынком показывает, что его эффективное функционирование в первую очередь определяется степенью развитости необходимых институтов. В этих странах на основе институциональных изменений, направленных на создание или обновление имеющихся институтов, то есть правил и механизмов, складываются взаимоотношения людей в экономической, общественной, политической и других сферах. Исходя из этого положения, в нашем исследовании актуальной для Таджикистана проблемой становится формирование институциональной среды, или институциональной экономики аграрного сектора.

Формирование институциональной среды в той или иной экономике зависит от формирования и развития институтов, которые исследуются в концепциях институционализма. Эволюцию концепций институциональных изменений в экономике можно разделить на следующие этапы:

1. Классический институционализм, основоположникам которого является Т. Веблен. При использовании понятия «институт» Т. Веблен предполагал два взаимосвязанных явления. Во-первых, институт - это «привычный образ мысли, руководствуясь которым, живут люди», и, во-вторых, это «привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются изменяющимися обстоятельствами» [3, с. 368]. Следовательно, экономический институт представляет собой систему ценностей, устойчивую совокупность социальных норм и стандартов, установки и схемы мировосприятия, которыми широкие слои населения руководствуются в повседневной жизни.

Однако противоречивость подходов при институциональном формировании аграрного рынка в республике остаётся существенной проблемой из-за отсутствия действующих форм государственного воздействия на развитие аграрного сектора. До сих пор чётко не определена роль таких экономических институтов, как кредитно-финансовые институты, бюджетная политика и государственное предпринимательство в аграрном секторе, политика цен и экспортно-импортная политика. Следовательно, проблема функционирования аграрного рынка в республике требует создания собственной теоретической базы, в которой основное место должно быть отведено разработке новых подходов к формированию институциональной структуры его регулирования. Именно эти разработки будут служить основой для формирования рыночной экономической доктрины.

Эффективное функционирование аграрного рынка возможно лишь при определённой ситуации в обществе. Прежде всего для этого необходимо доминирование рыночного типа экономических отношений, а также личная свобода каждого товаропроизводителя, то есть

независимость, позволяющая принять такое решение, которое с его точки зрения будет наиболее результативным, действенным и максимально прибыльным.

Известный западный экономист Й. Шумпетер выделяет два институциональных условия, которые и являются основой для формирования рынка. Первое - это институт частной (индивидуализированной) собственности, и второе - свобода заключения контрактов (способ контрактации) [9, с. 195-197].

Из первого условия вытекает понимание того, что от комбинирования и рекомбинирования прав и собственности, факторов производства, принадлежащих собственнику, зависит то, какую прибыль он получит от реализации товаров, произведённых при их применении. Соответственно, на объём прибыли будут влиять цены на товарных рынках, так как формирование цены зависит от уровня трансакционных издержек. При изменении уровня этих издержек под вопросом остаётся сам факт реализации или нереализации товара, и, следовательно, дальнейшее существование индивидуализированной собственности. Так, если трансакционные издержки на товарных рынках будут низшего порядка, тогда обмен становится невыгодным, что приводит к необходимости возникновения институтов, которые будут минимизировать издержки на трансакции. При превышении пороговых значений, когда выгоды обмена равны или меньше трансакционных издержек, происходит снижение эффективности использования ресурсов.

Анализ трансакционных издержек применительно к формированию и функционированию аграрного рынка Таджикистана показывает, что пока не создано институтов достаточного количества и качества, обеспечивающих эффективность его функционирования. Кроме того, отсутствие системы ограничений, норм и правил поведения на аграрных рынках, которые можно отнести к институтам наряду с другими элементами институциональной структуры, препятствует росту эффективности рыночных отношений в аграрном секторе.

Отсюда можно сделать вывод о том, что в Таджикистане, наряду с созданием рыночного способа координирования экономической деятельности в отрасли, в развитии самих аграрных рынков существенное значение имеет также формирование трансакционного сектора экономики.

2. Неоинституциональная экономика, или новая экономическая история. Первые варианты подобных концепций были предложены американским ученым-экономистом Дугласом Нортом. По его утверждению, «институты - это правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми, уменьшают неопределенность, структурируют повседневную жизнь, определяют и ограничивают набор альтернатив, имеющихся у каждого человека, и задают спектр побудительных мотивов человеческого взаимодействия. Он отмечает: «Наше поведение в огромной степени определяется неписаными кодексами, нормами и условностями. Индивидуумы и институты взаимно конституируют друг друга. Институты создаются людьми. Люди развивают и изменяют институты. В то же время ограничения, накладываемые институтами на человеческий выбор, оказывают влияние на самого индивида» [4, с. 20, 55-60]. Следовательно, это правила игры в обществе, которые обеспечивают взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, так как люди сами создают эти ограничения и используют их для построения взаимодействия во всех сферах общественной жизни.

Обеспечение института индивидуализированной собственности в сельском хозяйстве в свою

очередь требует открытых и хорошо организованных рынков сельскохозяйственной продукции. Они позволят осуществить концентрацию собственности у индивидов, так как реальные цены на рынках создадут им условия для использования имеющихся возможностей в получении прибыли.

3. Современные течения неоинституционализма, где встречаются самые разные исследования в области институциональных изменений. Самым заметным из этих течений выступает теория трансформации экономических систем, которая предполагает серьёзные институциональные изменения в экономике. Остановимся на этом более подробно.

Кроме отмеченных нами, анализ научной литературы показывает, что научным миром были осуществлены шесть теоретических разработок в направлении институциональных изменений. Это теория переходной экономики, теория трансформации капитализма, теория экономических трансформаций, теория патоэкономики, теория цикла и теория кризисов и катастроф. Эти концепции институционализма сыграли важную роль в формировании рыночной экономики во всех странах, осуществлявших процесс трансформации экономического механизма, в том числе и в Республике Таджикистан.

Если рассмотреть структуру и особенности теории переходной экономики, то становится очевидно, что она предполагает институциональные изменения, связанные с отмиранием элементов и связей старых институтов и становлением новых. Это произойдет с учетом следующих обстоятельств:

1) в переходном состоянии не действуют экономические институты ни прошлого, ни будущего, которые только что сформировались;

2) в экономической системе будут доминировать переходные и превратные экономические формы;

3) сохраняется приверженность общества старым институтам, но определяют функционирование системы новые институты;

4) экономика переходного периода по своей сути является неустойчивой, поэтому возникает альтернативный характер ее развития;

5) в результате возникновения новых институтов в обществе работает закон отрицания, поэтому часто проявляются социально-экономические противоречия;

6) в функционировании экономики происходит рост роли субъективного фактора, социокультурных процессов.

Хотя переход к рынку в Республике Таджикистан позволил субъектам хозяйствования быть свободными в принятии решений, в плане институционального развития имело место некоторое недопонимание. Как справедливо отмечает Р.К. Рахимов: «Либерализация экономики предполагала реализацию системы мер, направленных на создание условий для свободного движения цен, обращения товаров и услуг, предпринимательства и открытости экономики. Однако главной составляющей в системе мер, связанных с либерализацией экономики республики, было устранение монополии государственной формы собственности и создание предприятий разнообразных форм собственности: государственных, частных, коллективных, смешанных, совместных, индивидуальных» [8, с. 702]. В результате этого приобрёл преимущественный характер институт собственности, и это стало важным рычагом развития рыночной экономики в Республике Таджикистан.

В теории трансформации капитализма сущность трансформации понимается как изменение свойств экономической системы капитализма, как преодоление внутренних препятствий в ее развитии. При этом важнейшими институциональными изменениями в этом

процессе выступают сдвиги в общественном разделении труда, развитие НТП, демократизация общества, влияние социалистической системы, появление информационных технологий, расширенное воспроизводство и глобализация капитала.

В условиях развитого капитализма успешная трансформация зависит от гибкости экономической системы, эластичности связей между ее элементами. Возникновение новых тенденций в развитии институтов с необходимостью порождает контртенденции. При этом внутрисистемные трансформации подчиняются общим системным закономерностям.

В качестве тенденций развития капитализма обозначаются его социализация, глобализация, рост планомерности и роли государства в экономике, ориентация на нематериальную мотивацию деятельности, возрастание в хозяйственной деятельности значимости знаний, информации, творчества, различных форм сотрудничества и кооперации, рост противоречий между развитыми и развивающимися странами, обострение экологических проблем.

Исходя из сущности данной концепции, можно заключить, что процесс трансформации имеет бесконечный характер. Это в свою очередь воздействует на институциональную среду и становится причиной возникновения новых институтов, порождая при этом в институциональной теории новый предмет.

Изменение механизма функционирования социально-экономических систем, крупные преобразования в общественном воспроизводстве представляются теорией экономических трансформаций в виде экономической трансформации. Они возникают в результате борьбы интересов, ограниченности и нехватки ресурсов, подавления базовых инстинктов и изменения поведения субъектов, негативной массовой энергии. В этих условиях имеющиеся в экономике институты становятся непригодными и возникает необходимость в создании новых институтов. Развитие института частно-государственной собственности может стать примером таких тенденций.

Концепция патоэкономики и циклов предполагает особое институциональное взаимодействие в экономике. В исследованиях представителей патоэкономики процесс трансформации экономической системы понимается как экономическая болезнь, как реверсивное движение, как искажение логики экономического развития. По утверждению российского ученого К.В. Павлова, именно потому, что кризисные явления - это явления болезненные, тяжело переживаемые отдельными индивидуумами (не зря в этом случае люди интенсивно ищут пути и методы скорейшего выхода из кризисного состояния), данное теоретическое течение получило название «патоэкономика» [7].

В теории циклов институциональные изменения трактуются как качественные изменения, характеризующие смену противоположных тенденций. По сравнению с концепцией патоэкономики, в теории циклов трансформационные процессы сопровождаются сменой роли институтов и имеют следующие особенности:

1) трансформационное состояние характеризуется сменой тенденций, имеет свойство повторяться;

2) амплитуда цикла определяет степень упорядоченности системы, показывает ее устойчивость: чем больше размах, тем трансформации оказываются неупорядоченнее, неожиданнее, чаще и интенсивнее (вплоть до революции);

3) при минимальном размахе колебаний наблюдается застой;

4) частота колебаний - показатель быстрого накопления противоречий, неспособности системы решать проблемы, ее неустойчивость.

Иной взгляд предлагают представители теории кризисов и катастроф (математическая теория перестроек). В этой теории трансформация экономической системы выдвигается как результат пересечения эволюционирующими системами пороговых точек; скачкообразное изменение, возникающее в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий, возникновение дискретных структур из гладких, непрерывных.

В этих условиях решающую роль играют институты, вновь созданные в экономике. Как отмечает К.Х. Зохидов: «Новые институты не возникали естественным, эволюционным путем, а строились на основе институциональных проектов, заимствованных из стран с развитой рыночной экономикой и наскоро приспособленных к отечественным условиям» [5, с. 50]. Именно это произошло и в Республике Таджикистан, так как в большинстве своём институты у нас были сформированы на базе институтов, существующих в странах с развитой экономикой.

Теоретические положения о трансформации экономических отношений свидетельствуют о том, что на каждом историческом этапе происходят изменения в структуре управления экономическими отношениями и их организации. Отсюда следует, что процесс трансформации не имеет конца и будет продолжаться до тех пор, пока существует мир.

Большинство современных исследователей придерживаются теории конвергенции в трансформации экономических отношений. Но, как показывает практика, аграрные преобразования во всех странах с развитым капитализмом обеспечивали первоначальное накопление капитала и современная рыночная экономика развилась на этой основе. Сегодня предпочтительно либеральной рыночной экономикой обладает крупная страна в мире - США. Но, как показывает опыт этой страны, она вовсе не является либеральной. Расположенные на территории данной страны крупные корпорации функционируют на основе директивного планирования, и свыше 60% ВВП США формируют именно эти корпорации. Исходя из этого, нельзя считать экономику США полностью либерально рыночной.

Анализ ситуации, сложившейся в аграрном секторе Республики Таджикистан, показывает, что процесс трансформации экономических отношений в этом секторе экономики происходил на основе иерархического принципа управления. Т.е., в республике трансформация агроиндустриальных отношений развивалась «сверху вниз», при этом не всегда учитывались реальные возможности и потенциал субъектов аграрного сектора, а также не проводилась предварительная оценка влияния на них институциональных факторов.

История развития аграрного сектора Республики Таджикистан показывает, что в самом начале формирования рыночных отношений в этой сфере была допущена серьезная ошибка. Здесь мы согласны с мнением академика Т.Н. Назарова о том, что «реформирование экономики и внедрение в неё рыночных отношений не могут быть представлены в качестве механического устройства, которое после наладки будет работать само по себе, не требуя особого вмешательства извне. Наоборот, поскольку реформа - процесс, который призван совершенствоваться и развиваться как вширь, так и вглубь, нельзя признавать систему её функционирования нерегулируемой и установившейся раз и навсегда» [6, с. 37].

Исходя из рассмотренных теоретических положений институциональной экономики, можно заключить, что институциональные изменения, реализованные в аграрном секторе национальной экономики, были направлены на формирование и развитие институтов, позволяющих обеспечить благоприятные условия для развития рыночных отношений в этой отрасли экономики. Однако развитие рыночной инфраструктуры в сельском хозяйстве, и не только в нем, но и в целом в национальной экономике, всё ещё не создаёт предпосылок для формирования конкурентных рынков

продовольствия и сырья. Следовательно, можно отметить, что именно отсутствие необходимых структур, обслуживающих производителей сельскохозяйственной продукции, становится препятствием для продвижения продукции не только на внутренних, но и на внешних рынках. Нерешенность этой задачи связана с такими институциональными факторами, как низкий уровень рентабельности отрасли, диспропорции в ценообразовании, отсутствие стимулирующей системы налогообложения, возникновение проблемы рационального водопользования и другими, которые существенно сдерживают развитие аграрных рыночных отношений в отечественной экономике.

На ход развития институциональных изменений в аграрном секторе во многом влияют институциональные факторы, которые в своем образе и роли оказывают воздействие на процесс трансформации и в целом на становление в нем здоровой институциональной среды. Влияющая роль институциональных факторов на развитие аграрного сектора была четко исследована в работах российского исследователя С.В. Юдина, в которых он иллюстрирует трансформацию роли институтов в процессе перехода к рыночным отношениям и воздействие формальных и неформальных институтов. Мы согласны с утверждениями этого ученого в том плане, что влияние институциональных факторов на развитие аграрного производства в современных условиях может сыграть ключевую роль в процессе вывода агрокомплекса из кризисного состояния. Их регулирующее воздействие может и должно проявляться через нормативно-правовые и социально-экономические институты, институты управления, регулирования и контроля [10, с. 5].

Изучение эволюционной экономической теории дает основание говорить, что институты находятся в постоянном движении. Одни институты формируются, другие теряют свою сущность в экономической деятельности. После перехода к рынку в Республике Таджикистан на месте плановой экономики сформировалось рыночное хозяйство, что сопровождалось уходом ряда старых институтов и возникновением новых. По сути классических концепций, рыночная экономика должна сама себя регулировать, но такого в республике не произошло. Сформированная национальная рыночная экономика, в том числе в аграрном секторе, не стала эффективным регулятором. Именно поэтому на неё оказывает воздействие ряд экономических, социальных и правовых институциональных факторов. Но результат их воздействия пока остается малоисследованным. Соответственно, в настоящем исследовании мы попытаемся разобраться в таком состоянии институциональных факторов.

Институциональные факторы, оказывающие негативное и положительное воздействие на ход развития аграрной отрасли, возникли на начальном этапе институциональных изменений. В данную эпоху началось формирование институциональной среды, в которой преобладающим способом стала трансплантация институтов развитых стран мира с рыночной экономикой. Конечно, эти институты были сформированы с учетом специфики экономики Республики Таджикистан, но все-таки возникли некоторые институциональные факторы, которые оказывали негативное воздействие на развитие аграрной отрасли, и до сих пор оно имеет место в экономическом механизме. Одним из таких факторов была «институциональная ловушка».

Из институциональной экономической теории известно, что «институциональные ловушки» возникают в процессе диффузии формальных и неформальных институтов, либо их возникновение возможно при противостоянии институтов в экономике. В практике Республики Таджикистан подобные случаи встречаются, в том числе, в аграрном секторе. Например, на начальном этапе институциональных изменений ход приватизации госимущества в аграрном секторе привел к полной дезинтеграции АПК республики, так как приватизированные тракторные и машинные парки, перерабатывающие предприятия

сельскохозяйственной продукции, территории специального назначения (опытные участки для семеноводства, сушилки, парниковые зоны) полностью сменили направленность с изменением формы собственности. В результате в республике произошло снижение интенсивности и эффективности аграрного производства, которое продолжалось вплоть до возникновения кризисного состояния. Подобный характер институциональных противоречий предотвращался, но его влияние на функционирование аграрного сектора до сих пор имеет силу.

Анализ современных концепций экономического роста показывает, что на функционирование экономики в целом большое воздействие оказывают институциональные факторы. Западные экономисты Д. Асемоглу, С. Джонсон, Дж. Робинсон в коллективном исследовании отмечают, что экономические институты более значимы для развития страны, чем географическое положение и культура [1, с. 180]. Из этого следует, что главную позицию в развитии экономики занимают прежде всего формальные институты, а неформальные должны учитываться при создании и формировании подобных институтов.

Государство как главный экономический агент через его вмешательство в силах изменить институциональное равновесие и предотвратить институциональные факторы, отрицательно влияющие на функционирование экономики. Поэтому крайне важным в принятии решений об институциональных изменениях становится выработка рекомендаций, позволяющих повысить благосостояние страны. Здесь также следует учесть теоретическое положение, согласно которому экономика страны, в том числе экономическая деятельность в аграрном секторе, зависят от внешних институциональных факторов. Речь идет об уровне вовлеченности страны в международное разделение труда. Такая концепция обосновывается зарубежными учеными Р. Барро и Х. Сала-и-Мартином. Согласно их мнению, уровень социально-экономического развития и экономический рост могут иметь расхождения, так как на эти процессы влияют внешние институциональные факторы, которые растут в условиях открытости экономики [2, с. 217]. Действительно, институты, регулирующие внешнеэкономические связи страны, во многом сказываются на результатах экономической деятельности. Например, либерализация внешней торговли в современных условиях во многом привела к снижению стимулов для сельскохозяйственных производителей, в результате чего сократились объемы внутреннего производства некоторых видов продукции в аграрном секторе. Таким образом, институт аграрного протекционизма играет решающую роль в регулировании пропорций аграрного производства внутри страны.

Итак, происходящие в аграрном секторе институциональные изменения повлекли за собой ряд институциональных факторов, которые позитивно или негативно влияют на развитие данной отрасли экономики. Поэтому требуется разработка адекватной модели, которая, основываясь на инновационно-институциональной концепции, будет обеспечивать эффективность функционирования национальной экономики в целом, и в частности -аграрной отрасли. Важно, чтобы при реализации модели управления аграрным сектором учитывались существующие институциональные факторы в механизме его функционирования, так как от них во многом зависит дальнейшее развитие этой отрасли.

Список использованной литературы:

1. Асемоглу Д. Институты как фундаментальная причина долгосрочного экономического

роста/Д. Асемоглу, С. Джонсон, Дж. Робинсон //ЭКОВЕСТ. - 2006. - № 5. - С. 180-247.

2. Барро Р. Дж., Сала-и-Мартин Х. Экономический рост / Пер. с англ. - М.: Бином.

Лаборатория знаний, 2010. —824 с.

3. Веблен Т. Теория праздного класса [текст] / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. - 368 с.

4. Норт, Дуглас. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. — М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997. — 180 с.

5. Зохидов К.Х. Уроки трансформационного кризиса / К.Х. Зохидов // Экономическая наука в современной России. - 2005. - № 4. (31). - С. 44-56.

6. Назаров Т.Н. Экономика - основа обеспечения национального достоинства и укрепления государственной независимости / Т.Н. Назаров // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2009. - 1. - С. 36-44.

7. Павлов К.В. Патологические социально-экономические процессы на региональном уровне /К.В. Павлов //Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №37 (268) [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patologicheskie-sotsialno-ekonomicheskie-protsessy-na-regionalnom-urovne (дата обращения: 12.11.2020 г.).

8. Рахимов Р.К. Проблемы развития переходной экономики Республики Таджикистан. Монография /Р.К. Рахимов. - Душанбе: ООО «Торус», 2012. - 812 с.

9. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. — М.: Экономика, 1995. - 540 с.

10. Юдин С.В. Институциональные факторы развития аграрной экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 /С.В. Юдин. - Саратов, 2008. - 23 с.

Reference Literature:

1. Acemoglu D. Institutes as a Fundamental Reason of Long-Term Economic Growth / D. Asemoglu, S. Johnson, Gj. Robinson //ECOWEST. - 2006, - No. 5. - pp. 180-247.

2. Barro R. Dj., Sala-i-Martin H. Economic Growth / Translation from English - M.: Binom. Laboratory of Knowledge, 2010. - 824 pp.

3. Veblen T. Idle Class Theory [text] / T. Veblen. - M. : Progress, 1984. - 368pp.

4. Douglas N. Institutes, Institutional Alternations and Economy Functioning / Translated from English by A.N. Nesterenko; preface and scientific recension by B.Z. Milner. - M. : The Fund of the Book on Economics "Initials", 1997. - 180 pp.

5. Zokhidov K.Kh. Lessons of Transformational Crisis / K.Kh. Zokhidov // The Science of Economics in today's Russia, 2005. - No. 4. (31). - pp. 44-56.

6. Nazarov T.N. Economy Being a Basis of National Dignity Insurance and State Independence Consolidation / T.N. Nazarov // The Economy of Tajikistan: Strategy of Development. -Dushanbe, 2009. - 11. - pp. 36-44.

7. Pavlov K. V. Pathological Socio-Economic Processes at a Regional Level / K.V. Pavlov // Regional Economy: Theory and Practice. - 2012, No. 37 (268) [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/articleM/patologicheskie-sotsialno-ekonomicheskie-protsessy-na-regionalnom-urovne (Date of request: 12.11.2020).

8. Rakhimov R.K. The Problems of Transitional Period Economy in Tajikistan Republic. Monograph /R.K. Rakhimov. - Dushanbe: "ToRus" Assoc.Ltd. 2012. - 812 pp.

9. Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy. Translation from English / Preface and general recencion by V.S. Avtonomova. - M. : Economics, 1995. - 540 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Yudin S.V. Institutional Factors of Agrarian Economy Development. Synopsis of candidate dissertation in econimics: 08.00.01 /S.V. Yudin. - Saratov, 2008. - 23pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.