Экономические науки
УДК 334.012.4
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
O.A. Козлова,
Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск sibomsk@mail.ru
O. Kozlova,
Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Сегодня активно развивается явление социального предпринимательства. Однако в теоретическом плане данная концепция не является до конца сформированной. Учёные и эксперты не пришли к единому мнению по поводу определения термина, а также установления его границ. Часто термин «социальное предпринимательство» понимается очень широко и употребляется по отношению к любой организации сферы общественного обслуживания. Развитие концепции социального предпринимательства идёт по пути от практики к теории — теоретическая база формируется на основе анализа существующих кейсов и их сравнения между собой. Трудность указанного подхода состоит в отсутствии чётких критериев, какой из практических примеров можно отнести к социальному предпринимательству, а какой стоит считать проявлением какой-либо другой концепции или формы социальной деятельности. Такой вектор развития приводит к тому, что исследователи воспринимают и употребляют данный термин совершенно по-разному. Некоторые учёные относят к социальному предпринимательству любые социально ответственные действия коммерческого бизнеса, в том числе программы корпоративной социальной ответственности корпораций. Другая точка зрения — это классификация как социального предпринимательства практик некоммерческих организаций по обнаружению и реализации альтернативных стратегий финансирования. Некоторые исследователи к социальному предпринимательству относят организации, созданные для решения социальных проблем и реализующие значительные социальные изменения.
По мнению авторов исследования, слишком широкая трактовка термина приводит к размыванию его границ, путанице с другими концепциями и формами организаций и потере сути явления, а следовательно, препятствует развитию концепции. В настоящее время стали популярны различные программы поддержки социального предпринимательства. Однако такие программы не достигнут своей цели, пока не будет чётко определено, на какие организации они направлены. Чтобы социальное предпринимательство могло развиваться и выполнять свою функцию в современном обществе, необходимо чёткое определение данного термина и установление его границ. В исследовании проведён анализ различных точек зрения на определение термина «социальное предпринимательство», рассмотрена история развития концепции и на основе данного анализа дано собственное определение понятия «социальное предпринимательство», наиболее точно, по мнению авторов, соответствующее сути данной концепции
Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, социальная деятельность
The concept of social entrepreneurship is developing rapidly. Still it stays theoretically underdeveloped. Academics do not have a unified opinion about the terms' definition and borders. Frequently the term «social entrepreneurship» is defined very broadly and is used in relation to any social service organization. The concept of social entrepreneurship is developing from practice to theory. Theory is formed on the base of existing cases analysis and their comparison. The biggest obstacle to such an approach is that there are no firm criteria which of the cases can be considered as social entrepreneurship and which should not. In result, academics and practitioners understand
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP CONCEPT EVOLUTION
O.A. Войнова,
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
OlgaVoynova@gmail.ru
O. Voynova,
Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk
and use the term very differently. Some consider any socially responsible actions of corporations, including corporate social responsibility programs, as social entrepreneurship. Others view as social entrepreneurship practices of non-commercial organizations searching and realizing alternative financial strategies. And others view organizations created for solving social problems and bringing social change as social entrepreneurship.
The authors of the article argue that too broad definition of the term social entrepreneurship leads to blurring its borders and confusing the term with other concepts and organizational forms, which results in deprivation of its true meaning and prevents further concept development. Today different support programs of social entrepreneurs are becoming popular. But these programs will not reach their goal until the firm definition is stated, which will clear what organizations should the programs aim for. To ensure social entrepreneurship development and accomplishment of its mission, clear definition of the term and defining its borders are necessary. In the article different points of view on the concept of social entrepreneurship are analyzed, the history of the term is viewed and as a result definition is formed. In our opinion this definition determines the essence of the social entrepre-neurship concept
Key words: entrepreneurship, social entrepreneurship, social activity
Термин «социальное предпринимательство» введен в научный оборот в 1963 г. Б. Дрейтоном (B. Drayton) — основателем в 1980 г. организации «Ашока: Инноваторы для Общества» [6], которая объединяет социальных предпринимателей по всему миру, предоставляя им различные виды поддержи — от консультаций до поиска финансирования. Б. Дрейтон использует термин «социальный предприниматель» для описания индивида, который объединяет в себе практичные и ориентированные на результат методы бизнес-предпринимателя с целями социального реформатора [7]. Однако явление социального предпринимательства существовало и ранее. Г. Диз (J. Gregory Dees) отмечает, что социальные предприниматели существовали всегда, несмотря на то, что никто их так не называл. Благодаря им, по мнению Г. Диза, созданы многие социальные институты, которые сейчас мы принимаем как должное [9].
Всё чаще термин «социальное предпринимательство» стал упоминаться в различных исследованиях в 1990-е гг., привлекая к себе внимание со стороны ведущих бизнес академиков и экспертов, таких как Р. Мосс Кантер (R. Moss Kanter), Г. Стивенсон (H. Steveson), П. Друкер (P. Drucker) и др.
Большую роль в развитии социального предпринимательства в этот период сыграл М. Янг (M. Young), выдающийся эксперт данной отрасли, основавший в том числе в 1953 г. Институт общественных наук (the
Institute of Community Studies), а в 1997 г. открывший Школу для социальных предпринимателей в Великобритании.
В теоретической области значительный вклад в развитие темы социального предпринимательства внёс директор Центра развития социального предпринимательства университета Дюка (Duke University) Г. Диз. В 2001-2002 гг. Г. Диз с коллегами проделал значительную работу по концептуализации понятия «социальное предпринимательство», а в 2004 г. Д. Борнштейн (D. Bornstein) дополнил теоретические наработки множеством ярких примеров реализации социального предпринимательства на практике [13].
Кроме того, важным событием для развития концепции социального предпринимательства стало вручение в 2006 г. Нобелевской премии мира социальному предпринимателю М. Юнусу (M. Yunus), основателю Банка Грамин (Grameen Bank). Вручение премии привело к появлению значительного научного интереса к данной теме. Именно в 2006 г. написано большое количество научных работ, посвя-щённых социальному предпринимательству.
В Российской Федерации тема социального предпринимательства не получила глубокого теоретического развития, хотя уже существует множество практических кейсов, а также различных организаций, оказывающих поддержку социальным
предпринимателям. Большинство работ российских исследователей сводятся к анализу зарубежной литературы и не содержат концептуальных дополнений и выводов. Одной из немногих организаций, проводящих серьёзные теоретические исследования по обозначенной теме, является Центр социального предпринимательства и социальных инноваций на базе «Высшей школы экономики» [5].
Несмотря на многочисленные попытки определить, что такое социальное предпринимательство, консенсус по данной теме до сих пор не достигнут. На рис. 1 отображены периоды развития теории по социальному предпринимательству.
Термин «социальное предпринимательство» состоит из двух других терминов
— «социальная деятельность» и «предпринимательство». Самое простое определение построено на использовании этих двух частей: социальное предпринимательство
— это применение предпринимательского подхода к решению социальных проблем. Указанное определение является очень ёмким и слишком широким одновременно.
При попытке создания более чёткой формулировки мнения исследователей расходятся. При этом разногласия возникают не только на тему того, что считать предпринимательством, но также по поводу вопроса, что считать социальной деятельностью.
Д. Мэир и И. Марти [14] отмечают, что социальное не равно альтруистическое, поскольку мотивы социального предпринимателя не всегда являются альтруистичными и могут включать личное удовлетворение. Кроме того, коммерческое предпринимательство может включать альтруистические аспекты.
Такого понятия, как «не социальное предпринимательство», не существует. Ком-
мерческое пpeдпpиятиe, как пpaвилo, также служит социальным целям. П. Рейнолдс (Paul D. Raynolds), В. Бай^эйв (William D. Bygrave), Эpккo Ayrao (E. Autio), Л. tac (Larry W. Cox) и M. Хэй (M. Hay) [11] в своём исследовании ноказали, что ypoвeнь пpeдпpинимaтeльcкoй активности оказывает значительное влияние на экономический pocr; кoммepчecкoe ^ед^ин^ мательство создаёт большинство paбoчиx мест в paзвитыx CTpanax. Важность ^ед-пpинимaтeльcтвa для paзвития экономики отмечают и многие pocrn&me исследователи, такие как M.H. Дудин и Н.В. Ляс-ников [2], O.H. Бoчapoвa [1], ИА. Блaгиx и ДА. ^бицкий [3]. Два последн^ исследователя в качестве ещё одной важной функции пpeдпpинимaтeльcтвa выделяют внeдpeниe и paзвитиe инноваций. ^оме того, многие кoммepчecкиe ^ед^иятия peaлизyют пpoгpaммы кopпopaтивнoй социальной ответственности, набавляют часть cpeдcтв на блaгoтвopитeльнocть, мoдepнизи-pyют гopoдcкyю инфpacтpyктypy и т.д.
Большинство исследователей (A.A. Mo-сковская [4], Лнна Map™ Пepeдo (Ana Maria Peredo) [10], Г. Диз (G. Dees) [9] и дp.) cxoдятcя во мнении, что социальная деятельность, как часть социального ^ед-пpинимaтeльcтвa, пoдpaзyмeвaeт, что основной целью такой деятельности является создание социальной ценности, а именно peшeниe или смягчение ocтpoты какой-либо социальной нpoблeмы.
Решая социальную ^облему, opгaни-зация социального пpeдпpинимaтeльcтвa peaлизyeт свою миссию, нpинocит пользу обществу, а также помогает roc^apcray, ^инимая на себя часть его социальные обязательств. Таким oбpaзoм, cxoдятcя ин-тepecы самого нpeднpиятия, общества и го-cyдapcтвa (pиc. 2).
С. Ваддок, Д. Пост, С. Кэмпбел, Ч. Лидбеттер,
Д. Корнвол, Г. Диз, Г. Прабу, С. Валлас и др.
Первые научные работы, полностью посвященные
социальному предпринимательству, различные качественные и количественные, эмпирические и теоретические исследования. Исследования характеристик, присущих социальным предпринимателям
С. Боринс, Д. Томпсон, Канадский центр социального предпринимательства, Г. Диз, С. Хибберт, Б. Кук, Е. Шоу, Г. Салливан Морт, Д. Боше, С. Хэммингуэй, К. Силос, Д. Маир и др.
Социальные предприниматели - это агенты изменений в социальном секторе, они обнаруживают и распределяют недооцененные ресурсы либо изменяют порядок распределения редких общественных ресурсов
Социальные предприниматели -это лидеры, которые используют предпринимательский подход к социальной деятельности, осуществляют поиск возможностей для социальных инноваций. Социальное партнёрство между общественным, социальным и бизнес-сектором оборачивает рыночные силы на социальное благо
Р. Хардинг, П. Лайт, Д. Маир, И. Марти, Р. Мошер-Виллиамс, А. Передо, А. Нихолс и др.
Развитие исследований, множество попыток сформировать теорию и определение, появление государственной поддержки, закрепление правового статуса
Социальные предприниматели - это лидеры, принимающие на себя риск,
находящие инновационные возможности комбинации ресурсов для решения социальных проблем и создания социальной ценности
Рис. 1. Эволюция концепции социального предпринимательства
Источник: разработано авторами на основе [13]
А
А
Социальное предприни-
Рис. 2. Треугольник интересов
Коммерческое предприятие, как было указано ранее, также может создавать социальную ценность, однако создание социальной ценности не будет являться его основной целью, поскольку коммерческое предприятие создаётся ради генерации прибыли или, другими словами, для создания материальной ценности. Создаваемая коммерческим предприятием социальная ценность является, скорее, «побочным эффектом» его основной деятельности. Социальные программы, как правило, осуществляются коммерческими предприятиями для улучшения имиджа компании и, как следствие, получения ещё большего дохода. Аналогично, социальное предпринимательство тоже может приносить прибыль. Но здесь уже прибыль будет являться «побочным эффектом», необходимым для поддержания финансовой стабильности организации, чтобы она могла реализовывать свою миссию, а основной целью деятельности предприятия является создаваемая им социальная ценность.
Интересную точку зрения на определение социальной части термина «социальное предпринимательство» представил Ф. Сан-тос (Pilipe M. Santos) [12], который указывает на то, что определение социального
предпринимательства через социальную миссию является тавтологией. Автор не делает различия между социальной и материальной ценностью, но различает создание ценности и её присвоение. Ф. Сантос утверждает, что основное различие между социальным и коммерческим предпринимательством заключается в том, что социальное предпринимательство делает акцент на преобладающем создании ценности, в то время как коммерческое предпринимательство фокусируется на превалирующем присвоении ценности.
Создание ценности от какой-либо деятельности происходит, когда полезность членов общества увеличивается после использования ресурсов, применяющихся в данной деятельности. Присвоение ценности от какой-либо деятельности происходит, когда центральное действующее лицо имеет возможность захватить часть ценности, созданной в результате этой деятельности. При этом создание ценности является необходимым условием её присвоения — не создавая ничего, нечего будет и присваивать. Кроме того, присвоение ценности необходимо для продолжения деятельности по её созданию, соответственно, эти две концепции являются взаимозависимыми [12].
При создании организации делается выбор — будет ли для неё главным генерация ценности или же присвоение ценности. Для коммерческого предпринимательства основой является возможность присвоения ценности, для социального предпринимательства важнее возможность создания ценности. При этом со временем пропорции создания и присвоения ценности могут меняться. Такое смещение может привести к потере организацией своей сущности и, как следствие, прекращению её существования либо перерождения в новую организацию.
По нашему мнению, ключ к определению лежит в объединении обеих концепций (рис. 3).
ории и в практике указанные термины употребляются в разных значениях. Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации (ст. 2), предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Ч
Предпринимательская деятельность
Предприниматель
Предпринимательство
Рис. 3. Различия в создании и присвоении ценностей между социальным и коммерческим предпринимательством
Перейдём к рассмотрению второй части термина «социальное предпринимательство», вызывающей наибольшее количество разногласий среди экспертов. Существует три взаимосвязанных термина: «предприниматель», «предприниматель -ство» и «предпринимательская деятельность» (рис. 4). Наиболее общим из этих терминов является термин «предпринимательство», которым обозначена сама теоретическая концепция. Предприниматель — это субъект предпринимательства. Объектом предпринимательства является предпринимательская деятельность.
Трудностью в определении концепции предпринимательства является то, что в те-
Рис. 4. Взаимосвязь концепций
Согласно данному определению, предпринимателем можно назвать любого собственника бизнеса — от небольшой пекарни до инновационного завода. В повседневной жизни именно так и используется термин «предприниматель». Однако его истинное теоретическое значение несколько уже и обладает рядом не учтённых в указанном ранее определении признаков и критериев.
Дж. Бартон Каннингхэм (J. Barton Kunningham) и Дж. Лишерон (Joe Lischeron) считают, что исследования по предпринимательству можно разделить на шесть школ мысли [8].
1. Школа «Великого человека». У предпринимателя есть интуитивная способность (шестое чувство), черты характера и инстинкты, с которыми он был рождён. Без врождённой интуиции он был бы как «все
прочие смертные», у которых отсутствует то, что необходимо для предпринимательства. Характеристики и способности: интуиция, решительность, энергия, настойчивость и самооценка.
2. Школа менеджмента. Предприниматели — организаторы экономических предприятий; они являются теми, кто организует, владеет, управляет и понимает риск. Предприниматели могут быть развиты и обучены при помощи технических функций менеджмента. Характеристики и способности: планирование производства, организация людей, управление капиталом и бюджетирование.
3. Школа психологических характеристик. Предприниматели обладают уникальными ценностями, отношением и потребностями, которые ведут их. Люди действуют согласно своим ценностям; поведение складывается из попыток удовлетворить потребности. Характеристики и способности: личные ценности, рискованность, необходимость достижений.
4. Классическая школа. Центральная характеристика предпринимательского поведения — это инновации. Важнейший аспект предпринимательства — в процессе действия, а не собственности. Характеристики и способности: инновации, креативность и открытия.
5. Школа внутреннего предпринимательства. Предпринимательские способности могут быть полезны в сложных организациях; внутреннее предпринимательство — это развитие независимых блоков для создания рынка и расширения услуг. Организациям необходимо адаптироваться, чтобы выжить; предпринимательская активность приводит к созданию организаций, где они становятся менеджерами. Характеристики и способности: готовность к использованию возможностей, максимизация решений.
По нашему мнению, данную классификацию необходимо дополнить шестой школой — школой социального предпринимательства. Она является логичной и неотъемлемой ступенью развития концепции предпринимательства.
Проанализировав развитие концепции предпринимательства и увидев разносторонность существующих подходов, авторами сформулировано следующее определение: предпринимательство — это деятельность по производству товаров или оказанию услуг, осуществляемая одним или несколькими индивидами в рамках той или иной организационно-правовой формы, предполагающая внедрение и использование инноваций, поиск различных комбинаций получения, распределения и перераспределения ресурсов, использование креативного мышления, сопряженная с риском и направленная на получение прибыли.
По нашему мнению, такое определение наилучшим образом справляется с задачей объединения существующих подходов в один и наиболее полно отражает суть термина. Данное определение будет заложено в основу нашей формулировки термина «социальное предпринимательство».
Анализ существующей литературы по социальному предпринимательству показал, что нет единого определения термина «социальное предпринимательство», с которым было бы согласно большинство исследователей, но также нами не найдено ни одного определения, которое охватывало бы все черты, присущие социальному предпринимательству. Поэтому на основе проведённого анализа нами сформулировано собственное определение понятия «социальное предпринимательство»: социальное предпринимательство — это устойчивая деятельность, результаты которой могут быть масштабируемы, осуществляемая организациями или индивидами в рамках той или иной организационно-правовой формы, предполагающая использование новаторского подхода, связанная с риском, непосредственно направленная на создание социальной ценности.
Обозначенное определение предполагает наличие нескольких признаков, присущих социальному предпринимательству (рис. 5).
Рис. 5. Признаки социального предпринимательства
Рассмотрим данные признаки подробнее. Социальная цель предполагает, что деятельность организации направлена на решение или смягчение остроты социальной проблемы или проблем. Устойчивость подразумевает, что организация может сама себя обеспечивать, не находясь в зависимости от внешних источников финансирования. Прямое воздействие предполагает, что организация прилагает прямые усилия по решению проблемы, а не пытается повлиять на кого-либо, чтобы ими были предприняты какие-либо действия. Новаторский подход подразумевает применение либо какой-либо инновационной технологии, либо такой комбинации ресурсов или такого решения, которое до этого никто не применял. Риск — это непременное условие, сопровождающие создание и деятельность любой предпринимательской организации,
а поскольку социальное предпринимательство — это тоже предпринимательство и использует тот же предпринимательский подход, наличие риска неизбежно. Масштабируемость предполагает, что найденный организацией способ решения той или иной социальной проблемы не является специфичным для конкретных условий, а может быть применен для решения аналогичных проблем в иных условиях в других регионах.
Указанные признаки являются ключевыми для отличия социального предпринимательства от других схожих концепций и организационных форм. В таблице приведены основные концепции и организационные формы, которые часто путают с социальным предпринимательством, а также их отличительные черты по указанным ранее признакам.
Основные концепции и организационные формы, наиболее часто принимаемые за социальное предпринимательство
Концепция или организационная форма Цель Источники финансирования Тип организации Результат воздействия Природа воздействия
Корпоративная социальная ответственность Получение прибыли Самообеспечение Коммерческая Локальный Прямое действие
Корпоративное социальное предпринимательство Социальная От организации Внутри коммерческой организации Масштабные структурные изменения Прямое действие
Коммерческие социальные венчуры Социальная Самообеспечение Коммерческая Масштабные структурные изменения Прямое действие
Некоммерческие бизнес венчуры Социальная Различные источники Некоммерческая Масштабные структурные изменения Прямое действие
Коммерческие организации, действующие в социальном секторе Получение прибыли Самообеспечение Коммерческая Локальный Прямое действие
Предоставление социальных услуг Социальная Различные источники Коммерческая или некоммерческая Локальный Прямое действие
Социальный активизм Социальная Различные источники Некоммерческая Масштабные структурные изменения Косвенное воздействие
Источник: разработано авторами
Выводы. В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «социальное предпринимательство» и чётко определённых границ данного термина, что приводит к употреблению его разными исследователями в совершенно разных значениях.
Чтобы сформулировать определение социального предпринимательства, авторами проанализировано понятие «социальная деятельность», «предпринимательство», а также эволюция самого термина «социальное предпринимательство».
В ходе анализа понятия «социальная деятельность» применительно к социальному предпринимательству сделан следующий вывод: коммерческое предприятие может иметь социальную цель и создавать социальную ценность, однако для него это является «побочным эффектом», способом получения дополнительной прибыли, акцент же делается на присвоение материальной ценности; социальное предприятие может создавать и
присваивать материальную ценность, однако для него это является «побочным эффектом», способом и поддержкой для создания социальной ценности, которая является основной целью его существования.
Авторами проанализированы существующие подходы и определения предпринимательства, а также на основе их сравнения сформулировано собственное определение термина «предпринимательство». Кроме того, проанализированы школы развития предпринимательства и сделан вывод, что их необходимо дополнить следующей ступенью — школой социального предпринимательства.
На основе анализа понятий «социальная деятельность», «предпринимательство», а также эволюции и подходов к определению термина «социальное предпринимательство» авторами сформулировано собственное определение понятия «социальное предпринимательство», определены его отличительные черты, границы термина.
Список литературы_
1. Бочарова О.Н. Предпринимательство как фактор инновационного развития российской экономики / / Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 11. С. 48—51.
2. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны // Креативная экономика. 2008. № 5 (17). С. 83—90. Режим доступа: http://old.creativeconomy.ru/articles/3062/ (дата обращения 08.11.2015).
3. Кобицкий Д.А., Благих И.А. Роль предпринимательства в процессе модернизации российской экономики // Проблемы современной экономики. 2011. № 2. С. 168—170.
4. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / под ред. А.А. Московской. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 285 с.
5. Центр социального предпринимательства и социальных инноваций — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Режим доступа: http://socentr.hse.ru/ (дата обращения 08.11.2015).
6. Ashoka — Innovators for the Public. Режим доступа: http://www.ashoka.org/ (дата обращения 08.11.2015).
7. Caroline Hsu. Entrepreneur for Social Change. Режим доступа: https://www.ashoka.org/files/ newsletters/news/05nov/6-4_us_news/index.html (дата обращения 08.11.2015).
8. Cunningham J.B., Lischeron J. Defining entrepreneurship // Journal of small business management. 1991. T. 29. No. 1. P. 45-61.
9. Dees J.G. [et al. ]. The meaning of social entrepreneurship. 1998. Paper, Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Fuqua School of Business, Duke University, Durham. Available at: http://www.fuqua. duke.edu/centers/case/documents/dees_SE.pdf (дата обращения 07.09.2015).
10. Peredo A.M., McLean M. Social entrepreneurship: A critical review of the concept // Journal of world business. 2006. T. 41. No. 1. P. 56-65.
11. Reynolds P.D. [et al.]. Global Entrepreneurship Monitor Executive Report 2002 // BabsonCollege, London Business School y Kauffman Foundation. Babson Park, MA. Londres, UK. 2002. 107 p.
12. Santos F.M. A positive theory of social entrepreneurship / / Journal of business ethics. 2012. T. 111. No. 3. P. 335-351.
13. Sullivan Mort G., Weerawardena J. Social entrepreneurship: advancing research and maintaining relevance // A companion of nonprofit marketing. 2007. С. 209-224.
14. Mair J., Marti I. Social entrepreneurship research: A source of explanation, prediction, and delight / / Journal of world business. 2006. T. 41. No. 1. P. 36-44.
List of literature-
1. Bocharova O.N. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy (Socio-economical events and processes), 2011, no. 11, pp. 48-51.
2. Dudin M.N., Lyasnikov N.V. Kreativnaya ekonomika (Creative economy), 2008, no. 5 (17), pp. 83-90 Avaliable at: http://old.creativeconomy.ru/articles/3062/ (accessed 08.11.2015).
3. Kobitsky D.A., Blagikh I.A. Problemy sovremennoy ekonomiki (Problems of modern economy), 2011, no. 2, pp. 168-170.
4. Sotsialnoe predprinimatelstvo v Rossii i v mire: praktika i issledovaniya [Social entrepreneurship in Russia and in the world practice and research]; ed. A.A. Moskovskaya. Moscow: Home Higher School of Economics, 2011.285 p.
5. Tsentr sotsialnogo predprinimatelstva i sotsialnyh innovatsiy (Centre of social entrepreneurship and social innovation) Avaliable at: http://socentr.hse.ru/ (accessed 08.11.2015).
6. Ashoka — Innovators for the Public (Ashoka — Innovators for the Public) Avaliable at: http://www. ashoka.org/ (accessed 08.11.2015).
7. Caroline Hsu. Entrepreneur for Social Change (Entrepreneur for Social Change) Available at: https:// www.ashoka.org/files/newsletters/news/05nov/6-4_us_news/index.html (accessed 08.11.2015).
8. Cunningham J.B., Lischeron J. Journal of small business management (Journal of small business management), 1991, t. 29, no. 1, pp. 45-61.
9. Dees J.G. [et al.]. The meaning of social entrepreneurship, 1998. Paper, Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Fuqua School of Business, Duke University, Durham (The meaning of social entrepreneurship, 1998. Paper, Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Fuqua School of Business, Duke University, Durham) Available at: http://www.fuqua.duke.edu/centers/case/documents/dees_SE.pdf (accessed 07.09.2015).
10. Peredo A.M., McLean M. Journal of world business (Journal of world business), 2006, t. 41, no. 1, pp. 56—65.
11. Reynolds P.D. [et al.]. Global Entrepreneurship Monitor Executive Report 2002. BabsonCollege, London Business School y Kauffman Foundation [Global Entrepreneurship Monitor Executive Report 2002. BabsonCollege, London Business School y Kauffman Foundation]. Babson Park, MA. Londres, UK, 2002, 107 p.
12. Santos F.M. Journal of business ethics (Journal of business ethics), 2012, t. 111, no. 3. pp. 335—351.
13. Sullivan Mort G., Weerawardena J. A companion of nonprofit marketing (A companion of nonprofit marketing), 2007, pp. 209-224.
14. Mair J., Marti I. Journal of world business (Journal of world business), 2006, t. 41, no. 1, pp. 36-44.
Коротко об авторах-
Воинова Ольга Андреевна, соискатель, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия. Область научных интересов: социальное предпринимательство, поведенческая экономика, корпоративная социальная ответственность OlgaVoynova@gmail.ru
Козлова Оксана Александровна, д-р экон. наук, профессор, Нижневартовский государственный университет,
г. Нижневартовск, Россия. Область научных интересов: экономические науки
sibomsk@mail.ru
Briefly about the authors_
Olga Voynova, applicant, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia. Sphere of scientific interests: social entrepreneurship, behavioral economics, corporate social responsibility
Oksana Kozlova, doctor of economic sciences, professor, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, Sphere of scientific interests: economic sciences
Образец цитирования
Войнова O.A., Козлова O.A. Эволюция концепции социального предпринимательства // Вестн. Заб. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 1. С. 102-112.