Научная статья на тему 'Эволюция государственного планирования туризма в Байкальском регионе (1960-2000 гг. )'

Эволюция государственного планирования туризма в Байкальском регионе (1960-2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
198
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗОНЫ ОТДЫХА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / BAIKAL REGION / STATE PLANNING / LONG-TERM DEVELOPMENT PROGRAMS / TOURIST AND RECREATIONAL ACTIVITIES / RECREATIONAL AREAS / RATIONAL USE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Клетнова Любовь Сергеевна

Статья посвящена вопросам государственной политики в сфере туристско-рекреационной деятельности в рамках программ долгосрочного планирования развития туризма в стране и регионе. Представлен региональный аспект туристской политики в исторической ретроспективе. Рассмотрены основы политики рационального использования и сохранения природных богатств, новые формы организации и планировочно-регионального построения рекреационной сети. Показаны актуальные проблемы в решении вопроса перспективного развития туристского сектора региональной экономики, обоснованы необходимость и преимущества планового подхода. Отмечены основные причины, оказывающие негативное влияние на развитие рекреационного комплекса Байкальского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Клетнова Любовь Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF STATE PLANNING OF TOURISM IN IN BAIKAL REGION (1960-2000 years)

The article is devoted to the issues of the state policy in the sphere of tourism and recreation activities within the programs of the long-term planning of tourism development in the country and the region. The author presents a regional aspect of tourist policy in historical perspective. She considers the bases of the policy of rational use and conservation of natural resources, new forms of organization and planning-and-regional designing of the recreational network. The article demonstrates current problems in solving the issue of prospective development of the tourist sector of the regional economy, and proves the necessity and advantages of the systematic approach. The author points to the principal reasons, which have a negative influence on the development of the recreational complex of Baikal region.

Текст научной работы на тему «Эволюция государственного планирования туризма в Байкальском регионе (1960-2000 гг. )»

ках, а также на характере межличностного взаимодействия в группе. Компоненты учебного процесса дифференцируются в зависимости от условий обучения.

Эффективное использование имеющихся, а также создание новых возможностей подготовки иностранных специалистов является стратегической задачей

государственной политики, что отражено в основных положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях.

Библиографический список

1. Азарина Л.Е. Игры на уроках РКИ // Вестник ЦМО МГУ. 2009. №3. Практикум. С. 102-109.

2. Белокопытов Ю.А. Активные методы обучения // Высшее образование в России. 2004. №4. С. 167-169.

3. Гасконь Е.А. Использование игровых заданий и элементов драматизации в практическом курсе русского языка как иностранного: автореф. дис. ... к.п.н. М., 2009.

4. Лазарева И.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании. 2004. №3. С. 52-60.

5. Мацхонашвили Н.К. О методике обучения грамматической категории рода студентов негуманитарных специальностей //Славистика в Грузии. 2007. №8. С. 158-159.

6. Полякова Е.И. Ролевые игры как средство стимулирования у студентов интереса к освоению опыта межкультурного взаимодействия // Высшее образование сегодня. 2008. № 2. С. 39-41.

7. Ткачук Л.Т., Голышева А.Т. Деловая игра как одна из эффективных форм активных методов обучения. Иркутск, 2007. 183 с.

8. Якупова Я.Р. Активные формы обучения - фактор интенсификации учебного процесса // Высшее образование сегодня. 2007. №10. С. 45-48.

9. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях // Официальный сайт Департамента международного сотрудничества в образовании и науке http://dic.edu.ru/international_community/1022/

10. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. // Официальный сайт Департамента международного сотрудничества в образовании и науке http://dic.edu.ru/international_community/1022/

УДК 351.85 (47)(091)

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ (1960-2000 гг.)

Л.С.Клетнова1

Иркутский государственный университет, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.

Статья посвящена вопросам государственной политики в сфере туристско- рекреационной деятельности в рамках программ долгосрочного планирования развития туризма в стране и регионе. Представлен региональный аспект туристской политики в исторической ретроспективе. Рассмотрены основы политики рационального использования и сохранения природных богатств, новые формы организации и планировочно-регионального построения рекреационной сети. Показаны актуальные проблемы в решении вопроса перспективного развития туристского сектора региональной экономики, обоснованы необходимость и преимущества планового подхода. Отмечены основные причины, оказывающие негативное влияние на развитие рекреационного комплекса Байкальского региона. Библиогр. 29 назв.

Ключевые слова: Байкальский регион; государственное планирование; долгосрочные программы развития; туристско-рекреационная деятельность; зоны отдыха; рациональное использование; устойчивое развитие.

EVOLUTION OF STATE PLANNING OF TOURISM IN IN BAIKAL REGION (1960-2000 years) L.S. Kletnova

Irkutsk State University, 1, Carl Max St., 664003.

The article is devoted to the issues of the state policy in the sphere of tourism and recreation activities within the programs of the long-term planning of tourism development in the country and the region. The author presents a regional aspect of tourist policy in historical perspective. She considers the bases of the policy of rational use and conservation of natural resources, new forms of organization and planning-and-regional designing of the recreational network. The article demonstrates current problems in solving the issue of prospective development of the tourist sector of the regional economy, and proves the necessity and advantages of the systematic approach. The author points to the principal reasons, which have a negative influence on the development of the recreational complex of Baikal region. 29 sources.

Key words: Baikal region; state planning; long-term development programs; tourist and recreational activities; recreational areas; rational use; sustainable development.

1Клетнова Любовь Сергеевна, соискатель, тел.: (3952) 526205, e-mail: [email protected] Kletnova Lubov, Competitor for a scientific degree, tel.: (3952) 526205, e-mail: [email protected]

В сфере туризма выделяют различные направления деятельности правительственных структур. В частности, Международный союз туристских организаций (1974 г.), являющийся предшественником Всемирной туристической организации ООН (UNWTO), в дискуссии о роли государства в области туризма выявил пять направлений: координирование, планирование, законодательное регулирование, управление и стимулирование [18, с. 8]. Государственное планирование туризма затрагивает различные направления деятельности и уровни (Michael Hall, 2008: 164). Основной формой планирования является разработка программ развития на национальном и региональном уровнях, предусматривающих мероприятия, направленные на поддержку развития сферы туризма и курортов, а также финансирование отдельных проектов [12]. Для России региональный подход к развитию туризма имеет особо важное значение вследствие разнообразия природно-климатических, экономических и социокультурных условий территории [1, с. 182].

Целью данного исследования является изучение концепций и программ развития индустрии туризма на международном, национальном, региональном и локальном уровнях для выявления состояния развития рекреационной отрасли в регионе. Объектом исследования является государственная политика в сфере туристско-рекреационной деятельности. Работа основана на принципах компаративного и проблемного подходов. Источниковой базой работы послужили комплексные программы развития индустрии туризма, разработанные в 1960-2000-е гг., постановления ЦК КПСС и Правительства, статистические показатели развития туристской сферы.

Схемы развития туризма и экскурсий являются одним из важнейших инструментов перспективного территориального планирования туристско-экскурсионной отрасли в Байкальском регионе. Они разрабатывались в рамках единой Генеральной (отраслевой) схемы, которая представлялась как система региональных перспективных схем различных уровней: общесоюзного, регионального, областного и местного, объединенных одним подходом и методикой, предполагающей развитие туризма в районах, республиках, краях и областях в соответствии с местом, отведенным данной территории в схемах более высокого уровня по основным показателям. Одно из главных преимуществ этого метода планирования заключалось в том, что он позволял при квалифицированном применении учесть весь комплекс природных и социально-экономических факторов, влияющих на развитие туризма и экскурсий [8, с. 3]. Соответственно, разработки по отдельным видам рекреационного освоения были методически поставлены в прямую зависимость от схемы всего комплекса рекреационного освоения региона. Так, в 1965 г. были разработаны «Основные направления генеральной схемы комплексного использования природных ресурсов оз. Байкал и его бассейна». В соответствии с основными направлениями народнохозяйственного развития Байкальского региона в 1966 г., в Генеральной схеме было рекомендовано преимущественное ис-

пользование побережья оз.Байкал для отдыха и оздоровления населения, а также проведено проектирование зон массового отдыха, туризма и курортов [11, с. 6-7].

Основные принципы планировочной организации территории оз.Байкал были разработаны в результате всестороннего изучения возможности рекреационного освоения, экономического потенциала региона, перспектив развития различных отраслей хозяйства, транспортных и энергетических коммуникаций, возможности привлечения трудовых ресурсов и т.д. На основе комплексной оценки территория планировочно была разделена (по признаку ведущей отрасли хозяйственной деятельности на перспективу) на два крупных региона: туристско-курортный и промышленно-сельскохозяйственный [11, с. 74]. Туристско-рекреационный регион включал районы зон влияния агломераций Иркутска и Улан-Удэ и районы автономных рекреационных систем на остальных территориях региона. На основании проведенных исследований были обозначены возможности организации комплексных рекреационных систем и специализированных систем с различной сезонностью. В качестве основного вида рекреационной деятельности был обозначен туризм (Хромов, 1972: 9-17).

Одна из главнейших предпосылок эффективного природопользования - научная обоснованность планов и прогнозов. Этой цели служили региональные предплановые и предпроектные разработки. Документы, относившиеся к данному направлению, имели существенно большой горизонт планирования на 15 - 20 лет [19, с. 17]. С 1965 по 1971 гг. был выполнен ряд комплексных научных и проектных работ, в том числе «Схема планировки системы зоны отдыха на юго-западном побережье оз.Байкал и в Тункинской долине», «Схема планировки системы зон отдыха и курортов в районе оз.Байкал», «Экспериментальный проект планировки государственного природного парка на юго-западном побережье оз.Байкал», «Схема организации территории водосборного бассейна оз.Байкал для целей отдыха, туризма и курортного лечения», «Генеральный план туристско-курортного поселка Лиственничное» [18, с. 7]. Для определения основных направлений создания рекреационных зон, центров, учреждений отдыха и туризма в Байкальском регионе были изучены следующие вопросы: во-первых, прогнозирование и ориентировочный расчет потоков туристов и отдыхающих на оз. Байкал; во-вторых, транспортное обслуживание рекреационных зон; в-третьих, экономика рекреационных систем [1]. При разработке предложений по рекреационному освоению оз.Байкал был всесторонне изучен опыт организации зон отдыха, лечения и туризма на побережье озер и морей в СССР и за рубежом. Анализ советского и зарубежного опыта показал возможность зонального, районного и регионального планирования рекреационных систем на основе гармоничного сочетания искусственных и естественных компонентов [18, с. 940].

Таким образом, в рамках единой Генеральной (отраслевой) схемы согласно основным направлениям

народнохозяйственного развития Байкальского региона, к началу 1970-х гг. были разработаны предложения по рекреационному освоению, составлены схемы планировки зон отдыха, а также спроектирована первая зона массового отдыха и международного туризма в юго-западной части района оз.Байкал - крупный ту-ристско-курортный комплекс в системе байкальского государственного природного парка.

Следует отметить тот факт, что за период с 1972 по 1982 г. общее число туристов, посетивших Иркутскую область, возросло в 3 раза [7]. Однако высокие показатели турпотока связаны с тем, что пятилетний план 1965-1970 гг. был самым удачным за послевоенное время по темпам экономического роста (Коваленко, 2008: 46). Тем не менее, в начале 1980-х гг. туристский сектор в Иркутской области был развит недостаточно. Основной причиной этого была плохо развитая сеть предприятий и объектов приема и обслуживания туристов, также несовершенная организация территорий туристских баз. Из-за слаборазвитой системы снабжения и связи на Байкале недостаточное развитие получили маршруты всесоюзной категории. [18, с. 57]. Все это позволяет сделать вывод о несоответствии уровня комфорта предъявляемым требованиям приема и обслуживания туристов [7].

В этот же период, начиная с 1960-х гг., во многих странах-членах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) отмечена тенденция к установлению более тесного сотрудничества между органами, ответственными за развитие туризма, и органами, занимающимися региональным или общехозяйственным планированием [17, С. 36]. Эффективным государственным методом на пути создания специальной отрасли туризма, ориентированной на экспорт высококачественного и конкурентоспособного туристского продукта, было среднесрочное планирование развития сферы туризма в сочетании с формированием особых экономических зон туристско-рекреационной направленности при оказании всемерной государственной поддержки и льготного налогообложения для резидентов в целях стимулирования ускоренного развития и формирования курортов. Так, в Испании и Турции начиная с 1960-х гг. последовательно были приняты не менее восьми (в каждой стране) специальных 3-х и 5-летних планов развития туризма с четким определением стратегических целей и приоритетов по каждому конкретному плану. Все это привело к тому, что в конце 1980-х гг. туризм в ряде стран ОЭСР превратился в высококонкурентоспособную отрасль экономики с развитой основной и сопутствующей инфраструктурой. Соответственно, во многих странах, еще с середины прошлого столетия последовательное и плановое государственное регулирование туристской деятельности являлось важной частью государственной политики и предметом пристального внимания правительства [10, с. 164].

Попытки применить аналогичные инструменты планирования туристской сферы были предприняты в Советском Союзе. Так, в период 1981-1983 гг. согласно постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 31 октября 1980 г. «О дальнейшем разви-

тии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране» были разработаны перспективные схемы развития туризма в республиках, краях и областях. Разработка проводилась исходя из «Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1980-1985 гг. и на период до 1990 г.», решений ЦК КПСС и Правительства, профсоюзов и на основе методических указаний, инструкций государственных плановых органов [7]. Таким образом, накопленный опыт прогнозирования позволил подойти к определению перспектив развития туристско-экскурсионной отрасли, а также учесть территориальные схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства и схемы районных планировок [15, с. 2627].

Основные направления развития туристско-экскурсионной отрасли в первой половине 1980-х гг. были связаны с комплексным решением следующих задач:

• оптимизация развития и расширения материально-технической базы туризма и экскурсий;

• развитие видов и форм туристско-экскурсионного обслуживания, включая самодеятельный туризм;

• совершенствование территориальной организации туризма и экскурсий в соответствии с комплексом природоохранных мероприятий;

• совершенствование системы управления и правовых основ туристско-экскурсионного обслуживания;

• создание системы информационного обеспечения, рекламы и пропаганды туризма и экскурсий;

• развитие системы кадрового обеспечения, подготовки и повышения квалификации работников туризма.

Задача оптимизации развития и расширения материально-технической базы туризма и экскурсий оставалась важным средством сокращения разрыва между спросом и предложением на туристско-экскурсионные услуги. В обозначенный период, согласно данным Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям ЦСТЭ ВЦСПС, спрос на туристско-экскурсионное обслуживание удовлетворялся на 20-30%. При этом, наряду с задачами увеличения вместимости туристских учреждений, на всех уровнях стали актуальными вопросы совершенствования и реконструкции существующей базы размещения [15, с. 28-29]. Так, например, с целью более эффективного освоения туристских ресурсов в Иркутской области были выделены три основные зоны, каждая из которых представляла сочетание познавательных, спортивно- оздоровительных и предназначенных для отдыха зон [7]. Проектное предложение областного уровня предусматривало комплексное решение следующих задач:

1) создание удобной функционально-планировочной организации туризма;

2) дальнейшее освоение зон, используемых в туристских целях, и расширение географии туризма;

3) расширение существующих объектов размещения и обслуживания туристов с целью повышения рентабельности;

4) реконструкция существующей материальной базы в соответствии с требованиями.

Таким образом, проектное предложение было разработано с учетом уровня развития туристского сектора в Иркутской области и полностью соответствовало основным направлениям развития туристско-экскурсионной отрасли в стране.

Следующим этапом разработки комплексных программ развития туризма и отдыха на региональном уровне стал перспективный план, разработанный в соответствии с постановлением № 434 от 13 апреля 1987 г. «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна оз.Байкал в 1987 - 1995 гг.». В рамках главной цели концепции была сформулирована задача создания функционально-планировочной и организационной структуры рекреации, наиболее полно отвечающей требованиям охраны природы и обеспечивающей все условия для полноценного и содержательного туризма и отдыха при необходимом минимуме капитальных затрат и максимальной социально- экономической эффективности [3]. Создаваемая на расчетный срок рекреационная сеть должна была стать переходным этапом к более совершенной рекреационной системе будущего. Поэтому одной из основных общеметодических задач региональной разработки явилось обеспечение пропорционального, взаимообусловленного соотношения ближайших (на расчетный срок) и перспективных (на обозримую перспективу) задач проектирования [15, с. 51]. По техническим условиям Байкальский регион отличался рядом особенностей: удаленность региона от районов концентрации населения и основных центров страны, где формировались основные потоки отдыхающих; резко выраженная сезонность; сложные местные условия строительства, вызывающие его удорожание. Указанные факторы привели к тому, что экономическая эффективность капитальных вложений в сферу туризма, санаторно- курортного лечения и отдыха в регионе при обычной структуре потока и системе действующих цен не могла быть настолько высокой, чтобы обеспечить окупаемость всех капитальных затрат в нормативные сроки. Вследствие этого, в дополнение к разработанному варианту, был предложен комплекс мер, среди которых: увеличение доли потока иностранных туристов, принятие системы цен на рекреационные услуги в соответствии с капитальными затратами [3].

Следует отметить, что одна из обозначенных комплексных мер, связанная с увеличением въездного турпотока в регион, была основана на факте роста прибытий в СССР иностранных туристов. Развитие иностранного туризма в СССР в 1985-1986 гг. проходило в условиях начавшейся в стране перестройки и провозглашения курса на ускорение социально-экономического прогресса. В ноябре 1986 г. на заседании коллегии Госкоминтуриста СССР был одобрен Комплексный план развития иностранного туризма в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке в XII

пятилетке и на период 2000 г. [2]. Программа увеличения туристского потенциала охватывала все части Советского Союза, при этом предусматривалось не только строительство новых объектов размещения, но и создание туристской инфраструктуры, разработки новых программ , например, программы совершенствования организации обслуживания иностранных туристов в СССР с учетом зарубежной практики [5]. Рост въездного турпотока в СССР продолжился до конца 1980-х гг., а самое большое число иностранных туристов было зафиксировано в 1989 г.

Следующие плановые документы национального уровня «Перспективная схема развития туризма в СССР на период с 1986 по 2005 гг.» и «Схема развития и размещения объектов туризма в РСФСР» носили ведомственный характер, не имели четких приоритетов и в силу изменения политической ситуации не были реализованы [10, с. 164]. Таким образом, эффективные инструменты туристского планирования в советский период не были осуществлены, что в значительной мере определило сложившийся к началу 1990-х гг. существенный разрыв и отставание России от многих стран по уровню и качеству туристской инфраструктуры и самого туристского продукта.

С конца 1991 г., в связи с распадом СССР и преобразованием социально- экономического и политического строя России, доминирующей тенденцией развития национального туризма стал переход от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию [11, с. 70]. Сфера туризма формировалась, прежде всего, как сфера предпринимательской деятельности [14, с. 122]. Была нарушена воспроизводственная структура национального туризма в пользу выездного и в ущерб внутреннему и въездному туризму. Так, в процентном соотношении доля внутреннего потока Иркутской области в 1988 г. составила 43%, а в 1995 г. - 14%, тогда как доля выезда за границу возросла соответственно с 5% до 33% [6]. Средневзвешенный коэффициент интенсивности туризма в России в период 1992-2000 гг. составил 2,42%, тогда как к 1989 г. интенсивность туризма в СССР достигла 81%. Соответственно, политическая и экономическая нестабильность в России, а также несовершенство используемых экономических механизмов привели к резкому сокращению туристских потоков, и, несмотря на создание большого количества туристских фирм, доходы от туризма в стране не увеличивались [11, с. 73]. Туризм скорее поддерживал развитие инфраструктуры, нежели являлся основным генератором местной экономики [23, с. 8].

При сложившихся обстоятельствах необходимым условием успешного развития сферы туризма и путешествий в России стало долгосрочное планирование на федеральном уровне. Еще в 1995 г. был одобрен проект развития туризма в России, в котором было подробно рассмотрено положение туристической отрасли в стране и ее место в экономике, определены области, требующие поддержки государства, а также предложена законодательная база для развития и управления современной конкурентоспособной отраслью туризма, аналогичная принятым в ряде других

стран. На основании этого проекта правительством был подготовлен план стратегического развития национального туризма «Развитие туризма в Российской Федерации», который представлял собой основу для государственного регулирования туристической активности, а также обозначал основные направления развития отрасли [29].

Планирование туризма было традиционно сфокусировано на территориальном районировании, застройке инфраструктуры; строительных нормах и правилах; концентрации турпотока; культурной, исторической и природной туристской привлекательности; инфраструктурной обеспеченности, включая подъездные пути и канализационную систему. Однако в 1990-е гг. планирование туризма учитывало не только вопросы охраны окружающей среды и социо-культурные вопросы, но и необходимость стимулирования экономического развития на местном, региональном и федеральном уровнях [24, с. 12]. В Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177, была заложена Концепция ООН- ВТО устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов. В рамках этой программы была предусмотрена разработка Генеральной схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории РФ. Так, целью подпрограммы областного уровня «Развитие индустрии туризма Иркутской области на период 1998-2001 гг.» стало создание условий устойчивого развития туристского сектора, и увеличения объемов въездного и внутреннего туризма в Иркутскую область на 3-7% [4].

Устойчивое развитие туризма в 1990-2000-е гг. требует новых и эффективных стратегий, где значимую роль играют экономические механизмы [26, с. 134]. Соответственно, важной задачей планирования туризма является интегрирование всей сферы туризма в социально- экономическое развитие региона [21, с. 22]. Россия - страна с исторически сложившейся социальной и экономической дифференциацией, которая предопределяет: во-первых, различные возможности для экономического развития российских регионов; во-вторых, сегментную экономико-правовую среду, например, варьирование множества основных политических, социальных и юридических норм, регулирующих экономическую и политическую деятельность определенного региона [27, с. 172]. Парламент создает государственные нормы, устанавливая и поддерживая ведомственную структуру для реализации политики, разрабатывая и осуществляя стратегии развития и оценивая полученные результаты [28, с.417]. Таким образом, стратегическое планирование является одним из современных инструментов территориального управления социально-экономической деятельностью общества. Основной проблемой эффективности подобного планирования является несоответствие поставленных задач возможностям местного самоуправления ввиду того, что сложные процессы становления и осуществления регулирующих функций на местном уровне, уже получившие свое

развитие в странах со сложившейся рыночной экономикой, в нашей стране только постигаются.

В планировании развития туристского сектора региона особое значение приобретает создание итогового документа - плана развития. На практике планы развития туристского сектора представлены региональными, целевыми, комплексными программами развития на определенный период времени по регионам [9, с. 182]. К началу 1990-х для Байкальского региона была разработана Генеральная концепция развития производительных сил, подготовлена Комплексная схема охраны природы. Однако указанные документы носили рекомендательный характер и не были увязаны с действующим порядком планирования, соответственно, не рассматривались как планы построения организационной системы [19, с. 21]. Тем не менее, причины, препятствующие внедрению, могли быть устранены еще на стадии самого планирования вследствие учета ряда факторов, например, социально-экономических, социокультурных, природоохранных и других мероприятий, связанных с туристским сектором. Таким образом, интегрированное планирование расценивается как необходимое [20, с. 310].

В течение 1995-2002 гг. в Иркутской области и Республике Бурятия выполнялся ряд программ, предусматривающих развитие сферы туризма. Характерные особенности процесса развития туризма, определившиеся после ввода в действие программ развития туризма и курортов, а также новые тенденции учтены в Концепции, разработанной на основе анализа развития туризма за 1995-2002 гг. Необходимость разработки Концепции была обусловлена изменениями, происходящими на внешнем и внутреннем рынках туризма, увеличением роли туризма в экономике и социальной сфере, развитием межрегионального и международного сотрудничества, потребностью внедрения современных технологий организации туристского процесса, а также увеличением воздействия туризма на экологический комплекс оз.Байкал и на сопредельные территории. В своих основных положениях Концепция согласуется с основными положениями Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г., а также с данными научных исследований, содержащимися в ряде документов международных туристских организаций, определяющих перспективы развития международного туризма в XXI веке. Целью Концепции было достижение устойчивого развития туризма в условиях рыночной экономики и определение основных направлений развития туристской отрасли на период до 2010 г. Концепция была направлена на создание социально-экономических и организационно-правовых условий для планомерного формирования современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса в условиях участка мирового природного наследия ЮНЕСКО. Программные мероприятия включали основные направления государственной политики в области туризма, среди которых: нормативно-правовая область, регулирование туристической деятельности, эффективное использо-

вание существующей материально-технической базы туризма. Однако выполнение программ было недостаточно эффективным по причине их неполного финансирования. Отдельные программные задачи выполнялись за счет временно привлеченных источников, в том числе средств фондов-спонсоров [12].

С 2002 по 2005 г. в России реализовывалась Концепция развития туризма, одобренная распоряжением правительства РФ от 11 июля 2002 г. №954-р, которая выполнила основные задачи, обозначенные Планом мероприятий [16, с. 3]. За принятым в 2005 г. решением правительства о создании особых экономических зон (ОЭЗ) для диверсификации экономики в 2006 последовал ряд законов об ОЭЗ для туризма и отдыха [29]. Цель создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа (ТРТ) связана с российскими приоритетами в части интеграции России в мировые туристские рынки на основе повышения конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного продукта и их перевода на инновационный путь развития. Для достижения поставленной цели правительством определены две стратегические задачи: во-первых, создание конкурентного на мировом рынке туристского продукта; во-вторых, обеспечение условий для его продвижения на основе развитой инфраструктуры и государственно-частного партнерства (ОЭЗ ТРТ) [13].

Развитие ОЭЗ ТРТ является одним из ключевых приоритетов развития Байкальского региона. В пределах региона были созданы две ОЭЗ ТРТ - «Ворота Байкала» в Иркутской области и «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» в Иркутской области рассматривается как высокоэффективная точка экономического роста, катализатор развития туристского бизнеса Иркутской области. Однако к настоящему времени в Иркутской области не созданы условия для начала строительства объектов инфраструктуры и туристской индустрии ОЭЗ ТРТ: зона находится на этапе разработки концепций развития и определения размещения ее участков. ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» в Республике Бурятия является ее стратегическим проектом. В августе 2010 г. была представлена концепция развития участков «Гора Бычья» и «Бухта Безымянная» ОЭЗ ТРТ, получившая одобрение экспертного совета по ОЭЗ ТРТ в сентябре 2010 г. В настоящее время в туристической зоне «Байкальская гавань» работают 9 компаний-инвесторов, по количеству превышающих состав резидентов в других ОЭЗ ТРТ, созданных в России [8, с. 10-16].

Таким образом, ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия развивается более быстрыми темпами, чем в Иркутской области, и находится на этапе строительства объектов инфраструктуры. Более того, ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» явилась катализатором комплексно-

го освоения рекреационного потенциала Республики Бурятия. Опыт развития ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия может быть использован при развитии ОЭЗ ТРТ в Иркутской области. Скоординированная деятельность регионов по реализации проектов создания ОЭЗ ТРТ будет способствовать созданию привлекательного комплексного турпродукта, который увеличит интерес туристов к Байкальскому региону и даст возможность более равномерно распределить рекреационную нагрузку.

Таким образом, проанализировав исследуемые материалы, можно сделать ряд выводов:

1) государственная политика в сфере туристско-рекреационной деятельности в рамках программ долгосрочного планирования осуществлялась последовательно и планомерно;

2) реализация принципов размещения производства туристско-экскурсионных услуг отражала приоритетные задачи основных направлений народнохозяйственного развития страны и региона;

3) основы политики рационального использования и сохранения природных богатств были заложены во второй половине 1960-х гг.;

4) к началу 1970-х гг. региональные схемы развития рекреации и туризма были переориентированы с количественного увеличения определенных учреждений на качественно новые формы организации и планировочно-регионального построения рекреационной сети ;

5) уровень развития отрасли прямо пропорционален степени политической и экономической нестабильности в стране;

6) одной из причин отставания туристической отрасли на протяжении 1990-х гг. и в начале текущего десятилетия было то, что правительство не рассматривало отрасль как приоритетную;

7) планирование регионального туризма на современном этапе необходимо развивать с точки зрения комплексности с ориентацией на устойчивое развитие;

8) основными причинами, оказывающими негативное влияние на развитие рекреационного комплекса Байкальского региона, являются несформирован-ность эффективного механизма управления развитием, а также недостаточная государственная поддержка развития финансирования действующих программ;

9) темпы развития ОЭЗ ТРТ в РФ во многом будут зависеть от того, насколько концепция, разработанная в 2007-2010 гг., соответствует реальным региональным особенностям и насколько успешным будет взаимодействие всех заинтересованных в реализации проекта сторон: федерального центра, регионов, бизнеса.

Библиографический список

1. Генеральный план туристско-курортного поселка Лиственничное. Эскизный проект (1970 г.) // Архив службы архитектуры Иркутской области, инв. № 14986, 155 л.

2. Комплексный план развития иностранного туризма в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке на 1986-1990 гг. и 2000 г. // ГАРФ, Ф. Р-9612, Оп.3, Д.1871, Л.1.

3. Перспективный план (генсхема) развития туризма и отдыха в Байкальском регионе. Концепция развития туризма и отдыха в Байкальском регионе (1987 г.) // Архив службы архитектуры Иркутской области, шифр 87-3367/3, 47 л.

4. Подпрограмма «Развитие индустрии туризма Иркутской обл. на период 1998-2001 гг.»: приложение к Постановлению Губернатора Ирк. Обл. от 15.07.1998 №464-П, 10 л.

5. Справки об итогах развития иностранного туризма в СССР за 1985-1986 гг. и перспективах его развития на 1987 г. // ГАРФ, Ф. Р- 9612, Оп. 3, Д.1888, Л.6.

6. Предложения по программе развития туризма в Иркутской области: разработка, 1996, 10 л.

7. Схема перспективного развития туризма в Иркутской области. // Архив службы архитектуры Иркутской области, шифр 3862, инв. № 1467, 1983 г. Том I. 230 л.

8. Абалаков А.Д., Панкеева Н.С. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа России: современный этап развития // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Науки о Земле. 2010. Т.3, №2. С. 3-18.

9. Бекасова О.С. Туристский сектор экономики региона: планирование и мониторинг развития // Экономические науки. 2009. №10. С.182-186.

10. Долженко Г.П., Путрик Ю.С. История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации: 1996 г. - современность: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, М.; Ростов н/Д: МарТ, 2010. 301 с.

11. История российского туризма: Материалы монографии // Вестник НАТ. 2009. № 4(12). С. 70- 82.

12. Концепция развития туризма на период до 2010 г.: утв. постановлением правительства Респ. Бурятия от 29 июля 2003 г. № 241 [Электронный ресурс] // Министерство экономики РБ: официальный сайт. URL:

http://economy.buryatia.ru/attached_documents/kt_pprb241.htm. html (дата обращения: 10.05.2010).

13. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа [Электронный ресурс] // Байкал: сайт Прибайкальской центральной межпоселенческой библиотеки. URL: http://www.az-kozin.narod.ru/zone/zona.jpg (дата обращения: 13.03. 2010).

14. Путрик Ю.С. Очерк истории развития и становления системы государственного регулирования сферы туризма в Российской Федерации на рубеже веков (приоритеты и результаты государственной политики РФ в сфере туризма) // Изв. Алтайского гос. ун-та. 2007. №4 (2). С.121-125.

15. Рекреационная география СССР (аспекты развития и размещения): сб. ст. / отв.ред. Ю.С. Путрик М.: МФГО СССР, 1983. С. 3-51.

16. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. // М.: Федеральное агентство по туризму, 2008.

17. Туризм и региональное развитие в капиталистических странах / гл. ред. Н.А. Утенков. М.: 1970. 36 с.

18. Хромов Ю.Б., Клюшин В.А. Организация зон отдыха и туризма на побережье Байкала: Метод исследований и проектирование. М.: Стройиздат, 1976. 133с.

19. Шестаков С.С., Якобсон Б.Б. Организация программного управления ресурсопользованием на региональном уровне. // Взаимодействие социально-экономического развития и охраны природы Байкальского региона: сб. ст. Новоси-бирск,1990. С.17-29.

20. Baud-Bovy New concepts in planning for tourism and recreation/ Baud-Bovy // Tourism Management. 1982. № 3(4). P.308-313.

21. Gunn A.C. Tourism planning: basics, concepts, cases / A.C. Gunn and T. Var.- New York: Routledge, 2002. P. 3-51.

22. Hall C. M. Tourism planning: policies, processes and relationships / C.M. Hall.- 2nd ed.-Essex: Pearson Education, 2008. P.163-165.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Hall C.M. Progress in Tourism Management: From the geography of tourism to geographies of tourism - A review / C.M. Hall and S.J. Page // Tourism Management.- 2009. - №30 (1). P. 3-16.

24. Hall C.M. The Politics of Decision Making and Top-Down Planning: Darling Harbour, Sydney / C.M. Hall // Tourism Management in Cities: Policy, Process and Practice // eds. D. Tyler, M. Robertson and Y. Guerrier. - Chichester: John Wiley and Sons, 1998. P. 9-24.

25. Hjalager A. A review of innovation research in tourism / A. Hjalager // Tourism Management. - 2010. - №31. - P. 1-12.

26. Logar I. Sustainable tourism management in Crikvenica, Croatia: An assessment of policy instruments / I. Logar // Tourism Management. 2010. №31. P.125-135.

27. Sablin K. S. Developmental Subjects and Developmental Institutions of the Russian Economy (Federal and Regional Levels)/ K. S. Sablin // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences.- 2010. - №2(3).- P.169-179.

28. Stepanetsa E. P. Policy Analysis: Re-thinking Innovation Policy in Times of the Global Financial Crisis / E. P. Stepanetsa and A. A. Khasinb // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2009. - №3 (2). - P.415-428.

29. The Russian Federation. The Impact of Travel & Tourism on jobs and the economy [On-line resource] // World Tra-vel&Tourism Council, 2006. - URL: http://www.wttc.org (access mode: 01.03. 2010).

ГАРФ- Государственный архив Российской Федерации

УДК (075.8) 371

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ НАУЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

О.А.Колмакова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Публикация посвящена вопросу о языковой специфике научного англоязычного текста. Определены схожие и отличительные черты устного научного выступления и письменного доклада. Обоснована необходимость формирования у студентов неязыковых вузов знаний о лингвистических различиях письменного доклада и устной формы его реализации. Табл.2. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: научный текст; доклад; выступление; языковые средства.

1Колмакова Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, тел.: (3952) 405297, e-mail: [email protected]

Kolmakova Olga, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Humanitarian Specialities, tel.: (3952) 405297, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.