Научная статья на тему 'Эволюция франчайзинга'

Эволюция франчайзинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
894
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Удальцова Н. С.

Развитие предпринимательства в России предполагает поиск новых форм организации бизнеса. Одной из самых перспективных форм бизнеса является франчайзинг. В статье кратко изложена история развития франчайзинга. Приведены основные понятия и характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция франчайзинга»

щего, что «... будущее - за образованием и научно-технической составляющей». Более того, он считает и, на наш взгляд, совершенно справедливо, что новое общество будет «обществом комплексных, социально-ориентированных объединений, основанных на интеллектуальной деятельности, тесно интегрированной с учебным процессом» [2].

Результаты рассмотренного инновационного подхода, активно внедряемого в НКИ, являются тому подтверждением. Этот подход позволяет нашим выпускникам соответствовать современным требованиям, которые предъявляет бизнес к высшему образованию. Эффективная коммуникация с представителями бизнеса в немалой степени способствует решению и вопросов кадрового обеспечения потребительского рынка, так как выпускники четко ориентированы на решение конкретных проблем своего региона.

Таким образом, сформированные к настоящему времени основы механизма стратегического партнерства в сфере координации развития потребительского рынка дают определенные преимущества и власти, и ВУЗу, и бизнесу: НКИ реализует инновационный подход в обучении специалистов сферы услуг, власть же и бизнес получают результаты научных исследований, позволяющих принимать экономически обоснованные управленческие решения по координации развития потребительского рынка.

Список литературы:

1. Крамарев А. Разработка стратегии построения эффективной системы координации потребительского рынка // Налоги. - 2008. - № 3.

2. Виханский О. HOMO economicus должен умереть //Эксперт. - 2009. - № 17.

ЭВОЛЮЦИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА © Удальцова Н.С.*

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск

Развитие предпринимательства в России предполагает поиск новых форм организации бизнеса. Одной из самых перспективных форм бизнеса является франчайзинг. В статье кратко изложена история развития франчайзинга. Приведены основные понятия и характеристики.

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг, поскольку любая франчайзинговая система строится исклю-

* Преподаватель кафедры «Экономика и управление производством».

чительно на успешном бизнесе. Кроме того, франчайзинг позволяет объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

Франчайзинг - это способ организации бизнеса, при котором одна компания (франчайзер) передает другой независимой компании или индивидуальному предпринимателю (франчайзи) право вести бизнес используя имя и образ франчайзера.

Франчайзер - это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Она предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на рынке на заранее оговоренных условиях от своего имени и под своей торговой маркой. Во франчайзинговой системе франчайзер всегда один.

Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени и под его торговой маркой. В одной франчайзинговой системе франчайзи несколько.

В качестве объекта франчайзинга может выступать: продукт (изделие, имеющее материальную форму); услуга; производственный процесс; бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий).

Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков, основу которых составляют:

1. первоначальная единовременная оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет франчайзи право: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия;

2. регулярные, обязательные, платежи (роялти) франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с содержанием и развитием фран-чайзинговой системы.

Кроме того, предусмотрены отчисления в централизованный рекламный фонд и дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг.

Большинство экономистов сходятся во мнение, что система франчайзинга возникла в XVIII в. в британской системе так называемых «связанных домов». Суть ее сводилась к следующему - с введением в стране ограничений на продажу пива лицензия на нее выдавалась только лицам, реализующим пиво лишь на постоялых дворах. Владельцы постоялых дворов, получив лицензию на продажу пива, должны были содержать свои постоялые дворы в соответствии с требованиями властей. Система «связанных домов», доказав свою эффективность как коммерческий механизм, существует до сих пор.

Примерно в тот же период в несколько иной форме франчайзинг нашел применение при организации системы продажи и обслуживания швейных машин Зингера. Основателя всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» И. Зингера считают родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 г., фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, согласно которому им передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории США.

В то время фирма Зингера имела массовое серийное производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. Это и послужило причиной создания франчайзинговой системы, предоставляющей финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи осуществлять послепродажное обслуживание товара.

Франчайзинг испытал настоящий подъём в 1898 г., когда компания «Дженерал моторс» начала привлекать независимые дилерские фирмы для сбыта своих автомобилей на закрепленной за ними территории.

В 20-х годах прошлого века в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать торговую марку фирмы и при этом сохранять свою независимость.

После экономического кризиса 1930 г. в США франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер - франчайзи товары и услуги, начал видоизменяться только в 50-х годах прошлого века.

Можно сказать, что в процессе своей эволюции современный франчайзинг прошел через два основных этапа:

1. этап традиционного франчайзинга, который ознаменован использованием франчайзинга в следующих трех отраслях: - продажа автомобилей и бытовой техники. В качестве примера можно примера можно привести уже упомянутые фирмы «Singer» и «Дженерал моторс»;

- розлив и продажа прохладительных напитков. Пионером в данной области является компания Coca-Cola, которая практикует франчайзинг с 1886 г., за ней следуют Pepsi-Cola и другие аналогичные предприятия;

- реализация нефтепродуктов.

2. этап франчайзинга бизнес формата - Business format franchising -характеризуется тем, что сделки франчайзинга начинают регламентироваться ассоциациями франчайзинга различных стран. Этот период начинается в 50-е годы в США и в 60-е - в Европе. На русский язык этот термин можно перевести как комплексный франчайзинг. Многие характеризуют данную форму как франчайзинг второго поколения.

В последние десятилетия не только американские, но и европейские, и азиатские франчайзеры интенсивно развивают собственные франшизные сети за пределами своих государств. Среди основных предпосылок такой экспансии выделяют следующие:

- во-первых, франчайзинг получил признание как несложный, доступный способ организации бизнеса в зарубежных странах;

- во-вторых, иностранные товары и услуги, благодаря, в частности, рекламе, становятся хорошо известными и за пределами страны происхождения, благодаря чему мы имеем практически готовый рынок для их реализации;

- в-третьих, международный франчайзинг несет экономическое развитие странам третьего мира и бывшим странам с государственной экономикой.

Происходит выход франчайзинга за пределы традиционных областей его применения. Отношения франчайзинга теперь стали возможны при любой форме собственности франчайзера: частной, муниципальной, государственной и др., обязательным условием является лишь способность франчайзера обеспечить франчайзи необходимым набором франшизных услуг. Это повлечет диверсификацию франчайзинга и обогащение его методов.

На сегодняшний день различают несколько разновидностей франчайзинга.

В соответствии с возможностями и намерениями франчайзи (стоимостью франшизы) различают: личный (индивидуальный) франчайзинг, деловой франчайзинг и инвестиционный франчайзинг.

Личный франчайзинг типичен для индивидуальных лиц, единолично создающих небольшое предприятие по продаже товаров и оказанию услуг. Затраты на приобретение франшизы и ведение бизнеса в данном случае невысоки, но и доходы, как правило, бывают очень скромными.

Деловой франчайзинг - это более существенное и дорогостоящее предприятие (как правило, семейное) по продаже товаров или оказанию услуг с использованием специального помещения. Надо заметить, что поступ-

ления от такого франшизного бизнеса должны быть гораздо выше, чем от личного франчайзинга.

Инвестиционная франшиза приобретается коммерческой организацией, стремящейся к получению долгосрочных, а не просто регулярных доходов.

С нашей точки зрения, более правильно классифицировать франчайзинг согласно характеру производственно-технологических и юридических взаимоотношений между франчайзером и франчайзи. Согласно данному признаку выделяют три разновидности франчайзинга: сервисный, распределительный (торговый) и производственный.

Сервисный франчайзинг представляет собой договор, согласно которому франчайзи, действуя в соответствии с указаниями франчйзера, предоставляет услуги под фирменным наименованием франчайзера.

Производственный франчайзинг - это договор, по которому франчайзи, действуя в соответствии с указаниями франчайзера, сам изготавливает продукцию, которую в последствии реализует под торговой маркой франчайзера.

Торговый франчайзинг - это договор, по которому франчайзи ограничивается реализацией продукции франчайзера под его торговой маркой.

Наибольшее распространение получили торговый и сервисный, которые достаточно часто применяются комбинированно, поскольку продажа изделий, особенно технически сложных, требует послепродажного их обслуживания.

Производственный франчайзинг применяется гораздо реже и представляет собой несколько обособленную форму франчайзинга. Связано это, в первую очередь, с тем, что франчайзи при такой форме взаимоотношений не является промежуточным звеном между производителем и потребителем, а сам - полноценный изготовитель продукции.

Нужно отметить способность франчайзинга к быстрому распространению, которую можно объяснить гибкостью и пластичностью франчайзинга, способностью приспосабливаться к различной предпринимательской и правовой среде, к меняющимся условиям рынка и рыночной конъюнктуры.

В то же время франчайзинг как система организации и развития малого бизнеса в России представлена весьма слабо, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки.

Среди основных проблем сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно выделить:

- экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России сформировались лишь частично (нестабильность развития экономики, сложность кредитования и т.д.);

- организационно-правовые проблемы, связанные с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России;

- социально-психологические проблемы, и в первую очередь, это проблемы образования, информированности представителей ма-

лого бизнеса в сфере франчайзинга, а также традиционное для нашей страны неуважение к интеллектуальной собственности.

Все эти проблемы нельзя решать изолированно, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Для широкого распространения франчайзинга в нашей стране необходимо создать определенные условия.

Список литературы.

1. Кольцова Л.Н. Франчайзинг в России эпохи экономических перемен // Справочник экономиста. - 2009. - № 6. - С. 21-26.

2. Лебедев И.В. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность. - СПб.: Вектор, 2006. - 160 с.

3. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.

4. Филина Ф.Н. Франчайзинг: правовые основы деятельности / Ф.Н. Филина. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. - 192 с.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

© Федоренко М.Ю.*

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск

В данной статье автор рассказывает о том, как организация эффективного документооборота влияет на повышение конкурентоспособности организации и каковы преимущества электронного документооборота над бумажным.

Современное общество зачастую называют информационным, так как в настоящее время информация стала одним из важнейших ресурсов. Особенно велика роль информации в процессе управления. Можно сказать, что без информации управление не возможно.

Любая организация независимо от вида деятельности представляет собой совокупность взаимодействующих элементов (сотрудников и подразделений), которые связаны между собой функционально (выполняют отдельные виды работ в рамках единого бизнес-процесса) и информационно (обмениваются документами, устными распоряжениями и т.д.).

Документирование информации, ее поиск, обработка, хранение передача требуют значительных финансовых, материальных, трудовых ресурсов и времени. Поэтому организация качественной работы с документами,

* Студент кафедры Документоведения и всеобщей истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.