Научная статья на тему 'Франчайзинг в России'

Франчайзинг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2723
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибгатуллин Р. Т.

Изучение развития франчайзинга в России крайне актуально, поскольку данное направление предпринимательской деятельности получает все большую популярность в среде предпринимателей, как достаточно привлекательный и вполне надежный способ ведения бизнеса. Данная работа посвящена изучению франчайзинга в России, его развития, структуре предприятий, перспектив, а также проблем развития данного направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг в России»

Подводя общий итог, необходимо отметить, что проблемы, сдерживающие развитие зернового хозяйства, в первую очередь необходимо решать с помощью приоритетной политики государства в данной области, определения масштаба и системы мер государственной поддержки сельского хозяйства вообще и зернового в частности.

Список литературы:

1. Жученко А.А. Ресурсный потенциал производства зерна в России / А.А. Жученко - М.: Агрорус, 2004.

2. Кадыров М.А. О земледелии, селекции и рациональном хозяйствовании / М.А. Кадыров. - М.: Неси, 2001.

3. Зерновое хозяйство России: рост без развития [Электронный ресурс] // Финансовая аналитика. - 2012. - Режим доступа: www.finanal.ru/004/zer-novoe-khozyaistvo-rossii-rost-bez-razvitiya.

4. Международная статистика производства пшеницы [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. - 2012. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/International_wheat_production_statistics.

5. Рынок зерновых в России и СНГ. Текущая ситуация и перспективы экспорта на 2011/12 год [Электронный ресурс] // Исследовательская компания ID-Marketing. - 2011. - Режим доступа: http://id-marketing.ru/producti-on/rinok-zerna-2011.

6. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России [Электронный ресурс] / Росстат. - 2011. - Режим доступа: www.gks.ru/ bgd/regl/b 11 _3 8/Main. htm

7. Страна поломанных тракторов [Электронный ресурс] // Ежедневная общероссийская газета «Новые известия». - 2010. - Режим доступа: www.new-izv.ru/economics/2010-11 -29/137150-strana-polomannyh-traktorov.html.

ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ

© Сибгатуллин Р.Т.*

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Изучение развития франчайзинга в России крайне актуально, поскольку данное направление предпринимательской деятельности получает все большую популярность в среде предпринимателей, как достаточно привлекательный и вполне надежный способ ведения бизнеса.

Данная работа посвящена изучению франчайзинга в России, его развития, структуре предприятий, перспектив, а также проблем развития данного направления деятельности.

* Студент кафедры Математических методов, статистики и информационных технологий в экономике.

Прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.

Современный франчайзинг испытал настоящий подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство.

В 1920-х годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер - франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 50-х годах прошлого века.

В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании McDonald's, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald's System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса [1].

Мировой опыт франчайзинга насчитывает более 100 лет. В России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1993 году. С 1995 по 1999 г., в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год. С 2000 по 2001 год, за 2 года - количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год - появилось 29 новых франшиз. На рис. 1 представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2009 год [2].

Следует иметь в виду, что данные, приведенные на рис. 1, носят оценочный характер, так как статистика франчайзинга никем не ведется. Данные, приводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса. Однако при-

ходится констатировать, что достоверных статистических данных о точном количестве существующих в России франшизных систем получить нельзя. Это связано с тем, что, развивая собственные франчайзинговые сети, многие компании никак не заявляют о себе, отказываясь оформлять отношения с франчази с помощью единого договора франчайзинга и заменяя его рядом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной франшизной системы). Это является немаловажным отличием российского франчайзинга от общепринятой практики. Так, по одним подсчетам число франчай-зинговых компаний составляет порядка тысячи, по другим - 300-600. По оценкам Торгово-промышленной палаты России, количество реально действующих франшиз не превышает 150, из них успешны не более сорока [5]. По мнению президента Российской Ассоциации развития франчайзинга А. Майлера, количество франшиз в России не превышает 500. Характер кривой, представленной на графике, говорит, что увеличение количество франшиз в России происходит с некоторым ускорением год от года. По-видимому, это связано с большим объемом ненасыщенного рынка торговли и сферы обслуживания, в особенности в регионах [2].

/

г

0

ins 'см !м? ism ни гоос хю< аоег гхз ¡оо* not гос* »с? ш гас«

ими

Рис. 1. Оценка количества франшизных систем в России нарастающим итогом [2]

В настоящее время больше половины российских франчайзинговых систем можно отнести к небольшим (по классификации журнала Economist к таковым относятся системы с менее чем 30 точками). 28 % франшиз принадлежат крупным предприятиям, насчитывающим более 100 операторов. В целом наблюдается тенденция к укрупнению франчайзинговых систем. На рис. 2 представлена диаграмма отраслевой структуры распространения франчайзинга в России [3, 4].

□ розничная торговля

3%2% 1%

■ питание

7%

□ бытовое

46%

обслуживание □ развлечения,

11%

путешествия и спорт ■ обслуживание

бизнеса И учебные центры

■ охрана здоровья

Рис. 2. Диаграмма отраслевой структуры распространения франчайзинга в России

В России можно выделить восемь основных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг На рис.2. можно видеть, что из представленных восьми основных видов деятельности безусловным лидером является торговля, которая занимает 46 % рынка франчайзинга, 22 % рынка занимает общественное питание, затем идут бытовое обслуживание (11 %), сфера развлечений, путешествий и спорта (7 %). Увеличивающуюся нишу рынка занимает обслуживание бизнеса (уборка офисных и производственных помещений, заправка картриджей, бухгалтерское обслуживание и др.)

Как видно из рис. 2, в России практически не развит франчайзинг в производственной сфере, а наибольшей популярностью пользуется в розничной торговле и питании. Популярность товарного франчайзинга объясняется тем, что обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара, а франчайзеры часто не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров. За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Sbarro», «Subway», «Xerox» и др.

После вступления России в ВТО прогнозируется постепенное изменение национально-отраслевой структуры: если первыми на российский рынок проникли франчайзеры из быстро осваиваемых отраслей (общественное питание, торговля), возможно, впоследствии можно будет говорить о более дорогостоящих разновидностях франчайзинга (производственный, в сфере услуг).

Особенностью франчайзинга в России является его неравномерное распространение по территории страны. На начало 2010 года можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе

неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.

Для региона присутствие крупных франчайзеров крайне выгодно как по чисто экономическим причинам (создание значительного числа рабочих мест, вовлечение более широких слоев населения в современные экономические процессы, развитие в регионе третичного сектора экономики), так и на более широком уровне (постепенное нивелирование степени экономического развития между регионом и центром, качественные преобразования в развитии региона в целом, особенно в части инфраструктуры услуг, товаров и работ).

Таким образом, перспективы развития франчайзинга в России положительны, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Следует отметить, что именно в крупных странах с большим количеством регионов, разбросанных на большие расстояния, франчайзинг с его системой регионального развития, основанной на так называемых «мастерских» франшизах, получил огромную популярность.

Отечественная теория и практика франчайзинга позволяет выделить факторы, сдерживающие развитие франчайзинга в России, которые можно классифицировать по причинам их возникновения:

- экономические факторы (нестабильность развития экономики; отсутствие у большинства предпринимателей необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему; сложность получения кредитов для создания франчайзингового предприятия и др.);

- организационно-правовые факторы (отсутствие правового обеспечения франчайзинга в России);

- социально-психологические факторы (отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы -франчайзера и франчайзи; отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности; боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и другие) [5, 6].

Нераспространенность франчайзинга в России объясняется крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, то есть слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинго-вых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве фран-чайзи. Развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга -российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законода-

тельная база. В США только на федеральном уроне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.

Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Стимулируя развитие франчайзинговых сетей, с одной стороны, и контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики, с другой стороны, государство может значительно ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства в России.

Список литературы:

1. Франчайзинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://тдаЫре-dia.org/wiki/ %Б0 %А4 %С1 %80 %00 %В0 %00 %ВБ %С1 %87 %00 %В0 %00 %В9 %00 %В7 %Б0 %В8 %00 %ВБ %00 %В3.

2. Майлер А. Актуальные мировые тенденции франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pmoney.ru/txt.asp?sec=1550&id= 1798874&pg=2.

3. Виленский А.Е. Управление развитием сетевых франчайзинговых организаций в сфере сервиса: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. -СПб., 2009. - 17 с.

4. Качканов В. П. Система франчайзинг в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Российский экономический интернет-журнал. -Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2006/Kachkanov.pdf.

5. Устюжанин А.А. Франчайзинг в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2009. - № 4 (6). - С. 14-21.

6. Есютина А.А., Карпова Е.В. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2008. - 424 с.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ

© Сильницкий И.С.*

Московский государственный университет приборостроения и информатики,

г. Москва

В статье рассматриваются особенности наукоемкого производства, которые в силу значимости последнего в современном экономическом развитии обусловливают необходимость формирования определенных механизмов управления предприятием.

* Ведущий лаборант кафедры «Экономические информационные системы.», аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.