бумаг - жилищных сертификатов. Если допустить 2 - 3 перепродажи сертификата, то годовой оборот составит сотни миллиардов рублей. Но главное, на мой взгляд, состоит в том, что с помощью более широкого и рационального применения общинных механизмов в жилищной сфере можно заметно уменьшить необязательные, «коррозионные» потери совокупного общественного продукта. И уже только за счет этого получить хорошую прибавку. А мультипликативный эффект поднимет на новый уровень качество жизни.
Список литературы
1. Росстат / Официальная статистика / Рынок труда, занятость и зарплата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/wages/ (дата обращения: 27.01.2016).
2. Росстат / Официальная статистика / Цены / Цены на рынке жилья. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.I"u/wps/wcm/connect/шsstat_main/шsstat/ш/s tatistics/tariffs/ (дата обращения: 27.01.2016).
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И НА МИРОВОМ РЫНКЕ Самофалова А.С.
Самофалова Анастасия Сергеевна - магистрант, факультет экономики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Волгоград
Аннотация: в данной работе анализируется структура деятельности организаций, применяющих в работе договор франчайзинга, рассмотрена динамика развития франчайзинга в России. Также рассмотрены особенности развития франчайзинга на мировом рынке. Сформированы выводы о тенденциях развития франшиз по отраслям.
Ключевые слова: франчайзинг, компании, риски, мировой рынок, развитие, отрасль, коммерческая концессия.
В современных реалиях, в период экономической нестабильности существуют барьеры для входа на рынок субъектам малого предпринимательства. Высокие издержки на открытие и затраты на функционирование организации, рост цен, падение спроса на продукцию во многих отраслях все это увеличивает риски получения убытка и неплатежеспособности предприятия. Франчайзинг, как форма взаимодействия между двумя субъектами, помогает открывающимся предприятиям сократить издержки на создание бренда, разработку дизайна компании. Наибольшую популярность франчайзинг имеет в западных странах, в России данная форма сотрудничества находится в стадии своего развития. Согласно данным Национального агентства финансовых исследований 2% предприятий ведут франчайзинговый бизнес и 17% хотели бы работать по такой схеме [5].
Международный франчайзинг занимает прочные позиции практически во всех странах. Количество франчайзеров и соответственно франчайзинговых сетей растет высокими темпами. По состоянию на 2015 г. франчайзинг успешно развивается в более чем 80 странах. Ниже представлен рисунок, иллюстрирующий степень распространения франчайзинга на мировом рынке.
и Европа
6%
12%
и Азия
^ Северная Америка
и Латинская Америка
У Австралия и Океания
У Африка
Рис. 1. Доля франчайзинговых компаний на мировом рынке
Как видно из рисунка лидерами по количеству франчайзеров является США и Китай. Относительно недавно франчайзинг начал покорять азиатские страны. Как и для России для азиатского рынка характерным является быстрый возврат инвестиций при небольшом капиталовложении для открытия локальных сетей. Поэтому столь популярным для России и азиатских стран являются сети быстрого питания. В 2016 г. около 30% франшиз являются иностранного происхождения и 20% из них общественного питания [1]. К примеру, в Китае 90% франшиз национальных, около 40% из которых, приходится на фаст-фуд [3].
Американский франчайзинг по прежнему обладает лидирующими позициями на мировом рынке как по количеству компаний 855 тыс. ед., так и объемам произведенной продукции в общей долее ВВП (850 млрд долл.). Более 70% франшиз, приобретаемые организациями, приходятся на сферу услуг. При этом особенностью американского франчайзинга является экспансия торговых марок в другие страны.
Лидером европейского франчайзинга является Франция. Благодаря высокой репутации в сфере моды и красоты франшизы в области продажи косметики и одежды активно развиваются в самой стране и экспортируются за рубеж.
В России франчайзинг нашел свое отражение в договоре коммерческой концессии и прописан в ст. 1027 - 1040 ГК РФ. Особенностью российского франчайзинга является многообразие форм договоров, по которым сотрудничают предприятия.
Нужно сказать, что франчайзинг в Росси находится на стадии своего развития. Ежегодно наблюдается прирост количества компаний, работающих в схеме договора концессии. На рисунке 2 изображена динамика франчайзинга с 2008 по 2014 с прогнозом на 2025 год по версии Российской Ассоциации Франчайзеров.
Рис. 2 Динамика развития франчайзинга в России
По данным рисунка мы видим, что наблюдается стабильный прирост компаний франчайзи. Это обусловлено развитием рыночных отношений в нашей стране, законодательным закреплением франчайзинга, ростом предложения со стороны компаний франчайзеров. Для того чтобы понимать особенности развития франчайзинга по отраслям, необходимо провести анализ структуры долей по сферам деятельности [3].
Рис. 3. Динамика развития франчайзинга по отраслям
По данным таблицы можно сказать, что львиную долю франчайзинга в России занимает розничная торговля. По мере развития других отраслей, а также влияния внешних факторов происходит сокращение доли «ритейла». Валютный кризис 2014 г. однозначно сыграл свою роль и повлиял на изменение структуры. При этом больший удар приняли на себя предприятия, занимающиеся продажей одежды. Многим иностранным компаниям, работающим в сфере модной индустрии, пришлось уйти с российского рынка. Так, например, это произошло с компанией ВКЕЛЛЯО,
52
компанией, выпускающей модную итальянскую одежду. Многим российским франчайзи пришлось расторгнуть договора со своими франчайзерами из-за того, что бизнес стал нерентабельным [6]. Для франчайзи возросли издержки, в частности, затраты на арендную плату, упала выручка, вследствие сокращения спора цен на продукцию, которая возросла в цене. Предложение на рынке франчайзинга в сфере розничной торговли пестрит изобилием. Для того чтобы понять какая ситуация сложилась на рынке, можно проанализировать карточки франшиз наиболее популярных компаний франчайзеров.
Таблица 1. Сравнительная таблица карт франчайзеров в сфере розничной торговли
Название Адамас Красный куб Пятерочка Бегемотик Том тэйлор Лове репаблик Инсити Ив Роше Ср. знач.
Корпоративные точки 244 135 6000 90 2 115 233 47 6866
Франшизные точки 12 58 100 670 67 30 91 270 1298
Сумма инвестиций ^т-max) млн руб. 12-17 6,3-6,6 8-22 1-9 6-10 4-6 1,8-3 3-4 7,4
Срок окупаемости мес. 18-24 24-36 36 6 9-12 8-24 12-36 12-36 20,9
Роялти 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Паушальный взнос, тыс. руб. 0 70 240 117 0 0 0 0 53,4
Маркетинговый фонд (% от выручки) 1 0 0 0 2 0 0 0 0,38
Среднее значение корпоративных точек франчайзеров в 5 раз превосходит количество розничных магазинов франчайзи. При этом наибольший перевес в сети торговли продуктами питания «Пятерочка». Данное отклонение связано с огромной конкуренцией среди сетей универсамов и соответственно высокими рисками низкой рентабельности.
Для многих магазинов одежды отсутствуют паушальные сборы, роялти, взносы в маркетинговый фонд до периода окупаемости.
В сфере услуг также происходят изменения. Появляются новые франшизы в сфере дополнительного образования, прохождение обучающих курсов в разных отраслях деятельности, открываются франшизные агентства недвижимости («Этажи»). Но достаточного распространения это бизнес не получил. В таблице № 2 представлен ассортимент популярных франшиз в сфере услуг.
Таблица 2. Сравнительная таблица карт франчайзера в сфере услуг
Название Инвитро О Билайн ТонусКлуб АЗС Лукой Эгажи АМД Лаборатории Крошка ру Ср. знач.
Корпоратив ные точки 279 15 1468 1 210 9 33 1 2016
Франшизные точки 437 232 1980 150 60 48 23 52 2982
Сумма инвестиций (тш-тах), млн руб. 0,85-5 0,52,5 0,1-2 2,2-9 15-20 0,7-4 1,5-2,5 0,3-3,5 4,7
Срок окупаемости, мес. 6-24 24-36 12-24 6-12 36-48 12-18 12-24 18-24 20
Роялти, % 0 5 0 0 0 4 0 3 1,6
Паушальный взнос, тыс. руб. 150-700 60 0 437 256-469 0 570 760 231,8
Маркетинго вый фонд (% от выручки) 0 0 0 0 0 1 0 0 0,1
По данным таблицы можно сказать, что количество корпоративных и франшизных точек приблизительно одинаковое. Инвестиций открытие организации сферы услуг в среднем меньше на 3 млн., чем на открытие магазина. Сроки окупаемости практически сравнивают свои значения. В сфере услуг активно используется различные оплаты за «аренду» бренда.
В сфере общественного питания произошли изменения в сторону увеличения доли потребления со стороны покупателей. Кризисные явления привели к росту цен на продукты питания, соответственно возрос удельный вес расходов потребителей на приобретение продуктов питания. Изменились бизнес - модели предприятий франчайзи в послекризисный период, возникла необходимость переоценки франшиз. Общей тенденцией компаний стало создание форматов «на вынос», «с собой» [2].
Таблица 3. Сравнительная таблица карт франчайзера в сфере общественного питания
Название Баскин Роббинс Шоколадница Килфиш Бургер Клаб Макдональдс Сабвей Стардогс 33 Пингвина Ср. знач.
Корпоратив ные точки 10 393 11 6 597 0 14 50 1081
Франшизные точки 300 85 79 44 13 630 850 1220 2001
Сумма инвестиций (min-max), млн руб. 2-3 6 -16 2,8 -5,9 3 -3,5 55 4 -8 0,351,5 0,6910 11,2
Срок окупаемости, мес. 12-24 2436 12-14 10-14 1236 18-24 5-12 9-12 17
Роялти 0% 7% 6% 2% 5 8% 3% 0% 3,87
Паушальный взнос, тыс. ру6. 860 2500 600 0 2000 4000 0 370 1291
Маркетинге вый фонд (% от выручки) 0 0 2 0 4,5 3 1 0 1,3
В сфере общественного питания количество франшизных точек превосходит количество собственных точек в 2 раза. Связано это с тем, что требуются довольно крупные инвестиции. Открытие ресторана обходится дороже открытия магазина на 4 млн руб. Также паушальные взносы, проценты роялти и маркетингового фонда больше, нежели чем в других сферах. Но есть и преимущества у франчайзи сферы питания, они в меньшие сроки окупают свой бизнес.
Вышеуказанные особенности функционирования системы франчайзинга в современной России можно объяснить рядом факторов, которые тормозят развитие франчайзинга на российском рынке. Основным таким фактором является отсутствие правовой базы, большими рисками у предпринимателей, в связи с кризисными явлениями. Преодоление названных неблагоприятных факторов позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране.
Список литературы
1. Рынок быстрого питания в 2016 г. FranchisingINFO.ru портал для бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://franchisinginfo.ru/statya/805/rynok-bystrogo-pitaniya-2016-godu/ (дата обращения: 17.02.2017).
2. Зубарева И. Как под копирку. Российская газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/15/rinki.html 15.12.2015/ (дата обращения:15.02.2017).
3. Львовская О. Мировая карта франчайзинга: руководство к действию. [Электронный ресурс]. Аналитический центр НАФИ. Режим доступа: http://nacfin.ru/mirovaya-karta-franchajzinga-rukovodstvo-k-dejstviyu/ 16.09.2016/ (дата обращения: 17.02.2017).
4. Шутько О.М. [Текст] Международный франчайзинг современные тенденции и мировой опыт.// Шутько О.М. Економiчний вюник ушверситету | Випуск № 26/1.
5. Имаева Г. Франчайзинг в России: молодой да удалой. [Электронный ресурс]. Аналитический центр НАФИ. Режим доступа: http://nacfin.ru/franchajzing-v-rossii-molodoj-da-udaloj/ 16.04.2015/ (дата обращения: 17.02.2017).
6. Франшизы-2015. Структура рынка изменилась под влиянием кризиса. [Электронный ресурс]. Портал СИА. Режим доступа: http://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=300075 6.04.205/ (дата обращения: 17.02.2017).
ИНСПЕКТИРОВАНИЕ БАНКОВ В АСПЕКТЕ ДИСТАНЦИОННОГО НАДЗОРА (РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
Соколов В.С.
Соколов Василий Сергеевич - студент, кафедра теории кредита и финансового менеджмента, экономический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопроса дистанционного надзора и инспектирования банков в Республике Беларусь. Актуальность темы исследования связана с проблемами упрочнения и усовершенствования банковской системы, которая должна всегда быть в центре внимания общества и государства. Это связано, прежде всего, с тем, что от их результативного решения зависит не только положение всего банковского сектора, его способность выполнять присущие ему исключительные функции, но и устойчивость, и безопасность финансовой системы страны в целом. Важным условием успешной работы банковской системы рыночного типа является ее управление со стороны государства. Ключевые слова: банковская сфера, дистанционный надзор, инспектирование банков.
Инспектирование банков - это вид (метод) банковского надзора, предусматривающий проверку деятельности банков и их филиалов в порядке надзора непосредственно на местах с целью определения реального финансового состояния банков и оценки рисков, присущих банковской деятельности. Дистанционный надзор - это вид (метод) банковского надзора, основанный на ежедневном мониторинге финансового состояния коммерческих банков, анализа отчетностей, предоставляемых ими в Центральный банк, в целях выявления их проблем на ранней стадии.
Для того чтобы улучшить качество обслуживания клиентов, банку необходимо разрабатывать альтернативные каналы продаж, а также вести постоянную работу, направленную на расширение диапазона услуг в аппаратах самообслуживания и банкоматах. На развитие товаров и услуг в условиях современного рынка значительное влияние оказывает эффективное выполнение сотрудниками их производственных функций [1, с. 80].
Рост потребностей реального сектора экономики и оздоровление инвестиционного климата в стране позволяют расширить спектр и объемы операций на рынке кредитования. Организации заинтересованы в расширении своих финансовых возможностей, а банки в свою очередь заинтересованы в укреплении своего положения посредством взаимодействия с производственным капиталом. Организация финансово-кредитного обслуживания компаний различных форм собственности играет все большую роль в развитии хозяйствующих структур. А само развитие процесса кредитования связано с изменяющимися потребностями хозяйствующих структур [3, с. 62].