Научная статья на тему 'Возникновение и развитие франчайзинга'

Возникновение и развитие франчайзинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1819
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ / ФРАНЧАЙЗИНГ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гатин Р.С., Сагдеева Г.С.

В статье рассмотрены понятие франчайзинг, объекты интеллектуальной собственности как результат творческой деятельности создаваемые с целью получения прибыли, история возникновения франчайзинга и развитие его в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие франчайзинга»

24_Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #8 (53), 2018

УДК 339.9(470)_

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА

Гатин Р. С.

Магистрант, кафедра машинины и аппараты химических производств, НХТИ, г.Нижнекамск, РФ

Сагдеева Г. С.

к.п.н., доцент каф. ТФНТ, НХТИ, г.Нижнекамск, РФ

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены понятие франчайзинг, объекты интеллектуальной собственности как результат творческой деятельности создаваемые с целью получения прибыли, история возникновения франчайзинга и развитие его в мире.

Ключевые слова: коммерциализация, возникновение, франчайзинг, развитие.

Коммерциализация интеллектуальной собственности - это реализация результатов научно-технической деятельности, закрепленных в виде объектов интеллектуальной собственности, с целью получения прибыли.

Можно выделить три основные схемы коммерциализации результатов интеллектуальной собственности (ИС):

• передача прав на объект ИС;

• создание совместного производства;

• выход на рынок через внедрения результатов ИС в производство (создание малого инновационного предприятия «под проект»).

Основными формами коммерциализации результатов ИС являются: заключение лицензионных договоров; франчайзинг; лизинг; инжиниринг; промышленная кооперация и передача технологий в рамках совместных предприятий; техническая помощь. Также с целью получения дохода могут передаваться ноу-хау (незапатентованный результат н-т деятельности, охраняемый режимом коммерческой тайны), кроме того, реклама и продвижение такого специфического товара как ИС имеют свои особенности (потребители товара - не физ. лица, люди, а институциональные образования - промышленные предприятия, науч. организации и т.п.) и оказывают непосредственное влияние на успешность процесса коммерциализации.

Ряд историков и экономистов утверждают, что франчайзинг обязан своим появлением... испанской королеве Изабелле I Кастильской, которая в середине 15-го века предоставила Христофору Колумбу «франшизу» на развитие торговли с Новым миром. Конечно, такие предположения не имеют под собой никакой научной основы. Если говорить современным языком, то королева Изабелла скорее оказался спонсорскую помощь Колумбу, который умело воспользовался разладом в монаршей семье.

Это система договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными фирмами, при которой последние получают право на использование технологии производства, продажи товара или услуги известной фирмы, а также право пользования известным товарным знаком.

Выделяют четыре типа франчайзинга:

• франчайзинг производства - фирма-фран-шисер (продавец франшизы) обладает патентом на

продукцию, сама его производит, а фирма-франши-сатор продает эту продукцию по фирменной технологии;

• франчайзинг распределения или продвижения - фирма-франшисер обладает только фирменной технологией продаж товара, а сами товары закупаются у других поставщиков. Франшисатор покупает и использует технологию торговли и связи по поставкам товара (используется только в торговле);

• франчайзинг услуг - франшисер продает технологию оказания услуги;

• промышленный франчайзинг - франшисер продает как технологию производства, так и технологию продаж. Франшисатор производит и продает по закупленным технологиям[1;298].

Система франчайзинга берет свое начало в Соединенных Штатах Америке конца 19 - начала 20 века. Первым франчайзером считается Исаак Мер-рит Зингер (Isaak Zinger) - основатель всемирно известной компании, выпускавшей швейное оборудование и занимавшейся его обслуживанием В 1851 году Зингер совместно со своим партнером Эдвардом Кларком (Edward Clark) организовал «Объединение швейных машин». Входившие в это объединение коммерческие предприятия получали право реализовывать продукцию под торговой маркой Zinger. Таким образом, Зингер получил неоспоримое преимущество перед тремя другими крупнейшими производителями швейных машин и смог значительно увеличить прибыль своей компании.

Опыт Зингера оказался весьма удачным, и через несколько десятилетий его идеей воспользовалась компания «Дженерал моторс» (GeneralMotors), которая в 1898 году предложила своим партнерам дилерство. У автопроизводителя не было средств для развития собственной розничной сети, поэтому компания обратилась за помощью к региональным посредникам и не прогадала. Продажей автомобилей от «Дженерал Моторс» занимались не только специализированные фирмы, но даже велосипедные магазины. Затем франчайзинговую систему дилеров начали внедрять другие автопроизводители, включая Генри Форда (HenryFord). И все же бизнес-модели, предложенные Зингером и «Дженерал моторс», не являются франчайзингом в чистом виде. Привычный нам формат тиражирования успешного бизнеса возник лишь в 20-х годах

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (53), 2018 прошлого века, когда оптовые поставщики стали предлагать независимым розничным точкам продавать свои товары под своей торговой маркой. Стремительное развитие американской экономики и увеличение потребности населения в товарах массового потребления заставляли производителей создавать дистрибьюторские сети. Во время Великой депрессии, охватившей США в 30-х годах, идеей франчайзинга охотно воспользовались нефтеперерабатывающие компании. В результате этого появились сетевые автозаправочные станции, которые принадлежали независимым предпринимателям, но работали под брендом известной нефтяной компании.

После войны франчайзинговая модель стала особенно популярной в гостинично-ресторанной индустрии. Началось все с интереса продавца мульти-миксеров Рэя Крока (RayKroc) к маленькому ресторану быстрого питания, расположенного в Сан-Бернардино. Предприимчивый Крок разглядел в таком кафе отличные возможности для продажи своих миксеров и приобрел у его владельцев - братьев Макдональдов лицензию на право открытия собственных заведений общественного питания такого же формата и с таким же названием. В 1955 году он открыл ресторан McDonald's в городке Дес-Плейнз (штат Иллинойс) и начал продажу франшизы на открытие кафе под своей торговой маркой во всех других штатах.

С этого момента «франчайзинговая лихорадка» охватила Америку. Буквально за несколько десятилетий практически во всех отраслях появилось огромное количество мелких и средних компаний, которые работали по франшизе. По разным данным, уже к 1970-му году объем продаж фран-чайзинговых предприятий достиг 27 % от общего объема розничных продаж в США. Это составляло более $100 млрд., а через двадцать лет объем рынка увеличился в 7 раз! В 80-х годах 20 века крупные американские корпорации начали сокращать менеджеров среднего звена в попытке оптимизировать

_25

свои расходы. В это, казалось бы, непростое время, франчайзинговая система получила второе рождение. Бывшие управленцы хотели открыть собственный бизнес, но при этом стремились минимизировать риски, которые неизбежны при освоении нового направления «с нуля». Покупка франшизы стала для них оптимальным вариантом, так как предполагал работу на себя, но с определенной поддержкой со стороны франчайзи.

История франчайзинга (в том виде, в каком мы знаем его сейчас) насчитывает немногим более века. За несколько десятилетий он стал одним из наиболее популярных способов начала собственного бизнеса. Однако, заниматься развитием франшизы не так-то и легко. Стоит отметить, что развитие франшизы - это тот этап, через который в свое время проходили практически все успешные на сегодняшний день франчайзи. А потому шансы молодого предпринимателя на успех будут значительно выше, если в своих поступках он будет ориентироваться на практический опыт других людей. Они помогут им повысить уровень своей компетенции, а также развить навыки принятия быстрых и правильных решений в трудных ситуациях. Они объяснят, что именно следует сделать для того, чтобы повысить собственную конкурентоспособность.

Список использованной литературы:

1 Карпухина С.И. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение. Учебник / Карпухина С.И. - М.: Международные отношения, 2004. -400 а

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kupi-franshizu.ru/stati/3481-im-lovin-it-istoriya-stanovleniYa-franshizy..html

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.openbusiness.ru/encyclopedia-of-franchising/franchising/istoriya-poyavleшya-i-razvitiya-sistemy-franchayzinga-v-mire/

© Р.С. Гатин, 2018

УДК 332.025.13_

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА И МОНИТОРИНГ ФАКТОРОВ, КОТОРЫЕ ЕЙ УГРОЖАЮТ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ

КРЫМ

Дененберг Юлия Михайловна

аспирант

Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского, Симферополь Симферополь, Россия (295000, Проспект Вернадского, 4)

Denenberg Y.M.

Crimean Federal University, Simferopol Simferopol, Russia (295000, avenue of Vernadsky, 4)

АННОТАЦИЯ

Экономическая безопасность в настоящее время имеет огромное значение и является сложной информационной системой с множеством подконтрольных отделов. Для постоянного поддержания состояние экономической безопасности или финансовой защищенности необходим мониторинг угроз. В данной статье раскрывается многогранность экономической безопасности Республики Крым, отличия региональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.