Научная статья на тему 'Эволюция форм культурных универсалий в XXI В. (на примере бинарной оппозиции «Свой-чужой»)'

Эволюция форм культурных универсалий в XXI В. (на примере бинарной оппозиции «Свой-чужой») Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
96
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ "СВОЙ-ЧУЖОЙ" / THE BINARY OPPOSITION "THE-ANOTHER" / СОЦИАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / GLOBALIZATION / NATIONALISM / OPPOSITION / SOCIAL CULTURAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Травникова Елизавета Григорьевна

Статья рассматривает вопрос проявления культурных универсалий на примере бинарной оппозиции «свой-чужой» в современных тенденциях развития мировых культурных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF FORMS OF CULTURAL UNIVERSALS IN THE XXI CENTURY AT THE EXAMPLE OF BINARY OPPOSITIONS "THE-ANOTHER"

The article examines the question of forms of cultural universals at the example of binary opposition "the-another" the modern trends in the development of global cultural processes.

Текст научной работы на тему «Эволюция форм культурных универсалий в XXI В. (на примере бинарной оппозиции «Свой-чужой»)»

ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ КУЛЬТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ В XXI В. (НА ПРИМЕРЕ БИНАРНОЙ ОППОЗИЦИИ «СВОЙ-ЧУЖОЙ»)

Травникова Елизавета Григорьевна

аспирант, АПРИКТ (Академия переподготовки работников искусства,

культуры и туризма), РФ, г. Москва E-mail: grass31 @mail.ru

THE EVOLUTION OF FORMS OF CULTURAL UNIVERSALS IN THE XXI

CENTURY AT THE EXAMPLE OF BINARY OPPOSITIONS "THEANOTHER"

Travnikova Elizaveta

postgraduate, Academy of Retraining in Arts Culture and Tourism, Russia Moscow

АННОТАЦИЯ

Статья рассматривает вопрос проявления культурных универсалий на примере бинарной оппозиции «свой-чужой» в современных тенденциях развития мировых культурных процессов.

ABSTRACT

The article examines the question of forms of cultural universals at the example of binary opposition "the-another" — the modern trends in the development of global cultural processes.

Ключевые слова: бинарная оппозиция «свой-чужой»; социальность культуры; глобализация; национализм; противодействие.

Keywords: the binary opposition "the-another"; social cultural; globalization; nationalism; opposition.

Существует масса феноменов, которые пронизывают человеческое сознание на протяжении многих веков и переходят из одной эпохи в другую, являя собой неизменный контекст хода истории. В большей степени такие феномены относятся к сфере психологии, этики и в полной мере заполняют культуру.

В связи с этим интересно посмотреть, как трансформируется их проявление в ходе истории и культурного развития.

К таким феноменам следует отнести бинарные оппозиции, через которые человечество и сегодня выстраивает свою деятельность: «добро-зло», «свой-чужой», «мы-они» и многие другие. Зачастую на противопоставлении крайностей общество основывает систему своих норм поведения и ценностей, вырабатывает свои традиции. В этом смысле современная эпоха не так уж далеко ушла от Средних веков или Древнего мира, скажем так, поменялись декорации и информационные возможности, но контекст остался прежним. Основа этого контекста такова, что люди воспринимают окружающий мир и выстраивают свои отношения с ним со своей точки зрения, с позиции близости к собственным убеждениям и верованиям.

Исследователь Дж.П. Мердок, рассуждая о культуре как таковой, выделил семь фундаментальных черт, которые отражают её свойства и методы восприятия: социальность, идеационность, адаптивность, интегративность, передача культуры через научение, воспитание, нацеленность культуры на удовлетворение духовных и эмоциональных потребностей индивида и социума [1, с. 49—57]. Среди этих черт нам важно обязательное качество культуры — её социальность. Люди создают социум, основываясь на единстве интересов, традиций и других факторов, но именно по наличию или отсутствию подобного единства социум либо принимает новых членов, либо выступает против. В случае с большими обществами или государствами внутренний принцип остаётся прежним, а внешними причинами для объединения выступают такие явления как политическая или экономическая выгода.

Рассмотрим подробнее. В различные исторические эпохи, в различных культурах люди чётко разграничивали «своё-чужое», прежде всего, по принципу родственной, территориальной, религиозной принадлежности. Яркие иллюстрации нам предоставляют исторические события, такие как: столкновение эллинского мира с миром варваров, крестовые походы, религиозные войны и т. д. Хороший иллюстративный материал даёт фольклор и эпические произведения, которые представляют собой зеркало культурных процессов того или иного социума. Если обратиться к фольклорному

материалу, то на примере сказок, мы увидим то, как чётко разделяется пространство на своё и чужое, как аккуратно ведут себя персонажи, стремясь сохранить незыблемость «своего» мира и как через определённые ритуалы они вступают в пределы «чужого».

Во всех случаях просматривается явное стремление подчинить неизвестное — «чужое», которое отличается от привычного и понятного «своего», оградить себя, тем самым убрать подсознательное ощущение угрозы, исходящее от этого неизвестного. Вероятно, кто-то возразит, что для перечисленных выше примеров было огромное количество различных причин: политические, экономические, религиозные. Безусловно, это так, но именно наличие подсознательного страха перед «непонятным» толкает людей на противопоставление и конфронтацию.

Основные тенденции развития культуры в XXI в. достались от богатого событиями XX в. Двух полярная система мировой политики прошедшего столетия была результатом исторических и культурных процессов, воплотившихся в глобальных событиях. Так, падение одних империй и формирование новых, их противостояние, две мировые войны, послевоенное разделение мира — в полной мере отразили процесс передела мира (сфер влияния) и стали иллюстрацией оппозиции «свой-чужой». Послевоенное деление стран на военно-экономические блоки НАТО и ОВД демонстрировало приверженность одной из политических схем и полное отрицание другой.

Такое проявление «свой-чужой» основывалось на ряде факторов, основным из которых был идеологический (политический). Все остальные были логическим продолжением. Неприятие одной идеологической системы другой вело к разрастанию информационного и территориального поля конфликта, в которое попадали всё новые и новые участники.

В общей оценке ситуации сегодня, в мире противопоставляются две основные тенденции: глобализация и национализация. В данном противопоставлении мы видим одну из сторон проявления «своё-чужое». Это объясняется тем, что при активном развитии глобальных процессов в политике,

экономике, культуре, стремящихся к выработке общих форм культурного существования, которые были бы чем-то средним, одновременно близким к традициям основных участников процесса и при этом «чужим» для большинства, которое остаётся на периферии. На этом фоне происходит резкое обострение национальных и религиозных проявлений, иллюстрирующих желание сохранить собственную национальную и историческую идентичность. Ещё в начале XX в. П.Н. Милюков писал: «что хранителями национального самосознания являются группы, программа которых имеет целью сохранение остатков прошлого, тогда как выразителями общественного самосознания становятся другие группы, занятые преимущественно устройством лучшего будущего» [2, 3]. Разве не это же разделение на группы мы наблюдаем сегодня?

В наше время противостояние процессу глобализации вышло за рамки идеологических споров различных политических систем и воплотилось в реальные действия недовольных. Периодические выступления групп антиглобалистов в Европе, выступления против насаждения «демократии» в ряде развивающихся стран — иллюстрации того, что установление однообразия понятного всем показывает, что сохранение собственных традиций и национальных особенностей оказывается естественной потребностью многих национальных обществ, которые не хотят растворяться в общей массе.

Общая оценка дальнейшего развития противостояние глобализации и националистических тенденций сохранит главенство бинарной оппозиции «свой-чужой» в психологии не только отдельного человека, но в общества в целом. При сохранении давления одной системы на все остальные мы получаем иллюстрацию работы третьего закона Ньютона о том, что сила действия равна силе противодействия, а значит гарантию сохранения напряжённого сопротивления националистических обществ и государств процессу усреднения и поглощения ярких национальных проявлений.

Список литературы:

1. Мердок Дж. П. Фундаментальные характеристики культуры// Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб: «Университетская книга», 1997. — С. 49—57.

2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Часть третья. Национализм и общественное мнение. Вып. 1. СПб: Издание редакции журнала «Мир Божий». 1901. — 181 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.