Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ, ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ ВОЕННОЙ НАУКИ'

ЭВОЛЮЦИЯ, ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ ВОЕННОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / ИСТОРИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ВОЕННАЯ НАУКА / ПОСОБИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ, ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ ВОЕННОЙ НАУКИ»

противоречия своего времени, дать объяснение в соответствии с собственным мировоззрением дальнейших путей развития своей страны и человеческого общества. О Ратенау существует огромное количество литературы как у нас в стране, так и, безусловно, в Германии. Тем не менее историки продолжают обращаться к изучению жизни этого незаурядного и противоречивого человека, исследуют его научную, политическую и дипломатическую деятельность, спорят, ищут новые факты и аргументы. В рецензируемой книге Ратенау показан как идеолог и организатор военной промышленности Германии, как талантливый администратор, работа которого позволила империи продержаться четыре года, воюя почти со всем миром на территории врага. В производственной деятельности Ратенау происходило практическое воплощение процесса перехода к организованному капитализму. Он воплотил идею принудительного синдицирования, т.е. объединения промышленных предприятий, работающих под непосредственным контролем государственной власти. Деятельность Ратенау как организатора отдела сырья военного министерства создала ему репутацию творца и реформатора.

В заключение хотелось бы высказать два замечания, которые, конечно, носят дискуссионный характер. Не совсем убедительно, как нам кажется, стало выделение хронологических рамок переходного периода в истории Германии: 1914—1922гг. Утверждение автора, что Веймарская республика в период 1919—1922гг. отстояла свою способность «навести порядок внутри страны», кажется сомнительным.

В целом, монография Г.М.Садовой вносит существенный вклад в современную отечественную германистику.

* Садовая Г.М. Германия: от Кайзеровской империи к демократической республике (1914— 1922гг.): Монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. 273 с.

КИКНАДЗЕ Владимир Георгиевич —

заместитель начальника отдела Института военной истории МО РФ, капитан 2ранга,

кандидат военных наук (Москва)

ЭВОЛЮЦИЯ, ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ ВОЕННОЙ НАУКИ

Учёный, а также военный исследователь должны знать и понимать особенности науки как формы деятельности, природу и специфику естественно-научного, технического и гуманитарного знания. Это позволяет уяснить тесную связь науки с культурой и социальными трансформациями, адекватно осмысливать процессы социальной и военно-социальной действительности. С учётом этого будущие военные учёные — адъюнкты и соискатели, впрочем, как и их гражданские коллеги — аспиранты в ходе подготовки в системе послевузовского профессионального образования изучали и сдавали экзамен кандидатского минимума по философии. В начале 2000-х годов государственные стандарты системы подготовки научных кадров претерпели некоторые изменения, в частности философия была заменена историей и философией науки, предполагающей изучение истории и философии той отрасли науки, по которой готовятся

специалисты. Однако соответствующей учебно-методической литературы по истории и философии военной науки в Министерстве обороны Российской Федерации не оказалось. На разработку и издание таковой потребовались годы. В результате по заказу Главного управления кадров МО РФ была выпущена книга*, допущенная в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования по отрасли 20.00.00 — военные науки.

Учебное пособие состоит из двух частей: «Современные философские проблемы военной науки» и «Исторические этапы развития военной науки». Его авторы стремились понятно и относительно кратко истолковать главные проблемы философии военной науки на основе современного уровня их осмысления. И в целом достаточно квалифицированному авторскому коллективу, включающему в себя семь докторов философских наук, доктора военных наук и шесть кандидатов наук, решить эту задачу удалось.

Среди причин неоднозначности представлений о военной науке как о системе знаний авторы выделяют её становление на базе эмпирических военных знаний, отпочкование от универсальной в своё время философии и исторической науки, вмешательство в процесс развития научных знаний официальных взглядов, господствующих идеологий и других факторов, не всегда адекватных реальности. В силу этого военно-научное познание представляет собой специфический вид, существенно отличающийся от других видов познавательной деятельности. Поэтому применение общих положений философской методологии в развитии военно-научных знаний имеет свои особенности, которые отражаются в содержании и методах военно-научной познавательной деятельности. Освещению особенностей общефилософских положений (объекта, предмета, субъекта, методологии и логики познания; категорий «ценность», «жизнь», «время» и «пространство»; проблем истины, рациональности и интерпретации) в военно-научном познании, а также объяснению его специфических сфер (война, мир, армия, военная техника и воинская деятельность) авторы и посвятили первую часть труда.

Не менее значимой для военных исследователей представляется и вторая часть пособия, в которой раскрывается эволюция представлений о военной науке и излагаются современные взгляды на неё; показываются характер, механизм взаимосвязи и взаимодействия эмпиризма и теории, фундаментальной и прикладной частей военной науки на различных этапах её истории (военные знания Древнего Китая и античности; военные теории стран Западной Европы и России в Средние века и эпоху Возрождения; развитие зарубежной и отечественной военной мысли в Новое и Новейшее время), их связь с военной практикой.

По мнению авторов книги, история военной науки является убедительным свидетельством возникновения и развития любой науки под воздействием определённых социальных причин. Если обществу, стране, государству необходима та или иная наука, она обязательно возникнет. Потребность же в военных знаниях, в военной науке у общества появилась издревле, а на определённых стадиях его развития она то усиливалась, то ослабевала. Для разработки и совершенствования теории и практики военного дела, извлечения уроков из своего исторического прошлого в интересах будущего военную науку использует и развивает и Российская Федерация. Одна из существенных черт развития военной науки заключается в том, что наибольших успехов она достигала не только тогда, когда для этого был накоплен значительный военный опыт, но и в периоды, когда в обществе складывался наиболее благоприятный социально-политический, духовный и идеологический климат. В результате авторский коллектив пришёл к важному выводу, что в обществе необходимо создавать благоприятные условия не только для развития военной науки и военной теории в целом, но и для того, чтобы их достижения находили отражение в

военной доктрине государства, становились достоянием политического и военного руководства, военнослужащих и всех граждан страны.

Другой важный признак военной науки, отмеченный авторами книги, заключается в том, что она формируется и развивается в общем русле духовной жизни мирового сообщества, но под определяющим влиянием приоритетов конкретного государства. Следовательно, развитие отечественной военной науки немыслимо без учёта достижений разных школ и разных направлений, как отечественных, так и зарубежных, но при сохранении национальных особенностей.

Ещё одна значимая черта отечественной военной науки, на которую обращает внимание авторский коллектив учебного пособия, состоит в том, что её развитие происходит на основе осмысления всех известных в истории войн, и особенно тех, в которых участвовала наша страна. Например, войны, которые вели Российская империя и Советский Союз, обеспечили военной науке для её выводов и теоретических положений как позитивный, так и негативный базовый материал. Нередко в силу ряда обстоятельств либо недостаточно критично оценивалось значение военных побед, либо происходила недооценка военного опыта, связанного с крупными потерями и поражениями. В связи с этим военная наука может успешно развиваться только на основе диалектически понятого как положительного, так и отрицательного военного опыта, полученного во всех войнах. Поэтому в современных условиях необходимо продолжать изучение военного опыта прошлых лет, особенно важно критическое переосмысление уроков Второй мировой войны, а также исследование последних локальных войн и вооружённых конфликтов с их качественно иной материально-технической базой и иными социально-политическими и военно-стратегическими параметрами.

Для определения перспектив развития военной науки в России большое значение имеют также понимание механизма действия таких противоположных тенденций, как дифференциация знаний о войне и их интеграция. Не случайно, авторы отметили, что исторически развитие шло от нерасчленённых знаний о войне и армии к формированию отдельных теорий, наук (учебных дисциплин). Уже к концу XVШвека из военных знаний выделились как самостоятельные науки военная история и военная наука. Последняя стала включать в себя ряд теорий, учений фундаментального порядка, а также прикладные исследования о войне и армии. Во второй половине ХХвека явно различались философия и социология, общая теория войны, теории стратегии и тактики, строительства армии, обучения и воспитания личного состава. В этой связи непременным условием развития военной науки является эффективное, рациональное теоретико-метологическое решение вопроса об её объекте и предмете, структуре и функциях. По мнению авторов, это означает, что проблемы методологии, научного метода мышления, осмысления путей дальнейшего развития военной науки приобретают особую важность.

Особенно ценно то, что авторы убедительно показали неразрывную взаимосвязь философии военной науки как с её историей, так и с одной из её важнейших функций — прогнозированием развития всех аспектов военного дела. В результате читатель, ознакомившись во второй части книги с историческими этапами развития и современным состоянием отечественной военной науки, побуждается вновь обратиться к её сущности, философским и методологическим проблемам, освещённым в первой части пособия. И это опять-таки оправданно. Ведь достоверность прогнозирования и, следовательно, эффективность развития военной науки, военного строительства и повышения обороноспособности государства в целом зависят от степени зрелости науки, её методологии и методики, отношения к военной науке

государственного руководства и командования Вооруженных сил, её востребованности в обществе.

Остаётся надеяться, что осознание важности военной науки для формирования обоснованной военной политики государства и профессионализма Вооружённых сил станет неотъемлемой частью современного военного строительства России, а рецензируемый труд будет востребован не только как учебное пособие для адъюнктов и соискателей, но и как путеводитель в мире военно-научного познания для всех категорий руководящего и командного состава Российской армии.

* История и философия военной науки: Учеб. пособие / Под общ.ред.Б.И.Каверина и С.А.Тюшкевича. М.: Воениздат, 2007. 398с.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

НАВСТРЕЧУ ЮБИЛЕЮ ПОЛТАВСКОЙ БИТВЫ

Центральный штаб Международной акции-проекта «Мы - наследники Победы!», каждый из этапов которой посвящается памятным датам и выдающимся личностям в истории Советского Союза и России, с декабря 2006 года ведёт подготовку к празднованию 300-летия победы в Полтавской битве, которое состоится 10 июля 2009 года.

На заседаниях Центрального штаба, прошедших в Государственном историческом музее и Государственном музее современной истории России с участием представленных в нём международных, общероссийских и региональных некоммерческих организаций, федеральных государственных структур МИД РФ, Минкультуры РФ, Минобороны РФ, ФСБ РФ, а также представителей Беларуси и Украины были отработаны и направлены в адрес руководителей вышеупомянутых государств, Президента и Правительства Российской Федерации Предложения к Международной программе празднования 300-летия Полтавской битвы (2009 г.) и сражения при Лесной» (2008 год).

Центральный штаб также выступил инициатором встреч и консультаций в российских министерствах и ведомствах, белорусских и украинских органах власти, Посольстве Швеции, Посольстве России в Украине, в ходе которых уточнялись и согласовывались отдельные позиции вышеупомянутых предложений, вопросы касающиеся информационной и финансовой поддержки юбилеев, которые ежегодно отмечались в российском обществе, армии и на флоте.

В октябре 2008 года по инициативе Центрального штаба, поддержанной Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Могилёвской области прошли торжества по случаю 300-летия победы русских войск в сражении при деревне Лесной. В них наряду с представителями государственных структур России, Беларуси, Украины, Швеции, Польши, Латвии приняли участие руководители

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.