Научная статья на тему 'СОБОР РАТНОЙ СЛАВЫ РОССИИ'

СОБОР РАТНОЙ СЛАВЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Званцев П.М.

Многие святыни Санкт-Петербурга были возведены в память о славных исторических событиях, чаще всего в честь побед русского оружия. К числу таких храмов относится и церковь Св. Пантелеймона, построенная в честь побед при Гангуте и Гренгаме, церковь апостола Матвея, церковь Св. Александра Невского в Невском Свято-Троицком монастыре, Чесменская церковь, Казанский собор. Этот список можно продолжить, но уже названия этих храмов свидетельствуют о том, что в Санкт-Петербурге глубоко укоренилась традиция возводить храмы-памятники в честь великих военных побед. Сампсониевский собор является первым храмом-памятником, построенным в Санкт-Петербурге в честь подвига российского народа - Полтавской победы. Почти 300-летняя история первого в Петербурге храма-памятника воинской славы - Сампсониевского собора была весьма не простой. Причины забвения о нем в наши дни понятны: в 1938 году в соборе были прекращены церковные службы и, начиная с 1939 года, собор передавался различным музеям и учреждениям и в эти годы реставрационные и ремонтные работы не проводились. Возрождение уникального памятника началось лишь после его передачи Государственному музею-памятнику (ГМП) «Исаакиевский собор» в 1984 году. Это положило начало серьезным научным исследованиям по его истории. Проводимая сотрудниками ГМП «Исаакиевский собор» исследовательская работа раскрывает многие ранее неизвестные страницы истории этого замечательного храма-памятника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОБОР РАТНОЙ СЛАВЫ РОССИИ»

ф ПАМЯТНИКИ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Ж

СОБОР РАТНОЙ СЛАВЫ РОССИИ

Из истории Сампсониевского собора

в Санкт-Петербурге

Многие святыни Санкт-Петербурга были возведены в память о славных исторических событиях, чаще всего в честь побед русского оружия. К числу таких храмов относится и церковь Св. Пантелеймона, построенная в честь побед при Гангуте и Гренгаме, церковь апостола Матвея, церковь Св. Александра Невского в Невском Свято-Троицком монастыре, Чесменская церковь, Казанский собор.

Этот список можно продолжить, но уже названия этих храмов свидетельствуют о том, что в Санкт-Петербурге глубоко укоренилась традиция возводить храмы-памятники в честь великих военных побед. Сампсониевский собор является первым храмом-памятником, построенным в Санкт-Петербурге в честь подвига российского народа — Полтавской победы. Почти 300-летняя история первого в Петербурге храма-памятника воинской славы — Сампсониевского собора была весьма не простой. Причины забвения о нем в наши дни понятны: в 1938 году в соборе были прекращены церковные службы и, начиная с 1939 года, собор передавался различным музеям и учреждениям и в эти годы реставрационные и ремонтные работы не проводились. Возрождение уникального памятника началось лишь после его передачи Государственному музею-памятнику (ГМП) «Исаакиевский собор» в 1984 году. Это положило начало серьезным научным исследованиям по его истории. Проводимая сотрудниками ГМП «Исаакиевский собор» исследовательская работа раскрывает многие ранее неизвестные страницы истории этого замечательного храма-памятника.

Й ВЕДЕНИЯ о соборе до 90-х годов XX века были весьма краткими. Первое упоминание о церкви Сампсона Странноприимца встречается в книгеА.И. Богданова, где давалось описание деревянной церкви1. Интересные сведения о Петербурге и, в частности, о церкви Сампсона Странноприимца, содержатся в капитальном труде действительного члена Императорского археологического общества И.П. Петрова2. Наиболее полное описание храма было дано в «Кратком описании С.-Петербургской Сампсониевской церкви, что на Выборгской стороне, с историей ее и прихода. К полуторастолет-нему юбилею церкви»3 в 1890 году, то есть через 180 лет после первого освящения церкви.

В период подготовки к 200-летию Полтавской победы в 1909 году об этом храме вновь вспомнили. Подтверждение этому мы находим в сборнике «Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси»4, где, по сути, приводятся данные из ранее упомянутой книги А. Владимирского, в историческом очерке архитектора Н. Романчен-ко5, в очерке Ф. Знаменского, опубликованном в «Прибавлении к церковным ведомостям»6. Подробный материал по реставрации храма содержался в альбоме епархиального архитектора А.П. Аплаксина7, который в 1908— 1909 гг. руководил ремонтом и реставрацией собора.

После празднования 200-летия победы под Полтавой о храме не вспоминали до его закрытия в

1938 году. Однако спустя год, в

1939 году, архитектор В. Бражников составил научный паспорт на здание Сампсониевского собора, где подробно описал состояние здания, церковную утварь и художественное убранство храма8.

Новые источники, в том числе и документы архивов позволили открыть неизвестные страницы истории Сампсониевского собора, основание которого неразрывно связано с величайшим событием российской истории — Полтавской победой. Северная война 1700—1721 гг. была тяжелейшим испытанием для России. В результате Полтавского сражения (27 июня, 10 июля по н.ст., 1709 г.) произошел корен-

ной перелом войны в пользу России. Швеция как великая держава была сокрушена, а международный авторитет России поднят на небывалую высоту. Победа под Полтавой сорвала планы Карла XII захватить Москву и раздробить Россию на мелкие государства (княжества), подвластные Швеции. В то же время Полтавская победа обеспечивала возможность Петру I выполнить главную стратегическую цель — сосредоточить все силы на севере для выхода в Балтийское море. Результатом Полтавской баталии явилось также окончательное укрепление Петербурга в статусе столицы Русского государства. В письме к своему соратнику генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину, сразу после сражения, Петр I так выразил эту мысль: «Нынче уже совершенный камень в основании Санкт-Петербурга положен»9.

Петр I считал, что Полтавское сражение должно навсегда остаться в народной памяти как пример славы русского оружия, воспитания российского патриотизма, и повелел заложить деревянный храм во имя Преподобного Сампсона Странноприимца10. Повелев построить церковь в память Полтавской битвы, Петр I поддержал обычай своих предков строить храмы в честь тех святых, чью память в день победы над врагом чтит православная вера.

К этому времени в Петербурге было две деревянные церкви: Исаакиевская и Троицкая. Самп-сониевская стала первой церковью в Петербурге в честь воинской славы. В дальнейшем, за время Северной войны кроме Сампсониевской церкви в Петербурге были построены и другие храмы воинской славы: в честь побед в сражении у Лесной — в день Св. Харитония Исповедника (28 сентября по ст.ст.), взятия Нарвы — в день апостола Матфея (9 августа по ст.ст.), Гангутской и Гренгамской морских баталий — в день Св. Пантелеймона (26 июня по ст.ст.). Военным храмом, связанным с успешным завершением Северной войны, являлся и храм Св. Александра Невского в Невском Свято-Троицком монастыре. Строительство храмов в честь военных побед для русских

П.М. ЗВАНЦЕВ. Собор ратной славы России

православных было более понятно, чем сооружение триумфальных арок, которые в то время являлись неким заимствованием западной культуры11.

Место, избранное Петром I для строительства Сампсониевской церкви, было не случайным. Здесь проходил тракт, по которому шли русские воины для борьбы со шведами и у церкви получали благословение на победу, на Выборгской стороне жили бедные люди, смертность населения была велика. Учитывая это, Петр I решил при церкви во имя преподобного Сампсона Странноприимца открыть общегородское кладбище, просуществовавшее с 1711 по 1771 год. По преданию, Петр I высказал мысль о том, что преподобный Сампсон был Странноприимцем, а в Петербурге поселились странники — пришлые люди, пусть же они найдут свой вечный покой под сенью Сампсона Странноприимца.

Первая деревянная Сампсони-евская церковь была небольшой, бревенчатой и довольно низкой. Ее двускатную крышу с небольшим куполом венчал шпиц с шаром и крестом. И хотя иконостаса в нем еще не было (только храмовые иконы, престол и церковная утварь), храм был освящен в 1710 году. С открытием городского кладбища при церкви появилась необходимость проводить ежедневно несколько служб и треб, для чего в Сампсо-ниевской церкви были построены новые приделы и иконостасы: северный — во имя Иоанна Богослова (освящен в 1721 г) и южный — во имя архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных (освящен в 1725 г).

В 1728 году прихожане решили построить новый, каменный храм, расположенный в 30 м от старого. Руководство постройкой доверили купцу Ивану Андреевичу Лапшину12, однако ему хватило денег только на закладку фундамента. Остальная часть сооружения была возведена на деньги приходской казны. Имя архитектора до сих пор неизвестно. Церковь была построена с галереями и единственной среди храмов Петербурга колокольней с высоким шпицем и ок-нами-«слухами». Строительство церкви завершилось к апрелю 1740 года, а в августе состоялось освещение здания с главным иконостасом.

В 1763 году Сампсониевскому храму потребовался ремонт, которым занялся племянник И.А. Лапшина богатый купец Михаил Грязновский-Лапшин13. Он помнил о ярославских традициях, когда купцы, соревнуясь друг с дру-

гом, старались как можно лучше украсить «свою» церковь. В Москве им был заказан и отлит для храма колокол с иконами и надписью о его дарителе. Московские мастера постарались на славу и отлили колокол в 400 пудов (6 т 400 кг), который и сейчас находится на колокольне Самп-сониевского собора.

В этот же период на западной стене, напротив главного иконостаса, между карнизом и линией свода установили большую картину с изображением Петра I. На ней полководец изображен в тот момент, когда он объявляет своим войскам о победе, только что одержанной над шведами под Полтавой. Государь стоит в лагерной палатке с открытой головой, в рыцарском одеянии и порфире, левая рука приложена к груди, а правая опущена. Возле императора — стол, на котором на подушке лежит корона, скипетр и держава. По сторонам — шлем, кирасы, знамена, барабан, пушки и пирамида ядер. Такая настенная роспись на военную тематику в православном храме — весьма редкое явление.

По меркам Петербурга Сампсони-евский собор — это скромный храм. Его высота 35 м, а колокольни — 37,5. Но простота эта обманчива. Храм уникален своим пятиярусным иконостасом (13,6х11,2 м) — превосходным образцом деревянного зодчества14. Во всем внешнем облике и во внутреннем декоративном убранстве Сампсониев-ского собора в течение всего периода его существования не только поддерживалась, но и развивалась тематика храма военной славы. Об этом красноречиво свидетельствует прежде всего подбор икон.

В самом древнем иконостасе — Иоанна Богослова, перенесенном из деревянной церкви в первом (местном) ряду, первая (слева) икона представлена образом Св. Сергия Радонежского, благодаря которому все русские князья объединились в борьбе с общим врагом и одержали победу на Куликовом поле (1380 г.). Слева от Царских врат — список с чудотворной иконы Тихвинской Бо-жией Матери, которая, по церковному поверью, спасла Тихвин от шведов в 1614 году. В третьем, апостольском ряду первая слева икона — образ апостола Андрея — покровителя военных, особенно, моряков. Название южного придела во имя архистратига Михаила, то есть «вождя небесного во-инства»15, говорит о причастности храма к воинской славе, а икона в этом же приделе с изображением архангела Гавриила как «носителя радостных благо-

В

К

вестий»16 также подчеркивает военную символику храма.

Петр I повелел ежегодно отмечать блистательную победу под Полтавой, которая была возведена в России в ранг самых выдающихся событий мира. Автору статьи посчастливилось найти Календарь-месяцеслов за 1717 год. В нем приводятся 15 главных событий в мире от Рождества Христова, сотворения мира до «зачатия флота российского» и «виктории, полученной над шведским королем Карлом XII под Полтавой»17. К сожалению, после смерти Петра I традиция ежегодного празднования дня Полтавского сражения была несправедливо забыта, начали отмечать лишь круглые даты этого события.

Достаточно торжественно прошли празднования 100- и 150-летия этой победы. Документы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА), позволяют представить общественное и нравственное значение этих юбилеев. Особенно широко отмечалось 200-летие Сампсониевского храма, заложенного императором Петром I в память о Полтавской победе, в Петербурге. Обращаем внимание читателей, что именно так в большинстве документов обозначался этот юбилей. В этом названии не случайно подчеркивается значение Сампсониевского собора, который стал для российских граждан историческим памятником.

Основная роль в подготовке празднования в 1909 году 200-летия Полтавского сражения принадлежала министру внутренних дел и председателю Совета министров Петру Аркадьевичу Столыпину, который обратился к Николаю II и Синоду с просьбой о выделении средств на реставрацию Сампсониевского собора, памятных мест в Полтаве и проведение торжеств как в Санкт-Петербурге, Полтаве, так и в других городах России. Для подготовки и проведения торжеств был сформирован временный комитет. Николай II, по настоятельной просьбе П.А. Столыпина, выделил из собственных средств 3000 рублей, из Орденского Капитула было отпущено 25 тыс. рублей, городская Санкт-Петербургская дума ассигновала 25 тыс. рублей. Комиссия по организации празднования собрала 25 тыс. рублей, также были собраны и пожертвования частных лиц — около 12 тыс. рублей, например, Э.Л. Нобель пожертвовал 1000 рублей, гласный Думы Д.И. Поршнев на свои средства соорудил часовню и паперть — 1167 рублей. Всего было собрано 120 858 рублей 66 копеек.18

9* ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 6 2006

67

в %

ПАМЯТНИКИ ВОЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Таким образом, реставрация Сампсониевского собора была оплачена практически из государственных средств и составила 99 781 рубль 98 копеек19. Синод расходовал средства лишь на реставрацию монастыря и церкви в Полтаве20.

В ходе реставрации под руководством архитектора А.П. Апла-ксина на месте старой деревянной церкви была выстроена часовня в растреллиевском стиле, на стенах первого яруса колокольни установлены чугунные доски с выдержками из обращения Петра I к воинам перед Полтавским боем, отреставрированы иконостасы. По предложению А.П. Аплаксина над аркой в конце трапезной было решено дать новую композицию двух ангелов, венчающих список образа Ка-занской-Каплуновской богоматери. Этой иконой священник Иоанн Ильич Уманов благословлял российских воинов на победу перед Полтавским сражением. Вход в собор был увенчан барельефом парящих ангелов с трубами, прославляющих Полтавскую победу (скульптор Гейд-лих по рисунку Н.Е. Лансере). В этом же году церковь получила статус собора21.

К 200-летию Полтавской битвы были выбиты юбилейные настольные и нагрудные медали. Приказом № 280 от 27 июня 1909 года император Николай II учредил светло-бронзовую медаль для ношения на груди на Андреевской ленте: на лицевой стороне медали — портрет императора Петра Великого, а на другой — надпись: «Полтава, 1709» и слова: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россия». Право ношения медали представлялось: генералам, штаб- и обер-офицерам, гражданским чиновникам военного ведомства и нижним чинам тех воинских частей, которые участвовали в Полтавском бою и сохранили на то время наименования, которые носили в 1709 году; участникам парада в Полтаве в день празднования 200-летия Полтавской победы; всем участвующим в подготовке к празднованию 200-летия; всем прямым потомкам мужского пола генералов и командиров отдельных частей, участвовавших в Полтавском бою22.

Согласно утвержденному Николаем II порядку торжественного празднования 200-летия Полтавской битвы 26 июня 1909 года в Санкт-Петербурге в Петропавловском и Сампсониевском соборах были совершены молебны и панихиды по императору Петру I и всем павшим воинам в Полтав-

ском бою. Сам император и части войск, участвовавшие в Полтавском сражении, находились 26 июня (7 июля) 1909 года в Полтаве. В Санкт-Петербурге в праздновании юбилея приняли участие войска Петербургского гарнизона и военные корабли Балтийского флота. Войсковые части начинали и заканчивали шествие у Исаакиевского собора, проходили церемониальным маршем у памятника Петру I у Сампсониевского собора, на Адмиралтейской набережной у Главного Адмиралтейства, у памятника на Петровской площади (возле домика Петра I) и на Сенатской площади. Торжества в честь 200-летия Полтавской победы проходили по всей России в виде торжественных богослужений, народных гуляний и торжественных собраний. Особые торжества проходили в воинских частях и военно-учебных заведениях. Так чтили нашу российскую историю в начале ХХ века.

Затем о Сампсониевском соборе вновь забыли. В июле 1938 года церковные службы были прекращены, храм был закрыт по решению Административной комиссии Выборгского комитета (протокол от 11 июля 1938 г.). До этого решением Центрального Исполнительного Комитета Российской Федеративной Социалистической Республики здание Сампсониевского собора стало находиться под государственной охраной (протокол № 5 от 20 марта 1935 г.). С 1939 года бывший Сампсониевский собор был передан в ведение Отдела охраны памятников (ООП) Управления по делам искусств Ленинградского совета депутатов трудящихся (Ленсовет).

Государственный Эрмитаж с июля 1938 года вел переговоры об аренде Сампсониевского собора под склад имущества Эрмитажа и как своего филиала. Договор с ООП был заключен 3 января 1940 года сроком на 5 лет (с 8 августа 1938 по 8 августа 1943 г.)23. Были намечены сроки ремонта и реставрации бывшего храма вплоть до конца 1943 года, однако Великая Отечественная война изменила планы мирного времени.

В декабре 1941 года зажигательная бомба попала в сторожку у колокольни и вызвала пожар. Сторожка сгорела полностью, закоптились все внутренние поверхности колокольни, на 50 проц. отвалилась штукатурка. Прямое попадание 76-мм артиллерийского снаряда в центральный купол собора 10 июля 1942 года нанесло серьёзные повреждения: средняя большая главка с восьмигранным

барабаном была разрушена и повисла на крыше; две малые главки также разрушены, один крест с них упал на землю, другой — на крышу здания; кровля храма разрушена; пострадали церковная утварь, позолоченные киоты главного иконостаса; повреждены позолоченные скульптуры и т.д. Все это было отражено в паспорте на аварийное здание24.

Тем не менее исполком Ленсовета и Государственная инспекция по охране памятников (ГИОП) делали очень много для восстановления памятников и особо важных зданий и в годы войны. В перечень этих работ был включен и Сампсониевский собор. Так, из протокола заседания исполкома Ленсовета от 20 октября 1942 года «Об итогах работы в III квартале и плане городского хозяйства Ленинграда на IV квартал и октябрь месяц 1942 года»25, выявлено, что неоднократно отпускались средства и на ремонт и восстановление Сампсониевского собора. Однако, арендующие организации не активно занимались этими работами. Достаточно отметить, что разрушенная кровля была восстановлена лишь в 1957 году. Таким образом, в проем крыши дождевая вода протекала более 15 лет.

Позднее арендаторами Самп-сониевского собора являлись библиотека Академии наук и опто-во-закупочная база главунивер-мага. Здание продолжало разрушаться, портилась утварь, иконы, скульптуры. В мае 1973 года собор был передан Военно-историческому музею А.В. Суворова26. С этого времени больше внимания обращалось на восстановление и ремонт здания. Определенная заслуга в этом принадлежала новому начальнику ГИОПа И.П. Сау-тову, который постоянно требовал и контролировал выполнение планов ремонта и реставрации. По решению Ленгорисполкома Сампсониевский собор восстанавливался для музейной экспозиции «Военное искусство России первой четверти XVIII века и его триумф в Полтавской битве 27 июня 1709 года»27.

По ряду причин Ленгориспол-ком в 1984 году решил передать здание собора Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор» в качестве его филиала. С этого периода началась научная реставрация собора и возрождение былых традиций духовного воспитания общества. К 290-летию Полтавского сражения в 1999 году были отреставрированы два придела и открыта выставка «Полтавская баталия», на средства музея восстановлен по чертежам скульптора М. Анто-

в

кольского памятник Петру I, который был торжественно открыт в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Кроме того, были осуществлены ремонтно-восстановительные работы здания собора, часовни, надгробия «Врагам Бирона», приведена в порядок территория.

Многое делается для восстановления главного иконостаса, который, как писали в начале хХ века, по красоте мог сравниться с иконостасами московского Успенского собора, новгородской Св. Софии и собора Псковского детинца. Усилиями директора ГМП «Исаакиевский собор» Н.В. Нагорского наряду с деятельностью музея и по согласованию с Санкт-Петербургской епархией спустя 63 года после закрытия храма в одном из приделов Сампсониевского собора были разрешены церковные службы. По большим церковным праздникам зазвучал и знаменитый колокол. Возобновление церковных служб в музее-храме тем более справедливо, что и музейные работники, и священнослужители выполняют одну задачу — духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания.

Сотрудники музея-памятника «Сампсониевский собор» установили связь со многими школами Выборгского и Петроградского районов,ученики которых с интересом посещают храм и знакомятся с его историей. Сегодня необходима более тесная связь с высшими учебными заведениями и воинскими частями. В этом храме-памятнике воинской славы было бы целесообразно, например, принимать воинскую присягу курсантами военно-учебных заведений, находящихся по соседству с собором и, особенно курсантами Военно-медицинской академии, ведь Сампсон Странноприимец был врачом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Богданов А.И. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 года по 1751. Изд. первое. СПб., 1779.

2 Петров Н.П. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления по учреждениям в губерниях 1703—1785.

3 Владимирский А. Краткое описание С.-Петербургской Сампсониевской церкви, что на Выборгской стороне с историей ее и прихода. К полуторасто-летнему юбилею церкви. СПб., 1890.

4 Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. Санкт-Петербургская Епархия. СПб., 1908.

5 Романченко Н. Исторический очерк Санкт-Петербургского собора. СПб., 1909.

6 Знаменский Ф. Сампсониевский храм в Санкт-Петербурге // Прибавление к церковным ведомостям. СПб., 1909. № 25.

7 Аплаксин А.П. Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге. 1709—1909. Издание комитета по организации празднования 200-летнего юбилея основания Сампсониевского храма, заложенного Императором Петром I в память Полтавской победы 1709 года 27 июня. СПб., 1909.

8 Бражников В. Научный паспорт на здание бывшего Сампсониевского собора. Л.: ГИОП, 1939.

9 Письма и бумаги Петра Великого. АН. М., 1950. Т. 9. Вып. 1. С. 231.

10 Сампсон был сыном богатых родителей, живших в Риме. Получив после смерти родителей наследство, переехал в Константинополь, где построил дом для странников и больных бедных людей. Имея хорошее врачебное образование, он вылечил от тяжелой болезни императора Юстиниана, который в благодарность за излечение построил для Сампсона еще один странноприимный дом. Умер в Константинополе 27 июня 530 года. Тело его погребено в Константинополе, в церкви Св. мученика Мокия. В 1895 году принцесса Ольденбургская принесла в дар Сампсониевской церкви часть мощей Св. Сампсония, хранившихся в ее домовой церкви. Дальнейшая судьба этого дара неизвестна.

11 Квятковский А.В. Выступление на научно-практической конференции «Патриотическое воспитание в современной России: Проблемы возрождения и развития». СПб.: Изд-во Центрального военно-морского музея. С. 46.

12 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 797. Оп. 9. Д. 291. Л. 12—14.

13 Там же.

14 Иконостас Сампсониевского собора украшают: иконы начала и первой половины XVIII века; 56 золоченых скульптур и 42 рамы для икон, каждая из которых представляет собой редкий образец творчества русских резчиков; самые большие в Петербурге «Лицевые святцы», предположительно второй половины XVII столетия.

15 Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992. Т. 2. С. 1575.

16 Там же. Т. 1. С. 598.

17 Календарь или Месяцеслов Христианский. Киев: Киево-Печерская лавра, 1717.

18 Отчет Комитета по организации празднования 200-летнего юбилея основания Сампсониевского храма, заложенного Петром I в память Полтавской победы 1709 года 27 июня. СПб., 1910.

19 РГИА. Ф. 796. Оп. 26. Д. 169. Л. 31 — 33.

20 Там же. Ф. 472. Оп. 43. Д. 85. Л. 37.

21 Там же. Л. 95—99.

22 Там же. Ф. 473. Оп. 3. Д. 887.

23 Архив Государственной инспекции по охране памятников (ГИОП). П. 28. Д. 596. Т. 2. Л. 200, 201.

24 Там же. Д. 2294. Паспорт № 159 на аварийное здание (б. Сампсониевский собор). Л. 1—6.

25 Там же. Д. 596. Т. 2. Л. 157, 158.

26 Там же. Д. 600. Т. 8. Л. 28.

27 Там же. Т. 9. Л. 4.

Капитан 1 ранга в отставке П.М. ЗВАНЦЕВ

КНИГИ, ПОДАРЕННЫЕ РЕДАКЦИИ «ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА»

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. (сборник военно-исторических карт). М.: Издательский дом «Звонница-МГ», 2004. Ч. II. 144 с., ил.

Передана начальником отдела Института военной истории МО РФ кандидатом философских наук полковником В.А. Литвиненко (Москва)

Жуматий В.И. Развитие противолодочной обороны флотов Великобритании и США в Северной Атлантике в годы Второй мировой войны. Уч. пособие. М.: ВПА, 1986. 66 с.

Жуматий В.И. Боевые действия германских подводных лодок по нарушению коммуникаций в Северной Атлантике в период Второй мировой войны (1939—1945 гг.). Уч. пособие. М.: ВУ, 2000. 88 с. Переданы автором (Москва)

Карпов В.В. Маршал Баграмян: «Мы много пережили в тиши после войны». М.: Вече, 2006. 336 с. Передана автором (Москва)

Попов В.И. Мы взрослели в боях. Записки сержанта гвардии. М., 2005. 325 с. Передана автором (Москва)

Овечкин А.Н. Педагогика и психология высшей военной школы: теория и практика: В 2 т. СПб.: ИВТОБ СПГПУ, 2005. Т. 1. 182 с.; Т. 2. 298 с. Передана автором (Москва)

Гребельский З.В. Федор Раскольников. М.: Моск. рабочий, 1988. 188 с.

Поплавский С.Г. Товарищи в борьбе. М.: Воениздат, 1974. 296 с.

Организация и вооружение армий и флотов капиталистических государств. М.: Воениздат, 1965. 546 с.

Жук А.Б. Винтовки и автоматы. М.: Воениздат, 1988. 222 с., ил.

Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознаменный Северный флот. М.: Воениздат, 1977. 287 с., ил.

Русский архив: Великая Отечественная. М.: ТЕРРА, 1993. Т. 12(1). 408 с., ил.

Переданы В.Д. Протасовым (Москва)

Нахапетов Б.А. Медицинская помощь осажденным в Порт-Артуре (к столетию обороны крепости).

М.: Компания Спутник+, 2005. 48 с.

Передана автором — заслуженным врачом РФ, кандидатом медицинских наук полковником медицинской службы в отставке (Москва)

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 6 2006

69

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.