Воинские храмы России
А.И.Макаров
Строительство войсковых храмов в России как в допетровский период, так и в имперское время, было традиционным. Статья посвящена рассмотрению как действующих, так и уничтоженных в ХХ веке войсковым соборам и храмам. На примере Санкт-Петербурга и других городов России.
Ключевые слова: Москва, Санкт-Петербург, церкви, соборы, доминанты, улицы, площади, армия, гвардия, полки, снос церквей в XX веке.
Military Churches of Russia. By A.I.Makarov
Construction of military churches in Russia both in pre-Petrine period and in imperial times was traditional. The article is devoted to existing and destroyed in the twentieth century military churches and cathedrals. For example in St. Petersburg, and other cities of Russia.
Keywords: Moscow, Sankt-Petersburg, churches, cathedrals, dominates, streets, squares, army, guards, regiments, churches demolitions in XX century.
Строительство православных храмов, имеющих непосредственное отношение к военным структурам, началось много столетий назад. В допетровский период во многих крупных городах стрельцы имели свои церкви. В Москве «стрелецких» храмов насчитывалось более 30, что соответствовало количеству стрелецких полков, расквартированных в столице и её пригородах. Большинство полковых стрелецких храмов XVI-XVII веков были безжалостно ликвидированы. Чудом
сохранилось лишь несколько стрелецких церквей: во имя иконы Пресвятой Богородицы Знамения за Петровскими воротами, Живоначальной Троицы в Листах, Святителя Николая в Дербинском, Живоначальной Троицы в Вешняках, Святого Иоанна Воинственника, Святителя Николая в Пыжах, Святителя Николая в Голутвине, Благовещения Пресвятой Богородицы на Ордынке [1]. Наиболее известный воинский храм допетровского времени - Святителя Николая Стрелецкого, находившийся рядом с домом Пашкова - был уничтожен в начале 30-х годов прошлого века (рис. 1).
С начала XVIII века до начала ХХ Россия воевала 32 раза: только с Турцией восемь раз, с поляками пять раз, да, собственно, со всеми крупными европейскими державами, победы в войнах определили развитие российской государственности, а также характер взаимоотношений с Европой.
Длительное нахождение России в состоянии войны, победоносные войны поддерживали у населения состояние патриотизма и чувство сопричастности этим историческим событиям.
Традиция строительства воинских храмов была продолжена всеми русскими императорами. Наибольшая концентрация таких построек приходилась на Санкт-Петербург - столицу империи, в которой все представители правящей династии проходили службу в полках императорской гвардии и флота. В последние мирные годы Российской империи, по свидетельству протопресвитера военно-морского духовенства о. Георгия Щавельского, подчинённое ему ведомство насчитывало 25 соборов, 420 полковых и 33 судовых церквей, 174 церкви при разных учреждениях: школах, госпиталях, военных тюрьмах и дисциплинарных батальонах, богадельнях и т.п., а «личного
Рис. 2.
состава» - 145 протоиереев, 585 священников, 5 протодьяконов, 129 дьяконов и 99 псаломщиков [2].
Подавляющее большинство представителей дворянского сословия также видели себя в основном на воинской службе. На рубеже Х1Х-ХХ веков основная часть военной элиты находилась в Санкт-Петербурге, что определялось дислокацией там и в близлежащих пригородах подразделений как гвардейского корпуса, так и общевойсковых полков, а также военного и морского министерств.
В конце XIX - начале ХХ века численность санкт-петербургского гарнизона составляла 100 000 военнослужащих1.
Символы православия и воинской славы образовали нерасторжимое единство: Сампсониевский собор назван в память о Полтавской победе, был заложен Петром Великим уже через пять месяцев после этого события на населённой мастеровыми Выборгской стороне (рис. 2), а Казанскую икону Божией Матери привезли в 1710 году на берега Невы для охраны новых рубежей и как знак божественного благоволения к русской армии.
В 1704 году в день апостола Матфея русские войска взяли Нарву, и в память этой победы на Петербургской стороне была выстроена деревянная полковая церковь. В 1790-е годы архитектор Л. Миллер, ученик Баженова, возвёл каменный храм с деревянной колокольней, которая через столетие была заменена на каменную, спроектированную архитектором В. Карповым (здание снесено в 1932 году). Затем в елизаветинское время столицу империи украсил двухэтажный барочный собор Святителя Николая (так называемый «Никола Морской»), построенный по проекту архитектора Чевакинского непосредственно для чинов Гвардейского морского экипажа (рис. 3). Бело-голубой с золочёными куполами собор и его стройная колокольня на берегу Крюкова канала - один из лучших памятников барокко в Петербурге. Сейчас его интерьер уникален, ибо иные примеры этого стиля в городе почти все уничтожены.
По эскизу, предложенному морским офицером кн. Н.С. Путятиным и осуществлённому архитектором Я.И. Филатеем, в церковном саду 14 мая 1908 года в присутствии вдовствующей императрицы Марии Феодоровны был открыт гранитный обелиск
1 Накануне Первой мировой войны в Санкт-Петербурге размещались Преображенский, Семёновский, Измайловский, Егерский, Московский, Гренадёрский, Павловский, Финляндский, Кавалергардский, Конный, Казачий, Атаманский гвардейские полки, 1-я и 2-я гвардейские Артиллерийские бригады, гвардейская Конно-артиллерийская бригада, лейб-гвардии Сапёрный батальон, гвардейский полевой Жандармский эскадрон, 145-й пехотный Новочеркасский полк, 1-й Железнодорожный полк. В Царском Селе размещались четыре стрелковых гвардейских полка, лейб-гвардии Кирасирский, лейб-гвардии Гусарский и лейб-гвардии Уланский полки, Собственный Его Императорского Величества Конвой. В Стрельне стоял гвардейский стрелковый артиллерийский дивизион, в Ораниенбауме — 147-й пехотный Самарский полк, в Павловске — Сводно-казачий полк и гвардейский мортирный дивизион, в Петергофе — Конно-гренадёрский, Уланский, Драгунский гвардейские полки и 148-й пехотный Каспийский полк. В Гатчине — гвардейские «синие» кирасиры, 23-я Артиллерийская бригада и 18-й Сапёрный батальон, в Кронштадте — 200-й пехотный Кроншлотский полк [3].
в память о погибших при Цусиме на броненосце «Александр III». Бронзовые рельефы и орла на нем исполнил скульптор А.Л. Обер (рис. 4). Одновременно в верхнем храме были повешены мра-
Рис. 3.
морные доски с именами погибших чинов Гвардейского экипажа, который исторически был связан с собором.
Как правило, армейские храмы возводились рядом с полковыми плацами и казармами. Так, собор Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка (архитектор В.П. Стасов) был окружён зданиями казарм и различных полковых служб, которые удачно гармонировали с величественным объёмом
собора. Белый собор с огромным голубым куполом и бронзовыми звёздами на нём был виден за 20 км от города и считался в Петербурге одним из самых высоких и больших (вмещал
3000 человек) (рис. 5). Он был возведён для Измайловского полка - третьего по старшинству в гвардии, сформированного в 1730 году в селе Измайлове под Москвой. В 1865 году для храма была сделана трёхъярусная бронзовая люстра весом 300 пудов; в 1872-м по Высочайшему повелению из Исаакиевского собора переданы образа работы Т.А. Неффа и Д. Бузато. Со стен свисали турецкие знамёна, захваченные во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в которой полк особенно отличился. В память об этой войне 12 октября 1886 года у здания собора, на проспекте, была открыта «Колонна Славы» - памятник, созданный по проекту акад. Д.И. Гримма, представляющая собой 108 турецких пушек, составленных в пять ярусов. Он был увенчан фигурой «Славы» работы П.И. Шварца. На гранитном пьедестале «Колонны Славы» были укреплены бронзовые доски с перечнем сражений и полков, участвовавших в войне. В самом соборе висели доски из белого мрамора с именами павших в боях офицеров, в витринах хранились ключи от взятых городов и мундиры августейших шефов.
Небольшой, крестообразный в плане Спасопреображенский всей гвардии собор (архитектор В.П. Стасов), в ограде которого оригинально использованы в качестве колонн стволы трофейных орудий с водружёнными на них российскими двуглавыми орлами, не только подчинил окружающую застройку, но и перекликался с находящейся на другом конце Пантилеймоновской улицы (ныне улица Пестеля) церковью Святого великомученика и целителя Пантелеимона, возведённой в память победы русского флота в Гангутском сражении (рис. 6).
Выйдя из Царскосельского (ныне Витебского) вокзала на площадь, прибывший в столицу империи видел перед собой высокий белый пятикупольный храм Введения Пресвятой Богородицы, который принадлежал одному из самых известных и старых российских гвардейских полков - Семёновскому (рис. 7). Он был создан в 1682 году из «потешных» будущего царя Петра Алексеевича и квартировал в подмосковной деревне Семёновской. В 1700 году полк стал лейб-гвардейским, участвовал во многих войнах, подавлении мятежей и дворцовых переворотах; в нём начинали военную службу генералиссимус А.В. Суворов-Рымникский, флотоводец А.Г. Орлов-Чесменский и фельдмаршал И.И. Дибич-Забалкан-ский; его шефами были императоры и великие князья. Возведённый по проекту К. Тона собор лейб-гвардии Семёновского полка (снесён в 1932 году) завершал перспективу одной из основных магистралей города - Загородного проспекта, начинавшуюся от собора Владимирской иконы Божьей Матери.
На Благовещенской площади (ранее Ксенинская площадь, площадь Труда), завершив череду казарменных зданий практически по оси Конногвардейского бульвара, появился собор Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка (архитектор К.А. Тон), удачно дополнив архитектурные доминанты на Дворцовой и Английской набережных - Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Этот трёхпридельный храм с восьмигранным завершением в центре был заложен 2 июля 1844 года митрополитом Антонием (Рафальским) в присутствии
Рис. 8.
Николая I, на чьи средства он преимущественно и строился (рис. 8). Внутри небольшое четырёхстопное помещение было оформлено прилегающими колоннами и пилястрами из искусственного мрамора и украшено лепными рельефами. На стенах висели бронзовые доски с именами павших офицеров, полковые знамёна и штандарты, в витринах хранились мундиры императоров-шефов. Императрица Елизавета Петровна ещё в 1749 году подарила церкви три лампады из серебра работы ювелира Я. Лео, а вел. кн. Николай Николаевич-старший в 1815-м - греческую икону «Благовещение», которую он получил в Святой Земле от Иерусалимского Патриарха. Богато убранный храм бледно-коричневого цвета, пострадавший при изъятии церковных ценностей, закрыт в октябре 1928 и весной-летом следующего года безжалостно снесён, так как якобы «стеснял трамвайное движение».
В 1885 году освящён храм св. мученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка, который стал одной из определяющих вертикалей Обводного канала (взорван в 1930 году) (рис. 9). Убранство храма отличалось богатством и разнообразием. Ко дню освящения Император Александр II подарил ему ковчег и сосуды из серебра; почти пуд весила оправа из кованого серебра на двух напрестольных Евангелиях работы мастера П. Бороздина. Много ценных икон подарили полку болгары при освобождении Балкан. На стенах храма висели полковые знамёна и золочёные бронзовые доски с именами павших офицеров, начиная с Багратиона; в витринах хранились мундиры августейших шефов, а также модель памятника в Кульме. Как и во всех полковых храмах, особо отмечались дни сражений, в которых полк отличился: панихиды по павшим в боях служились 17-18 августа в память сражения под Кульмом в 1813 году, 10 сентября в память боя 1828 года под Варшавой, когда турками были почти поголовно истреблены два батальона егерей, и 12 октября, в день кровопролитного боя с турками в 1877 году при деревне Телише.
Рис. 9.
Нов. — Петсргскфь
РЙ1егШ>Г
СоСор-ь Петра и Пдот Упакенаго Попна
Са*№(1га1е Р)егге с( Раи1: йи ЗД^тспГ Йся иИ1эпз
I
Возведение храма святых апостолов Петра и Павла лейб-гвардии Уланского полка (архитектор К. Тон) параллельно с застройкой Нового Петергофа образовало небольшую новую площадь с изящной высотной доминантой (рис. 10). Храм был снесён в 30-е годы прошлого века. Храмовым постройкам Тона не повезло - все они были снесены, кроме храма Преображения Господня при лейб-гвардии Гренадёрском полку на Аптекарском острове.
Построенный по проекту архитектора Демерцова Преподобного Сергия всей артиллерии собор также логично завершил перспективу Литейного проспекта в сторону Невы (разобран в 30-х годах прошлого века) (рис. 11).
В начале ХХ века на Английской набережной возводится по проекту архитектора М.М. Перетятковича мемориальный храм Спаса-на-Водах, в память моряков, погибших в Русско-японской войне (взорван в 1932 году) (рис. 12). В храме находились бронзовые доски с именами всех погибших в эту войну моряков. Над каждой доской висела судовая икона, зачастую подлинная, а на доске значилось название корабля и сражения, в которых он участвовал.
Строительство Никольского морского собора в Кронштадте (архитектор В. Косяков) стало событием общегосударственного значения. Следует отметить, что проектирование воинских храмов и соборов поручалось, как правило, лучшим отечественным зодчим, а строительство велось под тщательным надзором царствующих особ.
Судьба многих столичных армейских храмов была печальна. Не избежал этой участи и небольшой изящный полковой храм святых Захарии и Елизаветы лейб-гвардии Кавалергардского полка (арх. Л.Н. Бенуа) (рис. 13). Стилизованная под елизаветинское барокко живописная церковь с высоким шпилем на колокольне вмещала 1500 человек и была богато убрана внутри. Благодаря покатому полу (своеобразная новинка) служба была хорошо видна с любого места. Иконостас был поставлен прежний, только отреставрирован. Серебряный престол, изготовленный фирмой Фаберже и весивший 13 пудов, подарила кн. 3.Н. Юсупова. Светильники из бронзы отливал мастер Н.А. Мельцер; мраморный престол сделала мастерская Ботта. Освещался храм красивым бронзовым паникадилом, датированным 1834 годом. У клиросов размещались полковые штандарты; в витринах лежали мундиры шефов, Георгиевские кресты и медали солдат; у стены стоял небольшой памятник павшим в войну с Наполеоном. В конце XIX - начале XX века в присутствии императрицы 5 сентября торжественно справлялся храмовый и полковой праздник. В каждом эскадроне тоже был свой праздник, во время которого после литургии перед эскадронным образом служился молебен. Храму от шефов, командиров и офицеров было подарено много ценных вещей: в 1848 году императрица Александра Фёдоровна преподнесла золочёные серебряные сосуды; в 1896 кн. С.С. Салтыков в память о сыне-кавалергарде - два украшенных драгоценными камнями образа XVIII
Рис. 13.
В 1891 году М.В. Нестеров исполнил для интерьера эскизы мозаичных икон «Воскресение Христово» и «Святой Александр Невский», перед которыми горели серебряные лампады, сделанные в мастерской Фаберже по рисунку проф. Е.А. Сабанеева. 2 декабря 1902 года после очередного ремонта церковь была освящена малым освящением. Поскольку после революции полк был расформирован, то летом 1918 церковь стала приходской. С 1922 года церковь - один из центров обновленчества, руководимого протоиереем Александром Введенским. Закрыта по решению президиума Ленсовета от 1 августа 1935 года, позже переделана под спортзал, в 1948-м полностью снесена. На её месте возведён корпус Военного инженерно-технического университета.
В начале ХХ века из села Кончанского Новгородской губернии по инициативе руководства Академии Генштаба в Санкт-Петербург на территорию Академии был перевезён построенный на средства национального героя страны генералиссимуса А.В. Суворова деревянный храм св. благоверного князя Александра Невского, который в дальнейшем был окружён для сохранности каменной колоннадой. Он также был уничтожен в конце 20-х годов (рис. 14).
Небольшие воинские подразделения также с учётом их боевых заслуг получили «свои церковные здания». Так в 1879 году был освящён храм св.мчч. Косьмы и Дамиана (архитектор М. Месмахер, рис. 15) лейб-гвардии Сапёрного батальона на углу Фурштадской улицы и Вознесенского проспекта (разобран в 1938 году).
века: Христа Спасителя с частицей Ризы Господней и Владимирской Божией Матери; А.Н. Безак - Евангелие в серебряном окладе работы Фаберже. Хранились здесь ещё несколько высокохудожественных произведений: «Нерукотворный Спас», который в 1679 году царь Алексей Михайлович подарил дьяку Виниусу; два образа на атласе из упомянутого иконостаса XVI века; плащаница 1677 года и вырезанное из слоновой кости изящное распятие.
Рис. 14.
Рис. 16.
Также имела свой храм священномученика Евтихия Патриарха Цареградского Уральская сотня лейб-гвардии Сводного казачьего полка (Манежная площадь, 3). Морской и сухопутный артиллерийский полигон имел храм Божьей Матери «Неопалимая купина», а рядом был установлен памятник известному отечественному специалисту в области взрывчатых веществ С.Н. Пампушко (Рябовское шоссе, 128). На Новочеркасском проспекте в 1896 году возводится храм св. благоверного князя Александра Невского 145-го Ново-
черкасского Императора Александра III полка, а на Большом Сампсониевском проспекте в 1906 году появился храм Михаила Архангела лейб-гвардии Московского полка.
В этом же году по проекту академика А. А. Ященко в столице Всевеликого войска Донского городе Новочеркасске было завершено строительство Вознесенского войскового всеказачьего собор.
Воинские храмы возводились и в первопрестольной, так храм иконы Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» (Ва-топедской) на Ходынском поле близ Солдатенковской, ныне Боткинской, больницы Москвы построен в 1907-1909 годах (архитектор В.Д. Адамович) как полковой храм 1-го Донского им. генералиссимуса кн. А.В. Суворова казачьего полка и 1-й гренадёрской артиллерийской графа Брюса бригады (рис. 16).
В XIX веке в Севастополе, базе Черноморского флота, появляется и своя основная архитектурная доминанта - собор святого равноапостольного князя Владимира (архитектор А.А. Авдеев), где погребены выдающиеся русские флотоводцы: адмиралы Лазарев, Корнилов, Нахимов, Истомин и др., а также храм Святого Николая на Братском кладбище -месте захоронения генералов, офицеров, солдат и матросов, погибших во время Крымской войны. Хотелось бы отметить, что многие военнослужащие, вернувшиеся с этой войны, завещали похоронить себя на этом кладбище, в частности,
великолепный военный инженер, генерал Тотлебен. В это же время офицерское собрание Черноморского флота получило свой храм Архангела Михаила. К счастью, все эти храмы сохранились.
Уместно отметить, что в Москве в Замоскворечье на Большой Татарской улице находится «Историческая мечеть» в память воинов-мусульман России, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, построенная в 1823 году (рис. 17).
В настоящее время традиция возведения воинских храмов стала постепенно возрождаться. Так, в Ярославской области в Борисоглебском районе на территории учебного центра Московского пограничного училища построен храм св. Илии Муромца. Возведение храмов на территории воинских частей, военных городков, учебных центров и училищ, несомненно, будет способствовать привитию нравственности и патриотическому воспитанию молодых воинов.
Литература
1. Мокеев, Г. Небесный град Святой Руси / Г. Мокеев. -М.: ИИПК «Ихтиос», 2007. - С. 173-176.
2. Шавельский, Г.И. Русская церковь перед Революцией / Шавельский Г.И. - М.: Артос-медиа, 2005. - С. 417-419.
3. Военная столица Российской Империи. Лики России. - СПб, 2004. - С. 46.
4. Славина, Т.А. Константин Тон / Т.А. Славина. - Л.: Стройиздат, 1989.
5. Кириченко, Е.И. Русский стиль / Е.И. Кириченко. - М.: Галарт, 1997.
6. Антонов, В.В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда. Каталог выставки / В.В. Антонов, А.В. Кобак. - Л.: 1988.
7. Петербург-Петроград-Ленинград. Каталог фотооткрыток. В 4 томах / Из собрания Государственного музея-заповедника Петергоф. - СПб: Сад искусств, 2011-2013 гг.
8. Антонов, В.В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов / В.В. Антонов, А.В. Кобак. - СПб: Лики России, 2010.
9. Лапин, В.В. Военная столица Российской империи. Фотография конца XIX- начала XX в. / В.В. Лапин. - СПб: Лики России, 2008.
10. Гусаров, А.Ю. Утраченные храмы Петербурга / А.Ю. Гусаров. - СПб: Паритет, 2014.
11. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830-1910 гг. / Е.И. Кириченко. - М.: Искусство, 1978.
12. Бицадзе, Н.В. Храмы новорусского стиля / Н. В. Бицад-зе. - М.: Научный мир, 2009.
13. Шульц, С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность / С. Шульц. - СПб: Глаголъ, 1994.
14. Кронштадтский Морской Собор во имя Святителя Николая Чудотворца. - СПб: Лики России, 2013.
Literatura
1. Mokeev G. Nebesnyj grad Svyatoj Rusi / G. Mokeev. -M.: IIPK «Ihtios», 2007. - S. 173-176.
2. Shavel'skij G.I. Russkaya tserkov' pered RevoLyutsiej / ShaveL'skij G.I. - M.: Artos-media, 2005. - S. 417-419.
3. Voennaya stoLitsa Rossijskoj Imperii. Liki Rossii. - SPb, 2004. - S. 46.
4. Slavina T.A. Konstantin Ton / T.A. SLavina. - L.: Strojizdat, 1989.
5. Kirichenko E.I. Russkij stiL' / E.I. Kirichenko. - M.: GaLart 1997.
6. Antonov V.V. Utrachennye pamyatniki arhitektury Peterburga-Leningrada. KataLog vystavki / V.V. Antonov, A.V. Kobak. - L.: 1988.
7. Peterburg-Petrograd-Leningrad. KataLog fotootkrytok. V 4 tomah / Iz sobraniya Gosudarstvennogo muzeya-zapovednika Petergof. - SPb: Sad iskusstv, 2011-2013 gg.
8. Antonov V.V. Svyatyni Sankt-Peterburga. EntsikLopediya hristianskih hramov / V.V. Antonov, A.V. Kobak. - SPb: Liki Rossii, 2010.
9. Lapin V. V. Voennaya stoLitsa Rossijskoj imperii. Fotografiya kontsa XIX- nachaLa XX v. / V.V. Lapin. - SPb: Liki Rossii, 2008.
10. Gusarov A.Yu. Utrachennye hramy Peterburga / A.Yu. Gusarov. - SPb: Paritet, 2014.
11. Kirichenko E.I. Russkaya arhitektura 1830-1910 gg. / E.I. Kirichenko. - M.: Iskusstvo, 1978.
12. Bitsadze N.V. Hramy novorusskogo stiLya / N. V. Bitsadze. - M.: Nauchnyj mir, 2009.
13. Shul'ts S. Hramy Sankt-Peterburga. Istoriya i sovremennost' / S. ShuL'ts. - SPb: GLagoL", 1994.
14. Kronshtadtskij Morskoj Sobor vo imya SvyatiteLya NikoLaya Chudotvortsa. - SPb: Liki Rossii, 2013.