Научная статья на тему 'Эволюция Европейского союза и его будущее'

Эволюция Европейского союза и его будущее Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
359
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция Европейского союза и его будущее»

КНИЖНАЯ ПОЛКА. РЕЦЕНЗИИ

ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО БУДУЩЕЕ1

Спрос на литературу по европейской интеграции на российском книжном рынке быстро растет. И не удивительно. Вхождение Европейского Союза в новую фазу развития, более чем смелые проекты его расширения на восток и юг Европы, рост авторитета и влияния ЕС в мире -все это вызывает естественный интерес со стороны отечественной науки и, что особенно примечательно, российской практической политики.

Еще недавно советские руководители в упор не замечали крупных перемен в Европе, связанных с деятельностью Европейских сообществ. Ныне правительство, законодательные органы, региональные власти страны, не говоря уже о предпринимательском корпусе, открыто выражают готовность к тесному взаимодействию с его структурами. Россию и ЕС связывают ныне тысячи нитей в самых разных областях, начиная от энергетики, экологии, культуры и кончая сферой высокой политики. Последние годы мы не раз пытались примеривать мундир Европейского Союза на СНГ, Российско-Белорусский союз, другие объединения бывших республик. Сегодня на международных форумах всерьез обсуждается считавшаяся невероятной идея присоединения к ЕС самой России.

В свете сказанного публикация предлагаемой монографии более чем своевременна. Название книги - многообещающее. Речь идет ни много ни мало о рубеже двух веков. Какой след оставил Европейский Союз в ушедшем столетии? С какими старыми и новыми проблемами он входит в XXI век? Что ждет это уникальное объединение в обозримой перспективе? Уже сама постановка вопросов рождает повышенные ожидания. Тем более, что за 40 лет существования отечественной школы интеграционистики, и особенно за последнее десятилетие, проблемы европейской интеграции, казалось, изучены "вдоль и поперек". Вряд ли стоит удивляться,

если читатель, знакомый с деятельностью Евросоюза не понаслышке, отнесется к новой публикации с особым пристрастием.

Для тех, кто находится в цейтноте, отмечу главное. Монография под редакцией Ю.А. Борко (ответственный редактор) и О. В. Буториной подготовлена коллективом авторов в составе видных ученых-специалистов по проблемам европейской интеграции. Именно это обстоятельство предопределило высокий профессиональный уровень исследования, его по-настоящему комплексный, а по ряду аспектов и новаторский характер.

Монография построена по знакомой схеме: краткая история европейской интеграции и характеристика современного этапа ее развития (раздел I), важнейшие сферы деятельности Евросоюза (разделы II-V), взаимоотношения ЕС с внешним миром, в том числе с Россией (раздел

VI), перспективы развития Евросоюза (раздел

VII). При этом центральная часть книги структурирована по принятому в ЕС принципу так называемых "трех опор", трех блоков. В первом рассматривается интеграция в сфере экономики и валютных отношений, где действует наднациональный принцип регулирования. В двух других исследуется сотрудничество в области внешней политики и политики безопасности, а также в области внутренних дел и правосудия, где государства, за небольшим исключением, сохраняют свои суверенные права. Структура книги достаточно точно отражает замысел ее авторов (см. Предисловие - с. 8). Вместе с тем она логична, проста и удобна, позволяя читателю достаточно свободно ориентироваться в сложном лабиринте внутренних и внешних проблем европейской интеграции.

Книгу отличает деловой тон, четкий и лаконичный стиль. В ней почти не встретишь пространных рассуждений "по поводу" и "вообще".

1 Европейский Союз на пороге ХХ1 века. Москва, "УРСС", 2001.

Перед нами квалифицированный анализ стратегических целей и конкретных задач, решаемых Европейским Союзом на современном этапе, основных причин его успехов и неудач, вероятных масштабов и динамики будущего развития интеграции в Европе. При этом система выдвигаемых авторами аргументов и доказательств, как правило, основана на скрупулезном исследовании весьма сложного политико-правового механизма функционирования Евросоюза, соотношения в нем национально-государственных и наднациональных инструментов регулирования, принципов интеграции и межгосударственного сотрудничества. Поскольку книга охватывает самые разные области деятельности Евросоюза, она, несомненно, окажется полезной представителям разных профессий - экономистам и финансистам, социологам и юристам, политологам, дипломатам, общественным деятелям. Тем более, что во многих разделах книги читатель найдет краткое резюме о значении опыта ЕС для России. Хотелось бы верить, что с книгой найдут время познакомиться и все те, от кого непосредственно зависит развитие наших отношений с Евросоюзом.

А теперь по существу. Монография открывается двумя вступительными главами (В. Ше-мятенков) - своего рода эссе, кратким очерком полувековой истории объединительного процесса в Западной Европе. В них не только хронология наиболее значительных вех в развитии европейской интеграции, но и яркая характеристика ее истоков. Автор не стал перечислять хорошо известные по ранним публикациям предпосылки создания европейских объединений. Для него важен другой вопрос: в чем исторические корни уникальности Западной Европы, оказавшейся родиной интеграции? Ответ он предлагает искать в особенностях развития европейской цивилизации, которые были присущи западным регионам Европы ("западноевропейская ветвь европейской цивилизации").

Анализируя новые вызовы, с которыми столкнулась Западная Европа в последнее десятилетие уходящего века, автор дает сжатую, но емкую характеристику "коллективного ответа" на эти вызовы - Маастрихтского (1993 г.) и Амстердамского (1997 г.) договоров, справедливо считая, что они "впитали в себя все достижения европейской интеграции за четыре предшествующих десятилетия и создали юридическую базу ее нового этапа" (с. 33). Как же удалось обеспечить законодательную основу двух, казалось бы, несовместимых курсов - на радикальное углубление интеграции и одновременно на присоединение к ЕС новых государств? Ответ

автора предельно четок: ценой компромисса, причем компромисса подлинно исторического значения. И в этом, как представляется, нет преувеличения. Договоренности между сторонниками наднационального строительства и теми, кто отстаивает принцип сохранения суверенных прав, как известно, были и прежде. На новом витке развития ЕС сам характер проблем и масштаб достигнутого компромисса оказались принципиально иными. Иной, адекватной новым реалиям явилась и юридическая база его обеспечения.

На фоне серьезного исследования несколько легковесно выглядит концовка главы. Подвергнув резкой критике перспективу разделения стран ЕС на "продвинутых" и "новичков", автор ссылается на мнение такого авторитета, как Ж. Делор, считавшего "продвинутое сотрудничество" непрактичным, а будущее положение в Евросоюзе "непонятным". "А стоило ли, - заключает автор, - огород городить и затевать расширение ЕС лишь для того, чтобы в конечном счете вернуться (хотя и в модифицированной форме) в исходное положение?" Вопрос риторический, не более.

К сведению читателя: позже тот же Ж. Делор пришел к выводу о неизбежности существования в будущем ЕС двух групп государств - т.н. "авангардистов" (12-15 нынешних стран ЕС) и 15 новых стран-членов. Именно страны-авангардисты могут, по его мнению, создать в будущем федерацию национальных государств -образование нового типа, принципиально отличное от федералистских проектов прошлого.

В целом, вступительные главы - одни из лучших в книге. Они выполнены "на одном дыхании", с присущими автору внутрен- ней энергетикой, умением предельно четко формулировать проблему и в то же время с подлинным размахом, широким виде- нием сложной и противоречивой картины мира.

Следом идущая глава "Интеграция и кризис идентичности: националистический вызов объединяющейся Европе" (А. Тэвдой-Бурмули) заслуживает особого рассмотрения. К сожалению, глава не на месте. Читатель, не успевший познакомиться со сложным механизмом функционирования Евросоюза, вынужден с трудом пробираться сквозь дебри социологических конструкций, беря многое на веру.

Главный тезис автора - рост в Западной Европе национализма, "националистической мобилизации" как реакции на развитие интеграционного процесса. "Национализм, - поясняет автор, - есть, с одной стороны, идеология обретения либо трансформации политического статуса

определенной этнокультурной общности, а с другой - один из принципов структурирования политического пространства" (с. 42) (полезная "гимнастика ума"!). "Националистическая активность", - уточняет далее автор, - проявляется на двух уровнях - государственном и региональном и превратилась ныне "в одну из существенных тенденций развития современной Европы" (с. 43).

Тезис понятен. Хуже с системой доказательств, вызывающей ряд вопросов. Имеем ли мы дело с опасностью "массового национализма", "националистическим вызовом" в зоне ЕС или с отдельными всплесками, волнами национализма в отдельных странах? Что является главным фактором роста националистических тенденций в Западной Европе - интеграция (регулируемый процесс) или непредсказуемая внешняя среда, в частности, массовая иммиграция из третьих стран - прямой продукт глобализации рынка? Можно ли утверждать, как это делает автор, что с переходом стран ЕС к новому этапу произошло усиление антиинтеграционист-ских тенденций, если все эти годы, согласно данным Евробарометра, наблюдалась устойчивая динамика поддержки населением "европейской идеи"? Четкого ответа мы не находим.

Далее, пытаясь оценить воздействие интеграции на "национальную активность", автор рассматривает два варианта - негативный (рост национализма) и позитивный (его ослабление). И что же? Оказывается, положительная динамика явно одерживает верх. Причина в том, что Евросоюз располагает ныне достаточно эффективным инструментарием, позволяющим не только сдерживать проявления национализма во всех его формах, но и выступать гарантом основных прав и свобод человека, включая и права национальных и культурных меньшинств (с. 59, 60).

Казалось бы, все ясно. Но тогда как понимать заключительный вывод автора: "...именно сочетание мотивов, способных вы-звать...массовую мобилизацию (имеется в виду националистическую - М.М.), с апелляцией к этнокультурным ценностям - что противоположно природе ныне осуществляемой интеграционной модели - теоретически представляет реальную угрозу для основополагающих принципов ЕС" (с. 61)? Подобный пассаж не корреспондируется с выводами, содержащимися в заключении (Ю. Борко, О. Буториной). Согласно их оценкам, в ближайшие десятилетия ЕС, хотя и будет сталкиваться с рецидивами национализма в отдельных странах, то под влиянием, прежде всего, внешних факторов (рост иммиграции).

Что же касается отношений между сторонниками централизации управления и контроля на уровне ЕС и их противниками, отстаивающими суверенные права, то проблема, как всегда, будет решаться консенсусом (с. 455, 460).

По-видимому, требуются уточнения и концептуального характера. Долгое время наша теоретическая мысль рассматривала интеграцию как детерминированный процесс, определяемый столкновением и борьбой двух принципов, двух начал - национального и наднационального. Опыт последних лет показал, что оба принципа, отражающие различные уровни принятия решений - национальный и наднациональный, вполне совместимы и чаще всего соотносятся друг с другом не как антагонистические, а как взаимодополняющие. Подтверждением может служить широкая практика консенсуса и введение принципа субсидиарности в ЕС.

Основную концептуальную нагрузку несут центральные разделы книги, составляющее едва ли не половину всей монографии. Главное, что удалось их авторам, - раскрыть особенности и новое качество постмаастрихтского периода развития интеграции, исследовать те крупные перемены, которые происходят в правовом и институциональном механизмах управления и контроля на уровне и в рамках Евросоюза на важнейших направлениях его деятельности.

Исследуя сложнейший механизм Экономического и валютного союза, автор (О. Буторина) убедительно показывает, что переход стран ЕС к единой валюте и общей валютной политике не был бы возможным без формирования общей экономической политики и, прежде всего, выполнения его участниками основных критериев конвергенции. Однако удержать достигнутое в перспективе страны ЭВС смогут лишь при условии, если их хозяйства будут функционировать как единый организм, что предполагает высокую мобильность факторов производства, глубокие реформы на рынке труда, пенсионного обеспечения, формирование единых подходов к системам налогообложения, иными словами, достижение "реальной, а не номинальной конвергенции" (с. 80). Невольно возникает мысль: а сформирован ли сегодня Экономический и валютный союз или его еще предстоит создать? Ведь то, что называют обшей экономической политикой, - это пока необходимые предпосылки перехода к единой валюте, но, видимо, недостаточные, чтобы валютный союз действовал надежно и эффективно, а страны-участницы были бы гарантированы от так называемого "ассиметрич-ного шока" в случае неблагоприятного воздействия внешней среды .

Российского читателя, несомненно, заинтересует анализ международной роли евро, его влияния на финансовую архитектуру мира и ожидаемые реформы международной финансовой системы, перспектив использования новой валюты на российском рынке. Тема достаточно широко представлена в работе. Что же касается непосредственно экономических проблем интеграции, то в книге выделено три их блока - региональная, научно-техническая (О. Буторина) и сельскохозяйственная (И. Бусыгина) политика. Специалист почерпнет для себя много полезного из опыта реализации в ЕС межправительственных программ и проектов, многие из которых прошли проверку временем. В первую очередь, это относится к региональной политике. Выход регионов на международную арену в качестве самостоятельных конкурирующих субъектов -важнейшая тенденция ХХ столетия (добавим, и нового тоже) не только для Европы, но и для России. При огромном многообразии типов регионов там и здесь и разной логике их развития существует немало аналогичных проблем. Именно поэтому конкретные механизмы, технологии перестройки регионов, опробованные в ЕС, небезынтересны для России, - заключает О. Буторина (с. 103).

Крупный специалист по европейской интеграции Ю. Борко предпринял в своей главе оригинальную попытку - исследовать механизм взаимодействия социальной политики и социального развития с интеграцией экономической. Это позволило ему выявить ряд тенденций, имеющих, на наш взгляд, принципиальное значение. Считалось, например, что одновременно с экономической интеграцией развернется процесс гармонизации социальной политики, передачи правительствами социальных функций интеграционным структурам с перспективой создания в будущем "наднационального государства благосостояния". Как показал авторский анализ, взаимосвязь социальной и экономической составляющих интеграции неизмеримо сложнее. Несмотря на значительный прогресс последней, социальная политика продолжает оставаться в компетенции правительств. Процесс же ее легитимизации как особого направления деятельности ЕС завершен лишь осенью 1997 г. (Амстердамский договор).

К числу новых тенденций, складывающихся под воздействием ЭВС, автор относит сближение социальных условий и изменение приоритетов в социальной политике Евросоюза, разделение социальных функций между национальными и наднациональными структурами, расширение сферы правового регулирования на уровне ЕС

миграционных потоков, трудовой и профессиональной деятельности, других аспектов. Все это дало основание для общего вывода о том, что в сфере социальной политики реализован вариант регулирования, при котором национальный и наднациональный уровни "соотносятся как взаимодополняющие" (с. 131).

Что касается обратного воздействия социальной сферы на интеграционный процесс, то эта тема развития не получила. Проблема, как известно, не сводится к воздействию безработицы, демографических факторов, иммиграции на ЭВС. Речь идет о гораздо большем: удастся ли участникам ЕС решить дилемму "экономическая эффективность - социальная сплоченность", без чего трудно рассчитывать на превращение Евросоюза в "пространство свободы, безопасности и справедливости". Кстати, в заключительной главе книги в группе ключевых и существенных факторов, определяющих развитие европейской интеграции на перспективу, "социальный фактор" (кроме безработицы) вообще не назван.

Согласно логике "трех опор", вниманию читателя предлагается новый раздел "Общая внешняя политика и политика безопасности" (ОВПБ, Д. Данилов). Вопрос о том, смогут ли страны ЕС устранить углубляющийся разрыв между интеграцией экономической и политической, - один из центральных на протяжении многих лет. Маастрихтский и Амстердамский договоры позволили осуществить подлинный прорыв в этом направлении. Странам ЕС удалось перейти от режима взаимных консультаций к системе формирования "общей стратегии", "общих позиций" и реализации "совместных действий" по вопросам внешней и оборонной политики. И хотя межправительственная основа сотрудничества сохраняется, в него "вписан" и коммунитарный компонент (особенность "второй опоры"). В плоскость практических решений перешло и создание собственного оперативного потенциала ЗЕС\ЕС.

Не идеализируя ситуацию, опытный автор показывает и новые возможности, которые открылись перед ЕС в практическом строительстве политического союза, включая его "военное измерение" и новые сложности, связанные с проблемой интеграции будущей военно-политической организации ЕС/ЗЭС в систему НАТО. Его соображения, касающиеся формирования активной позиции России в отношении ЕС/ЗЕС в контексте наших отношений с НАТО, несомненно, заслуживают внимания.

Специальный раздел книги посвящен сотрудничеству в сфере внутренних дел и правосудия (О. Потемкина) - сравнительно новому

'направлению деятельности Евросоюза. Речь идет, в частности, о Шенгенских соглашениях, иммиграционной политике, борьбе с терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью. Все эти области сотрудничества, затрагивающие "самую сердцевину государственности", представляют особый интерес для России и ее соседей по Содружеству. К чести автора, ему удалось раскрыть сложную эволюцию взаимодействия стран ЕС в этой сфере политики (от двустороннего к межправительственному и лишь частично к коммунитарному - "третья опора") и те реальные трудности, которые стоят на этом пути. Предлагаемый анализ национальных особенностей интеграции иммигрантов в современное общество помогает понять, сколь сложна проблема формирования будущей модели гражданства в Европе, которая "должна будет отражать как мультикультурную реальность, так и множественность идентичностей" (с. 213).

Завершает центральную часть книги раздел "Институциональное развитие ЕС" (О. Стрежнева) - один из немногих, где широко представлены теоретические разработки наиболее авторитетных социологов и политологов. Отказавшись от формального описания органов ЕС, автор демонстрирует новое, гораздо более широкое видение институциональной проблемы, предлагая рассматривать организационную структуру Евросоюза в социокультурном контексте. По его мнению, необходимость институциональной реформы ЕС вызвана не только углублением интеграции и расширением Евросоюза, но и трансформацией ценностных ориента-ций западноевропейского общества. Население уже не поддерживает принцип централизации управления, на основе которого создавалась структура ЕС полвека тому назад. Неготовность же западноевропейской элиты идти на децентрализацию и широкое привлечение граждан к интеграционному строительству означает, что "продолжение институционального кризиса, как и вялотекущая бесконечная институциональная реформа, обеспечены Европейскому Союзу на много лет вперед" (с. 256).

Несомненный интерес представляет постановка автором вопроса о типе Европейского Союза как политической системы. Вывод о его вероятном развитии в направлении консенсусной демократической, а не мажоритарной централизованной системы подкреплен убедительными аргументами. Эти и другие авторские идеи, содержащиеся в разделе, невольно рождают ассоциации, связанные с федеральным устройством России и его будущим.

Самый крупный раздел монографии - "ЕС в современном мире" - "задумывался как всесторонний и максимально сбалансирован-ный" (с. 9). Действительно, в нем представлены практически все основные страны и регионы мира, с которыми взаимодействует ЕС. Что же касается сбалансированности - судить читателю. В целом, раздел выполнил свое предназначение -показать те крупные перемены, которые произошли и происходят в отношениях ЕС с окружающим миром. Несколько частных замечаний.

Анализ взаимоотношений "ЕС - США - Япония" (Е. Хесин) выполнен с присущей автору основательностью, хотя и в несколько традиционной манере. Безусловно верен тезис о растущем воздействии глобализации и регионализации на положение трех центров силы и их взаимодействие. Исследование ограничено преимущественно экономическими рамками. Между тем значение социально-политических и военных аспектов глобализации и регионализации резко возрастает, и включение их в анализ позволило бы, на наш взгляд, точнее расставить акценты при характеристике "триады" и ее будущего.

Тема "Расширение ЕС на восток" (О. Быхов-ский), несомненно, близка российскому читателю, который не будет разочарован тем, как она освещена в книге. Перед нами в подробностях предстает новая история взаимоотношений ЕС с нашими еще недавно близкими партнерами, и прежде всего история формирования Евросоюзом его стратегии, политики, конкретных программ подготовки стран ЦВЕ к присоединению. Конечно, этот процесс болезненный и сложный, могущий растянуться на многие годы. Но можно посмотреть на проблему и под другим углом зрения.

Взяв курс на включение в ЕС, страны ЦВЕ получили тем самым жесткий ориентир стратегии своего развития. А предложенные ЕС критерии присоединения вынуждают правящую элиту этих стран действовать в "новом режиме" энергично и напористо, быстро осваивать цивилизованные методы управления. Не в этом ли одна из причин опережающих, по сравнению с российскими, темпов демократических преобразований и реформ у наших восточноевропейских соседей?

Представленная в книге глава "ЕС и Средиземноморье" - одна из последних работ профессора Н. Ковальского, крупного ученого-международника. Будучи краткой, она удивительно емкая по содержанию, авторским идеям, мыслям, обобщениям. В ткань исследования органически вплетены соображения автора об

интересах России в Средиземноморском и Черноморском регионах. Образец подлинно научного, универсального подхода к исследуемой проблеме, глава, бесспорно, является украшением монографии.

Рассматривая взаимоотношения со странами Латинской Америки, Африки и Тихоокеанского региона (М. Андреева), автор уловил весьма важную, на наш взгляд, тенденцию. Если в прошлом интеграционные процессы базировались в основном на идеологии регионального протекционизма, то ныне, в условиях глобализации, повсеместно утверждается принятая ВТО концепция "'открытого регионализма". "Новые интеграционные группировки рассматриваются не как крепости, возведенные для зашиты от внешнего мира", а как плацдарм "для подготовки к наиболее эффективному включению в глобальный мировой рынок" (с. 343). В какой-то мере, на наш взгляд, это можно отнести и к ЕС, чей таможенный союз во многом утрачивает свое прежнее протекционистское значение.

Отсюда - новая стратегия Евросоюза в отношении Латиноамериканского региона, направленная на установление партнерства нового типа, глубокий пересмотр всего комплекса соглашений со странами АКТ.

Раздел завершается подробным анализом состояния и перспектив развития отношений России с Евросоюзом (Ю. Борко), выполненным профессионально, с большим знанием дела. Читатель получает весьма широкое представление о непростой динамике нашего взаимодействия с ЕС - от сотрудничества к партнерству - в сфере политики и права, торговли и инвестиций, науки, культуры, образования. Автор довольно скептически оценивает перспективы стратегического партнерства, полагая, что "реальные отношения между Европой и Россией будут развиваться по синусоиде - от несовершенного, лишь возникающего партнерства к "холодному миру" и обратно" (с. 394).

Иная тональность оценок у Д. Данилова, считающего, что "отношения с ЕС можно, пожалуй, признать одним из самых успешных направлений российской внешней политики: они стабильны, динамичны и предсказуемы". Расширение же компетенций ЕС в сфере внешней политики и обороны "предполагает одновременное расширение и углубление сотрудничества с Россией, которое становится материей (курсив наш.) действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве" (с. 184).

По крупному же счету развитие отношений с Евросоюзом, как это ни парадоксально, будет все более зависеть от уровня и качества нашего

взаимодействия с США. Многие вопросы стратегического плана (Россия - НАТО, ЕС/ЗЕС, Россия - ВТО, Россия - МВФ, Парижский и Лондонский клубы и др.) весьма вероятно, поставят в повестку дня формирование, наряду с существующей "восьмеркой", трехсторонней основы межправительственного сотрудничества Россия - США - ЕС.

Несколько необычным на первый взгляд выглядит заключительный раздел монографии. Читателю предлагают два прогноза - основных тенденций развития Западной Европы до 2015 г. (В. Гутник, Е. Хесин, А. Авилова, В. Зуев) и перспектив развития европейской интеграции на ближайшие десять лет под интригующим названием "От Европейского Союза к Соединенным Штатам Европы?" (Ю. Борко, О. Буторина). Оба документа разработаны основательно. Их сходство скорее внешнее и, в общем, они не противоречат друг другу. Однако их чисто формальное объединение в одном разделе не совсем удачно. Дело не только в неизбежных повторениях, раздражающих читателя. Нарушается и логика изложения: уже узнав, что будет происходить с объединенной Европой к 2015 г., вам предлагают вернуться (в который раз!) ...к предпосылкам интеграции, с рассмотрения которых начинается второй прожект.

Объект первого прогноза - западноевропейский регион. Рассматривая интеграцию в качестве "главного вектора европейской социально-экономической жизни региона", авторы в то же время приходят к заключению, что "основные движущие силы и механизмы, обусловливающие экономический рост, социальный и научно-технический прогресс, остаются в рамках национальных государств". Формирование общеевропейской модели развития будет происходить постепенно, "при сохранении и относительно самостоятельном развитии в отдельных странах особых хозяйственных и политических порядков" (с. 427, 428). Анализ базируется на статистических расчетах на период 1990-2015 гг. по важнейшим отраслям западноевропейского хозяйства. Исследование авторами грядущих изменений в национальных экономических моделях, политических системах и партийных структурах государств, во взаимодействии государства и бизнеса во многом компенсирует имеющиеся в монографии пробелы по этим вопросам.

Предназначение второго документа, как подчеркивают авторы, - на основании опыта интеграции "сделать некоторые выводы и обобщения", изложить свое представление о законах, по которым функционирует интеграционный меха-

низм ЕС" (с. 431). Иными словами, задача концептуального плана. Не знаю, как насчет законов (термин далее не употребляется), но что касается принципов интеграционного строительства (авторы называют их около десятка), то они сформулированы достаточно конкретно и убедительно. Главное, раскрытие авторами принципов, на которых действует Евросоюз, позволяет понять неповторимую специфику европейской интеграции.

Содержательная сторона прогноза развития интеграции сомнений не вызывает. Несколько смущает попытка его формализации. Прогноз содержит 5 сценариев, 13 факторов, разделенных на 3 группы по их значимости, и т. д. И поскольку критерии оценки таких факторов не формализованы, высока вероятность субъективного подхода, что сильно повышает степень неопределенности. Вот вывод, к которому приходят авторы на основании такого анализа: "...траектория развития Евросоюза в ближайшее десятилетие будет пролегать между сценариями положительной динамики с элементами неустойчивости и умеренно-неустойчивой динамики, с весьма вероятными отклонениями в

ту или иную сторону на конкретных временных интервалах" (с. 461). Неискушенному в тонкостях прогностики читателю авторы тут же поясняют: "Такой прогноз предполагает что Евросоюз в значительной мере справится с поставленными перед собой задачами", что, собственно, и требовалось доказать.

К вопросу о Соединенных Штатах Европы, к сожалению, авторы так и не вернулись. Но их заключительный вывод о том, что Евросоюз, все более превращаясь в главный центр притяжения для других государств, будет активно способствовать общеевропейской консолидации и что "благодаря этому регион в ближайшее десятилетие получит шанс стать вторым полюсом современного мира" (с. 461), заслуживает самого большого внимания.

И последнее. Предлагаемое исследование -свидетельство зрелости отечественной интегра-ционистики. Сделан новый шаг на пути изучения европейской интеграции и ее главного детища - Европейского Союза. Остается поблагодарить авторский коллектив, редакторов за умную и в высшей степени полезную монографию.

М. М. Максимова, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.