Научная статья на тему 'К 10-летию кафедры европейской интеграции'

К 10-летию кафедры европейской интеграции Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

416
145
Поделиться
Ключевые слова
МГИМО-УНИВЕРСИТЕТ / КАФЕДРА ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ИССЛЕДОВАНИЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / «КАФЕДРА ЖАНА МОННЕ»

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Буторина Ольга Витальевна, Кавешников Николай Юрьевич

Десятилетие с момента создания в МГИМО кафедры европейской интеграции дает возможность подвести некоторые итоги деятельности кафедры и показать ее место в отечественной школе интеграционных исследований. В первой части статьи излагаются этапы развития отечественной школы исследований европейской интеграции. Выделяется четыре периода: период становления (1957 1962); советский период развития в основном в рамках Академии наук (1962 -1985); российский период бурного развития в условиях расширения направлений исследований и нарастающих академических контактов внутри страны и за рубежом (1986 2000); нынешний период, для которого характерно наличие интегрированной исследовательской среды и системы университетской подготовки кадров (с начала 2000-х гг.). Во второй части описывается процесс становления кафедры европейской интеграции МГИМО; характеризуется ее методика преподавания, основанная на междисциплинарном подходе, активном соединении научного знания с преподавательской деятельностью и интеграции в глобальную среду. Рассказано о подготовке первого в России университетского учебника по европейской интеграции, его концепции и отзывах рецензентов. В третьей части статьи дан обзор основных направлений научной работы кафедры, рассказано о подготовленных сотрудниками кафедры монографиях.

TEN YEARS OF THE DEPARTMENT OF EUROPEAN INTEGRATION IN MGIMO-UNIVERSITY

Ten years anniversary ofthe Department of European Integration in the MGIMO-University gives an opportunity to sum up Department's achievements and to define the place of the Department in the Russian academic school of European integration studies. The paper consists of three parts. The first presents history the national school of European Integration Studies, since the department of the European Integration in MGIMO-University is an integral part of this scientific school. Authors identify four periods: the formation period (1957 -1962), the Soviet period of academic research (1962 -1985), the Russian period within the framework of growing national and international contacts between researchers (1986 2000) and the current period, which is characterized by an integrated research environment and a system of university teaching (since early 2000s). The second part describes the process of establishing of the Department and its teaching methods, based on a multidisciplinary approach, strong interplay between teaching and research and integration into the global environment. Authors outline the process of preparation of the first Russian university textbook on European integration, describe its concepts and present opinions ofthe referees. The third part provides an overview of research activities ofthe Department and points at main published monographs.

Текст научной работы на тему «К 10-летию кафедры европейской интеграции»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

К 10-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ

ЕВРОПЕЙСКОЙ

ИНТЕГРАЦИИ

О.В. Буторина, Н.Ю. Кавешников

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76.

Десятилетие с момента создания в МГИМО кафедры европейской интеграции дает возможность подвести некоторые итоги деятельности кафедры и показать ее место в отечественной школе интеграционных исследований. В первой части статьи излагаются этапы развития отечественной школы исследований европейской интеграции. Выделяется четыре периода: период становления (1957 - 1962); советский период развития в основном в рамках Академии наук (1962 -1985); российский период бурного развития в условиях расширения направлений исследований и нарастающих академических контактов внутри страны и за рубежом (1986 - 2000); нынешний период, для которого характерно наличие интегрированной исследовательской среды и системы университетской подготовки кадров (с начала 2000-хгг.). Во второй части описывается процесс становления кафедры европейской интеграции МГИМО; характеризуется ее методика преподавания, основанная на междисциплинарном подходе, активном соединении научного знания с преподавательской деятельностью и интеграции в глобальную среду. Рассказано о подготовке первого в России университетского учебника по европейской интеграции, его концепции и отзывах рецензентов. В третьей части статьи дан обзор основных направлений научной работы кафедры, рассказано о подготовленных сотрудниками кафедры монографиях.

Ключевые слова: МГИМО-Университет, кафедра европейской интеграции, российская школа исследований европейской интеграции, «кафедра Жана Монне».

Кафедра европейской интеграции МГИМО была создана в 2003 г. по личной инициативе первого проректора Ивана Георгиевича Тюлина (Подробнее о профессиональной деятельности И.Г. Тюлина и его роли в развитии научных школ МГИМО см [16].), чье имя ныне носит фундаментальная библиотека университета. В момент своего создания кафедра европейской интеграции МГИМО была первой в России кафедрой, специализирующейся на комплексном преподавании и исследовании интеграционных процессов в Европе. Еще в 1990-х гг. в России возникла дисциплина «Европейское право», пионерами в развитии которой были созданные в МГИМО кафедра европейского права и Институт европейского права. Кафедра европейской интеграции первой в России начала преподавание различных аспектов развития и деятельности ЕС в рамках политической и экономической науки. 1 сентября 2003 г. коллектив из десяти человек приступил к занятиям на четырех факультетах. В настоящее время профессорско-преподавательский состав включает: 4 докторов (в том числе один член-корреспондент РАН) и 5 кандидатов наук. В то же время кафедра является одной из самых молодых специализированных кафедр университета. Средний возраст профессорско-преподавательского состава - всего 42 года; в числе сотрудников - два бывших аспиранта МГИМО. Все преподаватели владеют двумя и более иностранными языками. Кафедра ведет более 20 бакалаврских и магистерских курсов. С момента основания и по июль 2012 г. кафедру возглавляла д.э.н. Ольга Витальевна Буторина. В настоящее время коллективом руководит к.полит.н. Николай Юрьевич Кавешников.

Кафедра европейской интеграции МГИМО является неотъемлемой частью и продолжением отечественной научной школы европейской интеграции. Свою главную цель коллектив видит в том, чтобы превращать накопленные академической наукой знания в университетские дисциплины и, обогащая их новым пониманием, передавать молодому поколению россиян. Этой цели соответствуют три основные задачи: 1) разработка междисциплинарных учебных курсов для бакалаврской и магистерской подготовки; 2) эффективное соединение образовательного процесса с научной работой; 3) всестороннее использование преимуществ и возможностей глобальной среды.

Основу учебной методики составляет междисциплинарный подход. В процессе обучения органично сочетаются элементы политической и экономической науки, права, истории и географии, что позволяет формировать у студентов комплексное понимание европейских интеграционных процессов и места в них России.

Отечественная школа европейской интеграции: история и современность

В Советском Союзе систематическое изучение европейской интеграции началось в 1957 г. в незадолго до этого созданном Институте мировой экономики и международных отношений

(ИМЭМО) АН СССР. Толчком к этому послужило подписание 25 марта 1957 г. в Риме договоров о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом) шестью странами Западной Европы, ранее учредившими Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Уже в апреле 1957 г. в ИМЭМО прошло первое обсуждение заключенных договоров. Тезисы дискуссии были опубликованы в журнале «Мировая экономика и международные отношения» [22] и перепечатаны главной газетой СССР «Правда» [32, с. 159]. Весной 1959 г. по инициативе директора ИМЭМО академика А.А. Арзуманяна была организована научная конференция «Общий рынок» и его роль в экономике и политике современного империализма». В вышедшей по ее итогам книге наибольшую научную ценность представляли оценки, которые сделали академик Е.С. Варга и профессор И.М. Лемин [23; 4].

Первые несколько лет советские исследователи занимались накоплением фактических знаний о сообществах, а также знакомством с западными теориями региональной интеграции. В 1962 г. в ИМЭМО были опубликованы третьи по счету тезисы по данной тематике, в которых подводились первые итоги строительства Общего рынка. Пройденный «шестеркой» путь позволял сделать два важных вывода: во-первых, признать объективный характер западноевропейской интеграции, а во-вторых, обосновать присущий ей кумулятивный эффект [4]. Данные тезисы определили характер и заложили научную основу развернутой впоследствии широкой программы изучения западноевропейского центра силы [1, с. 5; 32, с 162]. В том же году увидела свет коллективная монография, посвященная экономическим проблемам ЕЭС [35]. На этом первый этап развития, вернее, становления новой научной школы завершился.

Новый подъем отечественной школы европейской интеграции произошел в середине 1960-х гг., положив начало второму периоду ее развития. К тому времени отечественные ученые были хорошо знакомы с документами сообществ, владели многочисленными фактами и показателями. Развивались их научные контакты с зарубежными коллегами, правда в основном из Центральной и Восточной Европы. Западные книги и журналы по международным отношениям и европейским исследованиям были доступны в библиотеках Академии наук. Это позволило советским исследователям изучить и критически осмыслить обширный массив теоретических работ западных классиков интеграции [20].

В ИМЭМО данное направление было значительно усилено после того, как в 1966 г. директором института стал член-корреспондент (и вскоре академик) Н.Н. Иноземцев. Ведущая роль в изучении предмета перешла к ученым следующего поколения, среди которых выделялись М.М. Максимова, Ю.В. Шишков, Л.И. Глухарев, Ю.А.Борко. Тогда же в рамках научной школы начали складываться направления специализации.

Наиболее интенсивно развивались экономические исследования, особенно анализ процесса формирования Таможенного союза и Общего рынка товаров, общей сельскохозяйственной, торговой и социальной политики ЕЭС, формирования европейских ТНК. Появились первые работы, в которых анализировалось влияние Общего рынка на национальные хозяйства государств-членов ЕЭС. К интеграционным исследованиям подключились ведущие ученые-страноведы: Ю.И. Рубинский (Франция),

В.Н. Шенаев (Германия), Е.С.Хесин (Великобритания), Н.А.Ковальский (Италия) и другие. Первопроходцем в анализе процесса политической интеграции выступил В.Г. Барановский. Разработка научных основ социалистической интеграции проводилась Институтом мировой социалистической системы под руководством академика О.Т. Богомолова [4; 20]. Центры исследований западноевропейской интеграции были созданы в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН), в МГУ, Институте всеобщей истории АН.

К концу 1980-х гг. в СССР был издан большой массив литературы, посвященной европейской интеграции, - десятки индивидуальных и коллективных монографий, тематических сборников и материалов конференций, сотни статей в научной и общественно-политической периодике [4].

Третий этап отечественной школы интеграционных исследований начался в 1985 г., после того как политическим лидером СССР стал Михаил Горбачев. В октябре того же года в ходе первого заграничного визита во Францию он высказался в пользу более тесного сотрудничества между Советским Союзом и западноевропейскими странами. Отвечая на вопрос французских тележурналистов, Горбачев обозначил контуры своей будущей концепции общеевропейского дома: «Мы живем в одном доме, хотя одни входят в этот дом с одного подъезда, другие - с другого подъезда. Нам нужно сотрудничать и налаживать коммуникации в этом доме» [7, с. 14]. Во внешней политике СССР наметились качественные перемены, предвещавшие скорое окончание холодной войны. Начался процесс всестороннего расширения сотрудничества с государствами Европы, их значение в системе внешнеполитических приоритетов неуклонно росло, набирали силу общеевропейские процессы. Подробнее об этом периоде во внешней политике СССР и о концепции общеевропейского дома см. [24, с. 463-470].

В декабре 1987 г. решением Президиума Академии наук СССР был основан Институт Европы, перед которым ставилась задача изучения всего комплекса вопросов, связанных с развитием отношений нашей страны на данном направлении. Провозглашенная Горбачевым политика гласности явилась первым шагом к высвобождению общественных наук от марксистско-ленинской идеологии и переходу к подлинно научной, признанной во всем мире методологии. В 1989 г. произошло падение Берлинской стены, открывшее путь к объединению Европы. Двумя годами позже распался Совет-

ский Союз. С этого времени отечественную школу исследований европейской интеграции следует именовать Российской [4].

Молодой Институт Европы РАН очень скоро стал главным центром исследований европейской интеграции в новой истории России. С момента основания и на протяжении 12 лет институт возглавлял академик В.В.Журкин, являющийся ныне его почетным директором. С ноября 1999 г. научным коллективом руководит академик Н.П.Шмелев. В основу научного метода Института Европы РАН положен междисциплинарный подход. Происходящие в Европе процессы исследуют экономисты и политологи, историки и социологи, специалисты по европейской безопасности и европейскому праву, науке и информационным технологиям, культуре и религии. В институте сформировался жизнеспособный и новаторский коллектив, спаянный крепкой дружбой и товарищеской взаимопомощью [15, с. 6].

В это же время продолжалось развитие экономических и политических исследований европейских интеграционных процессов в ИМЭМО РАН. В Институте экономики РАН сформировался коллектив, разрабатывающий экономические аспекты интеграции в Европе и на постсоветском пространстве. Возникли ведущие российские юридические школы в области европейского права: в МГИМО (Л.М. Энтин) и Московской государственной юридической академии (С.Ю. Кашкин).

Концептуальным вопросам эволюции Евросоюза, перспективам его развития и динамике интеграционных процессов в Европе были посвящены работы таких известных российских экспертов, как А.Г. Арбатов, В.Г. Барановский, Ю.А. Борко, О.В. Буторина, Р.С. Гринберг, В.В. Жур-кин, И.Д.Иванов, С.А. Караганов, Ю.А. Матвеевский, В.П. Федоров, Н.П. Шмелев, В.Н.Шенаев,

B.Г. Шемятенков.

Традиционно сильные позиции занимает Российская школа экономических исследований интеграции. В числе основных направлений исследований: теории региональной экономической интеграции (Борко Ю.А., В.Н. Зуев, В.Г. Шемятенков, Шишков Ю.В., Ю.И. Юданов), валютная и финансовая интеграция в ЕС (А.А. Абалкина, А.И. Бажан, О.В. Буторина, Т.Д. Валовая, М.Ю. Головнин, Р.С. Гринберг, А.А. Масленников), сравнительный анализ социально-экономических моделей развития стран ЕС (В.П. Гутник, В.М. Кудров).

Пристальное внимание российское экспертное сообщество уделяет эволюции европейской архитектуры безопасности, месту в ней Евросоюза и развитию общей (европейской) внешней политики и политики безопасности ЕС (А.Г. Арбатов, Н.К. Арбатова, В.Г. Барановский, Т.В. Бордачев, Д.А.Данилов, Л.В. Дериглазова, В.В. Журкин, А.В. Загорский, С.А. Караганов, Г.Г. Пархалина,

C.В.Уткин, Т.В. Юрьева).

Активно развиваются исследования институциональной системы ЕС, методов управления и принятия решений (Л.О. Бабынина, Е.С. Гро-

могласова, Н.Ю. Кавешников, И.С. Семененко, М.В. Стрежнева).

Среди отдельных направлений деятельности ЕС следует особо упомянуть исследования в таких областях, как миграционная политика и сотрудничество правоохранительных органов (О.Ю. Потемкина), научно-техническая политика (Е.В. Водопьянова, Е.Г. Водичев, В.С. Циренщи-ков), региональная политика (И.М.Бусыгина, Н.Б. Кондратьева, А.В. Кузнецов), сельскохозяйственная политика (Б.Е. Фрумкин), функционирование единого внутреннего рынка ЕС (Н.Б. Кондратьева), экологическая политика (С.А. Рогинко) и энергетическая политика ЕС (Н.Ю. Кавешников, Т.А. Романова). Ряд работ затрагивают в более широком контексте социальные, этнические и культурные аспекты интеграции в Европе (Н.В. Говорова, М.В. Каргалова, А.А. Красиков, А.И. Тэвдой-Бур-мули).

Формирование в России открытой рыночной экономики в условиях, когда Евросоюз является крупнейшим торгово-экономическим партнером нашей страны, стимулировало развитие исследований в области внешней экономической политики ЕС, включая торговую политику, иностранные инвестиции и отношения с третьими странами (Ю.А. Борко, В.А.Горский, Т.М. Исаченко, А.В. Кузнецов, И.Д.Иванов, Г.М. Костюнина, Н.Н. Ливенцев, А.П. Портанский, В.Г. Шемятенков, Т.А. Чеботарева). Вступление в ЕС большого числа пост-социали-стических стран ЦВЕ породило ряд исследований, посвященных адаптации новых стран-членов к политическим и экономическим реалиям Евросоюза (С.П. Глинкина, Н.В. Куликова, Л.Н. Шишелина). Растущая роль ЕС в системе международных отношений нашла отражение в большом числе «работ», посвященных взаимодействию Евросоюза с различными странами и регионами мира: «Европейская политика соседства» (И.В. Болгова, Л.С. Косикова, А.В. Мальгин), «Северное измерение» (О.Б. Александров, И.М. Бусыгина, Л.С. Воронков, А.Л. Мошес), «Средиземноморье» (Н.А. Ковальский, А.В. Мальгин), «Страны ЮВА и Центральной Азии» (М.Г. Носов, С.М. Юн), «Черноморский регион» (А.А. Язькова).

Чуть позднее, вслед за активизацией деятельности ЕврАзЭС, созданием Таможенного союза и продвижением к Единому экономическому пространству, появились исследования о возможности использования опыта экономической интеграции в ЕС на постсоветском пространстве (К.П. Боришполец, Л.Б. Вардомский, А.М. Либман,

А.В. Мальгин, Д.Е.Фурман, Д.И. Ушкалова).

Значительный вклад в развитие научной школы вносят исследователи, занимающиеся изучением роли отдельных стран в процессах интеграции. Традиционно сильную отечественную школу германистики, созданную В.Н. Шенаевым и В.П. Гутником, развивают В.Б.Белов, К.К. Баранова, Н.А. Тоганова. Роль Великобритании в европейской интеграции освещается в трудах Ал.А. Громыко, С.П. Перегудова, Е.С. Хесина; Франции - в трудах Ю.И. Рубинского, К.П. Зуевой, Е.П. Островской, А.А.Преобра-

женской; других стран Южной Европы - в публикациях А.В.Авиловой, Н.Е.Аникеевой, О.Н. Барабанова, Ю.Д. Квашнина, Г.Н. Понеделко, И.Л. Прохоренко, С.М.Хенкина; стран Вышеград-ской группы - в исследованиях Л.Н. Шишелиной. Особенностям интеграции стран Северной Европы посвящены исследования Н.М. Антюши-ной, К.В. Воронова, Л.С. Воронкова, А.В. Волкова, Ю.С. Дерябина.

В МГИМО под руководством профессора Л.М. Энтина сформировалась признанная в России и за рубежом школа права Европейского союза (М.М. Бирюков, Р.А. Касьянов, А.А. Наку, Н.Б. Топорнин, Е.А. Торкунова, Т.В. Шашихина, М.Л. Энтин). Помимо того, на интеграционных исследованиях в настоящее время специализируются работающие на разных факультетах МГИМО экономисты и политологи: О.Б. Александров (Северное измерение), А.А. Байков (сравнительные интеграционные исследования), О.Н Барабанов (политическая интеграция), И.В. Болгова (Восточное партнерство), К.П. Боришполец (ЕврАзЭС), Ю.М. Буланникова (Балканские страны в ЕС и НАТО), И.М. Бусыгина (Северное измерение, региональная политика ЕС), Е.Б Завьялова (промышленная политика ЕС, экономика ЕС),

A.В. Загорский (вопросы европейской безопасности), Т.М. Исаченко (торговая политика ЕС),

B.Б. Кириллов (Южная и Восточная Европа, вопросы разоружения), Г.М. Костюнина (интеграция в ЮВА), Н.Н. Ливенцев (экономическая интеграция), А.В. Мальгин (роль новых стран ЕС, Восточное партнерство, политика ЕС в Средиземноморье), Ю.А. Матвеевский (история развития ЕС), М.М. Наринский (современная история и политика Европы, роль Франции), М.А. Троицкий (отношения еС-США), В.Н. Харламова (экономическая интеграция), О.В. Шишкина (Восточное партнерство), В.В. Шмелев и

А.Н. Цибулина (валютно-финансовая интеграция). Сформировавшаяся в университете школа исследований европейской интеграции опирается на богатый научный фундамент, созданный уче-ными-страноведами. Его составляют труды таких признанных в России и за рубежом экспертов, как Т.А. Алексеева (Германия), Н.Е. Аникеева (Испания), А.А. Ахтамзян (Германия), В.Н. Васю-тинский (Франция), Ю.В. Дубинин (Испания), Т.В. Зонова (Италия), Н.К. Капитонова (Великобритания), А.С. Кан (Скандинавские страны), Е.О. Обичкина (Франция), Н.В. Павлов (Германия), С.М. Хенкин (Испания).

В 1992 г. по инициативе Института Европы РАН и при его активном содействии была учреждена Ассоциация европейских исследований (Россия), объединяющая ученых, преподавателей вузов и экспертов, занимающихся проблематикой ЕС и европейской интеграции по всей стране. Идея создания ассоциации принадлежала Ю.А. Борко, который стал ее первым президентом. Значительный вклад в становление и развитие ассоциации внесли такие ученые, педагоги, общественные деятели и дипломаты, как А.В.Акульшина, В.А. Артемов,

В.А. Бабешко, А.М. Бетмакаев, А.И. Борозняк, А.Г. Браницкий, В.В. Войников, Ю.В Галактионов., Ю.П.Давыдов, М.Е.Ерин, А.Г.Иванов,

A.В. Клёмин, О.А. Колобов, Б.В.Кузнецов, И.Е.Лешуков, В.Н.Лихачев, С.Н. Мирошников,

B.И.Михайленко, Б.С. Орлов, М.Я. Пелипась,

О.Б. Подвинцев, П.Ю. Рахшмир, М.И. Рых-тик, И.Г. Тюлин, И.М. Узнародов, Л.А. Фадеева, К.К. Худолей, Ю.М. Юмашев, А.Ф. Юсупов, А.О. Чу-барьян, А.А. Ярыгин. В настоящее время ассоциация насчитывает около 30 отделений в различных регионах России, функционирующих в основном на базе крупных государственных университетов. В их числе: Санкт-Петербургский государственный университет, Южный федеральный университет, Нижегородский государственный университет им Н. И. Лобачевского, Уральский федеральный университет, Российский государственный университет им. И.Канта и др. В 1994 г. ассоциация выступила одним из соучредителей Всемирной ассоциации европейских исследований (European Communities Studies Association, ECSA-World).

В конце 1990-х гг. научные сотрудники Института Европы и ряда других академических институтов стали читать лекции по европейской интеграции в региональных университетах, в том числе в Воронеже, Екатеринбурге, НиЖнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Ярославле, Томске, Кемерово и других городах. Их студенты, аспиранты и преподаватели участвовали в летних и зимних Еврошколах, организуемых при поддержке Представительства ЕС в Москве.

Четвертый этап в развитии российской школы европейских исследований развернулся в начале 2000-х годов. От предыдущих его отличают две качественные характеристики: формирование интегрированной исследовательской среды и создание системы вузовского преподавания, включающей соответствующие учебные дисциплины и их методическое обеспечение.

Ключевую роль в создании интегрированной научной среды сыграла Ассоциация европейских исследований. Ныне представители академической науки, учреждений МИД, преподаватели университетов, эксперты различных научных центров активно взаимодействуют друг с другом и осуществляют совместные проекты. [14]. В практику исследовательской работы прочно вошли международные проекты, регулярным стало проведение конференций и издание научных трудов вместе с зарубежными коллегами. География международного сотрудничества включает десятки стран всех частей света. Замечательные возможности открылись перед молодыми учеными, выезжающими на стажировки в лучшие научные центры мира.

Растущий спрос со стороны отечественного бизнеса и государственных органов на специалистов, способных компетентно взаимодействовать с Европейским союзом, породил потребность передачи молодому поколению накопленного багажа научных знаний. Формирование учебной дисциплины «Европейская интеграция» стало важнейшим этапом формирования отечественной научной школы интеграционных исследований.

На этом фоне создание в 2003 г. в МГИМО -одном из старейших университетских центров России по подготовке специалистов международного профиля - первой в России кафедры европейской интеграции явилось необходимым и закономерным шагом. В 2005 г. на майском саммите в Москве Российская Федерация и Европейский союз договорились о совместных действиях по организации учебных программ по проблематике ЕС для российских госслужащих. Для реализации этой цели и в соответствии с «дорожной картой» построения общего пространства науки и образования России и ЕС с сентября 2006 г. начал действовать Европейский учебный институт при МГИМО. С момента основания и до сентября 2012 г. им руководил М.Л.Энтин, ныне институт возглавляет Т.В.Шашихина.

Сегодня, десять лет спустя, преподавание постоянных и элективных курсов по тематике европейской интеграции ведется во множестве российских университетов, активно использующих созданные в МГИМО методические разработки.

Кафедра европейской интеграции МГИМО и ее методика преподавания

Идея создать кафедру европейской интеграции родилась весной 2003 г. у проректора МГИМО Ивана Георгиевича Тюлина - блестящего учено-го-международника, дипломата, выдающегося организатора научных исследований. Инициативу энергично поддержал ректор Анатолий Васильевич Торкунов, решив сформировать кадровый состав из опытных преподавателей МГИМО и ведущих специалистов Академии наук. Тем же летом новые, еще ни разу не опробованные курсы кафедры были включены в расписание лекций и семинаров первого семестра.

Первое неформальное заседание кафедры прошло в августе 2003 г. Из свежеотремонти-рованной комнаты открывался вид на зеленую лужайку с раскидистой липой. Мебели не было, зато на полу стояли нераспечатанные коробки с компьютерами. Усевшись на подоконник, собравшиеся мечтали вслух и строили планы на будущее. Через неделю они вошли в лекционные залы и продиктовали студентам названия новых курсов.

Всестороннюю поддержку молодому коллективу оказывал деканат факультета международных отношений и лично декан профессор Юрий Алексеевич Булатов. Его профессиональные наставления и доброжелательные советы помогли преподавателям воспринять традиции учебно-методической работы МГИМО, освоить присущую вузу стилистику взаимоотношений между студентами и их наставниками, наладить плодотворное взаимодействие со смежными кафедрами. Создание новой кафедры было благожелательно встречено и на факультете международных экономических отношений, в том числе на одноименной кафедре руководимой Н.Н.Ливенцевым, в курсах которой давно и успешно преподавалась тематика экономической интеграции. Тесные контакты установились с кафедрой европейского права и

Институтом европейского права МГИМО. Через три года кафедра активно включилась в магистерские программы и исследовательскую работу вновь созданного Европейского учебного института при МГИМО.

Время создания кафедры пришлось на период, когда в Евросоюз вступала большая группа стран Центральной и Восточной Европы, недавних партнеров СССР по социалистическому лагерю и Совету экономической взаимопомощи (СЭВ). Тема была чрезвычайно актуальной, горячей. Она занимала умы не только специалистов, непосредственно вовлеченных в процесс, - дипломатов, сотрудников министерств и ведомств, но и большого круга экспертов различных профилей, а также широкой общественности. Экспертиза, которой обладали преподаватели кафедры, пользовалась постоянным спросом со стороны государственных органов и СМИ. Особую важность имели вопросы о том, как расширение повлияет на внутреннюю и внешнюю политику Европейского союза и - главное - как оно отразится на России и его взаимоотношениях со старыми и новыми членами ЕС.

Еще не закончив первого учебного года, кафедра приняла смелое решение начать подготовку коллективной монографии. Этот проект должен был стать проверкой сплоченности и научной состоятельности команды. Проект решили делать международным. Часть глав предложили написать коллегам из Венгрии, Польши, Украины, Германии и Франции. Отдельный блок был отдан ученым из Калининграда, который после присоединения Литвы и Польши к Евросоюзу становился российским эксклавом на его территории. Сроки поджимали, работа шла в интенсивном режиме. В общее дело включилась молодая поросль - аспиранты кафедры, взяв на себя перевод, вычитку текстов и составление приложений. Когда осенью 2005 г. 500-страничный фолиант «Расширение Европейского Союза и Россия» ушел в издательство [27], стало очевидно, что кафедра состоялась как творческий коллектив.

С момента своего создания кафедра осваивала целинную область российской высшей школы. Учебной дисциплины «европейская интеграция» не существовало, не было постоянных курсов по этой тематике, равно как и необходимого методического обеспечения. Свою главную задачу кафедра видела в том, чтобы преобразовать накопленные академической наукой знания в университетские дисциплины, которые следовало органично вписать в сложившуюся систему подготовки будущих дипломатов, экономистов, политологов и журналистов.

В настоящее время сотрудниками кафедры разработаны и читаются более 20 учебных курсов на факультетах МО, МЭО, МЖ, ИВЭС, ФП, в магистратуре по направлениям «Зарубежное регионоведение», «Международные отношения» и «Мировая экономика», а также в Международном институте энергетической политики и дипломатии (МИЭП) и в Европейском учебном

институте (ЕУИ). Все они являются авторскими разработками.

Основной упор сделан на преподавании дисциплин по тематике Европейского союза. Главный курс «Европейская интеграция и отношения России и ЕС» читается на факультетах МО, МЭО, МЖ, ИВЭС, - причем всюду в специально разработанной версии, соответствующей профилю подготовки. Целями курса является формирование у студентов комплексного понимания европейского интеграционного процесса, его места в контексте глобальных трендов развития системы МО; изучения механизма функционирования и системы принятия решений ЕС; формирование навыков междисциплинарного анализа в процессе изучения отраслевых политик ЕС, знаний о проблематике и тенденциях развития взаимоотношений России и ЕС.

Более углубленные курсы предлагается в рамках магистерских программ, в частности курсы: «Интеграционные процессы в Европе», «Процесс принятия решений в США и ЕС: сравнительный анализ», «Теории региональной интеграции и международных отношений», «Отношения Рос-сия-ЕС», «Энергетическая политика ЕС». Также преподается ряд курсов по этнополитологии («Этнополитические и межнациональные конфликты в странах Европы и Америки», «Этнос и политика в современной Европе», «Этнополито-логия»); по субрегионам Европы («Особенности интеграционных процессов на Севере Европы», «Геополитические и международные проблемы современной Арктики», «Экономика Восточной Европы»); отраслевым аспектам мировой политики и экономики («Финансовая и энергетическая инфраструктура мировой экономики», «Международная деятельность российских ТНК», «Евроатлантические измерения современных глобальных проблем», «Привлекательность российской экономики для зарубежных инвесторов).

Одними из первых в МГИМО преподаватели кафедры стали применять мультимедийные средства обучения. К основным курсам были подготовлены электронные ридеры и обширные наборы слайдов, собран фонд обучающих видеороликов. В образовательном процессе широко используются новейшие документы Европейского союза и ведущих международных организаций, зарубежные базы данных.

Созданная коллективом кафедры школа преподавания пользуется достойной репутацией в России, ее знают и ценят за рубежом. В 2005 г. кафедра в лице ее заведующей профессора О.В. Буториной получила статус «кафедры Жанна Моне» и соответствующий грант Европейского союза. В 2008 г. кафедра европейской интеграции МГИМО была признана одной из 20 наиболее успешных зарубежных «кафедр Жанна Моне». В 2012 г. аналогичный грант программы «кафедра Жанна Моне» получил новый заведующий кафедрой доцент Н.Ю. Кавешников.

В первые годы работы кафедры основу русскоязычной учебной литературы составляли ин-

формационные издания, коллективные и авторские монографии сотрудников Института Европы РАН и ИМЭМО РАН [13; 12; 3; 6; 34]. Незаменимым подспорьем для студентов и преподавателей в этот период являлось учебное пособие, подготовленное первым постоянным представителем (послом) СССР при Европейском сообществе профессором В.Г.Шемятенковым [33].

Вскоре возникла потребность систематизировать накопленный кафедрой опыт преподавания и подготовить свой собственный учебник, рассчитанный на широкий спектр курсов бакалаврского и магистерского уровней. Концепция и содержание учебника вырабатывались в ходе методических семинаров, проведенных кафедрой на протяжении 2005 - 2006 гг. Одним из центральных стал вопрос о понятии региональной интеграции, ее признаках и свойствах. Выяснилось, что ни одно из существовавших в российской и зарубежной науке определений не удовлетворяло требованиям формальной логики и не отвечало на вопрос о цели региональной интеграции. В итоге кафедра выдвинула свое определение: «региональная интеграция представляет собой модель сознательного и активного участия стран в процессе глобальной стратификации мира».

Разработанная понятийная система легла в основу нового учебника. К его написанию были привлечены лучшие отечественные специалисты, в основном выпускники МГИМО и МГУ. Авторский коллектив включал шесть докторов наук, в том числе двух академиков, 12 кандидатов наук и двух аспирантов кафедры. Работа над текстом продолжалась четыре года. Каждая из 45 глав прошла неоднократное редактирование, вычитку и сверку.

Подготовленный МГИМО в сотрудничестве с Институтом Европы РАН учебник «Европейская интеграция» вышел из печати в последние дни 2010 г. [10]. Согласно грифу, он предназначен для подготовки студентов по специальностям «Международные отношения» и «Зарубежное ре-гионоведение», однако используется практически на всех факультетах МГИМО и во многих вузах страны. В учебнике максимально полно, систе-матизированно и доступно освещается развитие интеграционных процессов в Европе с середины XX в. и до настоящего времени. Особое внимание уделяется роли России, подробно изложены основные направления сотрудничества России и ЕС. Книгу тепло приняли не только студенты, но и экспертное сообщество, ссылки на нее можно найти во многих научных трудах.

Рецензии на учебник появились в журналах «Россия в глобальной политике», «Мировая экономика и международные отношения», «Современная Европа», «Pro et Contra». Директор Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Т.В.Борда-чев писал: «Данная книга стоит на порядки выше большинства работ, посвященных как ЕС в целом, так и отдельным аспектам европейской интеграции или сферам деятельности Европейского со-

юза». Труд авторского коллектива он назвал титаническим, особо отметив сбалансированность и объективность изложения. По его словам, авторы систематизировали огромный материал, «практически ни разу (за небольшими исключениями), не приняв желаемое за действительность, а планы, в деле построения которых так преуспела Европа, за реальные дела» [2].

Рациональный и критический взгляд на изучаемый предмет поставил в заслугу авторскому коллективу историк Александр Кустарев. «Проблема, - пишет он, - не в том, чтобы понять подлинные геополитические мотивы интеграции ЕС, а в том, чтобы решить, стоит ли о них говорить открыто или не стоит. Евроистеблишмент, как мы видим, инстинктивно или, наоборот, продуманно склоняется к тому, чтобы не говорить об этом вслух. Но «посторонние» могут себе это позволить». Рассматривая предложенное в учебнике определение региональной интеграции как средства создания успешной глобальной страты, он отмечает, что «формула, на которой настаивает авторский коллектив, может считаться не только смелой, но и вполне оригинальной. А самое главное - реалистичной и адекватной». [19, с. 199] Серьезный, подробный анализ отдельных частей и глав учебника содержится в рецензии старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН, известного российского испаниста И.Л. Прохоренко. В заключение она писала: «Смелый, поистине грандиозный замысел комплексно и глобально осмыслить европейский интеграционный опыт, с одной стороны, и сам состав авторского коллектива - с другой, придали уникальность рецензируемой работе и предопределили ее успех». По ее мнению, фундаментальность, а также высокая научная и практическая значимость книги делают ее полезной как для специалистов, так и для всех заинтересованных читателей. [26, с. 117.]

О характере отношения авторов к читателям заместитель директора Института Европы РАН А.А. Громыко высказывается следующим образом: «По всем канонам - это классический учебник: он учит, но не поучает». И далее: «Читателю предлагается не толкование истории, а стереоскопический взгляд на неё, учитывающий, насколько это возможно, присущие ей полутона и неоднозначность. Материал выстроен таким образом, чтобы пригласить читателя к размышлению, подтолкнуть его к собственному поиску ответов на сложные вопросы, поставленные историей». Важным представляется его обобщение о месте учебника в развитии отечественной школы европейской интеграции. «Профессионально и качественно написанный коллективный учебник для вузов - один из верных показателей и эталонов того, что в данной области исследований научное сообщество в стране сформировалось и утвердилось. “Европейская интеграция” под редакцией О.В. Буториной со всей убедительностью демонстрирует: европеистика в России не только состоялась, но и создала полный цикл генерирования и воспроизводства научного знания» [9, с. 153 - 154].

Научная работа кафедры европейской интеграции МГИМО

Научная школа кафедры впитала с себя лучшие достижения отечественных интеграционных исследований. Сотрудники кафедры активно публикуются в ведущих отечественных и зарубежных журналах. В сфере политологии работа сосредоточена на исследовании особенностей политической системы Евросоюза, эволюции существующих в нем методов регулирования, развитии процессов гибкой интеграция в ЕС (доцент

Н.Ю. Кавешников, профессор М.В. Стрежнева). Проф. О.В. Буторина является ведущим в России специалистом по вопросам Экономического и валютного союза ЕС. В своих работах она увязывает воедино исследования денежно-кредитной политики ЕС с более широкой тематикой социально-экономического развития ЕС и его конкурентоспособности на мировой арене. На кафедре также работает ее ученица к.э.н. А.Н.Цибулина, специализирующаяся на проблематике валютного союза и стран ЦВЕ. Среди отраслевых политик Евросоюза наиболее активные исследования ведутся в области энергетической политики ЕС (доцент Н.Ю. Кавешников), внешнеторговой политики (профессор М.В. Стрежнева) и регулирования внешних инвестиций (проф. А.В. Кузнецов). Кафедра не замыкается на исследовании проблематики Евросоюза; профессор Л.С. Воронков уже много лет ведет исследования особенностей интеграционных процессов на Севере Европы и международного сотрудничества в Арктике, доцент А.И. Тэвдой-Бурмули специализируется на изучении этнополитической динамики, европейского мультикультурализма и их взаимосвязи с интеграционными процессами в Европе.

Постоянно в фокусе научной деятельности кафедры находятся отношения между Россией и Евросоюзом. Эти исследования носят не только академический характер, экспертные работы сотрудников кафедры востребованы государственными органами и политиками. К примеру, в рамках подготовки и подведения итогов конференции РСМД «Россия - Европейский союз: возможности партнерства» 21 марта 2013 г., в которой приняли участие Председатель Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев и Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэла Баррозу, сотрудниками кафедры был представлен целый ряд материалов, посвященных отдельным аспектам политического и экономического взаимодействия России и Евросоюза [18; 5; 28].

Только за последние три года вышли в свет семь монографий, демонстрирующих широкий круг научных интересов сотрудников кафедры. Монография заведующего кафедрой доцента Н.Ю. Кавешникова (2010) [17] посвящена развитию институциональной структуры Европейского союза. В ней анализируются роль и полномочия институтов ЕС, практика взаимодействия между ними, сосуществующие в рамках ЕС методы управления. Прослеживается трансформация структуры институтов ЕС, имевшая место в связи с изменением

договорной базы ЕС - от Маастрихтского договора до Лиссабонского. В исследовании рассмотрены внутренние и внешние факторы, оказавшие влияние на трансформацию институциональной структуры ЕС, проанализированы вызовы, с которыми она сталкивается на современном этапе.

Книга доцента А.И. Тэвдой-Бурмули «Этно-политическая динамика современной Западной Европы» (2010) [31] посвящена анализу путей формирования этнополитической реальности сегодняшней Европы. В фокусе исследования -проблематика роста националистической активности титульных этнических групп европейских стран, усиление этнополитической активности коренных этнических меньшинств, этнополити-ческие последствия иммиграционного бума.

В исследовании профессора М.В. Стрежневой (2011) [30] современная международная практика рассмотрена сквозь призму понятия политического пространства. В данном случае речь идет о транснациональном пространстве, где привычные рамки национальной политики преодолеваются по горизонтали (постсоветское, европейское и трансатлантическое пространство) и/или по вертикали (многоуровневое управление). На примере Евросоюза более детально представлена роль политических сетей в оформлении транснационального управления.

Изданная в ЕУИ при МГИМО монография доцента О.Ю. Потемкиной (2011) [25] представляет собой комплексное исследование всех аспектов создания пространства свободы, безопасности и правосудия, а также его внешнего измерения. Прослежена институциональная эволюция пространства в сторону расширения компетенции его наднациональной/коммунитарной составляющей. Проанализировано формирование внешнего измерения внутренней безопасности ЕС - совместное противодействие организованной преступности, на примере отношений с США, Балканскими странами, а также в рамках «политики соседства». Особое внимание уделено исследованию места и роли России в создании пространства, определены принципы, на основе которых Россия готова участвовать в формировании европейского пространство свободы, безопасности и правосудия.

В работе профессора Л.С. Воронкова «Хельсинский процесс и европейская безопасность. Что дальше?» (2012) [8] прослежена эволюция Хельсинкского процесса за годы холодной войны, проведен анализ его приспособления к условиям постконфронтационной Европы. Особое внимание уделено выявлению слабостей Хельсинкского процесса и обоснованию актуальности заключения нового договора о европейской безопасности. Дается критическая оценка современного состояния каждой из трех «корзин» Хельсинкского процесса, анализ его развития в целом и предлагаются альтернативы участию России в ОБСЕ в деле укрепления европейской безопасности.

В последней книге профессора М.В. Стрежневой (в соавторстве с И.Л. Прохоренко, 2013) [29] рассматривается политический процесс вы-

работки, принятия и имплементации решений по функционированию Единого внутреннего рынка и Экономического и валютного союза. Представлены три основных метода экономического управления в ЕС, а именно: управление наднациональное правовое, финансовое (бюджетное) и координация национальных курсов экономической политики, что дает основание судить о возможной дальнейшей политико-организационной эволюции ЕС.

Изданный под редакцией профессора О.В. Буториной справочник «Международные экономические отношения. Базовые параметры» (2013) [21] дает комплексное представление о количественных параметрах современной мировой экономики и международных экономических отношений; представляет четкие и подробные инструкции о том, как пользоваться базами данных; содержит обзор важнейших макроэкономических показателей и правил их интерпретации.

Сотрудники кафедры приняли активное участие в изданной Институтом Европы РАН коллективной монографии «Европейский Союз в XXI веке: время испытаний» (2012) под общей редакцией зав. Отделом исследований европейской интеграции О.Ю. Потемкиной [11]. В книге проведен комплексный анализ итогов развития ЕС за первое десятилетие XXI в., показаны его достижения, внутренние и внешние проблемы,

выявлены новые тенденции развития ЕС, сделана попытка оценить перспективы развития Евросоюза. Проведенные исследования демонстрируют, что вызовы и проблемы в развитии Евросоюза представляют безусловный интерес и имеют большое значение для России как в контексте многоплановых двусторонних отношений, так и с точки зрения набирающих силу интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Одним из соредакторов монографии стал зав. кафедрой

Н.Ю. Кавешников; книгу открывает его постановочная глава о новом облике Евросоюза после вступления в силу Лиссабонского договора. Также в книгу вошли главы профессора А.В. Кузнецова «Экономические связи России и ЕС» и доцента А.И. Тэвдой-Бурмули «Настоящее и будущее европейского мультикультурализма».

Краткий обзор основных публикаций демонстрирует основные особенности сложившейся на кафедре научной школы исследований европейской интеграции: комплексный междисциплинарный подход; связь теоретического анализа и практического знания; стремление, не замыкаясь на имеющем много специфических черт опыте Евросоюза, отразить все многообразие интеграционных процессов на континенте; синергия академических исследований и педагогической деятельности; активное участие в международной научной дискуссии.

Список литературы

1. Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики. М., 1983.

2. Бордачев Т.В. Европейская интеграция. // Россия в глобальной политике, 2011, № 1 январь - февраль. Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/book/Evropeiskaya-integratciya-15116 Дата обращения

20.06.2013.

3. Борко Ю.А. От европейской идеи - к единой Европе. М.: Деловая литература, 2003.

4. Борко Ю.А. Победа научного подхода над подходом идеологическим. Режим доступа: www.mgimo. ru/uploads/files/Борко_интервью_09.doc Дата обращения: 20.06.2013.

5. Буторина О.В. ЕС и Россия: партнерство без стратегии. // сайт Российского совета по международным делам, 5 апреля 2013 г. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1763#top Дата обращения:

20.06.2013.

6. Буторина О.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Деловая литература, 2003.

7. Визит Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева во Францию. 2 - 5 октября 1985 года. Документы и материалы. М: Издательство политической литературы, 1985.

8. Воронков Л.С. Хельсинский процесс и европейская безопасность. Что дальше? Учеб. пособие. - М.: МГИМО-Университет, 2012.

9. Громыко Ал.А. Европейская интеграция - такая молодая и такая давняя тема // Современная Европа, 2011, № 2. С 153 - 158.

10. Европейская интеграция: учебник / Под ред. О.В.Буториной. М.: Деловая литература, 2011.

11. Европейский Союз в XXI веке: время испытаний. / Под ред. О.Ю. Потемкиной (отв. ред.), Н.Ю. Кавеш-никова, Н.Б. Кондратьевой. - М.: «Весь мир», 2012.

12. Европейский Союз на пороге XXI века. Выбор стратегии развития. / Под ред. Ю.А.Борко (отв. ред.) и

О.В.Буториной. М.: УРСС, 2001.

13. Европейский Союз. Справочник - путеводитель. / О.В. Буториной (отв. ред.), Ю.А.Борко, И.Д.Иванова. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Деловая литература, 2003.

14. Буторина О.В. Российская ассоциация европейских исследований // Блог О.В. Буториной. 22.05.2010. URL: http://olga-euro.livejournal.com/21556.html

15. Журкин В.В., Шмелев Н.П. Нам двадцать лет // Современная Европа. 2008. № 2. C. 5-6.

16. Иван Георгиевич Тюлин (1947 - 2007) // Международные процессы, 2007. - т. 5. - № 2 (14). Режим доступа: http://www.intertrends.ru/fourteen/020.htm Дата обращения 20.06.2013.

17. Кавешников Н.Ю. Трансформация институциональной структуры Европейского союза. -М.: МГИМО-У-ниверситет, Навона, 2010, 480 с.

18. Кавешников Н.Ю. Экономический фундамент отношений между Россией и ЕС пока недостаточно крепок. // сайт Российского совета по международным делам, 7 мая 2013 г. Режим доступа: http:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=1791#top Дата обращения: 20.06.2013.

19. Кустарев А. Европейская интеграция. Учебник // Pro et Contra 2012, Июль - октябрь. С. 198 - 201.

20. Максимова М.М. Европеистика - интереснейшая область исследований. Интервью 25 августа 2008 г. Режим доступа: http://olga-euro.livejournal.com/79158.html Дата обращения: 20.06.2013.

21. Международные экономические отношения. Базовые параметры: Справочник / под ред. О.В. Буториной. —М.: Весь мир, 2013.

22. О создании «Общего рынка» и Евратома // Мировая экономика и международные отношения, 1957, № 1. С. 83-96.

23. «Общий рынок» и рабочий класс / Под ред. А.М. Румянцева. М., 1960.

24. Очерки истории Министерства иностранных дел России / Под ред. Иванова И.С. (гл. ред.) и др. В трех томах. Т. 2. М.: ОЛМА-Пресс, 2002.

25. Потемкина О.Ю. Пространство свободы, безопасности и правосудия Европейского союза. М., 2011.

26. Прохоренко И. Европейский союз: опыт структурирования транснационального пространства. // Мировая экономика и международные отношения, 2011, № 11. С. 111 - 117.

27. Расширение Европейского Союза и Россия / Под ред. О.В.Буториной, Ю.А. Борко. М.: Деловая литература, 2006.

28. Стрежнева М.В. Евразийская интеграция в контексте партнерства Россия-ЕС. // сайт Российского совета по международным делам, 15 марта 2013 г. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1546#top Дата обращения: 20.06.2013.

29. Стрежнева М.В., Прохоренко И.Л. Управление экономикой в Европейском союзе: Институциональные и политические аспекты. - М.: ИМЭМО РАН, 2013.

30. Транснациональные политические пространства: явление и практика / под ред. М.В. Стрежневой. -М.: Весь Мир, 2011. - 376 с.

31. Тэвдой-Бурмули А.И. Этнополитическая динамика современной Западной Европы. - М.: МГИМО-У-ниверситет, 2010.

32. Черкасов П. П. ИМЭМО. Портрет на фоне эпохи. - М.: Весь Мир, 2004.

33. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2003.

34. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М.: НП «III тысячелетие», 2001.

35. Экономические проблемы «Общего рынка» /Под ред. Е.Л.Хмельницкой. М.: Соцэкгиз, 1962.

Об авторах

Буторина Ольга Витальевна - д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института Европы РАН; профессор кафедры европейской интеграции МГИМО(У) МИД России. E-mail: e_integration@mail.ru

Кавешников Николай Юрьевич - к.полит.н., доцент, Заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО(У)

МИД России; ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. E-mail: n.kaveshnikov@inno.mgimo.ru

TEN YEARS OF THE DEPARTMENT OF EUROPEAN INTEGRATION IN MGIMO-UNIVERSITY

O.V.Butorina, N.Y. Kaveshnikov

Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract: Ten years anniversary of the Department of European Integration in the MGIMO-University gives an opportunity to sum up Department's achievements and to define the place of the Department in the Russian academic school of European integration studies. The paper consists of three parts. The first presents history the national school of European Integration Studies, since the department of the European Integration in MGIMO-University is an integral part of this scientific school. Authors identify four periods: the formation period (1957 -1962), the Soviet period of academic research (1962 -1985), the Russian period within the framework of growing national and international contacts between researchers (1986 - 2000) and the current period, which is characterized by an integrated research environment and a system of university teaching (since early 2000s). The second part describes the process of establishing of the Department and its teaching methods, based on a multidisciplinary approach, strong interplay between teaching and research and integration into the global environment. Authors outline the process of preparation of the first Russian university textbook on European integration, describe its concepts and present opinions of the referees. The third part provides an overview of research activities of the Department and points at main published monographs.

Key words: MGIMO-University, Department of European Integration, Russian school of European Studies, Jean Monnet Chair.

References

1. Baranovskiy V.G. Politicheskaia integratsiia v Zapadnoi Evrope. Nekotorye voprosy teorii i praktiki [Political integration in Western Europe. Some theoretical and practical questions]. Moscow, Nauka Publ., 1983. 262 p.

2. Bordachev T.V. European Integration. Rossiia v global'noi politike [Russia in Global Affairs], 2011, no. 1. Available at: http://www.globalaffairs.ru/book/Evropeiskaya-integratciya-15116. Accessed June 20, 2013. (in Russ.).

3. Borko Iu.A. Ot evropeiskoi idei - k edinoi Evrope [From European Idea to the United Europe]. Moscow, Delovaia literature Publ, 2003. 464 p.

4. Borko Iu.A. The victory of scientific approach over the ideology. Available at: www.mgimo.ru/uploads/files/Borko_ intervju_09.doc. Accessed June 20, 2013.(in Russ.).

5. Butorina O.V. EU and Russia: Partnership without a strategy. Russian International Affairs Council website. Available at: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1763#top. Accessed June 20, 2013. (in Russ.).

6. Butorina O.V. Mezhdunarodnye valiuty: integratsiia i konkurentsiia [International currencies: Integration and competition]. Moscow, Delovaia literature Publ., 2003. 368 p.

7. Vizit General'nogo sekretaria TsK KPSS M.S. Gorbacheva vo Frantsiiu. 2-5 oktiabria 1985 goda. Dokumenty i materialy [Visit of the General Secretary of the CPSU Central Committee Mikhail Gorbachev to France. 2-5 October 1985. Documents and materials]. Moscow, Polit. Lit. Publ., 1985. 96 p.

8. Voronkov L.S. Khel'sinskii protsess i evropeiskaia bezopasnost'. Chto dal'she? [Helsinki process and European security. What next?]. Moscow, MGIMO-Univ. Publ., 2012. 320 p.

9. Gromyko Al.A. European integration - such a young, and such a long-standing issue]. Sovremennaia Evropa [Contemporary Europe], 2011, no. 2, pp. 153-158. (in Russ.).

10. Butorina O.V., ed. Evropeiskaia integratsiia [European Integration]. Moscow, Delovaia literatura Publ., 2011. 720 p.

11. Evropeiskiy Soyuz v XXI veke: vremya ispytaniy [European Union in 21st century: Time of trials]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2012. 656 p.

12. Evropeiskii Soiuz na poroge XXI veka. Vybor strategii razvitiia [European Union on the eve of the 21st century. The choice of strategy]. Moscow, URSS Publ., 2001. 472 p.

13. Evropeiskii Soiuz. Spravochnik-putevoditel' [European Union. A guidebook]. Moscow, Delovaia literatura Publ., 2003. 272 p.

14. Butorina O.V Russian European Studies Association // O.V. Butorina's Web log at Livejornal.com. 22.05.2010. URL: http://olga-euro.livejournal.com/21556.html (in Russ.).

15. Shmelev N.P., Zhurkin V.V. We are twenty years old. Sovremennaia Evropa, [Contemporary Europe], 2008, no. 2, pp. 5-6. (in Russ.).

16. Ivan Georgievich Tiulin (1947 - 2007). Mezhdunarodnye protsessy [International Trends], 2007, vol. 5, no. 2 (14). Available at: http://www.intertrends.ru/fourteen/020.htm. Accessed June 20, 2013.(in Russ.).

17. Kaveshnikov N.Iu. Transformatsiia institutsional'noi struktury Evropeiskogo soiuza [Transformation of the Institutional Structure of the European Union]. Moscow, Navona Publ., 2010. 480 p.

18. Kaveshnikov N.Iu. Economic basis of EU-Russia relations is not strong enough. Russian International Affairs Council website. Available at: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1791#top. Accessed June 20, 2013. (in Russ.).

19. Kustarev A. European integration. A textbook. Pro et Contra, 2012, July-October, pp. 198-201. (in Russ.).

20. Maksimova M.M. European studies - a very interesting area of research. Interview 25 August, 2008. Available at: http://olga-euro.livejournal.com/79158.html. Accessed June 20, 2013. (in Russ.).

21. Butorina O.V., Galkin S.A., Tkachev V.N. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniia. Bazovye parametry [[International economic relations. Basic parameters]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2013. 133 p.

22. On the formation of the "Common Market" and the EAEC. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia [World Economy and International Relations], 1957, no. 1, pp. 83-96. (in Russ.).

23. Rumiantsev A.M., ed."Obshchii rynok"i rabochii klass [The"Common market"and the working class]. Moscow, 196o.

24. Ivanov I.S., e.a., ed. Ocherki istorii Ministerstva inostrannykh del Rossii. V trekh tt. [Studies in the History of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. In 3 vols.]. Moscow, OLMA-Press Publ., 2002, vol. 2. 624 p.

25. Potemkina O.Y. Prostranstvo svobody, bezopasnosti i pravosudiia Evropeiskogo soiuza [Area of freedom, security and justice of the European Union]. Moscow, Grif i K Publ., 2011. 367 p.

26. Prokhorenko I. European Union: The experience of structuring of a transnational space. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia [World Economy and International Relations], 2011, no. 11, pp. 111-117.

27. Butorina O.V., Borko Iu.A., eds. Rasshirenie Evropeiskogo Soiuza i Rossiia [The Enlargement of the European Union and Russia]. Moscow, Delovaia literatura Publ., 2006. 568 p.

28. Strezhneva M.V. Eurasian integration in the context of EU-Russia partnership. Russian International Affairs Council website. Available at: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1546#top. Accessed June 20, 2013. (in Russ.).

29. Strezhneva M.V., Prokhorenko I.L. Upravlenie ekonomikoi v Evropeiskom soiuze: Institutsional'nye i politicheskie aspekty [Economic management in the European Union: Institutional and political aspects]. Moscow, IMEMO RAN Publ., 2013. 155 p.

30. Strezhneva M.V., ed. Transnatsional'nye politicheskie prostranstva: iavlenie i praktika [Transnational political spaces: Theory and practice]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2011. 376 p.

31. Tevdoi-Burmuli A.I. Etnopoliticheskaia dinamika sovremennoi Zapadnoi Evropy [Ethnopolitical dynamic of contemporary Western Europe]. Moscow, MGIMO-Univ. Publ., 2010. 158 p.

32. Cherkasov P.P. IMEMO. Portret na fone epokhi [Institute of World Economy and International Relations. Portrait against the background of the epoch]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2004. 572 p.

33. Shemiatenkov V.G. Evropeiskaia integratsiia [European integration]. Moscow, Mezhdunar. otnosheniia Publ., 2003. 400 p.

34. Shishkov Iu.V. Integratsionnye protsessy na poroge XXI veka. Pochemu ne integriruiutsia strany SNG [Integration processes on the threshold of the 21st century. Why CIS countries do not integrate]. Moscow, III Tysiacheletie Publ., 2001. 480 p.

35. Khmel'nitskaia E.L., ed. Ekonomicheskie problemy "Obshchego rynka" [Economic problems of the Common Market]. Moscow, Sotsekgiz Publ., 1962. 511 p.

About the authors

Olga V. Butorina - Doctor of economics, Professor, principal researcher at the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences; professor of the Department of European Integration, MGIMO-University. Email: e_integration@mail.ru

Nikolay Y. Kaveshnikov - Ph.D. in political science, Head of Department of European Integration Studies, MGIMO-University; Leading Research Fellow in the Institute of Europe RAS. E-mail: n.kaveshnikov@inno.mgimo.ru