Научная статья на тему 'Эволюция денег от полноценных до электронных и возможности оценки современных тенденций интеграции финансового и инфокоммуникационого рынков (постановка проблемы)'

Эволюция денег от полноценных до электронных и возможности оценки современных тенденций интеграции финансового и инфокоммуникационого рынков (постановка проблемы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция денег от полноценных до электронных и возможности оценки современных тенденций интеграции финансового и инфокоммуникационого рынков (постановка проблемы)»

в глазах покупателей, расширение присутствия на рынке, увеличение объема продаж и стоимость бренда;

3. Привлечение капитала - польза социальных инвестиций определяется тем, насколько социальные программы повлияли на репутацию компании в глазах инвестиционного сообщества, оценку качества корпоративного управления.

Результаты независимой оценки социальных программ, опубликованные в виде отчетов, могут служить доказательством того, что корпоративные программы нацелены на социальный эффект, а не носят исключительно имиджевый характер. Эти результаты могут также продемонстрировать масштаб корпоративных инвестиций, зачастую сопоставимый с социальными затратами из государственного бюджета.

Социальные инвестиции расширяют долгосрочные перспективы бизнеса, способствуют формированию стратегического партнерства с некоммерческим и государственным секторами и росту доверия к бизнесу.

Библиографический список

1. Аналитический отчет по результатам социологического исследования «Состояние делового климата в России» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/184/ (дата обращения 06.07.2011).

2. Доклад о социальных инвестициях в России -2008. Интеграция КСО в корпоративную стратегию / под ред. Ю. Е. Благова, С. Е. Литовченко, Е. А. Ивановой - М.: Ассоциация менеджеров, 2008. - 92 с.

3. Ненашев Н. Как оценить эффективность социальных корпоративных программ // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - №10. - С. 7-9.

Naumova I. V.

ESTIMATION OF EFFICIENCY OF SOCIAL PROGRAMS: MAIN METHODS AND DIRECTIONS

In this article author made the analyze of social research about relationship of entrepreneurships to social responsibility and structure analyze of social investments of Russian companies. Author made a review of methods of estimation of social programs' efficiency and indicators of estimation financial and social effect of internal and external programs of company. There was an analyze of influence of social investments to the main organization business process.

Keywords: Corporate Social Responsibility, social investments, social programs, estimation of efficiency of social programs

УДК 336.74

Бабаев Д. Б., Борисов В. В.

ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕГ ОТ ПОЛНОЦЕННЫХ ДО ЭЛЕКТРОННЫХ И ВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ИНТЕГРАЦИИ ФИНАНСОВОГО И ИНФОКОММУНИКАЦИОНОГО РЫНКОВ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

В статье в разных ракурсах описываются эволюция денег от полноценных до электронных и сопутствующие этому процессы в рамках интеграции финансового и инфокоммуникационного рынков. Ключевые слова: деньги, электронные деньги, финансовый рынок, инфокоммуникационный рынок.

В настоящее время в современной экономике имеет место ряд интересных процессов (как на микро-, так и на макроуровне), которые прямо или косвенно связаны с использованием (и, конечно, развитием) электронных денег и инструментов, похожих на электронные деньги по ряду свойств либо же связанных с ними. Описание и

исследование этих процессов возможно, с одной стороны, через выявление сущности, роли, функций и иных свойств соответствующих инструментов, с другой стороны, можно выявить микро- и макрозависимости, которые привели к образованию электронных денег и аналогичных инструментов (в этом случае требуется доказать, что

130

© Бабаев Д. Б., Борисов В. В., 2011

Эволюция денег от полноценных до электронных..,

электронные деньги и эти инструменты являются адекватными изменениям, происходящим в экономике, в том числе изменениям, связанным с глобализацией). Постановка проблемы в этом случае может выглядеть следующим образом.

Можно говорить о постепенной трансформации «классических» (полноценных) денег, связанных с золотом. Процесс этот шел столетиями. Существует несколько разных подходов к описанию подобной трансформации (эволюции). По нашему мнению, эту эволюцию в научном плане можно представить «послойно» (в одни и те же промежутки времени существуют разные «слои» эволюции, и их можно рассматривать в аналитических целях либо каждый самостоятельно, либо рассмотрение может идти в рамках взаимоотношений между «слоями»).

В нашем описании в целом эволюция выглядела следующим образом и шла по следующим направлениям в зависимости от формы и характера оборота, носителей и т.п. (цифровая градация представлена нами лишь для облегчения формализации перечня):

1) полноценные деньги - долговые расписки -векселя - бумажные деньги - безналичные деньги - электронные деньги и соответствующие им инструменты (включая «виртуальные деньги»);

2) полноценные деньги - долговые расписки -векселя - долевые и долговые ценные бумаги (основные) - производные ценные бумаги - финансовые инструменты, не являющиеся ценными бумагами - суррогаты ценных бумаг - электронные деньги - финансовые инструменты, связанные с электронными деньгами;

3) локальные деньги - национальные деньги -региональные (межстрановые) деньги - мировые деньги - мировые деньги в условиях глобализации (новое явление);

4) деньги, имеющие внутреннюю стоимость -деньги-знаки стоимости - деньги-символы стоимости - кредитные деньги - деньги-суррогаты -деньги-титульные знаки;

5) золото, драгоценные металлы и другие вещи, концентрирующие большую внутреннюю стоимость - записанный на бумажном или ином аналогичном носителе текст, содержащий некие близкие к деньгам по сущности гарантии, при этом носитель выступает лишь как передаточное звено и не имеет большой внутренней стоимости - «учетные записи», характеризующие наличие денег (или аналогичных инструментов), но

еще больше оторвавшиеся от них по сути - электронные деньги и аналогичные инструменты, которые могут быть как связаны с носителем (карточкой и т.п.), так и не связаны с ним (используются и хранятся как «серверные» деньги и инструменты);

6) деньги, исполняющие пять (по мнению отдельных ученых - три-четыре) классических функций как «единые» деньги - ценные бумаги и аналогичные денежные суррогаты, исполняющие лишь одну и или ряд функций - деньги и ценные бумаги, разделенные по «видам» в порядке специализации на отдельных функциях (или группах функций);

7) деньги, применявшиеся племенами в «до-государственный» период - государственные деньги - частные деньги - интеграция «государственных» и «частных» денег и т.п.

Следует отметить также, что рассмотрение «слоев» эволюции за последние десятилетия без рассмотрения интеграционных связей в научном плане будет непродуктивным - необходимо рассматривать основные изменения «в параллелизме».

Отдельно можно говорить об эволюции «носителей» неполноценных денег (они используются как для «фиксации» свойств неполноценных денег, так и для перемещения неполноценных денег). Эта эволюция связана прежде всего с так называемыми «информационными революциями», но их взаимоотношение в целом - это тема отдельного исследования.

Два слова об «информационных революциях». Ныне общепринятым считается, что можно выделять пять «информационных революций»:

1) появление человеческого языка (с его помощью люди избрали «первичные носители» для «классических денег»);

2) появление письменности (свойства денег можно было зафиксировать и стандартизировать письменно, а на самих деньгах, например на деньгах из драгоценных металлов, сделать важные для денег обозначения - обозначить, например, их номинал; с этой революцией связано и появление долговых расписок, а впоследствии и ценных бумаг);

3) изобретение и внедрение печатного станка (это было важно уже для неполноценных бумажных денег - печатный станок позволил массово изготавливать относительно идентичные «копии» бумажных денег);

4) изобретение средств передачи информации на относительно большие расстояния с минимальной временной задержкой - здесь в первую очередь вспоминают телеграф и телефон (передача сообщений о платежах - удобно для более широкого использования безналичных денег, эти сообщения - провозвестники будущих электронных денег и аналогичных инструментов);

5) изобретение компьютеров и Интернета (это привело, в частности, к частичной «виртуализации» современной экономики, для которой и нашлись адекватные инструменты - электронные деньги и сходные с ними финансовые инструменты).

В некоторых случаях можно говорить о том, что деньги (а также их суррогаты и аналогичные инструменты), появившиеся позже по времени, повторяют в процессе эволюции путь, который ранее был пройден иными деньгами: например, мировые деньги повторяют путь, пройденный национальными деньгами; «частные» деньги повторяют путь, уже пройденный «государственными» деньгами; электронные (и «виртуальные») деньги повторяют путь, пройденный наличными и безналичными деньгами и т.п. Похожую эволюцию мы можем наблюдать и в развитии ценных бумаг: первоначально ценные бумаги лишь заменяли наличные и безналичные деньги (в движении исполнялись лишь функции «классических» денег или аналогичные) и лишь затем ценные бумаги вышли на самостоятельную стезю; при «виртуализации» экономики ценные бумаги первоначально лишь переносили в «виртуальную» часть экономики уже сложившиеся отношения и лишь позже стали полностью использоваться преимущества «виртуализации».

Исследуя развитие электронных денег и аналогичных инструментов, мы приходим к выводу, что в макроэкономическом плане их эволюция тесно связана с интеграцией совершенно разных рынков, которая обусловлена определенной совокупностью причин (о них мы поговорим ниже). Данную интеграцию, которую можно отследить, удобно было бы исследовать в рамках междисциплинарного подхода.

С одной стороны, можно говорить об эволюции финансового рынка вообще и денежного рынка в частности; особо следует сказать и об эволюции рынка ценных бумаг. В частности, имеют место значительные перераспределительные процессы в рамках этих рынков, инструмен-

ты этих рынков становятся в значительной степени взаимозаменяемыми (с точки зрения оборота и т.п.), а часть инструментов исполняет «классические» и относительно «новые» функции денег.

С другой стороны, можно говорить об эволюции рынков информации и коммуникации (иногда их объединяют в единый инфокомму-никационный рынок). Чисто технически эволюция идет в плане увеличения скорости доставки и обработки информации и в плане увеличения объёмов перерабатываемой информации и широты охвата информации; улучшаются также информационные стандарты, в том числе стандарты безопасности. В экономическом плане положение несколько иное - можно говорить в первую очередь об интеграции рынков финансовых и инфокоммуникационных услуг сразу в нескольких «слоях»:

1) востребованность инфокоммуникационных услуг со стороны финансовых организаций (и посредников в сфере приема-передачи и обработки информации) ведет к появлению новых услуг и новых секторов данных рынков, увеличению спектра услуг, удешевлению отдельных видов услуг (например, удешевляется стоимость и скорость передачи единицы информации) и одновременно к относительной фиксации цен на другие услуги (например, время передачи информации; отметим, что «сговоры» и ситуации с точки зрения конкуренции здесь могут быть чисто монопольного типа, олигопольного типа или могут иметь вид монополистической конкуренции);

2) можно говорить о том, что в этих условиях финансовая услуга в рамках инфокоммуникаци-онного рынка и в рамках финансового рынка превратилась в особый вид продукта, отличающегося от традиционного финансового продукта (современная наука уже обратила на это внимание);

3) имеет место появление структур, которые субъекты финансового рынка и рынка инфоком-муникационных услуг организуют совместно, используя преимущества разделения труда и накопленный опыт (к ним относятся некоторые платежные системы, сети и системы передачи данных и т.п.; основные сложности заключаются в согласовании требований, роли, прав и обязанностей участников, хотя все это и преодолимо); иногда здесь имеют место и венчурные проекты; интеграция банков и телекоммуникационных компаний иногда приобретает весьма причудливые формы;

Эволюция денег от полноценных до электронных..

4) возникают любопытные слияния и поглощения, когда либо инфокоммуникационные фирмы приобретают финансовые организации (иногда полностью, но обычно речь идет о долях в капитале), либо, что бывает гораздо чаще, финансовые организации приобретают долю в инфо-коммуникационных организациях (не в последнюю очередь для того, чтобы застраховать себя от рисков инфокоммуникационного рынка, обеспечить большую надежность, скорость передачи и конфиденциальность информации и т.п.); в определенной степени можно говорить об интеграции банков и телекоммуникационных кампаний;

5) в целях экономии на издержках (главным образом), в целях экономии времени обработки информации и т.п. структуры, связанные с финансовым рынком, либо инфокоммуникацион-ные структуры создают собственные платежные системы либо другие структуры и инструменты финансового типа, но на базе инфокоммуника-ционных систем; отметим, что при проведении платежей через электронные платежные системы часто возможно проведение как микроплатежей (такие платежи небольших в денежном выражении сумм через банки неудобны ввиду высокой по сравнению с размером платежа банковской комиссией), так и платежей, включающих части некратного минимальной величине денежной единицы размера (доли цента, доли пенса, доли копейки и т.п.);

6) инфокоммуникационные структуры сами могут выходить на финансовый рынок с отдельными предложениями об услугах финансового типа (как правило, это услуги, не требующие специального лицензирования);

7) может иметь также место частичный или полный аутсорсинг услуг (включая использование аутстаффинга), когда под брендами одних фирм реально услуги исполняют другие, специально нанятые фирмы или даже физические лица (последнему значительно способствуют работа на удаленных рабочих местах через Интернет, удаленное администрирование и т.п.);

8) отдельные денежно-финансовые структуры создают собственную инфраструктуру, связанную с передачей и обработкой информации (биржи, банки и т.п.); отметим, впрочем, что по большей части создавать такие структуры приходится хотя бы при частичном (возможно, неформальном) участии организаций инфокоммуникацион-ного рынка;

9) отдельные финансовые инструменты, задуманные первоначально как инструменты с относительно узкими функциями, например банковские карты, становятся относительно универсальными (социальные карты и аналогичные карты на самом деле представляют собой банковские карты отдельных банков, изготовляемые и используемые в рамках обычных банковских технологий - использование магнитных полос, чипов, терминалов оплаты и т.п. производится как для обычных банковских карт); возникают также схожие инструменты - карты проезда, карты скидок, карты на заправку топливом, карты на скидки в торговых сетях и т.п., которые уже достаточно часто по сути и функциям повторяют банковские карты (включая, например, кредитование или использование страховых депозитов); в «виртуальной» финансовой сфере появляются и соответствующие виртуальные инструменты (например, в рамках ряда электронных платежных систем можно купить «виртуальные кредитные карты Виза» или иные виртуальные кредитные карты, которые затем и используются в этих системах), появляются и иные подобные инструменты, связанные с электронными деньгами и соответствующими платежными системами;

10) банковские терминалы (автоматы), которые первоначально выступали лишь как средство выдачи наличных, исключительно быстро стали многофункциональными (часть банков, наоборот, их специализировала, другие же банки используют как многофункциональные терминалы, так и специализированные) и стали важным каналом интеграции финансового и инфокоммуни-кационного рынков (например, позволяют вносить на счета и получать со счетов деньги, оплачивать коммунальные платежи, заносить деньги на счета электронных платежных систем и т.п.);

11) многофункциональность каналов связи, с одной стороны, привела к появлению дублирующих систем, что повысило надежность связи и увеличило возможности передачи информации, в том числе разнородной, с другой стороны, увеличило выбор; например, для совершения платежей в рамках электронной платежной системы обычное физическое лицо может использовать либо доступ к Интернету путем кабельного подключения (широкополосного или иного), путем телефонного подключения через проводные линии связи (обычного модемного подключения или подключения на принципах разделения час-

тот), путем использования подключения сотовой связи, путем использования комбинированного подключения через пару «телефон-спутник» в рамках асинхронного подключения, путем использования спутниковой связи (типа Иридиум или иной), путем использования спутникового телевидения (с обратной связью) и т.п., либо можно использовать доступ непосредственно к платежной системе (ресурсам банка) без использования Интернета (через проводной или сотовый телефон и т.п.);

12) появились также устройства дистанционной оплаты, когда объект, за передвижение которого необходимо заплатить, перемещается мимо терминалов оплаты и необходимая сумма «списывается» с использованием установленного на объекте устройства (применяется для судов, легковых и грузовых автомобилей и т.п.); в этом случае совершение платежа полностью автоматизировано и не требует присутствия человека (на сегодняшний день это одна из самых «продвинутых» в техническом отношении схем оплаты, однако сами характеристики совершаемого платежа могут быть разными - возможны использование предоплаченных инструментов, кредитование на разный срок и т.п.);

13) появляется большое количество платежных интеграторов и тому подобных структур, которые в дополнение к обычным функциям финансовых институтов (или вместо них) осуществляют конвертацию платежей (как правило, как в реальных валютах, так и в валютах разных электронных платежных систем, в том числе без комиссии для плательщика), объединение электронных и иных платежных систем в одну (часто «виртуальную») сеть платежей, когда, например, оплата производится в одной валюте, а интегратор сам перераспределяет платежи так, чтобы были использованы необходимые валюты, в том числе и электронные деньги; возможны и иные варианты; ниже мы также особо остановимся на интегрирующей роли платежей с сотовых телефонов (в рамках соответствующих платежных систем) и на интегрирующей роли платежных терминалов;

14) относительно недавно, буквально в последние несколько лет, резко возросла роль платежей через электронные платежные системы сотовой связи; эволюционировала эта система в несколько этапов, при этом важная роль отводилась SMS как сигналам прямой-обратной связи; в настоящее время в рамках данной системы возможно и

временное кредитование абонентов (фактически на любые нужды), хотя следует отметить, что в целом в системах сотовой связи действует принцип предоплаты услуг - поэтому обычно получается, что система кредитует одних пользователей сотовой связи за счет других пользователей и здесь далеко до чисто банковского кредитования; система сотовой связи в настоящее время позволяет проводить исключительно большое число платежей, начиная от оплаты товаров и услуг и кончая оплатой коммунальных платежей и оплатой проезда в метро; отметим, что споры между операторами сотовой связи пока не позволяют говорить о единой платежной системе сотовой связи для РФ, хотя в этом направлении отмечены определенные подвижки; будущее электронных платежных систем сотовой связи представляется достаточно перспективным;

15) по-видимому, весьма перспективно и будущее платежных терминалов разных систем (как самостоятельных, так и «встроенных» в иные терминалы, например в терминалы, связанные с оказанием услуг); использование платежных терминалов начиналась, как известно, лишь с оплаты услуг отдельных операторов сотовой связи (улучшению перспектив этих терминалов способствовало и фактическое приравнивание в 2011 г. платежных терминалов к кассовым аппаратам); в настоящее время терминалы также стали многофункциональными - некоторые из них позволяют проводить почти любые платежи (здесь все определяется организацией - владельцем терминала); появившиеся терминальные сети позволили сократить издержки на обслуживание терминалов и расширить количество принимаемых платежей (при установке и обслуживании терминалов широко применяются системы типа франчайзинговых);

16) отметим также, что есть и иные «слои» и инструменты интеграции; темой отдельного исследования является и глобализация вышеперечисленных рынков.

Анализ в рамках вышеуказанных «слоев» с выделением сущности, функций и иных признаков электронных и иных денег (и их суррогатов) и соответствующих им платежных систем представляется достаточно продуктивным и исследования в этом направлении необходимо продолжать.

Библиографический список

1. Кочергин Д. А. Электронные деньги: теория и анализ моделей эмиссии. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 164 с.

Влияние Москвы на развитие Ивановской области как региона

2. Лиетар Б. А. Будущее денег: новый путь к богатству, полноценному труду и более мудрому миру -М.: Олимп, АСТ, Астрель, 2007. - 493 с.

3. Макаров В. В., Горбачев В. Л., Желтоносов В. М., Колотов Ю. О. Новая экономика: интеграция рынков

финансовых и инфокоммуникационных услуг. - М.: Academia, 2009. - 224 с.

4. Сидоров В. А. Теория экономических систем: методология и основные концепции. - Краснодар: НИИ Экономики ЮФО, 2011. - 425 с.

Babaev D. B., Borisov V. V.

THE EVOLUTION OF MONEY FROM FULL-BODIED MONEY TO E-MONEY AND THE OPPORTUNITY ASSESSMENT OF MODERN TRENDS OF INTEGRATION OF FINANCIAL AND INFOCOMMUNICATION MARKETS (FORMULATION OF THE PROBLEM)

The article is devoted to the description of the evolution of money from full-bodied money to e-money in different angles and its related processes within the framework of the integration of financial and infocommunication markets.

Keywords: money, e-money, financial market, infocommunication market.

УДК 332.1

Довгополая Н. В., Немиров А. Л.

ВЛИЯНИЕ МОСКВЫ НА РАЗВИТИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК РЕГИОНА, ПОДВЕРГАЮЩЕГОСЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ (РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

В работе очерчен круг вопросов, который помогает разобраться в общих экономических предпосылках территориальной экспансии. Тема территориальной неравновесности и разности экономических потенциалов связана с проблемой избытка ресурсов в Москве и их дефицита в подмосковных старопромышленных регионах, что порождает аллокацию ресурсов.

Ключевые слова: территориальная экспансия, территориальная неравновесность, аллокация ресурсов, опережающее и отстающее рыночное развитие, Московский макрорегион, колониальный аспект, партнерство.

Территориальная экспансия трактуется нами как социально-экономический процесс (который внутренне противоречив, имеет двойственный характер - элементы колониализма и элементы делового партнерства), как форма всестороннего взаимодействия регионов, неравных с точки зрения экономических потенциалов. В дальнейшем мы видим, что одни факторы стимулируют территориальную экспансию и поддерживают её как процесс на каком-либо уровне (этот уровень может быть измерен с помощью показателей, характеризующих формы и направления территориальной экспансии)1, другие факторы сдерживают этот процесс и даже активно ему противодействуют (в данном случае нужно подчеркнуть особую роль субъективных моментов2, связанных с деятельностью властей, предпринимателей,

населения тех регионов, которые являются объектом экспансии)3. В результате складывается новое территориальное разделение труда, разграничиваются функции Москвы как экспансиониста и подмосковных областей как эксплуатируемых (зависимых) территорий. В целом ясно, что и столица, и Подмосковье оказываются «скованными одной цепью», однако положение сторон характеризуется высокой степенью неравенства.

Наше исследование показывает, что в рамках макрорегиона происходит разграничение функций и ответственности между регионами. Так, Ивановская область выполняет следующие общественно значимые функции.

А) Ивановская область призвана принять те производства, которые иммигрируют из Москвы (в настоящее время это по преимуществу швей-

© Довгополая Н. В., Немиров А. Л., 2011

Экономика образования ♦ № 5, 2011

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.