Научная статья на тему 'Анализ влияния платежных систем на банковские инновации'

Анализ влияния платежных систем на банковские инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2460
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ / УСЛУГА / ИННОВАЦИЯ / ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПЛАТЕЖ / ПОДАРОЧНЫЙ / ПЛАТЕЖНАЯ КАРТА / ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дахова З.И., Энеева Е.В.

В статье рассмотрена взаимосвязь между инновационным процессом в банковском секторе России и платежными системами, определены основные факторы, влияющие на разработку и внедрение финансовых инноваций в банковском секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния платежных систем на банковские инновации»

УДК 336.001.895: 336.71

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ НА БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ

З.И. ДАХОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: kaf-fln@bukep.ru Е.В. ЭНЕЕВА, аспирантка кафедры финансов и кредита E-mail: kaf-fin@bukep.ru Белгородский университет кооперации, экономики и права

В статье рассмотрена взаимосвязь между инновационным процессом в банковском секторе России и платежными системами, определены основные факторы, влияющие на разработку и внедрение финансовых инноваций в банковском секторе.

Ключевые слова: банковский, услуга, инновация, платежная система, электронные деньги, электронный платеж, подарочный, платежная карта, дистанционное банковское обслуживание

Эффективность деятельности банковского сектора отражает финансово-экономическое состояние страны. В современных условиях хозяйствования эта сфера обслуживает денежные потоки, привлекает средства и инвестирует в производство, обеспечивает приток финансов для технологической модернизации предприятий.

Усиление инновационной активности в предпринимательском секторе экономики требует использования всех финансовых механизмов: банковских кредитов, венчурного капитала и эмиссии ценных бумаг. В данной ситуации банки также формируют свою инновационную стратегию.

Условно банковские услуги можно разделить на три группы:

• услуги, связанные с обслуживанием платежного оборота, финансированием и инвестированием капитала;

• депозитные операции и операции по управлению средствами клиентов;

• страхование, операции с недвижимостью, ипотечное кредитование жилищного строительства, консультационные и другие услуги. Третью группу услуг можно считать инновационной. Так, примером нового типа услуг является предложение Сбербанка России держателям банковских карт с июня 2011 г. страховых программ своих партнеров («АльфаСтрахование», «РОСНО», «Кардифф»). К ним относятся полисы выезжающих за рубеж, страховка платежных средств на банковской карте, а также клиента от несчастного случая. Банк распространяет эти продукты на родственников застрахованного, а это способствует расширению клиентской базы.

В последние десять лет деятельность банков характеризуется диверсификацией, разработкой и внедрением новых и модернизацией существующих услуг. Все это позволяет снизить риски банковской деятельности за счет увеличения объема новых услуг. В деятельности кредитных организаций инновационный процесс характеризуется высоким уровнем конкуренции, постоянной модификацией и привлечением услуг из других сфер с учетом потребностей клиентов.

Высокий уровень конкуренции обусловлен наличием и развитием небанковских платежных систем и разного рода электронных денег. Последние представляют собой платежные средства, существующие исключительно в электронном виде, т.е. в виде записей в специализированных электронных систе-

мах, и не могут быть переведены в другие системы в неизменном виде. Они в основном используются в сети Интернет, но могут существовать и вне этих рамок. Для операций с электронными деньгами используется электронный кошелек, который рассматривается как аналог банковского счета.

При разработке новых банковских продуктов следует учитывать, что электронные деньги имеют определенные преимущества перед обычными безналичными расчетами. Во-первых, это очень низкая стоимость транзакций, особенно внутренних. Во-вторых, — анонимность использования. В-третьих, почти все операции с электронными деньгами проходят в режиме реального времени.

Наряду с достоинствами электронные деньги имеют и определенные недостатки. Во-первых, эти деньги существуют только в рамках системы, где они были эмитированы, и могут быть использованы в рамках процедур, которые предоставляет оператор платежной системы. Во-вторых, в связи с тем, что эмиссия электронных денег гарантируется только эмитентом, они могут быть использованы только как средство платежа, а не как средство накопления.

Системы электронных денег предоставляют следующие возможности:

• проведение моментальных платежей (оплата коммунальных услуг, сотовой связи, Интернета, коммерческого телевидения и т.п.);

• расчеты в интернет-магазинах (наибольшее распространение это получило в Англии и Германии).

Следует помнить, что каждая система электронных платежей берет комиссию за свои услуги — стабильную либо дифференцированную. Может также взиматься ежемесячный сбор.

Однако вступивший в силу Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — закон) поставил перед выбором львиную долю участников электронных платежных систем, так как с 01.07.2012 платежные системы в Российской Федерации работают, только пройдя регистрацию в Банке России. Документ устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок платежных услуг, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем.

До принятия закона на территории РФ наиболее часто используемыми платежными системами были WebMoney, Яндекс.Деньги, RBK Money, E-Gold, Moneybookers, PayPal, Z-Payment, QIWI. Пос-

ле принятия документа состав платежных систем значительно изменился. Сегодня Банком России в реестр операторов платежных систем включены следующие организации: CONTAKT, «Юнистрим», National Credit Cards (NCC), «Вестерн Юнион», Union Card, ANILIK, «Объединенная расчетная система», Regional Payment System, Handy Bank, BLIZKO, «СМАРТИ», Visa, «Золотая корона», НКО ЗАО НРД, Migom, «Таможенная карта», PrivatMoney, «ЛИДЕР», MasterCard, «УЭК», Страховая платежная система, InterExpress, «Мультисервисная платежная система», Петербургский расчетный центр, ВТБ, Сбербанк России, АМБ Банк, American Express, UnionPay, REXPAY. При этом система Яндекс.Деньги продана Сбербанку России.

По состоянию на февраль 2013 г. в России принята следующая классификация электронных платежных систем: дистанционные финансовые сервисы и терминалы. Первые, в свою очередь, подразделяются на сервисы мобильных платежей (мобильный банкинг, SMS-банкинг, мобильные операторские платежи, NFC-услуги), банковские немобильные сервисы (интернет-банкинг) и небанковские немобильные сервисы (системы электронных денег). А терминалы подразделяются на банковские и небанковские (терминалы оплаты или системы моментальных платежей).

Конкуренцию банкам начинают составлять операторы сотовой связи и производители телефонов. Примером может служить МТС, предложившая частным лицам «возможность при нулевом или отрицательном балансе послать другому абоненту просьбу пополнить вам счет». В данном случае наблюдается исполнение не только расчетно-платежной функции, но и посреднической в предоставлении кредита. Эти функции присущи кредитным организациям.

В сфере платежей и услуг сотовой связи сотрудничают компании Nokia, Microsoft и Skype. В сфере беспроводной связи ближнего радиуса действия (NFC-услуги) работают Google, Apple и Microsoft. Так, компания Apple вместе со своей продукцией предлагает приобрести карточку с логотипом iTunes или App Store. Подарочная карта iTunes Store дает возможность приобретать любой виртуальный контент во всех цифровых магазинах компании: iTunes Store, App Store, iBookstore, Mac App Store.

Для российского рынка Apple выпускает две разновидности подарочных карт: iTunes (iTunes Gift Card) и App Store (App Store Gift Card). Их можно приобрести не только в цифровых магази-

нах, но и через онлайн-партнера Apple — QIWI, а также напрямую посредством российских iTunes и App Store.

По аналогии с Apple платежный сервис QIWI совместно с ЗАО «Киви Банк» запустил на территории Москвы и Московской области подарочную карту QIWI с нефиксированным номиналом, моментальной активацией и пополнением в любое время. Партнерами проекта стали цифровой центр ИОН, магазины «Настроение!», «Мир», «Спортмастер», «Детский мир», Baon и др.

Компании Visa и MasterCard также предлагают пластиковые карты для всех операций, включая CNP (операции без присутствия карты на месте продажи и чтения полосы).

Дополнительно любая из карт любой системы может обладать дополнительным признаком Domestic, накладывающим ограничения на использование карты вне страны ее выдачи.

Российские банки также выпускают платежные карты, которые могут быть использованы для работы с международной платежной системой PayPal, аукционом eBay и интернет-магазинами как в России, так и в США, Европе (см. таблицу).

По оценкам J'son & Partners Consulting, оборот рынка электронных платежных систем в России в 2012 г. составил 1 811 млрд руб., что выше уровня 2011 г. на 24%, а оборот рынка дистанционных финансовых сервисов в 2012 г. составил 896 млрд руб., что выше уровня предыдущего года на 48%. По прогнозам uBank, к 2015 г. объем рынка электронных платежей в России может составить 3 000-3 500 млрд руб.

При этом в структуре оборота рынка дистанционных финансовых сервисов с 2008 по 2012 г.

выросла доля небанковских сервисов (электронных денег) с 12 до 31% за счет уменьшения доли банковских сервисов. Однако прогнозируется, что к 2017 г. доля небанковских сервисов снизится на 5% в пользу банковских и мобильных.

По оценкам экспертов, в 2012 г. объем мобильных платежей приблизился к миллионам долларов, и наблюдается рождение мобильных платежей (например, в системе RURU) посредством выпуска виртуальных карт, привязки их к номеру телефона (мобильный или SMS-банкинг) и т.д.

Но наряду с конкуренцией со стороны новых игроков, как отмечает Б. Шлаин [9], потребность в инновациях связана с ограниченными возможностями ценовой конкуренции, доступом к относительно дешевым финансовым ресурсам. В связи с этим банки могут ориентироваться на клиента или узкий сегмент рынка, или на развитие принципиально новых специализированных продуктов для более широкого рынка.

Основными сдерживающими факторами развития банковских инноваций являются:

• инерционная нормативная база;

• консервативная корпоративная культура финансовых организаций;

• риск при внедрении инновационных проектов;

• риск коррупции.

Так как банковский бизнес представляет собой функционально обособленную систему отношений между кредитной организацией и клиентом по поводу продажи банковских продуктов на основе унифицированных процессов обработки информации, технологий совершения операций, то его можно считать бизнесом, ориентированным на клиента.

Платежные карты российских банков*

Банк Платежная карта

Альфа-Банк MasterCard Virtual**

Банк Москвы VISA Classic; VISA Virtuon;

ВТБ24 VISA e-c@rd; VISA «OZON — Virtual»; MasterCard Virtual***

Промсвязьбанк VISA Classic; VISA Gold; MasterCard Virtual; MasterCard Standard; MasterCard Gold

Райффайзенбанк VISA Classic; VISA Gold; MasterCard Standard; MasterCard Gold

«Русский стандарт» MasterCard Unembossed «Банк в кармане»

«Русь» VISA Classic

Сбербанк России VISA Classic; VISA Gold; MasterCard Standard; MasterCard Gold

«Связной» («Связной» + РНКО «Платежный центр») «Связной-Клуб» MasterCard

* Все перечисленные карты подразумевают наличие интернет-банкинга и БМБ-информера.

** При совершении операций в сети Интернет по картам классической категории и выше проверяется код СУУ2/.

*** Банком взимается комиссия за конвертацию при проведении международных операций (2%).

Источник: составлена авторами по материалам сайта www.vxzone.com/payment/payment-cards/253-cards-guide.html.

Такая деятельность рассматривает потребителя и его интересы как самый ценный актив. Поэтому в настоящее время широкое распространение получили онлайн-услуги как способ расширения клиентской базы. В связи с этим часть функций офисов филиальных сетей банка переносится в дистанционные каналы, которые позволяют клиентам совершать операции с наличными денежными средствами, используя банковские карты и безналичные операции по своим счетам. При этом требования потребителей к качеству сопутствующих сервисов достаточно высоки, даже по сравнению с запросами, предъявляемыми к традиционным услугам банков.

Экономическая целесообразность сервисов дистанционного банковского обслуживания и их пользовательская привлекательность не вызывают сомнения в банковском сообществе. Кредитные учреждения продолжают совершенствовать имеющиеся системы и попутно внедряют инновационные технологии.

Например, концепция стратегического развития Сбербанком России электронных каналов обслуживания направлена на создание единого клиентского портала, в основе которого лежат раздел новостей, интерактивная база знаний и обучающих медиасер-висов, рекомендуемые приложения, сервис помощи предпринимателям и многое другое. Проект реализуется на базе программного комплекса InterBank.

На этой же основе компания R-Style Softlab разрабатывает проект создания фронт-офиса в банке «Российский капитал» с целью систематизации и автоматизации обработки обращений, поступающих в банк от клиентов — физических лиц. Этот инструмент должен создать деловое настроение сотрудника, работающего с клиентами.

Банк ВТБ24 совместно с ИТ-компанией разработал специальное решение «интеллектуального бэк-офиса» на основе вероятностных моделей, которое помогает получить предварительный ответ о результатах рассмотрения претензий, касающихся совершения или отклонения по неизвестным причинам той или иной транзакции.

В настоящее время использование системы позволяет получить и исполнить решение по клиенту в течение 15 рабочих дней, что как минимум в четыре раза быстрее, чем предусматривают официальные сроки рассмотрения. Точность получения прогноза составляет примерно 95%. Поэтому автоматизированная система обработки клиентских претензий на основе вероятностной модели в банке

ВТБ24 применяется к 80% обращений, связанных с опротестованием операций клиентов в устройствах сторонних банков [2].

Промсвязьбанк имеет несколько бэк-офисных систем, таких как «Новая Афина» (включает в себя основные бэк-офисные функции и расчетный центр), бэк-офис для инвестиционной деятельности на платформе «Диасофт» и розничный бэк-офис PSB-Retail (собственная разработка).

Как известно, российские банки давно сотрудничают с компаниями Visa и MasterCard в области эмиссии пластиковых карт, а также с одноименными платежными системами. Однако в конце 2011 г. Сбербанк России объявил о партнерстве с платежной системой American Express в области эмиссии карт Black American Express и Platinum American Express для VIP-клиентов и клиентов персонального обслуживания «Сбербанк Премьер». Эти карты являются частью линейки эксклюзивных карточных продуктов банка.

Альфа-Банк в 2013 г. запустил сервис по переводу с карты на карту, чтобы предоставить пользователям возможность комфортно совершать переводы средств между картами различных российских банков. Сервис доступен держателям карт VISA, VISA Electron, MasterCard, Maestro и реализуется на портале Bankir.Ru, который является системой интернет-банкинга HandiBank. Она позволяет клиенту круглосуточно с любого компьютера и мобильного телефона проводить платежи через Интернет со счета своей карты, не передавая в сеть номера карты, PIN-кода и других реквизитов.

Рост конкуренции между банковскими и небанковскими платежными системами во многом обусловлен принятием закона № 161-ФЗ. Так, благодаря ему одним из крупных игроков в сфере финансовых услуг стала почта России, которая при содействии банка «Русский стандарт» начала эмиссию «бесплатных» почтовых карт.

Как показал анализ, на рынке банковских услуг с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» выросла конкуренция не только между банками, количество которых сокращается, но и между небанковскими организациями, оказывающими финансовые услуги.

Если раньше Банк России являлся регулятором только для коммерческих банков, то с принятием закона он стал таковым и для операторов электронных денег. Поэтому у электронных кошельков теперь не будет преимущества перед банками, а это значит,

что кредитные учреждения будут интенсивно внедрять электронные деньги. А это, в свою очередь, приведет к разработке стратегий развития на основе нового подхода к созданию стоимости.

Для повышения конкурентоспособности банков в целом им необходимо снижать внутренние издержки, что связано с более активным применением безбумажных технологий, передачей ряда банковских процессов на аутсорсинг, а также развитием бесконтактных средств доступа клиента к банковским услугам на основе мобильной связи.

Также кредитным организациям следует обратить внимание на то, что они практически не занимаются выпуском собственных пластиковых карт, а внедряют и адаптируют зарубежные технологии. Поэтому для повышения конкурентоспособности российской банковской системы необходим комплекс мер, включающий, в частности: • внедрение передовых информационных технологий в банках;

• развитие каналов дистанционного банковского обслуживания;

• стимулирование использования безналичных платежей и электронных денег;

• повышение финансовой грамотности населения.

Список литературы

1. «Интеллектуальный бэк-офис» ВТБ24. URL: http://www.int-bank.ru/articles/387.

2. Внедрение инновационных банковских технологий в финансовом секторе — условие повышения его конкурентоспособности. URL: http://www. zhuravlev.ru/news/28.83.

3. Шлаин Б. Инновации в банковском секторе: творчество самородков или индустрия? URL: http:// int-bank.ru/articles/377.

4. Электронные платежные системы в России. URL: http://www.tadviser.ru/index.php.

Monetary policy

ANALYSIS OF IMPACT OF PAYMENT SYSTEMS ON BANK INNOVATION

Zoia I. DAKHOVA, Elena V. ENEEVA

Abstract

The article describes the correlation between the process of innovation in the bank sector of Russia and payment systems, identifies the main factors influencing the development and implementation of financial innovation in banking sector.

Keywords: banking, service, innovation, payment system, electronic money, electronic payment, gift, card, remote banking

Reference

1. "Intellektual 'nyi bek-ofis " VTB24 ["Intellectual back-office" VTB24]. Available at: http://int-bank. ru/articles/387. (In Russ.)

2. Vnedrenie innovatsionnykh bankovskikh tekhnologii vfinansovom sektore — uslovie povysheniia ego konkurentosposobnosti [Introduction of innovative bank technologies in financial sector — a condition affecting the competitiveness]. Available at: http://www. zhuravlev.ru/news/28.83. (In Russ.)

3. Shlain B. Innovatsii v bankovskom sektore: tvorchestvo samorodkov ili industriia? [Innovation in banking sector: creativity or industry?]. Available at: http://int-bank.ru/articles/377. (In Russ.)

4. Elektronnye platezhnye sistemy v Rossii [Electronic payment systems in Russia]. Available at: http:// www.tadviser.ru/index.php. (In Russ.)

Zoia I. DAKHOVA

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod, Russian Federation kaf-fin@bukep.ru

Elena V. ENEEVA

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, . Belgorod, Russian Federation kaf-fin@bukep.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.