Научная статья на тему 'Эволюционные коррективы парадигмы национальной безопасности'

Эволюционные коррективы парадигмы национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / ПАРАДИГМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОЦЕНКА РЕСПОНДЕНТОВ / ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННЫХ ИНСТИТУТОВ / THE ASSESSMENT OF RESPONDENTS. PRIORITIES OF MODERN INSTITUTES / NATIONAL SECURITY / THE CONCEPT OF COUNTERACTION TO TERRORISM / A PARADIGM OF NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бакушев В. В., Фильчаков А. А.

В статье рассматриваются современные подходы к формированию национальной безопасности России и сделана попытка сформулировать парадигму безопасности страны с учетом изменений глобальных экономических, политических, оборонных соображений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolutional Correctives of the National Security Paradigm

In the article the modern approaches to the formation of the national security of Russia is concerned with; an attempt is made to formulate the paradigm of the country security taking into account global economic, political changes, ideas of defense

Текст научной работы на тему «Эволюционные коррективы парадигмы национальной безопасности»

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

УДК 32

Бакушев В.В., д. полит. н., проф. РАГС Фильчаков А.А., соиск. РАГС (Москва)

Эволюционные коррективы парадигмы национальной безопасности

Evolutional Correctives of the National Security Paradigm

Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к формированию национальной безопасности России и сделана попытка сформулировать парадигму безопасности страны с учетом изменений глобальных экономических, политических, оборонных соображений.

Ключевые слова и словосочетания: национальная безопасность; концепция противодействия терроризму; парадигма национальной безопасности; оценка респондентов; приоритеты современных институтов.

In the article the modern approaches to the formation of the national security of Russia is concerned with; an attempt is made to formulate the paradigm of the country security taking into account global economic, political changes, ideas of defense.

Key words: national security, the concept of counteraction to terrorism, a paradigm of national security, the assessment of respondents. Priorities of modern institutes.

В Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию страны 2009 г. говорится об активизации «технологического обеспечения» политической конкуренции. Для этого необходимо придание системности в обеспечении национальной безопасности и, безусловно, завершение основных мероприятий по переходу в 2010 г. Вооруженных Сил на новый уровень (создание современной, боеспособной и мобильной армии и ее переоснащение; создание информационных комплексов и автоматизированных пунктов управления; усиление координации в деятельности отстаивания интересов России во внешнеполитической, экономической и гуманитарной сферах; использование внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития и т.п.) [1].

Предпосылками корректирования парадигмы национальной безопасности России послужили: преодоление последствий системного политического и социально-экономического кризиса конца XX в.; предотвращение падения уровня и качества жизни российских граждан; дискредитации конституционного строя и сохранение суверенитета и территориальной целостности; восстановление возможностей по наращиванию конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов [2]. Тем самым были созданы условия для укрепления системы обеспечения национальной безопасности, консолидировано правовое пространство; решены первоочередные задачи в экономической сфере; выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики; возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти; укрепляется единство культур многонационального народа Российской Федерации и уважение семейных традиций.

Поэтому в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.

Существенным фактором для эволюционирования подходов и их определенной корректировки является принятие в 2009 г. двух стратегических документов: стратегии национальной безопасности (май 2009 г.) и концепции противодействия терроризму (октябрь 2009 г.), в которых содержатся черты определенного смещения акцентов в современной парадигме национальной безопасности.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Ее концептуальные положения базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости с концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений.

Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внут-

ренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

В этой связи важно уточнить основные понятия:

Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Национальные интересы Российской Федерации - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, согласно которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социальноэкономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Система обеспечения национальной безопасности - силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Средствами обеспечения национальной безопасности являются технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Причем, важно понимать, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы

на внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

Далеко не всегда движение имеет позитивное движение. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции.

В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил. Хотя возросла уязвимость всех членов международного сообщества.

Негативное влияние оказывают вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. В будущем еще более усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности для индустриальных и развивающихся стран, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам.

К сожалению, в мире получают развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обостряется мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды. Могут возрасти угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вполне вероятно распространение эпидемий, которые вызываются новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды. Все это дополняется критическим состоянием физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также неконтролируемое государствами распространение обычных вооружений, что может вести к обострению существующих и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с

применением военной силы (может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников). А последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы [3].

Поэтому для защиты своих национальных интересов, Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений. Она будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов. Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) останется приоритетным направлением внешней политики. Россия будет развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации, способствовать укреплению Евразийского экономического сообщества в качестве ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь, регионального значения. В сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов.

Поэтому необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются в следующем:

- развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

- обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

- превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической ста-

бильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности будут реализоваться через стратегические национальные приоритеты. А это национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Для обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточиваются усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

- повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

- экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

- наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

- экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.

Важно вспомнить, что концепт «безопасность личности, общества, государства» был закреплен в Концепции национальной безопасности 2000 г. и получает дальнейшую трансформацию, учитывающую адекватность новых угроз. Появление в 2000 г. в документе равновеликой в частях «триады» больше связывалось с трансформацией от «советского уклада» к «либеральному обществу», в большей мере представляющегося как «западный образец». Но за все двадцатилетие реформ, в том числе в последнем десятилетии, чисто «западное общество» на российском пространстве не состоялось (принято очень незначительной частью граждан). Нет и «советского». Нет и того

«национального», понимаемого частью ученых и других экспертов, что связывается только с «этническим объединением».

Авторы статьи «национальное» связывают прежде всего с «политико-государственным объединением» и развивающимся (не стагнирующим) гражданским обществом. На наш взгляд, этим обусловливается тезис Президента РФ Д.А. Медведева [4] о том, чтобы отойти от сложившихся, в силу случившегося социальнополитического разлома на советском пространстве, концепций «подражания» и правительственных игр в «догоняйки» и перейти к стратегии модернизации на новом уровне понимания роли и места производительных сил, технологий и менеджмента, способных свершить «прорыв через развитие». Это поиск. Но главное - есть динамика в проявлении воли.

Заметим, что в Европе при начавшейся смене старых элит в ведущих государствах Евросоюза пока не наступило абсолютно четкого понимания - как же управлять пространством с полумиллиардным населением: будет это «дрейф к федерации» с усилением влияния наднациональных европейских институтов или «Европа регионов» (мало похожая конфигурация территории при ныне сложившихся границах государств). Тоже ведется поиск.

Причем, авторы статьи допускают, что в рамках инициативы наиболее развитые европейские страны уже наработали и приняли ряд важных международных региональных документов, которые определяют довольно приемлемый порядок взаимодействия и сотрудничества на континенте. Эти документы принимаются как рекомендации и для других интеграций государств. Так широко известными и значимыми нам представляются Европейская социальная хартия, Европейская хартия местного самоуправления [5] и др.

Нынешнее политическое руководство России в целом довольно четко формулирует кредо свой и внешней, и внутренней политики. В основу принимается та политика, которая отвечает «прагматике развития нашего государства», способствует «улучшению качества жизни» российских граждан. Чтобы понять от «чего» и к «чему» возможно движение в общественном сознании и мотивации действий, важно оценить ситуацию в канун оглашения в президентском Послании «принципов новой политической стратегии» и предложений о «первоочередных планах» ее реализации.

В этих целях было подготовлено и осуществлено коллективное исследование под руководством ряда специалистов РАГС [6].

Исследование показало, что две трети участников опроса мотивированы на рациональную организацию современной жизни, повы-

шение эффективности управления в публичной сфере управления (подробнее см. табл. 1).

Таблица 1

Восприятие остроты социальных проблем в сознании респондентов, % к числу ответивших

Безопасность 40%

Зарплата 38%

Жилищная 34%

Мораль 33%

Преступность 32%

Здоровье 31%

Экономика 27%

Экология 27%

Безработица 25%

Образование 24%

Семья 22,7%

Молодежь 22,3%

Терроризм 21,1%

Политика 16,8%

Национальная 16,4%

Цены 16,4%

Войны 12,9%

Производство 12,1%

Религия 10,2%

Налоги 9,0%

Продовольствие 3,9%

Торговля 3,5%

Другое 3,9%

По результатам исследования выявлялась и острота проблем, в различных сферах участникам опроса предлагалось 12 альтернатив для ответов (см. табл. 2).

Таблица 2

Восприятие остроты проблемы безопасности в различных социальных сферах, % к числу ответивших

Социальные сферы Острота проблем

Экономическая 43%

Личная 38%

Экологическая 32%

Информационная 29%

Национальная 28%

Нравственная 27%

Государственная 22%

Физич. здоровья 21,5%

Идейно-мировоззренческая 13,4%

Политическая 12,6%

Продовольственная 10,1%

Психологическая 9,3%

Иная 2,0%

Хотя, на наш взгляд, недооценка психологического фактора в условиях проводившейся ранее и, к сожалению, ведущейся и сейчас массированной обработки сознания средствами массовой информации, а также влияния ряда международных институтов (агентов/акторов влияния) - не оправдана. В то же время неудовлетворение и беспокойство вызывает сложившееся состояние российской экономики (не стимулируется активность и креативность малых форм предпринимательства, наметился новый рост до 18-20 % бедного населения; отсутствует желание отечественных товаропроизводителей в производстве товаров широкого спроса - от «батареек» до хозяйственно-бытовой продукции, т.к. нет определенности в поддержке долгосрочных инвестиций, а путь через получение грантов сильно забюро-кракрачен и не быстр).

Отрадно, что каждый второй респондент относит социальный институт семьи к наиболее авторитетному для населения (заметим, что это на уровне отношения в европейских странах со сложившейся демократией). На этом фоне выделяется резко возросший авторитет института президента и правительства страны (сравнение с данными подобного исследования в 1995 г. указывает на резкий рост доверия институту президента - на 10 пунктов (до 62 %) и правительству вдвое (до 33 %)). Но, к сожалению, снижается авторитет региональной власти и муниципалитетов. И очень заметно снижение доверия к правоохранительным органам, особенно фискальным органам (налоговым) и милиции. Есть в опросе немало параллелей, подтверждающих, что именно здесь основной очаг коррупции, если говорится негативно о чиновничестве (чванство, невыполнение или плохое выполнение регламентных функций, даже при компьютеризации аппаратов, и одновременно натягивание на себя контрольно-прессинговых форм деятельности, которые не сопровождаются реальным повышением эффективности производственной сферы, улучшением качества дорог на конкретныхучастках при обеспечении дорожного движения и т.п.).

В ходе опроса были выявлены предложения респондентов (открытый вопрос) по «снятию остроты проблем безопасности». Наиболее типичные предложения таковы:

- в обществе должен быть средний класс;

- прекратить поток негативной информации по СМИ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение уровня жизни;

- повышение уровня сознательности граждан;

- развитие реального сектора экономики;

- принятие кодекса правил поведения государственных служащих и их применение на практике;

- формирование положительного имиджа страны за рубежом;

- исполнять законодательство РФ;

- объединение всех сил и средств в решении проблем безопасности;

- борьба с коррупцией;

- борьба с алкоголизмом и наркоманией;

- борьба с безнравственностью;

- поддержка производителей сельскохозяйственной сферы;

- решение проблем молодежи;

- соблюдение моральных и нравственных норм;

- повышение уровня сознательности граждан РФ;

- эффективная работа правоохранительных органов и контроль за ними;

- пропаганда проблем безопасности в широких массах населения;

- улучшение финансирования структур обеспечения безопасности;

- ужесточение меры наказания за общественно-опасные преступления;

- усиление контроля за ввозом недекларируемых товаров;

- выполнение мер в соответствии со стратегией национальной безопасности РФ;

- контроль за качеством продуктов;

- повышение уровня жизни населения;

- в рамках экономической безопасности: диверсификация зарубежных поставок, развитие отечественных технологий, борьба с коррупцией и теневой экономикой;

- укрепление и развитие прав человека, создание независимой судебной системы;

- развитие информационных технологий и улучшение имиджа России за рубежом и др.

Следовательно, существует значительный разрыв между «поведением» и «понимающим сознанием» и у значительной части граждан, и респондентов (представители сферы управления). Продолжает преобладать двойственность оценок, а значит, можно считать, что это отчасти «сделка с совестью». В общественном сознании утрачено и пока не растет влияние духа и престижа творческого труда. Вместо этого продолжает утверждаться (несмотря на предупреждения политических лидеров) авторитет быстрой «наживы» («любой ценой»). Возможно, это и есть главное - безопасность, в том числе личная безопасность, не «укрепляется». И именно о ней больше беспокоятся, что «она не надежна». На этом фоне от 40 до 50 % наших респондентов обостренно воспринимают появление «новых форм терроризма», «повышение уровня его финансирования и организованности». Поэтому важно ликвидировать «когнитивный диссонанс», поменяв нынешнее «посредническое» на «конструктивно-деятельное» поведение специалистов и менеджмента.

Авторы выступают против существующего прессинга со стороны «посредничества», «обогащений на откатах». Срочно требуется осознание (через мотивированную активность) современной модели «устойчивого развития». В современном понимании она основывается на трех основных субъектах динамики: люди, проживающие на конкретной территории и возможности для их полноценного развития и жизни; инструменты поддержания общественного духа развития на принципах социальной экологии; возможности получения прибыли на основе этических принципов («зарабатывай по правилам», «стремись к креативности в своем деле», «будь патриотом отечества и малой родины»). Управленцам важно создавать условия для наполнения креативом любого, даже малого дела.

Но законодатели и в целом госуправление медленно разворачиваются в сторону новаций. Так уже пять лет говорится, что действующее законодательство не стимулирует государственно-частное партнерство (ГЧП). Причем ни при реализации мегапроектов, ни на местном уровне. На наш взгляд, главное здесь ограничение - несовершенство законодательства. Двигаться необходимо минимум в двух направлениях. Во-первых, развивать федеральное нормотворчество. Единственный закон, который сейчас регулирует ГЧП, - это закон «О концессионных соглашениях», принятый в 2005 г. Но он почти не работает. Сейчас в который раз возникла законодательная инициатива (вопрос обсуждается в Госдуме) о внесении в него изменений, которые смогут запустить хотя бы его в области ЖКХ. Но как быть с другими сферами? Привлечение инвесторов - это та задача, которая наиболее

остро стоит в период кризиса. Но законодатели ряд лет не могут создать работающий закон.

Во-вторых, стоит сосредоточиться на совершенствовании регионального законодательства. Здесь есть опыт. Признанным лидером в реализации ГЧП являются Санкт-Петербург и Новгородская область. То есть определенный опыт в применении механизмов ГЧП уже наработан, но его не используют для обобщения. Это развивающиеся проекты технопарков, есть структурные ноу-хау. Юридические фирмы тоже могут немало сделать в данной сфере. Единичные пилотные проекты Россию не спасут. Нужно увеличивать масштабность проектов, переходить к разработкам в области городского развития, социальной инфраструктуры.

Это и будет новая, на наш взгляд, растущая социальная составляющая национальной безопасности.

Национальная безопасность в предстоящем десятилетии (до 2020 г.) в большей мере должна обеспечиваться государством и сплоченным обществом. Если эти составляющие справятся со своей субъектной ролью, то и 3-й элемент триады - личность - будет вписан в контекст выстраиваемой национальной безопасности. Конечно, нужна инициатива менеджмента регионального и местного уровней (пропаганда развлечений уже сверх избыточна). Важно возродить культ труда, а значит, престиж труженика, цивилизованного делового человека вместо спекулятивного посредника. Здесь заложен существенный потенциал повышения национальной безопасности. Это подтверждают и опросы среднего управленческого звена, и специалистов аппаратов управления, осуществленные в ходе экспертизы проблемы.

Литература

1. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ. 12 ноября 2009 г. // РГ. 2009. 13 ноября.

2. См.: Указ Президента РФ «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537.

3. Делягин М., Шеянов В. Мир наизнанку. Чем закончится экономический кризис для России? М., 2009. С. 224.

4. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ. 12 ноября 2009 г. // РГ. 2009. 13 ноября.

5. Европейская хартия местного самоуправления -коллективный документ, принятый в 1985 г. Большинство государств Европы, в том числе Россия, работают более десятка лет на основе закрепленных в Хартии принципов, которые позволяют и в развивающих демократию государствах, и в государствах с устоявшимися демократическими подходами и принимать необходимую и для каждого государства свою обязательную конфигурацию

модели организации и функционирования местного самоуправления. Так, например, действует подход к выбору национально-приемлемых для реализации обязательных принципов (их не менее 10), и добровольно принимаемых из содержательного перечня рекомендуемых принципов для обновления и трансформации национального законодательства.

6. Исследование подготовлено и проведено под руководством профессоров РАГС Бакушева В.В. (координатор), Анисимова С.А., Возженни-кова А.В., Смульского С.В. В составе опрошенных было более 370 респондентов и экспертов. Это служащие аппаратов государственной и муниципальной службы (62 % участников), специалисты и руководители предпринимательских структур, мотивированные на правовое развитие взаимодействия государства и бизнеса (33 %) и представителей общественных организаций (5 %). Участники опроса являются представителями 34 регионов страны.

УДК 338.24

АствацатуроваМ. А., д. полит. н., проф., АгееваЕ. А., к. полит. н., доц.,

Тимченко В. А., к.. ист. н., доц.

(филиал СКАГС, Пятигорск)

Общественно-политический аспект в стратегическом планировании города'

Social-political aspect in strategic planning of the town

В статье рассматриваются проблемные вопросы современности, оперативности и проективности управления общественно-политическими отношениями.

Ключевые слова: политико-административное управление, стратегическое развитие, swot-анализ, приоритеты развития, полиэтничные города, этнополитические процессы, гражданское общество.

The strategic development of towns demands implement of efforts of different subjects: local administration, public, scientists, young people, etc. In 2009 in the towns of Caucasus Mineral Waters within the design of strategies of the development the swot-analysis was been made. The results of this analysis has become the basic for strategy and general plan.

1 Статья подготовлена членами рабочей группы Пятигорского филиала СКАГС по выполнению научно-исследовательских работ по теме «Разработка стратегий социально - экономического развития городов Ставропольского края на период до 2020 года», осуществленных в 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.