УДК 330.163 ББК 65.20
DOI 10.24411/2073-0454-2019-10174 © С.А. Ильминская, И.Б. Илюхина, С.В. Мельник, 2019
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ: СОДЕРЖАНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Светлана Александровна Ильминская, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Орловский филиал (302001, Россия, г. Орел, ул. Гостиная, 2) E-mail: [email protected]
Ирина Борисовна Илюхина, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика предприятий» Орловский государственный университет экономики и торговли (302028, Россия, г. Орел, ул. Октябрьская, 12) E-mail: [email protected]
Сергей Васильевич Мельник, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2) E-mail: [email protected]
Аннотация. Многовариантность и альтернативность целеполагания и способов достижения целей усиливает значимость безопасности с позиции оценки последствий проводимых преобразований для личности, общества и государства. Особое значение при этом приобретает содержание безопасности как социально-экономического явления, его структурных элементов. На основе исследования содержания безопасности выделены ее ключевые характеристики: относительность, комплексность, субъективность, динамичность. Безопасность объекта основана на определенном уровне потенциала жизнеспособности, обеспечивающего устойчивое и сбалансированное его развитие как в долгосрочном, так и краткосрочном периодах.
Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, вызовы, угрозы, потенциал жизнеспособности, устойчивое развитие объекта.
TRANSFORMATION OF THE VIEWS: CONTENTS AND PRIORITIES OF SAFETY
Svetlana Aleksandrovna Ilminskaya, candidate of economic sciences, associate professor of the department «Economics and management»
Financial university under the Government of the Russian Federation, Orel branch (302001, Russia, Oryol, Gostinaya street, 2) E-mail: [email protected]
Irina Borisovna Ilyuhina, candidate of economic sciences, associate professor of the department «Business economics» The Orel State University of Economics and Trade (302028, Russia, Oryol, Oktyabr'skaya street, 12) E-mail: [email protected]
Sergey Vasilyevich Melnik, Philosophy doctor in law, associate professor, the professor of civil and economic disciplines Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia (302027, Russia, Oryol, Ignatova street, 2) E-mail: [email protected]
Annotation. The diversity and alternativeness of the goal-setting and the achievement ways of the goals enhance the importance of safety from the point of the consequences' assessment of all transformations for the personality, society and the state. In this regard the content of safety gets a particular importance social and economic phenomenon, its structural elements. On the basis of a research the content of safety its key characteristics are selected: relativity, complexity, subjectivity, dynamism. The safety of the object is based on a certain level of the viability's potential providing sustainable and its balanced development in the long- and short-term periods.
Keywords: safety, national security, challenges, threats, viability potential, sustainable development of the object.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ильминская С.А., Илюхина И.Б., Мельник С.В. Трансформация взглядов: содержание и приоритеты безопасности. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):235-41.
Настоящий момент времени характеризуется как эпоха перемен глобального масштаба с одновременным появлением новых политических сил, усилением сложившихся и возникновением принципиально новых угроз и вызовов национальным интересам России. Данные процессы обусловливают значимость и многоаспектность обеспечения безопасности, поиска нестандартных механизмов противодействия новым опасностям путем их выявления, предотвращения и купирования, как основы территориальной целостности и суверенитета любого государства.
Проблематика содержания дефиниции «безопасность» выступает отправным пунктом научных исследований в теории безопасности и имеет многовековую историю, поскольку принадлежит к числу ключевых мотивационных источников человеческой жизнедеятельности. Потребность в безопасности как исходная социальная потребностей человека сформировалась в процессе диалектического синтеза инстинктивного и сознательного.
Генезис становления и развития категории «безопасность» находит отражение в трудах ряда авторов1, но мы ставим целью исследовать современное понимание данной категории, учитывая то обстоятельство, что всякое явление или процесс претерпевает изменения, а вместе с ним меняется и дефиниция, как по форме, так и по содержанию. Поэтому в рамках настоящей работы целевым ориентиром является формирование вектора управления безопасностью, выделение ее ключевых индикаторов на основе научного обобщения и критического анализа структурных элементов.
Многогранность современного общества, сложность общественных процессов с одной стороны, позволяет использовать понятие «безопасности» в различных сферах жизнедеятельности, но с другой стороны — требует конкретизации данного состояния применительно к каждому объекту, явлению или процессу. Две основные функции общественного бытия — существование и самосохранение обусловливают две основные стороны жизни общества — развитие, что первично и безопасность, что вторично. Поэтому основными характеристиками категории «безопасность» по мнению Прохожева А.А. выступает ее относительность и наполняемость только в непосредственной взаимосвязи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающей действительности2, что позволяет выделить много-аспектность проявления данной категории, обусловленной как многообразием происхождения опасных обстоятельств, так и формой их проявления.
Систематизированная классификация методических подходов к определению понятия «безопасность» впервые была представлена в работе Павленко С.З.:
1) защищенность или состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства;
2) отсутствие опасности, сохранность, надежность;
3) свойство или атрибут системы;
4) специфическая деятельность;
5) определенное состояние: между различными субъектами социума; способствующее наиболее полному удовлетворению потребностей социальных систем; совокупность факторов, обеспечивающих развитие государства3.
Каждый из этих подходов в том или ином виде находит свое отражение и в современных публикациях. В частности в фундаментальном издании, подготовленном под руководством В.К. Сенчагова понятие «безопасность» рассматривается как «состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социального организма и его структур от внешних и внутренних негативных факторов (активностей)4. Но отличительной особенностью данной работы является то, что в ней «безопасность» рассматривается во взаимосвязи с другими категориями, что позволяет трактовать ее как социально-экономическое и в тоже время автономное явление. Социально-экономический характер обосновывается «взаимосвязью между трудом и защищенностью отдельного человека и социума любого уровня»5. Стремление к безопасности формирует ее социальный аспект, а трудовая деятельность как обеспечивающий базис жизнедеятельности социума любого уровня — отражает экономический. Автономность, по мнению авторов, проявляется в наличии условий, возможностей и будущего состояния любого объекта и связана с пониманием общей безопасности как «суммы частных систем»6, которые определяются совокупностью частных причин, носящих субъективный характер (желания, возможности, квалификация исполнителей). Именно выделение данной особенности послужило основой для формирования нового подхода к пониманию безопасности. Когда объект обладает собственной, целостной и законченной системой жизнеспособности, обеспечивающей его безопасность.
В монографическом исследовании доктора политических наук М.Ю. Зеленкова безопасность рассматривается с позиции определения допустимого уровня ущерба конкретному объекту. Там же автор приводит систематизацию методических подходов к формированию дефиниции «безопасность» c выделением критерия — одновременного учета опасности и защищен-ности7.
Развитием данной точки зрения является позиция П. Гончаренко, Ф. В. Акулининой8 о выделении двух типов безопасности: как гипотетического отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений для социума, так и реальной защищенности от опасности и способности противостоять ей.
Достаточно спорной, на наш взгляд, является точка зрения коллектива авторов о несовершенстве трактовки безопасности как состояния «защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» с позиции их адекватной идентификации в виду «субъективности, неоднородности общества и чрезвычайной
изменчивости ситуации в стране»9. В данном контексте мы согласны с мнением Матвеева А.В. и Матвеева В.В. об узости понимания безопасности как исключительно «состояния защищенности» в виду того, что оно фактически исключает развитие, в то время как все управляемые системы находятся в динамике10. Это свидетельствует о том, что безопасность является не статичным, и динамичным явлением.
Несколько иная интерпретация приведена Ураз-галиевым Г.Ш., согласно которой безопасность представляет собой «форму, способ и результат разрешения и воспроизведения противоречия между защищенностью и незащищенностью субъектов и объектов социально-природной действительности в пользу их защи-щенности»11. Тем самым акцентируется внимание на определенные действия, направленные на обеспечение защищенности любого объекта.
Сравнительный анализ позволяет согласиться с мнением Бондаренко М.В.12 о формировании двух направлений трактовки понятия «безопасность»: 1) охранительных, основанных на диалектике опасности и безопасности; 2) охранительно-функциональных, основанных на отсутствии разрушающих противоречий и способностей объекта к выживанию, развитию и совершенствованию. В целом они не вступают в противоречие, а дополняют и конкретизируют представления о «безопасности» как о социальном явлении и особом качестве объекта или системы, которое позволяет исключить нанесение ему ущерба или минимизировать его масштабы.
Обобщение мнений отдельных исследователей, проведенное нами, позволяет под безопасностью понимать определенный уровень потенциала жизнеспособности, обеспечивающего устойчивое развитие объекта.
В качестве основных объектов безопасности, как правило, выделяют: личность — ее права и свободы, общество — его материальные и духовные ценности и государство — его конституционный строй, суверенитет, и территориальная целостность. Выделение именно данных объектов обусловлено с одной стороны тем, что стремление к безопасности выступает основным побудительным мотивом объединения людей в общество как одного из ключевых факторов жизнеспособности каждого индивидуума. В свою очередь обеспечение безопасности общества становится катализатором научно-технологического развития, фактором структурной перестройки, модернизации и стимулом экономического роста. Именно данные процессы в настоящий момент первостепенны для России в свете обеспечения способности страны реагировать на систему больших вызовов, генерирующих существенные риски для общества. Государство как политическая организация общества выступает в роли ключевого института призванного защищать интересы и личности и общества. Состояние защищенности личности, общества и государства при котором «обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество
и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации»13 свидетельствует об определенном уровне национальной безопасности, гарантирующим защищенность национальных интересов.
Соответственно отправным пунктом и базисом формирования, прежде всего, системы обеспечения национальной безопасности любого государства выступают национальные интересы, ключевыми из которых являются территориальная целостность, политическая и социальная стабильность, экономический суверенитет и международное признание.
Проблема обеспечения безопасности всегда была специфичной для России, что предопределялось особенностью государственных интересов и их реализацией. Формирование концептуальных основ национальных интересов, национальной безопасности началось еще в 90-х годах прошлого столетия, но свое комплексное отражение получило лишь в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», где впервые была представлена официальная трактовка национальной безопасности как самостоятельного явления, а также основных понятий, отражающих ее содержание: «национальные интересы Российской Федерации», «угроза национальной безопасности», «стратегические национальные приоритеты», «система обеспечения национальной безопасности», «силы обеспечения национальной безопасности», «средства обеспечения национальной безопасности»14.
Между тем, сложившаяся экономическая ситуация в стране, обусловленная неблагоприятной конъюнктурой на энергоресурсы, низкой степенью диверсификации экспорта, введенными экономическими санкциями, проявившаяся в 2013 году в замедлении темпов роста, а затем и сокращении ВВП в 2015 году на 3,7% (в сопоставимых ценах)15 повлекла за собой структурные преобразования в денежно-кредитной, бюджетной, налоговой политике, направленные на обеспечение макроэкономической, финансовой и ценовой стабильности при выполнении социальных и внешнеэкономических обязательств. Однако реальность такова, что драйверы государственной политики были ориентированы не на обеспечение стратегических национальных приоритетов, а на решение проблем «локализации» возможных социальных возмущений, связанных с негативными социально-экономическими тенденциями и снижением уровня жизни населения.
Безусловно, ухудшение внешнеэкономических условий на фоне исчерпания традиционных источников роста усилило внимание к проблеме безопасности с позиции трансформации как национальных интересов и приоритетов, так и совокупности угроз как высшего уровня опасности. С одной стороны, укрепление российской государственности, международного авторитета, а с другой стороны, усиление уже сложившихся угроз безопасности, а также появление принци-
пиально новых вызовов ее национальным интересам требует формирования радикально новой системы обеспечения национальной безопасности, основанной на разработке и реализации мер, воздействующих на комплекс стратегических вызовов, предотвращающих их превращение в систему неконтролируемых угроз16.
Именно этим было обусловлено утверждение Президентом России новой редакции «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 г. №683, как базового документа стратегического планирования, формирующего основы для консолидации усилий органов государственной власти, бизнес-сообщества, институтов гражданского общества
в решении задач обеспечения безопасности России. Стратегией четко обозначена взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности и социально-экономического развития страны. Подтверждение динамичности безопасности мы находим и в данном документе, где состав «национальных интересов» и «национальных приоритетов» (рисунок 1) был расширен путем включения в них из утратившего силу документа приоритетов устойчивого развития, при существенном дополнении видов безопасности. Наряду с обороной страны, государственной и общественной безопасностью выделены информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность.
Стратегия (от 12 мая 2009 г. № 537)
Стратегия (от 31.12.2015 г. № 683)
развитие демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности п суверенитета Российской Федерации;
превращение Российской Федерашш в мировую державу
укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета. независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерашш;
укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенство-ванне механизмов взаимодействия государства п гражданского общества; повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
повышение конкурентоспособности национальной экономики;
закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав
национальная оборона, государственная II общественная безопасность
оборона страны;
государственная и общественная безопасность;
повышение качества жизни российских граждан;
экономический рост;
наука, технологии и образование;
здравоохранение;
культура;
экология живых систем и рациональное природопользование;
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство
Рис. 1. Содержание «национальных интересов» и «национальных приоритетов»
Таким образом, с правовой точки зрения национальная безопасность представляет собой многоуровневое, многоаспектное понятие, складывающееся из различных видов безопасности и отражающее определенный уровень защищенности страны в целом, национальных интересов от экзогенных и эндогенных угроз. Многоаспектность безопасности находит от-
ражение также в различном терминологическом аппарате, который встречается в научной литературе, в нормативных документах, регламентирующих данную область, в деятельности Совета Безопасности Российской Федерации. Многоаспектность «безопасности» отражает ее классификация по основным признакам (табл. 1).
Таблица 1
Классификация видов «безопасности»
Признак Вид
Объект защиты Личность, предприятие, общество, государство
Сфера реализации мер безопасности Военная, общественная, государственная, международная
Сфера жизнедеятельности Информационная, экологическая, экономическая, финансовая, социальная, политическая, транспортная, энергетическая
Масштаб безопасности Национальная, региональная, отраслевая
Ввиду того, что безопасность представляет определенный уровень потенциала жизнеспособности, то она напрямую зависит от возможностей объекта и эффективности функционирования обеспечивающей ее системы. В экономическом плане, несмотря на принимаемые меры, сохраняется низкая восприимчивость большинства отраслей российской экономики к инновациям, высокая зависимость от иностранных технологий и прежде всего, в сфере информационных технологий и цифровой экономики. Все это определяет необходимость разработки современных подходов к формированию безопасности. Отправным пунктом, как было отмечено выше, выступает определение интересов, а их достижение осуществляется путем практической реализации приоритетов. Ключевым фактором жизнеспособности любого объекта выступает соответствие частных целей «вектору целей в пределах допустимых отклонений»17. Возникновение угрозы безопасности сопряжено с несоблюдением хотя бы одного из следующих правил: 1) идентификация субъектов управления; 2) идентификация целевых установок субъектов управления; 3) согласование «вектора целей» каждого субъекта.
Но здесь возникает основная проблема, которая связана с «субъективностью безопасности» отмеченной в работе Матвеева А.В. и Матвеева В.В. — «то, что является безопасным для одних, может являться угрозой для других»18. Обозначенная характеристика рассматриваемой категории представлена авторами в контексте вектора целей и их приоритетности для «предприимчивой и остальной большей части общества». Практическим подтверждением данного тезиса, на наш взгляд, в масштабах страны является глобаль-
ный показатель качества жизни — средняя продолжительность жизни — как одного из приоритетов государственной политики (рисунок 2). Однако, по данному индикатору Россия занимает лишь 129 место в мире.
10
0
79,3 78,1 76,6
72 ,4 70,2 66,1
50,7
37,7
1
Рис. 2. Средняя продолжительность жизни в России и странах мира в 2016 г.19
Таким образом, приоритеты государственной политики и первоочередные меры по защите территориальной целостности, суверенитета, преодолению действующих и потенциально возможных внешних и внутренних вызовов и угроз, обеспечению устойчивого развития должны соответствовать системе высших ценностей, разделяемых большинством общества. Поэтому можно утверждать, что безопасность отражает сбалансированность интересов всех экономических субъектов.
Надежность системы обеспечения безопасности обеспечивается путем включения в нее элементов, которые способны отслеживать стратегические вызовы, воздействовать на них и предотвращать их перерастание в реальные угрозы. Только консолидация усилий
органов государственной власти, бизнес-сообщества, институтов гражданского общества и эффективная государственная власть совместно с потенциалом безопасности общества могут обеспечить новый уровень безопасности.
1 См. подр.: Уразгалиев В. Ш. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / В. Ш. Ураз-галиев. - М.: Издательство Юрайт, 2017; Экономическая безопасность: учебник для вузов / Л. П. Гонча-ренко и др.; под общ. ред. Л. П. Гончарен-ко, Ф. В. Акулинина. - М.: Издательство Юрайт, 2017; Экономическая безопасность: учебник для вузов / Л. П. Гончаренко и др.; под общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. - М.: Издательство Юрайт, 2017; Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. - 4-е изд. — (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2 Общая теория национальной безопасности: учебник / под ред. А. А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2005. - С.17.
3 Павленко С.З. Безопасность российского государства как политическая проблема. Автореферат дис-сертации на соискание ученой степени доктора политических наук. - Москва, 1998. -С. 34. - URL: //https://dlib.rsl.ru/viewer/01000228034#?page=34. (Дата обращения: 21.03.2019)
4 Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. - 4-е изд. - (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - С.14.
5 Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. - 4-е изд. - (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - С.13.
6 Там же. С.15.
7 Зеленков М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Россий-ской Федерации: монография/ М. Ю. Зеленков. - М.: Юридический институт МИИ-Та, 2013. - С.19. - URL: http://window.edu.ru/resource/730/78730/ files/national_sec.pdf. (Дата обращения: 22.03.2019)
8 Экономическая безопасность: учебник для вузов / Л. П. Гончаренко и др.; под общ. ред. Л. П. Гончарен-ко, Ф. В. Акули-нина. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - С.25.
9 Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: Монография / С.Н. Бабурин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2014. - С.18.
10 Матвеев А.В., Матвеев В.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2014. - №1 (5). - С.7.
11 Уразгалиев В. Ш. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - С.24.
12 Бондаренко М.В. Безопасность как социальная категория: формирование категориально-понятийного аппарата // Наука и практика.- 2010. - № 4 (45). - С. 19-20.
13 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Феде-рации». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2019).
14 Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасно-сти Российской Федерации до 2020 года». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2019).
15 Российский статистический ежегодник. 2016 / Стат. Сборник/ Росстат. - М., 2016. - С.267. - URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b16_13/Main.htm.
16 Экономическая безопасность России. Общий курс: учеб-
ник / под ред. В.К. Сенчагова. - 4-е изд. - (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - С.11.
17 Матвеев А.В., Матвеев В.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2014. - №1 (5). - С.10.
18 Там же. С.14.
19 Составлено по данным Средняя продолжительность жизни в России и странах мира в 2017 году. - URL: http://bs-life. ru/makroekonomika/prodolzitelnost-zizni2013.html. (Дата обращения: 05.01.2018)
Литература
1. Бондаренко М.В. Безопасность как социальная категория: формирование категориально-понятийного аппарата // Наука и практика.-2010.-№ 4 (45). — С. 18-20.
2. Зеленков М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: монография/ М. Ю. Зеленков. — М.: Юридический институт МИ-ИТа, 2013. — 196 с. — URL: http://window. edu.ru/resource/730/78730/files/national_sec. pdf. (Дата обращения: 22.03.2019)
3. Матвеев А.В., Матвеев В.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. — 2014. — №1 (5). — С.3-20.
4. Общая теория национальной безопасности: учебник / под ред. А. А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 320 с.
5. Павленко С.З. Безопасность российского государства как политическая проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. — Москва, 1998. — 59 с. — URL: //https://dlib.rsl. ru/viewer/01000228034#?page=34. (Дата обращения: 22.03.2019)
6. Средняя продолжительность жизни в России и странах мира в 2017 году. — URL: http:// bs-life.ru/makroekonomika/prodolzitelnost-zizni2013.html. (Дата обращения: 05.01.2018)
7. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: Монография / С.Н. Бабурин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. — М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2014. — 512 с.
8. Уразгалиев В. Ш. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 374 с.
9. Экономическая безопасность: учебник для вузов / Л. П. Гончаренко и др.; под общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 478 с.
10. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. — 4-е изд. — (эл.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 815 с.
References
1. Bondarenko, M.V. (2010) Bezopasnost' kak sotsial'naia kategoriia: formirovanie kategorial'no-poniatiinogo apparata [Safety as social category: formation of a categorial and conceptual apparatus] // Nauka i praktika [Science and practice]. -№ 4 (45). — P. 18-20. (in Russ.)
2. Zelenkov, M. Iu. (2013) Teoretiko-metodologicheskie problemy teorii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Teoretical and methodological problems of the theory of national security in the Russian Federation]. — M.: Iuridicheskii institut MIITa. — 196 p. — URL: http://window.edu.ru/resource/730/78730/ files/national_sec.pdf. (Data obrashcheniia: 22.03.2019). (in Russ.)
3. Matveev, A.V., Matveev, V.V. (2014) Kontseptual'nye osnovy obespecheniia natsional'noi bezopasnosti [Conceptual bases of ensuring national security] // Natsional'naia bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie. [National security and strategic planning]. — №. 1 (5). — P. 3 — 20. (in Russ.)
4. Obshchaia teoriia natsional'noi bezopasnosti [General theory of national security] / pod red. A. A. Prokhozheva (2005). — M.: Izd-vo RAGS. — 320 p. (in Russ.)
5. Pavlenko, S. Z. (1998) Bezopasnost' rossiiskogo gosudarstva kak politicheskaia problema.
[Safety of the Russian Federation as political problem]. — Moskva. — 59 p. — URL:// https://dlib.rsl.ru/viewer/01000228034#? page=34. (Data obrashcheniia: 22.03.2019). (in Russ.)
6. Sredniaia prodolzhitel'nost' zhizni v Rossii i stranakh mira v 2017 godu. [Average life expectancy in Russia and the countries in the world in 2017]. — URL: http://bs-life.ru/ makroekonomika/prodolzitelnost-zizni2013. html. (Data obrashcheniia: 05.01.2018) (in Russ.)
7. Strategiia natsional'noi bezopasnosti Rossii: teoretiko-metodologicheskie aspekty [Strategy of national security in Russia: theoretical and methodological aspects] / Baburin, S.N., Dzliev, M.I., Ursul, A.D. (2014) — M.: Magistr: NITs Infra-M. — 512 p. (in Russ.)
8. Urazgaliev, V. Sh. (2017) Ekonomicheskaia bezopasnost' [Economic security]. — M.: Izdatel'stvo Iurait. — 374 p. (in Russ.)
9. Ekonomicheskaia bezopasnost' [Economic security] / Goncharenko. L. P., Akulinina. F. V. (2017) — M.: Izdatel'stvo Iurait. — 478 p. (in Russ.)
10. Ekonomicheskaia bezopasnost' Rossii. Obshchii kurs [Economic security of Russia. General course] / pod red. Senchagova, V.K. (2012). — 4-e izd. — M.: BINOM. Laboratoriia znanii. — 815 p. (in Russ.)
Административное право России. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. 2019 г. 744 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Серия "Dura lex, sed lex".
В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.