УДК 008
Логвинова Елена Эдуардовна
соискатель кафедры русского искусства Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина logvinel @mail. ru Elena E. Logvinova
the competitor of chair of the Russian art of the St. Petersburg academic institute of painting, sculpture and architecture of I.E.Repin [email protected]
Этрусская гостиная Фонтанного дома. Проект И. Корсини Etruscan room of Fountain house. The desigh of I. Corsini
Аннотация. В статье впервые предпринята попытка исторической реконструкции интеръера и декоративного убранства стиля нео-грек, созданного в 1838 году архитектором И. Корсини на основе архивных материалов. По итогам проведенного исследования отмечено, что сохранившиеся фрагментарные исторические данные о корсиниевском мебельном гарнитуре в стиле нео-грек, тем не менее, позволяют сделать выводы о его высокой художественной ценности. Создание ансамбля Этрусской гостиной Фонтанного дома - как самого интеръера, так и дополняющего его мебельного гарнитура, было важной вехой в развитии стиля нео-грек в России XIX века.
Ключевые слова: стиль нео-грек, И. Корсини, настенная роспись, аттическая вазопись, мебельный гарнитур, роспись по мебели, резьба, золочение.
Annotation. The first attempt a historical reconstruction of the interior and the decoration of the neo-Greek, established in 1838 by the architect I. Corsini on the basis of archival materials. According to the results of the survey indicated that preserved fragmentary historical data korzeniewska furniture headset in the neo-Greek nevertheless allow us to draw conclusions about its high artistic value. The creation of the ensemble Etruscan living fountain house - both the interior and complement its furniture, was an important milestone in the development of neo-Greek in nineteenth-century Russia.
Keywords: style neo-Greek, I. Corsini, wall painting, Attic vase painting, set of pieces of furniture, painting of furniture, carving, gilding.
Фонтанный дом графов Шереметевых, построенный в 1748-1750 годах на протяжение второй половины XVIII века и весь XIX век является одним из самых значимых художественных центров Петербурга и русской культуры в целом, вобравшим в себя лучшие европейские и национальные традиции. В феномене Фонтанного дома - Шереметевского дворца, исключительно ярко про-
явились тенденции нескольких художественных эпох: высокое барокко, рококо, классицизм и ампир, эпоха историзма. Построенный в середине XVIII века (предположительно по проекту блестящего мастера русского барокко С. И. Че-вакинского), и неоднократно перестраиваемый в конце XVIII - начале XIX веков и в 40-х годах XIX века выдающимися архитекторами - И. Е. Старовым, Дж. Кваренги, А. Н. Воронихиным и И. Корсини, Фонтанный дом сохранил интерьеры нескольких архитектурных эпох и стилей. С 1837 по 1853 годы пост «домового» штатного архитектора графа Д. Н. Шереметева занимал видный архитектор эпохи историзма - Иероним Корсини.
Иероним (Иеронимо) Корсини родился в 1808 году в Петербурге в семье талантливого итальянского декоратора-перспективиста Доменика Корсини, приехавшего в Россию по приглашению дирекции императорских театров. И. Д. Корсини получил образование в Петербургском главном инженерном училище, по окончании училища прослужил 6 лет в Инженерном корпусе, в 1836 году вышел в отставку в чине поручика. В 1836 году поступил гражданским инженером в Санкт-Петербургскую губернскую контору гражданских иму-ществ, в 1837 году принят на службу на должность архитектора графа Шереметева, с 1738 года совмещая службу при петербургских шереметевских домах с должностью архитектора Гоф-интендантской конторы Министерства императорского двора.
В 1837 году состоялась женитьба графа Дмитрия Николаевича Шереметева на его дальней родственнице Анне Сергеевне Шереметевой. С женитьбой графа и появлением в доме молодой хозяйки связан новый этап строительства и отделки интерьеров резиденции Шереметевых. Желание бывшей фрейлины двора, а ныне новой хозяйки знаменитого петербургского дворца, чтобы ее дом соответствовали новым изменившимся представлениям о красоте декорирования дворцовых интерьеров, вызвало неприятие «устаревших» интерьеров Ивана Старова, Джакомо Кваренги и Андрея Воронихина. На должность архитектора Фонтанного дома был приглашен Иеронимо Корсини.
Как архитектор, с первого выполненного заказа, И. Корсини проявил себя хорошим стилизатором, что в художественных кругах эпохи историзма взывало самый живой восторг. 16 января 1837 году состоялось торжественное открытие новой парадной решетки со стороны набережной реки Фонтанки, созданной по проекту И. Корсини (вместо установленной в 1777 году решетки И. Старова). «Художественная газета» [17] поместила на своих страницах статью, посвященную большой творческой удаче И. Корсини: «Все узоры созданы во вкусе графа Растрелли, многие украшения, употребляемые этим великим зодчим, перенесены сюда целиком. Отчего эта решетка получила решительный характер, согласный со зданием и со временем его построения, и отнюдь от того не перестала быть оригинальной. Мы полагаем, что подделка под стиль, характер, понятия века всегда будет тем оригинальнее сама по себе, чем она удачнее в своей цели» (выделение автора статьи). Автор статьи смог выразить основную идею новых художественных исканий своего времени - ретроспективного художественного стилизаторства.
«Один из признаков историзма - возможность широкого выбора на основе исторических знаний, стремление возродить прошлое, не копируя образцы, а создавая предметы, соответствующие представлениям человека XIX века о той или иной эпохе» [1, с. 4]. Смена вкусов и исторических художественных идеалов в России 20-40-х годах XIX века, обусловленные развитием ретроспективных тенденций в русской архитектуре и искусстве, отразились, прежде всего, в убранстве интерьеров императорских и великокняжеских дворцов, и в дворцовом строительстве в Царском Селе и Петергофе. Ведущую локомотивную роль ретроспективного художественного развития сыграла нео - готика. В Царском селе по проектам шотландского архитектора А. Менеласа строятся неоготическая Белая башня, капелла и ферма, в парке Александрии - дворец «Коттедж». В течение несколько десятилетий в императорских и великокняжеских резиденциях появляются также дворцы и павильоны, оформленные в разнообразных исторических стилях: в имении Знаменка появляются интерьеры «второго рококо», в 1840-1850-х годах по проекту архитектора А. Штакеншнейдера в Петергофе строятся Царицын и Розовый павильоны в стиле неогрек, а Ольгин павильон воссоздает облик южно-итальянской виллы. Для всех этих дворцов и павильонов изготавливается мебель, образующая с интерьером единое стилевое пространство. В программе «Исторической выставке архитектуры» 1911 года относительно 1810-1830х годов справедливо замечается, что «угождая современным вкусам, архитекторы ... более всего заботились о разнообразии и живописности архитектуры» [6, с.31]. Перестройка и обновление интерьеров Фонтанного дома осуществлялась Иеронимом Корсини в порядке выполнения конкретных указаний графа Д. Н. Шереметева или его управляющего П. Апрелева. Основные работы были выполнены в 1837-1839 годах, но отдельные изменения в отделку интерьеров вносились в ходе реставрационных работ и поновлений в течение почти 20 лет. Авторских проектов И. Корсини отделки интерьеров не удалось обнаружить в архивах. Но сохранилась переписка архитектора с графом Д. Н. Шереметевым и счета, дающие представление о проведенных работах.
Этрусская гостиная - самый удачный интерьер Парадной анфилады дворца, созданной архитектором И. Корсини. «По оригинальности замысла и своеобразию воплощения декора ее интерьеру нет аналогов в Петербурге» [10, с. 49]. Гостиная создана в 1838 году стиле нео-грек. Свое название она получила благодаря широкому использованию орнаментальных мотивов южноиталийских ваз. Обнаружение в 1830-40 годах новых этрусских памятников, значительно расширяющих представление о культуре древних этрусков, вызвало большой интерес любителей искусства, как в Европе, так и в России. В 3040-е годы XIX века происходило активное накопление знаний об античных культурах, и памятники античного искусства не были изучены в достаточной мере. Предметы, найденные при раскопках в Этрурии, классифицировались как этрусские. Открытие новой античной культуры не могло остаться незамеченной в среде профессиональных архитекторов. У ряда петербургских архитекторов -среди них Александр Брюллов и Иероним Корсини - новые открытия отразились в собственном творчестве.
Композиция построена на неритмичном чередовании живописных панно. Росписи стен и плафона Этрусской гостиной выполнены клеевыми красками по штукатурке - терракота по черному, цвета, восходящие к аттической краснофи-гурной керамике. Росписи и орнаментальная композиция живописного фриза и плафона так же восходят к вазовой росписи, с включением сюжета фресок «Виллы Цецерона» в Помпеях: «юноша и кентавр» (в живописных десюдепор-тах). И. Корсини свободно компоновал в своем творчестве детали и сюжеты разных античных культур, достигнув при этом яркого художественного впечатления.
В интерьер также включаются яркие позолоченные детали. Для окон изготавливается резной золоченый карниз по проекту И. Корсини. Великолепная роспись этой гостиной в стиле нео-грек потребовала изготовления мебели по специальному проекту. Очевидно, автором проекта мебельного гарнитура для Этрусской комнаты был сам И. Корсини. В настоящее время не найдено изображений оригинальной мебели Этрусской гостиной, но в «Описи с оценкой имущества наследников графа Д. Н. Шереметева» от 1871 годы вы находим краткое перечисление с описанием «мебельного убора»:
- два дивана «обитых трипом»;
- два стола: четырехугольный и «осьмиугольный»
- три стола «с мраморными досками» (из которых по крайней мера два с черными мраморными досками, судя по описанию [12, л. 6])
- четыре кресла;
- 14 стульев;
- экран (очевидно, с убором, так как в зале был установлена печь с «фигурным карнизом»);
- 12 стенных бра (по количеству живописных панно) [13, л.39].
В Описании не упоминается люстра, но в «Деле о ремонте Фонтанного дома за 1842-1847 года упоминается «люстровое украшение» (скорее всего, живописное), предполагающее наличие люстры в гостиной, в дополнение к 12 стенных бра «в этрусском вкусе, простые» [14, л. 92], [12, л.125 оборот]. В упоминавшейся же «Оценке имущества графа Д. Н. Шереметева» [13, л. 39] встречается важное описание мебельного гарнитура Этрусской гостиной: «вся мебель из соснового дерева окрашена и обита триковым трипом». Это пояснение очень важно - оно указывает на росписи деревянных деталей мебели и наличие мягких сидений, что подтверждается также «Подпиской обойного мастера Т. Пеффо» о выполненных работах, в числе которых указывается мебельный гарнитур из Этрусской гостиной [15, л.21-22].
В «Журнале описи движимого имущества» Фонтанного дома за 1871 год мы встречаем еще одно описание мебельного гарнитура Этрусской комнаты: «мебель во вкусе обита ковром» [12, л.6]. Это пояснение доказывает наличие в 1871 году предметов оригинальной «стильной» мебели «во вкусе», то есть мебели в стиле историзм - нео-грек - «во вкусе» самой комнаты. Удивительно, но в обеих описях не упоминаются единственные сохранившиеся предметы этого мебельного гарнитура - две подставки - геридона, ныне хранящиеся в фонде русской мебели Государственного Эрмитажа. Они представлены в публикации
Н. Ю. Гусевой в разделе «Мебель. Историзм» в иллюстрированной энциклопедии издательства «Государственный Эрмитаж» «Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет» том второй [6, с. 91]. Судя по этим подставкам - геридонам, И. Корсини удалось создать самостоятельный и выразительный в своем художественном решении комплект мебели с широким использованием резьбы, золочения и росписи предметов мебели. Конструкция и форма подставок - геридонов ориентирована на один из вариантов треножника, найденного при раскопках Геркуланума и Помпей. В его декоре получили гармоничное воплощение мотивы сфинксов, львиных лап, трактованных как опоры треножника, буклионы, гирлянды - фестоны, пальметты, жемчужник и листья аканта. Следует отметить плотную насыщенность декоративных мотивов, характерную для стилистического почерка И. Корсини, и некоторую «укруп-ненность» элементов декора. Живописные и резные мотивы листьев аканта и пальметты, резные сфинксы и жемчужник подставок - геридонов перекликаются с живописным декором Этрусской гостиной. Высота геридонов (105 см) соотносится с нижнем краем живописных панно Этрусской гостиной.
Сохранившиеся фрагментарные исторические данные о корсиниевском мебельном гарнитуре в стиле нео-грек, тем не менее, позволяют сделать выводы о его высокой художественной ценности. Создание ансамбля Этрусской гостиной Фонтанного дома - как самого интерьера, так и дополняющего его мебельного гарнитура, было важной вехой в развитии стиля нео-грек в России XIX века.
Литература:
1. Ботт И. К. Неостили в русской мебели XIX века. Петербургские мебельные мастерские в эпоху историзма: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. СПб. 2008. - 29 с.
2. Ботт И. К. Помпейский стиль в русской мебели.// В тени «Больших стилей»: Материалы VIII Царскосел. науч. конф. СПб. Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. - С. 307-319
3. Гарманов И. А. Работы К. Росси, О. Монферрана и А. Брюллова в Зимнем дворце до пожара 1837 г. К проблеме стилистической эволюции мебели.// Культура и искусство России. Труды государственного Эрмитажа т. ХЬ. (науч. ред. Гусева Н.Ю., Гудыменко Ю.Ю.) СПб, изд. Гос. Эрмитажа, 2008. -С.45-72
4. Гусева Н. Ю. О мебельном убранстве Зимнего дворца. Половина наследника и его жены. 1840-е гг.// Забытые имена и памятники русской культуры. Тезисы докладов конференции к 60-летию Отдела истории русской культуры. СПб, 2001. - С.68-71
5. Гусева Н. Ю. «Стильная мебель» иретроспективизм. М. изд. Трилистник, 2003. -109 с., цв. ил.
6. Декоративно-прикладное искусство Санкт- Петербурга за 300 лет. Иллюстрированная энциклопедия. (авт. Разделов «мебель» Гусева Н. Ю., «бронза» Сычева И. О.) Т. 2. Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. - 296 с.
7. Ефремова И. К. Мебель в «этрусском стиле» из усадеб Покровское-Стрешнево и Знаменское-Раек.// Судьбы музейных коллекций. Материалы VII Царскосельской научной конференции. СПб. 2002. - С. 57-67.
8. Историческая выставка архитектуры. 1911 г. СПб, 1911.
9. Лансере Н. Е. Фонтанный дом (Шереметевых).// Лансере Н. Е. Старый Петербург. Историко-архивные исследования. СПб, изд. Коло. 2012. - С.38-54.
10. Матвеев М. М. Фонтанный дом. История строительства и перестроек 1712-1990 гг.// Усадьба графов Шереметевых «Фонтанный дом». 300 лет. СПб. 2012. - С.6-89
11. Орлова К. А. Помпейская столовая Зимнего дворца, исполненная по рисункам А. П. Брюллова.// Сообщения Государственного Эрмитажа. Л. 1974.
12. РГИА. 1088. оп.3. Д.1357. «Журналы описи движимого имущества, 1857 г.»
13. РГИА. Фонд 1088. оп.12. Д.206. «Опись с оценкой имущества наследников гр. Д. Н. Шереметева».
14. РГИА. Фонд 1088. оп.12. Д.147. «Дело о ремонте Фонтанного дома и дачи Ульянки, 1842-1847гг.»
15. РГИА. Фонд 1088. оп.12. Д.153. 1853 г.
16. Станюкович В. К. Фонтанный дом Шереметевых. Музей быта. Путеводитель. Петроград. 1923.
17. Художественная газета, СПб, (18 января), 1837 г.
18. Bayard E. The ABC of Styles. New York, Parkstone Press International.
2012.
19. Brulloff A. Thermes de Pompei. Paris. 1829.
20. Gere C. Nineteenth-century decoration: The art of the interior. New York, Abrams, 1989. - 408p., ил.
Literature:
1. Bott IK still hot from previous in the Russian furniture of the XIX century. Petersburg furniture workshops in the age of historicism: Author. dis. on soisk. exercises. step. Candidate. Arts. St. Petersburg. 2008 - 29 p.
2. IK Bott Pompeii style in Russian furniture .// In the shadow of «grand style»: Proceedings of the VIII Tsarskosel. scientific. conf. St. Petersburg. Publishing House of the State. Hermitage, 2002, - Р. 307-319
3 . Garmanov IA Works Rossi, Montferrand and Briullov in the Winter Palace to the fire of 1837 On the problem of stylistic evolution furniture .// Culture and Art of Russia. Proceedings of the State Hermitage t. XL. (scientific. eds. Gusev NY, Gudymenko YY) St. Petersburg, ed. State. Hermitage 2008 - Р.45-72
4. Gusev NY About furniture decoration of the Winter Palace. Half of the heir and his wife. 1840s .// Forgotten names and monuments of Russian culture. Abstracts of the conference for the 60th anniversary of the Department of Russian Culture. St. Petersburg, 2001 -Р.68-71
5. Guseva Yu «Stylish furniture» and retrospectivism. M. ed. Shamrock, 2003. 109p., Fl. yl.
6. Arts and Crafts in St. Petersburg for 300 years. Illustrated Encyclopedia. (author. Sections «furniture» Gusev N. Yu, «bronze» Sychev IO) T. 2 Publ State Hermitage Museum, 2006, - 296p.
7. Ephraim IK Furniture «Etruscan» style of the estates Pokrovske-Streshnevo and Znamenskoye Rusk .// Destiny museum collections. Proceedings of the VII Conference of the Tsarskoye Selo. St. Petersburg. 2002, - P. 57-67.
8. Historical Architecture Exhibition. 1911 St. Petersburg, 1911.
9. Lancer NE Fountain House (Sheremetevs) .// Lancer NE Old Petersburg. Historical and archival research. St. Petersburg, ed. Kolo. 2012 - P.38-54.
10. Matveev M. Fountain House. History of the building and rebuilding period 1712-1990 .// Manor graphs Sheremetevs «Fountain House.» 300 years. St. Petersburg. 2012 - P.6-89
11. Orlov KA Pompeian dining room of the Winter Palace, filled with drawings by Alexander Briullov .// Reports of the State Hermitage. L. 1974.
12. RSHA. 1088 op.3. D.1357. «Magazines inventory of movable property, 1857».
13. RSHA. Fund 1088 op.12. D.206. «Inventory rating property heirs c. DN Sheremeteva».
14. RSHA. Fund 1088 op.12. D.147. «The thing about the repair of the Fountain House and garden Ulyanka, 1842-1847 gg.»
1.5 RSHA. Fund 1088 op.12. D.153. 1853.
16 Stanyukovich VK Fountain House Sheremetevs. Museum of the. Guide. Petrograd. In 1923.
17 Art Newspaper, St. Petersburg, (January 18), 1837.