Научная статья на тему 'И. Дункер и декоративное и мебельное убранство Фонтанного дома в середине xviii века'

И. Дункер и декоративное и мебельное убранство Фонтанного дома в середине xviii века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
501
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЬБА / ФОНТАННЫЙ ДОМ / И. ДУНКЕР / БУФЕТ / ЗОЛОЧЕНИЕ / МАСТЕР / ЭПОХА / ИСКУССТВО / J. DUNKER / THE SNACK BAR/ REFRESHMENT ROOM / CARVING / FOUNTAIN HOUSE / GILDING / MASTER / AGE / ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Логвинова Елена Эдуардовна

Впервые предпринята попытка на основании исторических архивных материалов выявить участие И. Дункера в создании декоративного и мебельного убранства Фонтанного дома. При этом отмечено, что существование «буфета» в Фонтанном доме и участие И. Дункера в создании предметов мебельного и декоративно-прикладного искусства для Шереметевского дворца расширяет наши представления о значимости интерьеров и обстановки этого дворца и о работе в нем выдающихся мастеров в первую эпоху его обустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOHAN DUNKER: INNER DECORATION & FURNITURE AT THE FOUNTAIN HOUSE IN THE MIDDLE OF XVIII CENTURY

The paper presented the first attempt to discover (on the basis of instruments back in history from the archives) the part taken by J. Dunker in designing decoration and furniture for the Fountain House. The study mentioned that the ‘snack bar’ (refreshment room) placed at the Fountain House and the items of furniture and decoration designed by J. Dunker for the Sheremetev Palace may contribute to our understanding of relevance the interior design solutions and settings have to the Sheremetev Palace, as well as art pieces at the Palace made by the great masters at the initial period of beautification.

Текст научной работы на тему «И. Дункер и декоративное и мебельное убранство Фонтанного дома в середине xviii века»

УДК: 7

ЛОГВИНОВА Елена Эдуардовна,

соискатель кафедры русского искусства ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина», Санкт-Петербург, Россия e-mail: logvinel@mail.ru

И. ДУНКЕР И ДЕКОРАТИВНОЕ И МЕБЕЛЬНОЕ УБРАНСТВО ФОНТАННОГО ДОМА В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА

Впервые предпринята попытка на основании исторических архивных материалов выявить участие И. Дункера в создании декоративного и мебельного убранства Фонтанного дома. При этом отмечено, что существование «буфета» в Фонтанном доме и участие И. Дункера в создании предметов мебельного и декоративно-прикладного искусства для Шереметевского дворца расширяет наши представления о значимости интерьеров и обстановки этого дворца и о работе в нем выдающихся мастеров в первую эпоху его обустройства.

Ключевые слова: резьба, Фонтанный дом, И. Дункер, буфет, золочение, мастер, эпоха, искусство.

LOGVINOVA Elena Eduardovna,

Applicant for a Degree, Chair of Russian Arts, Saint Petersburg Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after Repin I.E., St. Petersburg, Russia e-mail: logvinel@mail.ru

JOHAN DUNKER: INNER DECORATION & FURNITURE AT THE FOUNTAIN HOUSE IN THE MIDDLE OF XVIII CENTURY

The paper presented the first attempt to discover (on the basis of instruments back in history from the archives) the part taken by J. Dunker in designing decoration and furniture for the Fountain House. The study mentioned that the 'snack bar' (refreshment room) placed at the Fountain House and the items of furniture and decoration designed by J. Dunker for the Sheremetev Palace may contribute to our understanding of relevance the interior design solutions and settings have to the Sheremetev Palace, as well as art pieces at the Palace made by the great masters at the initial period of beautification.

Keywords: carving, Fountain House, J. Dunker, the snack bar/ refreshment room, gilding, master, Age, arts.

Шереметевская усадьба была основана на берегу Безымянного Ерека на участке, пожалованном фельдмаршалу графу П.Б. Шереметеву 27 июля 1712 г. Петром I «для постройки в четыре года регулярных строений». К 1719 г. был выстроен двухэтажный деревянный оштукатуренный дом с треугольным фронтоном и высокой кровлей и два бревенчатых одноэтажных флигеля на полуподвалах с мезонинами, соединенных балюстрадой. Свидетельств, относящихся к интерьерам и внутреннему убранству деревянного дома фельдмаршала, не сохранилось.

По вступлении в наследство в конце 1730-х гг. старшего сына фельдмаршала Петра Борисовича Шереметева, главным петербургским шереметевским домом до 1750 г. становится дом на Васильевском острове - «Морской дом» (он располагался на Университетской набережной, на участке, ныне занимаемом Горным институтом), который он активно перестраивает и обустраивает. В 1748 г., в связи со строительством новой парадной летней резиденции императрицы Елизаветы на берегу Фонтанки, граф Петр Борисович начинает строительство кирпичного Фонтанного дома, и к началу 1750 г. оно в целом завершается. Дом представлял собой двухэтажное здание, решенное в стиле зрелого русского барокко, с центральным сильно выступающим корпусом, украшенным мезонином, и с двумя фланкирующими боковыми корпусами. Центральный подъезд, к которому подводил пологий пандус, украшенный двумя сфинксами, был решен в виде аркады из пяти арочных проемов с дорическими колоннами (или пилястрами) в простенках, служившей опорой большого балкона с балюстрадой. На ризалитах боковых корпусов в первом этаже были эркеры с арочными проемами и сдвоенными колоннами (или пилястрами) в простенках, на них так же размещались балконы с балюстрадой. Скат крыши украшал фронтон с гербом Шереметевых, балюстрада и ряд деревянной окрашенной скульптуры «эллинских богов». Автор проекта неизвестен. Долгое время считалось, что автором проекта Фонтанного дома являлся Б. Растрелли, однако сам автор не упоминал его в числе своих творений. Предположительно автором проекта являлся С.И. Чевакинский, при «смотрении» за ходом строительства Ф. Аргуновым [7, с. 18-19], впервые такое предположение было высказано архитектором М.В. Красовским в 1915 г. и поддержано искусствоведом А.Н. Петровым, ссылавшимся на архив Якоба фон Штелина, где автором проекта шереметевского Фонтанного дома называется С.И. Чевакинский.

Отделочные работы продолжались вплоть до 1756 г. и после окончания строительства и переезда семьи заказчика во дворец в 1750 г. В платежной ведомости за 1754 г. Шереметевского архива [10] указываются неоднократные выплаты денег двум резчикам Партикулярной верфи - Карлу Васильеву «за дело в зале пилястров» и Семену Иванову «за дело резною работаю к обоям» (очевидно, дорожники), а также (Иванову) «за дело двух ... жирондолов которые имеют быть по 6 шандалов в прихожей в зеленой палате» и «за дело в галерею 6 штук пилястры

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27)

средника в котором по 3 шандала». И самое интересное: выплата «...за резьбу около буфета резному подмастерью Игнатию Конычеву с товарищем по данному рисунку и с мадели по показанию мастера Дункаля», а так же золотарю Д. Степанову вызолотившему в зале жирандоли и «резные под окнами штуки и наугольники». Согласно этой платежной ведомости первыми мастерами-резчиками, работавшими по заказу графа П.Б. Шереметева в Фонтанном доме, были приглашенные мастера Партикулярной верфи, и возможно, что «золотарь» Степанов также был мастером Партикулярной верфи. В блестящем труде И.К. Ботт и М.И. Каневой «Русская мебель: История. Стили. Мастера», в приложении - списке мастеров, Семен Иванов упоминается как автор резьбы по эскизам С.И. Чевакинского иконостаса церкви Св. Троицы на Охте (1751), а позднее, в 1750-е гг., С. Иванов изготавливал десюдепорты и рамы для зеркал Большого Царскосельского дворца, его работа в Фонтанном доме гр. П.Б. Шереметева также упоминается [3, с. 459]. С.И. Чевакинский, активно участвовавший в строительстве и отделке ряда помещений Фонтанного дома, очевидно и привлек или рекомендовал графу Петру Борисовичу резчика Семена Иванова, выполнявшего ответственные, в том числе и Высочайшего двора заказы. С.И. Чевакинский являлся автором проектов ряда парадных интерьеров дворца. Из пояснительного текста к выплатам «.за резьбу около буфета резному подмастерью Игнатию Конычеву с товарищем по данному рисунку и с мадели по показанию мастера Дункаля» можно сделать вывод о более широком, чем считалось ранее, участии известного скульптора, резчика и позолотчика Иоганна (Ягана) Франца Дункера в украшении и отделке Фонтанного дома. Известно, что в основании двух лестничных маршей парадной садовой лестницы, находившейся по центральной оси с Литейной стороны, в 1754 г. устанавливаются две скульптуры вздыбленных коней, выполненные И.Ф. Дункером по заказу графа Петра Борисовича. Первое упоминание об этом встречается в первом же исследовании, посвященном Фонтанному дому, исследовании Н.Е. Лансере, и затем переходит из работы в работу. Текст документа «.Резьба около буфета ... по данному рисунку и с мадели по показанию мастера Дункаля» позволяет сделать вывод о выполнении И.Ф. Дункером для Фонтанного дома рисунка (эскиза) и модели буфета (а, возможно, и самого буфета) и «резьбы около» него для выполнения доверенным учеником - подмастерьем Игнатием Конычевым «с товарищем».

Иоганн Франц Дункер - австрийский скульптор, мастер «пусировального и резного дела», «мадельного и резного статуйного дела» [5, с. 27]. С 1736 по 1738 г. мастер работал в Копенгагене по заказам королевского двора. В 1738 г. Дункер приезжает в Россию [4, с. 19], исполняет резные работы в императорских дворцах. «Контракт с Дункером, который брался «резать статуи и фигуры, как крупные, так и мелкие, резные орнаменты, делать тем работам чертежи, сочинять модели на воску или глине» был заключен в Канцелярии от строений 12 сентября 1746 г.» [4, с. 19].

А. Бенуа назвал И. Дункера «лучшим мастером при русском дворе» [2, с. 76-77]. Мастер преподавал в Рисовальной палате Академии наук, имел множество учеников. И.Ф. Дункер, многие годы работавший с Ф.Б. Растрелли, претворял идеи-рисунки мастера в модели, по которым затем работала бригада резчиков под его руководством, в частности в Большом Царскосельском дворце. «Дункера можно назвать соавтором Растрелли в создании мебели для любимого (царскосельского) дворца императрицы» [4, с. 29]. И.Ф. Дункер также самостоятельно изготавливал детали резной парадной мебели, «резные украшения к парадным столам и фонтанам» [4, с. 29]. «Буфет» в стилистике барокко - это особенный, грандиозный по размерам предмет мебели и, одновременно, декора. Сооружение, сочетающее в себе собственно предмет для демонстрации ценной «порценинной» посуды, столешницу и «фонтан», или «фонтаны», а также украшенное декоративными скульптурными и цветочными композициями. Мода на подобного рода буфеты проникла в Россию в конце 30-х гг. XVIII в. из Франции и просуществовала до начала 60-х гг. XVIII в. В России были изготовлены только несколько сооружений подобного типа и первый - в расширенном Третьем Зимнем дворце для Екатерины I. К сожалению, ни один барочный «буфет» в России не сохранился до наших дней. Шереметевский «буфет», спроектированный И.Ф. Дункером, исходя из стилистики мастера, имел монументальные и тяжеловесные барочные формы, насыщенные декором с элементами европейского рококо в его французском варианте 1740-х гг., с вызолоченными резными деталями. Для размещения буфета в зале потребовались дополнительные декоративные резные элементы отделки - «резьба около буфета», призванная более гармонично вписать это модное и роскошное произведение мебельного искусства.

Существование подобного «буфета» в Фонтанном доме и участие И. Дункера в создании предметов мебельного и декоративно-прикладного искусства для Шереметевского дворца

расширяет наши представления о значимости интерьеров и обстановки этого дворца и о работе в нем выдающихся мастеров в первую эпоху его существования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII-XIX веков. - М.: Сварог и К, 2000.

2. Бенуа А.Н. Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. - СПб., 1910.

3. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель: История. Стили. Мастера. -СПб.: Искусство-СПБ, 2003. - 507 с.

4. Ботт И.К., Пахомова-Герес В.А., Серпинская Т.В. Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. - СПб.: Аврора, 2009. - 256 с.

5. Декоративно-прикладное искусство Санкт- Петербурга за 300 лет: Иллюстрированная энциклопедия. / авт. разделов «Мебель» Гусева Н.Ю., «Бронза» Сычева И.О.) Т.2. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. - 296 с.

6. Лансере Н.Е. Фонтанный дом (Шереметевых) / Лансере Н.Е. Старый Петербург. Историко-архивные исследования. - СПб.: Коло, 2012. - С. 38-54.

7. Матвеев М.М. Фонтанный дом. История строительства и перестроек 1712-1990 гг./ Усадьба графов Шереметевых «Фонтанный дом». 300 лет. -СПб, 2012. - С. 6-89.

8. Матвеев В.Ю. Разных художеств мастера (новые архивные материалы к истории русской культуры первой четверти XVIII века) // Наука и культура России XVIII века. - Л., 1984. - С. 149.

9. Михайлов Г.В. Зимние дворцы Петра I. История строительства. Архитектура и убранство. События и люди. - СПб.: Филологический фак-т СПбГУ, 2002. - С. 224. Илл.

10. РГИА. Фонд 1088 (Шереметевы). оп.12. Д.58.Л.1-7.

REFERENCES

1. Bartenev I.A., Batazhkova V.N. Russian interior XVIII-XIX centuries. [Russkiy interer XVIII-XIX vekov]. Moscow: Svarog and K, 2000. (in Russ.).

2. Benoit A.N. Tsarskoye Selo in the reign of Empress Elizabeth.[ TSarskoe selo v tsarstvovanie imperatritsy Elizavety Petrovny.]. St. Petersburg, 1910. (in Russ.).

3. Bott I.K., Kaneva M.I. Russian Furniture: A. History. Styles. Wizard. [Russkaya mebel: Istoriya. Stili. Mastera] St. Petersburg. Arts, St. Petersburg, 2003. p. 507 (in Russ.).

4. Bott I.K., Pakhomov-Geres V.A., Serpinskaya T. Tsarskoselskaya furniture and crowned owners.[ TSar-skoselskaya mebel i ee koronovannye vladeltsy.] St. Petersburg, ed. «Aurora», 2009. p. 256 (in Russ.).

5. Arts and Crafts in St. Petersburg for 300 years. Illustrated Encyclopedia. (author. Sections «furniture» Gusev N.Yu., «bronze» Sychev I.O.)[ Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Sankt- Peterburga za 300 let: Illyustrirovannaya entsiklopediya. avt. razdelov "Mebel" Guseva N.YU., "Bronza" Sycheva I.O.)] T. 2 Publ State Hermitage Museum, 2006. p. 296 (in Russ.).

6. Lancerer N.E. Fountain House (Sheremetevs). Lancerer N.E. Old Petersburg. Historical and archival research.[ Fontannyy dom (SHeremetevykh) / Lansere N.E. Staryy Peterburg. Istoriko-arkhivnye issledovaniya.] St. Petersburg, ed. Kolo. 2012. pp. 38-54. (in Russ.).

7. Matveev M.M. Fountain House. History of the building and rebuilding period 1712-1990. Manor graphs Sheremetevs «Fountain House» 300 years. [Fontannyy dom. Istoriya stroitelstva i perestroek 1712-1990 gg. Usadba grafov SHeremetevykh "Fontannyy dom". 300 let]. St. Petersburg. 2012. pp. 6-89. (in Russ.).

8. Matveev V.Yu. various arts master (new archival materials in the history of Russian culture in the first quarter of XVIII century). Science and Culture of Russia in XVIII century.[ Raznykh khudozhestv mastera (novye arkhivnye materialy k istorii russkoy kultury pervoy chetverti XVIII veka) Nauka i kultura Rossii XVIII veka.]. Leningrad, 1984. p. 149. (in Russ.).

9. Mikhailov G.V. Winter Palace of Peter I. Background Construction. Architecture and decoration. Events and peo-ple.[ Zimnie dvortsy Petra I. Istoriya stroitelstva. Arkhitektura i ubranstvo. Sobytiya i lyudi.]. St. Petersburg. Philological Faculty of St. Petersburg State University . 2002, p.224. fig. (in Russ.).

10. RSHA. Fund 1088 (Sheremetevs). op.12. D.58.L.1-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.