Научная статья на тему 'ЭТНОТУРИЗМ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

ЭТНОТУРИЗМ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОТУРИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ДАГЕСТАНА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиханова Бика Абдулманаповна

В статье изучен этнотуризм, как средство формирования ценностного отношения к Родине, формирование патриотизма через любовь к родным местам, к ее историческим, архитектурным, культурным памятникам, традициям, с которыми школьники, порой, мало знакомы. Представлены организационно-педагогические мероприятия по изучению историко-культурного наследия Дагестанского народа и привития бережного отношения к истории Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOTOURISM AND ITS POTENTIAL IN FORMING PATRIOISTIC CONSCIOUSNESS ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article studies ethnotourism as a means of forming a value attitude towards the Motherland, the formation of patriotism through love for one's native places, for its historical, architectural, cultural monuments, traditions, with which schoolchildren, at times, are little familiar. The organizational and pedagogical measures for the study of the historical and cultural heritage of the Dagestan people and the inculcation of a careful attitude to the history of the Fatherland are presented.

Текст научной работы на тему «ЭТНОТУРИЗМ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

7. Фомин, А.Г. Психолингвистическая концепция моделирования гендерной языковой личности / А.Г. Фомин. -Москва; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.

Педагогика

УДК 378

аспирант кафедры общей и социальной педагогики Алиханова Бика Абдулманаповна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ЭТНОТУРИЗМ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Аннотация. В статье изучен этнотуризм, как средство формирования ценностного отношения к Родине, формирование патриотизма через любовь к родным местам, к ее историческим, архитектурным, культурным памятникам, традициям, с которыми школьники, порой, мало знакомы. Представлены организационно-педагогические мероприятия по изучению историко-культурного наследия Дагестанского народа и привития бережного отношения к истории Отечества.

Ключевые слова: этнотуризм, патриотизм, патриотическое сознание, этнические достопримечательности Дагестана, историко-культурное наследие.

Annotation. The article studies ethnotourism as a means of forming a value attitude towards the Motherland, the formation of patriotism through love for one's native places, for its historical, architectural, cultural monuments, traditions, with which schoolchildren, at times, are little familiar. The organizational and pedagogical measures for the study of the historical and cultural heritage of the Dagestan people and the inculcation of a careful attitude to the history of the Fatherland are presented.

Key words: ethnotourism, patriotism, patriotic consciousness, ethnic sights of Dagestan, historical and cultural heritage.

Введение. Знакомство с народными обычаями и ремеслами, бытом и традициями, с историей и творчеством коренного населения - все это относится к этническому туризму. О формировании у молодежи ценностного отношения к Родине через личное знакомство с ее природными, культурными, традиционными богатствами, а не только просвещение их через книги, пишут известные просветители Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, что нашло отражение в «Школьном уставе»: он законодательно предусматривал экскурсии как одну из форм учебного занятия [2]. Уже в начале XIX века, во многие школы начали вводить практику проведения экскурсий, походов, а затем описывали результат, который они получили. Таким образом, в советское время, туристические мероприятия стали полноценным инструментом, используемые с целью воспитания подрастающей молодёжи в патриотическом русле, привития им любви и ценностного отношена к своей малой, а затем большой Родине. Для достижения намеченной цели, формировались молодежные экскурсионные центры, где организовывались тематические мероприятия, например, «Моя Родина», «ленинские места» и прочие территории, имеющие для них историко-культурную значимость.

Изложение основного материала статьи. Практически каждая советская общеобразовательная школа проводила походы по своему краю, будь то горы или равнины и выпускала брошюры по проложенным им туристическим маршрутам [2]. После распада советского союза, интенсивность патриотического воспитания молодежи через демонстрацию культурных и природных богатств значительно снизилась, и долгое время внимание ей так и не уделялось.

Сегодня, ввиду интенсивного развития внутреннего туризма по всей нашей стране, данная отрасль возрождается и имеет большие возможности не только в сфере экономического укрепления страны, но и духовно-нравственное совершенствование нового поколения. Государство возлагает большие надежды на патриотическое воспитание молодежи средствами этнотуризма, что неоднократно упоминается в документах Правительства РФ.

В соответствие со стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где одной из задач государственной политики в области воспитания является формирование у подрастающего поколения высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства патриотизма, причастности к историко-культурной общности российского народа, этнический туризм может выступать эффективным средством реализации данной задачи [6].

Вовлекая старшеклассников в этнический туризм, мы знакомим и сближаем его с тем, что его окружает. Влиянию различных направлений туризма на патриотическое сознание подрастающего поколения посвящены работы многих исследователей: Т.Э. Курмаев, Т.Р. Лыкова, Г.В. Ефремова, Н.П. Герасименко, Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович, Н.В. Молчанова, В.А. Заставенко, М.И. Васильев, А.П. Горелов, В.А. Семиглазова и др.

Возможности этнотуризма в сфере патриотического воспитания не имеют зрительных границ. Потенциал этнотуризма проявляется в углублении народа в изучение неизведанной стороны истории, особенностей и истории зарождения культуры своего народа, то, какова она сейчас, и откуда идут ее истоки, ее обычаи и традиции, складывающиеся веками и имеющие преемственность поколений. Этнотуризм расширяет кругозор, развивает интеллект и предоставляет возможность вжиться в историю природного, культурного и социального пространства.

Этнический туризм может быть представлен в двух основных видах деятельности:

1. Посещение этнических народов, не утратившие особенности своих традиций, особенностей организации быта и уклада жизни [4]. Здесь туристы живут жизнью местных людей, пробуют традиционные блюда, участвуют в традиционных праздниках, а туристически развитые местности даже организовывают мастер-классы по традиционным танцам, народно-художественным промыслам и прочее.

2. Знакомство с достопримечательностями и посещение музеев. Довольно часто достопримечательности имеют характер исторической памяти: это башни, крепости, памятники, территории, где воевали известные полководцы и они связаны с той или иной историей. Достопримечательности бывают и природного происхождения: это реки, горы, водопады. Удивительная красота многих местностей, а также исторические события, имеющие место быть, формируют чувство гордости за свой край, сопричастность к ее истории, сохранению исторической памяти о ней.

Память хранят и музеи, где туристы знакомятся с национальной одеждой, изделиями народно-художественного промысла, старинными хозяйственными инструментами и прочее. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. Почти во всех регионах есть музеи и выставки, которые открывают специальные места для изучения местных ремесел и традиционного образа жизни [8].

Согласно стратегии развития туризма на период до 2035 года, ожидается комплексное развитие внутреннего и въездного туризма, путем создания конкурентоспособного туристического продукта [9]. Но мало акцентируется внимания

на возможностях этнического туризма в формировании ценностного отношения школьников и молодежи в своей Родине, к краю, где он родился.

Среди маршрутов этнического туризма популярен Дагестан - страна гор. Республика вовлекает туристов своими красотами, величиями горных массивов, десятками разнообразных ландшафтов, древними традициями и возможностью совершить свое путешествие в прошлое. В течении многих веков здесь живут в мире и согласии более сотни народов, каждый из которых говорит на своем языке и с трепетом чтит свою уникальную культуру. Именно они и создают необыкновенный колорит своей республики.

На сегодняшний день, Дагестан, один из этнически развитых объектов ведения туристической деятельности. С каждым годом, здесь растет число селений, где больше не живут люди. Они покидают горы в поисках лучшей жизни. Но как сохранить культурное наследие? Как привить школьникам любовь к родному краю? Для дагестанца родное село -сакральное место, и развитие этнотуризма чуть ли не единственный способ сохранить свое культурное наследие.

Потенциал этнотуризма следует использовать в полной мере, но сначала его надлежит изучить. Современные направления и перспективы развития этнотуризма в Дагестане рассматривают А.А. Абасова, Р.А. Адамова, А.Г. Бутузов, Н.И.Газалиева, Э.А. Исмаилова, Е.В. Колотова, А.М. Курбанова, М.М. Магомедханов, С.А. Ниналалов.

А.А. Абасова пишет о создании природно-историко-культурных комплексов на местах исторических сражений -Ахульго, Гимры, Рича, Хициб, музеев-заповедников на базе исторических поселений, таких как Ахты, Кубачи, Чох, Калакорейш, Каракюре, Кахиб, Гоор, Шиназ, Ицари, Амузги, Харбук, Сулевкент и других, будут способствовать привлечению туристов в Дагестан.

Среди них проложены как широко известные, так и только начинающие развиваться маршруты. Включение учеников в этнотуризм позволяет им влиться в реально существующие поселения, жители которых сберегли особенности быта и культуры, доставшиеся от предков.

Заброшенные села часто становятся объектами ведения туристической деятельности (здесь их можно насчитать более 50-ти) на территории которых расположены древнейшие памятники истории, культуры и архитектуры. В целях сохранения исторической памяти и культурного наследия создаются этнодома, живописные отели, что привлекает туристов, а коренные жители имеют возможность прочувствовать свою сопричастность к ее истории.

Активно реализуются туристские маршруты в места бытования уникальных и неповторимых в мировой практике народных художественных промыслов - с. Кубачи, с. Унцукуль, с. Гоцатль, с. Балхар, с. Хив, с. Ахты и так далее. Цитадель "Нарын-Кала" VIII века, Старый город, старейшая в России Джума-мечеть VIII века, Девичья баня XIII века и другие сооружения включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они вызывают большой интерес у туристов.

Этнотуристические объекты надлежит рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, которые дают возможность знакомить учеников с их наследием, культурой, историей начиная с возникновения ее названия вплоть до боевых сражений минувших веков. Восприятие разной информации, иногда новой, об объектах, которые, казалось, изучены, порождает в учениках эстетические чувства к Родине, уважение, отзывчивость, чувство долга перед солдатами, сражавшиеся за их жизнь, и, это мотивирует учеников, сделать что-либо во благо общества, своего народа.

Именно в ходе экскурсий, посещений музеев происходит знакомство с историей Родины, с искусством и тем самым зарождается гордость за своё Отечество, любовь к нему и, следовательно, патриотизм. Посещая культурно- исторические места, человек проникается духом времени, в котором жили его предки он начинает ощущать свою причастность к истории России и той местности где он живет. Именно это способствует воспитанию у детей и подростков патриотизма и любви к своей Родине.

Президент России В.В. Путин неоднократно в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в своих выступлениях, делал акцент на необходимости изучения историко-культурного наследия, символа исторической памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, с целью формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, памяти предков, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины деятельности по укреплению патриотических чувств, на основе единства и этнокультурного многообразия российской нации [121.

Организация работы по изучению историко-культурного наследия Дагестанского народа, привитие бережного отношения к истории Отечества, требует подготовки педагогических условий, использующих этнотуристический потенциал:

1. патриотическое воспитание в учреждениях образования. Его реализация возможна через реализации республиканских патриотических акций посвященных: Великой Победе, знаменательным датам, разработка программ и мероприятий в память видных деятелей (100-летие Расула Алиханова - народного художника ДАССР, 90-летие Фазу Алиевой - народной поэтессы Дагестана, 110-летие рождения Абдулы Алиева - ректора ДГУ и др.);

2. организация путешествия по этническим близ расположенным поселениям. Так, вблизи поселка Кубачи расположен древний Амузги, который являлся крупным центром по производству холодного оружия. Проникнуться ее историей и трагичной судьбой завершения промысла, удалось всем жителям благодаря фестивалю «Легенда об Амузги», организованное Борисом Вайцеховским. На один день, село вновь ожило: в него вернулись коренные жители, были приглашены гости, организованы мероприятия, где каждый вспоминал дом, где он рос; отца, который учил ковать клинки и пр. [11]. Аналогичные патриотические чувства вызывает Кала-Корейш, Гамсутль, Бархан Сары-Кум;

3. этно-краеведческая экспедиция. К ним относятся: культурно-исторические экскурсии и туры; этнические экскурсии; культурно-этнические поездки; культурно-этнические путешествия и походы и т.д. Знакомства старшеклассников с архитектурными памятниками, городской средой страны, музеями, посещение театров дает неоценимый заряд патриотических чувств;

4. изучение местных достопримечательностей: памятников и мемориальных комплексов.

• Мемориальный комплекс "Ватан", находящийся в гунибском районе. Экспозиция включает разные разделы, о которых часто не осведомлено даже местное население: «Хицибское сражение и разгром Надиршаха»; «восстание 1877 года», традиционные ремесла и занятия согратлинцев"; "традиционная одежда согратлинцев".

• Памятник «Белые Журавли» — мемориальный комплекс памяти павших защитников родины в войну 1941-1945 года, создан по мотивам песни «Журавли» на стихи Расула Гамзатова.

• Кубачинская башня - «башня богатырей» по преданиям, молодые кубачинцы охраняли жителей, наказывали за проступки, судили и решали все дела. Вели также наступательные военные предприятия, воевали с соседями: нападали на враждовавшие по тем или иным причинам с кубачинцами, и вооруженной рукой разрешали межаульные споры и разногласия. Это обобщенная информация, которой владеет местная молодежь, но много ли старшеклассников проникнутся ее историей, если о ней не говорить?

• Мемориал «Скорбящая мать» - является напоминанием о жителях города, павших на фронтах Великой Отечественной войны, находящаяся в аллее Славы героев в г. Дербент.

• Памятник Махачу Дахадаева - его имя гордо носит наша столица «Махач-кала».

• Памятник защитнику Родины в г. Махачкала - фигура солдата-защитника Дагестана от бандформирований в 1999 году [10].

• Мемориалы «Стена героев», «воину-освободителю» и многие другие.

Формирование у молодежи патриотического сознания - это базовая идея для стабилизации ситуации в стране, это сознательная деятельность личности, направленная на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий. Каждый гражданин России должен осознавать необходимость участия в общественной жизни страны, региона, села, учебного заведения. Если личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), то она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного и гражданского содержания. Поэтому, сегодня стоит задача, осмысления базовых оснований повышения социальной активности дагестанской молодежи и мотивации на социально- ценностную деятельность.

Изменение шкалы ценностных ориентаций молодежи, духовный кризис в области воспитания патриотических чувств требует к себе особого утонченного внимания. Намеченная тенденция развития внутреннего туризма актуализирует применение данного направления в русле формирования патриотического сознания.

Выводы. Молодежь сегодня является наиболее нуждающейся в знаниях древней культуры горцев. Старые обычаи, традиции, богатейший народный фольклор таят в себе высоконравственные житейские наставления - быть честным, добрым, трудолюбивым, милосердным, чтить старших, любить свой дом, аул, край, а значит и всю родину. Именно благодаря нашим дедам, нашим предкам, их самоотверженной борьбе за свою родину, мы живем на своей земле и ходим по ней. Об этом надо не только помнить, но и говорить, говорить так, чтобы эхо нашего голоса откликалось в любви наших детей к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей тех, кого зовут соотечественниками - в этом и смысл патриотического воспитания.

Литература:

1. Быков, А.А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитательная работа / А.А. Быков. - Москва: МПГУ, 2007. - № 5. - С. 4-5

2. Долженко, Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР / Г.П. Долженко. - Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. - 192 с.

3. Мусаева, А.М. Воспитание патриотизма учащихся средствами музейной деятельности / А.М. Мусаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №8. - С. 64-67

4. Основы туризма: учебник / [Е.Л. Писаревский и др.]; под ред. Е.Л. Писаревского. - Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.

5. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/70188902/(Дата обращения 18. 04 2022) (Дата обращения 18. 04 2022)

6. Российская Федерация. Правительство. О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Дата обращения 18. 04 2022)

7. Российская Федерация. Правительство. О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г: Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. N 2129-р (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: // https://base.garant.ru/72761648/ (Дата обращения 18. 04 2022)

8. Соболенко, В.Е. Этнотуризм в России: современное состояние и ориентиры развития / В.Е. Соболенко // Актуальные исследования. - 2020. - №24 (27). - С. 66-70

9. Фролова, Е.В. Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации / Фролова Е.В., Кабанова Е.Е, Костина М.В. // Материалы Афанасьевских чтений. - 2017. - №2 (19). - С 84-86

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Арюткина Анна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры» (г. Самара); доцент Русанова Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры» (г. Самара)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В системе реформирования образования России и его гуманизации особое место занимает проблема разработки концепций высшего образования. Результаты разработок должны выполнять системообразующую функцию по отношению к проектированию содержания, отбору форм, методов обучения, внедрению обучающих технологий, обеспечивающих раскрытие личностных возможностей будущих специалистов. Однако одним из сложных остаётся вопрос определения методологической основы профессиональной подготовки студентов. Это относится и к поиску новых подходов к подготовке концертного исполнителя. Цифровизация образования диктует новые требования к процессу профессиональной подготовки современного выпускника вуза. В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки концертного исполнителя в условиях цифровизации образовательного процесса с учётом компетентностного и деятельностного подхода. Рассмотрена история становления профессиональной подготовки концертного исполнителя в России, охарактеризована важность исторического опыта исполнительского искусства и его применения через призму современных векторов развития системы высшего музыкального образования. Определено понятие «концертный исполнитель». В статье выделены три вида компетенций: личностные, коммуникативные, деятельностные, что соответствует требованиям современного общества. Процесс профессиональной подготовки концертного исполнителя происходит в вузовской педагогической системе, которая всегда направлена на определённую цель или на комплекс взаимообусловленных целей. В вузе происходит трансляция знаний в специфически систематизированном виде, фиксирующем общий уровень научного осмысления действительности - знаний общих и специальных, а также подготовка специалиста к практической профессиональной деятельности. Поэтому в статье акцентировано внимание на противоречии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.