Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимсакаева Рита Кочаровна, Тхайцухова Айшат Мухамедовна

Статья посвящена вопросу определения понятия «толерантная» языковая личность. Важность четкого определения данной категории объясняется актуальностью проблемы формирования толерантной языковой личности школьника в поликультурной среде. Содержание термина раскрывается посредством составляющих его понятий: «толерантность», «языковая личность», «поликультурная образовательная среда». В данном исследовании мы исходим из понимания толерантной языковой личности как языковой личности, развивающейся в поликультурной среде на всех уровнях межкультурной коммуникации. Раскрыты условия формирования поликультурной языковой личности: 1. Культурологические условия, направленные на формирование этнического самосознания личности как составной части глобального сознания. 2. Этические условия, учитывающие идеи поликультурности общества и этику поликультурного межнационального общения. 3. Условия поликультурной полиязычной среды, ознакамливающие с иноязычными культурами. 4. Рефлексивные условия, ориентированные на восприятие и осознание важности культурного многообразия для развития личности. Первоочередная цель модернизации языкового образования на сегодняшний день заключается в формировании таковой толерантной языковой личности в поликультурной среде. Реализация этой сложной задачи - жизненная необходимость, актуальная проблема, обладающая тенденцией к развитию. Цель нашего исследования состоит в том, чтобы описать развитие толерантной языковой личности в поликультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF A TOLERANT LINGUISTIC PERSONALITY DEVELOPMENT IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

The article deals with the definition of «tolerant» linguistic personality concept. The importance of a clear definition of this category is explained by the urgency of the tolerant linguistic personality forming of a student in a multicultural environment. The content of the term is revealed through its constituent concepts: «tolerance», «linguistic personality», «multicultural educational environment». We proceed from the understanding of a tolerant linguistic personality as a linguistic personality developing in a multicultural environment at all levels of intercultural communication in this study. The conditions for the formation of a multicultural linguistic personality are revealed as followed: 1. Cultural and logical conditions aimed at the formation of ethnic identity of the individual as an integral part of global consciousness. 2. Ethical conditions that take into account the ideas of multiculturalism of society and the ethics of multicultural interethnic communication. 3. Conditions of a multicultural multilingual environment, familiarizing with foreign-language cultures. 4. Reflexive conditions which are focused on the perception and awareness of the importance of cultural diversity for personal development. The primary goal of the modernization of language education today is the formation of such a tolerant linguistic personality in a multicultural environment. The realization of this complex task is a vital necessity, an urgent problem with a tendency to development. The purpose of our research is to describe the development of a tolerant linguistic personality in a multicultural environment.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

Педагогика

УДК 378.4

кандидат филологических наук, доцент Алимсакаева Рита Кочаровна

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат филологических наук, доцент Тхайцухова Айшат Мухамедовна

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. Статья посвящена вопросу определения понятия «толерантная» языковая личность. Важность четкого определения данной категории объясняется актуальностью проблемы формирования толерантной языковой личности школьника в поликультурной среде. Содержание термина раскрывается посредством составляющих его понятий: «толерантность», «языковая личность», «поликультурная образовательная среда».

В данном исследовании мы исходим из понимания толерантной языковой личности как языковой личности, развивающейся в поликультурной среде на всех уровнях межкультурной коммуникации.

Раскрыты условия формирования поликультурной языковой личности:

1. Культурологические условия, направленные на формирование этнического самосознания личности как составной части глобального сознания.

2. Этические условия, учитывающие идеи поликультурности общества и этику поликультурного межнационального общения.

3. Условия поликультурной полиязычной среды, ознакамливающие с иноязычными культурами.

4. Рефлексивные условия, ориентированные на восприятие и осознание важности культурного многообразия для развития личности.

Первоочередная цель модернизации языкового образования на сегодняшний день заключается в формировании таковой толерантной языковой личности в поликультурной среде. Реализация этой сложной задачи - жизненная необходимость, актуальная проблема, обладающая тенденцией к развитию.

Цель нашего исследования состоит в том, чтобы описать развитие толерантной языковой личности в поликультурной среде.

Ключевые слова: толерантность, языковая личность, поликультурная образовательная среда, поликультурное языковое образовательное пространство.

Annotation. The article deals with the definition of «tolerant» linguistic personality concept. The importance of a clear definition of this category is explained by the urgency of the tolerant linguistic personality forming of a student in a multicultural environment. The content of the term is revealed through its constituent concepts: «tolerance», «linguistic personality», «multicultural educational environment».

We proceed from the understanding of a tolerant linguistic personality as a linguistic personality developing in a multicultural environment at all levels of intercultural communication in this study.

The conditions for the formation of a multicultural linguistic personality are revealed as followed:

1. Cultural and logical conditions aimed at the formation of ethnic identity of the individual as an integral part of global consciousness.

2. Ethical conditions that take into account the ideas of multiculturalism of society and the ethics of multicultural interethnic communication.

3. Conditions of a multicultural multilingual environment, familiarizing with foreign-language cultures.

4. Reflexive conditions which are focused on the perception and awareness of the importance of cultural diversity for personal development.

The primary goal of the modernization of language education today is the formation of such a tolerant linguistic personality in a multicultural environment. The realization of this complex task is a vital necessity, an urgent problem with a tendency to development.

The purpose of our research is to describe the development of a tolerant linguistic personality in a multicultural environment.

Key words: tolerance, linguistic personality, multicultural educational environment, multicultural linguistic educational space.

Введение. Решение новейших задач, появившихся в социуме на современном этапе, может быть решено посредством новых подходов к организации образовательного процесса. Необходимым условием правильной организации образовательного процесса является его ориентированность на решение проблем воспитания и развития человека, не только обладающего комплексом знаний, навыков и т.д., но способного к широкому общению, а том числе в многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей.

Изложение основного материала статьи. Новый концепт - толерантная языковая личность активно распространяется в виду насущного запроса поликультурного социума, формируемого в новых условиях глобализации мира. В настоящее время оказывается недостаточным обучение, направленное на формирование способности и готовности к межкультурной коммуникации.

В условиях новой глобальной ситуации необходима ориентация на формирование способности и способностей учащихся (интеллектуальных, коммуникативных, нравственных), крайне необходимых для решения проблем экономического, политического, межкультурного характера.

Все это обуславливает необходимость ясного определения данной категории. Рассмотрим составляющие понятий «толерантность», «языковая личность», «поликультурная среда» с целью анализа содержания термина «толерантная языковая личность в поликультурной среде» Понятие «толерантность», его актуальность.

Проанализировав работы социологов, этнологов, политологов, психологов, философов, филологов, занимающихся исследованием толерантности, отметим, что ученые не определяют однозначно данное понятие.

Рассмотрим значение слова «толерантность».

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона «толерантность» определяется как о терпимость к иного рода религиозным воззрениям.

В философском энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком

открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [6].

Общим для социологических исследований является такое толкование термина: «Толерантность (от лат. йз1егапйа -«терпение, терпеливость, способность переносить») - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям».

Также мы обратились к различным переводным словарям и нашли следующие определения данного понятия.

Под толерантностью в английском языке понимается «готовность и способность без протеста воспринимать личность, вещь»; во французском языке оно означает «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в переводе с арабского языка толерантность - это «прощение, снисхождение, сострадание, мягкость, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим»; в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

В «Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д.Н. Ушакова) и в «Большом словаре иноязычных слов» понятие толерантность полностью отождествляется со значением слова терпимый («терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо») [5, С. 342].

Особенностью формирования нашего государства является то, что наше государство представляет собой конгломерат различных народов, культур и религий.

В настоящее время особенно важными являются гуманистические ориентиры, направленные на общее сосуществование и свободное развитие. К таким ценностям и идеям относятся позиция (тактика) непричинения насилия, а также идея терпимости к иным (не совим) принципам, ценностям, культурам, решение острых вопросов средствами компромисса, настрой и готовность к диалогу, а, следовательно, взаимопониманию. Исходя из этого, проблема воспитания духовно-нравственной, свободной, толерантной, граждански активной, высокоинтеллектуальной и здоровой поликультурной личности в условиях полиэтнической среды весьма актуальна и насущна.

На современном этапе в российском обществе толерантность понимается как моральная ценность, включающее осознание и принятие индивидом/обществом интересов, воззрений, религиозных убеждений, культурных маркеров других людей или сообществ, как моральная ценность, гарантирующая взаимопонимание и согласование различных мотивов, установок...

Толерантность определяется как особый образец поведения, проявляющийсяв процессе взаимодействия и общения людей. Общение людей реализуется, как правило, посредством речи, а это значит, что толерантность является неизменной составляющей взаимодействия людей в процессе речевого общения.

Воспитание толерантности - процесс многоаспектный и многоплановый. Для реализации этой цели необходимо решить следующий спектр задач:

1) обучающимся необходимо осознавать всесторонне и глубоко своей родной культурой как необходимым условием интеграции в иные культуры;

2) у обучающихся необходимо сформировать понимание о многообразии культур;

3) воспитание у обучающихся эмпатии к различиям в культуре различных этносов;

4) создание необходимых условий для интеграции обучающихся в культуры других народов;

5) формирование и развитие у обучающихся умений и навыков результативной деятельности с инокультурными представителями;

6) воспитание у обучающихся духа терпимости, человеколюбивого общения в условиях межнациональной среды.

Языковая личность.

Одним из аспектов формирования языковой личности является соотношения личности и языковой личности.

По мнению А.Г. Фомина, «языковая личность» трактуется «не только как часть объемного и многогранного понимания личности, .а как вид полноценного представления личности, вмещающей в себя и психологические, и социальные, и этические, и другие компоненты, но преломленные через язык» [7].

Проанализировав труды В.А. Масловой по проблеме определения и формирования языковой личности, отметим, что ученый выделяет следующие составляющие языковой личности: «Я - физическое», «Я - социальное», «Я -интеллектуальное», «Я - эмоциональное», «Я - речемыслительное». В.А. Маслова подчеркивает, что, «воздействуя на любую ипостась личности, можно воздействовать на все остальные стороны личности адресата. Языковая личность вступает в коммуникацию как многоаспектная, и это соотносится со стратегиями и тактиками речевого общения, с социальными и психологическими ролями коммуникантов, культурным смыслом информации, включенной в коммуникацию» [4].

Языковая личность обучающегося обладает набором компетенций (языковой, речевой, коммуникативной, социокультурной и деятельностной) для осуществления речевой деятельности в типичных условиях учебной ситуации.

Под языковой компетенцией понимается осведомлённость обучающихся в лингвистической теории, осознание её как системы правил и предписаний, которые регулируют использование средств языка в речи; базовые умения (лексические, грамматические, стилистические, орфоэпические и орфографические).

Коммуникативная компетенция предполагает умение обучающегося аналитически подходить к речевой ситуации и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную/невербальную) речевого поведения; устанавливать и поддерживать необходимые контакты в процессе коммуникации с другими людьми, то есть воспринимать и порождать речевые сообщения, адекватные прагматическому контексту.

Социокультурная компетенция - это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; знание наименований предметов и явлений национального быта и традиций, изобразительного искусства и устного народного творчества.

Деятельностная компетенция предполагает развитие творческих способностей, и в первую очередь - способность к интерпретации как высказанной рефлексии.

Понятие «языковая личность» зиждется на понятии личности как субъекта отношений и деятельности, обусловленные определенной системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями.

Поликультурная среда.

Вопрос формирования толерантной языковой личности обучающегося, естественно, связано с образованием, являющимся неотъемлемой составляющей социальной среды.

Определение «поликультурная образовательная среда» на сегодняшний день еще не до конца установилось. Зачастую данное определение употребляется в узком смысле/значении, подразумевая определенную среду, в которой взаимодействуют субъекты образования, принадлежащие к различным этносам.

По нашему мнению, функционал полиэтнической образовательной среды заключается в обеспечении взаимопонимания, а, следовательно, и результативного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Для этого необходимо создать условия, которые позволят обучающимся, усвоить культурные ориентиры, нормы и образцы поведения своего и других народов, с одной стороны; сформировать опыт положительного межэтнического взаимодействия и как следствие успешно адаптироваться в среде со смешанным этническим составом, с другой стороны.

Исходя из вышесказанного, методологическим инструментом построения поликультурной образовательной среды выступают концепции диалога культур и культурного плюрализма.

Взаимодействие основных компонентов (поликультурный многонациональный коллектив учащихся, многокультурный состав педагогического коллектива, кросскультурный характер педагогического процесса) определяют структуру поликультурного пространства средней школы.

В целеполагании поликультурного пространства средней школы приоритетно следующее:

1) сохранение традиций/обычаев;

2) возможность открывать и постигать новые культурные перспективы;

3) ориентация постижение культурных особенностей других стран/культур/народов;

4) формировать у обучающихся способности принятия различных культур и принятия их уникальности, тем самым формирование ценностного отношения к особенностям своей и чужой культуры;

5) формирование эмпатии к людям, относящимся к разным расам/национальностям/вероисповеданиям.

Изложенные выводы исследований ведущих отечественных и зарубежных педагогов (Л.Л. Супруновой, М.Н. Резника,

З.А. Мальковой и др.) позволяют сформулировать вывод о том, что поликультурное пространство средней школы призвано решать следующий спектр задач:

1) интеграция личности в национальную и мировую культуру, ее идентификация с другими культурами;

2) выявление общих и отличных особенностей в укладе жизни различных народов, их моральных ориентировок, эстетических ориентиров;

3) формирование толерантных качеств личности;

4) формирование гуманности в отношении других культур;

5) развитие умений и навыков, направленных на эффективное взаимодействия с носителями других культур;

6) приобщения ребенка к культуре посредством образования;

7) общения и межкультурное взаимодействие сверстников.

Поликультурное образование - это построение образования на основе многочисленной и разнообразной этнокультуры разных народов.

Условия формирования толерантной языковой личности в поликультурной среде.

Решение проблемы формирования толерантности в парадигме гуманитарных наук, анализ современного состояния данной педагогической проблемы, процесса воспитания толерантности, обобщение опыта работы с подростками, а также сделанные на основе всего этого выводы позволяют нам определить педагогические условия, в которых наиболее эффективно будет проходить процесс формирования толерантной языковой личностиобучающегося в поликультурном пространстве. Под педагогическими условиями мы понимаем создаваемые педагогом обстоятельства, определяющих эффективность формирования толерантной языковой личности обучающегося в поликультурной среде.

Важнейшим условием формирования толерантной языковой личности обучающегося в поликультурном пространстве, на наш взгляд, является формирование лингвистической компетенции, направленной на всеобъемлющее изучение русского языка.

Формирование лингвистической компетенции - создание на уроках тематических учебно-речевых ситуаций, приближенных к естественным, как мотивационной основы в психологическом аспекте и как инструмента организации речевой деятельности и речевого поведения для комплексного развития языковых, речевых и коммуникативных способностей учащихся.

Еще одно немаловажное условие формирования языковой толерантности у обучающихся - это проблематизация отношения учащихся к представителям иных культур, цель которой «усомнение кажущихся очевидностей».

Третьим важным условием является организация дискуссий проблемного характера, ориентация на межличностное общение по той или иной проблеме поликультурного общества. Оно позволяет школьнику соотнести свое отношение к другим культурам с мнениями друзей и одноклассников. Такая ситуация в некоторых случаях помогает скорректировать отношения, так как мнение сверстников, весьма значимое для подростков, может поменять их собственные убеждения.

Четвертым важным условием является процесс организации рефлексии обучающимися собственного отношения к носителям чужих/других культур. В широком смысле самооценка представляет собой оценку личности самой себя, своей внешности, положения и роли в микро- и макросреде, собственных психологических качеств, потенциала, мотивов, ценностных ориентиров. Самоконтроль позволяет человеку осознанно перенаправить вектор движения собственных мыслей, не давать воли в проявлении негативных поступков. Рефлексией является любое размышление, ориентированной на понимание и постижение самого себя (самоанализ) - своих настроений, поступков, мотивов, то есть, умение осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к проявлению рефлексии в процессе использования языковых норм можно рассматривать как педагогическое условие формирования толерантной языковой личности.

Выводы. Таким образом, понятие толерантной языковой личности в поликультурной среде очень сложно и многопланово и включает в себя множество компонентов, критериев, представляющих собой в совокупности систему личностных качеств. Воспитание такого индивида требует от педагогов совокупности профессионально-педагогических компетенций, знания основ общечеловеческих ценностей мировой и национальной культуры. Реализация этой сложной задачи - жизненная необходимость, являющаяся не просто актуальной проблемой, но и отражающей реальную действительность.

Литература:

1. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. - Москва: Народное образование, 1999. - 208 с.

2. Колобова, Л.В. Становление личности школьника в поликультурном образовании: автореферат дис. ...докт. пед. наук: 13 00 01 / Колобова Лариса Владимировна. - Оренбург, 2006. - 43 с.

3. Малькова, З.А. Разорванное образовательное пространство / З.А. Малькова // Педагогика. - 1999. - №5. - С. 103.

4. Маслова, В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. - Москва: Академия, 2001. - 208 с.

5. Толковый словарь русского языка / [Д.Н. Ушаков]; под Д.Н. Ушакова. - Москва: Гос. ин-т «Советская энциклопедия»; 1940. (4 т). - С. 342.

6. Философский энциклопедический словарь / [А.Б. Васильев]; под ред. А.Б. Васильева. - 2-е изд. - Москва: Инфра-М, 2011. - 576 с.

7. Фомин, А.Г. Психолингвистическая концепция моделирования гендерной языковой личности / А.Г. Фомин. -Москва; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.

Педагогика

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аспирант кафедры общей и социальной педагогики Алиханова Бика Абдулманаповна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ЭТНОТУРИЗМ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Аннотация. В статье изучен этнотуризм, как средство формирования ценностного отношения к Родине, формирование патриотизма через любовь к родным местам, к ее историческим, архитектурным, культурным памятникам, традициям, с которыми школьники, порой, мало знакомы. Представлены организационно-педагогические мероприятия по изучению историко-культурного наследия Дагестанского народа и привития бережного отношения к истории Отечества.

Ключевые слова: этнотуризм, патриотизм, патриотическое сознание, этнические достопримечательности Дагестана, историко-культурное наследие.

Annotation. The article studies ethnotourism as a means of forming a value attitude towards the Motherland, the formation of patriotism through love for one's native places, for its historical, architectural, cultural monuments, traditions, with which schoolchildren, at times, are little familiar. The organizational and pedagogical measures for the study of the historical and cultural heritage of the Dagestan people and the inculcation of a careful attitude to the history of the Fatherland are presented.

Key words: ethnotourism, patriotism, patriotic consciousness, ethnic sights of Dagestan, historical and cultural heritage.

Введение. Знакомство с народными обычаями и ремеслами, бытом и традициями, с историей и творчеством коренного населения - все это относится к этническому туризму. О формировании у молодежи ценностного отношения к Родине через личное знакомство с ее природными, культурными, традиционными богатствами, а не только просвещение их через книги, пишут известные просветители Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, что нашло отражение в «Школьном уставе»: он законодательно предусматривал экскурсии как одну из форм учебного занятия [2]. Уже в начале XIX века, во многие школы начали вводить практику проведения экскурсий, походов, а затем описывали результат, который они получили. Таким образом, в советское время, туристические мероприятия стали полноценным инструментом, используемые с целью воспитания подрастающей молодёжи в патриотическом русле, привития им любви и ценностного отношена к своей малой, а затем большой Родине. Для достижения намеченной цели, формировались молодежные экскурсионные центры, где организовывались тематические мероприятия, например, «Моя Родина», «ленинские места» и прочие территории, имеющие для них историко-культурную значимость.

Изложение основного материала статьи. Практически каждая советская общеобразовательная школа проводила походы по своему краю, будь то горы или равнины и выпускала брошюры по проложенным им туристическим маршрутам [2]. После распада советского союза, интенсивность патриотического воспитания молодежи через демонстрацию культурных и природных богатств значительно снизилась, и долгое время внимание ей так и не уделялось.

Сегодня, ввиду интенсивного развития внутреннего туризма по всей нашей стране, данная отрасль возрождается и имеет большие возможности не только в сфере экономического укрепления страны, но и духовно-нравственное совершенствование нового поколения. Государство возлагает большие надежды на патриотическое воспитание молодежи средствами этнотуризма, что неоднократно упоминается в документах Правительства РФ.

В соответствие со стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где одной из задач государственной политики в области воспитания является формирование у подрастающего поколения высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства патриотизма, причастности к историко-культурной общности российского народа, этнический туризм может выступать эффективным средством реализации данной задачи [6].

Вовлекая старшеклассников в этнический туризм, мы знакомим и сближаем его с тем, что его окружает. Влиянию различных направлений туризма на патриотическое сознание подрастающего поколения посвящены работы многих исследователей: Т.Э. Курмаев, Т.Р. Лыкова, Г.В. Ефремова, Н.П. Герасименко, Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович, Н.В. Молчанова, В.А. Заставенко, М.И. Васильев, А.П. Горелов, В.А. Семиглазова и др.

Возможности этнотуризма в сфере патриотического воспитания не имеют зрительных границ. Потенциал этнотуризма проявляется в углублении народа в изучение неизведанной стороны истории, особенностей и истории зарождения культуры своего народа, то, какова она сейчас, и откуда идут ее истоки, ее обычаи и традиции, складывающиеся веками и имеющие преемственность поколений. Этнотуризм расширяет кругозор, развивает интеллект и предоставляет возможность вжиться в историю природного, культурного и социального пространства.

Этнический туризм может быть представлен в двух основных видах деятельности:

1. Посещение этнических народов, не утратившие особенности своих традиций, особенностей организации быта и уклада жизни [4]. Здесь туристы живут жизнью местных людей, пробуют традиционные блюда, участвуют в традиционных праздниках, а туристически развитые местности даже организовывают мастер-классы по традиционным танцам, народно-художественным промыслам и прочее.

2. Знакомство с достопримечательностями и посещение музеев. Довольно часто достопримечательности имеют характер исторической памяти: это башни, крепости, памятники, территории, где воевали известные полководцы и они связаны с той или иной историей. Достопримечательности бывают и природного происхождения: это реки, горы, водопады. Удивительная красота многих местностей, а также исторические события, имеющие место быть, формируют чувство гордости за свой край, сопричастность к ее истории, сохранению исторической памяти о ней.

Память хранят и музеи, где туристы знакомятся с национальной одеждой, изделиями народно-художественного промысла, старинными хозяйственными инструментами и прочее. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. Почти во всех регионах есть музеи и выставки, которые открывают специальные места для изучения местных ремесел и традиционного образа жизни [8].

Согласно стратегии развития туризма на период до 2035 года, ожидается комплексное развитие внутреннего и въездного туризма, путем создания конкурентоспособного туристического продукта [9]. Но мало акцентируется внимания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.