Научная статья на тему 'ЭТНОСТОЙБИЩА НА ТАЙМЫРЕ: НОВЫЕ ПРАКТИКИ ЭТНОТУРИЗМА'

ЭТНОСТОЙБИЩА НА ТАЙМЫРЕ: НОВЫЕ ПРАКТИКИ ЭТНОТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

123
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОТУРИЗМ / АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭТНОСТОЙБИЩА / ТАЙМЫР / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киссер Татьяна Сергеевна, Конькова Юлия Сергеевна

Рассматриваются современные практики этнотуризма на Таймыре. Наибольшим спросом пользуются интерактивные этнопрограммы с посещением традиционных мест проживания коренных малочисленных народов Севера. Популярным объектом этнотуризма на Таймыре является ненецкое этностойбище «Тыяха». В городской черте Дудинки построены два этностойбища и возводится этнопарк. В 2017 г. появились художественно-этнографический комплекс «Таймырская ойкумена» и этнопарк «Таймыр Моу». Эти объекты стали для местных жителей своего рода «местом силы», потому что на базе стойбищ проходят много значимых этнокультурных событий Таймыра. Кроме того, местные власти организуют путешествия на этностойбища для блогеров с целью популяризации Таймыра как одного из центров арктического этнотуризма. Такие поездки позволяют гостям соприкоснуться с тундрой и оленем, познакомиться с традиционным образом жизни коренного населения. Современные проекции этничности включают не только традиционные характеристики (язык, традиции, территория, самосознания), но и новые явления, существенно преобразующие формы и ритмы этничности. Включение компонентов традиционных культур в социокультурное пространство административных центров, городских и сельских поселений и в туристическую индустрию не только представляет историко-культурные ценности Таймыра, но и передает ощущение сопричастности к истории и самобытной культуре Арктики. Множащиеся туристические практики выявляют у этничности качества товара. Ширится круг представителей коренного населения, занятого в этноиндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC CAMPS IN TAIMYR: NEW PRACTICES OF ETHNO-TOURISM

The study is devoted to the consideration of modern practices of ethno-tourism in Taimyr. Interactive ethnic programs with visits to the traditional places of residence of the indigenous peoples of the North are in the greatest demand. A popular object of ethno-tourism in Taimyr is the Nenets ethnic camp “Tyyakha”. In the city limits of Dudinka, two ethnic camps were built and an ethnic park is under construction. In 2017, the artistic and ethnographic complex “Taimyrskaia ecumene” and the ethnopark “Taimyr-Mou” were opened. These objects are a kind of “place of power” for local residents, because many significant ethno-cultural events of Taimyr take place on the basis of the camps. In addition, local authorities organize trips to ethnic camps for bloggers in order to popularize Taimyr as one of the centers of Arctic ethno-tourism. Such trips allow tourists to get in touch with the tundra and the deer, get acquainted with the traditional way of life of the indigenous population. Modern projections of ethnicity include not only traditional characteristics (such as language, traditions, territory, self-consciousness), but also new phenomena that significantly transform the forms and rhythms of ethnicity. The inclusion of components of traditional cultures in the socio-cultural space of administrative centers, urban and rural settlements and in the tourism industry not only represents the historical and cultural values of Taimyr, but also conveys a sense of belonging to the history and original culture of the Arctic. Multiplying tourism practices reveal the quality of goods in ethnicity. The circle of representatives of the indigenous population employed in the ethnic industry is expanding.

Текст научной работы на тему «ЭТНОСТОЙБИЩА НА ТАЙМЫРЕ: НОВЫЕ ПРАКТИКИ ЭТНОТУРИЗМА»

DOI 10.31250/2618-8619-2022-3(17)-158-168 УДК 338.48:39(571.511)

Татьяна Сергеевна Киссер

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: tkisser@bk.ru

Юлия Сергеевна Конькова

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-4352-9054 E-mail: julialim@list.ru

Этностойбища на Таймыре: новые практики этнотуризма*

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются современные практики этнотуризма на Таймыре. Наибольшим спросом пользуются интерактивные этнопрограммы с посещением традиционных мест проживания коренных малочисленных народов Севера. Популярным объектом этнотуризма на Таймыре является ненецкое этностойби-ще «Тыяха». В городской черте Дудинки построены два этностойбища и возводится этнопарк. В 2017 г. появились художественно-этнографический комплекс «Таймырская ойкумена» и этнопарк «Таймыр Моу». Эти объекты стали для местных жителей своего рода «местом силы», потому что на базе стойбищ проходят много значимых этнокультурных событий Таймыра. Кроме того, местные власти организуют путешествия на этностойбища для блогеров с целью популяризации Таймыра как одного из центров арктического этнотуризма. Такие поездки позволяют гостям соприкоснуться с тундрой и оленем, познакомиться с традиционным образом жизни коренного населения. Современные проекции этничности включают не только традиционные характеристики (язык, традиции, территория, самосознания), но и новые явления, существенно преобразующие формы и ритмы этничности. Включение компонентов традиционных культур в социокультурное пространство административных центров, городских и сельских поселений и в туристическую индустрию не только представляет историко-культурные ценности Таймыра, но и передает ощущение сопричастности к истории и самобытной культуре Арктики. Множащиеся туристические практики выявляют у этничности качества товара. Ширится круг представителей коренного населения, занятого в этноиндустрии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнотуризм, арктический туризм, этностойбища, Таймыр, коренные народы

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Киссер Т. С., Конькова Ю. С. Этностойбища на Таймыре: новые практики этнотуризма. Кунсткамера. 2022. 3(17): 158-168. doi 10.31250/2618-8619-2022-3(17)-158-168

* Исследование выполнено за счет гранта РНФ .№ 22-18-00283 «Северность России и этнокультурный потенциал Арктики» (рук. А. В. Головнёв), https://rscf.ru/project/22-18-00283/.

Tatiana Kisser

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: tkisser@bk.ru

Julia Konkova

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0003-4352-9054 E-mail: julialim@list.ru

Ethnic Camps in Taimyr: New Practices of ethno-Tourism

ABSTRACT. The study is devoted to the consideration of modern practices of ethno-tourism in Taimyr. Interactive ethnic programs with visits to the traditional places of residence of the indigenous peoples of the North are in the greatest demand. A popular object of ethno-tourism in Taimyr is the Nenets ethnic camp "Tyyakha". In the city limits of Dudinka, two ethnic camps were built and an ethnic park is under construction. In 2017, the artistic and ethnographic complex "Taimyrskaia ecumene" and the ethnopark "Taimyr-Mou" were opened. These objects are a kind of "place of power" for local residents, because many significant ethno-cultural events of Taimyr take place on the basis of the camps. In addition, local authorities organize trips to ethnic camps for bloggers in order to popularize Taimyr as one of the centers of Arctic ethno-tourism. Such trips allow tourists to get in touch with the tundra and the deer, get acquainted with the traditional way of life of the indigenous population. Modern projections of ethnicity include not only traditional characteristics (such as language, traditions, territory, self-consciousness), but also new phenomena that significantly transform the forms and rhythms of ethnicity. The inclusion of components of traditional cultures in the socio-cultural space of administrative centers, urban and rural settlements and in the tourism industry not only represents the historical and cultural values of Taimyr, but also conveys a sense of belonging to the history and original culture of the Arctic. Multiplying tourism practices reveal the quality of goods in ethnicity. The circle of representatives of the indigenous population employed in the ethnic industry is expanding.

KEYWORDS: ethno-tourism, Arctic tourism, ethno camps, Taimyr, indigenous peoples

FOR CITATION: Kisser T., Konkova J. Ethnic Camps in Taimyr: New Practices of Ethno-Tourism. Kunstkamera. 2022. 3(17): 158-168. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2022-3(17)-158-168

Сегодня этнокультурный потенциал и этноресурс претерпевают трансформации и приобретают новые современные формы. Как показывает практика, реализация этнокультурного потенциала, не отменяя принципа равных возможностей, создает условия для оптимизации и диверсификации использования природных, хозяйственных и социокультурных ресурсов (примеров этнически эффективного разделения труда немало в истории и современности). В потоке коммерциализации из священных обрядов рождаются зрелищные аттракционы, из утвари — сувениры, из фольклора — шоу, из обычаев гостеприимства — менеджмент приема посетителей. Рыночное «вскрытие» культур не приобрело пока массового характера и, вероятно, вызовет у северян компенсаторную защитную реакцию (Головнёв 2021: 9, 12). Северным коренным народам свойственна не только склонность к традициям предков, но и восприимчивость к новациям. Этноресурс коренных народов состоит не в их «первозданности», а в их по-своему высоких экологических, материальных, социальных и духовных технологиях.

Одна из наиболее ярких и востребованных форм презентации этноресурса — этнические комплексы под открытым небом, этнопарки. Подобные комплексы, несмотря на кажущуюся искусственность, способствуют активации этнокультурного потенциала региона. Во многих из них работают сотрудники из числа коренных северян. Уже само их присутствие придает объектам этнический колорит. Впрочем, далеко не все северяне рады вторжению этноиндустрии в их дома и закрытый прежде сакральный мир.

Деятельность этнических музейных коллективов, как правило, включает всевозможные этно-программы: экскурсии на традиционные места проживания, проведение этнических праздников и знакомство с местной кухней. А сами комплексы становятся местом сосредоточения (пусть даже на короткий период проведения мероприятия) традиционных знаний и опыта, способом сохранения и развития этнокультурного наследия.

Сегодня уже очевидно, что туризм становится одной из ключевых отраслей экономики регионов и дает возможность оживить малый и средний бизнес среди северян, так как мировая мода на эксклюзивный арктический туризм с романтикой Севера, уникальной нетронутой природой и самобытной культурой коренных народов растет. Вместе с тем, хотя развивающаяся северная туриндустрия уже имеет некоторые традиции и опорные базы, этнический кластер включен в туристическую сеть слабо. В основном это уже давно действующие музеи и несколько принимающих туристов стойбищ. Этническая культура может предложить свой ракурс для создания турпродук-та. Важно учитывать, что въездной туризм, в том числе этнопознавательный, следует развивать исходя не только из зарубежных образцов, но и из внутренних ресурсов, этики, потребностей, возможностей (Перевалова 2019: 271, 274).

Туризм существенно диверсифицирует социально-экономическую перспективу. В условиях рыночной экономики отдельные элементы традиционной культуры уже давно стали средством жизнеобеспечения. Из числа малочисленных народов Севера появляются индивидуальные предприниматели, занимающиеся обслуживанием туристских маршрутов и изготовлением продукции народно-художественных промыслов. Некоторые этнические общины стремятся влиться в турин-дустрию и считают этот вид деятельности перспективным. Однако, ориентируясь в основном на посещение реальных стойбищ или создание этностойбищ с включением в программы знакомства с традиционными занятиями коренного населения (рыболовство, охота, оленеводство), они сталкиваются с проблемами сезонности, труднодоступности и инфраструктурной необеспеченности предлагаемого продукта, не говоря уже об отсутствии материальной базы и средств.

Усилий малых общин недостаточно для формирования конкурентоспособного турпродукта. Во избежание стандартного хода — повсеместного создания реальных и виртуальных этнопосе-лений — перспективна интеграция этноресурса (включая мифологию и культовые практики) в систему региональных ценностей. Одна из задач состоит в инвентаризации регионального этнического ресурса и создании базы данных с последующей концептуальной разработкой многоцелевой этнотурпродукции (Антипина, Зенько 2002: 56-59). Мероприятия, нацеленные на развитие этно-

туризма, должны разрабатываться в сотрудничестве органов власти, курирующих сферу туризма, туристических фирм, представителей общественных организаций и общин КМНС. Необходимы пилотные исследования, направленные на выяснение актуальности (привлекательности) и возможности (условий) развития этнотуризма как самостоятельного направления, разработка специализированных инновационных этнотуров (в том числе совмещающих различные виды туризма) и дополнительных мероприятий, включая организацию сбыта этнотуристских услуг, определение ценовой политики, разработку транспортных схем, рекламных проектов, а также стимулирование развития туризма в рамках национальных общин, родовых и семейных предприятий (снижение процентов налогообложения, обучение основам ведения туристского бизнеса со специализацией «этнографический туризм»).

Сдвиг к прагматизму и консюмеризму — обратная сторона новой этнической реальности и новой этнографии. На Севере, где всегда ценились человеческие отношения, а не коммерческие расчеты, этот сдвиг особенно заметен и болезнен. Например, по последним известиям из Сети, на Дне оленевода в марте 2021 г. на Ямале уже стояли вип-чумы, вход в которые возможен только по приглашению и под надзором охранников. Впрочем, рыночное «вскрытие» культур не приобрело пока массового характера и, вероятно, повлечет за собой компенсаторную защитную реакцию северян. И все же происходящие перемены вызывают не только сожаления об утратах, но и проектные инициативы, расширяющие диапазон этничности и открывающие новые возможности активации этнокультурного потенциала. Это же относится к этнографии, которая оказалась не только академическим знанием, но и бизнес-ресурсом (Головнёв 2021: 22).

Среди популярных направлений туризма на Севере особо распространены этнотуризм, экстремальный, экотуризм, горнолыжный, морские круизы, гастрономические туры и др. кроме того, информанты отмечают, что на Север путешественники части приезжают с целью укрепить здоровье. Это один из ключевых мотивов туризма на Север (иггу, Ьатееп 2011).

В выражениях самих представителей коренных народов Севера этнотуризм пока развит плохо, существуют лишь единичные примеры проектов, направленных на презентацию этнокультурного наследия.

Этнотуризм пока спонтанный, единичный, неорганизованный. Месяц назад открыли туристические чумы около поселка. В программе «традиционные» баня в чане и шашлык. Имеется ярмарочная торговля, где можно приобрести этнические товары, сувениры (ненец, муж., 53 года).

У нас нет этнотуризма, у нас последний уголок реальной жизни (ненка, жен., 54 года).

По мнению лидера Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Григория Петровича Ледкова, к этнотуризму в Арктике применим термин «экстремальный туризм», а туристические объекты о жизни кочевников больше похожи на арт-объекты и не передают естественную жизнь северян.

«Экстремальный туризм» — этот термин больше подходит для наших природных условий и отсутствия благоустройств в тундре. Туристические маршруты для экстремалов создаются, есть туристы, но в не большом количестве, может быть, как и все на Севере, эти процессы должны двигаться своим чередом, по мере роста благоустроенной инфраструктуры, развития связи. Термин «этнотуризм» применительно для кочевников в Арктике, считаю, не совсем подходит, так как созданные стационарные объекты, имитирующие жизнь кочевника, больше похожи на музейные экспонаты или арт-объекты для мероприятий. Турист, готовый погрузится в кочевую культуру, должен быть готов к рискованному для здоровья походу и к большим затратам, чтобы организаторы могли формировать такие маршруты. Много слышал об арктическом туризме, с заходом океанских лайнеров в северные поселки, может, мы сначала наведем порядок в благоустройстве и заново застроим их? (Ледков Г. П., ненец).

В поле нашего исследования одно из самых привлекательных и популярных мест для арктического туризма — Таймыр. Таймыр во все времена был самой труднодоступной землей Российской Арктики. Современный Таймыр представляет собой не разрозненную мозаику обветшалых этнических культур, а конкурентное поле этнокультурных инициатив. Гости Таймыра не напрасно отмечают горячую энергию местных жителей, которая как будто контрастирует с образом холодного края полярных ночей. Дело в том, что на Таймыр с давних пор приходили не инертные, а деятельные представители разных народов, не робевшие перед суровой природой и предпочитавшие риск и поиск домашнему уюту.

На территории Таймырского полуострова (Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района) расположены государственный природный заповедник «Большой Арктический» (ГП Диксон), государственный природный заповедник «Путоранский» (ГП Дудинка), государственный природный биосферный заповедник «Таймырский» (СП Хатанга), государственный природный заказник федерального значения «Пуринский» (СНП Воронцово), государственный природный заказник регионального значения «Бреховские острова» (СП Караул), государственный природный заказник «Североземельский» (ГП Диксон), государственный природный заказник «Агапа» (ГП Дудинка, СП Караул).

Наибольшей популярностью у туристов пользуются туры на плато Путорана и в горы Бырранга. Опытные путешественники предпочитают исследовательские туры до Диксона и Хатанги, Сындасско, а также до бухты Прончищевой и мыса Челюскин. Несмотря на уникальную природу, отталкивающим фактором для туризма является климат.

Я возил туристов, они просто впадают в стресс. Как-то в Воронцово ребят с Алтая возил, попали на время дождей, пасмурная погода все время, они просто всю дорогу бухали, потому что все время дождь, туман, трава желтая, жухлая, иногда комарики пролетают, в основном ветер и дождь. Они просто в стрессе всю дорогу, 20 дней в стрессе находились. Особенно их Енисей угнетал, большая вода. Летом рекомендую проехать на лодке от Дудинки до Воронцово — удовольствие полное, абсолютное, стресс на всю жизнь. Я лодку продал — все. Слишком Енисей опасный. Каждая поездка — экстрим, прям серьезный бывает экстрим, постоянно рисковать — оно рано или поздно закончится. «Водоходом» по Енисею, читал, что чуть ли не за миллион рублей возят туристов (ПМА, ненцы, Дудинка, 2021).

Наибольшим спросом пользуются интерактивные этнопрограммы с посещением традиционных мест проживания коренных малочисленных народов Севера. Популярным объектом этнотуризма является ненецкое этностойбище «Тыяха» (одноименное название семейно-родовой общины: рис. 1-2, см. вклейку), которое создал евродолганин (как он в шутку себя называет) Сергей Сизоненко. Стойбище находится примерно в 30 км от Дудинки, но регулярно меняет расположение, так как на стойбище действительно живут оленеводы (стадо около 500 оленей) — семья Яроцких с двумя детьми. Название стойбища с ненецкого переводится «Оленья река». Сизоненко одним из первых на Таймыре создал этнотуристический проект с участием коренного населения. Это не какой-то организованный под конкретную группу интерактив, а реальная жизнь оленеводов. С одной стороны, оленеводы не наряжаются специально для гостей, с другой стороны, есть в их жизни ситуации, когда приходится подстраиваться под туристов. Например, летом они меняют маршрут каслания и останавливаются максимально близко к месту, куда прибывает корабль с туристами.

Летом корабли подходят к берегу реки Енисея, а оленеводы по моей просьбе подходят прямо к берегу реки. Получается у меня каждый раз из тундры под туристов уходят к берегу. Корабль останавливается около реки и поднимается в гору (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).

Стойбище создано год назад. За это время на нем побывало около 500 туристов, первые туристы приезжали с компанией «Водоходъ». Оленеводы получают заработок с каждого гостя по 3 тыс. руб. Туристов сопровождает специальный человек на своем снегоходе, который ему помог

купить Сизоненко. Сейчас он платит ему за каждый рейс 10 тыс. руб., ставя задачу «аккуратно людей привезти, побыть с ними... он и топливо покупает, он везет, а я ему деньги». После уплаты налогов чистой прибыли остается около четырех тысяч рублей.

С оленеводами у меня договор, я вот опять оленеводу купил авансом снегоход за 945 тыс. руб., я практически каждый раз инвестирую, вот в том году туристов было мало, т. е. получается больше вложил инвестиций, чем заработал, но я все равно чувствую, что когда-то можно будет заработать, особенно если привлечь грантовые проекты, они дают все-таки импульс, я выиграл грантовый проект Ростуризма, но, к сожалению, мы выиграли его в октябре; уже май, а мы еще не получили средства на покупку снегоходов, мы рассчитывали, что как раз у нас получится — снегоходы возить, что не надо будет покупать снегоход дополнительно, но, к сожалению, у нас немножко все тяжело (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).

Путешествие на стойбище позволяет туристам соприкоснуться с тундрой и оленем, познакомиться с традиционным образом жизни коренного населения. Однако нередко подобные комплексы становятся показательными площадками для журналистов и блогеров, для популяризации региона и коренного населения. В ноябре 2020 г. Министерство развития Дальнего Востока и Арктики при поддержке Агентства развития Норильска организовало Инфотур. Блогеров провели по наиболее интересным маршрутам для зимнего туризма, в том числе они побывали на стойбище «Тыяха». Блогеры активно публиковали свои впечатления на страницах в социальных сетях:

Мы познакомились с семьей кочевников, которые занимаются оленеводством. Хозяин семьи Виктор нам подробно рассказал о своем ремесле, показал, как нужно арканить (ловить) оленей. Он сам плетет аркан из оленьей шкуры и кости. Рассказал о том, как управлять оленьей упряжкой, а потом любезно прокатил на ней. Эти эмоции у меня останутся на ВСЮ ЖИЗНЬ! А его супруга Людмила, в свою очередь, показала свое хозяйство в чуме (дом кочевников). Наблюдали, как она готовит оленину (впервые попробовала ее на просторах тундры). Людмила показала нам свое мастерство в шитье одежды и обуви из оленьей шкуры, и, кстати, шкуру оленя используют в качестве материала для самого чума. Я впервые в жизни увидела и прикоснулась к настоящим северным оленям (Д. Моисеева).

Этностойбище «Тыяха» — уникальное место, где человек один на один с природой живет так, как жили его предки сотни, а может, и тысячи лет назад. Конечно, блага современного мира добрались и сюда, в виде электричества, снегоходов и даже, местами, интернета, но эти изменения гармонично вошли и немного облегчили нелегкую жизнь в этих суровых краях (А. Андреев).

«Они реально так живут? Быть такого не может, такого уже нет в наше время». Это одни из частых ответов на мои сторис из стойбища оленеводов, которые я публиковал во время недавней поездки на Таймыр. Здесь у людей нет уютных квартир с подземным паркингом и умным домом, но у них в чуме или балке тепло даже при минус 30, чай всегда горячий, а кусок вареной оленины вкуснее, чем стейк от шеф-повара в модном ресторане. Некоторые из них долларовые миллионеры, если пересчитать стадо в деньги, но они не распродают его, чтобы купить Гелик, вставить сиськи и улететь тусить в Майами. Они точно знают, где в 500 км под снегом в тундре оставили нарты со шкурами и припасами, и безошибочно найдут это место, но гарантировано потеряются в московском метро. Для них посудомоечная машина, ипотека и зимняя омывайка в машину — точно такое же непонятное и странное, как для городских жить посреди тундры. И кто решил, как именно жить нормально или не нормально? Просто у каждого свое — это нормально (С. Анашкевич).

Конечно, подобные туры сказываются на имидже и привлекательности региона. В комментариях к постам у блогеров сотни реакций и сообщений, множество желающих приехать на Таймыр и увидеть жизнь оленеводов. С одной стороны, такие практики безусловно работают на интерес

потребителя, с другой — жизнь в тундре непредсказуема, и туристы не всегда могут получить тот продукт, на который рассчитывают.

Лезть с туризмом в жизнь оленевода не надо, есть для этого музей, который с удовольствием встретит туриста и отработает на 5 с плюсом. Однажды у Сизоненко с одним оленеводом получилась ситуация, что он опоздал, оленеводов нет, оленей нет, туристы развернулись и уехали, выставили штрафные санкции. Ведь жизнь оленевода в какой-то степени не предсказуема, собака может что-нибудь чудить или потерялась, оленей не удалось быстро собрать. Олени не могут, как автобус, по времени подходить. Кроме того, стадо вынуждено крутиться постоянно на одном пятачке, чтобы туристу было удобно приехать. Стадо крутится на месте, олень не прирастает. Я считаю, что если хотите вы быт оленевода показать, делайте как в Финляндии, там показушный быт. Наши женщины-тундровички иногда даже людей стесняются посторонних (ПМА, ненцы, Дудинка, 2021).

Сизоненко задумывается о натуральном продукте на продажу, который мог бы быть интересен туристам и стал бы дополнением к этнопутешествию. Например, на стойбище «Тыяха» оленеводы собирают ягель для лекарственных целей на реализацию. Планируется создать грудной сбор на основе ягеля и систему фитобочек для повышения иммунитета.

У меня оленеводы собирали с этого стойбища ягель, это мощный природный антибиотик, с его помощью можно любые раны восстановить, оно получается восстанавливает и можно создать препарат для повышения иммунных систем организма. Пропорция должна быть медицинская из секретных трав. Я хочу сделать систему фитобочек, чтобы мы могли в течении пяти дней получать такой заряд силы, чтобы хватило на полгода. Мне это просто необходимо, чтобы создать противостояние вот этой даже вирусной инфекции. У меня есть большое желание создать новый грудной сбор, для того чтобы повышать иммунную способность организма, особенно на той волне, что мы сейчас получили по Ковиду. Я хочу использовать весь потенциал ягеля, те свойства, которые относятся к традиционным знаниям (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).

В городской черте Дудинки построены два этностойбища и возводится этнопарк. В 2017 г. появился художественно-этнографический комплекс «Таймырская ойкумена» (или, как говорят коренные между собой, «Главный чум» (рис. 3, см. вклейку). Идея создания такого этностойбища возникла давно у сотрудников Таймырского дома народного творчества. В своем здании им не хватало места, их деятельность имела разные формы, в том числе интерактивные с проведением на выезде: «То мы в тундру чум возили, то мы здесь чум ставим, у нас была большая потребность в этом». У ТДНТ было место под стойбище, но для создания комплекса и его охраны нужен был забор: «Если мы хотим какое-то стойбище, настоящее этническое, нужен был сначала забор. Это самое было долгое, чего я добивалась, — забор. Уже и проект был, я его представляла, думала, что, если каждому дать, каждой хозяйке дать возможность создать свой чум, но нужен был забор», — вспоминает идейный вдохновитель проекта и директор ТДНТ Любовь Попова. На помощь пришел «Норильский никель», выделивший 3 млн руб. на забор в июне 2017 г. с условием, что комплекс будет открыт к сентябрю на юбилей города.

Это было архисложно. Своих собрала, говорю, вот, ребята, такая возможность есть, мы с вами осилим? Мы это делали день и ночь, потому что это колоссальный труд. Это же не просто чум поставить передвижной, они же все на подиумах, там везде все утеплено, потому что это же зимний вариант, у нас круглогодичное стойбище. Печки, полы, шесты — мы как муравьи все лето трудились. 29-30 августа еще у нас забора не было! Представляете? И приезжают из «Норильского никеля» и говорят: «Ну что, завтра будет?» Я говорю: «Будет». Они потом долго это вспоминали, мы за ночь все поставили. И чумы еще не все были, а на следующий день

открытие, они приехали на своих крутых машинах, мы все такие в национальных одеждах, красивые, у нас детей уже тут куча, музыка гремит, везде флажки и весь забор, и все чумы — это была победа! (ПМА, русские, Дудинка, 2021).

В идее этностойбища прослеживается «квинтет пяти народов» Таймыра. Оно состоит из пяти чумов, и у каждого чума свой хозяин: долганский чум — В. И. Батагай, ненецкий — А. П. Яроцкая, энецкий — З. Н. Болина, эвенкийский — Т. В. Болина, нганасанский — А. Н. Чунанчар. Между хозяевами чумов заметна конкуренция: «ой, у той грязно» или «ой, а что это новое она принесла в чум, мне тоже надо обновить»; «вроде чумы все одинаковые, но внутри все разные, каждый оформлен по-своему, из дома несут одежду, какие-то шкуры постелили, одеяла» (ПМА, русские, Дудинка, 2021).

«Таймырская ойкумена», по мнению создателей комплекса, своего рода «место силы», потому что на базе стойбища проходит много событий. У каждого народа свой чум, где проводится работа с детьми кочевников, а женщины создают атмосферу тундры. Например, ненецкие дети с хозяйкой чума Анной Яроцкой жарят лепешки, шьют, вышивают. «Еще чумов не было, был только балок, девочка лепешку переворачивает и говорит: "Как хорошо", — и так показывает в окно, дескать, еще бы эти дома убрать отсюда» (ПМА, русские, Дудинка, 2021). Такая деятельность стала поводом к рождению проекта «Школа тундровика».

Именно кочевники-дети к нам приходят, занимаются языками, им нравится интерактивная подача, мы не учим, мы не образовательное учреждение, но мы интерактивно можем какие-то навыки языковые давать. У нас же есть носители культуры, носители языка, и они очень грамотно и интересно это делают, они там играют в зубы оленьи и по-нганасански это все называют. Долганы более фундаментально подходят, они везде повесят карточки: шапка, шест, чайник, — и дети-долганы должны произносить. У нас сами ребята стали инициировать проекты после Школы тундровика. Например, написали проект по нартам, по исследованию средств передвижения долган. Сейчас у нас как раз парень в экспедиции находится по гранту, занимается с детьми, учит их укладывать сани, дети надевают эту одежду, складывают нюки, на сани загружают (ПМА, русские, Дудинка, 2021).

В. Батагай отмечает, что убранство в чумах оформлено так, чтобы эргономика позволяла разумно использовать пространство. В этом ему помогает специальный режиссер: «Чум должен быть функциональным для обрядов, туристов, посетителей, чтобы удобно было работать; здесь не только я продумываю эти детали, но и режиссер, которого мы приглашаем, мы говорим, что хотим, а он подсказывает, как лучше сделать» (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).

При создании чумов не всегда использовались традиционные технологии и правила, все-таки данный комплекс — пример трансформации традиции и адаптации ее к современным реалиям и потребностям не только самих представителей коренных народов, но и массового потребителя такого неотрадиционного продукта. Василий Батагай (хозяин долганского чума) отмечает, что при создании его чума вместо традиционных нюков использовалась специальная ткань (похожая на брезент), чтобы нюки не снимать, потому что чум предполагался стационарным: «Если делать нюки, то их нужно постоянно просушивать, а чум в любое время должен быть открыт для посетителей» (ПМА, долганы, Дудинка, 2021). Остальные элементы чума, по словам В. Батагая, аутентичные — все сшито мастерицами. Чум оборудован электроэнергией, проведена проводка, стоит печка-буржуйка — эти элементы современной жизни введены для комфорта посетителя. В других чумах нередко встречаются новодельные вещи (реплики), которые создают этнический антураж (Перевалова, Киссер 2021: 187, 188).

В целом этностойбище ТДНТ стало центральным местом этножизни Дудинки и всего Таймырского района, своего рода музеем под открытым небом с ориентацией по популяризацию культуры коренных народов. Посетители чумов оставляют свои отзывы в открытых источниках, и практически все они положительные:

«Главный Чум Таймыра» — это сокровищница культуры коренных народов Таймыра. Хранитель древней истории пяти народов передаваемая через многие поколения.

У нас в Главном чуме Таймыра очень интересно и красиво. Много специалистов своего дела и просто интересных и замечательных людей. Очень советую посетить наш Чум!!1

В 2017 г. был открыт этнопарк «Таймыр Моу» (нган. «Таймырская земля»). Этот проект был реализован благодаря программе «Наше будущее — наша ответственность», организованной «Норильским никелем». Комплекс расположен на площадке перед зданием Городского центра народного творчества Дудинки. Через торжественный портал — ворота, образующиеся из деревянных столбов «Сэргэ», гости попадают в зону, где показан самобытный уклад коренных народов (рис. 4, см. вклейку). Комплекс включает стационарный чум-беседку, три сюжетных столба, посвященных традиционным промыслам (оленеводство, рыбодобыча, охота), пять столбов о происхождении народов (долганы, ненцы, нганасаны, эвенки, энцы), один балок и три чума (долганский, ненецкий, нганасанский), памятный знак «итыл» (свод эвенкийских заповедей), бытовую утварь и игровой реквизит2.

Комплекс вовлечен в программу развития туристического потока с целью развития арктического туризма и туристического потенциала территории Таймыра. Благодаря этой программе уже в 2020 г. комплекс посетили 300 туристов.

В прошлом году был пилотный проект, мы только начали работу на туристов. В прошлом году было 300 человек, мы на своей площадке делали гастрономический тур. В этом году ожидаем девять заездов. Все разделяется: в одном чуме только рыбные блюда, в другом — только мясные, а в третьем — выпечка. Пока мы занимаемся подготовкой программы и формированием прайса. Программа в этом году будет такая же, блюда на пробу те же — строганина, сагудай, рыбный бульон, юкола, соленая, копченая, пареная рыба, выпечка, проведем традиционный мастер-класс по лепешке. Еще для гостей мы организовываем обрядовые действия — обряд окуривания огнем. Для туристов есть интерактивная программа по национальным играм и национальным видам спорта — собака на привязи, прыжки через нарты, бросание маута, очень много (ПМА, русские, Дудинка, 2021).

Этот этнопарк тоже ориентирован на внешнего потребителя, и, несмотря на то что создатели настаивают на аутентичности комплекса чумов, сами представители коренных народов отмечают несоответствия традиционному жилищу и убранству: «Чум почти в точности повторяет нганасанский, только у коренных он, как правило, просторнее, и на месте скамьи расположена кровать. Чум летний — зимой северяне живут в балках»3 (А. Эспек). Несмотря на это, комплекс «Таймыр Моу» пользуется большой популярностью как у жителей города, так и у туристов, он включен в экскурсионную программу многих крупных туроператоров Сибири, а коренным народам нравится продвигать свою культуру. В последнее время это становится по-своему конкурентным и азартным делом: «У нас народ хочет участвовать в программах для туристов, им это нравится, они даже спорят, кто будет выступать» (ПМА, русские, Дудинка, 2021).

Практика установки стационарного чума под конкретное событие или конкретный заказ (приезд туристов, журналистов, ученых) вошла в обиход сравнительно давно. Изначально это были этностойбища, которые ставили в частном порядке городские и поселковые жители в выходные дни или на праздники с целью отдыха и проведения досуга. Сейчас такие стойбища регулярно ставят на праздники — День коренных народов и Большой Аргиш.

1 Таймырский дом народного творчества. Профиль в Яндексе. URL: https://yandex.ru/profile/182906124898 (дата обращения: 10.06.2021).

2 Туроператор по Сибири. Саянское кольцо. URL: http://www.sayanring.ru/guide/city/view/25/museum (дата обращения: 10.06.2021).

3 Под небом Таймыра // Заполярная правда. URL: https://gazetazp.ru/news/gorod/6536-pod-nebom-taymyira.html (дата обращения: 10.06.2021).

В начале 2000-х годов мы с подругами решили поставить небольшой чумик, поехали на берег Енисея, но сработало сарафанное радио, стали приезжать люди, мы пожили в чумах выходные и нам всем очень понравился такой опыт. Мы могли постоять два выходных, допустим на 13-м км ставили, и люди с Норильска приезжали, потому что интересно было; все подъезжают, спрашивают, что там за чумы стоят, что там такое, народу много приезжает, всем городским нравится (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).

Еще один опыт создания этностойбища реализует русско-долганская семья Теребихиных в общине «Хаски-тыал» п. Волочанка. Центральной локацией общины является этностойбище «Такер», расположенное в 10 км от Волочанки у озера Такер. Это стойбище ориентировано на разведение животных на «ферме-стойбище». Первоначально разводили собак хаски, а в ноябре

2020 г. запущен амбициозный проект по приобретению и доставке десяти ямальских телят-овцебыков (Головнёв и др. 2021: 236, 237).

«Я бы хотел поблагодарить компанию "Норникель", которая предоставила нам грузчиков и специальный транспорт. Ангар, в котором мы расположились в ожидании улучшения погоды, предоставила торговая сеть "Подсолнух". Не было на нашем пути человека, который бы не откликнулся и не предложил помощь. Этот проект приобретает какую-то народность»4, — отметил соучредитель общины и проекта Денис Теребихин, его в районе называют «первым овцебыково-дом России».

Цель Теребихина — «создать этнодеревню в Арктике»5. Перспективным направлением он считает производство изделий из шерсти овцебыка. В будущем планируется строительство загонов для содержания овцебыков. Стоит задача одомашнивания овцебыка: «Нужно сделать животное максимально близким человеку, т.е. в итоге взаимодействия с человеком должен появиться "домашний овцебык", привыкший жить рядом с людьми»6. Сегодня овцебыки живут на стойбище «Такер». Не все привезенные телята выжили, но оставшиеся стали популярными героями СМИ и социальных сетей, где Д. Теребихин регулярно публикует хронику жизни овцебыков. 7 апреля

2021 г. к овцебыкам прилетели домашние олени из Тухарда, закупка осуществлялась в рамках грантового проекта «Вернем оленя детям», который предусматривает создание пришкольного оленеводческого хозяйства. По словам Теребихина, основная цель состоит не в том, чтобы воссоздать оленеводство в первозданном виде, а в том, чтобы адаптировать его к современности7. Пока его проект не пользуется популярностью, во многом это обусловлено сложной логистикой

и неоднозначным отношением жителей поселка к деятельности Дениса Теребихина.

* * *

Современные проекции этничности включают не только традиционные характеристики (язык, традиции, территории, самосознание), но и новые явления, существенно преобразующие формы и ритмы этничности. Включение компонентов традиционных культур в социокультурное пространство административных центров, городских и сельских поселений и в туристическую индустрию не только представляет историко-культурные ценности Таймыра, но и передает ощущение сопричастности к истории и самобытной культуре Арктики. Как показал наш обзор, дизайн стойбищ предполагает не только дизайн собственно материальных объектов, но и реализуемых программ — праздников, обрядов, ферм.

4 Преодолев непогоду, ямальские овцебыки отправились на Таймыр // Таймырский телеграф. URL: https://www.ttelegraf.ru/news/ preodolev-nepogodu-yamalskie-ovtsebyiki-otpravilis-na-taymyir/ (дата обращения: 03.06.2021).

5 Денис Теребихин: «Север, который показывают — красивый, его можно посмотреть. А есть Север, в котором живу я» // iRussia. Новости коренных народов России. URL: https://indigenous-russia.com/archives/5342 (дата обращения: 03.06.2021).

6 Ферма арктических быков появится на Таймыре в октябре 2020 года // Северный город. URL: https://sgnorilsk.ru/news/ferma-arkticheskih-bykov-poyavitsya-na-tajmyre-v-oktyabre-2020-goda (дата обращения: 03.06.2021).

7 Денис Теребихин. Север, который показывают — красивый, его можно посмотреть. А есть Север, в котором живу я // iRussia. Новости коренных народов России. URL: https://indigenous-russia.com/archives/5342 (дата обращения: 03.06.2021).

Множащиеся туристические практики выявляют у этничности качества товара, ширится круг занятых в этноиндустрии. Этнотуризм побуждает человека в какой-то степени к трансформации через погружение в среду: потребление местной кухни, оздоровление, наблюдение за северной природой. Проецируя на себя этничность, природу, образ жизни коренных народов, он приобщается к северному измерению.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПМА 2021 — полевые материалы авторов из экспедиции в Дудинку, Красноярский край, 2021 г.

Антипина Н. А., Зенько А. П. Некоторые аспекты развития нетрадиционных видов туризма на территории Тюменской области // Научный вестник ЯНАО. 2002. Вып. 9. С. 56-59.

Головнёв А. В. Новая этнография Севера // Этнография. 2021. № 1 (11). С. 6-24.

Головнёв А. В., Давыдов В. Н., Перевалова Е. В., Киссер Т. С. Этноэкспертиза на Таймыре: коренные народы и техногенные вызовы. СПб.: МАЭ РАН, 2021.

ПереваловаЕ. В. Обские угры и ненцы Западной Сибири: этничность и власть. СПб.: МАЭ РАН, 2019.

Перевалова Е. В., Киссер Т. С. Таймыр: этнопроекты и лидеры // Этнография. 2021. № 2 (12). С. 194-221.

Urry J., Larsen J. The Tourist Gaze 3.0. London: Sage, 2011.

REFERENCES

Antipina N. A., Zen'ko A. P. Nekotorye aspekty razvitiia netraditsionnykh vidov turizma na territorii Tuimenskoi oblasti [Some Aspects of the Development of Non-Traditional Types of Tourism in the Tyumen Region]. Nauchnyi vestnik YaNAO, 2002, no. 9, pp. 56-59. (In Russian)

Golovnev A. V. Novaia etnografiia Severa [New Ethnography of the North]. Etnografia, 2021, no. 1 (11), pp. 6-24. (In Russian)

Golovnev A. V., Davydov V. N., Perevalova E. V., Kisser T. S. Etnoekspertiza na Taimyre: korennye narody i tekhnogennye vyzovy [Ethnoexpertise in Taimyr: Indigenous Peoples and Technogenic Challenges]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2021. (In Russian)

Perevalova E. V. Obskie ugry i nentsy Zapadnoi Sibiri: etnichnost'i vlast' [Ob Ugrians and Nenets of Western Siberia: Ethnicity and Power]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2019. (In Russian)

Perevalova E. V., Kisser T. S. Taimyr: etnoproekty i lidery [Taimyr: Ethnic Projects and Leaders]. Etnografia, 2021, no. 2 (12), pp. 194-221. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Urry J., Larsen J. The Tourist Gaze 3.0. London: Sage, 2011.

Submitted: Accepted: Published:

15.08.2022 15.09.2022 10.10.2022

К статье Т. С. Киссер, Ю. С. Коньковой

Рис. 1-2. На стойбище «Тыяха». Таймыр, 2021 г. Фото Ю. С. Конькова Fig. 1-2. At the ethnic camp "Tyyakha". Taimyr, 2021. Photo by J. S. Konkova

Рис. 4. Этнографическая экспозиция городского центра народного творчества (этностойбище "Таймыр Моу"). Дудинка, 2021 г Фото Ю. С. Конькова Fig. 4. Ethnographic exposition of the city center of folk art (ethnic camp "Taimyr-Mou"). Dudinka, 2021. Photo by J. S. Konkova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.