DOI 10.31250/2618-8600-2021-4(14)-158-185 УДК 004.738.5:316.6
Музей антропологии и этнографии им. Петра
Т. С. Киссер Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: [email protected]
| Киберскорость на Таймыре
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проявление сетевых эффектов, в частности, киберскорости, в жизни коренного населения Таймыра. Интернет-коммуникация занимает доминирующее место в общей сети коммуникаций местного населения. На Таймыре это новшество не просто нашло себе место в прежнем укладе отношений, но приобрело размах бурной стихии (более того, киберсфера Таймыра сразу стала развиваться на самых современных сетевых технологиях вроде WhatsApp, минуя прежние, менее социально мобильные). Появились новые способы и формы передачи информации, и скорость ее распространения стала несопоставимо выше. Эти изменения повлекли за собой трансформации некоторых социальных институтов. Киберскорость стала значительно выше скорости прежней обыденной коммуникации. Ярким примером тому стала скорость распространения информации о разливе нефтепродуктов на ТЭЦ-3 вблизи Норильска. Большинство жителей Таймыра узнали о разливе из интернета в первые часы после аварии. Этот эффект, как и постоянный мониторинг происходящего, повлиял на скорость принятия решений и их качество. Если прежде о таких масштабных происшествиях первыми узнавали должностные лица, руководители города, региона, страны, то на этот раз первыми были пользователи сети. Фото и видео с места событий «завирусились» настолько, что первые лица государства узнали об аварии тоже из интернета. «Скорострельность» чатов не только включает и накаляет эмоции, но и помогает в решении актуальных проблем местного населения Таймыра.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коренные малочисленные народы Таймыра, киберскорость, новые коммуникации, интернет, разлив
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Киссер Т. С. Киберскорость на Таймыре. Этнография. 2021. 4 (14): 158-185. doi 10.31250/2618-8600-2021-4(14)-158-185
T. Kisser Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography
of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: [email protected]
| Cyberspeed in the Taimyr
ABSTRACT. The article examines the manifestations of network effects, and cyberspeed in particular, in the life of the indigenous population of the Taimyr. Internet communication occupies a dominant place in the general communication network of the local population. In Taimyr, this innovation has not only found a place in the old pattern of relations, but also acquired the scope of a stormy element (moreover, the cyber sphere of Taimyr immediately began to develop using the most modern network technologies such as WhatsApp, bypassing the earlier, less socially mobile ones). New methods and forms of information transmission have appeared, and the speed of its dissemination has become incomparably higher. Due to these changes, some social institutions have been transformed. Cyberspeed has become much higher than the speed of the older everyday communication. A striking example of the speed of information dissemination was the case of the oil spill at CHPP-3 near Norilsk. Most residents of the Taimyr learned about the spill from the Internet almost in the first hours. This effect, as well as constant monitoring of what is happening, influenced the speed of decision making and its quality. If earlier the officials, heads of the city, region, and country, were the first to learn about such large-scale incidents, this time the first ones were Internet users. Photos and videos from the scene of the events "went viral" so much that the top officials of the state learned about the accident also from the Internet. The rate of fire of the chats not only turns on and intensifies emotions, but also helps in solving urgent problems of the local population of the Taimyr.
KEYWORDS: indigenous peoples of Taimyr, cyberspeed, new communications, internet, spill
FOR CITATION: Kisser T. Cyberspeed in the Taimyr. Etnografia. 2021. 4 (14): 158-185. doi 10.31250/2618-8600-2021-4(14)-158-185 (In Russ.).
Киберсфера активно проникает во все сферы жизни. Сеть заменяет знание и источник новой информации. Скорость распространения этой информации нередко становится выше реальной скорости. Вообще для человека актуальна скорость, которая адекватна человеческим мыслям, реакциям, жестам, действиям. Кибермир становится едва ли не большей реальностью, чем сама реальность. Как отмечает теоретик мобильности и киберскорости А. В. Головнёв, «киберскорость обнажает и гипертрофирует то, что обычно скрывается этикой взаимного сдерживания и правилом "утро вечера мудренее". У кибермира нет вечера и нет утра; в нем, как в летней Арктике, — вечный кибердень. Если кто-то хочет реагировать — это нужно делать немедля» (Головнёв 2020а: 15). Киберскорость одновременно привлекательна и опасна тем, что не дает времени на раздумье, не позволяет выдержать паузу, чтобы осмыслить новые известия.
У киберскоростей свой диапазон, соотносимый с набором виртуальных сценариев. В первом приближении видно, что средняя киберскорость значительно выше скоростей реальной жизни: там, где прежде для реализации замысла требовалась жизнь, сегодня достаточно краткого акта коммуникации. Другое дело, что эффект/итог такого акта затирается так же быстро, как достигается. Хайпы, вирусные ролики, группы по интересам стали пружинами новой механики популяризации, социальных лифтов, выражения мнений, идеологических протестов, организованных действий. Понятия «вовремя» и «уместно» перемещаются из реальной жизни в виртуальный эфир и приобретают вид репостов, комментов, лайков. Киберскорость позволяет сжимать до мгновений и микрозначений гигантские пространства и массивы времени. В этом новом мире будто вовсе нет пространства и времени, а есть только их аватары. Киберидея часто воспринимается как смертный приговор времени и пространству. На самом деле это новое слитное времяпространство, живущее по своим правилам и ритмам (Головнёв 2020а: 15).
Скорость — это не забава, которой можно в одной ситуации потешиться, а в другой пренебречь. Если вспомнить, что она обладает «волшебством превращения» (Головнёв 2020Ь: 74-75), то одним из путей преобразования человеческой природы оказывается очеловечивание нечеловеческих скоростей. «"Сетевой человек" — новая реальность не только для антропологии, но и для биологии. Он трудится в сетях, питается из сетей, дружит и ссорится в сетях, видит сетевые сны, ищет удовольствий, счастья и бессмертия в сетях. Сеть стала его жизненным миром, виртуальным домом, защитной оболочкой». Сильнейшим импульсом для действий сетевого человека будут воздействия через сеть (Головнёв 2020а: 8).
Активное включение в жизнь интернета и киберскорости стали драйвером появления новой системы коммуникаций в том числе в арктических регионах, что хорошо заметно на примере Таймыра.
Удаленность вызывает жажду информации. Именно в регионах с недостатком инфраструктуры подобные коммуникационные стратегии пользуются огромной популярностью, позволяют решить проблему отсутствия связи. Это новшество не просто нашло себе место в прежнем укладе отношений, но и обрело размах бурной стихии (более того, киберсфера Таймыра сразу стала развиваться на самых современных способах коммуникации вроде WhatsApp, минуя прежние, менее мобильные). Несмотря на все трудности, распространение новых видов связи и общения существенно повлияло на коммуникацию в целом. Появились новые способы и формы передачи информации, скорость ее распространения стала несопоставимо выше. Эти изменения вызвали трансформации некоторых социальных институтов. Например, политики и администраторы ныне нередко общаются с населением напрямую через интернет. Социальные сети стали способом мобилизации и инструментом управления массами. Кроме того, интернет стал пространством межкультурного общения (Головнёв, Белоруссова, Киссер 2021: 61-63).
ИНТЕРНЕТ НА ТАЙМЫРЕ
Еще недавно кибермир был недоступен для коренных жителей Таймыра из-за отсутствия технологических возможностей. Если для большей части России скоростной интернет и качественная связь уже давно стали обыденностью, то в среднесибирской Арктике эти средства коммуникации до сих пор доступны ограниченному числу пользователей в силу отдаленности, больших расстояний и высокой стоимости этих видов связи. Сложные географические и природные условия Арктики не позволяют обеспечить качественным интернетом и связью значительную часть населения.
В 2014 г. на Таймыре начали прокладывать волоконнооптическую линию связи (ВОЛС), что сделало доступным для жителей полуострова широкополосный интернет в 2016 г. (было проложено более 200 км линии до Ванкора — промежуточной точки маршрута). Для прокладки в условиях вечной мерзлоты использовались особые технологии1. Норильск получил широкополосный доступ к интернету в сентябре 2017 г. Линию на Таймыр тянули из Нового Уренгоя. Когда стало ясно, что осуществлять вложения в прокладку оптоволокна не планирует ни одна российская структура, включая «большую тройку» федеральных операторов связи, финансирование масштабного проекта взял на себя «Норникель». Прокладка ВОЛС обошлась компании в 2,5 млрд руб. Трасса протяженностью 956 км проходит по территории Ямало-Ненецкого
1 На Таймыр проводят широкополосный интернет // Правда.ру. URL: www.pravda.ru/news/ districts/1224628-inet/ (дата обращения: 30.05.2021).
Рис. 1. Долганин Сергей Сизоненко и его социальные сети. Фото Т. С. Киссер, 2021 Fig. 1. Dolgan man Sergei Sizonenko and his social media. Photo by T. S. Kisser, 2021
автономного округа и Красноярского края. Для прокладки оптоволокна в Норильск «Норникель» учредил дочернюю структуру — компанию «Единство»2.
В 2019 г. в Красноярском крае 203 населенных пункта, в том числе таймырские поселки, подключили к высокоскоростному интернету. Компания «ЭР-Телеком Холдинг» занималась реализацией федерального проекта по устранению цифрового неравенства в регионе. С учетом географических особенностей края техническое решение предполагало применение нескольких технологий: «последняя миля», спутниковый сигнал и радиомост в труднодоступных участках местности. Всего планировалось обеспечить связью 2209 социально значимых объекта, в том числе 942 образовательных учреждения, 612 медицинских, 401 учреждение органов местного самоуправления и 161 объект МЧС (пожарные части и посты). На реализацию проекта в Красноярском крае Минкомсвязи было выделено 2,1 млрд руб. «Более 400 подключаемых объектов находятся в районах Крайнего Севера и местах со сложной доступностью, где нет дорог или необходимо добираться вплавь. Конечно, для нас это амбициозный проект и безусловный вызов, поскольку на
2 Поселки Таймыра подключат к высокоскоростному интернету // Таймырский телеграф. URL: www. ttelegraf.ru/news/poselki-taymyira-podklyuchat-k-vyisokoskorostnomu-internetu/ (дата обращения: 30.05.2021).
данный момент 827 социальных объектов вообще не имеют никакого подключения к интернету», — отметил Иван Пичугин, директор красноярского филиала АО «ЭР-Телеком Холдинг»3. Проект устранения цифрового неравенства в Красноярском крае разделен на восемь этапов. Его завершение было запланировано на декабрь 2021 г.
Самый отдаленный арктический поселок Усть-Авам подключили к интернету и мобильной связи в 2020 г. Оборудование из Дудинки доставляли на вертолете несколькими рейсами. Отдельно прилетали специалисты с инструментами для монтажа. При установке станции применялось оборудование, выдерживающие суровые минусовые температуры. Подобное уже применялось ранее в Норильском промышленном районе с его экстремальными климатическими условиями4. Связь в населенном пункте появилась в рамках краевой госпрограммы «Развитие информационного общества». Поселок стал самым северным из участников проекта5.
В поселке Сындасско в марте 2020 г. заработал бесплатный доступ в интернет в рамках федеральной программы «Устранение цифрового неравенства». Населенный пункт, в котором проживает почти 500 чел., расположен на берегу Хатангского залива. Большая часть жителей Сындасско ведет кочевой образ жизни, четверть населения занимается оленеводством. Специалисты смогли организовать точку общественного Wi-Fi в населенном пункте, используя спутниковые технологии. Для этого компания «Ростелеком» построила более 3,5 тыс. км линий связи и подключила к интернету 238 населенных пунктов на территории региона6.
По данным администрации Таймыра, в 2020 г. интернет-услугами по социальному тарифному плану, в том числе с бесплатным доступом к 40 официальным федеральным сайтам, посредством Wi-Fi были обеспечены жители 13 населенных пунктов муниципального района. Доступом к подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на базе цифровых технологий обеспечен один населенный пункт. В поселках Волочанка и Новорыбная в 2021 г. должны появиться сотовая связь и мобильный интернет. Базовые станции по обеспечению услуг связи установят в сентябре-октябре, их возведение будет оплачено из краевого бюджета. Устройство интернет-связи в населенных пунктах осуществляется в рамках краевой госпрограммы «Развитие информационного общества».
3 Там же.
4 В поселке на Таймыре впервые появилась мобильная связь // Сибирь. Реалии. URL: www.sibreal. org/a/30896646.html (дата обращения: 30.05.2021).
5 В отдаленный арктический поселок на Таймыре провели интернет и мобильную связь // LENTA. RU. URL: https://lenta.ru/news/2020/10/16/connect/ (дата обращения: 30.05.2021).
6 На Таймыре появился бесплатный интернет... // Капитал Страны. Федеральное интернет-издание. URL: https://kapital-rus.ru/uznai/news/na_tajmre_poiavilsia_besplatnj_intemet_v_odnom_iz_samh_ severnh_naselennh_punktov_mira/ (дата обращения: 30.05.2021).
Рис. 2, 3. Ненцкие дети и современные гаджеты. Фото Т. С. Киссер, 2021 Fig. 2, 3. Nenets children and modern gadgets. Photo by T. S. Kisser, 2021
Благодаря этой программе в регионе в течение ближайших трех лет будут создаваться условия для развития связи в труднодоступных и малочисленных поселках. На эти цели в 2021 г. Таймыру выделено более 17 млн руб.7
«В 2023 г. на Таймыр придет высокоскоростной интернет от линии, проложенной под Северным Ледовитым океаном», — сообщает сайт Таймырского Долгано-Ненецкого района. В начале августа началась реализация проекта Arctic Connect по прокладке под Северным Ледовитым океаном высокоскоростной линии связи из Хельсинки в Токио длиной почти 14 тыс. км. Разработчики трансполярной цифровой магистрали обещают, что скорость связи тех, кто подключится к «северному кабелю», будет в несколько раз быстрее, чем у подключенных к другим линиям связи. Проект воплощается в жизнь финским оператором Cinia Oy и российским «Мегафоном» совместно с Росгеологией. Разработчики проекта уже сейчас анонсируют не менее одиннадцати вспомогательных отводов на материк по всей длине магистрали между Мурманском и Анадырем. Они нужны для того, чтобы обеспечить канал электричеством, а северные регионы — высокоскоростной связью. Такие отводы будут подведены к Норильску и селу Хатанга. Прокладка трансарктического кабеля имеет существенное значение как для местного населения, так и для компаний топливно-энергетического комплекса Таймыра8.
Коренные жители Таймыра высоко оценивают значение интернета и мобильной связи, отмечая при этом проблемы — доступность, цену, качество и скорость:
Интернет и связь — самые важные средства коммуникации. Сейчас поколение next растет на гаджетах. Я даже оленеводам показываю и рассказываю, как они с помощью телефона могут быстро определить свою геолокацию и скинуть координаты. Многие не знали, что такие функции есть в телефонах, это просто удобно. Я настоял, чтобы всем оленеводам выдали спутниковые телефоны с GPS, с кнопкой SOS, чтобы можно было оказать помощь (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).
Через интернет я выхожу напрямую со странами, которые мне интересны, проводим видеоконференции с коренными народами (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).
7 В два поселка на Таймыре впервые проведут сотовую связь и мобильный интернет // LENTA.RU. URL: https://lenta.ru/news/2021/04/27/connect/ (дата обращения: 30.05.2021).
8 Высокоскоростной Интернет придет на Таймыр со стороны Северного Ледовитого океана // Красноярский рабочий. URL: https://krasrab.ru/news/media/9889 (дата обращения: 30.05.2021).
Рис. 4, 5. WhatsApp-чаты коренных народов Таймыра. Фото Т. С. Киссер, 2021 Fig. 4, 5. WhatsApp chats of Taymyr indigenous people. Photo by T. S. Kisser, 2021
У нас в тундре есть интернет, дети играют и смотрят в YouTube мультики, у нас несколько телефонов, мы редко пользуемся ими, но можем посмотреть погоду, карту, правда, интернет слабый (ПМА, ненцы, Дудинка, 2021).
К сожалению, интернета у нас пока еще нет в поселках, чтоб сказать, что активно принимают участие или пользуются, у нас до некоторых поселков дозвониться по часу не можем по телефону, а по интернету вроде как планируют, обещают нам что-то (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).
Из WhatsApp-чата «Долганы»:
В Хатанге 4400 руб. в месяц Wi-Fi, но только WhatsApp работает, фото загрузить, переслать, Сбербанк-онлайн нужно ждать, пока загрузится.
WhatsApp в самой Хатанге на нуле, редко кто выходит, чаще из поселков выходят, хотя видео с трудом грузятся.
В п. Попигай очень плохая связь, по телефону невозможно нормально поговорить, обрывается, приходится несколько раз перезванивать.
Таймыр разный и проблемы разные. У нас в Хатанге интернета мобильного нет, так как вышек нет 3, 4G, проводить нужно по морю или по суше, а спутниковый интернет дорогой, безлимитный от 4000 руб.
В Хатанге связь и интернет хорошие только в необозримом будущем. Нам бы поговорить нормально.
НОВАЯ СКОРОСТЬ КОММУНИКАЦИИ
Ярким примером новых технологий коммуникации в жизни коренных жителей Таймыра стало распространение известий о крупной техногенной аварии в Арктике — разливе нефтепродуктов на ТЭЦ-3 вблизи Норильска. Если прежде о таких происшествиях первыми узнавали должностные лица, руководители города, региона, страны, то на этот раз первыми стали пользователи сети. Фото и видео с места событий «завирусились» настолько, что президент страны узнал об аварии тоже из интернета. Народ разделился на тех, кто пытался «хайпануть» на аварии, и тех, кто пытался использовать киберсеть для быстрого информирования и реагирования. Подобные происшествия случались у Норникеля и ранее, но ввиду отсутствия интернета и мобильной связи многие аварии не придавались всеобщей огласке. По данным нашего анкетирования, 95 % опрошенных узнали о разливе из сети:
Мы узнали все из социальных сетей. Сотрудник Росприроднадзора скинул фотографии, и мы все узнали. Этот специалист молодец, он разбросал везде информацию, даже потерял в итоге работу, но это был крик души (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).
Вечером 29 мая нам скинули видео, сначала как машина горит, а потом уже 30-го ребята поскидывали видео с места аварии (ПМА, долганы, Норильск, 2021).
Я узнал практически сразу, авария произошла, мне сразу скинули видео в WhatsApp. Это пришло через вторые руки. Тот, кто снимал, скинул своим друзьям, а они мне. Человека этого не знаю, но его видео через двадцать минут после аварии было у нас. Я сразу не посмотрел видео, но распространил в WhatsApp-чате «КМНС», в «Вконтакте» «Подслушано в Дудинке» (у нас договоренность с администрацией, что мы присылаем материалы). Мне прислали эти видео, потому что я могу быстро распространять информацию в сети. Когда дошло, что это авария, катастрофа, то сразу начали что-то продумывать, искать контакты лодочников. Мы видели, что скрывают полностью. Я скинул еще одновременно в «Мобильный репортер» на телеканал «Россия», но
они молчали, а до этого они мои ролики выкладывали быстро. Первое время скрывали, но кадров было достаточно, информацию в интернете было не удержать. Я считаю, что могли бы до сих пор держать в секрете. Всю информацию в основном получали из сети. Хроника велась в паблике «Подслушано в Дудинке» (ПМА, ненцы, Дудинка, 2021).
В момент аварии я уже знал, мне скинули видео. Я направил через интернет-портал сообщение президенту и министру природных ресурсов (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).
Я узнала про разлив на второй день после аварии, из группы в WhatsApp (по данным анкетирования)9.
Узнали про аварию по фото из социальных сетей, прежде чем это было сказано в СМИ (по данным анкетирования).
Я узнала через WhatsApp-чат «Долганы» (по данным анкетирования).
Из чата «КМНС. Политика. ИП», потом по центральным каналам телевидения стали передавать (по данным анкетирования).
Основными площадками, куда стекалась информация, были WhatsApp-чат «КМНС. ИП. Политика» (наиболее мобильный канал коммуникации) и паблик в соцсети «Вконтакте» «Подслушано в Дудинке» (ПВД) 10. Здесь публиковалась вся самая актуальная информация, велась своего рода хроника событий. Под постами и сообщениями развернулась публичная дискуссия, сохранившаяся в «Вконтакте» до сих пор:
Источники — СМИ, обычный Whatsapp Норильска, Дудинки. А затем через неделю и по центральному телевидению показали (по данным анкетирования).
Вся информация о разливе была в Интернете (по данным анкетирования).
9 Для трансляции взглядов и позиции исследуемого сообщества (коренных народов Таймыра) было проведено киберанкетирование. Анкета анонимная, состоит из 18 вопросов, которые условно можно разделать на темы «культурное наследие и идентичность», «киберэтничность», «роль и статус КМНТ», «коренные народы и промышленные компании», «разлив на ТЭЦ-3». Всего нами было собрано сто анкет, из них у долган — 44, ненцев — 22, нганасан — 17, эвенков — 9, энцов — 6. Кроме перечисленных, в опросе участвовали определевшие себя как таймырец (1 чел.) и тунгу-со-якут (1 чел.).
10 «Подслушано в Дудинке». URL: https://vk.com/pvdinddk (дата обращения: 25.05.2021). Хронику о разливе можно смотреть со стр. 109 в ленте новостей.
СМИ, Whatsapp-чаты «Долганы», «Семья», «Вконтакте» — группа
«Подслушано в Дудинке (по данным анкетирования).
КИБЕРХРОНИКА СОБЫТИЙ
29 мая 2020 г. в Instagram главы Росприроднадзора С. Г. Радионовой был опубликован пост о возгорании легкового автомобиля на территории ТЭЦ-3 АО «НТЭК». Машина врезалась в резервуар с дизельным топливом, в результате чего произошла разгерметизация бака. Отмечено, что территория загрязнена нефтепродуктами и что сотрудники Росприроднадзора проведут рейдовый осмотр и возьмут пробы почв.
Первый пост об аварии паблик «Подслушано в Дудинке» опубликовал 31 мая 2020 г.: «В Норильске произошла ужасная экологическая катастрофа, по масштабам на севере не имеющая себе равных. В реку вылилось 20 000 тонн дизельного топлива. Данное топливо благодаря высокой текучести преодолеет боновые заграждения, отравит озеро Пясино, реку Пясино по всей ее длине, выйдет в Ледовитый океан и отравит побережье. Российские СМИ на эту тему молчат»11.
В посте опубликовано письмо прокурора города Норильска В. А. Большунова, которое было отправлено и.о. прокурора Красноярского края А. Г. Блошкину 31 мая 2020 г. В нем сообщается, что в прокуратуру города 29 мая 2020 г. поступила информация от оперативного дежурного единой диспетчерской службы г. Норильска о разливе дизельного топлива (нефтепродуктов) на проезжую часть подъездной дороги промышленной площадки ТЭЦ № 3. В письме указано, что данная ситуация квалифицирована как локальная чрезвычайная ситуация. К письму были приложены видеофайл и четыре фототаблицы, эти материалы также были опубликованы в указанном посте.
На сегодняшний день пост просмотрели 70 198 человек, он сопровождается 280 комментариями, 404 лайками и 47 репостами. В комментариях автор поста указал, что получил информацию через третьи руки. Сразу же стали появляться ссылки на другие источники об аварии. В первые часы люди, которые оставляли комментарии под постом, не верили в масштаб катастрофы: «Автор поста откуда взял цифру 20000 тонн? там написано 20 тонн»; «как-то расходится эта информация по результатам осмотра, заверенная печатью и подписанная прокурором города, в ходе проверки написано, что топливо попало в водоемы, а на этом сайте говорят, что нет, и отсылок на документы проверки на этом сайте тоже...».
11 Здесь и далее цитируются посты и комментарии из паблика «Подслушано в Дудинке» в социальной сети «Вконтакте».
1 июня в достоверности информации и масштабе трагедии уже почти никто не сомневался, что подтверждалось и многочисленными ссылками на материалы очевидцев или знакомых с ситуацией, а также публикацией нескольких открытых писем в адрес Президента РФ. В тот же день в СМИ информацию о разливе подтвердил вице-премьер краевого правительства Анатолий Цыкалов, что сразу же было распространено в сети.
В последующие дни в паблике «Подслушано в Дудинке» (далее ПВД) публиковалась ежедневная хроника событий. Жители Таймыра стали активно использовать социальные сети для распространения информации об аварии, появились сообщения с призывом к этому:
Северяне, очень страшно, если дело о разлитой солярке пустят на самотек, давайте постараемся как можно больше осветить интернет данным вопросом, нашим детям жить на этой земле. Подключайте Instagram, «Вконтакте», «Одноклассники» и т. д., давайте спасать наш регион.
Да пестрит уже интернет. Осталось с транспарантами пройтись по набережной».
Очень правильно — пускай вся страна увидит, весь мир.
Не так-то просто устроить шум в соцсетях, удаляют комментарии, блокируют в группах профиль, на фоне новостей на тему бунтов в США новости этой катастрофы не считаются рейтинговыми, а потому и размещать нет желания, такие ответы получаю пачками от администраций сообществ в соцсетях.
3 июня 2020 г. В. В. Путин провел совещание по поводу разлива на ТЭЦ-3 и ввел режим ЧС. Президент обратился к директору компании Сергею Липину со словами: «Мы чего, будем узнавать о ситуации из соцсетей? У вас там все в порядке со здоровьем?». Известие сразу было опубликовано в ПВД, и в комментариях пользователи отмечали ключевую роль соцсетей в том, что информация дошла до первого лица:
Вот и нас услышали, будем наблюдать за обстановкой. Видимо, все очень серьезно, раз Президент уже в курсе. Всем огромное спасибо, кто распространял данную информацию в разные СМИ, все-таки вместе мы сила, так держать! Прям гордость за сплоченность!
Если бы не соцсети, когда бы они об этом узнали и какие масштабы приобрела бы катастрофа.
Новость возможно разлетелась быстрее, если б полноценно работали местные СМИ.
Видимо, премьер «Подслушано в Дудинке» регулярно просматривает. Если бы не мы, так и не узнал бы.
4 июня 2020 г. администраторы паблика ПВД опубликовали сводку событий по часам, начиная со дня разлива. Администраторы проанализировали всю хронику, с момента аварии и возгорания автомобиля. Одновременно вышла публикация на сайте Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Красноярскому краю, она содержала сообщение о начале проверки по факту разлива нефтепродуктов. В тот же день глава Росприроднадзора С. Г. Радионова опубликовала информацию об аварии в своем аккаунте в Instagram: «... Дизельное топливо разлилось за пределы промышленной площадки предприятия. Пока речь идет о 20 тысячах тонн разлитых нефтепродуктов. Топливо попало в ручей, а затем и в р. Далдыкан — на фото вы можете увидеть воду из реки. Масштаб нанесенного вреда почве и водоему будет известен в ближайшее время. Сейчас идет ликвидация разлива. Наши инспекторы продолжают обследование, хотя охрана непосредственно на место ЧП нас не пускает. Будет возбуждено административное расследование». Через час НТЭК дает официальный комментарий, а уже с 31 мая на сайте «Норникеля» запускается новостная лента, в которой постоянно обновляется информация, связанная с аварией.
В комментариях пользователи, с одной стороны, благодарили за обзор, а с другой стороны, отмечали, что событию уделяется слишком много внимания — настолько, что из контента пропали общегородские и местные новости Таймыра:
Автору поста респект! Отлично отследил. Это ж собрать надо. Вот как работать надо смишникам и пиарастам.
Пролистайте вниз, одно да потому. Есть что-нибудь про наш город? Я и так не читаю, все это в новостях видела сегодня.
Норникель обо всем сообщал в установленном порядке, не будьте наивными, подобные утечки утаить невозможно, тем более если они заметны даже со спутника. Интервью одного из директоров Норникеля это подтверждает.
5 июня 2020 г. были опубликованы спутниковые фото устья реки Амбарная с перехваченным хвостом нефтяного пятна и фото южной части озера Пясино. Кроме того, были опубликованы данные о ходе
устранения аварии: «По последним данным, уже собрано почти 300 тонн нефти, свыше 26 тонн утилизировано. Сорбентом обработали площадь в 4,6 тыс. квадратных метров, его также применяют для утилизации собранного топлива. Кроме этого, более 3 тысяч тонн загрязненного грунта вывезено в промышленный отвал на территории ТЭЦ-3 с целью дальнейшей утилизации». В этот же день было опубликовано выступление В. В. Путина на совещании по поводу устранения аварии. После этого посты о событии публиковали гораздо реже: если в первые дни аварии было по 3-4 поста, то к 7 июня интерес к этим материалам снизился, число просмотров сократилось до 4 тыс.
Последующие посты в основном были с визуальным материалом (фото или видео с места событий). Например, была опубликована спектральная спутниковая фотография разлива. На одном фото видны боновые заграждения со скопившимся перед ними топливом (оно имеет желтый цвет на фото). Заметим, что два озера рядом на фото тоже в желтом цвете; и на другом фото на отмелях у р. Амбарная и Волочанки заметны желтые пятна.
10 июня 2020 г. была опубликована информация о том, как представители коренных народов и руководители общин летали к месту аварии, где провели обряд очищения воды и жертвоприношения духам. Среди комментариев были и ироничные: «Духов, конечно, нужно обязательно задобрить, но когда это все начиналось, поклонение духам стихиям природы, про солярку никто ничего еще не знал!». 17 июня 2020 г. пост о результатах ликвидации аварии собрал, в числе прочих, комментарии вроде «Не надоело мусолить эту тему... уже ведь занимаются этим! Виновные наказаны! Что лезете туда, куда не стоить лезть!», «Перестанете шуметь, и все быстро свернется».
Одной из особенностей интернет-коммуникации и молниеносного распространения информации можно считать фейки и вбросы. Например, 30 июня 2020 г. Вконтакте произошел вброс информации про рыбу:
А вот и последствия... Фото и видео предположительно южного берега озера Пясино, последствия разлива. К сожалению, автор не указал, где снимал и не назвал свое имя.
На фотографиях была маленькая рыба зеленого цвета, прибившаяся к берегу. Автор поста решил поэксплуатировать тему отравления рыбы в Пясинском бассейне и последствий аварии для рыболовства и состояния рыбы, провоцируя подписчиков на дискуссию. Несмотря на то, что пост собрал 129 лайков, 85 репост и 8500 просмотров, подписчики скептически отнеслись к этой информации и не поверили в достоверность предоставленных материалов, требовали факты, которые подтверждали бы, что эта рыба с Пясины:
На кого рассчитана эта убогая фейковая туфта?
Мне нужна объективность, а не сплетни, которые только лишний раз вводят в заблуждение и без того дезориентированный в потоке беспорядочной информации народ.
12 июля 2020 г. при перекачке авиатоплива с баржи на производственный склад, расположенный в районе поселка Тухард, произошла разгерметизация трубы. В результате ЧП разлилось авиационное топливо. Более 44 тонн горючего оказалось на территории вертолетной площадки. Информация о разливе авиационного топлива разлетелась по сети и мобильной связи моментально:
Мне из Тухарда позвонили, сказали, что авария — керосин убежал, 44,5 тонны. Я начал выяснять у ФСБ, они были в курсе, что 10 тонн, может, даже чуть меньше. Я им написал, что 44,5 тонн. Они удивились, откуда у меня информация. Я свои источники не раскрываю, сказал, чтобы выясняли в компании, через полчаса опять написал смску по Whatsapp, они ответили, что компания подтвердила информацию (ПМА, ненцы, Дудинка, 2021).
Благодаря большому освещению этой аварии в сети, быстрому распространению актуальных сведений по всем возможным каналам руководство компании «Норникель» оперативно действовало как в отношении ликвидации последствий, так и в отношении коммуникации с коренным населением и в выработке программы поддержки местных жителей, которых авария коснулась напрямую. Сегодня коренные жители и компания выстраивают диалог, реализуют совместные этнопроекты и ведут открытый мониторинг последствий аварии во многом именно благодаря возможностям киберскорости.
СКОРОСТРЕЛЬНОСТЬ ЧАТОВ
Для быстроты обмена информацией на Таймыре создан чат в WhatsApp «КМНС, ИП, политика», в котором состоят представители пяти народов (долганы, ненцы, нганасаны, энцы, эвенки), работники администрации и предприниматели, сотрудники «Норильского никеля». В подобных случаях мессенджеры и социальные сети являются местом этнодиалога и межэтнической коммуникации.
На Таймыре очень популярен Whatsapp, а в Якутии, например, ^Ьег (ПМА, Дудинка, 2021, Я. Я. Яптунэ).
Благодаря таким чатам мы можем общаться с земляками, чувствовать поддержку и единство. Например, в моем родном поселке Сындасско живет около 300 человек, а в чате нас 242 человека, понятно, что в нем много тех, кто родился в поселке, а сейчас там не живут, но благодаря этому остается связь с родиной (ПМА, Дудинка, 2021, А. Еске).
Этот чат был создан в январе 2016 г. по инициативе администрации района (идея пришла из Москвы). Однако у администрации не было возможности контролировать чат и последовало предложение создать параллельный чат, а в нем передать администрирование представителям общественности.
Я добавил в название слова «политика», «ИП», это было наше совместное в чате решение. В чате есть предприниматели, политики, депутаты, рыбаки, оленеводы, простые люди. Я знаю примерно 60% участников чата. Мы добавляли и главу администрации Вершинина Е.В., но он через двадцать минут удалился, чиновники боятся в чате находиться, чтоб не оказаться оппозицией. Администратор главный я, и у меня все права, но если кто-то просит, я даю права администратора, и он добавляет в чат кого хочет. Предельная численность у нас в чате 280 человек, иногда я удаляю тех, кто молчит или кого совсем не знаю. В чате самые активные — долганские женщины. Контент для чата я придумываю сам, чтоб скучно не было, иногда даю несколько дней отдохнуть, ничего не пишу, но люди сами пишут, новости скидывают, сразу начинаются обсуждения. Темы разнообразные — от Ленина до рыбы в каком-нибудь озере, буквально до мальков (ПМА, Дудинка, 2021, Я. Яптунэ).
С 29 апреля 2021 г. мне удалось стать участницей таймырского WhatsApp-чата «КМНС, ИП, политика», в нем на тот момент было 256 чел., семеро из которых имели права администраторов. Чтобы попасть в чат, нужно непременно быть лично знакомым с одним из администраторов, который должен тебя «одобрить», затем представить всем участникам. Лишь после этого приглашенный становится полноправным участником чата. Есть еще один путь — попасть в чат «по рекомендации». В моем случае сработали обе модели: сначала меня порекомендовал один из этнолидеров долган, администратор чата (Геннадий Щукин), затем я лично познакомилась с администратором и главным модератором Яковом Яптунэ во время работы в экспедиции на Таймыре, Яптунэ и добавил меня в чат. Вот как выглядело сообщение Якова: «Татьяна Киссер, кандидат исторических наук, научный сотрудник, работает в Питере в Российской академии наук, этнограф, занимается коренным народами. Сейчас добавил». Тут же в чате появилось новое сообщение «Оооо... У меня есть ее визитка».
Знакомство с администраторами чата помогло в выстраивании полевой работы на Таймыре. Во-первых, они знают практически все местное население и могут дать контакты потенциального информанта; получается, что сегодня они владеют большей информацией, чем сотрудники администрации или управления по делам КМНС. Во-вторых, они владеют информацией об общей ситуации в районе, знают основные проблемы и дискуссии коренного населения, ориентируются во многих темах, могут ответить на любые вопросы. Мы, конечно, воспользовались их контактами в организации исследовательской работы, многие наши собеседники были участники этого чата, со многими мы договаривались о встречах именно в WhatsApp. О нашей экспедиции местные жители тоже узнали через чат, после чего в чате появлялись и такие сообщения: «Доброе утро, Яков! Объясни мне, а что я должна рассказать Татьяне Киссер, ну если уж ты дал ей мой номер телефона?»
В течении шести месяцев я наблюдала за жизнью коренных жителей Таймыра через чат, превратившийся для меня в своего рода этнографический веб-стационар. Ежедневный поток сообщений (не менее 60 в сутки), динамика и интенсивность распространения информации указывают на важное свойство такой коммуникации — «скорострельн ость». Скорость обмена информацией и репликами в диалогах в сети такова, что включает и накаляет эмоции. Как заметил А. В. Головнёв, человек не всегда ладит с ураганной стихией веб-информации и со скорострельностью чата (не имея времени на обдумывание своей реакции по пословице «утро вечера мудренее»). Он беззащитен перед информационными и эмоциональными киберснарядами и кибервзрывами. Нередко утрата контроля над потоком событий и эмоций ставит человека в тупик или делает его жертвой кибертолпы (Головнёв 2020а: 15,16).
Тематически все сообщения можно разделить на несколько групп. Самую большую часть занимают новости (федеральные, региональные, местные), причем они распространяются с такой же скоростью, как на самых популярных информационных порталах. Например, если на Таймыре происходит какое-либо событие, то кто-то из участников чата непременно ведет онлайн-трансляцию (как текстовую, так и фоторепортаж). Обсуждения проблем коренного населения и вообще Таймыра (от экологических до этнокультурных) нередко довольно эмоциональны:
И вот еще, для тех, кто думает, что он живет далеко от Норильска и до него экологические проблемы этого города не «дотягиваются». Например, жители удаленных поселков. Мы с вами прошлый год часто обсуждали кайерканский уголь, практически единственное завозимое твердое топливо для поселков, этот уголь с очень большим содержанием серы. И представьте себе сотни печей в поселках, дым оседает прямо на территории, на снег,
лужи, землю. Смешивается с водой и получается, как мы вчера выяснили, неустойчивая сернистая кислота. Грунт в поселках покрыт толстенным слоем шлака того же самого угля. И все это с талыми водами попадает в реки, все это с воздухом и пылью попадает в организмы.
У энецкого языка 100% шансов на выживание нет. Язык хорошо сохраняется только в удаленных местах, в тундре. Насильно детей научить языку нельзя.
Я думаю[,] нет ни у кого в планах возрождать оленеводство. Думаю, в планах есть расселить убыточные поселки, это да.
Пастбища портятся[,] потому что оленеводы аргишат не по маршруту, как раньше было. Всего за четыре года примерно в нашей тундре испортили пастбища. А сколько наши предки до этого по этим местам кочевали. У каждого оленевода был свой маршрут.
А вы оленеводством занимались? Они и делают забои, если вы не в курсе. Но это их частные олени, и им решать, делать им или нет, а не людям, которые сидят в чатах.
Вам ли учить оленеводов, что надо делать забои оленей! Живут в городе и еще пытаются оленеводов учить.
Просто бесят люди, которые понятия не имеют как оленей пасти, еще хотят законы придумывать. Просто я выросла в тундре. Родители всю жизнь были и есть оленеводы.
Наблюдения показывают, что «скорострельность» чата наиболее ярко отражается в дискуссиях и подготовке действий. Например, при публикации новостей, которые не вызывают эмоций и споров, реакции минимальны или сведены к нулю, участники принимают информацию к сведению, но не реагируют. Однако если какое-то событие или сообщение становится поводом к эмоциональному ответу, то обнаруживается не только высокая скорость реакций, но и быстро расширяющийся круг участников, вовлеченных в обсуждение. Подобную реакцию вызывают, например, сообщения о техногенных авариях, в том числе разливах нефтепродуктов, или об их последствиях:
Следы нефти обнаружены в районе прошлогоднего разлива топлива в Норильске — глава Росприроднадзора Радионова. Сейчас уточняют данную новость.
Конечно, будут обнаружены.
Сейчас уровень воды снова высокий, топливо само собой смоет с берегов опять в озеро, и отравление повторится.
«Норникелю» в прошлом году дико повезло из-за ветра.
Вот кому верить? Одни говорят о последствиях аварии до сих пор, другие говорят, что рыбы стало больше в реке. Или те места не затронуты аварией?
Ахаха, более 20 тыс. тонн дизельного топлива, это 7 цистерн поезда, просто исчезло в водах Пясино, блин, да они с головой дружат?
Вот это действительно. Кричали и кричат по сей день о помощи, собирают советы. А картинки иные. Как понять их двуличие? «Каждая лягушка свое болото хвалит» или «кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку»? Вот и играют в прятки меж собой. Позор!!!!
1-й раз слышу, чтоб из-за солярки рыба размножалась.
Солярка разложилась на молекулярные составляющие.
Получается, что раз рыбы много стало, значит авария пошла на пользу.
Да теперь точно знаю, что моя община, <как> говорят, много рыбы выловила... Ужас...
Когда в чате идут дискуссии на важные, судьбоносные темы, обсуждения, как правило, растягиваются на несколько дней и время от времени возобновляются. Примером может служить дискуссия о строительстве нового поселка Тухард на месте нынешнего и о переселении жителей на время строительства в другие поселки Таймыра.
«Норникель» запустил в российской Арктике процедуру свободного, предварительного и осознанного согласия (СПОС) для коренных народов Севера и предложил им выбрать путь расселения поселка Тухард. Несмотря на то, что процедура СПОС как таковая не включена в российское законодательство, «Норникель» готов провести СПОС на
основе международных стандартов и в соответствии с Декларацией ООН
12
о правах коренных народов12.
12 «Норникель» обсудил с жителями поселка Тухард строительство нового жилья. URL: www.nornickel. ru/news-and-media/press-releases-and-news/nornikel-obsudil-s-zhitelyami-poselka-tukhard-stroitelst-vo-novogo-zhilya/ (дата обращения: 14.03.2021).
Поселок Тухард находится в 76 км от арктического порта Дудинка у основания полуострова Таймыр. Тухард был основан в 1970-х гг. для строителей «Норильскгазпрома» рядом с ненецким поселением и поэтому оказался в санитарно-защитной зоне производственного предприятия, а по российским законам постоянное проживание в таких зонах не допускается.
«Норникель» предлагает несколько вариантов решения проблемы переселения на основе осознанного предварительного согласия, включая переезд в новые дома. При этом коренному населению не грозит отрыв от привычной среды, мест промыслов и образа жизни, поскольку Новый Тухард располагается всего в 1,5 км от нынешнего. Кроме того, предлагаются и альтернативные варианты, включая приобретение жилья в других поселках Таймыра и в Дудинке. Компания планирует завершить строительство согласованной с жителями инфраструктуры и домов нового поселка, а также покупку квартир в 2026 г.
Все эти события вызвали бурную дискуссию в чате как среди жителей Тухарда, так и среди коренного населения всего Таймыра. Обсуждение длилось несколько дней. Собрание с участием представителей компании и ассоциации коренных народов прошло 13 октября, дискуссия продолжается до сих пор.
Как в Тухарде встреча по новому поселку прошла?
Еще идет сход.
О чем говорили?
Можете выбрать[,] куда переселит[ь]ся.
Новый поселок, Дудинка или в другие поселки к родственникам.
Нам важно ваше мнение, чтобы все было по СПОС. Эта практика в России впервые.
Изначально изыскания для любого строительства должны проводиться, в ходе которых и определяется необходимая глубина заложения свайных фундаментов. Не припомню, чтобы их там проводили.
В новый поселок должны быть протянуты газовые трубы для отопления и газовых горелок, трубопроводы горячей и холодной воды, построен детский садик, малокомплектная школа, магазин, склады, дома должны соответствовать арктическим требованиям, а не из «сэндвичей», а также
протянуты линии электропередач в жилые дома, налажена устойчивая линия интернета и сотовой связи.
Все закрепить на бумаге и после этого начать переговоры.
Школа и садик должны быть обеспечены всем необходимы для получения всех услуг образования и помощи.
Если этих пунктов нет, то и встречаться нет смысла.
Переселить всех в Дудинку или в Караул не смогут. Ведь есть семьи оленеводов.
А кто сбором информации по постройке нового Тухарда будет заниматься?
Ну в плане благоустройства, выбора места под поселок и т. п.
Важно, чтобы коренные жители поселка были включены в саму работу по сбору подписей. Мы все видели, как тяжело продвигался сбор документов по выплатам компенсаций от «Норникеля» за разлив соляры, из-за того, что им занималась девушка из Москвы, не знающая ни местных людей, ни условий в которых они проживают, не отличающая долган от нганасан, ненцев.
Дискуссия продолжается до сих пор, в чате есть представители местной администрации, компании, все мнения мониторятся, в сегодняшней ситуации трудно представить, чтобы интернет-площадки не использовались для выработки коллективного мнения и замера градуса напряжения. Сотрудники администрации и компании редко становятся участниками дискуссий, чаще они присутствуют в чате как невидимки, хотя иногда и проявляются в коротких сообщениях. Куда активнее в чате местные депутаты, которые не стесняются высказывать свою позицию.
«Скорострельность» чатов обеспечивает и высокую скорость принятия решений в критических ситуациях. Например, в октябре 2021 г. в большинстве таймырских чатов появилась информация, что потерялись два человека (мужчина и женщина), которые выехали на моторной лодке из п. Носок к себе домой на р. Хуриха, при этом через сутки они сообщили, что заблудились, бензин закончился и они вышли на берег. По чатам прошел призыв оказать содействие в поиске.
Ого. Тут надо торопиться найти.
Сейчас протоки замерзнут и ни для снегохода[,] и ни для лодки возможности проехать не будет.
Только вертолет, они оба больные, женщина вообще еле ходит. Хорошо, если в балке на точке какой-нибудь сидят. Не нашли еще? Нет новостей?
Что-то я недопонимаю... Неужели на лодках добраться нельзя? Из поселков, с точек? Все охают, что вертолет не полетел! А самим задницы оторвать? Вон зимой Усть-Авамские молодцы пропавшего в тундре, по колено в раскисшем снегу, на утопающих снегоходах, сколько дней искали? И на каком расстоянии от поселка? Али на левом берегу народ другой живет?
Эмоциональные призывы оказали действие, и многие предприняли самостоятельные попытки искать пропавших: «Брат мой искал, пытался, но он один, на глазах лед мерзнет, дома только одна жена с малыми детьми, да и бензина много надо. Зять их тоже искал один, они стоят на разных стоянках». Кроме того, в чате стали публиковать карты с обозначением возможного местонахождения, очерчивать ареалы поиска. Сообщения стали появляться с 10 утра: «Мы тоже рано утром обсуждали с мужем, карты мне показывал, где они могут быть»; буквально через десять минут в чате появилось сообщение, что на поиски отправился вертолет. Сводки поступали каждый час: «пока новостей нет от МЧС», «информация по поискам: вертолет ГО и ЧС улетел в Дудинку, с О. Л. и Г. П.», «потерявшихся нашли».
Кроме того, чаты и социальные сети используют для воздействия на власти при возникновении проблемных ситуаций. Например, осенью 2021 г. появились признаки дефицита продуктов в ряде районов Таймыра. Еще в августе видео с пустыми полками в магазинах разместил в Instagram местный депутат Михаил Иваницкий. По его словам, в магазинах отсутствовали фрукты, овощи, колбасы, молочные продукты13. Подобное произошло в соседней Якутии и на Чукотке14.
Жители Таймыра воспользовались чатами для распространения информации об отсутствии продуктов: «По чатам гуляет. Сейчас запускаем коллективные обращения от жителей Сындасско и Попигая, будет
13 В Таймырском селе жители столкнулись с дефицитом продуктов в магазинах. URL: www.kommersant. ru/doc/4947750 (дата обращения: 01.10.2021).
14 Жителям Якутии начали сбрасывать еду с самолетов. Вертолеты чиновники посчитали дорогими. URL: https://fn-volga.ru/news/view/id/173127?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_refer-rer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 12.10.2021); На Чукотке возник дефицит продуктов. URL: https://www.bfm.ru/news/484359 (дата обращения: 24.10.2021)
вводится режим чрезвычайной ситуации. В поселках нет продуктов первой необходимости, примем все меры для организации завоза продукции питания путем грузового вертолета». Проблему с завозом продовольствия удалось на время решить вертолетными рейсами. Многие жители считают, что быстрое реагирование администрации связано с тем, что население активно распространяло сообщение о проблеме и необходимой помощи через всевозможные мессенджеры и социальные сети.
Подобные чаты стали появляться один за другим у представителей пяти коренных народов («у союза нганасан есть свой чат, где мы общаемся, молодежь отделилась, у них свой чат» [В. Болгова]; «у союза долган есть в Whatsapp» [А. Еске]); у каждого поселка («наш поселок Сындансско объединился в чат, там и те, кто живут, и те, кто уже уехал» [А. Еске)]; «знаю, что в Волочанке народ общается в Whatsapp-чате» [О. Поротова]). Иногда семья или родня создает свою виртуальную группу для общения: «Я открыла чат "Родственные связи", но уже ушла оттуда, пусть сами общаются» (О. Поротова).
Идея создать Whatsapp-чат «Долганы» появилась у Ольги Поротовой (Дудинка) и Надежды Кудряковой (Хатанга). Как вспоминает О. Поротова, Надежда предложила: «Оля, смотри столько чатов пооткрывали люди, у нас есть КМНС, а почему у нас своего нету?» (у нганасан и ненцев уже были свои группы в чатах).
У нас десять администраторов из разных районов и поселков. Мы берем специально админа со всех поселков, чтобы каждый своих добавлял в чат, без этого никак. И на сегодняшний день мы действительно очень гордимся, что у нас открылся этот чат, мы здесь общаемся на долганском языке, не стесняемся. Вот сегодня я поздравляла всех с Пасхой по-долгански. В ответ мне народ в личку радостные сообщению пишут, в чате-то стесняются: «Олечка, какая ты молодец, на долганском пишешь, спасибо тебе за это» (О. Поротова).
Среди основных тем: новости Таймыра, в том числе о разливе нефтепродуктов; сюжеты истории долган (многие молодые переспрашивают — они не знают про свой народ почти ничего). Пишут: «А мы долгане? А почему мы не якуты? Мы же Саха были». Им в чате объясняют, описывают историю долган, кто хорошо ее знает.
Сохранение языка в чате — одна из главных тем. Этот чат был открыт во многом для возрождения родного языка. Идея сохранения языка через Whatsapp переросла в отдельный проект, где взрослые изучают язык в интерактивном формате:
Мы молодежи часто говорим: «Давайте потихоньку писать по-долгански, пусть с ошибками, но хватит общаться на русском». Они говорят: «Вы
над нами будете смеяться». Но мы сами все не учили язык раньше, сейчас вот только начали, с 1995 г. что ли, изучать долганский как иностранный в школе раз в неделю. В чате я регулярно копирую листы словаря и скидываю всем, пусть хотя бы это выучат. А мне в ответ пишут: «С нетерпением ждем следующей странички». Один из наших руководителей мне пишет: «Ольга Гавриловна, мне лично в личку скидывайте словарь, чтоб в чате не позориться». Это не позор — мы возрождаем родной язык, мы хотим говорить (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).
Чат не только поддерживает этничность, но и дает возможность поиска родственников: «Мы с девочками в чате работаем как поисковики, помогаем найти родных. Одна долганка замуж вышла за якута и пишет нам: "Я с Хатангского района, помогите найти родственников". Мы в чат бросаем информацию, ищем и находим ее родственников» (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).
В чате действуют свои этнические порядки, например, в нем участвуют только долганы или люди, имеющие долганские корни:
Из WhatsApp-чата «Долганы»:
Для меня интернет — это помощник в пропаганде и популяризации долганского языка и культуры. Очень многие мне пишут, отвечают, благодарят и говорят: «Спасибо большое, благодаря Вам мы узнали, кто такие долганы, кто мы».
Чат интересен тем, что здесь можно узнать первые вести политики, о всевозможных проектах, конкурсах, о творческих людях, о различных мероприятиях, жизни людей КМНС; взаимопомощь в сложных жизненных ситуациях, помощь в переводе слов на долганский язык и многое другое.
Чат «Долганы» полезный, мне интересный, много о законодательной базе, много об обычаях нашего народа, долганские песни скидывают. Много друзей. Есть еще чаты «Землячество Сындасско», «Родня».
Если честно, чат «Долганы» очень полезный, в первую очередь узнаем о новостях Таймыра, часто пишут о возрождении долган, обычаях предков, можно услышать приятные долганские песни, стихи, в чате много старшего и молодого поколения, есть старинные долганские рецепты, как приготовить долганские блюда... это так здорово. Есть еще много чатов, например, «Сындасско», где общаемся с земляками.
Развитие новых коммуникаций и сети привело к актуализации темы коренных народов Таймыра в СМИ, причем сам формат СМИ
изменился: появились интернет-издания и порталы (они захватили огромную аудиторию), привычные бумажные газеты перешли в онлайн, телевидение отошло на второй план. Благодаря этому резко увеличилась
скорость обмена информацией между жителями Таймыра.
***
Система коммуникаций и скорость распространения информации в Арктике изменились благодаря широкому распространению интернета и мобильной связи. Пока не всем жителям арктического региона доступны эти достижения из-за сложных климатических и географических условий. Однако уже сейчас интернет занимает доминирующее место в общей сети коммуникаций коренных народов Севера. В связи с этим изменилась скорость и каналы распространения информации. Киберскорость стала значительно выше скорости событий в реальной жизни. Ярким примером здесь является скорость распространения информации о разливе нефтепродуктов на ТЭЦ-3 вблизи Норильска. Большинство жителей Таймыра узнали о разливе из интернета в первые часы, сразу после происшествия. Этот эффект, как и постоянный мониторинг происходящего, повлиял на скорость принятия решений и их качество. Благодаря онлайн-освещению этой аварии, быстрому распространению актуальных сведений по всем возможным каналам руководство компании «Норникель» оперативно действовало как в отношении ликвидации последствий, так и в коммуникации с коренным населением и выработке программы поддержки местных жителей, которых авария коснулась напрямую. Сегодня коренные жители и компания выстраивают диалог, реализуют совместные этнопроекты (Перевалова, Киссер 2021) и ведут открытый мониторинг последствий аварии. На Таймыре продолжают активно использовать всевозможные каналы распространения информации, например, чаты в Whatsapp, социальные сети, интернет-издания, позволяющие не только оперативно решать бытовые проблемы арктических жителей в диалоге с властью и недропользователями, но и способствовать развитию этнокультурных инициатив в киберпространстве. «Скорострельность» чатов не только включает и накаляет эмоции, но и помогает в решении актуальных проблем местного населения Таймыра.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Полевые материалы автора, долганы, ненцы, Дудинка, 2021.
ПМА, долганы, Норильск, 2021.
В два поселка на Таймыре впервые проведут сотовую связь и мобильный интернет // LENTA.RU. URL: https://lenta.ru/news/2021/04/27/connect/ (дата обращения: 30.05.2021);
В отдаленный арктический поселок на Таймыре провели интернет и мобильную связь // LENTA.RU. URL: https://lenta.ru/news/2020/10/16/connect/ (дата обращения: 30.05.2021).
В поселке на Таймыре впервые появилась мобильная связь // Сибирь. Реалии. URL: www.sibreal.org/a/30896646.html (дата обращения: 30.05.2021).
В Таймырском селе жители столкнулись с дефицитом продуктов в магазинах. URL: www.kommersant.ru/doc/4947750 (дата обращения: 01.10.2021).
Высокоскоростной Интернет придет на Таймыр со стороны Северного Ледовитого океана // Красноярский рабочий. URL: https://krasrab.ru/news/media/9889 (дата обращения: 30.05.2021).
Жителям Якутии начали сбрасывать еду с самолетов. Вертолеты чиновники посчитали дорогими. URL: https://fn-volga.ru/news/view/id/173127?utm_source=yxnews&utm_medi-um=desktop&utm_referrer=https%o3A%o2F%o2Fyandex.ra%o2Fnews0/o2Fsearch0/o3Ftext0/o3D (дата обращения: 12.10.2021);
На Таймыр проводят широкополосный интернет // Правда.ру. URL: www.pravda.ru/ news/districts/1224628-inet/ (дата обращения: 30.05.2021).
На Таймыре появился бесплатный интернет... // Капитал Страны. Федеральное интернет-издание. URL: https://kapital-rus.ru/uznai/news/na_tajmre_poiavilsia_besplatnj_ internet_v_odnom_iz_samh_severnh_naselennh_punktov_mira/ (дата обращения: 30.05.2021).
На Чукотке возник дефицит продуктов. URL: www.bfm.ru/news/484359 (дата обращения: 24.10.2021)
«Норникель» обсудил с жителями поселка Тухард строительство нового жилья. URL: www.nornickel.ru/news-and-media/press-releases-and-news/nornikel-obsudil-s-zhitelya-mi-poselka-tukhard-stroitelstvo-novogo-zhilya/ (дата обращения: 14.03.2021).
Подслушано в Дудинке. URL: https://vk.com/pvdinddk (дата обращения: 25.05.2021).
Поселки Таймыра подключат к высокоскоростному интернету // Таймырский телеграф. URL: www.ttelegraf.ru/news/poselki-taymyira-podklyuchat-k-vyisokoskorostnomu-internetu/ (дата обращения: 30.05.2021).
Головнёв А. В. Киберскорость // Этнография. 2020а. № 3 (9). С. 6-32.
Головнёв А. В. Скорость в антропологии движения // Сибирские исторические исследования. 2020b. № 2. С. 57-78.
Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Очерки антропологии движения. СПб: МАЭ РАН, 2020. 336 с.
Головнёв А. В. Новая этнография Севера // Этнография. 2021. № 1 (11). С. 6-24.
Перевалова Е. В., Киссер Т. С. Таймыр: этнопроекты и лидеры // Этнография. 2021. № 2 (12). С. 166-193.
REFERENCES
Golovnev A. V. [Cyberspeed]. Etnografia, 2020a, no. 3 (9), pp. 6-32. (In Russian).
Golovnev A. V. [Speed in the Anthropology of Movement]. Sibirskie istoricheskie issledo-vaniia [Siberian Historical Research], 2020b, no. 2, pp. 57-78. (In Russian).
Golovnev A. V. [New ethnography of the North]. Etnografia, 2021, no. 1 (11), pp. 6-24. (In Russian).
Golovnev A. V., Belorussova S. Yu., Kisser T. S. Ocherki antropologii dvizheniia [Essays on the Anthropology of Movement]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2020. (In Russian).
Perevalova E. V., Kisser T. S. [Taimyr: ethnic projects and leaders]. Etnografia, 2021, no. 2 (12), pp. 166-193. (In Russian).
Submitted: 12.10.2021 Accepted: 25.10.2021 Article published: 15.12.2021