Научная статья на тему 'КУНСТКАМЕРА 2020-2021. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОФЛАЙН'

КУНСТКАМЕРА 2020-2021. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОФЛАЙН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
МАЭ РАН / КУНСТКАМЕРА / МУЗЕЙНАЯ ЖИЗНЬ / АЛЬЯНС РАННИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ / ЭКСПОЗИЦИИ / ВЫСТАВКИ / НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьева Татьяна Юрьевна, Патрина Дарья Григорьевна

В 2020 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН столкнулся с новыми вызовами, связанными с пандемией. Оказалось, что Кунсткамера вполне подготовлена к переходу в онлайн-пространство и время карантина прошло с пользой. Но все сотрудники Музея с нетерпением ждали снятия ограничений и возможности работы в привычном режиме. 14 июля 2020 г. Кунсткамера впервые с конца марта открыла двери для посетителей, хотя и с определенными ограничениями. Второе полугодие 2020 г. было наполнено важнейшими событиями научной и музейной жизни, многие из которых попадали в повестку СМИ, в том числе федерального уровня. Одно из главных событий - создание Альянса ранних универсальных музеев. Открытие выставок, получение научных премий, участие в конференциях и круглых столах, возобновление полевых экспедиций - это лишь незначительная часть богатой жизни музея. Сочетание онлайн- и офлайн-режимов стало значимой чертой ковидной эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KUNSTKAMERA 2020-2021. BACK TO OFFLINE

In 2020, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the RAS faced new challenges associated with the COVID-19 pandemic. The museum appeared to be prepared for going online and passed the quarantine period productively. However, the staff of the Kunstkamera were looking forward to lifting the restrictions and resuming work as usual. On 14 July 2020, for the first time since March 2020, the museum opened its doors for visitors, though with certain restrictions. The latter half of the year was full of significant events in the academic and museum life, many of them garnering media coverage, including that on the federal level. One of the major events was the creation of the Alliance of Early Universal Museums. The other included but were not limited to opening of temporary exhibitions, receiving academic awards, participating in conferences and round tables, and resumption of fieldwork. Combining online and offline modes has become a significant feature of the Covid era.

Текст научной работы на тему «КУНСТКАМЕРА 2020-2021. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОФЛАЙН»

НАШ МУЗЕЙ

DOI 10.31250/2618-8619-2021-2(12)-209-225 УДК 069(470.23-25)

Татьяна Юрьевна Соловьева

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: tsolovyeva@kunskamera.ru

Дарья Григорьевна Патрина

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: p_dasha@mail.ru

Кунсткамера 2020-2021. Возвращение в офлайн

АННОТАЦИЯ. В 2020 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН столкнулся с новыми вызовами, связанными с пандемией. Оказалось, что Кунсткамера вполне подготовлена к переходу в онлайн-пространство и время карантина прошло с пользой. Но все сотрудники Музея с нетерпением ждали снятия ограничений и возможности работы в привычном режиме. 14 июля 2020 г. Кунсткамера впервые с конца марта открыла двери для посетителей, хотя и с определенными ограничениями. Второе полугодие 2020 г. было наполнено важнейшими событиями научной и музейной жизни, многие из которых попадали в повестку СМИ, в том числе федерального уровня. Одно из главных событий — создание Альянса ранних универсальных музеев. Открытие выставок, получение научных премий, участие в конференциях и круглых столах, возобновление полевых экспедиций — это лишь незначительная часть богатой жизни музея. Сочетание онлайн- и офлайн-режимов стало значимой чертой ковидной эпохи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАЭ РАН, Кунсткамера, музейная жизнь, Альянс ранних универсальных музеев, экспозиции, выставки, научные проекты

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Соловьева Т. Ю., Патрина Д. Г. Кунсткамера 2020-2021. Возвращение в офлайн. Кунсткамера. 2021. 2(12): 209-225. doi 10.31250/2618-8619-2021-2(12)-209-225

OUR MUSEUM

Tatiana Solovyeva

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation E-mail: tsolovyeva@kunskamera.ru

Daria Patrina

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation E-mail: p_dasha@mail.ru

Kunstkamera 2020-2021. Back to Offline

ABSTRACT. In 2020, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the RAS faced new challenges associated with the COVID-19 pandemic. The museum appeared to be prepared for going online and passed the quarantine period productively. However, the staff of the Kunstkamera were looking forward to lifting the restrictions and resuming work as usual. On 14 July 2020, for the first time since March 2020, the museum opened its doors for visitors, though with certain restrictions. The latter half of the year was full of significant events in the academic and museum life, many of them garnering media coverage, including that on the federal level. One of the major events was the creation of the Alliance of Early Universal Museums. The other included but were not limited to opening of temporary exhibitions, receiving academic awards, participating in conferences and round tables, and resumption of fieldwork. Combining online and offline modes has become a significant feature of the Covid era.

KEYWORDS: MAE RAS, Kunstkamera, museum life, Alliance of Early Universal Museums, exhibitions, research projects

FOR CITATION: Solovyeva T.,Patrina D. Kunstkamera 2020-2021. Back to Offline. Kunstkamera. 2021. 2(12): 209-225. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2021-2(12)-209-225

В 2020 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН столкнулся с новыми вызовами, связанными с пандемией. Всем сотрудникам пришлось осваивать новые формы работы и взаимодействия. И оказалось, что Кунсткамера — «мать российских музеев и колыбель российской науки» — вполне подготовлена для жизни и успешной работы в современном мире. Об этом мы подробно писали в статье «Новые сценарии развития онлайн-коммуникаций МАЭ РАН» (Соловьева и др. 2020). Но все сотрудники музея с нетерпением и волнением ждали хотя бы частичного снятия ограничений и возможности работать в привычном режиме.

И этот день настал. 14 июля 2020 г. в 10 часов утра Кунсткамера впервые после 19 марта открыла двери для посетителей. Почти четыре месяца залы музея были пусты, и вот наконец жизнь начала возвращаться в привычное русло. Хотя и с определенными, связанными с корона-вирусом ограничениями. Визит в музей строго по сеансам, электронные билеты в приоритете, маска и перчатки обязательны, а маршрут по музею один для всех, чтобы исключить встречные потоки. Первых утренних посетителей на пороге музея приветствовали директор МАЭ РАН Андрей Владимирович Головнёв и главный хранитель фондов МАЭ РАН Наталья Павловна Копанева. «Между собой мы называем этот день "днем воскрешения старой Кунсткамеры"», — сказал в приветственном слове Андрей Владимирович.

Второе полугодие 2020 г. было как никогда наполнено важнейшими событиями научной и музейной жизни. МАЭ как будто наверстывал упущенное в период пандемии. Одно из главных событий международного уровня — создание Альянса ранних универсальных музеев.

Инициативу Кунсткамеры поддержали Франкеше Штифтунген и Тейлерс Музеум. Эти одни из старейших музеев в Европе и одни из немногих, кто сохранил исторический универсальный характер коллекций, собранных в XVП-XVШ вв. Соглашение о создании альянса было подписа-

Рис. 1. Подписание Соглашения о создании Альянса ранних универсальных музеев директором МАЭ РАН А. В. Головнёвым в зале Академии наук XVIII в. Справа налево: Н. П. Копанева, главный хранитель фондов МАЭ РАН, А. В. Головнёв, директор МАЭ РАН, Т. С. Киссер, старший научный сотрудник МАЭ РАН

Fig. 1. Director of the MAE RAS Andrei V. Golovnev signing the agreement on the creation of the Alliance of Early Universal Museums in an eighteenth-century hall of the Academy of Sciences. From right to left: Natalia P. Kopaneva, the Chief Curator of the MAE RAS; Andrei V. Golovnev; Tatiana S. Kisser, Senior Research Fellow of the MAE RAS

но 13 октября 2020 г. в онлайн-формате между тремя музеями и сразу в трех городах Европы: в Санкт-Петербурге, Харлеме (Нидерланды) и Галле (Германия). Альянс открывает широкие перспективы для дальнейшего сотрудничества: позволит проводить совместные научные исследования, обмениваться музейными практиками, организовывать совместные выставочные проекты (рис. 1). Соглашение о создании альянса подписали директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Андрей Головнёв, директор Тейлерс Музеума Марьян Схарлоо и директор Франкеше Фонда Томас Мюллер-Бальке. Этому без преувеличения историческому событию была посвящена пресс-конференция, прошедшая 15 октября в онлайн-формате в пресс-центре ИТАР-ТАСС в Санкт-Петербурге (рис. 2).

Рис. 2. Пресс-конференция в пресс-центре ИТАР-ТАСС в Санкт-Петербурге, посвященная созданию Альянса ранних универсальных музеев Fig. 2. Press conference devoted to the creation of Alliance of Early Universal Museums in the media center of the Russian News Agency TASS in St. Petersburg

Самым радостным событием российского масштаба для МАЭ РАН в 2020 г. стало присуждение Государственной премии РФ в области науки и технологий директору МАЭ РАН А. В. Головнёву. Этой награды он был удостоен за многолетние исследования культуры кочевых народов Арктики, создание научной концепции «антропологии движения» и развитие концепции «северной идентичности» России (Головнёв 2004, 2009).

Вручение Государственной премии состоялось 24 июня в Екатерининском зале Большого Кремлевского дворца (рис. 3). В своем благодарственном слове Андрей Владимирович подчеркнул, что кочевые технологии северных народов не стоит воспринимать как архаику, напротив, они могут стать полезным пособием по «правильному поведению» в Арктике для современных больших корпораций, работающих в полярных широтах. И это особенно важно для России сегодня, когда страна активно занимается новым освоением Арктики.

В продолжение арктической темы, активно развивающейся в исследованиях научных сотрудников МАЭ РАН в последние годы, 28 сентября было подписано двустороннее Соглашение о сотрудничестве между МАЭ РАН и Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики. Со стороны МАЭ РАН соглашение подписал директор музея А. В. Головнёв. Со стороны Комитета по делам Арктики — председатель комитета Герман Германович Широков (рис. 4).

Рис. 3. Президент РФ Владимир Владимирович Путин вручает Государственную премию РФ в области науки и технологий директору МАЭ РАН А. В. Головнёву

Fig. 3. President Vladimir V. Putin presenting the Director of the MAE RAS Andrei V. Golovnev with the Russian Federation State Award in the fields of science and technology

Рис. 4. Директор МАЭ РАН А. В. Головнёв и председатель Комитета по делам Арктики в Санкт-Петербурге Г. Г. Широков подписали соглашение о сотрудничестве Fig. 4. Director of the MAE RAS Andrei V. Golovnev and the Chair of the Committee for the Arctic Affairs in St. Petersburg after signing a cooperation agreement

Церемония прошла за историческим столом, вокруг которого в XVIII в. собирались первые российские академики, в том числе «холмогорский гений» Михаил Васильевич Ломоносов. «В предстоящем сотрудничестве, — сказал директор МАЭ РАН, — мы будем придерживаться той позиции, что изучение и освоение Арктики должны быть гуманистичны. То есть во главе всего — человек и его интересы».

«Музей антропологии и этнографии — один из крупнейших научных центров по изучению Арктики, — отметил председатель Комитета по делам Арктики Герман Германович Широков. — Конечно, мы заинтересованы в тесном сотрудничестве. Особенно сейчас, когда Россия вот-вот станет председателем в Арктическом совете и у нас появляется возможность влиять на международную повестку в этом вопросе».

В начале 2020 г. началась реализация нового мультимедийного проекта МАЭ РАН «Планета Кунсткамера». Этот проект предполагает с помощью современных мультимедиа связать музейные предметы из фондов МАЭ (которых более миллиона!) с местами их происхождения. Таким образом, жители разных регионов мира смогут знакомиться с предметами из коллекций Кунсткамеры, имеющими отношение к их национальным традициям и культуре, а посетители Кунсткамеры смогут наблюдать, как изменилась жизнь и повседневность тех или иных народов. Первой точкой на карте «Планеты Кунсткамера» стала Танзания — танзанийская экспедиция прошла в январе 2020 г. Подробно о ней и о проекте рассказывает телевизионная программа «Матрица науки» (эфир состоялся 24 октября 2020 г. на телеканале «Санкт-Петербург»). В съемках программы приняли участие директор МАЭ РАН А. В. Головнёв (рис. 5), заместитель директора МАЭ РАН по научной работе Владимир Николаевич Давыдов, заведующий отделом археологии Геннадий Адольфович Хлопачев и заведующая отделом этнографии Австралии, Океании и Индонезии Мария Владимировна Станюкович.

В мультимедийном историческом парке «Россия — Моя история» 17 сентября состоялся конгресс «Россия в Арктическом совете. Потенциал Санкт-Петербурга», организованный Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики. Модератором одной из тематических сессий конгресса «Кадры для Арктики. Я б в полярники пошел, пусть меня научат» выступил директор МАЭ РАН

Рис. 5. Рабочий момент съемок программы «Матрица науки». Директор МАЭ РАН А. В. Головнёв в зале «Африка» Fig. 5. Shooting the TV show Matrix of Science. Director of the MAE RAS Andrei V. Golovnev in the "Africa" exhibition hall

7 /

Рис. 6. Фрагмент экспозиции «Кочевники Арктики: искусство движения» в мультимедийном парке «Россия — Моя история» Fig. 6. Part of the display Arctic Nomads: The Art of Movement in the multimedia park "Russia is My History"

А. В. Головнёв. Кроме того, в день проведения конгресса в мультимедийном парке «Россия — Моя история» открылась выставка, рассказывающая об истории освоения Арктики и роли Санкт-Петербурга в изучении и развитии арктических регионов. Эта экспозиция — эхо масштабной выставки «Кочевники Арктики: искусство движения», которая прошла в Кунсткамере весной 2019 г. (рис. 6).

В 2020 г. МАЭ РАН стал основной площадкой для реализации большого всероссийского научного проекта «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции». Проект рассчитан на три года. Это не только классические полевые экспедиции, но и взаимодействие с лидерами коренных малочисленных народов в онлайн-формате. Одним из итогов проекта станет подробный Атлас малых народов, проживающих на территории России. В конце сентября в Москве прошел Форум коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, посвященный 30-летию со дня образования Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Директор МАЭ РАН А. В. Головнёв принял участие в торжественной церемонии открытия и поздравил ассоциацию с юбилеем от лица сотрудников музея.

Заседание Совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации состоялось 23 сентября. А. В. Головнёв представил на нем доклад о коренных народах России и рассказал о проекте «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции». Ассоциация приняла предложение Кунсткамеры о совместных исследованиях по этому проекту. А 24 сентября на торжественном

собрании ассоциации ее президент Г. П. Ледков вручил директору МАЭ РАН медаль «За верность Северу».

В рамках проекта «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции» 15-25 ноября 2020 г. под руководством ведущего научного сотрудника МАЭ РАН доктора исторических наук Елены Валерьевны Переваловой была проведена этнографическая экспедиция в Ямало-Ненецком автономном округе. Спектр разрабатываемых вопросов — современное состояние этнич-ности, визуализация и презентация «этно» посредством музейных экспозиций и мультимедиа-проектов, использование «этно» в создании региональных брендов, тенденции развития туризма и сувенири-зация культуры. Несмотря на ограничительные меры, удалось поработать с документальными источниками Государственного архива Ямало-Ненецкого округа, этнографическими коллекциями МВК им. И. С. Шемановского, провести встречи с лидерами и представителями Департамента КМНС (рис. 7), ассоциации «Оленеводы мира», ассоциации «Ямал — потомкам!», Союза оленеводов ЯНАО, Центра развития внешних связей и окружного Дома ремесел.

Встреча председателя Всемирного абхазо-абазинского конгресса Муссы Экзекова со старшим научным сотрудником отдела этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Маккой Албогачиевой прошла 24 ноября. В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества, связанные с изучением абазин в рамках проекта «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции».

Главным трендом 2020 г. для МАЭ РАН, как и для многих музеев и научных институтов во всем мире, стало освоение онлайн-форматов. Для научных сотрудников стало приятным открытием, что их доклады и лекции способны собирать по несколько сотен (а в некоторых случаях и несколько тысяч) просмотров — и это гораздо больше, чем традиционная научная офлайн-кон-ференция.

Рис. 7. Е. В. Перевалова на встрече с представителями Департамента КМНС

Ямало-Ненецкого автономного округа Р. В. Пикуном и О. П. Сюгней Fig. 7. Elena V. Perevalova meeting R.V. Pikun and O.P. Siugnei, representatives of the Board for the Indigenous Small-Numbered Peoples of the North Affairs

Рис. 8. А. В. Головнёв принимает участие в онлайн-конференции Fig. 8. Andrei V. Golovnev at an online conference

Так что вслед за музейной жизнью научная жизнь МАЭ РАН тоже переместилась в онлайн-формат (рис. 8). В привычном офлайн-формате в 2020 г. удалось провести лишь традиционные Кюнеровские и Радловские чтения — они прошли до введения ограничительных мер. Последующие большие научные конференции МАЭ пришлось либо переносить на следующий год, либо проводить дистанционно. Начиная со второй половины апреля в онлайн-режим перешли и основные научные семинары МАЭ: Северный антропологический, Американский, Текстильный, семинар Совета молодых ученых, «Новая сельскость», «Христианство в регионах мира», «Кавказ: перекресток культур», семинар по киберэтнографии и др. В целом все научные семинары МАЭ РАН рано или поздно смогли приспособиться к новым условиям. Кстати, одним из результатов перехода на «удаленку» стал рост публикационной активности научных сотрудников музея.

Именно развитие цифровых технологий позволило МАЭ РАН в 2020 г. принять участие во всероссийской акции «Музей для всех!» на портале «Культура.РФ». Это важный шаг, учитывая, что старейший музей России остается труднодоступным для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, поскольку располагается в историческом здании XVIII в., которое трудно оснастить пандусами, лифтами и подъемниками.

После открытия музея для посетителей в башне Кунсткамеры на первом и на втором этажах прошли несколько красивых и успешных выставок: «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы» (рис. 9), «Таймырское кочевье» (рис. 10), «Русский посланник в Корее: Карл Вебер и его коллекции» (рис. 11), «Ранняя стереофотография как способ фиксации культуры. Восточно-туркестанская экспедиция 1909-1910 годов в фотоматериалах Самуила Мартыновича Дудина».

Нужно отметить, что выставочная деятельность для МАЭ РАН имеет особое значение. В условиях ограниченной площади для постоянных экспозиций выставки — редкая возможность представить предметы из фондов. Они проходят жесткий отбор и, если нужно, реставрационную подготовку. При всем богатстве визуальных решений именно предметы остаются главными героями всех выставок в МАЭ РАН. С каждым годом выставочная политика музея становится более взвешенной.

Рис. 9. Афиша выставки «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны.

К 75-летию Победы»

Fig. 9. Poster of the exhibition Kunstkamera during the World War II. To the 75th Anniversary of the Victory

Рис. 10. На открытии выставки «Таймырское кочевье». Директор Таймырского дома народного творчества Л. Ю. Попова вручает памятный сувенир директору МАЭ РАН А. В. Головнёву

Fig. 10. At the opening of the exhibition Taymyr Nomad Camp. Director of the Taymyr People's Art Center L.Yu. Popova presenting the Director of the MAE RAS A.V. Golovnev with a souvenir

Впрочем, коллекции музея востребованы не только в Петербурге. Успешно прошли в 2020 г. и основные «гастроли» предметов из фондов МАЭ РАН. 17 ноября в Салехарде, в культурно-выставочном центре имени И. С. Шемановского открылась выставка «Мифы и вещи» с участием 46 шедевров из археологических коллекций Кунсткамеры, выполненных древними эскимосами

Рис. 11. На открытии выставки «Русский посланник в Корее: Карл Вебер и его коллекции». Генеральный консул Республики Корея господин Квон Донг Сок и директор МАЭ РАН А. В. Головнёв Fig. 11. At the opening of the exhibition Russian Ambassador to Korea: Karl Weber and His Collections. Consul-general of the Republic of Korea Mr. Kwon Dong Seok and the Director of the MAE RAS A.V. Golovnev

Эквена. А 22 октября в Британском музее в Лондоне открылась впечатляющая временная экспозиция «Арктика: культура и климат», которую почти на четверть составили этнографические и археологические предметы из фондов МАЭ РАН (рис. 12).

Более того, научные сотрудники МАЭ РАН — директор Андрей Головнёв, заместитель директора по науке Владимир Давыдов, старший хранитель фонда «Сибирь» Владимир Кисель и старший научный сотрудник отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России Александр Терюков — написали статьи для каталога к выставке (Arctic 2020), и по результатам года он попал в список лучших арт-изданий по версии британской «The Times».

С 1 по 3 декабря в Ханты-Мансийске проходила IX Югорская полевая музейная биеннале — крупное событие в научной и музейной жизни страны. В 2020 г. почетным гостем Музея природы и человека, которому принадлежит право открывать Югорскую полевую музейную биеннале, стал директор МАЭ РАН А. В. Головнёв. Именно его лекция «Визуализация этничности: музейные проекции» дала старт насыщенной трехдневной программе научного и музейного форума. Также открытую лекцию «Этнография+: мать (этнограф) и дети в поле» провели в Ханты-Мансийске научные сотрудники отдела европеистики МАЭ РАН Юлия Бучатская и Александра Дугушина (рис. 13).

Благодаря личным и коллективным успехам сотрудников МАЭ РАН значительно расширил свое присутствие в информационном пространстве. Из почти 400 упоминаний музея в средствах массовой информации треть пришлась на федеральные СМИ. За год в разных форматах прошли четыре пресс-конференции в информационном агентстве «ИТАР ТАСС Северо-Запад». На телеканале «78» в прямом эфире прозвучали лекции научных сотрудников МАЭ РАН (А. В. Головнёва, Н. П. Копаневой, Е. А. Резвана). В декабре на портале «Лекториум» актуализирован цикл «Кунсткамера Y». Директор МАЭ РАН Андрей Головнёв принял участие в большом телевизионном эфире, посвященном Дню этнографа, и в съемках документального фильма о Н. Н. Миклухо-

Arctic

culture and climate

Рис. 12. Сотрудники МАЭ РАН В. А. Кисель и Е. О. Осадчая в Британском музее на временной экспозиции «Арктика: культура и климат»

Fig. 12. MAE RAS staff Vladimir A. Kisel' and Elena O. Osadchaia at the temporary exhibition Arctic: Culture and Climate in the British Museum

Рис. 13. Выступление на IX Югорской полевой музейной биеннале сотрудников отдела европеистики МАЭ РАН Ю. В. Бучатской (слева) и А. С. Дугушиной (справа)

Fig. 13. The Department of European Studies of the MAE RAS staff Yulia V. Buchatskaia and Aleksandra S. Dugushina presenting at the 9th Yugra Field Museum Biennale

Маклае. В самой Кунсткамере прошли съемки программы «Удиви меня» для телеканала «Моя планета» и съемки одной из серий документального цикла «Музейный Феникс» для телеканала «Культура». Экскурсии и лекции сотрудников МАЭ РАН размещались в рамках проекта «Без антракта» на сайте «Фонтанка.ру».

Завершал 2020 год ставший уже традиционным праздник День Кунсткамеры. Этот день — 6 декабря — выпал на воскресенье. Стартом празднования Дня Кунсткамеры стал полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Его произвели директор МАЭ РАН Андрей Головнёв и член Попечительского совета МАЭ РАН Анатолий Борисович Чубайс (рис. 14).

Позже за историческим конференц-столом прошла встреча представителей музея и А. Б. Чубайса. Обсудили перспективы развития музея и планы реэкспозиции. По итогам встречи Анатолий Борисович сказал: «Кунсткамера впечатляет. Здесь собран немыслимый культурный слой, в России, да и в мире, таких мест по пальцам пересчитать. Но, конечно, нужен новый современный взгляд. То богатство, которое здесь собрано начиная с петровских времен, в XX веке должно быть переосмыслено и с точки зрения визуализации, и с точки зрения подачи».

Рис. 14. А. В. Головнёв и А. Б. Чубайс на Нарышкином бастионе Петропавловской крепости после полуденного выстрела из пушки Fig. 14. Andrei V. Golovnev and Anatoly B. Chubais on the Naryshkin Bastion of Peter and Paul Fortress after the noon cannon shot

В этот день вход в музей был бесплатным для всех посетителей, им вручались памятные открытки. В холле у парадной лестницы звучала барочная музыка, соответствовавшая духу «старой Кунсткамеры». На сайте музея открылся интернет-магазин. 7 декабря, в понедельник, когда музей, согласно расписанию, закрыт для посещений, в зале Африки прошло ежегодное праздничное собрание коллектива МАЭ РАН. Большая часть сотрудников присутствовала на собрании в онлайн-формате. Директор МАЭ РАН А. В. Головнёв сделал доклад, в котором подвел итоги уходящего года как в научной, так и в музейной жизни Кунсткамеры.

В наступившем 2021 г. в музейной и научной жизни МАЭ РАН продолжаются тенденции, заложенные в 2020-м.

На 498-м пленарном заседании палаты регионов 10 февраля 2021 г. в рубрике «Время эксперта» перед сенаторами с докладом «Северность России и наследие Петра Великого» выступил член-корреспондент Российской академии наук, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН А. В. Головнёв. Несмотря на серьезность и ответственность мероприятия, Андрей Владимирович начал выступление, исполнив под гитару фрагмент своей песни «Острова». «В высоких широтах, — отметил он после, — не только хорошо видно человека, из Арктики хорошо видно все человечество».

«В своих исследованиях, — продолжил Андрей Головнёв, — я складываю археологию и этнографию малочисленных северных народов, и вижу, как прекрасно коренные жители Арктики контролируют большие пространства. Их умение маневрировать, их философия движения — это очень современно и невероятно актуально. Особенно для России, которая по площади является самой большой северной страной планеты».

Также в своем выступлении Головнёв отметил, что исторически концепция «северности России» несколько раз активно актуализировалась, и одним из пиков ее развития был период правления Петра Первого. «Сейчас вся страна уже готовится к юбилею Петра Алексеевича, первого российского императора. Мы в Кунсткамере — а Кунсткамера одно из любимых его детищ — именно к юбилею Петра планируем завершить реэкспозицию в башне музея. Мы собираемся воссоздать атмосферу Петровской Кунсткамеры, раннего универсального музея, вмещающего в себя представления человека об окружающем мире — от анатомии до астрономии».

Завершая свое выступление, Андрей Головнёв выразил надежду на заинтересованность со стороны сенаторов в реализации этого масштабного музейного проекта. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко идею поддержала и пожелала плодотворного сотрудничества МАЭ РАН с Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Ежегодная научная конференция МАЭ РАН «Радловские чтения» прошла 1 и 2 марта. «Радловские чтения» — важное звено в развитии научного и публикационного пространства Музея антропологии и этнографии. Они нацелена на то, чтобы в максимальной степени отразить наиболее значимые результаты научных и музейных проектов МАЭ РАН за прошедший год и наметить перспективы развития. В 2021 г. в их основу легли как действующие, так и планируемые направления исследований, включая проекты, имеющие поддержку грантов. Конференцию 2021 г. провели в смешанном формате: часть докладчиков и часть слушателей находились в режиме онлайн. Всего за два дня «Радловских чтений» прозвучало 115 докладов по восьми секциям.

В Круглом зале Кунсткамеры 29 марта состоялась презентация каталога «Охотники-оленеводы Хатанги и Анабара (рис. 15). Коллекция П. В. Слепцова в собрании МАЭ РАН». Каталог был выпущен в 2020 г. МАЭ РАН при финансовой поддержке Фонда содействия развитию Анабарского района. Выход в свет каталога был приурочен к празднованию 90-летия Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района) Республики Саха (Якутия).

Каталог иллюстрирует этнокультурные особенности коренных жителей Хатанга-Анабарского междуречья. Они до сих пор хранят свои кочевые традиции. Во время презентации была организована небольшая выставка, где рядом оказались и предметы из фондов Кунсткамеры из коллекции

Рис. 15. Гости презентации каталога «Охотники-оленеводы Хатанги и Анабара.

Коллекция П. В. Слепцова в собрании МАЭ РАН» и сотрудники музея исполняют долганский танец «Хэйро». Фото С. Шапиро Fig. 15. Kheiro Dolgan dance performed by the museum staff and guests at the presentation of the catalogue Reindeer Herder-Hunters of Khatanga and Anabar.

Collection of P. V. Sleptsov in the MAE RAS

Петра Слепцова, бытовавшие 100 лет назад, и современные предметы одежды, созданные народной мастерицей Анабарского улуса Анной Никитичной Поповой.

Утром 15 апреля сотрудники МАЭ РАН почтили память М. В. Ломоносова у его могилы на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (рис. 16). В полдень вместе с коллегами из других научных институтов города возложили цветы к памятнику Ломоносову на Менделеевской линии. А после в зале постоянной экспозиции Музея М. В. Ломоносова прошел круглый стол, тема которого была обозначена так: «Химическая лаборатория: реконструкция, воссоздание, музеефикация?». Заседание было посвящено проектам восстановления химической лаборатории Ломоносова, которая была построена на Васильевском острове (ныне 2-я линия, двор домов 41-45) по проекту и трудами ученого. Таким образом, в Кунсткамере возобновилась традиция, заложенная в середине прошлого века президентом Академии наук Сергеем Ивановичем Вавиловым: дважды в год, 15 апреля и 19 ноября, проводить научные заседания, посвященные Ломоносову.

В тот же день, 15 апреля, к 135-летию со дня рождения Николая Степановича Гумилева во дворе Кунсткамеры открылась выставка «Колдовская страна! (по следам абиссинской экспедиции Николая Гумилева)». В новейшей истории Музея антропологии и этнографии это первый выставочный проект «под открытым небом» (рис. 17). Он подготовлен в тесном сотрудничестве с Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Символически эта необычная выставка, расположившаяся сразу и во дворе Кунсткамеры, и в саду Фонтанного дома, объединяет и двух русских поэтов — Николая Гумилева и Анну Ахматову, и два музейных пространства Петербурга, и две абиссинские экспедиции, одну из которых совершил в 1913 г. Николай Гумилев, а другую по его стопам повторили сотрудники МАЭ РАН в 2008 г.

Рис. 16. В день памяти М. В. Ломоносова у памятника Ломоносову на Менделеевской линии Васильевского острова. Фото Т. Соловьевой Fig. 16. At the monument to Mikhail V. Lomonosov (Mendeleev Line of Vasilievsky Island) on Lomonosov's Remembrance Day. Photo by T. Solovyeva

«Колдовская страна'» l. У

Vno следам абиссинской

ЭКГПОпмш.,. L1.Г. •

ШШ

Потому, что мир открылся для него как новобрачная, как влюбленная жен1фн4—ысь. к I ,

И посвятил его во все тайны своего Неба и во все прелести своей Земли. д .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Он идет прямо к цели, побеждая препятствия... 1\, У

Авантюрист как Казанова. „алимыестроиы... ' К: '

Он возлюбил экзотические,юнь'®'с„елые Сотечныестрофы. > ' - - ' \ |

Он берет жизнь; и вливает ее в свои дивные, смел . ол^^»^'^ |

й^ЦЩ^^Й V

npïûwie не могли У"""' циКЛа, стихи и „озянейши*™«™-,,^.

И**

"bïf l'f ,

Рис. 17. Стенды выставки «Колдовская страна! (по следам абиссинской экспедиции Николая Гумилева)» во дворе Кунсткамеры. Фото Т. Соловьевой

Fig. 17. Mounts of the exhibition A Magical Country! (In the Footsteps of the Abyssinian Expedition of Nikolai Gumilev) in the Kunstkamera's backyard. Photo by T. Solovyeva

Международные связи МАЭ РАН с начала 2021 г. также постепенно выходят из онлайн-фор-мата в офлайн. Так, 21 января наш музей с официальным визитом посетили директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве доктор Уша Радхакришна и консул Генерального консульства Республики Индия в Санкт-Петербурге господин Нареш Кумар. А 19 апреля в МАЭ РАН состоялась торжественная церемония вручения двух индийских музыкальных инструментов делегацией Генерального консульства Республики Индия в Санкт-Петербурге, возглавляемой Генеральным консулом Индии господином Дипаком Миглани. Оба музыкальных инструмента в дар музею прислала госпожа Уша Радхакришна, крупный знаток индийской музыки и искусства.

Но главное, что принес выход в офлайн — возможность полевых экспедиций. В 2021 г. научным сотрудникам МАЭ РАН поручили проведение этноэкспертизы на полуострове Таймыр. Цель проекта (руководитель директор МАЭ РАН, член-корреспондент РАН Андрей Владимирович Головнёв), осуществляемого в несколько этапов и в рамках договора с местной общественной организаций «Ассоциация коренных народов Таймыра Красноярского края», — проведение независимой этнологической экспертизы, направленной на изучение влияния изменений исконной среды обитания коренных малочисленных народов, в том числе вследствие разлива нефтепродуктов ТЭЦ-3 в городе Норильске. Предварял научные изыскания выезд директора МАЭ РАН А. В. Головнёва в Норильск и Дудинку в феврале 2021 г. После этого Таймыр посетили две группы научных сотрудников МАЭ. Одна группа этнографов под руководством PhD В. Н. Давыдова работала в апреле в поселках Волочанка, Левинские Пески, Усть-Авам. Другая группа в составе доктора исторических наук Е. В. Переваловой (этнограф), кандидата исторических наук Т. С. Киссер (этнограф), Ю. С. Коньковой (дизайнер) провела полевые исследования в городе Дудинка и селе Караул, городах Норильске, Талнахе, Кайеркане.

«2020 год был турбулентным и непростым, — сказал директор МАЭ РАН Андрей Владимирович Головнёв, — но, несмотря на все сложности, наш музей сохранил и даже упрочил свои позиции в научном мире, реализовал несколько ярких музейных проектов, издал серьезные сборники и монографии. Именно 2020 год подтолкнул нас к освоению новых технологий, и посмотрите, как прочно эти технологии вошли в нашу жизнь. На примере подписания Соглашения о создании Альянса ранних универсальных музеев, нескольких пресс-конференций и, конечно, на примере наших традиционных "Радловских чтений", стало очевидно, что смешанные форматы — сочетание онлайн- и офлайн-режимов — значительно расширяют границы наших возможностей».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Головнёв А. В. Северная перспектива в истории России // Социальные трансформации в российской истории. Екатеринбург; М.: Академкнига, 2004. С. 476-485.

Головнёв А. В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН: Волот,

2009.

Охотники-оленеводы Хатанги и Анабара. Коллекция П. В. Слепцова в собрании МАЭ РАН / Ред., сост. Давыдов В. Н., Копанева Н. П. СПб.: МАЭ РАН, 2020.

Соловьева Т. Ю., Патрина Д. Г., Петрова А. А., Шерстенникова Е. С. Новые сценарии развития он-лайн-коммуникаций МАЭ РАН // Кунсткамера. 2020. № 3. С. 148-160.

Arctic: Culture and Climate. Ed. by A. Lincoln, J. Cooper, P. Loovers. London: Thames & Hudson, The British Museum, 2020.

REFERENCES

Arctic: Culture and Climate. Ed. by A. Lincoln, J. Cooper, P. Loovers. London: Thames & Hudson, The British Museum, 2020.

Golovnev A. V. Sevemaia perspektiva v istorii Rossii [Social Perspective in Russian History]. Sotsial'nye transformatsii v rossiyskoi istorii [Social Transformation in Russian History]. Ekaterinburg: Akademkniga, 2004, pp. 476-485. (In Russian)

Golovnev A. V. Antropologiia dvizheniia (drevnosti Severnoi Evrazii) [Anthropology of Movement (Antiquities of Northern Eurasia)]. Ekaterinburg: UrO RAN, Volot, 2009. (In Russian)

Solovyeva T., Patrina D., Petrova A., Sherstennikova E. Novye stsenarii razvitiia online-kommunikatsii MAE RAN [New Scenarios for the Development of Online Communications at the MAE RAS]. Kunstkamera, 2020, no. 3, pp. 148-160. (In Russian)

Submitted: 15.04.2021 Accepted: 11.05.2021 Published: 01.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.