Научная статья на тему 'ТАЙМЫР: ЭТНОПРОЕКТЫ И ЛИДЕРЫ'

ТАЙМЫР: ЭТНОПРОЕКТЫ И ЛИДЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
391
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ТАЙМЫР / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ЭТНОЛИДЕРЫ / ЭТНОПРОЕКТЫ / ЭТНИЧНОСТЬ / ТУРИЗМ / НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Перевалова Е. В., Киссер Т. С.

В статье рассматриваются современные формы этнолидерства и проектной деятельности коренных народов Таймырского Долгано-Ненецкого района. По наблюдениям в ходе ЭтноЭкспедиции на Таймыре (апрель-май 2021 г.), этничность часто проявляется в персональных креативных инициативах. Интервью, анкетирование, включенное наблюдение, кибермониторинг указывают на связь этничности с референтными личностями. Современные формы лидерства у коренного населения Таймыра охватывают все основные сферы жизни - от международной политики и общественных движений до руководства хозяйственной деятельностью и инициатив по сохранению и возрождению традиционных культур. Позиционируя интересы коренного населения, этническая элита пытается осуществлять контроль над территориями и ресурсами, участвует в выработке экономических и гуманитарных стратегий региона. В разной степени попытки мобилизации этнического потенциала представителями коренного населения становятся обоюдовыгодными для самого населения, с одной стороны, и для власти и недропользователей - с другой. В тематике этнопроектов обнаруживается ведущая роль сообществ и общественных событий этнокультурной направленности. Состояние этничности пяти народов Таймыра находится в прямой зависимости от активности их этноэлит и генерируемых ею этнополитических и этнокультурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAYMYR: ETHNOPROJECTS AND LEADERS

The article discusses the modern patterns of ethnic leadership and project activities of the indigenous peoples of the Taymyr Dolgano-Nenetsky Region. As the Ethno- Expedition in Taymyr (April-May 2021) has observed, ethnicity often manifests itself in personal creative initiatives. The research included interviews, questionnaires, participant observation and cyber monitoring, which have revealed the connection between ethnicity and the reference persons. The Taymyr indigenous population’s modes of leadership involve all the basic sectors of life - from international politics and social movements to managing economic activities and initiatives aimed at preservation and revival of traditional cultures. Positioning the interests of the indigenous population, ethnic elites attempt to control territories and resources, and participate in the development of economic and humanitarian strategies of the region. To a different extent, the attempts of the representatives of the indigenous people to mobilize their ethnic potential become mutually beneficial. The thematics of ethnic projects reveal the leading part of the appear to be are in direct relationship with the activism of their ethnic elites and ethnopolitical and ethnocultural projects they generate.

Текст научной работы на тему «ТАЙМЫР: ЭТНОПРОЕКТЫ И ЛИДЕРЫ»

DOI 10.31250/2618-8600-2021-2(12)-166-193 УДК 316.72 _

Музей антропологии и этнографии

Е. В. Перевалова им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-9480-715X E-mail: Elena_Perevalova@mail.ru

Т. С. Киссер Музей антропологии и этнографии

им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: tkisser@bk.ru

I Таймыр: этнопроекты и лидеры

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются современные формы этнолидерства и проектной деятельности коренных народов Таймырского Долгано-Ненецкого района. По наблюдениям в ходе ЭтноЭкспедиции на Таймыре (апрель-май 2021 г.), этничность часто проявляется в персональных креативных инициативах. Интервью, анкетирование, включенное наблюдение, кибермониторинг указывают на связь этничности с референтными личностями. Современные формы лидерства у коренного населения Таймыра охватывают все основные сферы жизни — от международной политики и общественных движений до руководства хозяйственной деятельностью и инициатив по сохранению и возрождению традиционных культур. Позиционируя интересы коренного населения, этническая элита пытается осуществлять контроль над территориями и ресурсами, участвует в выработке экономических и гуманитарных стратегий региона. В разной степени попытки мобилизации этнического потенциала представителями коренного населения становятся обоюдовыгодными для самого населения, с одной стороны, и для власти и недропользователей — с другой. В тематике этнопроектов обнаруживается ведущая роль сообществ и общественных событий этнокультурной направленности. Состояние этничности пяти народов Таймыра находится в прямой зависимости от активности их этноэлит и генерируемых ею этнополитических и этнокультурных проектов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Перевалова Е. В.,

Таймыр, коренные малочисленные Киссер Т. С. Таймыр: этнопроекты и лидеры.

народы, этнолидеры, этнопроекты, Этнография. 2021. 2 (12): 166-193. doi

этничность, туризм, наследие 10.31250/2618-8600-2021-2(12)-166-193

Peter the Great Museum of Anthropology E. Perevalova and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian

Academy of Sciences St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-9480-715X E-mail: Elena_Perevalova@mail.ru

T. Kisser Peter the Great Museum of Anthropology

and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: tkisser@bk.ru

I Taymyr: Ethnoprojects and Leaders

ABSTRACT. The article discusses the modern patterns of ethnic leadership and project activities of the indigenous peoples of the Taymyr Dolgano-Nenetsky Region. As the Ethno-Expedition in Taymyr (April-May 2021) has observed, ethnicity often manifests itself in personal creative initiatives. The research included interviews, questionnaires, participant observation and cyber monitoring, which have revealed the connection between ethnicity and the reference persons. The Taymyr indigenous population's modes of leadership involve all the basic sectors of life — from international politics and social movements to managing economic activities and initiatives aimed at preservation and revival of traditional cultures. Positioning the interests of the indigenous population, ethnic elites attempt to control territories and resources, and participate in the development of economic and humanitarian strategies of the region. To a different extent, the attempts of the representatives of the indigenous people to mobilize their ethnic potential become mutually beneficial. The thematics of ethnic projects reveal the leading part of the appear to be are in direct relationship with the activism of their ethnic elites and ethnop-olitical and ethnocultural projects they generate.

KEYWORDS: Taymyr, small FOR CITATION: Perevalova E. V.,

indigenous peoples, ethnic leaders, ethnic Kisser T. S. Taymyr: Ethnoprojects and projects, ethnicity, tourism, heritage Leaders. Etnografia. 2021. 2 (12): 166-193. doi

10.31250/2618-8600-2021-2(12)-166-193 (In Russ.).

Пять коренных малочисленных народов Севера — долганы, ненцы, нганасаны, эвенки, энцы — составляют почти треть (30%) населения Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Каждый из них обладает своей самобытностью, этнической культурой, своим набором традиций и ценностей. «Титульным» народам Таймыра (долганам и ненцам) свойственны высокий уровень персональной активности, конкурентность и амбициозность. По нашим наблюдениям в ходе этноэкспер-тизы на Таймыре в 2021 г. (рук. А. В. Головнёв), едва ли не главную роль в самореализации как отдельных людей, так и социокультурных сообществ сегодня играют проекты (этнопроекты). Люди разных возрастов и профессий уже освоили технологии запуска проектов и продвижения инициатив.

Понятие «этнопроект» используется нами для обозначения персонально мотивированной инициативы, направленной на активацию этнич-ности (Головнёв, Перевалова, Белоруссова, Киссер 2016; Головнёв, Киссер 2021; Головнёв 2021). Внимание к личности инициатора-лидера играет ключевую роль, и в рассмотрении этнопроекта удобен метод «крупного плана» (Головнёв 2010). В нашем подходе традиционалистский взгляд на естество этничности сочетается с конструктивистским инструментарием.

Среди этнопроектов в самом общем виде различаются этнополитиче-ские и этнокультурные, хотя их траектории нередко пересекаются. С понятием «этнопроект» отчасти соотносимы понятия этнокультурного возрождения, ревитализации, национального движения, культурного выживания (Вакег 1999). Обычно эти явления и движения воспринимаются как данность, а их поборники рисуются либо активистами-карьеристами, либо исполнителями «этнического долга». Этничность образует еще и поле творчества, открывающее возможности персональной самореализации.

Ни в коем случае не сводя этничность к ее персонификации (олицетворению народа конкретным человеком), мы представляем примеры персонализации (проявления личной инициативы). В разных ситуациях и контекстах этнопроект может вызвать целый каскад неоднозначных социальных эффектов (иногда инициатива сохранения традиции превращается в инновацию, которая вскоре обретает облик неотрадиции). Как бы то ни было, этнопроект служит импульсом, который подпитывает, обновляет и актуализирует этничность.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Нынешнюю этническую элиту Таймыра представляют активисты из числа КМНТ депутатского корпуса, инициаторы этнокультурных проектов и выросшие в постсоветское время менеджеры широкого профиля. Многие из них интегрируют общественную деятельность с персональным бизнесом и/или ведением общинно-фермерского хозяйства. Естественную

Рис. 1. Квинтет народов. Изображение пяти коренных малочисленных народов Таймыра

(долганы, ненцы, нгансаны, энцы, эвенки) на доме по ул. Матросова. Дудинка, 2021. Фото Т. С. Киссер

Fig. 1. The quintet of peoples. Drawing of the five small indigenous peoples of Taymyr (the

Dolgan, Nenets, Nganasan, Enets, and Evenk) on a house on Matrosova Street. Dudinka, 2021. Photo by T. Kisser

конкурентность создает то самое «этническое богатство» Таймыра, которое выражается в символике «квинтета коренных народов»: легко представить, насколько сложны взаимоотношения между этническими лидерами, тем более выдвижение лидеров общерегионального уровня, устраивающих всех коренных жителей Таймыра (психологически в таких случаях часто срабатывает принцип отторжения чужого успешного лидера, какими бы замечательными качествами он ни обладал).

Сергей Анатольевич Сизоненко, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ по правовым вопросам, глава межрегиональной организации «КМНСОЮЗ», депутат Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, председатель Комиссии по вопросам содействия прав КМНС и защите прав граждан, предприниматель.

Сергей Анатольевич в шутку называет себя «ерводолганин» и не боится строить далекоидущие планы:

Мама с Хатанги, девичья фамилия Аксенова (по маминой линии были шаманы), а папа с Украины. Получается, я полукровка. «Евродолганин» меня называют некоторые, потому что я хочу современные технологии внедрить в культуру коренных народов. Несмотря на то что я долганин, четыре раза депутат среди ненцев. Меня ненцы признают за своего. Ненцы и эвенки, которые против меня выдвигались, — все мне проиграли на этой ненецкой земле. Хотя как-то на стойбище меня отругали — сел на женскую нарту (С. А. Сизоненко, долганин; ПМА, Дудинка, 2021).

В депутатском корпусе Сизоненко с 2005 г. На «Личном сайте депутата» определена главная задача — «защищать интересы таймырцев»1, хотя депутат ассоциирует себя с Арктикой в целом.

Сейчас готовлюсь к выборам в Законодательное собрание Красноярского края, если сумею там себя проявить, буду двигаться дальше. Таймыр, конечно, не буду бросать. Администрация Президента за мной закрепила технологов. Пока я не сумел выйти на Госдуму, чуть не хватило опыта. Но я все равно буду депутатом Государственной Думы и стану членом Совета Федерации. Я являюсь членом Арктического совета, дважды выступал в ООН. Я себя ассоциирую с Арктикой, хочу войти в тридцатку самых влиятельных людей Арктики (С. А. Сизоненко, долганин; ПМА, Дудинка, 2021).

Его интересы распространяются на многие сферы: от рекультивации тундры промышленными компаниями до производства лекарств из ягеля, от «экспансии» на Таймыр ямальских оленеводов до вкусовых качеств

1 Личный сайт депутата С. А. Сизоненко. URL: http://sizonenko.ru (дата обращения: 10.06.2021).

Рис. 2. Сергей Анатольевич Сизоненко, долганин, депутат, предприниматель, вице-президент

АКМНС и ДВ. Дудинка, 2021. Фото Т. С. Киссер Fig. 2. Sergey Sizonenko, a Dolgan, deputy, businessman and the Vice-President of the AKMNS

and DV. Dudinka, 2021. Photo by T. Kisser оленьего мяса и возможности его закупки для школ, больниц и предприятий региона вместо вывоза за границу2.

Выступая на Красноярском экономическом форуме, Сизоненко заострил внимание на том, что сохранение исконной среды обитания и устойчивое развитие коренных народов «зависит от качественного взаимодействия и общих усилий правительств страны, регионов и промышленных компаний». Предусмотренная в Федеральном законе возможность создания советов коренных малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов РФ дает право выступать одной из сторон в соглашении о возмещении убытков. Такой совет из числа представителей коренных народов «с реальным кругом полномочий» как площадку для диалога с властью и промышленными компаниями и инструмент работы действующих региональных и местных ассоциаций, полагает Сизоненко, следует создать в Красноярском крае3.

На Таймыре зарегистрировано шестьдесят семейных (родовых) общин КМНС, две территориально-соседские общины КМНС, одна

2 Люди Дудинки: две беседы на актуальные темы // Go Arctic. URL: https://goarctic.ru/society/lyudi-dudinki-dve-besedy-na-aktualnye-temy/ (дата обращения: 20.05.2021).

3 Сергей Сизоненко: «Необходимо дать общинам все возможные инструменты господдержки!» // Таймырский телеграф. URL: www.ttelegraf.ru/news/sergej-sizonenko-neobhodimo-dat-obshhinam-vse-vozmozhnye-instrumenty-gospodderzhki/ (дата обращения: 20.05.2021).

Рис. 3. Балки. Стойбище «Тыяха». 2021. Фото Т. С. Киссер Fig. 3. Baloks. "Tyiakha" camping ground. 2021. Photo by T. Kisser

семейно-родовая община КМНС, одна община коренных малочисленных народов и одна семейная община ненцев4. Одна из основных идей Сизоненко — сделать общины «резидентами Арктики», чтобы они могли развивать туристическую сферу Таймыра, войти в перечень предприятий Министерства сельского хозяйства и заниматься сельскохозяйственной деятельностью, в том числе оленеводством, чтобы недропользователи с ними считались (тут необходимы изменения в федеральном законодательстве, разработка «кодекса недропользователей»).

Я понимаю, что если я буду один, то меня поломают. Щукин больше такой жесткач, в таком духе. Я больше дипломат, у меня государственный подход. Халява — плохая вещь, партнерство — это идеально (С. А. Сизоненко, долганин; ПМА, Дудинка, 2021).

Год назад Сизоненко создал ненецкое этностойбище «Тыяха» (по названию семейно-родовой общины, в переводе с ненецкого «оленья река»), ставшее популярным туристическим объектом. Стойбище находится примерно в 30 км от Дудинки, но регулярно меняет расположение, так как хозяева его — настоящие, действующие оленеводы (в их стаде

4 Единый государственный реестр регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Приложение к письму Управления Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю от 8 июня 2020 г. № 24/03-3246/5233.

Рис. 4. Дети оленеводов. Стойбище «Тыяха». 2021. Фото Т. С. Киссер

Fig. 4. Reindeer herders' children. "Tyiakha" camping ground. 2021. Photo by T. Kisser

около 500 оленей) — семья Яроцких с двумя детьми. Это один из первых на Таймыре этнотуристических проектов с участием коренного населения (оленеводы, как и водитель, сопровождающий туристов до стойбища, получают заработок с каждого гостя). Этностойбище «Тыяха» — не какой-то организованный под конкретную группу интерактив, а часть реальной жизни оленеводов. С одной стороны, «оленеводы не наряжаются специально для гостей», с другой стороны, есть в их жизни ситуации, когда приходится подстраиваться под туристов. Например, летом они меняют маршрут движения и останавливаются максимально близко к месту, куда прибывает корабль с туристами:

Летом корабли подходят к берегу реки Енисея, а оленеводы по моей просьбе из тундры подходят прямо к берегу реки под туристов (С. А. Сизоненко, долганин; ПМА, Дудинка, 2021).

Путешествие на стойбище позволяет туристами соприкоснуться с тундрой и оленем, познакомиться с традиционным образом жизни коренного населения. Благодаря грамотному менеджменту подобные туристские комплексы становятся показательными площадками для журналистов и блогеров. В ноябре 2020 г. Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики при поддержке Агентства развития Норильска организовало инфотур. Блогеров провели по наиболее интересным маршрутам для зимнего туризма, среди прочего они побывали и на стойбище «Тыяха». Блогеры активно публиковали свои впечатления на страницах Instagram:

Они реально так живут? Быть такого не может, такого уже нет в наше время. Это одни из частых ответов на мои сторис из стойбища оленеводов, которые я публиковал во время недавней поездки на Таймыр. Здесь у людей нет уютных квартир с подземным паркингом и умным домом, но у них в чуме или балке тепло даже при -30, чай всегда горячий, а кусок вареной оленины вкуснее, чем стейк от шеф-повара в модном ресторане. Некоторые из них долларовые миллионеры, если пересчитать стадо в деньги, но они не распродают его, чтобы купить Гелик, вставить сиськи и улететь тусить в Майами. Они точно знают, где в 500-х км под снегом в тундре оставили нарты со шкурами и припасами, и безошибочно найдут это место, но гарантированно потеряются в московском метро. Для них посудомоечная машина, ипотека и зимняя омывайка в машину — точно такое же непонятное и странное, как для городских жить посреди тундры. И кто решил, как именно жить нормально или не нормально? Просто у каждого свое — это нормально (С. Анашкевич)5.

5 Сергей Анашкевич. Официальная страница в Instagram. URL: www.instagram.com/p/CHz41p5DA MB/?igshid=1gq5cey0xjoj5 (дата обращения: 10.06.2021).

Конечно, подобные туры сказываются на имидже и популяризации этнокультурного наследия региона. В комментариях к постам у блогеров сотни реакций и сообщений, множество желающих приехать на Таймыр и увидеть жизнь оленеводов. С одной стороны, подобные практики безусловно работают на интерес потребителя, с другой — жизнь в тундре непредсказуема, так что туристы не всегда могут получить тот продукт, на который рассчитывают:

Лезть с туризмом в жизнь оленевода не надо, есть для этого музей, который с удовольствием встретит туриста и отработает на пять с плюсом. Однажды у Сизоненко с одним оленеводом получилась ситуация, что он опоздал: оленеводов нет, оленей нет, туристы развернулись и уехали, выставили штрафные санкции. Ведь жизнь оленевода в какой-то степени не предсказуема, собака может что-нибудь чудить или потерялась, оленей не удалось быстро собрать. Олени не могут, как автобус, по времени подходить. Кроме того, стадо вынуждено крутиться постоянно на одном пятачке, чтобы туристу было удобно приехать. Стадо крутится на месте, олень не прирастает. Я считаю, что[,] если хотите вы быт оленевода показать, делайте как в Финляндии, там показушный быт. Наши женщины-тундровички иногда даже людей стесняются посторонних (ПМА, ненцы, Дудинка, 2021).

Григорий Иванович Дюкарев, ненец, председатель местной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края» (далее — АКМНТ). Совсем недавно Г. И. Дюкарев приглашен на работу в Дом народов России (Москва).

Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края работает в тесной связи с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока российской Федерации (АКМНСС и ДВ РФ; RAIPON), являясь его структурным подразделением. В формате ассоциации у ее лидеров появилась возможность действовать в сообществе с лидерами других общественных движений Арктического региона и выйти на международную арену. После аварии, случившейся на ТЭЦ-3 ПАО ГМК «Норильский никель», Дюкарев, наряду с другими этническими лидерами, взял на себя ответственность за отстаивание прав коренного населения Таймыра, теряющего «воду, земли, животный мир, рыбные ресурсы и возможность обеспечить свои семьи минимальным доходом».

Эта авария — огромный урон хозяйству. Рядом находится нерестовая река, а наши народы выезжают туда рыбачить. Вообще река — наша кормилица,

это... как для вас супермаркет. В городе можно сходить в магазин, а у нас тундра. И если река загрязнена — рыбы больше не будет6.

25 сентября 2020 r. в Москве было подписано четырехстороннее соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между российской общественной организацией «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (президент Г. П. Ледков), региональной Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Красноярского края (президент А. И. Гаюльский), местной общественной организацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края» (председатель Г. И. Дюкарев) и публичным акционерным обществом «Горно-металлургическая компания "Норильский никель"» (А. М. Грачёв). Соглашение направлено на выработку форм взаимодействия и сотрудничества7. Оно включает развернутый «Список мероприятий по оказанию содействия социально-экономическому развитию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края на 2020-2024 гг.» (42 пункта)8. Предложенный и утвержденный «Список мероприятий» оформился в «Программу мероприятий по оказанию содействия ПАК ГМК "Норильский никель" социально-экономическому развитию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края на 2020-2024 гг.» , на которую «Норникель» выделяет 2 млрд руб.9 Руководство кампании рассматривает программу как «системную основу» для прямого диалога с коренным населением Таймыра. Для реализации поставленных задач общин коренных малочисленных народов при старшем президенте ПАО «ГМК "Норильский никель"» Н. Н. Уткине был создан Координационный совет общин коренных малочисленных народов.

Российские лидеры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНС и ДВ РФ) считают, что опыт Таймыра, пусть и вынужденный и пока еще находящийся на начальной стадии реализации, следует учесть и использовать в отношении наступающих на территорию Арктики нефтедобывающих и других промышленных компаний. Именно с этой позиции оценивал данный документ президент

6 «Для нас река — кормилица». Кто пострадает из-за катастрофы на Таймыре // Greenpeace. URL: https://greenpeace.ru/stories/2020/06/16/dlja-nas-reka-kormilica-kto-postradaet-iz-za-katastrofy-na-tajmyre/ (дата обращения: 10.06.2021).

7 Благодарим общественную организация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края» за возможность ознакомиться с оригиналом документа.

8 Приложение 1 к Соглашению от 25.09.2020 г.

9 Подробнее о программе см.: www.nornickel.ru/upload/iblock/804/Program_ru.pdf; nornikel_ obyavlyaet_o_kompleksnom_plane_podderzhki_korennykh_narodov_taymyra_full.pdf (дата обращения: 25.05.2021).

Рис. 5. Пресс-конференция на Таймыре. Норильск, февраль 2021 г. Слева направо:

А. А. Никифорова (Председатель Дудинской ассоциации коренных малочисленных народов красноярского края), Г. И. Дюкарев (Председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края), А. В. Головнёв

Fig. 5. Press conference in Taymyr. Norilsk, February 2021. From left to right: Anfisa Nikiforova (Chair of the Dudinka Association of the Small Indigenous Peoples of the Krasnoiarsky Krai), Grigoriy Dyukarev (Chair of the Association of the Small Indigenous Peoples of Taymyr), Andrei Golovnev

российской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» Г. П. Ледков: «Соглашение может служить примером для других компаний, поскольку оно подчеркивает, как важно сохранять среду обитания коренных народов и защищать наши ценности и традиции»10.

Команда Дюкарева, несмотря на серьезную критику, ориентирована на эффективное взаимодействие с «комбинатом» (то есть «Норникелем»), считая необходимым призвать компанию к экологической и социальной ответственности. В одном из своих интервью Дюкарев сказал: «Стандарты взаимодействия власти и бизнеса с исконными жителями территорий, где идет промышленное освоение земель, из Северной Америки, Канады, Европы и Скандинавии перекочевали в нашу страну». В этих условиях необходимо «обозначить ответственность компаний, дать возможность коренным рассчитывать на улучшение своей жизни — и в жизни,

10 «Норникель» объявляет о комплексном плане поддержки коренных народов Таймыра. URL: www. nornickel.ru/news-and-media/press-releases-and-news/nornikel-obyavlyaet-o-kompleksnom-plane-podderzhki-korennykh-narodov-taymyra/ (дата обращения: 25.05.2021).

и в хозяйстве — хорошая международная практика»11. Дюкарев — сторонник выработки правил проживания в Арктике, предусматривающих партнерство коренного населения и промышленных компаний:

Мы стоим на пороге больших промышленных разработок. К нам идут «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Лукойл». Кто такие социально ответственные компании? Это те компании, которые участвуют в жизни коренных малочисленных народов, как это делает «Норникель». Должен быть активный диалог, активное взаимодействие12.

Главная сегодняшняя забота Дюкарева — «устойчивое развитие северных этносов». Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края выступила инициатором и заказчиком обширных научных исследований и организации ряда этнологических экспертиз силами крупнейших научных институтов РФ. Финансирование исследований взял на себя «Норникель»13. Пять коренных народов — долганы, ненцы, энцы, нганасаны и эвенки,— как это было еще в 1920-1930-х гг. (Туруханская экспедиция, экспедиции МАЭ РАН), станут соучастниками этих исследований. Как считает Дюкарев, «любой проект или инициативы должны подвергаться тщательному научному анализу»14.

Не все местные активисты разделяют его точку зрения, считая, что наука отнимает реальные деньги у коренных народов, нуждающихся в материальной поддержке:

...если оленеводство хотим восстанавливать, то какие-то институты опять приедут, будут что-то исследовать. Польза нужна конкретная, а вы деньги использовали, офисы открыли. А я в «Мукустуре» сижу без единого камуса, где развитие мастерских? Мы вообще-то хотели, чтобы мы развивались, а получилось, что мы ученый свет развиваем. Все говорят, что для коренных, но это все только «бла-бла-бла», фестиваль или танцы-пляски бесконечные. (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).

11 Григорий Дюкарев: «Учитывать традиционные особенности коренных — хорошая мировая практика» // Таймырский телеграф. URL: www.ttelegraf.ru/news/grigorij-dyukarev-uchityvat-tradiczionnye-osobennosti-korennyh-horoshaya-mirovaya-praktika/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_ referrer=https0/o3A0/o2F0/o2Fyandex.ru0/o2Fnews0/o2Fsearch0/o3Ftext0/o3D (дата обращения: 10.06.2021).

12 Григорий Дюкарев: «Мы на этапе создания правил проживания в Арктике» // Таймырский телеграф. URL: www.ttelegraf.ru/news/grigorij-dyukarev-my-na-etape-sozdaniya-pravil-prozhivaniya-v-arktike/ (дата обращения: 10.06.2021).

13 Григорий Дюкарев: «Наше сотрудничество с «Норникелем» началось в 30-х годах прошлого века» // Таймырский телеграф.

14 Там же.

У АКМНТ довольно сильная оппозиция, считающая, что ассоциация выросла и окрепла исключительно за счет тесных отношений с «Норникелем» и поддержки АКМНСС и ДВ РФ.

[В Ассоциации КМНТ] хотят, чтобы и комбинат [Норникель], и Роснефть через них с коренными работали. А мы — оппозиция. Ассоциацию КМНТ раньше никогда всерьез не воспринимал, чисто так — танцы с бубнами и все. Сейчас ее поддерживает комбинат, им выделяют грант по 7 млн рублей. В последнее время она — рычаг комбината. На международной арене тоже она выступает (ПМА, ненцы, Дудинка, 2021).

Геннадий Кириллович Щукин, долганин, депутат, президент местной Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края (далее — АОО КМНТ), предприниматель.

Одни считают Г. К. Щукина истинным защитником прав коренных малочисленных народов на международном, федеральном и региональном уровнях, а другие — пособником Запада. Он инициатор создания пяти этнических союзов («Союз долган», «Союз ненцев», «Союз энцев», «Союз эвенков», «Союз нганасан») и объединения их в Ассоциацию общественных объединений коренных малочисленных народов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, а также председатель самой многочисленной семейно-родовой общины Таймыра.

Самым удачным своим проектом считаю создание общин, союзов и Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов севера Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Когда субъект ликвидировался, наша Ассоциация стояла на распутье: как быть? Создавалась новая Конституция Красноярского края, а в ней ни слова о коренных народах. Тогда мы создали союзы: Союз долган, Союз ненцев, нганасан, эвенков, энцев — пять этносов. Искал инициативных людей. Затем все союзы объединись в одну ассоциацию, где меня избрали президентом. Сейчас в Ассоциацию входят четыре союза и 110 общин — это весь Таймыр <...>. Правда, Союз ненцев распался — ликвидировали. Управление у них такое попалось — клановые интересы, единства нет (Г. К. Щукин, долганин; ПМА, Дудинка, 2021).

Ассоциация общественных объединений коренных малочисленных народов Таймыра (Щукин) выступает главным оппонентом Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра (Дюкарев). Представители АОО КМНТ считают, что руководители АКМНТ превратились в функционеров, занимающих высокие посты во властных структурах региона, тесно связанных с «Норникелем» (этнономенклатура), а членство

в ассоциации становится необходимым для получения различных благ (зарплат, субсидий, льгот и т. д.). Деятельность АКМН рассматривается ими как способ мобилизации этнического ресурса в борьбе за власть и природно-экономические ресурсы. В свою очередь, АКМНТ считает, что часто используемые «оппозиционной» АОО КМНТ и ее руководителем Г. Щукиным апелляции к зарубежным образцам и международному сообществу — не лучшее средство реального решения таймырских проблем; более того, это создает угрозу обострения внутрирегиональных конфликтов. Затянувшееся противостояние между таймырскими ассоциациями и клановая борьба внутри союзов создают порой басенную ситуацию — лебедь, рак и щука — и ни в коей мере не способствуют единению народов Таймыра.

Ничего не пойму я, короче — у нас разброд. Я уже вышла из этих всех ассоциаций. И из чатов вышла, нет сил никаких слушать... Избитые фразы —

вот «поддержание жизнедеятельности коренных малочисленных народов»

(ПМА, долганы, Норильск, 2021).

В 2019 г. Конституционный суд впервые в истории России проводил слушания по делу о нарушении прав коренных малочисленных народов Севера. Президент Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, глава долганской общины Г. К. Щукин обжаловал ст. 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов». Статья регулирует правила свободной (без разрешений) охоты в целях «ведения традиционного образа жизни» населением и общинами КМН, для которых «охота является основой существования» и дает возможность добывать зверя в пределах установленных в регионе квот для личного потребления или продажи (в этом случае 8 голов оленя на человека в год). Разбирательство по этому делу тянулось несколько лет, уголовное дело против четырех таймырских общин («Кюн таксара» (Восход), «Старый Авам», «Амяксин» (Медведь) и «Батайка») было возбуждено еще в 2014 г. Суть проблемы состояла в возможности делегирования прав добычи оленя охотникам другими членами общины, распространения квот на детей, а также на КМН, не ведущих традиционный образ жизни. Конституционный суд принял решение в пользу общин15.

15 Таймырские охотники хотят жить по законам тундры // Коммерсантъ. URL: www.kommersant. ru/doc/3946256 (дата обращения: 10.06.2021); Конституционный суд Российской Федерации. URL: www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3482 (дата обращения: 10.06.2021); Конституционный суд постановил пресечь нарушения прав КМНС на охоту. URL: www.youtube. com/watch?v=bYKFR2aBsBY (дата обращения: 10.06.2021).

Рис. 6. Геннадий Кириллович Щукин, долганин, депутат, президент Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера ТДНМР Красноярского края. Дудинка, 2021. Фото Т. С. Киссер Fig. 6. Gennady Shchukin, a Dolgan, deputy and the President of the Association of the Social Organizations of the Small Indigenous Peoples of the North of the TDNMP of the Krasnoiarsky Krai. Dudinka, 2021. Photo by T. Kisser

В Питере я надел национальную одежду, перед этим видел сон — мама давала унтайки свои национальные. Я понял, что надо ехать в национальной одежде. Хотел-то по-европейски, с галстуком, чтобы видели, что абориген бог знает из какой-то тундры и вдруг в европейской одежде, это же классно смотрится — галстук! Отгладил все, приготовил, ботинки прям светились. Буквально через два дня лететь, а во сне мне мама унтайки подает. Проснулся, понял, что лучше ехать в национальной одежде. Так и выступал (Г. К. Щукин, долганин; ПМА, Дудинка, 2021).

К Щукину и к его методам относятся по-разному:

Щукин поднял и реально раскачал тему разлива... Фигура одиозная и сильная. Поднимает эту тему на международном уровне (написал Илону Маску). Фигура стильная и необычная, любит территорию, но партнеры его находятся за границей и пытаются вывернуть все на свою сторону. Но мы должны решать свои вопросы внутри страны, пусть они там решают у себя. Но ему респект большой и уважение, он выиграл Конституционный суд. Он действительно один выиграл суд по традиционному праву на отстрел оленя. В общем Щукин — это определенный нонсенс (ПМА, долганы, Дудинка, 2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Энергии и силы духа Щукину не занимать, у него свой взгляд на любой вопрос, он генератор многих идей и проектов. Идти напролом ему помогает смесь амбициозности с уверенностью в прочности своих корней:

Сила долганского народа в единении. Долганы — национальность не закрытая, они самодостаточные, мобильные, они могут любой народ принять-обогреть... Ну, скажем так, дружелюбная национальность. Народ в большинстве своем принял христианство, но и шаманы у нас тоже есть. Я вот некрещеный, поэтому у меня на шее спереди клык медведя, а сзади — клык волка. Медведь — символ охраны территории, чужих не пускает, а волк — это нападающий, если на него нападают, встречает и дерется. Я охраняю свою территорию (ПМА, Г. К. Щукин, долганин, Дудинка, 2021).

Сегодня ситуация на Таймыре во многом зависит от согласованных действий ассоциаций16 и союзов коренных народов. Условно говоря,

16 Помимо АКМНТ и АОО КМНТ, объединяющей местные общественные организации «Союз долган» (председатель Г. К. Щукин), «Союз энцев» (председатель В. Н. Пальчин), «Союз эвенков» (председатель И. А. Яроцкая), «Союз нганасан» (председатель А. Н. Чунанчар), на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района действуют местные общественные организации «Дудинская ассоциация коренных малочисленных народов Красноярского края» (председатель А. Ал. Никифорова) и «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера сельского поселения Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края» (председатель А. И. Бетту).

добейся они снятия разделяющих их противоречий (хотя бы по принципиальным вопросам), никакая корпорация не смогла бы устоять под их совместным напором. И наоборот, именно в разноголосице среди ассоциаций находятся лазейки для осуществления другими действующими лицами своих замыслов и проектов.

ПАЛИТРА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

В тематике этнопроектов обнаруживается ведущая роль сообществ и общественных событий этнокультурной направленности. В ответах на вопрос «Какие Вы знаете проекты по сохранению и развитию традиционной культуры вашего народа (музеи, фольклорные ансамбли, праздники)?» участники нашего веб-анкетирования (100 чел.) чаще всего называли «творческие коллективы» (61%) и «праздники и фестивали» (54%); несколько меньше — «проекты Норникеля»17 (26%) и «музейные проекты и центры творчества» (14%); остальные распределились на крайние полярные позиции: «много проектов» (12%) и «никакие» (4%). Среди праздников и фестивалей чаще всего называют календарные этнические и региональные праздники — День оленевода и День рыбака, День коренных народов, День Таймыра, Международный день родного языка, а также ставшие популярными этнофестивали «Большой аргиш», «Строганина Таймыра», «Притяжение Таймыра», «Промысловик». Творческие коллективы, как правило, представляют собой фольклорно-танцевальные ансамбли и носят этнические названия — ансамбль «Хэйро», этнофольк-лорные группы «Юктэ» (эвенки), «Юргель» (долганы), «Татуй» (энцы), «Хэндир» (нганасаны), «Дентадиэ» (нганасаны), «Алгыс» (долганы), ансамбль «Таймыр», детская студия «Олонхо», трио «Сулускан», долганский хор «Арадуой» (Дудинка), долганский хор «Дёрээн» (Хатанга), ансамбль «Харп» (Караул) и др. Невысокая частота упоминаний музеев в ответах на этот вопрос связана с тем, что далеко не все считают музей «проектом»; в отличие от происходящих раз в год праздников и фестивалей, он представляется рутиной повседневности.

Изобилие этнокультурных проектов и мероприятий нередко ведет к девальвации этнокультурных ценностей и обусловливает отношение к ним как к фикции:

Проектов нет, есть сублимации в создании этнопарка в г. Дудинка, еще строится объект возле магазина «Таймыр», фольклорные праздники и особенно День коренных стали шутовскими представлениями на потеху

17 ГМК «Норильский никель» вносит существенный вклад в развитие проектной деятельности на Таймыре, выступая главным генератором и организатором (спонсором) этого направления: с 2013 г. действует благотворительная программа «Мир новых возможностей», в 2020 г. стартовали грантовая программа «Мир Таймыра» и проект «Студенты Таймыра».

чиновникам и далекой публики. День оленевода, День рыбака превратились в галочку в строчке «защита исконной среды обитания КМНТ» для управления по делам КМНТ администрации Таймырского района (по данным анкетирования).

Многие этонопроекты сегодня ориентированы на развитие туризма. Поскольку предполагается, что туризм станет одной из ключевых отраслей экономики арктических регионов РФ, даст возможность оживить малый и средний бизнес среди северян, так как мировая мода на эксклюзивный турпродукт с романтикой Севера, уникальной нетронутой природой и самобытной культурой коренных народов растет. Этническая культура предлагает свой ракурс для создания турпродукта. Важно учитывать, что туризм, в том числе этнопознавательный, следует развивать исходя не только из зарубежных образцов, но и из внутренних ресурсов, этики, потребностей, возможностей (Перевалова 2019: 271, 274). Развивающаяся таймырская туриндустрия уже имеет некоторые традиции и опорные базы. Этнический кластер включен в туристическую сеть пока еще довольно слабо. В основном это действующие музеи и принимающие туристов стойбища коренных малочисленных народов Севера.

Таймырский Дом народного творчества (далее — ТДНТ) — один из генераторов этнокультурных проектов на Таймыре. Вся деятельность учреждения подчинена основной миссии центра — «сохранению культуры коренных народов в ее первоначальном виде» (директор Л. Ю. Попова). В ТДНТ ведется работа по сбору и изучению фольклора, декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Эту деятельность реализуют многочисленные творческие коллективы и этно-фольклорные группы, которые сами по себе являются этнопроектами18.

В деятельности ТДНТ также есть направление, которое связано с оказанием этноуслуг за деньги. Особенно популярны обряд посвящения в таймырцы (от 3 000 до 5 000 руб., к основной стоимости добавляется цена сертификата и амулета из рога оленя) и свадебный обряд (от 5 450 до 7 000 руб.); можно также поучаствовать в дегустации северных блюд (500 руб. за улюктэ, юколу, балык, хлеб, чай, конфеты и сушки) или погостевать в чуме (3 000 руб. — проведение национальных обрядов, игр, исполнение фольклора, игра на народных музыкальных инструментах). На сайте учреждения размещена реклама обряда «Таймырская свадьба» в «национальных костюмах» и в «теплых, уютных чумах» в соответствии «с обычаями земли Таймырской, в окружении оригинальных экспонатов и винтажных предметов с вручением свадебных оберегов, обещающих защищать благополучие новой семьи19.

18 Таймырский дом народного творчества. URL: www.tdnt.org/about.php (дата обращения: 01.04.2021).

19 Таймырская свадьба. Официальный сайт ТДНТ. URL: www.tdnt.org/marry.php (дата обращения: 01.04.2021).

Рис. 7. Этностойбище «Таймырская ойкумена». Дудинка, 2021. Фото Т.С. Киссер Fig. 7. "Taymyr Oecumene" ethnic camping ground. Dudinka, 2021. Photo by T. Kisser

Сегодня ТДНТ стал центром проектной культурной жизни Таймыра, здесь жители собираются на праздники, здесь собраны и продолжают накапливаться знания о коренных народах Таймыра. На качестве реализуемых проектов и инициатив сказывается как фрагментарность сохранения культур народов Таймыра, так и недостаток научных знаний и исследований. В потоке коммерциализации из священных обрядов рождаются зрелищные аттракционы, из утвари — сувениры, из фольклора — шоу, из обычаев гостеприимства — менеджмент приема посетителей. Представители коренного населения отмечают, что стараются из традиционной культуры сделать продукт, который мог бы приносить прибыль.

В 2017 г. в ТДНК появился художественно-этнографический комплекс «Таймырская ойкумена» (или, как говорят коренные, «Главный чум»20). Идея его создания у сотрудников ТННК вызревала давно. В своем здании им не хватало места, их деятельность имела разные формы, в том числе интерактивные, с проведением мероприятий на выезде: «То мы в тундру чум возили, то мы здесь чум ставим, у нас была большая потребность в этом». У ТДНТ было место под стойбище, но для создания комплекса и его охраны нужен был забор: «Если мы хотим какое-то стойбище, настоящее этническое, нужен был сначала забор. Уже и проект был, я его представляла, думала, что хорошо бы каждой хозяйке дать возможность создать свой чум, но нужен забор», — вспоминает идейный вдохновитель проекта Любовь Попова. На помощь пришел «Норильский никель», выделивший 3 млн руб. на забор в июне 2017 г. с условием, что комплекс будет открыт к сентябрю на юбилей города.

В структуре этностойбища прослеживается идея «квинтета народов Таймыра»: оно включает пять «чумов», и у каждого свой хозяин: долганский чум — В. И. Батагай, ненецкий — А. П. Яроцкая, энецкий — З. Н. Болина, эвенкийский — Т. В. Болина, нганасанский — А. Н. Чунанчар. Между хозяевами чумов заметна конкуренция: «ой, у той грязно» или «ой, а что это новое она принесла в чум, мне тоже надо обновить»; «вроде чумы все одинаковые, но внутри все разные, каждый оформлен по-своему, из дома несут одежду, какие-то шкуры-постели, одеяла» (ПМА, русские, Дудинка, 2021).

«Таймырская ойкумена», по мнению создателей комплекса, является своего рода «местом силы», потому что на базе стойбища происходит много событий. У каждого народа — свой чум, где проводится работа

20 Практика установки чума по конкретному поводу (событие или конкретный заказ вроде приезда туристов, журналистов, ученых) вошла в обиход таймырской столицы давно. Изначально это были этностойбища, которые ставили в частном порядке городские и поселковые жители в выходные дни или праздники, чтобы отдохнуть в них, устроить досуг. Сейчас такие стойбища регулярно ставят на праздники — День коренных народов и Большой Аргиш. В городской черте Дудинки построены два стационарных этностойбища и строится этнопарк.

с детьми кочевников, а женщины стараются воссоздать атмосферу тундры. Например, ненецкие дети с хозяйкой чумой Анной Яроцкой жарят лепешки, шьют; «еще чумов не было, был только балок, девочка лепешку переворачивает и говорит: "Как хорошо" и так показывает в окно, дескать, "еще бы эти дома убрать отсюда"» (ПМА, русские, Дудинка, 2021). Такая деятельность стала поводом к рождению проекта «Школа тундровика»:

Именно дети кочевников к нам приходят, занимаются языками. Мы не учим, мы не образовательное учреждение, но интерактивно можем какие-то навыки языковые давать. У нас же есть носители культуры, носители языка, и они очень грамотно и интересно это делают. Долганы более фундаментально подходят, они везде повесят карточки: шапка, шест, чайник, и дети-долганы должны произносить. (ПМА, русские, Дудинка, 2021).

В целом художественно-этнографический комплекс «Таймырская ойкумена» — пример трансформации традиции и адаптации традиционной культуры к современным реалиям. Он ориентирован не на представителей коренных народов, а на массового потребителя. «Чистой» традиции в этом проекте немного: строились чумы и балки без соблюдения традиционных технологий, кое-что сшито местными мастерицами, кое-что из аутентичных вещей принесено из дома. Василий Батагай отмечает, что при создании его чума вместо меховых нюков использовалась специальная ткань (похожая на брезент): «.если делать нюки, то их нужно постоянно просушивать, а чум в любое время должен быть открыт для посетителей» (ПМА, долганы, Дудинка, 2021). В каждый чум и балок подается электроэнергия, здесь много новодельных вещей, которые создают этноантураж, — эти элементы современной жизни введены для комфорта посетителя. По словам В. Батагая, чумы оформлены так, чтобы эргономика позволяла разумно использовать пространство, и в этом хозяину-долганину помогает режиссер: «.чум должен быть функциональным для обрядов, туристов, посетителей, чтобы удобно было работать; здесь не только я продумываю эти детали, но и режиссер, которого мы приглашаем, мы говорим, что хотим, а он подсказывает, как лучше сделать» (ПМА, Дудинка, 2021).

Тем не менее этностойбище «за забором» стало центральным местом жизни города Дудинка и всего Таймырского района, своего рода музеем под открытым небом с ориентацией на популяризацию культуры коренных народов. Посетители чумов оставляют свои отзывы в открытых источниках, и практически все они положительные:

Полное погружение в культуру коренных народов Таймыра, замечательная коллекция резной кости, обряды, выставки, сувениры Таймыра, коллекция кожаных картин Бориса Молчанова. Это и многое другое можно увидеть

в ТДНТ. А еще посетить традиционные чумы: долганский, нганасанский, ненецкий, а также берестяной энецкий.

Главный чум Таймыра — это сокровищница культуры коренных народов Таймыра. Хранитель древней истории пяти народов, передаваемой через многие поколения.

Городской центр народного творчества г. Дудинка (далее — ГЦНТ) — еще один очаг генерирования этнопроектов. Создан он в 1991 г. как городской методический центр, а 14 апреля 1994 г. приобрел статус ГЦНТ21. Основная идея центра состоит в объединении всех национальностей Таймыра.

Разница между нами и Таймырским домом народного творчества в основном в том, что они делают упор на культуру коренных малочисленных народов Таймыра. В нашем центре 12 клубных формирований и все разные национальности. Нас негласно называют «Дом дружбы», у нас здесь есть и киргизы, и украинцы, и алтайцы, ну, соответственно, ненцы, долганы, эвенки. К сожалению, нет нганасанского объединения (ПМА, русские, Дудинка, 2021).

Центр выступает организатором различных фестивалей и конкурсов народного творчества, стационарных и передвижных выставок декоративно-прикладного и изобразительного творчества в учреждениях города22. Работа центра построена как проектная благодаря грантам на сохранение и возрождение традиционной культуры, которые получает учреждение от «Норильского никеля» (проекты 2021 г. — «Поющий орнамент», «Комарик из тундры» и т. д.).

В 2017 г. на площадке перед зданием Городского центра народного творчества Дудинки был открыт этнопарк «Таймыр Моу» (нган. «Таймырская земля»). Проект реализован благодаря программе <^аше будущее — №ша ответственность» (организатор «Норильский никель»). Через торжественный портал — ворота, образующиеся из деревянных столбов Сэргэ,— гости попадают в зону, где показан самобытный уклад коренных народов. Комплекс также включает: стационарный чум-беседку; три «сюжетных столба», посвященных традиционным промыслам (оленеводство, рыбодобыча, охота); пять «столбов» о происхождении народов (долганы, ненцы, нганасаны, эвенки, энцы); пять флагов коренных народов; балок и три чума (долганский, ненецкий, нганасанский); памятный

21 Городской центр народного творчества г. Дудинка. URL: https://gcnt24.ru/main/about.php (дата обращения: 01.04.2021).

22 Там же..

знак «Итыл» (свод эвенкийских заповедей), бытовую утварь и игровой реквизит23.

Комплекс включен в программу развития арктического туризма и потенциала территории Таймыра. Благодаря программе уже в 2020 г. комплекс посетили 300 туристов. Как и «Таймырская ойкумена», этнопарк ориентирован на внешнего потребителя. Создатели настаивают на аутентичности комплекса чумов, а сами представители коренных народов отмечают несоответствие их традиционному жилищу: «Чум почти в точности повторяет нганасанский, только у коренных он, как правило, просторнее, и на месте скамьи расположена кровать. Чум летний — зимой северяне живут в балках»24 (А. Эспек). Несмотря на это, комплекс «Таймыр Моу» пользуется большой популярностью как у жителей города, так и у туристов. Коренным народам (прежде всего «городским») нравится «продвигать» свою культуру. В последнее время это становится по-своему конкурентным и азартным делом: «У нас народ хочет участвовать в программах для туристов, им это нравится, они даже спорят, кто будет выступать» (ПМА, русские, Дудинка, 2021).

Этнопарки и этнические комплексы под открытым небом — одна из наиболее ярких и востребованных форм презентации региональных этно-ресурсов. Несмотря на кажущуюся искусственность, они способствуют активации этнокультурного потенциала. Во многих работают сотрудники из числа коренных северян. Уже само их присутствие придает объектам этнический колорит. Деятельность этнических музейных коллективов включает всевозможные этнопрограммы, а сами комплексы становятся местом сосредоточения (пусть даже на короткий период проведения мероприятия) традиционных знаний и опыта, аккумулятором сохранения и развития этнокультурного наследия. Наполнение музейных фондов, реконструкция объектов традиционной культуры, изготовление сувенирной продукции — одна из статей доходов коренных жителей. Вместе с тем во избежание стандартного хода — повсеместного создания реальных и виртуальных этнопоселений, этноплощадок, этнопарков — перспективна интеграция этноресурса (включая мифологию и культовые практики) в систему региональных ценностей. Одна из задач состоит в инвентаризации регионального этнического ресурса и создании базы данных с последующей концептуальной разработкой многоцелевой этнотурпро-дукции (Антипина, Зенько 2002).

Проект «Энецкая письменность», стартовавший в апреле 2018 г., направлен на создание письменности последнего бесписьменного народа

23 Туроператор по Сибири. Саянское кольцо. URL: www.sayanring.ru/guide/city/view/25/museum (дата обращения: 10.04.2021).

24 Под небом Таймыра // Заполярная правда. URL: https://gazetazp.ru/news/gorod/6536-pod-nebom-taymyira.html (дата обращения: 10.04.2021).

Арктики. Продвижение и научное руководство осуществляют «Проектный офис развития Арктики» (ПОРА) и Сибирский федеральный университет.

Сегодня общая численность энцев25, по данным переписи 2010 г., менее 300 человек26, энецким языком27 владеют около 150 человек. Как правило, носители его — люди старшего возраста. Основными языками общения для современных энцев являются русский или ненецкий. В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе сохраняются три места компактного проживания энцев, все они расположены на Енисее — это поселки Потапово, Воронцово и Тухард28. Энецким языком владеют не более двух-трех десятков человек.

Энцы, первая нация из тех, что здесь жили, мы признаем их как первых людей. Они обособленные, не приняли право, жили сами по себе. Может, это их сгубило, а может, наоборот, защитило. Они замкнутый народ. И через поколение, может быть, их уже не будет. Как национальность и как язык уже исчезнут (долганин, Г. К. Щукин).

Носителей энецкого языка осталось совсем мало. Да еще у них несколько диалектов. Роман Дегольевич, Семен, в их семье еще сохраняется язык (они оленеводы). Энецкий язык они знают, но у них свой диалект северный. В Воронцово практически нет носителей языка из энцев (ненец, Г. И. Дюкарев).

Идея создания письменности энцев принадлежит Сибирскому федеральному университету. В разработке проекта участвовали лингвисты, носители энецкого языка и традиционной культуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. В рамках проекта была разработана письменность энцев и издан букварь. По инициативе ПОРА в Дудинке состоялась форсайт-сессия по сохранению и развитию энецкого языка. Энецкая письменность была представлена на специальном заседании ООН в Нью-Йорке. На сегодняшний день разработан оптимальный алфавит, а также наиболее органичный для говорящих на энецком способ записи звуков и слов. Зафиксированы

25 В переписях 1959 и 1979 гг. энцы не выделялись в отдельную этническую группу, при переписях их записывали ненцами или нганасанами.

26 Демоскоп-Weekly. URL: www.demoscope.ru/weekly/ssp/census.php?cy=1 (дата обращения: 20.04.2021).

27 Энецкий язык относится к самодийской группе уральских языков; выделяются два диалекта: маду (тундровый) и бай (лесной). До середины XX в. энецкий язык считался диалектом ненецкого.

28 По данным Управления коренных малочисленных народов, численность энцев Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 1 января 2019 г. составляла 156 чел. (в сельской местности проживало 116 чел., в ГП Дудинка — 40 чел.). Энцы зафиксированы в ГП Дудинка (из 77 человек 74 значатся в Потапово и 3 чел. — в п. Хантайское Озеро) и СП Караул (из 39 чел., 18 значатся в Воронцово, 10 чел. — в Тухарде, 9 — в Карауле, 2 — в Носке). Благодарим начальника управления Е. П. Сотникову за предоставленную информацию.

наиболее часто употребляемые варианты написания слов и словосочетаний. Предложенную письменность уже апробируют носители языка, применяя вновь созданный букварь при обучении детей поселка Потапово29.

В советское время не той дорогой мы пошли. Ведь в принципе северяне в детстве все исключительно на родных языках говорили. Вот лично я ни одного русского слова не знала. В тундре общались только на энецком. Ну еще мы, энцы, легко понимаем ненцев. А в школе нас учили лишь русскому языку. Так как среда была русскоязычная, то переход случился очень легко. И в интернате мы старались совсем не говорить на родном. Мы пели русские песни, танцевали русские танцы. Нам, конечно, никто не запрещал танцевать энецкие. Но это просто в голову не приходило. И все стерлось. Жаль, что не нашлось такого человека, который в свое время собрал бы нас всех и сказал, что вместе с русским обязательно нужно изучать родные языки. Учат же сейчас и русский, и английский параллельно. Думаю, что генетическая память не подведет — все энецкое смогут по крупицам восстановить. Дело это должно дать ростки. Пусть наш энецкий никому особенно не нужен, но между собой будем на родном говорить! (З. Н. Болина, энка, куратор проекта)30.

***

Одно из наблюдений в ходе наших многолетних исследований в Арктике состоит в том, что этничность часто проявляется не в массовых протестных движениях, а в персональных креативных инициативах. Какие бы методики мы ни применяли — интервью, анкетирование, включенное наблюдение, кибермониторинг, — все они указывают на связь очагов и эталонов этничности с референтными личностями.

Современные формы лидерства у коренного населения Таймыра охватывают все основные сферы жизни — от международной политики и общественных движений (ассоциаций, союзов) до руководства хозяйственной деятельностью и инициатив по сохранению и возрождению традиционных культур. В целом они имеют облик самореализации «новых лидеров» на поприще защиты прав коренного населения, решения региональных и социальных проблем, сохранения этнокультурного наследия. Прослойка лидеров, входящая в структуры районной администрации, и общественные организации взяли на себя ведение диалога с «Норникелем», нефтегазовыми компаниями, их дочерними

29 Образовательные проекты ПОРА представлены на Арктическом форуме в Питере // Московский комсомолец. URL: https://arh.mk.ru/culture/2019/04/11/obrazovatelnye-proekty-pora-predstavleny-na-arkticheskom-forume-v-pitere.html (дата обращения: 09.06.2021).

30 Огонь не имеет конца // Национальный акцент. URL: https://nazaccent.ru/content/13196-ogon-ne-imeet-konca.html (дата обращения: 10.04.2021).

предприятиями с целью регулирования взаимоотношений и поиска оптимальных решений сосуществования и сотрудничества. Представляя интересы коренного населения, этническая элита пытается осуществлять контроль над территориями и ресурсами, участвует в выработке экономических и гуманитарных стратегий региона. В разной степени попытки мобилизации этнического потенциала представителями коренного населения, власти и недропользователей становятся взаимовыгодными.

Полное единомыслие среди народов и лидеров Таймыра нереально и даже противоестественно, но выработка механизма согласования принципиальных позиций и их строгого соблюдения главными действующими лицами из числа КМНТ вполне возможны путем организации публичных дискуссий и подписания официальных меморандумов. Состояние этничности пяти народов Таймыра находится в прямой зависимости от активности их этноэлит и генерируемых ими этнополитических и этнокультурных проектов.

Основной проблемой формирования и устойчивости институтов этнического лидерства представляется адаптация к современным (политическим, индустриальным, финансовым) механизмам. Рыночное «вскрытие» культур не приобрело пока массового характера. Происходящие перемены порождают не только сожаления об утратах, но и проектные инициативы, расширяющие диапазон этничности и открывающие новые возможности активации этнокультурного потенциала (Головнёв 2021: 21). Немалую роль в расширении «проектного движения» играют широко используемые схемы материального поощрения проектов (гранты, субсидии, премии и др.). В этом отношении именно в проектном движении, на наш взгляд (сформированный на основе взглядов коренных жителей Таймыра), можно видеть перспективу этнокультурного развития и механизм стимулирования этого развития.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Антипина Н. А., Зенько А. П. Некоторые аспекты развития нетрадиционных видов туризма на территории Тюменской области // Научный вестник ЯНАО. Салехард, 2002. Вып. 9. С. 56-59.

Головнёв А. В. Крупный план в антропологии // Уральский исторический вестник. 2010. № 4 (29). С. 14-20.

Головнёв А. В. Новая этнография Севера // Этнография. 2021. № 1 (11). С. 6-24.

Головнёв А. В., Киссер Т. С. Проекции этничности коренных малочисленных народов России (по данным веб-опроса) // Уральский исторический вестник. 2021. № 2 (71). С. 80-89.

Головнёв А. В., Перевалова Е. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Этнопроект, или персонализация этничности (по материалам Уральской ЭтноЭкспедиции) // Уральский исторический вестник. 2016. № 4 (53). С. 142-148.

ПереваловаЕ. В. Обские угры и ненцы Западной Сибири: этничность и власть. СПб.: МАЭ РАН, 2019.

Balzer M. M. The Tenacity of Ethnicity. A Siberian Saga in Global Perspective. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1999.

REFERENCES

Antipina N. A., Zen'ko A. P. [Some aspects of the development of non-traditional types of tourism in the Tyumen region]. Nauchnyi vestnik YaNAO [Scientific Bulletin of the Yamalo-Nenets Autonomous District], 2002, no. 9, pp. 56-59. (In Russian).

Balzer M. M. The Tenacity of Ethnicity. A Siberian Saga in Global Perspective. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1999. (In English).

Golovnev A. V. [Close-up in anthropology]. Ural 'skii istoricheskii vestnik [Ural Historical Journal], 2010, no. 4 (29), pp. 14-20. (In Russian).

Golovnev A. V. [New Ethnography of the North]. Etnografia [Etnografía], 2021, no. 1 (11), pp. 6-24. (In Russian).

Golovnev A. V., Kisser T. S. [Ethnicity projections of the Indigenous minorities of Russia (web survey data)]. Ural'skii istoricheskii vestnik [Ural Historical Journal], 2021, no. 2 (71), pp. 80-89. (In Russian).

Golovnev A. V., Perevalova E. V., Belorussova S. Yu., Kisser T. S. [Ethnoproject, or ethnicity personalization (based on materials of the Ural EthnoExpedition)]. Ural 'skii istoricheskii vestnik [Ural Historical Journal], 2016, no. 4 (53), pp. 142-148. (In Russian).

Perevalova E.V. Obskie ugry i nentsy Zapadnoi Sibiri: etnichnost' i vlast' [Ob Ugrians and Nenets of Western Siberia: ethnicity and power]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2019. (In Russian).

Submitted: 10.05.2021 Accepted: 10.06.2021 Article published: 01.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.